3W.SU
Библиотека непознаного

Библиотека непознанного

Праздник Сретенья Господнего

В  феврале,  когда  стоят  последние  трескучие  морозы,  настает пора одного из самых больших христианских  праздников - Сретенья Господнего. С давних времен он широко  празднуется на Руси. Народ, не шибко знающий Библию,  истолковывал  название по-своему,  по-простому: это зима с весной встречается.   Но  по  церковным канонам смысл праздника, конечно, совсем иной.    Долгий век старца Симеона 

В третьем веке до нашей эры жил в Иерусалиме старый священник Симеон. Его погодки давным-давно умерли. На его  глазах рождались, взрослели, старели и сходили в могилу иные поколения - одно за другим. Сам он уже устал от дел земных:  не шутка - три  с половиной века ходил по земле,  но Бог не торопился призывать его на небо.

Симеон вел праведную жизнь. Говорили, что Святой Дух был на нем. Но не только в награду за благочестие Господь даровал ему долголетие. Согласно легенде, Симеон был одним из 72  «толковников»,  присланных иерусалимским первосвященником Елеазаром по просьбе царя Птолемея Филадельфа в Александрию египетскую для перевода на греческий Ветхого Завета, которым царь хотел пополнить свою знаменитую библиотеку. Раздумывая над переводом, Симеон усомнился в точности передачи пророчества Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Он уже хотел исправить слово «Дева» на «женщина», но Святой Дух остановил его руку.  И было предсказано Симеону, что он сам сможет убедиться в точности этого предсказания: смерть смежит его очи, не раньше чем он увидит Христа-Спасителя, рожденного  непорочной Девой. 

В один из зимних дней на Симеона снизошло вдохновение: силы, как в молодости, вернулись к дряхлому старику, и  он понял, что великий момент настал. Рука божьего провидения направила его к Иерусалимскому храму. Вслед за ним под величественные своды ступили Дева Мария с младенцем на руках и ее муж - Иосиф.  По закону Моисея, мальчик-первенец в любой семье посвящался Богу. Чтобы выкупить его, родители должны  были принести  в жертву двух горлиц или двух птенцов голубиных. Прошло сорок дней, как Мария родила. Дни очищения закончились и настало время совершения обряда.

Увидев супругов, Симеон  понял, что дождался явления Спасителя. Подойдя к Марии, он взял младенца на руки и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего,  Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению  язычников и славу народа  Твоего Израиля».  Так состоялась  встреча (по-старославянски  - сретение)  Симеона и Христа, так осуществилось пророчество Святого Духа.

На следующий день умиротворенный старец умер, а в честь чудесного события позднее был установлен христианский праздник. Три капли воска  Точный год, когда начали праздновать Сретенье, неизвестен, но церковные писатели III-IV веков уже упоминают о нем. О чудесах, связанных с этим торжеством, рассказывают такую историю. В конце 541 года, во времена правления императора Юстиниана, на Восточную Римскую империю обрушились бедствия. Сначала в Константинополе и его окрестностях началась эпидемия чумы, от которой жители умирали тысячами. Потом в провинции Антиохия произошло ужасное землетрясение, повлекшее за собой много жертв и громадные разрушения. В день Сретенья Господнего в Константинополе состоялось торжественное богослужение, на котором Всевышнего просили об избавлении от несчастий. И произошло чудо - бедствия прекратились. С тех пор благодарные воспоминания о Божьей милости наполнили праздник особой торжественностью.

Сретенье Господне отмечается у православных в течение 9 дней - с 14 по 22 февраля (по новому стилю), если только Великий пост не сократит этого срока. Сам праздник приходится на 15 число, остальные же дни считаются предпраздничными и послепраздничными.

Песнопения и молитвы прославляют не только Господа, но и Деву Марию, а также святых Симеона и Анну. Старица Анна жила при храме и вслед за Симеоном провозгласила младенца Христа Спасителем. У католиков Сретенье называют праздником Симеона - главного действующего лица этой библейской истории.  
Со Сретеньем связаны особые народные приметы и гадания. Стоя за обедней со свечкой в руках, примечали: у кого она раньше погаснет, значит, тот раньше других умрет. Если свеча продолжала гореть всю дорогу до дома, это считалось хорошим предзнаменованием. А тому, кому по дороге на руку капало три капельки расплавленного воску с его свечи, в будущем году должна была сопутствовать удача. Дома этой свечкой слегка подпаливали крест-накрест волосы, а потушенную свечу разламывали на кусочки и раскладывали в избе и в хлеву, чтобы защитить скот и имущество от грозы и молний. Этнографы видят в этих обрядах пережитки языческого праздника почитания огня - Громницы. Зима встречается с весной  И все же для народа главным смыслом февральского праздника стало зримое приближение весны.  В этот день примечали погоду: «Какова погода на Сретенье, такова и весна будет». Если ночное небо накануне Сретенья чистое и звездное, то зима еще долго будет властвовать и не скоро уступит дорогу весне. То же самое обещает хмурый, холодный день. Но если начиналась капель, появлялись лужицы, бежали робкие ручейки, то весна ожидалась ранняя и бурная. Впрочем, не всех ранняя весна радовала: в иных губерниях такую весну называли «мокрой и гнилой».

Вечером, коли «солнышко-ведрышко» выглядывало перед закатом из-за горы, оно предвещало, что закончились зимние морозы. Ну а когда в Сретенье мела метель, ждали бескормицы: «Коли на Сретенье метель дорогу переметет, то корма-то подберет». Действительно, когда весна запаздывала и долго приходилось ждать свежей травки, у многих хозяев недоставало припасенного для скотины корма.

Многовековой опыт земледельцев выработал и другие народные приметы, связанные с погодой и урожаем: «На Сретенье капель - урожай на пшеницу». «Если в Сретенье снег поутру - урожай ранних хлебов, если снег в полдень - урожай средних хлебов, если снег к вечеру - урожай поздних хлебов». Ветреная погода в праздник Сретенья сулила урожай фруктовых деревьев. Некоторые садоводы, придя от заутрени, трясли деревья руками, «чтобы были с плодами». Птицеводы обильно кормили в праздник кур овсом, «чтобы лучше неслись и чтоб яйца крупнее были».

А на Средней Волге ребятишки в старину собирались на берегу реки и песнями заклинали выглянуть красное солнышко. Если оно появлялось, радовались все - от мала до велика. Защита от бед и напастей Сретенье приходится на то время, когда зимние припасы подходят к концу, а до благодатного лета еще далеко. Полевые мыши, опустошив свои кладовые, подбираются к крестьянским запасам.  В старое время для борьбы с мышами прибегали к особому обряду, который совершался накануне Сретенья специалистами-знахарями. Досыта попив-поев у хлебосольного хозяина, знахарь приступал к делу.  Из середины заклинаемого стога, необмолоченного снопа пшеницы или ржи с четырех сторон вытаскивал он по клоку сена либо пучку колосьев.  Бережно сложив все в кучу и  пошептав заговоры, он переносил сено и колосья в избу. Там уже топилась тщательно выметенная и вычищенная печь. Знахарь раскладывал хлеб и сено в печи и поджигал их докрасна раскаленной кочергой. Когда они сгорали, оставшуюся золу тщательно собирали и несли на гумно, где ссыпали в то же самое место, откуда брали. Знахарь, сопровождаемый хозяином и его женой, которые на новом полотенце несли ему хлеб-соль, читал, высыпая золу, заклинание: «Как железо на воде тонет, так и вам, гадам, сгинуть в преисподнюю, в смолу кипучую, в ад кромешный. Не жить вам на белом свете, не видать вам травы муровой, не топтать вам росы медяной, не есть вам белоярой пшеницы, не таскать вам золотого ячменя, не грызть вам полнотелой ржи, не точить вам пахучего сена. Заклинаю вас, мышей, моим крепким словом на веки веков. Слово мое ничем не порушится!»  После такого страшного заклинания мыши должны были перевестись начисто, а стога сохраниться в целости и сохранности до нового урожая. Покончив с трудным делом, знахарь шел в избу, где хозяин снова угощал его от всего сердца. 

В старых русских деревнях ходили легенды про Коровью Смерть - старуху ужасного вида, у которой вместо рук - грабли. Осенью ей не давали ходу в деревню, окружив все поселение вспаханной с соответствующими заклинаниями бороздой. Из-за этого Коровьей Смерти всю зиму приходилось скитаться по лесу. Но со временем сила  борозды ослабевает. Ко дню Сретенья, когда весеннее солнышко будит злую и голодную лиходейку, Коровья Смерть становится особенно опасной. Она так и норовит проникнуть в хлев или коровник, въехав в деревню на чьих-то санях или на плечах путника - ведь самостоятельно перескочить через магическую борозду она не может. Из-за этого на Сретенье ни сами не отправлялись в дальнюю дорогу, ни гостей не привечали. А хлевы тщательно запирали и раскладывали в них старые лапти, пропитанные дегтем, так как верили, что дегтярный дух отпугивает Коровью Смерть и прочую заразу.

Поверье, что на Сретенье не следует отправляться в путешествие, имело вполне рациональную основу. Переменчивая погода делала ненадежными и смертельно опасными зимние дороги, проложенные по руслам скованных льдом рек. И эти реки, и неожиданно начинающиеся метели становились причиной гибели многих путников. Что же касается дегтя, то его бактерицидные свойства хорошо известны медицине, и он вполне мог защитить скотину, ослабевшую за зиму на сухой и скудной еде, от болезней и падежа.

Если старуха - Коровья Смерть лезет в хлев, то дед-домовой, по преданиям, норовит забраться в конюшню. Ему нравится кататься по ночам на лошадях, которых хозяева обнаруживают утром усталыми, возбужденными, покрытыми пеной. Коли хозяин чем-то не угодил домовому, то в ночь со Сретенья на так называемые Починки домовой может заездить коня насмерть. Легко представить, что это означало для крестьянина, у которого конь был главной тягловой силой. Желая предотвратить несчастье, домового старались заранее ублажить. Ему ставили в конюшню вкусное, по мужицким понятиям, угощение: пироги, щи, кашу, самогонку. Если к утру еда исчезала, то, стало быть, домовой не побрезговал угощением и теперь пакостить не будет. Однако в ночь со Сретенья на Починки лошадям на всякий случай надевали на шею хомут и онучи: пусть домовой, если все же придет покататься, учует запах хозяина и подумает, что он сам сидит на лошади.

Не только Коровья Смерть, но и прочая нечисть особенно активизируется на Сретенье. В народе говорили, что в эти дни распахиваются ворота преисподней и все небо усеяно всякими «черными да лукавыми», принимающими облик летучих мышей и птиц. Они так и норовят влететь в трубу и поселиться в доме. Много козней может причинить нечисть тому хозяину, который поленится от нее избавиться. Поэтому через три дня после Сретенья печные трубы не только закрывали вьюшками, но и обмазывали глиной, а для того, чтобы выкурить уже успевших угнездиться в доме тварей, приглашали знахаря.

Виктор ЕРМАКОВ  

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru