Широкая
Масленица
В преддверии Великого поста
православный народ на целую неделю
предавался бесшабашному веселью и
чревоугодию. Это был самый разгульный и
хмельной праздник. Его отмечали и
верующие, и неверующие. Масленица
пришлась по душе русскому народу, любящему
широту во всем: работать - так до седьмого
пота, гулять - так на всю катушку. Потому и
Масленицу на Руси величают широкой. В 1998
году она проходит с 23 февраля по 1 марта.
Сырная седмица
Буйное веселье, с которым народ отмечает
Масленицу, недвусмысленно указывает на
языческие корни праздника. Это - проводы зимы,
встреча весны и лета. В античном мире на этом
природном рубеже устраивались греческие
вакханалии и римские сатурналии. Со временем они
превратились в Европе в веселые карнавалы, а на
Руси - в праздник Масленицы, отмечаемый целую
неделю.
Каждый день ее носит особое название:
понедельник - встреча, вторник - заигрыш, среда -
лакомка, четверг - широкий, пятница - тещины
вечерки, суббота - золовкины посиделки,
воскресенье - прощеный день.
В понедельник встречали Масленицу. Ее изображала
соломенная кукла, наряженная в кафтан и шапку,
подпоясанная кушаком, обутая в лапти. Ее возили
на санках по деревне, а затем - в гору,
приговаривая: «Приезжай ко мне, Масленица, в
гости на широк двор на горах покататься, в блинах
поваляться, сердцем потешиться. Приезжай ко мне
во тесовый дом душой потешиться, умом
повеселиться, речью насладиться». Когда салазки
добирались до вершины горы, дети с криком
разносили радостную весть: «Масленица приехала!
Масленица приехала!»
Во вторник начинались игры. Парни приглашали
девушек покататься с ледяных горок, угощались
блинами. Завязывались знакомства; если они
оказывались удачными, то молодежь долго не
тянула - после Пасхи играла свадьбы.
В среду тещи приглашали любимых зятьев и всех
родственников полакомиться блинами. На
следующий день гуляли на всю катушку. В пятницу
наступала очередь зятьев угощать блинами тещ. А в
субботу невестки приглашали к себе в гости
золовок.
В последний день праздника «Масленицу, Великую
Боярыню», провожали. Проводы сопровождались
разными веселыми обрядами. Обычно соломенную
куклу, изображавшую Масленицу в понедельник,
торжественно сжигали на костре, приговаривая:
«Полно, зимушка, зимовать, весна идет!» Затем
пепел развеивали по полю, чтобы собрать осенью
богатый урожай. В некоторых местностях вместо
куклы сжигали колесо, расписанное изображениями
«темной силы», или втыкали в землю шесты с
нанизанными на них пучками соломы и тоже
поджигали.
Последний день праздника - Прощеное
воскресенье - назван так потому, что в этот день
принято просить прощения друг у друга, чтобы
встретить Великий пост с чистой душой и совестью.
Испросив прощение, скрепляли дружбу поцелуем.
Православная церковь не одобряет масленичного
разгула.
Эта неделя, носящая название сырной седмицы, по
церковным канонам должна приуготовлять верующих
к Великому посту. Отказ от скоромной пищи
происходит постепенно: в сырную седмицу уже
нельзя есть мясные блюда, но не возбраняется
молоко, сыр, яйца, сливочное масло. Отсюда и
произошли названия праздника. Чревоугодие, как
всякое излишество, порицается церковью. Готовясь
к Великому посту, надо смирять греховные помыслы,
обуздывать страсти, думать о бессмертной душе, о
вечном.
Государев выход
Во времена Московской Руси Масленицу справляли
торжественно и с большим размахом. Сам государь
присутствовал на главных церемониях. Всё
начиналось в воскресенье, предшествующее
масленой неделе. С раннего утра царь со своей
многочисленной свитой отправлялся подавать
милостыню. Он посещал тюрьмы, богадельни,
сиротские дома, щедро наделяя своей милостью
всех несчастных и обездоленных. Этот царский
выход в народ именовался малым. Затем наступал
черед большого выхода - в Кремлевские соборы. В
сопровождении патриарха государь шел на службу в
Успенский собор. Отстояв заутреню, он выходил на
площадь перед собором, где разыгрывалось целое
представление - «действо Страшного суда». Здесь
уже заранее были сооружены два удобных места -
государево и патриаршее. Напротив патриаршего
места стоял помост, обшитый красным сукном. Его
называли «рундук». На рундуке помещалась большая
икона с изображением Страшного суда и аналой под
Евангелие и икону Божией Матери. Здесь же был
приготовлен стол для освящения воды. Выход царя с
патриархом сопровождался крестным ходом под
звон колоколов всех московских церквей.
Посмотреть батюшку-царя, а заодно и
театрализованное представление стекались толпы
народу. Как драгоценность берегли люди святую
воду, освященную самим патриархом.
Со второй половины масленой недели в царских
покоях начинались прощеные дни. Государь
объезжал не только городские, но и подмосковные
монастыри, везде жаловал щедрые подарки
богомольцам, «прощался» с монастырской братией
(то есть просил прощения у монахов за большие и
малые обиды), поминал родителей.
В пятницу царь точно так же «прощался» с царицею,
а в воскресенье в его покои приходили патриарх,
бояре и служилые люди, били челом, просили
прощения. Воскресным вечером царь наносил
ответный визит патриарху, где после знатного
обеда пились «прощальные чаши».
Последние монаршие милости традиционно
оказывались в первый день Великого поста. В этот
день царю докладывали об узниках тюрем и
колодниках, которые уже много лет сидят. Выслушав
их вины и сочтя понесенное наказание
достаточным, царь кое-кого отпускал на свободу.
Увеселения устроил царь
В XVIII веке на Масленицу в Москве произошли три
грандиозных царственных увеселения. Первое
устроил в 1722 году Петр после заключения
Ништадтского мира. В четвертый день Масленицы по
сигналу, данному ракетой, из Всехсвятского села
через Тверские ворота прямо в Кремль двинулся
потешный поезд, состоявший из множества морских
судов, поставленных на сани. В сани были
запряжены не только лошади, но и другие звери.
Например, князь Ромодановский с княжеской
короной на голове восседал в лодке, которую везли
два живых медведя. Флот возглавлялся Нептуном,
стоявшим с трезубцем в руках в колеснице, в
которую были запряжены две сирены. Сам государь в
мундире флотского капитана ехал со своими
генералами и адмиралами на огромном
трехмачтовом 18-пушечном корабле. Этого гиганта
тянули по снежной дороге 16 лошадей. За фрегатом
следовала венецианская гондола с государыней
Екатериной, наряженной пастушкой.
Сопровождавшие ее дамы были одеты в аравийские
одежды. В длинных и широких санях, сделанных
наподобие драконовой пасти, сидели придворные
шуты, наряженные разными птицами и зверями.
Шествие продолжалось до позднего вечера и
было встречено в Кремле фейерверком и пушечными
выстрелами.
Дщерь Петрова - императрица Елизавета I,
устроила грандиозное празднование Масленицы в
селе Покровском. После нее Екатерина Великая
провела веселый народный маскарад в 1763 году,
вскоре после своей коронации. Это празднество
было подробно описано в книге «Торжествующая
Минерва». Программу его составил первый русский
актер Федор Григорьевич Волков, лично
распоряжавшийся маскарадом. Театрализованное
действо было разделено на девять отделений, в
которых в аллегорической форме бичевались
разные пороки и восславлялся золотой век. Стихи
для представления написал придворный поэт
Александр Петрович Сумароков.
Народные игрища
Вероятно, всем, кто не равнодушен к искусству,
известна картина В.И.Сурикова «Взятие снежного
городка»: русский молодец на лихом коне под
восторженные крики парней и девушек на всём
скаку таранит стену снежной крепости. Такая
забава была широко распространена на Масленицу в
прошлом веке в Сибири. Чтобы сокрушить прочные
снежные стены, схваченные добрым морозцем, от
игроков требовались сила, отвага, умение владеть
конем, немалое мужество. Можно было запросто
вылететь из седла, в кровь разбить лицо и нос, а то
и поломать кости. Зато покоритель снежной
крепости становился настоящим героем: каждая
девушка мечтала о таком парне.
Снежный городок, сооружаемый на Масленицу,
символизировал последний оплот зимы, а его
крушение означало победу весны и лета. Вместо игр
с осадой и защитой снежной крепости часто
устраивалась обычная молодецкая потеха -
кулачные бои «стенка на стенку». Команды
подбирались задолго до дня сражения. Бои
проходили в чистом поле, на замерзших реках, на
городских площадях. Их воспевали в былинах и
народных песнях. Многочисленные зрители
подбадривали своих земляков, а то и сами вступали
в схватку. Годами выработанные правила позволяли
избегать серьезных увечий, но синяки под глазами,
выбитые зубы и даже сломанные ребра были отнюдь
не редким явлением.
Забавы девушек были более спокойными, но не
менее веселыми. Повсюду, на городских бульварах и
деревенских площадях, сооружались взлетавшие до
небес качели. От рассвета до заката им не
приходилось простаивать ни минуты - одна пара
сменяла на качелях другую.
Не были забыты ни игра в снежки, ни катания с
горки. Даже старики не стеснялись повеселиться,
покататься на саночках. На старинных открытках
часто можно видеть захмелевшего мужика,
спускающегося на санках с горы и крепко
прижимающего к груди большую бутыль сивухи. Не
обходилась Масленица и без ряженых. Часто они
впрягались в сани вместо лошадей и весело бегали
по деревенским улицам.
Еще любил народ устраивать санные поезда. Под
песни, веселые крики, игру на гармошке и
балалайке вихрем неслись друг за другом по
улицам сани, в которых всегда находилось
место и для штофа «государева вина», и для
«блинного ящика».
Перед Масленицей игрались последние свадьбы -
начиная с недели мясопустной и в течение всего
Великого поста совершать обряд венчания церковь
запрещала. Всю сырную неделю друзья и знакомые
ходили к новобрачным в гости, чествовали
молодоженов.
К теще на блины
Кого ни спроси, что такое Масленица, ответят -
блины. Без блинов это был бы уже совсем другой
праздник. Круглый, как солнце, такой же
золотистый и обжигающе горячий, аппетитный и
румяный блин всю неделю занимал главное место на
столах и у богатых, и у простого люда. Печь блины
готовились с понедельника.
Первый блин полагалось отдавать нищим на помин
усопших. В некоторых местностях его оставляли на
чердаке, около слухового окошка, чтобы души
умерших родственников тоже отведали праздничной
еды, когда невидимо посетят свой дом.
Хоть и просты на вид блины, но приготовить
хорошую опару - целое кулинарное искусство. Не
обходилось здесь без примет и заговоров. Первую
опару полагалось готовить втайне от домашних. За
чистой водой ходили старшие в семье женщины на
речку или к колодцу вечером, когда на небе
появлялись первые звезды. Опару ставили на снег и
обращались за помощью к месяцу: «Месяц, месяц,
золотые рожки, выгляни в окошко, подуй на опару».
Кто не забудет так сделать - у того выйдут не
блины, а объеденье: белые, воздушные, лакомые.
Чтобы все ладилось в хозяйстве молодоженов,
теще полагалось обучить свою дочку искусству
печения блинов. Зять должен был не забыть
пригласить тещу для этого дела. Такое
приглашение было очень почетным, и званая теща
гордилась оказанным уважением. Пренебрежение
этим обычаем запросто могло на веки вечные
рассорить зятя и тещу. Еще с вечера званая теща
присылала в дом новобрачных кухонную утварь,
необходимую для печения блинов, а тесть - мешок
гречневой муки и сливочное масло. Только в
богатых домах тесто для блинов замешивали на
белоснежной пшеничной муке. Настоящие же
народные блины пеклись во всю сковороду либо из
одной гречневой муки, либо из смеси гречневой с
пшеничной. Толстые маленькие блины из пшеничного
теста в народе называли оладьями.
В среду на сырной неделе теща сама звала зятя к
себе на блины. Хорошая хозяйка угощала гостей на
славу. Не зря среду именовали «лакомкой», а в
песнях распевали о том, «как зять тещу хвалил, за
угощенье ей спасибо говорил».
Целую неделю на Масленицу ходили друг к другу в
гости, съедали горы блинов - с маслом, со сметаной,
с икрой, красной рыбой, с грибами, с медом.
Запивали пенным пивом, хмельным вином,
забористой водочкой. На угощение не скупились -
даже говорили: «Последнюю юбчонку с себя продай,
а Масленицу отгуляй».
Но у любого праздника есть конец. Сразу же на
память приходит другая народная поговорка: «Не
всё коту Масленица - будет и Великий пост». Начало
Великого поста сразу же отодвигало в прошлое и
веселые игры, и чревоугодие. Хватит,
напраздновались, пора подумать и об ином - о своей
бессмертной душе, о вечном...
Виктор Ермаков |