+===========================================+ ! С О К Р А Щ Е Н Н Ы Й В А Р И А Н Т ! +===========================================+ Л. Р о н Х а б б а р д ССС А М М ООО С С А ММ ММ О О С А А М М М О О С А А М М О О === С А А М М О О С С ААААА М М О О ССС А А М М ООО А Н Н А ЛЛЛ И И ЗЗЗ А Н Н А Л Л И И З З А А Н Н А А Л Л И ИИ З А А ННННН А А Л Л И И И З А А Н Н А А Л Л ИИ И З ААААА Н Н ААААА Л Л И И З З А А Н Н А А Л Л И И ЗЗЗ +===========================================+ ! С О К Р А Щ Е Н Н Ы Й В А Р И А Н Т ! +===========================================+ Л. Рон Хаббард С А М О А Н А Л И З Самоанализ. Сокpащенный ваpиант. Не слишком прислушивайтесь к тем, кто станет говорить вам, что эта система не будет работать. Он не сможет чувствовать себя в безопасности, если люди вокруг него станут слишком сильными. Мудрый человек проверяет, прежде чем говорить. А этот критик лишь следует преходящей моде циничного, проникнутого апатией века. У вас есть право на собственное мнение. Работает данная система или нет - вам покажет опыт. Никакие власти и авторитеты христианского мира не могут изменить естественный закон. Прочитайте первые главы - они о вас и о жизни (и о том, почему между вами и ею иной раз возникают нелады). Затем приступайте к проработке списков. Как правило, в них вам предлагается припомнить приятные моменты из вашего прошлого и вновь пережить связанное с ними удовольствие. Что может быть занимательнее? Но не обманывайтесь. Под внешней простотой скрыта бомба - система, которая настолько хорошо работает, что она с успехом применялась миллионами людей. Вы себе друг? Возможно, самый заброшенный из всех ваших друзей - это вы сами. И все же каждый человек, прежде чем он сможет быть настоящим другом окружающему миру, должен стать другом самому себе. В нынешнем обществе, где аберрация * (аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения) процветает в перенаселенных городах с их центрами торговли и бизнеса, мало найдется людей, которые не подверглись воздействию всеохватывающей кампании, цель которой - убедить их, что они гораздо незначительнее, чем даже сами о себе думают. "В начале было Слово,"- но какое слово? Какой основополагающий принцип оно обозначало? Что можно было бы понять, зная его? Все выглядит так, как-будто когда-то давным давно Высшее Существо приказало всему живому : "Выживай!" Не было сказано, как выживать, и как долго. Единственное, что было сказано, - это "Выживай !" Противоположностью выживания является "сдаться" * (сдаться: точка, отмеченная тем, что можно назвать смертью сознания человека). И это - наказание за отказ от действий ведущих к выживанию. А как же мораль * (мораль: принципы или обычаи, определяющие правильное и неправильное поведение), идеалы, любовь? Разве они не выше "простого выживания"? К сожалению, или к счастью, нет, не выше. Говоря о выживании, многие склонны ошибочно сводить его к "самому необходимому". Это не выживание. Поскольку в нем нет запаса * (запас: количество, превышающее необходимый минимум), которым можно пожертвовать. Инженер, когда он строит мост, предусматривает так называемый "запас прочности". Если мост должен выдерживать десять тонн, то инженер строит его так, чтобы он выдержал пятьдесят тонн.Он делает мост в пять раз прочнее. Тогда у моста есть запас на износ материалов, перегрузку, резкое и непредвиденное напряжение элементов конструкции и другие неблагоприятные обстоятельства. В жизни единственной реальной гарантией выживания является изобилие. Фермер, которому требуется по его расчетам двадцать бушелей * (бушель: мера зерна и фруктов, для пшеницы 27 кг) зерна в год на жизнь, значительно урезает свои шансы на выживание, если он и вырастит всего двенадцать бушелей зерна. Дело в том, что он не сможет выжить, если кто-то из его соседей не окажется более предусмотрительным * (предусмотрительный: человек, который проявляет осторожность и думает о будущем, не поступает опрометчиво). Часть урожая будет уничтожена грызунами. Часть погибнет от засухи. Часть побьет град. Свою долю унесет сборщик налогов. И где этот фермер возьмет зерно для посева на будущий год, если он решил использовать весь урожай на потребление? Нет, лучше бы фермеру, который знает, что ему нужно двенадцать бушелей пшеницы в год на еду, посеять столько, чтобы вырастить все сто бушелей. Тогда и грызуны, и налоговые инспекторы смогут наесться вдоволь. У фермера же еще останется достаточно пшеницы, чтобы прокормить себя - конечно, если он живет не при социализме * (социализм: идеология, согласно которой государство должно владеть и управлять всеми средствами производства и распределения. Частное предпринимательство отсутствует), при котором никому не удается "выживать", по крайней мере достаточно долго! Человек "выживает" или "умирает" в той степени, в которой ему удается приобрести и сохранить все необходимое для выживания, в особенности деньги. Безопасность * (безопасность: состояние, при котором человек находится или чувствует себя в безопасности; свобода от страха, тревоги, опасности, сомнения и т.д.; состояние или чувство безопасности или уверенности) хорошей работы, например, подразумевает некоторую гарантию выживания - если другие угрозы существованию не становятся слишком серьезными. Человек, зарабатывающий двадцать тысяч долларов в год, может пользоваться одеждой, которая лучше защищает от непогоды, хорошим и надежным домом, медицинским обслуживанием для себя и своей семьи, хорошим транспортом и, что важно, уважением окружающих. Все это - выживание. Конечно, тот, кто зарабатывает двадцать тысяч долларов в год, может иметь такую нервную работу, или вызывать столько зависти у своих друзей, или быть настолько измотанным, что он теряет что-то от своего потенциала выживания. Но даже подрывной элемент * (подрывной: стремящийся или пытающийся подорвать, свергнуть или уничтожить существующее правительство, институт, веру и т.д.) изменит свою политическую окраску, если вы предложите ему двадцать тысяч долларов в год. Возьмем человека, который зарабатывает $10 в неделю. Он носит одежду, которая плохо защищает его тело. Поэтому он может легко заболеть. Его жилище не спасает от непогоды. Он измучен заботами. Его уровень выживания настолько низок, что у него нет запасов, нет изобилия. Он не может ничего отложить на "черный день". И он не может заплатить врачу. Не может брать отпуск. Даже в коллективистском государстве * (коллективистский (государство): организованный в соответствии с принципами коллективизма (политический принцип централизованного общественного и экономического управления, в особенности всеми средствами производства)) у него будет та же судьба, его жизнь будет настолько регламентирована * (регламентировать: организовать в жесткую систему со строгой дисциплиной и контролем), что он не многое сможет сделать для защиты своего выживания. У молодости - изобилие возможностей выживания по сравнению со старшим возрастом. Она еще не утратила выносливость. И мечты молодости - а мечты так хорошо помогают выживанию - еще не разрушены неудачами. Кроме того, у молодости впереди долгая жизнь, и это важно, ведь в понятие выживания входит продолжительность оставшейся жизни. Что же касается идеалов, честности, любви к ближнему, то успешное выживание без них невозможно ни для отдельного человека, ни для многих людей. Выживание преступника нельзя назвать хорошим. Средний преступник проводит большую часть своего сознательного возраста в клетке, подобно дикому зверю. Путь к свободе закрыт для него ружьями знающих свое дело охранников. Человек, известный своей честностью, получает в награду выживание - хорошую работу, хороших друзей. А человек, у которого есть идеалы, как бы искусно подручные дьявола ни подбивали его отказаться от них, хорошо выживает лишь до тех пор, пока он остается верным этим идеалам. Вы когда-нибудь слышали о враче, который ради наживы стал бы тайно лечить преступников или приторговывать наркотиками? Такой врач недолго будет "выживать" после того, как он отступится от своих идеалов. Коротко говоря, самые эзотерические * (эзотерический: находящийся за пределами понимания или знания большинства людей) учения не выходят за рамки такого понимания выживания. Человек выживает до тех пор, пока он остается верен себе, своим друзьям, законам вселенной. Стоит ему оказаться не на высоте в любом отношении, как его выживание ухудшается. Конец выживания, однако, не наступает внезапно. В выживании нет резкого изменения - сейчас человек жив, а в следующий момент мертв. В нем есть своя градация. ГЛАВА 3. О СМЕРТИ СОЗНАНИЯ Где тот момент, когда человек перестает "выживать" и начинает умирать? Эта точка разграничения - не смерть, как мы ее понимаем. Этот момент отмечен тем, что можно было бы назвать смертью сознания * (сознание: восприятие и знание происходящего сейчас) человека. Сильнейшее оружие человека - его разум * (разум: способность мыслить, строить суждения, делать выводы). Не имея клыков, панциря и когтей, как многие животные, человек всегда полагался на свою способность мыслить, чтобы обеспечить свое выживание. Выбор способности мыслить в качестве главного оружия оказался удачным. В награду человек получил земное царство. Разум - великолепное оружие. Животное, с его клыками, панцирем, когтями, располагает фиксированным набором оружия, который оно не может изменить. Оно не может приспособиться к изменяющейся окружающей среде. А чтобы выжить, исключительно важно изменяться, когда меняется окружающая среда. Любой вымерший вид вымер потому, что он не смог измениться и установить контроль над новой средой. Разум в значительной степени исправляет это несовершенство. Ибо человек может создавать новые орудия труда, новое оружие и новую окружающую среду. Разум дает ему возможность измениться самому, чтобы приспособиться к новым ситуациям. Разум поддерживает в нем способность сохранять контроль над новыми условиями окружающей среды. Любое животное, которое просто подстраивается под окружающие обстоятельства, обречено. Окружающая среда быстро меняется. Животные, которые контролируют и изменяют окружающую среду, имеют наилучшие шансы выжить. Единственный способ создать коллективистское государство - это убедить людей в том, что они должны подстроиться и адаптироваться, подобно животным, к какой-то неизменной окружающей среде. Людей надо лишить права индивидуально контролировать свою окружающую среду. Тогда их можно поделить и согнать в группы. Они становятся собственностью, а не хозяевами. Разум и право мыслить разумно должны быть отобраны у них, так как право самостоятельно решать, как взаимодействовать с окружающим миром, является центральным для разума. Человеку противодействуют и силы природы, и человек. Главная мишень врагов человечества и отдельного человека - его право и способность рассуждать. Грубые и слепые силы природы, ураганы, холод и тьма давят на человека, он бросает им вызов, и тогда, нередко, они разрушают его разум и тело. Но точно так же, как бессознательность * (бессознательность: состояние, при котором организм утратил координацию только в своем аналитическом процессе и в управлении моторными функциями), даже если она длится мгновение, всегда предшествует смерти, так и смерть разума всегда предшествует смерти организма. Этот процесс может продолжаться достаточно долго, - и полжизни, и даже дольше. Вы когда-нибудь обращали внимание на живость реакции молодого человека в его схватке с силами, которые враждебны жизни? И наблюдали совсем другое у стариков? Вы обнаружите, что единственное, что пострадало, - это способность разумно мыслить. К середине жизни с большим трудом человек приобретает жизненный опыт, и на этом опыте он пытается жить дальше. Всем известна истина, что молодость при малом опыте быстро соображает, а старость, имея большой опыт, думает медленно. Рассуждения молодости далеко не всегда безошибочны, так как она пытается делать выводы, не имея достаточно данных. А теперь представьте себе человека, который полностью сохранил способность мыслить и в то же время имеет большой жизненный опыт. Представьте что наши седовласые старцы могут мыслить со всем энтузиазмом и энергией молодости, и при этом располагают всем своим опытом. Старость говорит молодости: "У тебя нет опыта". Молодость говорит старости: "Ты не умеешь смотреть в будущее. Ты не только не примешь, но даже не станешь рассматривать новые идеи". Бесспорно, идеальным для человека было бы совместить жизненный опыт старости с энергией и полетом мысли молодости. Вы, может быть, говорили себе: "Да, у меня большой жизненный опыт, но чего бы я только ни дал за крупицу того энтузиазма, который у меня был когда-то". Или простились со всем этим, сказав, что вы "утратили иллюзии" * (иллюзия: любое представление об идеях, пространстве, энергии, предметах или времени, созданное самим человеком). Но вы не уверены, что это были иллюзии. Неужели радость существования, порывы вдохновения, любовь и воля к жизни, вера в свою судьбу - неужели все это иллюзии? Или в них как раз и проявляется сама суть живой жизни? И не является ли их угасание признаком смерти? Знание * (знание: под знанием мы понимаем твердую веру, то, что является известной информацией, обучением, просвещением, изучением; практические навыки. Под знанием мы подразумеваем данные, факторы и все о чем можно подумать и что можно воспринимать) не убивает волю к жизни. Боль и утрата само- определения * (само-определение: означает способность направлять себя) убивают ее. Жизнь может приносить боль и страдание. Чрез них часто приобретается жизненный опыт. Очень важно сохранить его. Но разве опыт перестает быть опытом, если в нем нет боли и страдания? Представьте, что вам удалось очистить вашу жизнь от всей боли, физической и остальной, которая в вас накопилась. Разве было бы так уж ужасно, если бы вам пришлось распрощаться с разбитым сердцем, или психосоматическим заболеванием, со страхами, тревогами и кошмарами? Представьте человека, у которого появилась возможность, сохранив все свои знания, снова прямо посмотреть в лицо жизни и всей вселенной и заявить, что он еще сможет добиться победы. Вы помните тот день из своей молодости, когда, проснувшись, вы увидели прозрачную росу, сверкающую на траве, листья, золотистое солнце, ярко сияющее над ликующим миром? Помните ли вы, как прекрасен и чист был этот мир? Первый нежный поцелуй? Тепло верной дружбы? Душевную близость во время прогулки при луне? Что же сделало иным этот прекрасный мир? Восприятие окружающего мира не является для человека чем-то абсолютным. Иногда человек может лучше воспринимать краски, блеск и радость жизни, иногда хуже. В молодости ему легче почувствовать живую реальность вещей, чем в старшем возрасте. Не похоже ли это на притупление сознания и осознания * (осознание: способность ощущать существование чего-то)? Что же приводит к тому, что человек перестает в полной мере ощущать яркость красок окружающего мира? Изменился мир? Нет, ведь каждое новое поколение видит торжество и славу, кипучую энергию жизни - той самой жизни, которую старость в лучшем случае считает поблекшей. Меняется сам человек. А что заставляет его меняться? Может быть, старение желез * (железа: орган, выделяющий вещества, которые используются телом или выводятся из него) и мышечной системы? Едва ли, - ведь все работы по улучшению состояния желез и мышечной системы - основы человеческого тела - не смогли хоть сколько-нибудь заметно восстановить способность полнокровного восприятия жизни. "Эх, молодость,- вздыхает человек средних лет,- если бы у меня опять появился твой вкус к жизни!" Что же притупило этот вкус? Жизнь начинает восприниматься не столь красочно, как раньше, когда сознание человека ослабевает. В точном соответствии с ослаблением сознания человека ухудшается его видение мира. Способность воспринимать окружающий мир и способность делать точные выводы о нем - это, в сущности, одно и то же. Очки - признак ослабления сознания. Зрение нуждается в "подпорках", чтобы заставить мир выглядеть ярче. Утрата способности быстро двигаться, бегать, как в детстве,- тоже ослабление сознания и снижение общего уровня способностей. Полная бессознательность - это смерть. Полубессознательное состояние - полусмерть. Бессознательность на четверть - на четверть смерть. И по мере накопления боли, сопутствующей жизни, если не накапливаются удовольствия, человек постепенно уступает в состязании со смертью. В конце концов наступает физическая неспособность видеть, мыслить и существовать, известная как смерть. Как человек накапливает эту боль? И если он сможет избавиться от нее, вернется ли к нему полное сознание и правильное яркое представление о жизни? И есть ли способ избавиться от нее? ГЛАВА 4. О НАШИХ УСИЛИЯХ ДОСТИЧЬ БЕССМЕРТИЯ Физическая вселенная * (физическая вселенная: вселенная материи, энергии, пространства и времени. Это - вселенная планет, их скал, рек и океанов, вселенная звезд и галактик, вселенная горящих солнц и времени) состоит из четырех элементов - материи, энергии, пространства и времени. Как известно из ядерной физики, материя состоит из таких энергетических частиц, как электроны * (электрон: частица материи с отрицательным электрическим зарядом) и протоны * (протон: частица материи с положительным электрическим зарядом). А энергия и материя существуют во времени и пространстве. Все это очень просто. Как бы это ни было, нет необходимости особенно углубляться в детали, чтобы понять, что вселенная, в которой мы живем, состоит из простых вещей, которые соединяются и перестраиваются, производя различные формы и проявления. Бетонный тротуар, воздух, мороженое, короли и чеки на получение зарплаты, грузчики состоят из материи, энергии, пространства и времени. А в состав живых существ входит еще один компонент - жизнь. Жизнь - особый вид энергии, которая подчиняется определенным законам,- она же похожа на обычные для нас виды энергии - например, электричество. Но, все же, жизнь - это энергия, и она обладает некоторыми особыми свойствами. Жизнь имеет способность собирать и организовывать материю и энергию в пространстве и времени и оживлять сие. Жизнь берет немного материи и энергии и создает организм - одноклеточное животное, дерево, белого медведя или человека. Затем этот организм, движимый энергией, которая называется жизнь, в свою очередь воздействует на материю и энергию в пространстве и времени, и уже сам соединяет и оживляет материю и энергию, создавая новые объекты и формы. Можно сказать, что жизнь занята завоеванием физической вселенной. Важнейшей движущей силой энергии, как мы уже говорили, является выживание. Чтобы осуществить выживание, жизнь должна не прекращать борьбу и побеждать в своем завоевании физической вселенной. Когда жизнь или какая-нибудь форма жизни прекращает это завоевание, она прекращает выживать и умирает. Здесь перед нами разворачивается гигантская схватка. Энергия жизни против материи, энергии, пространства и времени. Жизнь против физической вселенной. Борьба между ними грандиозна. Хаотическая, неорганизованная физическая вселенная, у которой только сила, сопротивляется завоеванию жизнью, организующей и настойчивой, несущей разум. Жизнь познает законы материи, энергии, пространства и времени, составляющих физическую вселенную, и затем поворачивает эти законы против самой физической вселенной, чтобы развить свое завоевание. Человек затратил много времени, изучая, сколько мог, физическую вселенную по таким наукам, как физика * (физика: научное исследование свойств и взаимодействий материи и энергии) и химия * (химия: научное исследование веществ и их элементов, а также характера их реакций между собой, когда они соединяются или вступают в контакт друг с другом), но, что даже еще важнее, по ежечасной борьбе жизни против этой вселенной. Не думайте, что одноклеточное не проявляет знания действующих правил жизни. Проявляет. Какая нужна изобретательность, чтобы организовать определенные химические вещества и солнечный свет в живое единство! Биолог * (биолог: специалист в биологии (научном исследовании жизни и структуры живых существ) останавливается в благоговении перед организаторским искусством мельчайших живых клеток. Он изумленно взирает на эти сложные точные организмы, эти микроскопические единицы мира жизненных форм. Но даже биолог не может поверить, что все это возникло случайно. Таким образом, есть жизнь, жизненная энергия, не совсем похожая на энергию физической вселенной. И есть жизненные формы. Жизненная форма, или организм, как например живое человеческое тело, состоит из жизни и материи, энергии, пространства и времени физической вселенной. Мертвое тело состоит из принадлежащих физической вселенной материи, энергии, пространства и времени без жизненной энергии. Жизнь побывала там, сорганизовала, а затем удалилась из организма, - действие, известное нам как цикл зачатия, рождения, роста, упадка и смерти. Хотя есть ответы на вопросы, куда жизнь направляется, удаляясь из организма, и что она после этого делает, сейчас нам нет нужды углубляться в это. Для живого организма важно, что он стремится выжить, подчиняясь общему усилию жизни в целом, и что для этого он должен добиться успеха в своем завоевании физической вселенной. Проще говоря, жизнь должна сначала накопить достаточно материи и энергии, чтобы создать организм - такой, как тело человека - и затем должна связать этот организм с дружественными и сотрудничающими организмами - например, с другими людьми - и должна продолжать добывать материю и энергию для пищи, одежды и крова, чтобы поддерживать свое существование. Кроме того, она должна делать еще две совершенно определенные вещи, которые столь же важны для выживания, как и необходимость в союзниках, пище, одежде и крове. Жизнь должна получать удовольствие * (удовольствие: дианетика считает, что организм, стремящийся к выживанию,, получает удовольствие в результате действий, способствующих выживанию, и от движения к целям выживания). Жизнь должна избегать боли. Жизнь активно стремится прочь от боли, которая является не- выживанием, разрушением и самой смертью. Боль - предупреждение о не-выживании и потенциальной смерти. Жизнь активно стремится к удовольствию. Удовольствие можно определить как действие, направленное на достижение выживания. Высший предел удовольствия - бесконечность выживания или бессмертие. Эта цель недостижима для физического организма (но не его жизни), но все же организм к ней стремится. А счастье можно определить как преодоление препятствий на пути к желаемой цели. Любая желаемая цель при ближайшем рассмотрении оказывается ведущей к выживанию. Слишком большая боль препятствует выживанию организма. Слишком большое число препятствий между организмом и его выживанием приводит к не-выживанию. В связи с этим можно отметить, что ум * (ум: командный пункт деятельности; образован для разрешения проблем и исследования вопросов, связанных с выживанием, и только выживанием) занят тем, что рассчитывает или воображает пути и средства, при помощи которых он избежит боли и достигнет удовольствия, и воплощает некоторые решения в действия.К этому сводится вся деятельность ума: он воспринимает, исследует и решает проблемы * (проблема: определение проблемы - намерение против намерения или два или более противоположных или конфликтующих взгляда на один и тот же предмет), связанные с выживанием организма, будущих поколений, группы, жизни и физической вселенной, и исполняет решения. Если он решит большую часть возникших проблем, то организм достигает высокого уровня выживания. Если уму организма не удается решить большинство проблем, то организм терпит поражение. Ум, таким образом, определенно связан с выживанием. И здесь имеется в виду ум в целом, не только мозг. Мозг - структура. Ум же можно считать цельным существом, смертным и бессмертным, определенной "личностью" организма со всеми ее свойствами. Поэтому, если ум работает хорошо, если он решает те проблемы, которые он должен решать, и если он осуществляет свои решения в правильных действиях, то выживание организма надежно обеспечено. Если же ум не работает хорошо, то выживание организма ставится под вопрос и вызывает сомнение. Ум человека, таким образом, должен быть в отличном состоянии, чтобы обеспечить наилучшую гарантию выживания самого этого человека, его семьи, будущих поколений, его группы и жизни как таковой. Ум стремится гарантировать и направлять действия, ведущие к выживанию. Он ищет выживания не только для организма ("Я"), но и ищет его и для семьи, детей, будущих поколений и всей жизни. Однако, он может быть притуплен * (притуплять: делать менее эффективным) по некоторым из этих направлений. Ум может быть притуплен в отношении выживания самого организма ("Я"), но в то же время хорошо действовать ради выживания будущих поколений. Он может быть притуплен в отношении группы, но очень активно воспринимать свою ответственность за организм ("Я"). Чтобы работать хорошо, ум не должен быть притуплен ни в одном направлении. Чтобы хорошо работать, ум должен видеть себя способным управляться с физической вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени, в пределах потребностей организма, семьи, будущих поколений, групп и жизни. Ум должен быть способен избегать боли и обеспечивать удовольствия для самого человека, будущих поколений и группы, а также для самой жизни. Если ум оказывается неспособным избегать боли и находить удовольствия, то терпят поражение зависящие от него организм, семья, будущие поколения, группа и жизнь. Неудача одного организма в группе, неспособность его правильно решить задачи выживания, является частичной неудачей для всей группы. Поэтому, "Не спрашивай, по ком звонит колокол; он звонит по тебе!" Жизнь - взаимозависимое, сотрудническое усилие. Каждый живой организм играет свою собственную роль в выживании других организмов. Когда дело доходит до мыслящего ума, подобно человеческому, то организм должен иметь способность действовать независимо ради собственного выживания и выживания других. Чтобы достичь этих целей, однако, ум должен быть способен осознавать решения, которые являются оптимальными не только для него самого, но и для всех других факторов, участвующих в его выживании. Таким образом, ум одного организма должен достичь соглашения с умами других организмов, чтобы все могли выживать до самого высокого по возможности уровня. Когда ум теряет остроту, притупляется, он начинает плохо просчитывать решения. Он утрачивает ясное представление о своих целях. Он не уверен в том, что же он действительно намерен делать. И это повлияет на выживание других организмов, будет препятствовать ему. Такой ум может посчитать, например, что он должен выживать только сам по себе, что важно только индивидуальное существование и пренебречь выживанием других. Эта деятельность ведет к не-выживанию. Она крайне аберрирована. Ум, который начинает выживать только для себя и начинает унижать и силой подчинять себе другие организмы, прошел уже большую часть пути к своей смерти. Это ум, который жив меньше, чем на половину. Он владеет менее чем половиной своего действительного потенциала. У него плохое восприятие физической вселенной. Он не осознает, что его выживание зависит от сотрудничества с другими. Он утратил свою приверженность выживанию. Этот ум уже уходит к смерти, прошел свой пик, он проявит инициативу и предпримет действия, которые приведут к его собственной смерти. Жизнь, большая всеобъемлющая жизнь, находит применение смерти организма. Когда организм больше не может хорошо исполнять свое назначение, в план жизни входит убить его и заново вложить свой капитал в новый организм. Смерть - это действие, осуществляемое жизнью для избавления от устаревших, не отвечающих новым условиям, нежелательных организмов, чтобы новые организмы могли рождаться и процветать. Сама жизнь не умирает. Умирает только физический организм. Очевидно, что даже личность * (личность: отдельный человек как личность - это осознание единицы осознания, и осознание единицы осознания есть лицо) не умирает. Смерть тогда, по истине, - это ограниченное понятие, которое относится только к физической части организма. Жизнь и личность, очевидно, продолжаются. Физическая часть организма прекращает функционировать. И это есть смерть. Когда организм достигает точки, в которой он лишь наполовину сознателен, когда его восприятие составляет лишь половину должного, когда он функционирует лишь вполовину своих возможностей, начинается его смерть. С этого момента организм предпримет действия с целью ускорить смерть. Он действует "бессознательно". Но, в своем аберрированном состоянии, такой ум будет приносить смерть также и другим организмам. Итак, полусознательный организм представляет угрозу для других. Здесь и человек, подверженный несчастным случаям, и фашист * (фашист: человек, который верит в фашизм или осуществляет на практике идеи фашизма (Система госуправления, которая характеризуется жесткой однопартийной диктатурой, насилием в подавлении оппозиции, частным предпринимательством под централизованным госконтролем, воинствующим национализмом, расизмом, милитаризмом и т.д.), и человек, который стремится господствовать, и эгоист, и своекорыстный карьерист. Здесь уходящий к смерти организм. Когда организм достигает точки, в которой он жив лишь на треть, на треть сознателен, воспринимает только треть того, что мог бы, жизнь еще более ускоряет смерть этого организма и окружающих его. Здесь самоубийство, хронически больной человек, отказ от еды. Организмы, повернувшие к смерти, иногда умирают в течение многих лет, поскольку такого рода организм испытывает подъемы и еще сохраняет какие-то желания продолжать жить. И другие организмы помогают ему жить. Его несет волна жизни, хотя его основная направленность - к смерти, смерти для других, смерти для себя и смерти для окружающей его физической вселенной. Общество, большая часть которого направлена на выживание, не замечает или отказывается признать смерть и стремление организмов к ней. Общество принимает законы против убийства и самоубийства. Общество строит больницы. Общество несет людей такого рода на своей спине. И общество не желает слышать об "эвтаназии" или "милосердном убийстве". Организмы, которые прошли половину пути к смерти, прибегнут к чрезвычайным мерам и средствам, чтобы принести смерть другим организмам, вещам, самим себе. Здесь мы имеем Гитлеров, уголовных преступников, невротиков * (невротик: человек, который из-за своих аберраций приносит вред, главным образом, самому себе, но не доходит до самоубийства), совершающих разрушительные действия. Доверьте человеку, прошедшему эту точку, управление автомобилем, и этот автомобиль может попасть в аварию. Дайте ему деньги, и эти деньги уйдут на приобретение вещей, вредных для выживания. Но мы не должны, подобно газетам, односторонне драматизировать происходящее, забывая о главном. Действия, ведущие к смерти и стремление к ней становятся заметны, только когда они открыто проявляются. Однако, они наиболее опасны в своих непроявленных формах. Человек, прошедший серединную точку, постоянно приносит смерть в мелочах вещам и людям. Дом, оставленный неприбранным, пропущенные встречи, неряшливая одежда, злые сплетни, постоянные придирки, критика других "ради их собственного блага": это все энтурбуленции, которые приносят неудачу, а слишком много неудач приносят смерть. И не следует думать, что серединная точка означает середину жизни. Она означает, что человек полусознателен, полужив, его восприятие и мышление действуют лишь наполовину или меньше своих возможностей. И ребенок может быть сапрессирован *(сапрессировать: раздавливать, подавлять, умалять) до этого уровня своими родителями и школой. Что и говорить, дети довольно часто опускаются ниже этой серединной точки, настолько велико бывает их поражение в борьбе с окружающим миром, с жизнью. Возраст - не критерий. Критерий - физическое здоровье. Самым важным признаком того, что кто-то прошел свою серединную точку, является его физическое состояние. Ее прошли страдающие хроническими заболеваниями. Следовательно, чтобы создать безопасное общество, чтобы избавит общество от смертоносных для него факторов, необходимо найти какие-то средства либо уничтожения людей, несущих ему смерть - Гитлеров, безумных, преступников,- либо спасения их и возвращения им состояния полного сознания. Полное сознание означало бы полное признание своей ответственности, понимание своего отношения к другим людям, заинтересованность в благе для себя и для общества. Как этого можно достичь? Если бы вы смогли достичь этого, вы бы подняли общественное устройство до высот, доселе недостижимых. Опустели бы тюрьмы и психиатрические больницы. Мир стал бы слишком рассудительным, чтобы вести войны. И благосостояние пришло бы к людям, у которых раньше не было средств к нему. И счастье узнали бы люди, никогда не испытывавшие его. Вы смогли бы укрепить добрую волю и стремление к созиданию у всех людей и общественных устройств - если бы вам удалось восстановить их жизненную силу. Прежде чем узнать, как же ее восстановить, надо знать, как происходит ослабление сознания, жизненной силы и воли к жизни. ГЛАВА 5. О ПОВЫШЕНИИ НАШЕГО УРОВНЯ СОЗНАНИЯ Организм сапрессируется в сторону смерти под действием боли, которая в нем накапливается. Боль при сильном общем шоке * (шок: человек может так резко, неожиданно и низко опуститься по эмоциональной шкале, что это может привести к смерти. Это и называют шоком.) организма вызывает мгновенную смерть. Боль в небольших дозах на протяжении жизни постепенно сапрессирует организм к смерти. Что же такое боль? Боль - это предупреждение о потере. Это автоматическая система сигнализации об опасности, встроенная в живой организм. Она предупреждает организм о том, что какая-то его часть или весь он находятся под действием стресса, и что организму нужно предпринять какие-то действия или умереть. Сигнал, подаваемый болью, означает, что организм находится в непосредственной близости от разрушительной для него силы или объекта. Не обратить внимания на боль значит умереть. Боль - это кнут, который отгоняет организм от горячей плиты, мороза; боль - это опасность не-выживания, наказание за ошибки в попытках выжить. И всегда боль - это потеря. Ожог на пальце означает, что тело человека лишилось клеток на поверхности этого пальца. Они умерли. Удар по голове означает смерть для кожи головы и других клеток в месте удара. Таким образом весь организм получает предупреждение о близости источника смерти, и он пытается удалится от него. Утрата близкого человека - также потеря в выживании. Потеря какой-то вещи - также потеря части потенциала выживания. Поэтому человек ошибочно считает одним и тем же и физическую боль, и утрату организмов и предметов, связанных с выживанием. Отсюда такое явление, ка "душевная боль". Но жизнь, в своей непрестанной борьбе с физической вселенной, не терпит неудачников. Организм, который из-за своего безрассудства получает слишком тяжелый удар и впадает в бессознательность, остается поблизости от причиняющего боль объекта. Если ему столь явно не удается выживать,- это и есть не-выживание. Бессознательность, которую человек испытывает в результате удара или болезни, - сокращенное изображение того, что происходит на протяжении жизни. Есть ли разница, кроме времени, между этими двумя вещами? Удар, приводящий к бессознательности, которая приводит к смерти. Удары, накапливающиеся в течение жизни и приводящие к постепенному ослаблению сознания, что приводит в конечном счете к смерти. Второй процесс медленнее, чем первый. Одно из основополагающих открытий дианетики состояло в том, что бессознательность и вся связанная с ней боль хранится в определенной части ума, и что эта боль и бессознательность накапливаются до тех пор, пока не поворачивают организм к смерти. Еще одним открытием дианетики было то, что эту боль можно убрать, "стереть" с полным восстановлением сознания и возвращением способности к выживанию. Другими словами, с помощью дианетики стало возможным устранять с годами накопившуюся бессознательность и боль и восстанавливать здоровье и жизненную силу организма. Накопление физической боли и потерь приводит к ослаблению сознания, ухудшению физического здоровья и ослаблению воли к жизни до такой степени, что организм начинает активно, хотя нередко и скрытно, искать смерти. Сотрите или устраните физическую боль, потери на жизненном пути,- и жизненная сила возвратится. Энергия жизни и стремления к более высоким уровням выживания и есть сама жизнь. Опыт показал, что тело человека обладает исключительной способностью самовосстановления после удаления из его памяти воспоминаний о боли. Кроме того, было выявлено, что до тех пор, пока боль хранится в памяти, лечение так называемых психосоматических заболеваний, таких, как артрит, ревматизм * (любое из ряда заболеваний, вызывающих боль в суставах, мышцах, тканях) дерматит * (дерматит: воспаление кожи) и тысячи других, не может дать постоянных результатов. Психотерапевты * (психотерапия: лечение умственных расстройств посредством психологических (относящихся к душе и ее деятельности) методов), не зная о хранении боли в памяти и о ее влиянии, давно заметили, что можно избавить пациента от какой-то одной болезни, но сразу же появится другая и психотерапия стала пораженческой * (пораженец: человек, который ожидает поражения или слишком легко принимает поражение) школой, потому что не могла добиться никаких устойчивых положительных результатов у аберрированных и больных людей, даже когда ей удавалось достичь некоторого облегчения их состояния. Поэтому всякие усилия по восстановлению жизненной энергии и здоровья людей стали вызывать недоверие - ведь причина, по которой они нездоровы и неспособны достичь успеха, оставалась невыясненной и недоказанной. С приходом дианетики появилась возможность искоренить аберрацию и болезнь, поскольку стало возможным искоренить или устранить боль из банков, которые служат для хранения боли в теле. И новая боль при этом не добавляется, как при хирургическом лечении. Сознание, таким образом, зависит от отсутствия, стирания или искоренения памяти о физической боли, поскольку бессознательность является частью этой боли - одним из ее симптомов. Артрит коленного сустава, например, является результатом накопления всех поражений колена в прошлом. Тело ошибочно отождествляет время и окружающие обстоятельства со временем и окружающими обстоятельствами действительной травмы колена и тем самым сохраняет боль. Жидкости тела избегают больной участок. В результате образуется отложение, которое называют артритом. Это доказывается тем, что артрит проходит, когда прошлые травмы колена бывают выявлены и разряжены * (разряжать: стирать), и его не сменяет никакое другое заболевание; и человек излечивается от артрита коленного сустава. Это происходит в десяти случаях из десяти - кроме тех, когда возраст или физические разрушения настолько подвинули организм к смерти, что уже пройдена точка, за которой нет возврата. Возьмем больное сердце. Человек испытывает боль в сердце. Он может принимать лекарства, шаманские снадобья или еще что-то и по-прежнему иметь больное сердце. Найдите и искорените или уничтожьте действительную физическую травму сердца, и сердце прекращает болеть и выздоравливает. Ничего нет проще, чем доказать эти утверждения. Хороший дианетический одитор может взять сломленную, измученную невзгодами женщину тридцати восьми лет, выбить из ее прошлого периоды физической и душевной боли, и получить в результате женщину, которая выглядит на двадцать пять, и к тому же еще веселая и жизнерадостная, как и полагается в двадцать пять лет. Да, невероятно. Но так же невероятна и атомная бомба - с десяток грамм плутония * (плутоний: радиоактивный химический элемент, используется в ядерном оружии и реакторах), которые могут стереть город с лица земли. Если вы знаете основные принципы жизни и характер ее действия, как особой энергии, то создается возможность возвращения жизни в больного, обессиленного, близкого к самоубийству человека. И что еще важнее, чем лечение тяжелобольных, как душевно, так и физически, можно прервать падение по крутой спирали, начавшееся у человека, который еще сохранил живую связь с миром и здоровье, и не допустить превращения его в тяжелобольного. Можно взять и так называемого "нормального" человека и поднять его уровень бытия до высот великолепия и успеха, ранее недостижимых. Восстановите полное сознание человека, и вы восстановите его полный жизненный потенциал. И сейчас это можно сделать. ГЛАВА 6. О ПОВЫШЕНИИ НАШЕГО УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОВЕДЕНИЯ В шкале тонусов, сокращенный вариант которой имеется в этой книге, графически представлена нисходящая спираль жизни от полного жизненного потенциала и полного сознания до их половины и далее, до наступления смерти. Использование шкалы тонусов для различных расчетов жизненной энергии, наблюдений и экспериментов позволяет определить уровни поведения по мере ослабления жизни. Эти различные уровни присущи всем людям. Когда человек почти мертв, о нем можно сказать, что он находится в хронической * (хронический: действующий на человека в течение длительного периода времени) апатии. И он ведет себя определенным образом в отношении окружающего мира. Это уровень 0.1 по шкале тонусов. Когда человек хронически страдает из-за своих потерь, он пребывает в горе. И он ведет себя определенным образом в отношении многих вещей. Это уровень 0.5 по шкале тонусов. Когда человек еще не опустился до горя, но осознает угрозу приближения потерь или хронически зафиксирован на этом уровне, о нем можно сказать, что он находится в страхе. Это примерно соответствует уровню 1.1 по шкале тонусов. Человек, который активно борется против угрозы потерь, находится в гневе. И он проявляет также другие признаки этого вида поведения. Это уровень 1.5 по шкале тонусов. Тот, кто лишь подозревает, что потери могут произойти, или кто зафиксировался на этом уровне, испытывает раздражение. О нем можно сказать, что он находится в состоянии антагонизма. Это уровень 2.0 по шкале тонусов. Выше антагонизма состояние человека не настолько хорошее, чтобы он чувствовал энтузиазм, и не настолько плохое, чтобы он был раздраженным. Он потерял некоторые из своих целей и не может сразу определить другие. О нем говорят, что он пребывает в состоянии скуки, или на уровне 2.5 по шкале тонусов. На уровне 3.0 шкалы тонусов человек характеризуется консервативным, осторожным отношением к жизни, но он движется к своим целям. На уровне 3.0 шкалы тонусов человек испытывает энтузиазм, он счастлив и полон жизни. Очень немногие люди находятся на уровне 4.0 от природы. По мягкой оценке, среднее значение находится, вероятно, около 2.8. Вы можете рассмотреть таблицу шкалы тонусов, и вы увидите, что в графах таблицы по горизонтали располагаются различные характеристики людей, по уровням шкалы. Может показаться, что эти характеристики оказались постоянными. Если ваш уровень 3.0, то по всем графам таблицы вы окажетесь на уровне 3.0. Вы и раньше наблюдали эту шкалу в действии. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, как ребенок пытается получить десять центов? Сначала он счастлив. Он просто хочет десять центов. Если ему отказывают, он объясняет, зачем ему нужны эти деньги. Если он все же не получает их, и они были не очень нужны ему, то ему станет скучно, и он удалится. Но если он их очень хотел, то он почувствует антагонизм. Затем он придет в гнев. Далее, при очередном отказе, он может солгать о причине, почему он их хочет. Не добившись успеха, он испытывает горе, печаль. И если по- прежнему цель остается недостижимой, он, наконец, впадает в апатию и говорит, что он эти деньги не хочет. Это - отрицание. Вы наблюдали и обратное действие по шкале. Если ребенку угрожает опасность, он тоже опускается по спирали, двигаясь по шкале тонусов. Сначала он не понимает, что перед ним нависла угроза, и он вполне жизнерадостен. Затем опасность, допустим, в виде собаки, начинает к нему приближаться. Ребенок видит опасность, но по-прежнему не верит, что она направлена против него, и продолжает заниматься своим делом. Но его игрушки начинают временами вызывать у него "скуку". Он немного встревожен и неуверен. Собака подходит ближе. Ребенок впадает в гнев и предпринимает попытки ударить собаку. Собака подходит еще ближе и ведет себя еще более угрожающе. Ребенок начинает бояться. Страх не приносит облегчения, и ребенок плачет. Если собака продолжает угрожать, то ребенок может просто впасть в апатию и ждать укуса собаки. Если предметы, животные, люди, которые способствуют выживанию, становятся для человека недоступными, то он опускается по шкале тонусов. Если предметы, животные, люди, которые угрожают выживанию, приближаются к человеку, то он опускается по шкале тонусов. У той шкалы есть хронический и острый * (острый: (о болезни) кратковременный и сильный) аспекты. Человек может опуститься по шкале до низкого уровня за десять минут, а затем вернуться на прежний уровень, или же он может опуститься и десять лет оставаться на этом уровне, не поднимаясь. Человек, испытавший слишком много потерь, слишком много боли, имеет тенденцию зафиксироваться на одном из низких уровней шкалы и, с небольшим колебанием, оставаться на нем. Тогда его общее и обычное поведение будет соответствовать этому уровню шкалы тонусов. Точно так же, как минутное горе на уровне 0.5 может заставить ребенка действовать по законам горя, так и фиксация на уровне 0.5 может заставить человека поступить, как того требует уровень 0.5, в отношении многих вещей в жизни. Поведение бывает минутным или постоянным. Как определить место, которое занимает какой-то человек на этой шкале? Как определить свое место? Если вы можете найти две-три подходящих характеристики по одному из уровней, то, по цифре колонке таблицы, вы определите уровень. Это может быть 2.5, или 1.5. Какой бы уровень это ни был, просто просмотрите все колонки по этому уровню, и вы увидите остальные характеристики. Единственная ошибка, которую вы можете совершить, оценивая кого- то по шкале тонусов,- это предположить, что он где-то отходит от "своего уровня" и по какому-то параметру стоит выше, чем по другому. Характеристика, с которой вы не согласны, может быть скрыта,- но она есть. Посмотрим заголовок первой колонки, по ней вы получите общую картину поведения и физиологии * (физиология: органические процессы или функции организма или любой из его частей) оцениваемого человека. Во второй половине описано физическое состояние. В третьей колонке вы найдете эмоцию * (эмоция: эмоцию можно назвать энергетическим проявлением "симпатии", что в дианетике называется "аффинити". В дианетическом употреблении эмоцию можно назвать показателем состояния существа. "Эмоциональное" нередко считается синонимом "нерационального". То есть как бы предполагается, что если человек эмоционален, то он не может быть разумен. Более неразумное предположение трудно себе представить), которую наиболее часто выражает этот человек. Просмотрите другие колонки. В каких-то из них вы найдете информацию о ком-то или о себе, которая вызывает у вас чувство уверенности. Тогда просто изучите все остальные колонки по той строке, в которой вы нашли не вызывающее сомнений описание. Из этой строки, будь то 1.5 или 3.0, вы получите целый рассказ о человеке. Разумеется, когда человек узнает хорошие или плохие новости, переживает счастливые или грустные дни, он на время поднимается или опускается по шкале тонусов. Но есть и хронический уровень, среднее поведение для каждого человека. Когда человек опускается все ниже и ниже по этой шкале, то соответственно понижается и его живость реакции, и его сознание. Преобладающее настроение или отношение человека к существованию ухудшается в прямой зависимости от его взгляда на физическую вселенную и окружающие организмы. Энергетические проявления и наблюдение поведения людей связаны и со многими другими механическими характеристиками, описанными в таблице, но у нас нет необходимости подобно их рассматривать. Было бы недостаточно сказать, что человек фиксируется в своем отношении к физической вселенной и окружающим организмам, поскольку этому способствуют и другие вполне определенные факторы, помимо сознания. Проявлением, однако, является ухудшение сознания человеком своего физического окружения. Это ослабление сознания лишь одна из причин постепенного движения вниз по шкале, но для задач, стоящих перед этой книгой, оно служит достаточно хорошей иллюстрацией. В верхних графах таблицы перечислены качества человека, полностью сознающего себя, свою среду, других людей и вселенную в целом. Он принимает свою ответственность. Он видит реальности мира. Он решает проблемы в пределах своего воспитания и опыта. Затем что-то изменяется - его восприятие материальной вселенной притупляется. Как это происходит? Первая и главная причина движения вниз по шкале - физическая боль, которую причиняет физическая вселенная. Одно дело получать опыт, и совсем другое - испытывать физическую боль. Любой опыт, связанный с реальной физической болью, оказывается скрытым этой болью. Организм должен избегать боль, чтобы выжить. Он также избегает памяти о боли, если находится на уровне выше 2.0. Ниже 2.0 он "лелеет" воспоминания о боли, потому что они ведут к смерти. Как только у него появляется способность избегать всякую боль без разбора, хотя эта боль и воспринимается, сознание начинает заметно ослабевать. Начинает ухудшаться восприятие физической вселенной и измельчается масштаб деятельности человека. Можно сказать, что у человека есть внутренний мир и мир внешний. Внутренний мир - это опыт вчерашнего дня. Его информация используется для выработки суждений о внешнем мире, о сегодняшнем и завтрашнем дне. Пока вся информация доступна, человек может прекрасно рассчитывать свои действия. Когда же его опыт оказывается похороненным, его выводы становятся неверными,- чем меньше остается опыта, тем хуже выводы. Когда у человека растет неуверенность в физической вселенной, он начинает хуже с ней справляться. Он начинает думать, что его мечты и надежды недостижимы, он перестает бороться. На самом же деле способности человека редко ухудшаются - ему только кажется, что они ухудшаются. Когда внутренний мир переполняется физической болью, организм приходит в замешательство. Подобно ребенку, который в конце концов говорит, что он не хочет десятицентовую монету, и организм утверждает, что ничего не хочет от физической вселенной,- и погибает. Или живет еще, омраченный, некоторое время, а затем неминуемо гибнет. Целью является победа. Для человека, потерявшего слишком многое и испытывавшего потери слишком часто, возможность победы кажется слишком далекой, и он не пытается ее достичь. И он проигрывает. Он настолько привыкает к потерям, что начинает нацеливаться на потерю, а не на движение вперед. И делает он это совершенно неразумно. Потеря двух автомобилей не означает, что и третий должен быть утрачен, но тот, кто потерял два, будет настолько готов потерять третий, что он, хоть и бессознательно, предпримет шаги к этому. Так он может поступать в отношении людей, в отношении любого предмета. При движении вниз по шкале тонусов человек прежде всего начинает утрачивать веру в возможность достижение внешних пределов своего окружающего мира, отдаленных границ в своих мечтах, и становится "консервативным". Нет ничего особенно плохого в осторожности, но есть что-то неправильное в хроническом консерватизме, потому что иногда он требует непомерную цену за выигрыш в жизни. Чрезмерное накопление физической боли в регистрационных банках ума приводит к тому, что человек все больше смешивает вчерашний день с сегодняшним и еще больше теряет уверенность. Он высмеивает вещи, которых на самом деле желает, поднимает на смех мечты других и в целом ведет себя подобно саркастическому репортеру "Нью-Йоркера" * (Нью-Йоркер: литературный журнал Нью-Йорка, в котором содержится литературная и театральная критика). Он боится прямо посмотреть на факт, связанный с надеждой, и еще больше - на желаемый по-настоящему объект. С дальнейшим увеличением боли он опускается еще ниже по шкале тонусов6 пока не вступает на путь ухода из жизни. Казалось бы, чем человек становится старше и чем большим опытом он обладает, тем лучше он должен владеть своей окружающей средой. Если бы он мог сохранить в отношении ее полное сознание и разумность, так оно и было бы. Но механизм накопления боли таков, что, чем больше человек получает боли, тем он становится все менее и менее сознательным, поэтому на самом деле он не может использовать свой опыт. Если бы он мог приобретать опыт без физической боли, его энтузиазм, способности и напористость оставались бы на очень высоком уровне. Но очевидно, что человек, прежде чем стать человеком, был организмом более низкого порядка. А низшие организмы могут только реагировать, они не могут думать. Мышление - нечто новое. До дианетики все это выглядело безнадежно замкнутым кругом. У кого-то был энтузиазм, но не было опыта. И вот, в порывах энтузиазма, он, со всем безрассудством молодости, вступил в схватку с окружающим миром, и был с позором бит. С каждым поражением он получал боль. Он получал опыт, но не мог думать об этом опыте отдельно от боли, поэтому опыт не шел ему на пользу. Когда опыта становилось достаточно, человек уже утрачивал мечты, энергию и энтузиазм, без которых не добиться успеха в борьбе с окружающим миром. Круг был разорван процессингом, подобным описанному в вопросах последнего раздела этой книги, и дианетическим ко-одитингом * (ко-одитинг: сокращенное название кооперативного одитинга. Означает команду из двух людей, которые помогают друг другу достичь лучшей жизни). Молодость теперь могла вступать в борьбу с окружающим миром и испытывать боль от ответных ударов. Дианетика позволила устранять физическую боль из ума, сохраняя опыт и энтузиазм. Ко времени написания этой книги уже десятки тысяч людей испытали действие дианетики. некоторым не удалось достичь полного успеха, поскольку раньше проведение процессинга требовало значительной специальной подготовки. Метод самоанализа, изложенный в этой книге, был разработан для того, чтобы человек мог получить хотя бы начальные положительные результаты процессинга, не имея специальной подготовки и не отнимая времени у других людей. Где бы человек не находился по шкале тонусов (но не слишком низко в области безумия, поскольку это еще и шкала психического здоровья), он может вновь подняться по шкале, восстановив свою способность думать об окружающей среде и знать ее. Теперь, когда известны правила, все это довольно легко сделать, и удивляешься, как это раньше нельзя было сделать. Вы нашли себя на шкале? Не надо идти искать высокую скалу или топор, если вы оказались ниже 2.0. Самоанализ подтянет вас по шкале, и этот подъем будет очевидным даже для вас самих. Сразу после главы, посвященной шкале тонусов, вы найдете несколько тестов с графиками. Их надо выполнить. Они помогут вам определить свой уровень. Тогда вы намного лучше узнаете, почему вы являетесь или не являетесь хорошим другом себе. Может оказаться, что вас не интересует такой друг. Что ж, если он так плох, ему действительно нужна ваша помощь. Помогите же ему. Вся последняя часть книги состоит из упражнений, которые помогут вам стать хорошим другом самому себе, если вы только будете выполнять их по полчаса в день. Я не знаю, насколько вы сможете поднять себя по этой шкале. Вы можете подняться довольно высоко, а остальное, при желании, закончить при помощи дианетического ко-одитинга. Или вы можете пройти свой путь и остановиться. А сейчас, если вы себе не друг, то я ваш друг. Я знаю из опыта, что вы можете подняться по шкале. В своей основе человек хорош. Боль и социальные аберрации отвращают его от высокой этики * (этика: этика - это действия, которые человек предпринимает в отношении себя для достижения оптимального выживания себя и других. Этическое поведение включает следование моральным кодексам общества, в котором мы живем), успеха и счастья. Избавьтесь от боли, и вы будете на верхнем уровне шкалы. Теперь переходите к вопросам, которые помогут Вам определить свое положение. Но не используйте шкалу для подавления других людей. Не говорите людям их уровень по шкале. Это может сломать их. Пусть они сами определяют его. ГЛАВА 7. ТАБЛИЦА ХАББАРДА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕКА Предлагаемая таблица подготовлена на основе Таблицы Хаббарда для оценки человека и дианетического процессинга. Полное описание колонок таблицы (кроме шести последних, которые имеются только в Самоанализе) можно найти в книге "Наука выживания", в которой описано прогнозирование поведения человека по методам Л.Рона Хаббарда. Положение человека на шкале тонусов меняется в течение дня и на протяжении лет, но остается относительно стабильным для этих периодов в целом. Положение на шкале повысится при получении хорошей новости и понизится при получении плохой. Это обычный обмен с жизнью. Уровень необходимости( когда человеку приходится в экстремальных обстоятельствах" поднимать себя за шнурки ботинок") может заставлять человека на короткое время весьма высоко подниматься по шкале тонусов. Системы воспитания, например с элементами насилия, сами располагаются по уровням шкалы тонусов. человек может быть относительно мало аберрированным, но в силу своего воспитания находиться на более низком уровне шкалы, чем ему следовало бы. Бывает и наоборот. Словом, под влиянием воспитания человек может находиться выше или ниже того уровня шкалы, которому соответствуют его аберрации. Большое влияние на уровень человека по шкале тонусов оказывает его окружающая среда. Каждый тип среды соответствует тому или иному уровню. Человек, находящийся на уровне 3.0, может начать действовать как 1.1 в среде с уровнем 1.1. Однако, находящийся на уровне 1.1 обычно не поднимается выше 1.5 в среде высокого тонуса. Если человек живет в среде низкого тонуса, то можно ожидать, что его тонус в конце концов понизится. Это происходит и в браке - человек обычно настраивается на уровень своего партнера. Шкала тонусов приложима и к группам. Можно исследовать стандартные реакции коллектива предприятия или нации и нанести их на график. Таким образом определится потенциал выживания предприятия или нации. Таблицу можно также использовать при приеме людей на работу или при выборе партнеров. она точно показывает, чего о них ожидать и дает вам возможность прогнозировать поведение людей раньше, чем вы их хорошо узнаете. Кроме того, она позволяет предполагать, что может произойти с вами в определенной среде или при обращении с определенными людьми - вас может затянуть вниз или быстро поднять на высокий уровень. Расширенный вариант этой таблицы опубликован Л. Рон Хаббардом в его книге "Наука выживания". Таблица Хаббарда для оценки человека Определения слов, вынесенных в таблице в примечания, находятся на странице, следующей за таблицей. 1. Поведение и физиология 4.0 Очень хорошая способность планировать и просчитывать свои действия, выполнять намеченное. Быстрая реакция (в соответствии со своим возрастом) 3.5 Хорошая способность планировать и просчитывать свои действия, выполнять намеченное. Спорт. 3.0 Способность к выполнению большого количества работы. Достаточно высокая способность действовать. Спорт. 2.5 Относительно неактивен, но действовать способен. 2.0 Способен к деструктивным и незначительным конструктивным действиям. 1.5 Способен к деструктивным действиям 1.1 Мелкая незначительная деятельность 0.5 Способен на относительно неконтролируемые действия 0.1 Жив как организм 2. Медицинские показатели 4.0 Почти не бывает несчастных случаев. Нет психосоматических заболеваний. Почти полный иммунитет * к вирусным заболеваниям. 3.5 Высокая сопротивляемость обычным заболеваниям. Не бывает простуд. 3.0 Сопротивляемость инфекциям и болезням. Несколько психосоматических заболеваний. 2.5 Изредка болеет. Подверженность * обычным болезням. 2.0 Острые спорадические * заболевания. 1.5 Заболевания, связанные с отложением * в-в в органах (артриты) (Показатели в пределах от 1.0 до 2.0 взаимозаменяемы) 1.1 Заболевания эндокринной * системы и невралгические * заболевания.. 0.5 Хронические заболевания отдельных органов. Частые несчастные случаи. 0.1 Хронически болен (отказывается от еды) 3. Эмоции 4.0 Сильное стремление добиться желаемого; жажда жизни, прекрасное настроение, живость; воодушевление 3.5 Сильный интерес 3.0 Умеренный интерес. Доволен. 2.5 Безразличие. Скука. 2.0 Явное раздражение (недовольство) 1.5 Гнев 1.1 Невыраженное раздражение; страх 0.5 Горе. Апатия. 0.1 Глубочайшая апатия 4. Сексуальное поведение --------------- Отношение к детям 4.0 Сильное сексуальное влечение, но оно часто сублимируется * в творческую мысль ---------------------------------- Глубокий интерес к детям 3.5 Большой интерес к противоположному полу. Постоянство *. --------------- Любовь к детям 3.0 Интерес к продолжению рода *. --------------- Интерес к детям 2.5 Нет интереса к продолжению рода ----------------------------- Детей просто терпит 2.0 Отвращение к сексу ------------------ Дети действуют на нервы. Придирается к детям 1.5 Изнасилование. Отношению к сексу как к средству наказания --------------------------------------------------- Жестокое обращение с детьми 1.1 Неразборчивость в сексуальных связях, половые извращения, садизм *, сексуальные отклонения --------------------------------------------------- Использование детей в садистских целях 0.5 Импотенция *, тревожно-беспокойное состояние, возможны попытки к воспроизведению потомства --------------------------------------------------- Постоянная тревога и беспокойство о детях 0.1 Никаких попыток к воспроизведению потомства. 5. Контроль над окружающим миром 4.0 Высокая степень владения собой. Активное воздействие на окружающий мир. Не любит управлять другими людьми. Высоко развита способность к разумным действиям. Живые * эмоции. 3.5 Хорошо развитая способность к разумным действиям. Хороший контроль. Признает собственность. Свободное проявление эмоций. Либеральный * 3.0 Контролирует функции тела. Хорошо развитая способность к разумным действиям. Препятствия к свободному проявлению эмоций еще имеются. Признает права других. Демократичный *. 2.5 Контролирует функции и в некоторой степени обладает способностью к разумным действиям. Не очень стремится к собственности. 2.0 Антагонизм и стремление разрушить себя, других людей и окружающий мир. Хочет контролировать, чтобы нанести ущерб. 1.5 Крушит и уничтожает других людей и все вокруг. Если это не удается, то может уничтожить себя. 1.1 Отсутствует контроль над разумом и эмоциями, но видимый контроль над органическими функциями. Использует тайные методы влияния на окружающих, особенно гипнотизм *. Коммунистический * тип. 0.5 Простейший функциональный контроль только над собой. 0.1 Никакого контроля над собой, другими, окружающим миром. Самоубийство. 6. Действительная ценность для общества в сравнении с видимой ценностью 4.0 Большая ценность. Видимая ценность реализуется. Творческий и конструктивный 3.5 Ценен для общества. Изменяет окружающий мир на благо себе и другим. 3.0 Видимая ценность является действительной ценностью. Достаточно ценен для общества. 2.5 Способен к конструктивным действиям, редко в большом объеме. Ценность небольшая. "Хорошо приспособлен". 2.0 Опасен. Вся видимая ценность сводится на нет потенциально возможностью причинять другим боль и ущерб. 1.5 Неискренен. Может принести значительный ущерб обществу. Способен на убийство. Даже когда открыто заявляет о хороших намерениях, приносит разрушение. 1.1 Своими действиями приносит ущерб. Энтурбулирует * других. Видимую ценность перевешивают скрытые злые намерения. 0.5 Приносит ущерб обществу. Возможность самоубийства. Полное невнимание к другим людям. 0.1 Приносит большой ущерб обществу, нуждается в заботе и помощи, причем со своей стороны не делает никакого вклада. 7. Этический уровень 4.0 Этика на основе разума. Очень высокий этический уровень. 3.5 Считается с этическими нормами группы, но совершенствует их, руководствуясь разумом. 3.0 Честно, в меру сил следует этическим нормам, привитым воспитанием. Морален *. 2.5 Этических норм придерживается неискренне. Ни очень порядочный, ни непорядочный человек. 2.0 Ниже этого уровня: авторитарен *. В соответствующих ситуациях неизменно и откровенно непорядочен. 1.5 Ниже этого уровня: преступник. Аморален. Активен при совершении бесчестных поступков. Разрушает все этические нормы. 1.1 Сексуальный преступник. Отрицательная этика. Изворотлив и бесчестен без всякой причины. Псевдоэтическая * деятельность прикрывает извращенную этику. 0.5 Не существует. Не мыслит. Подчиняется всем. 0.1 Нет 8. Обращение с правдой 4.0 Высокий уровень правдивости. 3.5 Правдивый. 3.0 Осторожен, когда говорит правду. 2.5 Неискренен, неточен в фактах. 2.0 Искажает правду, чтобы поддерживать антагонизм. 1.5 Явная, разрушительная ложь. 1.1 Изобретательное и злонамеренное искажение правды. Искусно скрывает ложь. 0.5 Подробно описывает факты, не имея понятия об их реальности. 0.1 Никаких реакций. 9. Уровень смелости 4.0 Высокий уровень смелости. 3.5 Проявляет смелость, когда риск оправдан. 3.0 Проявляет умеренную смелость при небольшом риске. 2.5 Ни смелость, ни трусость. Пренебрегает опасностью. 2.0 Импульсивно, необдуманно бросается навстречу опасности. 1.5 Безрассудная храбрость, обычно во вред себе. 1.1 Иногда - показные действия, в остальном - трусость. 0.5 Полная трусость. 0.1 Никакой реакции. 10. Речь: говорит ------------- Речь: слушает 4.0 Способен быстро, четко, уверенно и полно изложить свои и понять чужие мысли и убеждения. 3.5 Готов говорить о своих глубоких убеждениях и взглядах --------- Готов воспринять глубокие убеждения и взгляды, рассмотреть их 3.0 Нерешительное выражение некоторых своих взглядов ------------------------------------------------ Воспринимает убеждения и взгляды, выраженные в осторожной форме 2.5 Случайные бесцельные разговоры ----------------------------- Слушает, только когда говорят о простых вещах 2.0 Говорит угрозами. Инвалидирует * других людей ------------------------------------------------ Воспринимает угрозы. Открыто насмехается над тетой * в разговорах 1.5 Говорит только о смерти, разрушении, ненависти ---------------------------------------------- Слушает только о смерти и разрушении. Уничтожает линии коммуникации, несущие тету. 1.1 Внешне темой разговоров является тета, но намерения порочны -------- Слушает мало, в основном об интригах, сплетнях, обманах 0.5 Говорит очень мало, и только апатичным тоном -------------------------------------------- Слушает мало: в основном когда речь идет о предметах, связанных с апатией, жалостью 0.1 Не говорит ---------- Не слушает 11. Обращение с письменными и устными сообщениями при их передаче 4.0 Передает сообщения, несущие тету. Отсекает линии передачи энтеты *. 3.5 Передает сообщения, несущие тету. Отвергает и уничтожает линии энтеты. 3.0 Передает сообщения. Консервативен. Имеет склонность к умеренно конструктивным действиям и творчеству. 2.5 Не воспринимает сообщения более высокого или низкого уровня шкалы тонусов. В экстремальных ситуациях принижает значение безотлагательных мер. 2.0 Передает враждебные или содержащие угрозы сообщения. Пропускает лишь небольшое количество теты. 1.5 Извращает сообщения, преобразуя их в энтету, независимо от первоначального содержания. ------------------------------------ Останавливает сообщения, несущие тету. Передает энтету и искажает ее. 1.1 Передает только злонамеренные сообщения ----------------------------------------- Прерывает линии коммуникации. Не передает сообщения. 0.5 Обращает мало внимания на коммуникацию. Не передает сообщения. 0.1 Не передает сообщения. Не осознает коммуникацию. 12. Реальность * (согласие) 4.0 Поиск различных точек зрения для расширения границ своей реальности. Изменяет реальность. 3.5 Способность понимать и оценивать реальность других людей и изменять точку зрения. Готовность прийти к согласию. 3.0 Сознание возможности того, что иная реальность также имеет ценность. Сдержанное согласие. 2.5 Отказ сопоставлять две реальности. Безразличие к конфликту, коренящемуся в реальности. Слишком беспечен, чтоб соглашаться или не соглашаться. 2.0 Подвергает сомнению смысл слов. Защита собственной реальности. Попытки опорочить других. Не соглашается. 1.5 Разрушение противоположной реальности. "Ты не прав". Не соглашается с тем, что реально для других людей. 1.1 Сомнение в собственной реальности. Неуверенность. Сомнение в противолежащей реальности. 0.5 Стыд, беспокойство,сильное сомнение в собственной реальности. Под давлением легко принимает чужую реальность. 0.1 Полный уход от конфликтной реальности. Реальности нет. 13. Способность принимать ответственность 4.0 Врожденное чувство ответственности по всем динамикам *. 3.5 Способен принимать и нести ответственность. 3.0 Небрежно относится к своей ответственности. 2.5 Слишком беспечен. Не заслуживает доверия. 2.0 Использует ответственность для достижения собственных целей. 1.5 Принимает ответственность, чтобы использовать ее в разрушительных целях. 1.1 Неспособный, капризный *, безответственный. 0.5 Нет 0.1 Нет 14. Настойчивость в достижении цели 4.0 Большая настойчивость в достижении созидательных целей. 3.5 Хорошая настойчивость при направленности на конструктивные цели. 3.0 Достаточная настойчивость, если препятствия не слишком велики. 2.5 Праздный, плохая концентрация. 2.0 Настойчивость в уничтожении врагов. Ниже этого уровня конструктивная настойчивость не существует. 1.5 Настойчивость в достижении разрушительных целей; начинается с большой энергией, но быстро ослабевает. 1.1 Колебания при движении к любой цели. Очень плохая концентрация. Легкомысленен. 0.5 Периоды настойчивого стремления к саморазрушению. 0.1 Нет 15. Буквальность в понимании высказываний 4.0 Высокая способность дифференциации *. Хорошее понимание любой коммуникации, которое модифицируется воспитанием, полученным клиром *. 3.5 Хорошее понимание высказываний. Хорошее чувство юмора *. 3.0 Хорошая дифференциация смысла высказываний. 2.5 Воспринимает очень мало - как буквально, так и осмысленно. Склонен буквально понимать юмор. 2.0 Воспринимает буквально замечания, соответствующие тону 2.0. 1.5 Воспринимает буквально замечания тревожного содержания. Грубое чувство юмора. 1.1 Не воспринимает никакие замечания. Используя принужденный юмор, избегает тенденции воспринимать все буквально. 0.5 Буквальное восприятие всех замечаний этого тона. 0.1 Полное буквальное восприятие. 16. Метод обращения с людьми 4.0 Приобретает поддержку благодаря своему творческому энтузиазму и жизненной энергии, в основе которых разум. 3.5 Приобретает поддержку благодаря своему творческому рассуждению и жизненной энергии. 3.0 Привлекает поддержку других людей своим практическим суждением и качествами, ценимыми в обществе. 2.5 Не заботится о поддержке со стороны других людей. 2.0 Придирается и грубо критикует, чтобы добиться выполнения своих желаний. 1.5 Использует угрозы, наказания и ложь, вызывающую тревогу, чтобы господствовать над людьми. 1.1 Умаляет достоинства других людей, чтобы свести их на уровень, на котором их можно использовать. Гипнотизм, сплетни. Стремится скрыто управлять. 0.5 Энтурбулирует других, чтобы управлять ими. Плачет, чтобы вызвать к себе жалость. Дикая ложь с целью вызвать симпатию. 0.1 Притворяется мертвым, чтобы другие не думали, что он опасен, и покинули его. 17. Уровни гипнабельности 4.0 Не поддается гипнозу без наркотиков. 3.5 Трудно ввести в транс *, кроме случаев, когда еще сохраняются гипнотические энграммы. 3.0 Может быть загипнотизирован, но внимателен и хорошо реагирует в бодрственном состоянии. 2.5 Может быть объектом гипнотического воздействия, но в основном внимателен и хорошо реагирует. 2.0 Несколько негативен в своих реакциях, но может быть загипнотизирован. 1.5 Резко негативная реакция на замечания, но "впитывает" их. 1.1 В постоянном легком трансе, но негативен. 0.5 Очень гипнабелен. Любое замечание в его адрес может стать "положительным внушением" *. 0.1 В "бодрственном состоянии" ничем не отличается от загипнотизированного человека. 18.Способность испытывать удовольствие в настоящем времени * 4.0 Испытывает удовольствие от существования в полной мере. 3.5 Жизнь большей частью доставляет удовольствие. 3.0 Нередко испытывает удовольствие. 2.5 Испытывает моменты удовольствия. Низкая интенсивность. 2.0 Изредка испытывает некоторое удовольствие в исключительных обстоятельствах. 1.5 Редко испытывает какое-либо удовольствие. 1.1 Веселость большей частью принужденная. Настоящее удовольствие недоступно. 0.5 Нет 0.1 Нет 19. Вы в качестве друга 4.0 Отличный 3.5 Очень хороший 3.0 Хороший 2.5 Неплохой 2.0 Плохой 1.5 Определенно вреден 1.1 Опасно вреден 0.5 Очень вреден 0.1 Ничего, кроме вреда 20. Как окружающие относятся к вам 4.0 Многие любят 3.5 Любят 3.0 Большинство уважает 2.5 Некоторым нравитесь 2.0 Редко нравитесь 1.5 Большинство, не скрывая, не любит 1.1 Большинство презирает 0.5 Не нравитесь. Некоторые лишь испытывают жалость. 0.1 Ни во что не ставят. 21. Состояние принадлежащих вам вещей 4.0 В отличном состоянии 3.5 В хорошем состоянии 3.0 Вполне хорошее 2.5 Заметны некоторые признаки запущенности 2.0 Очень запущенное 1.5 Часто сломаны. Плохо отремонтированы. 1.1 Плохое. В плохом состоянии 0.5 В целом очень плохое 0.1 Нет осознания собственности 22. Насколько хорошо вас понимают 4.0 Очень хорошо 3.5 Хорошо 3.0 Обычно хорошо 2.5 Иногда не понимают 2.0 Часто не понимают 1.5 Постоянно не понимают 1.1 Нет настоящего понимания 0.1 Вообще не понимают 0.1 Игнорируют 23. Потенциал успеха 4.0 Отличный 3.5 Очень хороший 3.0 Хороший 2.5 Неплохой 2.0 Плохой 1.5 Обычно - неудачи 1.1 Почти всегда - неудача 0.5 Полная неудача 0.1 Никаких усилий. Совершенная неудача. 24. Потенциал выживания 4.0 Отличный. Значительная продолжительность жизни 3.5 Очень хороший 3.0 Хороший 2.5 Неплохой 2.0 Плохой 1.5 Ранняя смерть 1.1 Непродолжительная жизнь 0.5 Близкая смерть 0.1 Почти мертв. Примечания. 1. иммунитет: защита от болезни и т.п. 2. подверженный: легко поддающийся влиянию, воздействию. 3. спорадический: единичный, случайный, появляющийся от случая к случаю. 4. отложение: накапливание каких-либо веществ в любой части организма. 5. эндокринный: (о железе внутренней секреции) отделяющий секреты (гормоны) непосредственно в кровь, не в каналы. 6. неврология: медицинская наука о нервной системе и ее болезнях. 7. сублимировать: переводить энергию (эмоции или импульса, исходящего от первичного инстинкта) на деятельность более высокого культурного уровня. 8. постоянство: верность. 9. продолжать род: производить на свет (живое существо) в результате естественного процесса размножения. 10. садизм: сексуальное удовлетворение, получаемое в результате причинения физической боли и унижения другому лицу. 11. импотенция: половое бессилие, особенно у мужчин. 12. живые: (об эмоциях) полно переживаемые. 13. либеральный: выступающий в защиту или позволяющий свободу действий, особенно в отношении вопросов свободы взглядов и выражения. 14. демократичный: придерживающийся принципа равных прав для всех. 15: гипнотизм: транс, не остающийся в памяти, используемый для введения внушения. 16. коммунист: 1. сторонник коммунизма (система или общественное устройство, при котором вся экономическая и общественная деятельность контролируется тоталитарным государством, которым руководит одна увековечивающая себя партия). 17 энтурбулировать: делать турбулентным, возбужденным, в нарушенном состоянии. 18. моральный: простое, общее и единственное значение - относящийся к суждению о хорошем и плохом поведении и характере человека; относящийся к добру и злу. Предназначенный для воспитания хорошего и правильного поведения, характера; указывающий, что хорошо и что плохо. 19. авторитарный: требующий полного подчинения власти в противоположность личной свободе. 20. псевдо- : (приставка) ложный, неискренний. 21. инвалидировать: инвалидация (опровержение, унижение, выражение сомнения или отрицание чего-то, что другой человек считает фактом). 22. тета: разум, спокойствие, устойчивость, счастье, жизнерадостность, настойчивость и другие факторы, которые люди обычно считают желательными. 23. энтета: означает "энтурбулированная тета" (мысль или жизнь); особенно применимо к актам коммуникации, основанной на лжи и путанице, и направленной на клевету и разрушение в попытке захватить и подавить человека или группу. 24. реальность: в своей основе согласие. Реально то, о чем мы согласились, что оно реально. 25. динамики: дианетика считает, что выживание является основной и единственной движущей силой жизни; эта сила проходит через время, пространство, энергию и материю. Выживание подразделяется на восемь динамик. Человек выживает не только для себя, для продолжения себя в детях, для групп, для всего человеческого рода. Выживание человека, как и других живых организмов, проходит по восьми отдельным каналам. Эти каналы и называются динамиками. 26. капризный: подверженный мелким прихотям; импульсивный и непредсказуемый. 27. дифференцировать: воспринимать разницу. 28. клир: неаберрированный человек. Он рационален в том смысле, что получает наилучшие возможные решения на основе данных, которыми он располагает, и исходя из его точки зрения. Он получает максимальное удовольствие для организма, настоящего и будущего, а также для всех предметов по другим динамикам. 29. юмор: юмор - отвергание. Способность отвергать. Способность выбросить что-то. Это и есть юмор. 30. транс: полусознательное состояние, между сном и бодрствованием. В этом состоянии способность волевых действий может быть отключена. 31. положительное внушение: внушение, сделанное оператором загипнотизированному субъекту с единственной целью создания в этом субъекте измененного душевного состояния только лишь введением внушения. Это - пересадка чего-то из ума гипнотизера в ум пациента. Пациент далее должен поверить в это и воспринимать как часть самого себя. 32. настоящее время: земля, небо, стены, предметы и люди, составляющие непосредственное окружение. Другими словами, анатомия настоящего времени - это анатомия помещения или места, в котором вы находитесь, когда видите его.