Л. Р о н Х а б б а р д УСПЕХ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ Изучая этот курс, будьте полностью уверены в том, что Вы не пропустили ни одного слова, которого не вполне поняли. ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА, ИЗ-ЗА КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК БРОСАЕТ УЧЕБУ ИЛИ СБИВАЕТСЯ С ТОЛКУ ЛИБО СТАНОВИТСЯ НЕСПОСОБНЫМ К ОБУЧЕНИЮ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОН ПРОПУСТИЛ СЛОВО, КОТОРОЕ НЕ БЫЛО ПОНЯТО. За словом, которое человек не определил и не понял, следует путаница или даже неспособность понимать и учиться. Случалось ли с вами, что, прочитав страницу, вы осознавали, что ничего из прочитанного не помните? Что же, где-то на этой странице вы пропустили слово, значения которого вы не поняли или поняли неправильно. Вот пример: "Было обнаружено, что при наступлении крепускулы, дети ведут себя тише, а в ее отсутствие они более оживлены". Видите, что получается: вы думали, что вы ничего не поняли, но ваша неспособность понять полностью объясняется тем, что вы не поняли всего лишь одно слово: "крепускула", что значит "сумерки". Возможно, вам придется смотреть в словаре не только новые или необычные для вас слова. Значения некоторых общеупотребительных слов иногда бывают неверно поняты в данном контексте, и в результате может возникнуть путаница. Это положение о том, что нельзя пропускать слова, значение которых не понято, является важнейшим постулатом во всей теории обучения. Любой предмет обучения, за который вы принялись и бросили, содержал слова, значения которых вы не сумели понять. Итак, при изучении материалов этой брошюры, будьте полностью уверены в том, что вы ни разу не пропустили слово, значения которого не поняли вполне. Если материал становится запутанным или вы не можете понять его, это значит, что ранее вам встретилось слово, значения которого вы не поняли. Не двигайтесь дальше, вернитесь к моменту ДО возникновения трудностей, отыщите это непонятое вами слово и определите его значение. СОДЕРЖАНИЕ Важное замечание ........................................... Введение ................................................... Правила для студентов ...................................... Составление расписания ..................................... Расписание ................................................. Контрольный лист ........................................... ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБЩЕНИЮ Тренировочное упражнение 0-А: просто сиди .................. Тренировочное упражнение 0-Б: смотри на кого-нибудь ........ Тренировочное упражнение 1-А: поговори с кем-нибудь ........ Тренировочное упражнение 1-Б: говори, несмотря на помехи ... Тренировочное упражнение 1-В: доведи свое сообщение до сознания слушателя ........................................ Тренировочное упражнение 2-А: слушай ....................... Тренировочное упражнение 2-Б: простое подтверждение ........ Тренировочное упражнение 2-В: полное подтверждение ......... Тренировочное упражнение 2-Г: добивайся, чтобы кто-то продолжал говорить ........................................ Тренировочное упражнение 2-Д: сумей не ответить ............ Тренировочное упражнение 2-Е: прекращение расспросов ....... Тренировочное упражнение 3-А: начни разговор ............... Тренировочное упражнение 3-Б: добейся, чтобы молчащий заговорил ................................................. Тренировочное упражнение 3-В: верни собеседника к теме разговора ................................................. Тренировочное упражнение 3-Г: переведи разговор на другую тему ...................................................... Тренировочное упражнение 4-А: получи ответ на вопрос ....... Тренировочное упражнение 4-Б: устрани эмоциональную заминку в общении ................................................. Тренировочное упражнение 4-В: завершение разговора ......... Заключительное замечание ................................... Примеры использования тренировочных упражнений по общению .. РАЗДЕЛ СУПЕРВАЙЗЕРА Как руководить этим курсом ................................. Начинаем сразу ............................................. Составление расписания ..................................... Пример расписания .......................................... Партнерство ................................................ Когда напарника сразу не найти ............................. Аудитория курса ............................................ Как делать упражнения ...................................... Тренировка ................................................. Примеры .................................................... Простота упражнений ........................................ Поощрения .................................................. Об авторе .................................................. Словарь специальных терминов ............................... Другие книги Л.Рона Хаббарда ............................... Адреса организаций ......................................... ВВЕДЕНИЕ Добро пожаловать на курс "Успех через общение"! *1* Мы уверены, что с тем, что вы узнаете из этого курса, вы сумеете добиться большего успеха в жизни. Общение - один из жизненно важных видов деятельности, и цель этого курса - помочь Вам развить способности вести общение и управлять им в любой общественной, деловой или иной ситуации. Эта брошюра содержит все материалы, которые нужны вам, чтобы изучить этот курс. Чтобы помочь вам в изучении курса, существуют несколько простых правил, которым мы вас просим следовать. Эти правила изложены на стр. 1 брошюры, они многим помогли извлечь максимум из этого курса. Вам будет назначен еще один человек для совместной работы над курсом. Мы называем этого человека вашим "напарником" для данного курса. Ваш напарник может быть вашим супругом или другом, который изучает этот курс вместе с вами, либо другим человеком, которого Супервайзер курса *2* может назначить для вас. Первое, что вам и вашему напарнику следует сделать - это составить расписание, которого вы оба можете придерживаться. На стр. 3 этой брошюры вы найдете инструкции, как составлять расписание. В конце брошюры, начиная со стр. 129, находится словарь специальных терминов, используемых в курсе, которые могут быть незнакомы вам. Они объясняются также в подстрочных примечаниях к странице, на которой они встречаются впервые. Если вам встретился термин, которого вы не понимаете и которого нет в словаре терминов - посмотрите его в словаре или обратитесь за помощью к Супервайзеру. Если у вас возникнут вопросы, связанные с материалом курса, или какие-нибудь трудности в изучении какой-либо части курса, обращайтесь к Супервайзеру. Его работа - помочь вам извлечь максимально возможную пользу из этого курса. Чтобы извлечь пользу из курса, вам нужно только изучать материалы точно в том же порядке, в каком они расположены в курсе, и быть настойчивым в выполнении каждого упражнения до тех пор, пока вы не достигнете намеченного результата. В результате изучения этого курса многие ощутили существенные изменения в своей способности к общению. Курс "Успех через общение" улучшил жизнь многих. Он может улучшить и вашу жизнь. Всё, что вам нужно для этого делать - это применять в своей жизни то, чему вы научитесь здесь. Начинайте немедленно. Вы тоже можете достичь Успеха Через Общение! __________________________ *1* общение: обмен мыслями между двумя людьми. *2* Супервайзер курса: инструктор, ответственный за курс и студентов. ПРАВИЛА ДЛЯ СТУДЕНТОВ Для того, чтобы курс проходил гладко, нужны некоторые правила или соглашения. Для этого курса - правила такие: 1. Будьте вовремя в классе. Если по какой-нибудь крайне неотложной причине вы не сможете придти на занятия в тот день или в то время, которое вы с напарником назначили для себя, предупредите Супервайзера об этом как можно раньше. Это очень важно, потому что Супервайзер может назначить кого-нибудь временно поработать с вашим напарником. 2. Во время прохождения курса достаточно спите и хорошо питайтесь. 3. Не принимайте никаких лекарств или алкоголя в период прохождения курса без специального разрешения Супервайзера. (Если Вы принимаете прописанные врачом лекарства, то, пожалуйста, сообщите об этом Супервайзеру). 4. Курить можно только во время перерывов и только за пределами аудитории. 5. Не ешьте и не храните еду в аудитории. 6. Если у вас возникнут проблемы с пониманием любых материалов курса или что-нибудь покажется вам запутанным, сразу сообщите об этом Супервайзеру, чтобы он мог помочь вам. Не задавайте вопросов другим студентам: у них могут быть те же трудности. Всегда спрашивайте Супервайзера. Это очень важно. СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ Важным условием гладкого и успешного прохождения курса является составление вами и вашим напарником хорошего расписания занятий, удобного для вас обоих. Составьте расписание, удобное для вас обоих, и затем четко придерживайтесь его. Заполните бланк на следующей странице расписанием, составленным вами и напарником. Подложите лист копирки под бланк расписания (есть еще один бланк, который вы вырвете и отдадите Супервайзеру). Теперь пометьте в бланке крестиками (ххх) те часы каждого дня, когда вы заняты работой, учебой или другими делами. Так же пометьте время, когда вы не будете изучать курс, например, время обеда и ужина. После этого останутся пустые места в бланке, соответствующие незанятым интервалам времени. В этих "окнах" пометьте вертикальными линиями (|||) те часы, в которые вы и ваш напарник будете посещать занятия. (На стр. 105 этой брошюры приведен пример расписания, который может оказаться полезным для Вас). Составив расписание, вырвите второй его экземпляр (стр. 7) и отдайте его Супервайзеру, чтобы он мог видеть, когда вы будете на занятиях. ххх - занят ||| - время изучения курса РАСПИСАНИЕ (ЭКЗЕМПЛЯР СТУДЕНТА) Фамилия студента____________________ Телефон________________ Адрес_______________________________________________________ Фамилия напарника___________________ Телефон________________ Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс _____________________________ 9:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 10:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 11:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 12:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 13:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 14:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 15:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 16:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 17:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 18:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 19:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 20:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 21:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 22:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 23:00 ! ! ! ! ! ! ! ! ----------------------------- РАСПИСАНИЕ (ЭКЗЕМПЛЯР РУКОВОДИТЕЛЯ) Фамилия студента____________________ Телефон________________ Адрес_______________________________________________________ Фамилия напарника___________________ Телефон________________ Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс _____________________________ 9:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 10:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 11:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 12:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 13:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 14:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 15:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 16:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 17:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 18:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 19:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 20:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 21:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 22:00 ! ! ! ! ! ! ! ! 23:00 ! ! ! ! ! ! ! ! ----------------------------- (Лист вырывается и вручается руководителю курса) КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ _______________________ _____________________________ фамилия профессия _______________________ _____________________________ дата начала дата окончания Это - контрольный лист. Он содержит список теоретических *1* и практических *2* шагов изучения, которые выполняются последовательно и увеличивают знания и навыки, необходимые для успешного завершения курса. Этот курс состоит из упражнений, призванных помочь вам лучше понять и повысить вашу способность к общению. Они называются "тренировочными упражнениями", или "тренировочными программами" и обозначаются английским сокращением "TR". После завершения выполнения каждого из пунктов контрольного листа поставьте свои инициалы и дату на соответствующей строчке. Для каждого упражнения в брошюре имеется специальный лист, на котором вы и ваш напарник расписываетесь в том, что выполнили это упражнение. После этого лист вырывается и кладется на стол руководителю, прежде чем вы приступите к следующему упражнению. 1. Прочтите "Важное замечание" на стр. V. ______ 2. Прочтите "Правила для студентов" на стр. 1. ______ 3. Прочтите "Тренировочные упражнения по общению" на стр. 17. ______ _________________________ *1* теория: часть курса, в которой изучаются письменные материалы. *2* практика: применение изученного с целью приобретения навыка. 4. Тренировочное упражнение по общению 0-А: а. Прочтите TR 0-A. ______ б. Выполните TR 0-A. ______ в. Тренируйте напарника по TR 0-A. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 5. Тренировочное упражнение по общению 0-Б: а. Прочтите TR 0-Б. ______ б. Выполните TR 0-Б. ______ в. Тренируйте напарника по TR 0-Б. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 6. Тренировочное упражнение по общению 1-А: а. Прочтите TR 1-A. ______ б. Выполните TR 1-A. ______ в. Тренируйте напарника по TR 1-A. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 7. Тренировочное упражнение по общению 1-Б: а. Прочтите TR 1-Б. ______ б. Выполните TR 1-Б. ______ в. Тренируйте напарника по TR 1-Б. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 8. Тренировочное упражнение по общению 1-В: а. Прочтите TR 1-В. ______ б. Выполните TR 1-В. ______ в. Тренируйте напарника по TR 1-В. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 9. Тренировочное упражнение по общению 2-А: а. Прочтите TR 2-A. ______ б. Выполните TR 2-A. ______ в. Тренируйте напарника по TR 2-A. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 10. Тренировочное упражнение по общению 2-Б: а. Прочтите TR 2-Б. ______ б. Выполните TR 2-Б. ______ в. Тренируйте напарника по TR 2-Б. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 11. Тренировочное упражнение по общению 2-В: а. Прочтите TR 2-В. ______ б. Выполните TR 2-В. ______ в. Тренируйте напарника по TR 2-В. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 12. Тренировочное упражнение по общению 2-Г: а. Прочтите TR 2-Г. ______ б. Выполните TR 2-Г. ______ в. Тренируйте напарника по TR 2-Г. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 13. Тренировочное упражнение по общению 2-Д: а. Прочтите TR 2-Д. ______ б. Выполните TR 2-Д. ______ в. Тренируйте напарника по TR 2-Д. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 14. Тренировочное упражнение по общению 2-Е: а. Прочтите TR 2-Е. ______ б. Выполните TR 2-Е. ______ в. Тренируйте напарника по TR 2-Е. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 15. Тренировочное упражнение по общению 3-А: б. Прочтите TR 3-A. ______ б. Выполните TR 3-A. ______ в. Тренируйте напарника по TR 3-A. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 16. Тренировочное упражнение по общению 3-Б: а. Прочтите TR 3-Б. ______ б. Выполните TR 3-Б. ______ в. Тренируйте напарника по TR 3-Б. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 17. Тренировочное упражнение по общению 3-В: а. Прочтите TR 3-В. ______ б. Выполните TR 3-В. ______ в. Тренируйте напарника по TR 3-В. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 18. Тренировочное упражнение по общению 3-Г: а. Прочтите TR 3-Г. ______ б. Выполните TR 3-Г. ______ в. Тренируйте напарника по TR 3-Г. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 19. Тренировочное упражнение по общению 4-А: а. Прочтите TR 4-A. ______ б. Выполните TR 4-A. ______ в. Тренируйте напарника по TR 4-A. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 20. Тренировочное упражнение по общению 4-Б: а. Прочтите TR 4-Б. ______ б. Выполните TR 4-Б. ______ в. Тренируйте напарника по TR 4-Б. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 21. Тренировочное упражнение по общению 4-В: а. Прочтите TR 4-В. ______ б. Выполните TR 4-В. ______ в. Тренируйте напарника по TR 4-В. ______ г. Заполните аттестационный лист для этого упражнения. ______ 22. Прочтите "Заключительное замечание" на стр. 91. ______ ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТА Я подтверждаю, что я завершил выполнение заданий, перечисленных в Контрольном листе, что я знаю материалы и научился вести общение и управлять им. _______________________ _________________________ студент дата Я подтверждаю, что я тренировал этого студента в меру моих сил и что он выполнил все требования этого курса и научился вести общение и управлять им. _______________________ _________________________ Супервайзер дата ЭКЗАМЕНАТОР СТУДЕНТА *3* Проверено, что контрольный лист студента заполнен и что студент удовлетворяет всем требованиям курса. _______________________ _________________________ экзаменатор студента дата __________________________ *3* экзаменатор студента: в саентологической организации - лицо, проверяющее, что студенты заполнили свои контрольные листы и удовлетворяют всем требованиям курса. АТТЕСТАЦИЯ СТУДЕНТА В ОТДЕЛЕ СЕРТИФИКАТОВ И НАГРАЖДЕНИЙ *4* Я подтверждаю, что я: a. Надлежащим образом поступил на курс. б. Заплатил за курс. в. Изучил и понял все материалы, входящие в Контрольный лист. г. Выполнил все упражнения, входящие в Контрольный лист. е. Могу применять эти данные в своей жизни. _________________________________ ____________________ студент дата _________________________________ ____________________ отдел сертификатов и награждений дата РЕГИСТРАТОР *5* Студенту вручен его сертификат. _________________________________ _____________________ регистратор дата (передайте этот контрольный лист Администратору курса *6* для подшивки в досье студента). ______________________ *4* отдел сертификатов и награждений: отдел организации, ведущий записи, подтверждающие добросовестно полученную квалификацию. *5* регистратор: в саентологической организации лицо, ведущее записи о саентологических услугах. *6* администратор курса: штатный сотрудник, ответственный за записи и материалы курса. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ОБЩЕНИЮ Цель этих упражнений - научить человека ВЕСТИ общение и УПРАВЛЯТЬ общением для общественных, деловых и других целей. Конечный результат *1* это человек, который знает, что он может вести общение и управлять им при применении этих упражнений. Конечным продуктом *2* этого курса является человек, владеющий общественным, деловым и другими видами человеческого общения. Каждое упражнение выполняется до конца, пока человек не почувствует уверенности, что он умеет выполнять его и применять его в жизни. Упражнения всегда выполняются с другим человеком (напарником), обычно попеременно. Пара людей не прекращает упражнения до тех пор, пока каждый не достигнет конечного результата для этого упражнения. По мере того, как человек выполняет последующие упражнения курса, он должен продолжать применять то, чему он научился из предыдущих упражнений. Выполняя эти упражнения, Вы можете заметить, что Ваш напарник выполняет некоторые из упражнений с одержимостью, *3* что делает его общение неоптимальным. *4* За такими людьми следует наблюдать во время приобретения навыков, поскольку у них плохие привычки в сфере общения. Вместо того, чтобы быть рабом привычек, нужно научиться управлять ими. Л.Рон Хаббард ________________________ *1* конечный результат: способности, приобретенные в результате успешного применения данных, изученных в курсе. *2* конечный продукт: кто-то или что-то, что стало существовать, конечный результат творения. *3* одержимый: имеющий идею, желание и т.п., заполняющее все мысли человека, и которое он не может удалить из сознания. *4* неоптимальное: не наилучшее; меньше самой благоприятной степени, условия или количества. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 0-A НАЗВАНИЕ: TR 0-A. Просто сиди. ЦЕЛЬ: Приобрести навык быть способным сидеть спокойно без напряжения и нервозности, не занимаясь ничем другим, просто сидеть. УПРАЖНЕНИЕ: Закройте глаза. Сидите прямо на стуле с прямой спинкой. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не исчезнет тенденция или желание ерзать, дергаться, двигаться или менять положение. Если такое происходит, продолжайте упражнение, пока это чувство не исчезнет. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Когда человек полностью и безоговорочно убежден, что он может спокойно и удобно сидеть в течение неопределенного периода, не испытывая желания дергаться или ме- нять положение, либо необходимости подавлять такие желания, тогда упражнение выполнено. _________________ ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 0-A. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 0-A. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 0-A. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у Вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 0-Б НАЗВАНИЕ: TR 0-Б. Смотри на кого-нибудь. ЦЕЛЬ: Приобрести навык сидеть спокойно и смотреть на кого-нибудь без напряжения. УПРАЖНЕНИЕ: C открытыми глазами, сидя прямо на стуле с прямой спинкой, смотрите на тренера, сидящего напротив Вас. Упражняйтесь в этом, пока не останется никаких подергиваний, вздрагиваний и других нежелательных проявлений и не будет необходимости их подавлять. *1* Всё, что отвлекает, исчезнет и сгладится. Продолжайте упражнение до достижения конечного результата. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Объявляется фланк *2* при любом неоптимальном движении или реакции. Начинайте все сначала. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Уверенность в том, что можно спокойно сидеть и смотреть на кого-то, испытывая ощущение удобства и не сосредотачивая внимания на необходимости делать это. ____________________ *1* подавлять: удерживать от видимых или осознаваемых проявлений. *2* фланк: полный провал. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 0-Б. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 0-Б. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 0-Б. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 1-A НАЗВАНИЕ: TR 1-A. Поговори с кем-нибудь. ЦЕЛЬ: Приобрести навык говорить что-либо другому человеку ясно и отчетливо. УПРАЖНЕНИЕ: Сидя напротив тренера *1* на удобном расстоянии, легко и отчетливо называйте цифры. Говорите так, чтобы тренер мог слышать, не слишком громко и не слишком тихо, без подражания манерам *2* других, без акцентирования, без усилий или напряжения. РОЛЬ ТРЕНЕРА: При любой напряженности или неоптимальной дикции студента объявляется фланк. Цифры должны быть слышны тренеру ясно, отчетливо и без усилий со стороны студента. Прочистка горла, паразитарные "а", "э", покашливание и любая невнятность *3* влекут за собой фланк. Фланк за всё, кроме ясного, ровного, легко слышимого донесения информации. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Уверенность, что человек без всяких неудобств может выступить *5* с устным сообщением другому человеку, которое будет услышано этим человеком легко и без напряжения. __________________ *1* тренер: в тренировочных упражнениях один из напарников становится тренером, а другой - студентом. Тренер своими действиями помогает студенту достичь цели упражнения. Он тренирует так, чтобы приблизить ситуацию к реальной с тем, чтобы помочь студенту, и в точности следует материалам, относящимся к упражнению, чтобы помочь студенту справиться с ним. Когда это достигнуто, роли меняются: студент становится тренером, а тренер - студентом. *2* манеры: различимые личные привычки или способы делать что-либо. *3* невнятность: моментами голос "пропадает" или слышен неясно. *4* слышный: который можно услышать; достаточно громкий, чтобы можно было услышать; реально слышимый. *5* выступить: вызвать четкую слышимость голоса и на расстоянии. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 1-A. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 1-A. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 1-A. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 1-Б НАЗВАНИЕ: TR 1-Б. Говори, несмотря на вмешательство. ЦЕЛЬ: Приобрести навык продолжать говорить, когда другой человек стремится вмешаться со своей речью. УПРАЖНЕНИЕ: Студент называет цифры так, чтобы они звучали как сообщения, и непрерывно их произносит. Тренер стремится помешать его сообщению. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Тренер не может делать личные замечания или прикасаться к студенту, но он может делать всё другое, чтобы заставить студента почувствовать, что в его сообщение вмешиваются, сбивая его, не соглашаясь, жестикулируя. Если тренеру удается прекратить сообщение студента, он должен продолжать использовать тот же тип вмешательства, пока студент не сможет продолжать, несмотря на это вмешательство. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Человек чувствует, что он может продолжать сообщение, несмотря на вмешательство, и может делать это без напряжения и без личной реакции. *1* _________________ *1* реакция: действие в ответ на некоторое влияние, событие и т.д. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 1-Б. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 1-Б. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 1-Б. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 1-В НАЗВАНИЕ: TR 1-В. Доведи свое сообщение до сознания слушателя. ЦЕЛЬ: Приобрести навык передачи одного конкретного сообщения слушателю, чтобы он понял, несмотря на невнимание *1* или вмешательства. УПРАЖНЕНИЕ: Студент сообщает тренеру определенную цифру и продолжает называть ее, пока они оба, он и тренер, не будут уверены, что тренер принял и понял ее. Это повторяется до тех пор, пока не достигается конечный результат. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Студент и тренер не могут касаться друг друга, они не могут вставать с места. Тренер может делать всё, чтобы не допустить принятия сообщаемой цифры. Когда цифра передана, несмотря на попытки затруднить его прием, тренер признаёт это, и цикл *2* повторяется снова и снова, пока не достигается конечный результат. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Человек, полностью уверенный, что он может сделать сообщение, передать его и добиться, чтобы оно было понято. ____________________ *1* невнимание: неудача в попытках обратить внимание. *2* цикл: последовательность повторяющихся действий, в рамках которой действие начинается, продолжается сколько нужно и завершается как было рассчитано. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 1-В. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 1-В. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 1-В. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-A НАЗВАНИЕ: TR 2-A. Слушай. ЦЕЛЬ: Приобрести навык слушать другого. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер произносит случайные цифры с различными интонациями голоса, как будто это словесные сообщения. Студент слушает тренера и понимает произносимые цифры и тон голоса, с которым они произносятся, без всякого внимания, напряжения, стремления перебить или любого дискомфорта, сохраняя выражение живости и заинтересованности. Любая неоптимальная реакция студента, получает фланк, и упражнение начинается сначала. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Стремится обнаружить, используя различные интонации голоса, включая монотонность, *1*, типы сообщений, вызывающие у студента неоптимальную реакцию, за что он получает фланк. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Студент, абсолютно уверенный и убежденный, что он может с удобством и без напряжения слушать что угодно. ___________________ *1* монотонность: одинаковость тона, высоты и продолжительности одного и того же звука без вариаций. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-A. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 2-A. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 2-A. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Б НАЗВАНИЕ: TR 2-Б. Простое подтверждение. *1* ЦЕЛЬ: Приобрести навык подтверждения сообщений, наблюдений и замечаний другого человека. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер использует газету как источник сообщений, наблюдений и замечаний. Он выбирает из нее отдельные сообщения, наблюдения и замечания нейтрального и нерестимулирующего *2* характера, а студент должен подтвердить каждое его высказывание. Подтверждение должно быть подходящим и соответствующим и доходить до тренера. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Работать над спокойным, отчетливым и соответствующим подтверждением и исключать все несоответствующие подтверждения или подтверждения, сделанные с паузой, или не услышанные тренером, или чрезмерные подтверждения, *3*, в этих случаях начинать упражнение с начала; продолжать до достижения конечного результата. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность в том, что человек может подтверждать всё, что ему сказано, без усилий и напряжения. ___________________ *1* подтверждение: что-то сказанное или сделанное с тем, чтобы дать понять другому, что его сообщение или действие замечено, принято и понято. *2* нерестимулирующий: не заставляющий вспоминать прошлые случаи, которые могут быть болезненными или расстраивающими. *3* чрезмерное подтверждение: подтверждение сверх необходимого для того, чтобы дать понять человеку, что он услышан и понят. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Б. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 2-Б. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 2-Б. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-В НАЗВАНИЕ: TR 2-В. Полное подтверждение. ЦЕЛЬ: Получить навык полностью, всецело и окончательно подтверждать сообщение, наблюдение или замечание таким образом, что человек, сделавший его, счастлив, что оно полностью принято и понято, и не чувствует необходимости повторять или продолжать его. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер использует газету или другой подходящий материал выбирая оттуда сообщения, замечания и наблюдения, которые сообщает студенту. Студент должен подтверждать их таким образом, чтобы тренер убедился в том, что нет необходимости повторять этот материал, что он принят и понят полностью и окончательно. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Фланк за излишнюю громкость, несоответствующие эмоции *1* или ответы студента, которые могли бы взволновать или обескуражить *2* человека, получающего полное подтверждение. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что человек может давать подтверждение таким образом, что другой не чувствует необходимости повторить или продолжить тему, доволен и счастлив этим, не напуган и не расстроен. Конечный результат - способность окончательно прекращать сообщения, наблюдения или замечания - без ненужных чувств или расстройств. _________________ *1* отрицательные эмоции: любые неприятные эмоции, такие, как антагонизм, гнев, страх, горе, апатия или ощущение смерти. *2* обескуражить: сильно встревожить; напугать. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-В. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 2-В. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 2-В. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Г НАЗВАНИЕ: TR 2-Г. Добивайся, чтобы человек продолжал говорить. ЦЕЛЬ: Приобрести навык поощрить говорящего продолжать говорить. УПРАЖНЕНИЕ: Студент и тренер находятся на удобном расстоянии друг от друга. Тренер говорит, используя цифры, как будто он спрашивает, делает замечания или сообщения. Студент кивает или дает полуподтверждение *1* таким образом, чтобы вызвать тренера на продолжение разговора. Студент не должен использовать для достижения своей цели прямые высказывания типа "продолжай" или "валяй". Используются улыбки, одобрительные кивки, нетвердые подтверждения, *2* заинтересованный вид и другие средства. Тренер должен почувствовать себя склонным продолжать говорить. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Фланк при любом положительном подтверждении, которое прекратило коммуникационный поток комментариев, а также любые неудачи выглядеть или действовать так, чтобы поощрить тренера продолжить речь; в этих случаях упражнение начинается сначала. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что человек при желании может убедить напарника продолжить речь. ________________ *1* частичное подтверждение: полуподтверждение; при получении поощряет человека продолжать речь. *2* нетвердое подтверждение: с открытым вопросом; нежесткое; неточное. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Г. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 2-Г. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 2-Г. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Д НАЗВАНИЕ: TR 2-E. Сумей не ответить. *1* ЦЕЛЬ: Приобрести навык создавать впечатление, что ответил, в действительности не отвечая на вопрос. УПРАЖНЕНИЕ: Студент и тренер располагаются на удобном расстоянии друг от друга. Тренер задает вопросы очевидного характера об окружающей обстановке, такие, как: "Это комната?", а студент должен ответить так, чтобы казалось, что он ответил, хотя он в действительности не сделал этого, но так, чтобы отсутствие ответа не было очевидно. НИКАКИХ ЛИЧНЫХ ВОПРОСОВ ЗАДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ. Пример: Вопрос: "Это стул?" Не-ответ: "Похоже, что это сделано из дерева" или "Наверное, это дорого стоит", или "Держу пари, что покупатель должен был это знать". Вариантов бесконечное число, включая контрвопросы. *2* РОЛЬ ТРЕНЕРА: Фланк за глупые варианты не-ответов, неоптимальные реакции, уклончивые позы или знаки того, что человек не отвечает. Проходят гладкие неответы. Тренер может проявлять различные эмоции. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что человек может не ответить на заданные ему вопросы и при этом выглядеть так, как будто он ответил ко всеобщему удовлетворению. __________________ *1* не-ответ: сообщение, которое в действительности не является ответом на поставленный вопрос. *2* контрвопросы: встречные вопросы; вопросы, задаваемые в ответ на вопросы. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Д. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 2-Д. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 2-Д. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Е НАЗВАНИЕ: TR 2-Е. Прекращение расспросов. ЦЕЛЬ: Приобрести навык прекращать расспросы при полном удовлетворении спрашивающего. УПРАЖНЕНИЕ: Студент и тренер находятся на удобном расстоянии друг от друга. Тренер задает очевидные вопросы насчет окружающей обстановки (НИКАКИХ ЛИЧНЫХ ВОПРОСОВ ЗАДАВАТЬ НЕЛЬЗЯ), а студент отвечает таким образом, чтобы исключить дальнейшие расспросы, не вызывая при этом огорчения или антагонизма у спрашивающего. Студент отвечает или не-отвечает на вопросы таким образом, чтобы закончить расспросы. Это может быть сделано с помощью ответа или не-ответа, а также добавления к ответу. Пример: Вопрос: "Сегодня хороший день?" Не-ответ: "Вы уже были у вас на улице?" или "Я думаю, я лучше схожу на улицу и посмотрю". Ответ: "В самом деле. Я рад, что мы поговорили об этом". Ответов бесконечно много. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Фланк за любые неудачи отклонить или закончить расспросы, а также любые ответы, которые могут вызвать раздражение спрашивающего. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что человек может дружелюбно прекратить любые расспросы. ______________ ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 2-Е. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 2-Е. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 2-Е. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-A НАЗВАНИЕ: TR 3-A. Начни разговор. ЦЕЛЬ: Приобрести умение начать разговор. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер изображает незнакомца. Студент делает так, чтобы тренер начал разговаривать с ним. Тренер направляет внимание на что-то, а студент отгадывает, на что направлено внимание тренера, и высказывается на эту тему или об этом предмете так, чтобы тренер ответил. Пример: внимание тренера направлено на пол. Студент говорит: "Довольно-таки ровный пол". Тренер отвечает. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Тренер ставит фланк за любое колебание или неумение студента, начиная упражнение снова. Если студент выполняет упражнение успешно, тренер подтверждает это, и они делают упражнение снова. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что человек может начать разговор с другим человеком. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-A. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 3-A. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 3-A. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-Б НАЗВАНИЕ: TR 3-Б. Добейся, чтобы молчащий заговорил. ЦЕЛЬ: Приобрести навык заставить человека, который очевидно не желает разговаривать, заговорить, не расстраивая его. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер объявляет свою бытность *1* и затем притворяется, что он не хочет говорить. Студент строит догадки, почему он не хочет говорить. Тренер принимает догадки и начинает упражнение сначала. Пример: Тренер: "Я - маленький мальчик", - и затем сидит, не желая говорить. Студент: "Я не против, что вы не хотите говорить. Вы давно так себя чувствуете?" Действие заключается в том, чтобы согласиться с молчанием и затем задать некоторый незаряженный *2* вопрос. Студент может также использовать другие средства, не неприятные тренеру, чтобы убедить его заговорить. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Меняет свою бытность. Усиливает степень нежелания говорить. Фланк за любые уступки, колебания или недостаток убедительности со стороны студента. Одобряется любой приемлемый успех в попытках заставить тренера заговорить, какой мог бы быть достигнут с данной бытностью. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Уверенность, что можно убедить заговорить человека, не желающего говорить. ________________________ *1* бытность: принятая или выбранная идентифицирующая категория. Бытность принимается кем-либо, дается кому-либо или достигается кем-либо. Примерами бытности могут быть имя, профессия, физические характеристики, роль в игре. *2* незаряженный вопрос: вопрос, НЕ касающийся эмоциональной или неприятной характеристики. (Ср. с заряженным вопросом, который КАСАЕТСЯ эмоциональной или неприятной характеристики). ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-Б. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 3-Б. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 3-Б. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-В НАЗВАНИЕ: TR 3-В. Верни собеседника к теме разговора. ЦЕЛЬ: Приобрести навык возвращения человека, отклонившегося от темы разговора, назад к теме. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер использует цифры и буквы. Он начинает с цифр и переходит к буквам, а студент должен вернуть его назад к цифрам. Пример: Тренер: "88, 66, a, о, в, р..." Студент: "Насчет 66, это большая величина?" Тренер принимает это или может продолжать называть буквы, вынуждая студента искать более гладкие и хитрые способы вернуться к цифрам. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Принимается любая спокойная попытка, которая могла бы сработать для возвращения к цифрам. Фланк за любое действие студента, которое могло бы расстроить человека, возвращаемого к цифрам. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что можно вернуть человека, отклоняющегося от обсуждаемой темы, назад к теме. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-В. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 3-В. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 3-В. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-Г НАЗВАНИЕ: TR 3-Г. Переведи разговор на другую тему. ЦЕЛЬ: Приобрести навык отвлечения *1* человека от темы на что-нибудь другое. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер пользуется цифрами в разговорном тоне, а студент старается переключить его на буквы. Пример: Тренер: "6, 7, 1, 2, 3, 5, 9..." Студент: "Разве мы не упускаем из виду ы, п, к, о, м ?" Проходит любое замечание, вопрос, действие студента, переключающее на другую тему. Затем цикл начинается снова. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Тренеру следует быть всё более и более упрямым *2* в отношении использования цифр по мере прохождения упражнения. Ему следует давать фланк за любое действие студента, которое могло бы расстроить собеседника, и принимать всё, что может сработать, а затем вновь начинать цикл. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Уверенность в том, что можно переключать внимание человека с одной темы на другую. ______________ *1* отвлечение: отклонение внимания. *2* упрямый: настойчивый; не отдающий с готовностью. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 3-Г. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 3-Г. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 3-Г. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 4-A НАЗВАНИЕ: TR 4-A. Получи ответ на вопрос. ЦЕЛЬ: Приобрести навык получения ответа на один точный вопрос, несмотря на отвлечения. УПРАЖНЕНИЕ: а. Студент задает конкретный вопрос относительно окружающей обстановки. б. Тренер говорит что-то другое, не связанное с вопросом. *1* в. Студент подтверждает то, что сказал тренер, и повторяет свой вопрос в той же или измененной форме. Упражнение выполняется снова и снова, пока студент не уверен в том, что он получил ответ на свой вопрос. ЛИЧНЫЕ ВОПРОСЫ НЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Пример: Студент: "Здесь жарко?" Тренер: "Я вчера ходил на рыбалку". Студент: "Это хорошо. Здесь жарко?" РОЛЬ ТРЕНЕРА: Тренер дает фланк студенту каждый раз, когда он реагирует на замечание тренера. Тренер может делать другие не связанные с вопросом замечания после первого. От случая к случаю используются б. и в. данного упражнения. Цель тренера - научить студента давать подтверждение и действительно получать ответ на вопрос. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность в том, что можно получить ответ на вопрос несмотря на отвлечения. ______________ *1* не связанное с вопросом: не имеющее отношения и связи. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 4-A. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 4-A. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 4-A. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 4-Б НАЗВАНИЕ: TR 4-Б. Устрани эмоциональную заминку в общении. ЦЕЛЬ: Приобрести навык сглаживать заминки, возникающие во время разговора. УПРАЖНЕНИЕ: а. Тренер делает вид, что он расстроен из-за того, что в разговоре что-то пошло не так. б. Студент должен почувствовать, что что-то не так. в. Студент должен спросить, не прервал ли он общение или не помешал ли ему. г. Тренер должен признать, что это случилось. д. Студент должен извиниться за это. е. Студент должен возобновить разговор. Пример: Тренер хмурится или другим способом, обычно мягко, проявляет расстройство. Студент: "Я сказал или сделал что-то, чем оборвал вас?" Тренер: "Вы не дали мне закончить". Студент: "О, извините. Что Вы хотите сказать?" Слова ответа могут быть переменными *1*, но схема должна точно следовать образцу а.-е., и это студент должен знать и в совершенстве уметь использовать. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Фланк за любые отклонения от данной последовательности и любое рутинное *2* и стандартное применение *3* словесных формул. Упражняйтесь, пока это не станет естественным. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Полное владение навыком устранения эмоциональных заминок, которые могут возникнуть во время общения. ______________________ *1* переменные: способные быть изменяемыми или сменяемыми; изменяемые. *2* рутинный: фиксированный, механический способ делать что-либо; с помощью только памяти, без понимания и мысли. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 4-Б. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 4-Б. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 4-Б. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 4-В НАЗВАНИЕ: TR 4-В. Завершение разговора. ЦЕЛЬ: Приобрести навык гладко и приятно заканчивать разговор так, что он действительно заканчивается. УПРАЖНЕНИЕ: Тренер произносит ряд цифр или букв, как будто это сообщения или наблюдения. Он делает легкую паузу в речи. Студент должен уловить эту паузу и сразу же воспользоваться ею, применив полное подтверждение (упражнение 2-С) к цифре или букве, названной как раз перед паузой, а затем подходящим образом попрощаться. Пример: Тренер: "1, 2, 5, 7...12, 16". Студент: "У Вас действительно что-то с 7. В самом деле. Ну, а я должен вернуться к работе. До скорого". Этапы следующие: а. Тренер делает легкую, слабую паузу. б. Студент замечает паузу. в. Студент делает полное подтверждение тому, что было как раз перед паузой. г. Студент говорит о необходимости уйти или об окончании разговора. РОЛЬ ТРЕНЕРА: Упражняйте студента в последовательности а.-г. Начинайте упражнение. Фланк за любой отход от последовательности, а также любое механическое использование слов и неумение закончить разговор. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Убежденность, что можно закончить любой разговор. ТРЕНИРОВОЧНОЕ УПРАЖНЕНИЕ ПО ОБЩЕНИЮ 4-В. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ Я успешно выполнил тренировочное упражнение 4-В. Подпись:________________________________________ Дата:___________________________________________ Я успешно натренировал своего напарника выполнять тре- нировочное упражнение 4-В. Подпись напарника:______________________________ Дата:___________________________________________ Вы можете использовать это место для записи всех успе- хов или достижений, которые были у вас во время выполнения этого упражнения: Вырвите этот лист и положите его на стол Супервайзера. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ Прекрасно, вы завершили курс "Успех через общение". Вы изучили некоторые виды практической техники общения, предлагаемые Саентологией. *1* Вам следует продолжать применять эти практические упражнения в повседневной жизни - это инструменты, которыми вы можете пользоваться для того, чтобы добиться большего успеха во всём, что вы хотите сделать. Если у вас возникли какие-нибудь затруднения с применением упражнений, то вернитесь назад и повторите их, что теперь, в сочетании с реальным опытом, сделает их более конкретными. Если вы хотите узнать, почему эти упражнения работают, то вам следует пройти курс профессионального Саентологического одитора *2*, где полностью изложены все существенные моменты технологии, лежащие в основе общения. _________________ *1* Саентология: прикладная религиозная философия, занимающаяся изучением знания, которая, благодаря применению ее технологии, может вызвать желаемые изменения в условиях жизни. (Термин построен из латинского слова sсio - знание в наиболее полном смысле слова - и греческого слова logos - изучать). *2* одитор: слушатель, или тот, кто внимательно слушает то, о чем люди хотят сказать. Одитор - человек подготовленный и квалифицированный в области применения процессов Саентологии с целью улучшения жизни других. См. также "процессинг" в словаре специальных терминов. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ОБЩЕНИЮ Здесь даются некоторые примеры жизненных ситуаций, в которых могут быть использованы эти упражнения. TR 0-A Просто сиди. Пример: Это упражнение может применяться в любой жизненной ситуации, когда человек хочет обеспечить хорошее общение с другим человеком и сосредоточить свое внимание на этом человеке. TR 0-Б Смотри на кого-нибудь. Пример: В любой ситуации, с тем, чтобы вы могли смотреть на людей и чувствовать себя вполне уютно, общаясь с ними. TR 1-A Поговори с кем-нибудь. Пример: Вы хотите, чтобы вас понимали, и не хотите, разговаривая с людьми, быть косноязычным или бормотать что-то невнятное. TR 1-Б Говори, несмотря на вмешательство. Пример: 1. Когда вы пытаетесь поговорить с человеком, а он постоянно перебивает вас. 2. Когда вы разговариваете с человеком, а кто-то еще постоянно пытается встрять. TR 1-В Доведи свое сообщение до сознания слушателя. Пример: Вы пытаетесь с кем-то разговаривать, а его внимание сосредоточено на чем-то другом, но вы всё же хотите донести до него свое сообщение и знать, что оно понято. ______________ *1* косноязычный: не в силах четко выражать свои мысли, будь то от смущения, замешательства или удивления. TR 2-A Слушай. Пример: В любой ситуации, когда вы ведете беседу с кем-либо и хотите слышать и понимать всё, что он говорит вам. TR 2-Б Простое подтверждение. Пример: Вы ведете обычную беседу с другом и просто хотите поддержать общение, давая ему понять, что Вы слышите и понимаете его. TR 2-В Полное подтверждение. Пример: Вы говорите с клиентом и хотите, чтобы он почувствовал, что всё сказанное им воспринято и понято, так что нет необходимости продолжать, и теперь был бы более восприимчив к следующему вопросу, который вы хотите с ним обсудить. TR 2-Г Добивайся, чтобы человек продолжал говорить. Пример: Вы ведете беседу и хотите, чтобы ваш собеседник продолжал говорить, потому что хотите больше узнать на эту тему. TR 2-Д Сумей не ответить. Пример: 1. Вам задают личный или смущающий вас вопрос, на который вы не хотите отвечать, но не хотите и быть невежливым. 2. Вы не хотите отвечать на вопрос человека, потому что это может задеть его чувства. 3. Вы планируете сюрприз и не хотите ничего выдавать. TR 2-Е Прекращение расспросов. Пример: 1. Вы хотите мягко прекратить чьи-то расспросы, чтобы вернуться к тому, что вы делали. 2. Вы ограничены во времени, а человек задает вам один вопрос за другим. TR 3-A Начни разговор. Пример: В любой ситуации, когда вы видите кого-то, с кем вам нужно познакомиться. TR 3-Б Добейся, чтобы молчащий заговорил. Пример: 1. Вам нужна информация от кого-то, но он ни с кем не желает разговаривать. 2. Вы встретили друга, который не хочет разговаривать с вами, и вы хотите, чтобы он заговорил, и вы могли выяснить, что же произошло. 3. Вы знаете кого-то, кто всегда очень стеснителен и почти никогда ни с кем не разговаривает. Вы хотите, чтобы он это преодолел. TR 3-В Верни собеседника к теме разговора. Пример: 1. Вы пытаетесь продать кому-то свою продукцию и вдруг обнаруживаете, что разговор перешел на то, что продает ваш собеседник, и вы уже почти купили это! 2. Вы пытаетесь просить владельца предприятия, где вы работаете, о повышении, и неожиданно разговор переходит на то, как дорого ему обходится его бизнес. TR 3-Г Переведи разговор на другую тему. Пример: Вы слушаете, как человек хвастается тем, сколько он зарабатывает в год, и вам ужасно скучно. TR 4-A Получи ответ на вопрос. Пример: Вы пытаетесь узнать у ребенка, как случилось, что окно разбито, а он избегает ответа. TR 4-Б Устрани эмоциональную заминку в общении. Пример: В любой ситуации, когда вы беседуете с кем-то и этот человек расстраивается, а вы хотите его успокоить. TR 4-Г Окончание разговора. Пример: 1. Человек продолжает говорить без конца, и вы знаете, что если вы и дальше будете его слушать, вы не успеете ничего сделать до конца дня, так что вы хотите вежливо закончить разговор. 2. У вас была приятная беседа, и вы хотите завершить разговор, чтобы сделать что-то еще. РАЗДЕЛ СУПЕРВАЙЗЕРА КАК РУКОВОДИТЬ ЭТИМ КУРСОМ Этот раздел включает дополнительные данные, необходимые подготовленному Супервайзеру, чтобы вести этот курс. Супервайзер, который ведет этот курс, должен быть тщательно подготовлен как Супервайзер, а также должен сам пройти этот курс. Работа Супервайзера в рамках этого курса заключается в том, чтобы помогать студентам выпутываться из любых затруднений, которые могут возникнуть. Если студент не делает успехов, долг Супервайзера в том, чтобы помочь студенту добиться, чтобы он делал успехи. Супервайзер никогда не должен допускать, чтобы студент покидал класс, чувствуя, что он не достиг никаких успехов. Он должен привести такого студента к успеху, прежде чем студент в этот день покинет класс. НАЧИНАЕМ СРАЗУ Для человека, который записался на этот курс, он начинается СРАЗУ. Регистратор приводит его в курсовую аудиторию и представляет Администратору курса. Администратор записывает его и представляет Супервайзеру. Супервайзер приветствует его словами: - Добро пожаловать на курс "Успех через общение", господин Иванов. Вот ваше место. Рядом с вами будет заниматься ваш напарник. Вы будете изучать курс вместе. Мы называем это работой в паре. Это как система дружеских отношений. А пока не явился ваш напарник, начинайте изучать эту брошюру. Как только появляется напарник: - Господин Кузнецов, это господин Иванов, ваш напарник. Вы будете изучать курс вместе. Мы называем это работой в парах. Прочтите введение в ваших брошюрах и составьте общее для вас расписание. Затем поднимите руки и начнем ваш курс. Нового студента не представляют всему курсу под аплодисменты других студентов. Не нужно ждать начала семестра, чтобы новый студент начал курс. Студент начинает немедленно. СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ Когда новый студент начинает курс, первое, что он должен сделать после встречи с напарником - это составить расписание, которому он и его напарник будут следовать. Напарники должны заполнить лист с расписанием на стр. 5. Каждый заполняет временную сетку, чтобы показать, когда он занят в течение недели и в какие часы может заниматься на курсах. Затем студенты сравнивают свои сетки, выявляют общие "окна" и на этой основе составляют свое расписание. Затем расписание наносится на сетку. Супервайзер (или Помощник Супервайзера) берет копии расписаний студентов, чтобы быть в курсе и руководить студентами в соответствии с согласованным между ними расписанием. (Он удостоверяется, что его копия вырвана из брошюры сразу же, как только расписание составлено). На следующей странице приведен пример расписания, который Супервайзер может показывать студентам в качестве образца. Если составленное студентами расписание получилось слишком неудачным, им можно подсказать, что его возможно улучшить. Но давить на студентов нельзя никогда. Большинство студентов составляют для себя хорошее расписание и будут придерживаться его. Когда расписание составлено, его строго придерживаются. ПРИМЕР РАСПИСАНИЯ (ЭКЗЕМПЛЯР СТУДЕНТА) Фамилия студента____________________ Телефон________________ Адрес_______________________________________________________ Фамилия напарника___________________ Телефон________________ Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс _____________________________ 9:00 ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! 10:00 ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! 11:00 ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! 12:00 ! ВРЕМЯ ОБЕДА ! 13:00 ! х ! х ! х !|||! х ! х ! х ! 14:00 ! х ! х ! х !|||! х ! х ! х ! 15:00 ! х ! х ! х !|||! х ! х ! х ! 16:00 ! х ! х ! х !|||! х ! х ! х ! 17:00 ! х ! х ! х !|||! х ! х ! х ! 18:00 ! ВРЕМЯ УЖИНА ! 19:00 !|||!|||! х !|||!|||! х ! х ! 20:00 !|||!|||! х !|||!|||! х ! х ! 21:00 !|||!|||! х !|||!|||! х ! х ! 22:00 !|||!|||! х !|||!|||! х ! х ! 23:00 !|||!|||! х !|||!|||! х ! х ! ----------------------------- РАБОТА В ПАРЕ Работа в паре - это объединение студентов, изучающих один предмет, в пары для совместной работы над учебными материалами. Благодаря работе в парах студенты могут активно участвовать в обучении. Они также узнают, как применять изучаемый материал. Супервайзер отвечает за назначение напарников. В некоторых редких случаях может возникнуть необходимость заново назначить напарников, которых неправильно объединили в пару. Во всех остальных случаях после назначения напарники работают вместе до успешного завершения курса. Работа в парах не только пробуждает у студентов интерес к другим людям, но и заставляет их принимать определенную ответственность за товарища. Работа организуется на основе поочередности, при этом ОБА напарника достигают результатов. Один студент тренирует своего напарника на материале упражнения или его части. Затем они меняются, и другой напарник выполняет это упражнение или часть упражнения плюс следующее упражнение или следующую часть упражнения. Затем они опять меняются, и первый студент выполняет упражнение, которое только что сделал его напарник, плюс следующее. НАПАРНИК НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ СТУДЕНТ, С КОТОРЫМ ОН РАБОТАЕТ, ЗНАЛ И УМЕЛ ПРИМЕНЯТЬ МАТЕРИАЛ, КОТОРЫЙ ОН ИЗУЧИЛ. КОГДА НАПАРНИКА СРАЗУ НЕ НАЙТИ Когда напарника не нашли сразу, Супервайзер должен подобрать кого-нибудь - другого студента или штатного сотрудника - временно играть роль напарника, пока не появится постоянный напарник. Предпочтительно это должен быть человек, ранее выполнявший эти или подобные упражнения. Этот человек тренирует студента до появления напарника. Затем напарники составляют общее расписание и приступают к упражнениям. Оба студента начинают с первого упражнения в контрольном листе и движутся вперед. Студент, который уже начал упражнения, снова пройдет тренировку в них, но, вероятно, он закончит их довольно быстро. Это позволяет его напарнику выполнить требования по тренировке в своем контрольном листе. Не было случая, чтобы студенты возражали против этого - на самом деле они приветствуют возможность заново выполнить некоторые упражнения. Другое возможное решение - найти выпускника курса или штатного сотрудника, который будет напарником студента на протяжении всего курса (но это может потребоваться только в том случае, когда организация только формирует курс). КУРСОВАЯ АУДИТОРИЯ В идеале для этого курса необходимо собственное помещение и собственный Супервайзер. Если курс "Успех через общение" смешивается с другими курсами, то некоторые из новых студентов могут подхватить неправильно понятые слова у студентов других курсов. Решение заключается в том, что для курса должна быть отведена отдельная аудитория и Супервайзер. Там, где это невозможно, необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы исключить попадание неправильно понятых слов к новым студентам. И если студент все-таки подхватил неправильно понятое слово или у него возник вопрос, что делают другие студенты, это должно быть немедленно разъяснено. За этим следует внимательно наблюдать, когда Супервайзер собирает всех студентов вместе по окончании каждого курсового периода, потому что студенты, делающие успехи, могут использовать продвинутые термины из материала, который они изучают. В курсовой аудитории не должно быть выставлено никаких лозунгов или плакатов, содержащих продвинутую терминологию Саентологии из других курсов или предметов. Однако должна быть доска объявлений, на которую помещаются записки студентов об их успехах в использовании материалов, изучаемых в курсе. Могут быть также объявления или плакаты, рекламирующие тренировки *1*, процессинг *2* и возможности работы в штате. На видном месте повесьте лозунг: - Если у вас затруднения в прохождении курса и вам кажется, что никто не хочет вас выслушать, обращайтесь к коммуникатору Л.Р.Х. *3* Он может помочь. Вся курсовая аудитория должна быть чистой и опрятной. Она должна выглядеть максимально профессиональной. _________________________ *1* тренировка: официальная деятельность по передаче философии и технологии Саентологии отдельным людям или группам, завершением которой является выдача сертификата. *2* процессинг (proсessing), также называемая одитированием (auditing): применение процессов и процедур Саентологии подготовленным аудитором. Точное определение процессинга: одитор задает человеку вопрос (который он может понять и ответить на него), получение ответа на этот вопрос и подтверждение ответа. *3* коммуникатор Л.Р.Х. (Л.Рона Хаббарда): человек в саентологической организации, к которому обращаются за помощью в случае возникновения тех или иных затруднений. КАК ВЫПОЛНЯТЬ УПРАЖНЕНИЯ Упражнения выполняются студентом одно за другим до достижения конечного результата и ощущения уверенности в том, что он может выполнять упражнение и применять его в жизни. Прохождение курса происходит в последовательности шаг-за-шагом (упражнение за упражнением) на основе прочел-сделал. Упражнения всегда выполняются с другим человеком на поочередной основе. Пара студентов не прекращает упражнения, пока каждый не достигнет конечного результата для этого упражнения. Во время выполнения этих упражнений Супервайзер может заметить, что студент выполняет некоторые из этих упражнений с одержимостью, которая приводит к неоптимальному общению. За этим нужно наблюдать во время приобретения навыка, поскольку это привычки плохого общения и вместо того, чтобы зависеть от них, нужно научиться управлять ими. Сами упражнения НЕ подвергаются критическому просмотру или коррекции, как это делается в TR-курсе для профессиональных одиторов. *1* Эти упражнения не должны сочетаться с одиторскими TR или с чем-нибудь еще. Они выполняются сами по себе и никакие элементы из других TR не включаются. Они выполняются точно, как сказано в этой брошюре, без каких-либо дополнений. Они работают сами по себе. Супервайзер должен удостовериться в том, что каждый студент понимает: когда он выполняет эти TR, он должен помнить все прежние TR, которые он изучил. Если у студента это не получается, он начинает цикл с начала. Когда студент выполнит упражнение, он и его напарник подписывают аттестационный лист, который находится в брошюре после каждого упражнения. (Студент может, если желает, вписать на свободном месте любые успехи или достижения, которые у него были у вас при изучении этого упражнения - это делается по желанию студента). Лист заполняется, подписывается, вырывается и кладется на стол Супервайзера курса. Этот курс может привести к существенным изменениям жизни студентов, повышая их способность к общению. Важно, чтобы каждый студент начал применять то, что он изучает в данном курсе, в повседневной жизни немедленно, по мере продвижения по курсу. Руководитель должен объяснить студенту, что эти тренировочные упражнения повысят его способности к общению в той мере, в какой он применяет их в жизни. ________________ *1* профессиональный TR-курс: курс тренировочных упражнений, которому обучают профессиональных аудиторов, а также тех, кто хочет уметь общаться и преподносить себя окружающим, как это умеет профессиональный одитор - эксперт по управлению общением. ТРЕНИРОВКА Чтобы помочь своим студентам наилучшим образом тренировать своих напарников во время выполнения упражнений, Супервайзер найдет здесь ключевые данные, которые помогут ему. Удостоверившись, что студенты знают приводимые ниже пункты, Супервайзер поможет им быстро и успешно изучить курс. Если это нужно, он предложит студентам прочесть эти пункты, чтобы помочь им лучше понять, как надо тренировать. 1. Тренировать с целью. Держать в уме цель - чтобы студент лучше понимал упражнение и делал его наилучшим образом. 2. Тренировать реалистично. Будьте реалистичны в тренировке. Это не значит, однако, что вы действительно чувствуете то, о чем сообщаете студенту, например, говоря ему: "У меня болит нога". Это не значит, что ваша нога действительно болит, но вы должны сказать это так, чтобы заставить студента подумать, что болит нога. Для тренировок не предлагайте ваш прошлый опыт: ситуации формируйте в настоящем времени. 3. Тренировать с намерением. В глубине тренировки должно быть ваше намерение, чтобы к концу сеанса студент осознавал, что в конце у него получается лучше, чем в начале. У студента должно быть чувство, что он достиг какого-то прогресса на учебном этапе, сколь бы малым он ни был. Это и есть ваше намерение и должно быть всегда, пока вы тренируете студента, чтобы в результате тренировки он стал более умелым и лучше понимал то, в чем вы его тренируете. 4. При тренировке вводите каждый раз только один новый элемент. Перед переходом к следующему шагу убедитесь в том, что студент правильно делает каждое упражнение, в котором вы его тренируете. Чем лучше у студента получается выполнение отдельного упражнения или отдельной части упражнения, тем более высокие требования вы предъявляете как тренер. Это не значит, что вам следует быть "вечно недовольным". Это значит, что человек может всегда совершенствоваться и, достигнув определенного уровня способностей, работать над достижением нового уровня. СОВЕТЫ ПО ТРЕНИРОВКЕ Путь к эффективной тренировке заключается в том, чтобы тренер и студент понимали упражнение. Если они его поняли, они уже не нуждаются в дальнейшем руководстве. Если тренер просто следует инструкции к упражнению, то студент достигнет успеха. Если студент успевал хорошо, но вдруг "забуксовал", то Супервайзер должен проверить успех, который не был подтвержден. Если это действительно был успех, он предлагает студенту написать историю успеха или рассказать о своем успехе. Затем Супервайзер дает студенту хорошее подтверждение его успеха. Студент должен хорошо успевать, когда он возобновит упражнения. ПРИМЕРЫ Список примеров использования тренировочных упражнений по общению приведен на стр. 93 этой книги. Супервайзер должен отсылать студента к списку примеров каждый раз, когда у студента возникают трудности в понимании того, как TR может быть использовано в жизни или если он не понимает цели упражнения. Супервайзер должен убедить студента придумывать собственные примеры, пока он не поймет цели упражнения, а затем предложить ему начать или продолжить упражнение так, как это нужно. ПРОСТОТА УПРАЖНЕНИЙ У студентов может быть склонность чрезмерно усложнять эти упражнения. Задача Супервайзера состоит в том, чтобы сохранить их простыми и донести их простоту до студентов, не жертвуя при этом качеством результатов. Выяснение неправильно понятых слов творит чудеса. Если упражнение нелегко понять, решение заключается в двух последовательных действиях: 1. Выяснение неправильно понятых слов. 2. Объяснение студенту, как это упражнение применяется в жизни. Если у студента слишком много вопросов или он просто не может понять упражнение, или у него трудности, связанные с путаницей из-за другого предмета или пройденного ранее курса, Супервайзер должен отослать студента в Ревью *1* за помощью. Сам Супервайзер тоже может чрезмерно усложнять эти упражнения введением более продвинутых саентологических данных, что только запутывает студентов. Или хуже того, он может привнести свое собственное мнение, что сбивает студентов с толку. Супервайзер не должен делать этого! Некоторые Супервайзеры могут ощутить потребность прервать работу студентов, чтобы дать им совет или объяснение, и помочь в выполнении упражнений. Однако, если студенты понимают упражнение, они будут гораздо лучше общаться друг с другом и пройдут курс гораздо быстрее, когда Супервайзер даст им возможность работать самостоятельно. Супервайзер должен осуществлять только стандартные действия Супервайзера. Часть их включает разрешение хорошо успевающим студентам работать без вмешательства. Вмешиваться нужно только тогда, когда у студента возникают трудности или когда тренер неправильно тренирует. Эти упражнения просты. Оставьте их простыми. _________________________ *1* Ревью: отдел организации, где человек может получить специальную помощь. ПООЩРЕНИЯ Если студент показал, что он достиг больших успехов в курсе, например, продемонстрировав свою компетентность в изучении упражнения, хорошо тренируя своего напарника или добиваясь отличных результатов в изучении курса, то Супервайзер должен подтвердить это, поощряя студента. Стр. 123 специально предназначена для этого. Супервайзер заносит туда поощрения и подписывает страницу. Страница остается в брошюре, и студент хранит ее. ПООЩРЕНИЯ Эта страница предназначена для поощрений, которые Супервайзер хочет написать студенту за отличные успехи в изучении курса, особенно хорошее изучение упражнения, хорошее проведение тренировки с напарником и т.д. Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера Поощрение:__________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ _______________________ Подпись Супервайзера ОБ АВТОРЕ Развитие и совершенствование упражнений по общению в курсе "Успех через общение" явилось существенным достижением в деле жизни Л.Рона Хаббарда - помощи человеку лучше понимать себя и других. Рон принялся изучать жизнь еще подростком, много путешествуя в Азии и по Тихому океану. Он был заинтригован мудростью восточной философии и дружил с учеником Зигмунда Фрейда, который научил его тем скудным знаниям, что существовали в западных школах лечения разума. В начале 30-х годов, посещая колледж в США, Рон понял, что человечество не обладает работающим знанием о разуме и действенным методом повышения способностей человека преодолевать в жизни преграды к успеху. Он заметил, что западная цивилизация, лидируя в области физических наук, отнюдь не является лидером в гуманитарных науках. Понимание человеком себя и жизни не продвинулось дальше уровня знания, которым обладал колдун из джунглей. Финансируя свои ранние исследования за счет сочинения беллетристики, он стал одним из самых плодовитых и известных писателей в пору расцвета приключенческой и научно-фантастической литературы: 30-е - 40-е годы. Его литературная деятельность прервалась только на время службы на флоте США во время второй мировой войны. Почти что став инвалидом в конце войны, Рон продолжил свою работу, делая прорывы в новые области знаний и разрабатывая технологии, которые дали возможность ему и другим полностью восстановить здоровье и обрести большее счастье и большие способности. Исследования Рона столкнули его лицом к лицу с источником жизни - самой человеческой личностью. На основании своих открытий он разработал действенную и практическую философию Саентологии. В середине 50-х годов Л.Рон Хаббард осуществил один из своих самых значительных прорывов - открыл формулу коммуникации. Впервые анатомия и механизм коммуникации были ясно и сжато изложены. За всю историю человечества множество людей писали о коммуникации и, в частности, о человеческом общении, спорили и теоретизировали о нем. Но до Л.Рона Хаббарда никто никогда не пытался выяснить, из чего же именно состоит коммуникация. Его открытие формулы коммуникации и ее применения открыли дверь улучшению отношений между людьми и увеличили понимание между ними. "Человек настолько мертв, насколько он не умеет общаться", - писал Рон. - "Он жив в той мере, в какой он может общаться. При помощи бесчисленных опытов я открыл, в той степени, которую можно назвать убедительной, что единственной возможностью жить является дальнейшее общение. Необходимо увеличивать способность свою к общению". Рон открыл, что умелое регулирование общения - это составная часть любого успеха при использовании Саентологической технологии консультирования по духовным вопросам. За два десятилетия, последовавшие после первоначального прорыва, он систематизировал, отшлифовал и вновь систематизировал точные упражнения для помощи учащимся в регулировании их общения. В результате его технология могла быть применена со значительно возросшими результатами для того, чтобы помочь другим реализовать свой полный потенциал. Разбитые жизни могут быть восстановлены, отношения могут быть исправлены, надежды зажгутся заново - благодаря технологии Рона, когда ее применяет кто-то, кто уже был обучен этому при помощи упражнений по общению. В 1980 г. Рон еще более усовершенствовал результаты двадцати пяти лет исследований и открытий в области общения, и создал 18 упражнений, которые каждый может легко научиться применять и тем самым улучшить свою способность направлять и вести общение для деловых и общественных целей. Эти упражнения содержатся в курсе "Успех через общение" и показали себя неоценимыми в помощи многим людям вести более счастливую и успешную жизнь. Целью жизни Л.Рона Хаббарда было завершить свое исследование природы человека и его взаимоотношений с жизнью - цель, которую он полностью осуществил. Он всегда полагал, что недостаточно того, чтобы он один мог извлекать пользу из результатов своих исследований. Он записал на пленку около трех тысяч лекций и написал множество книг, статей и других опубликованных работ, детально излагая свои открытия и точную технологию, чтобы другие могли разделить богатство знания, которое он открыл. Сегодня существуют сотни саентологических организаций по всему миру и миллионы людей ежедневно применяют технику Саентологии для эффективного улучшения своих жизней. Полностью завершив свои исследования, Л.Рон Хаббард покинул свое тело 24 января 1986 г. Духовная технология, которую он дал нам, открывает дверь для новой эры на Земле и делает возможным, чтобы человечество достигло мечты Рона о "цивилизации без преступлений, войн или безумия, где способные могут процветать и честные могут иметь права и где человек волен подниматься к большим высотам". СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ администратор курса: штатный сотрудник, ответственный за записи и материалы курса. одитор: слушатель, или тот, кто внимательно слушает то, о чем люди хотят сказать. Одитор - человек подготовленный и квалифицированный в области применения процессов Саентологии с целью улучшения жизни других. См. также "процессинг". бытность: принятая или выбранная идентифицирующая категория. Бытность принимается кем-либо, дается кому-либо или достигается кем-либо. Примерами бытности могут быть имя, профессия, физические характеристики, роль в игре. подтверждение: что-то сказанное или сделанное с тем, чтобы дать понять другому, что его сообщение или действие замечено, принято и понято. коммуникатор Л.Р.Х. (Л.Рона Хаббарда): человек в саентологической организации, к которому обращаются за помощью в случае возникновения тех или иных затруднений. конечный результат: способности, приобретенные в результате успешного применения данных, изученных в курсе. конечный продукт: кто-то или что-то, что стало существовать, конечный результат творения. манеры: различимые личные привычки или способы делать что-либо. нерестимулирующий: не вызывающий напоминаний прошедших инцидентов, которые могли бы быть болезненными или сбивающими с толку. незаряженный вопрос: вопрос, НЕ касающийся эмоциональной или неприятной характеристики. (Ср. с заряженным вопросом, который КАСАЕТСЯ эмоциональной или неприятной характеристики). неоптимальное не наилучшее; меньше самой благоприятной степени, условия или количества. не-ответ: сообщение, которое в действительности не является ответом на поставленный вопрос. нетвердое подтверждение: с открытым вопросом; нежесткое; неточное. общение: обмен мыслями между двумя людьми. овладение (чем-то): состояние, когда человек, намереваясь сделать что-то, делает это и, намереваясь не делать чего-то, не делает этого. одержимый: имеющий идею, желание и т.п., заполняющее все мысли человека, которое он не может удалить из сознания. отрицательные эмоции: любые неприятные эмоции, такие, как антагонизм, гнев, страх, горе, апатия или ощущение смерти. подавлять: удерживать от видимых или осознаваемых проявлений. практика: применение изученного с целью приобретения навыка. профессиональный TR-курс: курс тренировочных упражнений, которому обучают профессиональных аудиторов, а также тех, кто хочет уметь общаться и преподносить себя окружающим, как это умеет профессиональный одитор - эксперт по управлению общением. процессинг (proсessing), также называемый одитингом (auditing): применение процессов и процедур Саентологии подготовленным аудитором. Точное определение процессинга: одитор задает человеку вопрос (который тот может понять и ответить на него), получает ответ на этот вопрос и дает подтверждение ответа. Ревью: отдел организации, где человек может получить специальную помощь. регистратор: в саентологической организации лицо, ведущее записи о саентологических услугах. Супервайзер курса: инструктор, ответственный за курс и студентов. Саентология: прикладная религиозная философия, занимающаяся изучением знания, которая, благодаря применению ее технологии, может вызвать желаемые изменения в условиях жизни. (Термин построен из латинского слова sсio - знание в наиболее полном смысле слова - и греческого слова logos - изучать). отдел сертификатов и награждений: отдел организации, ведущий записи, подтверждающие добросовестно полученную квалификацию. теория: часть курса, в которой изучаются письменные материалы. тренер: в тренировочных упражнениях один из напарников становится тренером, а другой - студентом. Тренер своими действиями помогает студенту достичь цели упражнения. Он тренирует так, чтобы приблизить ситуацию к реальной с тем, чтобы помочь студенту, и в точности следует материалам, относящимся к упражнению, чтобы помочь студенту справиться с ним. Когда это достигнуто, роли меняются: студент становится тренером, а тренер - студентом. тренировка: официальная деятельность по передаче философии и технологии Саентологии индивидуумам или группам, завершением которой является выдача сертификата в качестве награды. частичное подтверждение: полуподтверждение; при получении поощряет человека продолжать речь. чрезмерное подтверждение: подтверждение сверх необходимого для того, чтобы дать понять человеку, что он услышан и понят. цикл: последовательность повторяющихся действий, в рамках которой действие начинается, продолжается сколько нужно и завершается как было рассчитано, реализация цикла действия. экзаменатор студента: в саентологической организации - лицо, проверяющее, что студенты заполнили свои контрольные листы и удовлетворяют всем требованиям курса. эмоциональные тона: уровни или состояния эмоций. Имеется шкала эмоциональных тонов, которая простирается от смерти в нижней части через апатию, горе, страх, гнев, антагонизм, скуку, консерватизм до энтузиазма в верхней части.