Великий праздник
мусульман
«Курбан-байрам» - так называется один
из главных мусульманских праздников: праздник
жертвоприношения. Он отмечается в десятый день
последнего месяца мусульманского года -
зу-ль-хиджжа. В этот день в исламских странах
отправляют на заклание тысячи овец, баранов, коз,
верблюдов, всюду готовятся праздничные мясные
блюда. Не только богатые, но и бедные досыта едят
в этот день, так как две трети жертвенного мяса
раздается неимущим. По принятому в России
календарю курбан-байрам в 1998 году будут
отмечать 8 апреля.
Пять столпов ислама
Мусульмане утверждают, что их религия очень
разумна и не требует от человека ничего
невыполнимого. Каждый должен верить в единого
Аллаха, ежедневно возносить ему пять молитв,
соблюдать пост в священный месяц рамадан,
платить закят (благотворительный налог) и
раздавать милостыню бедным, а также совершить
паломничество в Мекку (хадж).
Последнее требование - самое трудновыполнимое,
но любой мусульманин, который в состоянии это
сделать, обязан хотя бы раз в жизни совершить
хадж. Тот, кто сделал это, получает почетный титул
«хаджи» и право носить зеленую чалму.
Паломничество к святыням Мекки установил для
своих единоверцев сам пророк Мухаммед. Хадж
выполняется в последний месяц года, поэтому он
называется зу-ль-хиджжа, что по-арабски означает
«обладающий паломничеством». Религиозные
торжества по случаю хаджа достигают высшей точки
в десятый день зу-ль-хиджжа. В этот день паломники
приносят в жертву животных, а те, кто не смог
отправиться в паломничество, совершают обряд
дома. Праздник жертвоприношения в нашей стране
известен под тюркским названием
«курбан-байрам».
Паломничество в Мекку сопряжено со
значительными трудностями и расходами, поэтому
оно по силам далеко не каждому. Не требуя от людей
чрезмерного, Коран предписывает каждому
мусульманину, обладающему для этого
достаточными средствами, совершать в
курбан-байрам жертвоприношение. Богатые могут
принести в жертву верблюда, бедные - козу, да и то -
в складчину. Но чаще всего это бывает овца или
баран. Обычно треть мяса используется
жертвователем для приготовления праздничной
домашней трапезы, а две трети раздается неимущим.
Никто не отлынивает от священной обязанности -
ведь щедрые жертвы зачтутся после смерти.
Мусульмане верят, что души умерших
направляются в рай по мосту Сират, перекинутому
над бездонной пропастью. Этот мост тонок, как
волос, и остр, как меч. Нечестивцы падают с моста в
пропасть и попадают в ад. Даже праведникам трудно
пройти по мосту Сират. Но в самые опасные минуты,
когда опора будет колебаться под ногами, их
поддержат стада жертвенных животных и не дадут
провалиться в адскую бездну.
Во время курбан-байрама люди надевают новую,
праздничную одежду. Они ходят друг к другу в
гости, дарят подарки. Столы с угощением
выставляют даже на улицу. В эти дни поминают
умерших, приходят к ним на могилы, молятся, читают
Коран. Но главные торжества проходят в Мекке.
Мусульманский хадж
Священные города Мекка и Медина закрыты для
немусульман.
Только правоверный может прикоснуться к их
святыням.
Традициями установлены и ряд других условий
для совершения паломничества в Мекку. Человек
должен достичь совершеннолетия, обладать
крепким здоровьем, находиться в ясном уме, быть
свободным, иметь достаточно средств на
путешествие и содержание семьи, остающейся дома,
он должен суметь обеспечить свою безопасность в
пути и начать хадж заблаговременно, чтобы
вовремя приступить к выполнению предписанных
обрядов. Кроме того, паломник обязан устроить все
дела, выполнить обязательства и рассчитаться с
долгами, привести в порядок имущество и т.д.
Прочитав напутственную молитву и
распрощавшись с домочадцами, он наконец
отправляется в трудный путь.
Когда-то дорога в Мекку была сопряжена с большими
опасностями и длилась долго. На кораблях и
караванными тропами прибывали путники в Аравию,
а затем в сопровождении специального конвоя
двигались через пустыню.
Современный транспорт сделал путешествие короче
и приятней, но и сейчас совершить хадж отнюдь не
легко.
Нынешние паломники обычно прилетают в Джидду,
где построен международный аэропорт, или
добираются до этого города морем. От Джидды до
Мекки всего чуть больше 70 километров, которые в
ХХ веке преодолеваются не на верблюдах по
караванной тропе, а в комфортабельных
автомобилях и автобусах по скоростной
автомагистрали. На короткое время малолюдные
аравийские города переполняются миллионами
паломников.
Войти в Мекку позволено только чистым. Чтобы
достичь ихрама - состояния ритуальной чистоты,
нужно выполнить предписанные очистительные
обряды, сотворить молитву и надеть ритуальное
одеяние (также называемое ихрамом), состоящее из
двух кусков белой ткани, которых никогда не
касалась игла. Одно полотнище оборачивается
вокруг бедер, а другое набрасывается на плечи. На
ноги паломники обувают сандалии. Мужчины
оставляют голову непокрытой, женщины носят
покрывало, полностью закрывающее волосы.
Прибыв в Мекку к седьмому числу зу-ль-хиджжа,
паломники первым делом поклоняются Каабе.
Обходом этого святилища начинается и
заканчивается хадж.
Святыни Мекки
Главной среди них считается храм Кааба с
замурованным в его стену Черным камнем. Предание
гласит, что
Кааба была первым святилищем на земле, а воздвиг
его первый человек - Адам.
Произошло это так. На седьмом небе, под самым
престолом Аллаха, стоит храм дивной красоты.
Каждый день более 70 тысяч ангелов совершают в
нем богослужения. Они проводят в храме один день,
покидают его и больше не возвращаются. Так было и
так будет до скончания веков.
Живя в раю, Адам внимал молитвам, возносимым
ангелами. Изгнанный из рая, он лишился этого
счастья. Тогда Адам попросил Бога разрешить ему
соорудить на земле подобие небесного храма.
Аллах внял его молитве и послал ангелов, которые
указали место, где следует возвести святилище.
Кааба и расположена как раз под ангельским
небесным храмом. Здесь находится центр
Вселенной и самая близкая к небу точка на
Земле.
Черный камень был подарен Адаму самим Аллахом.
Только первоначально он имел другой цвет. Это был
белый райский яхонт, в котором можно было увидеть
красоты рая. Но из-за порочности и грехов людей он
почернел.
Однако праведники и сейчас могут увидеть в этом
камне рай, а тот, кто увидел рай при жизни,
обязательно попадет туда после смерти.
Совершая обряд, паломники целуют Черный камень
или прикасаются к нему. Кому не повезло -
стараются хотя бы прикоснуться к тем
счастливчикам, кто удостоился великой радости
поцеловать Черный камень. Все вглядываются: не
мелькнет ли райский сад в Черном камне? Ну а в
Судный день камень превратится в ангела, который
засвидетельствует паломничество тех, кто
когда-либо прикасался к нему.
Во время всемирного потопа Кааба была поднята
на небо.
Потом она разрушилась от времени, а Черный
камень архангел Джибрил (Гавриил) унес на небо.
Восстановить
святыню Аллах поручил пророку Ибрахиму
(известному христианам как Авраам). Архангел
Джибрил возвратил Черный камень и замуровал его
в стену. На одном из камней, на который Ибрахим
вставал при кладке высоких стен, сохранился
отпечаток его ступни, также почитаемый
паломниками.
С именем Ибрахима и его сына Исмаила связаны
также другие святыни Мекки, например священный
источник Замзам, и обряды хаджа. Ибрахим
прославился как первый проповедник единобожия. У
него долго не было детей, так как жена Сара была
бесплодной. Когда Ибрахиму было уже больше
восьмидесяти лет, Сара сама предложила мужу
взять в жены служанку Хаджар. Пророк попросил
Бога даровать ему наследника. Аллах внял его
молитве, и Хаджар родила сына, которого нарекли
Исмаилом, что означает «послушник Божий». Но Сара
приревновала мужа к служанке и потребовала,
чтобы он выгнал Хаджар с сыном из дома. Следуя
воле Аллаха,
Ибрахим отвез Хаджар и Исмаила в Аравию и оставил
в пустынной Мекканской долине, где не было ни
воды, ни пищи. При этом он обратился с просьбой к
Богу, чтобы тот оделил Хаджар и сына плодами, а
люди стали к ним благосклонны.
В жаркой пустыне скромные запасы питьевой воды
у матери с сыном быстро иссякли. Малыш плакал,
страдал от жажды, а Хаджар металась от холма к
холму, но нигде не могла найти источника. В
отчаянии она семь раз пробежала между холмами
Сафа и Марва. В память о ее страданиях паломники,
приходящие в Мекку, тоже семь раз пробегают между
этими холмами.
Когда же Хаджар вернулась с пустыми руками,
рассерженный малыш топнул ножкой по иссушенной
безжалостным солнцем земле, и сразу же из-под его
пятки забила ключевая вода. Так возник священный
источник Замзам. Его вода считается целительной
и очищающей. Во время хаджа паломники совершают у
Замзама омовение, а священную воду набирают в
специальный сосуд и увозят с собой в качестве
реликвии. Около Замзама вскоре поселились
бедуины. Со временем они построили на этом месте
город Мекку.
Жертвоприношение Ибрахима
Обход Каабы, питье воды и омовение из Замзама,
бег между холмами Сафа и Марва составляют обряд
«малого паломничества» и могут выполняться
индивидуально. Остальные ритуалы хаджа
совершаются коллективно в строго установленные
дни.
Седьмого числа месяца зу-ль-хиджжа в главной
мечети Мекки и всего мусульманского мира -
Масджид ал-Харам - читается проповедь,
напоминающая об обязанностях паломника. На
следующий день паломники идут к священной горе
Арафат, находящейся в 25 километрах от города.
Ночь они проводят в долине Мина, наутро
продолжают путь, чтобы в полдень приступить к
обряду стояния у горы Арафат, который
продолжается до вечера. За это время многократно
читаются молитвы, произносится проповедь.
Верующие вспоминают пророка Мухаммеда,
объявившего здесь об обязанности хаджа. После
захода солнца паломники бегом следуют в долину
Муздалифа, где около ярко освещенной мечети в
посте и молитвах проводят ночь. Рано утром,
прочитав первую молитву, все возвращаются в
долину Мина, чтобы совершить
жертвоприношение.
История этого обряда такова. Однажды пророк
Ибрахим гостил в Аравии у дорогих его сердцу
Хаджар и Исмаила. Ночью ему приснился сон, что он
должен исполнить данный давным-давно обет -
принести Богу в жертву своего первенца.
Опечалился Ибрахим, но постарался о сне забыть -
слишком дорог был ему ребенок. Однако сон
повторился, и не раз. Тогда Ибрахим решил
выполнить волю Господа и десятого числа месяца
зу-ль-хиджжа велел Исмаилу пойти с ним вместе в
долину Мина. «Возьми с собой нож и веревку, чтобы
совершить жертвоприношение», - сказал отец сыну.
По дороге путникам встретился старец. Это
дьявол Иблис, приняв человеческий облик, решил
поколебать сыновнее смирение и покорность воле
Всевышнего.
- Куда путь держите? - спросил старец.
- Мы с отцом идем, чтобы принести жертву Богу, -
ответил Исмаил.
- А знаешь ли ты, кого принесут в жертву?
- Нет.
- Тебя, мальчик! Тебя! Мой тебе совет: не ходи
туда! Я послан, чтобы предупредить и спасти тебя.
- А по чьему желанию совершается эта жертва: по
воле отца или по воле Господа?
- По воле Господа.
- Тогда иди прочь, не искушай меня. Как же я могу
противиться воле Бога?!
Иблис не уходил, и Исмаилу пришлось прогнать
его камнями.
Дьявол еще два раза попытался заронить в душу
мальчика сомнения, но Исмаил остался
непреклонным. В
память об этом нынешние паломники по пути в
долину Мина трижды бросают камни, как бы побивая
коварного Иблиса.
На месте жертвоприношения отец рассказал сыну
о своем обете и о сне, который он видел. Исмаил
покорно разрешил отцу себя связать, лег на
жертвенник и приготовился принять удар ножа. Ни
на минуту в нем не возникло желания
воспротивиться воле Господа. И тогда в самое
последнее мгновение, убедившись в твердости веры
Ибрахима и Исмаила, Аллах остановил руку отца.
Архангел Джибрил заменил Исмаила на жертвеннике
бараном, который и был принесен в жертву Богу.
Предание говорит, что рога того барана долго были
выставлены в Каабе для всеобщего обозрения.
Каждый паломник завершает хадж обрядом
жертвоприношения.
Совершив его, он сбривает бороду, волосы и
закапывает их в долине Мина. Затем
возвращается в Мекку для последнего обхода
Каабы.
По пути домой многие паломники посещают для
поклонения другие святые места - гробницу
пророка Мухаммеда в Медине, мечеть в Медине,
мечеть Аббаса в Таифе и т.д. Яркие впечатления от
хаджа остаются на всю жизнь, и те, кому позволяют
средства и возможности, стараются совершить
паломничество повторно.
Виктор Ермаков |