Л. Р о н Х а б б а р д КАК УЛУЧШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ +===========================================+ ! С О К Р А Щ Е Н Н Ы Й В А Р И А Н Т ! +===========================================+ САЙЕНТОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС УЛУЧШЕНИЯ ЖИЗНИ КАК УЛУЧШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ На основе работ Л.Рона Хаббарда КАК УЛУЧШИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ Сокpащенный ваpиант. Жить с другими людьми не всегда легко. Вероятно, у вас было так, что вы нашли новую работу и надеялись, что она пойдет хорошо, что вы установите хорошие отношения с сотрудниками и может быть с кем-нибудь даже подружитесь, что вы будет продвигаться по службе с соответствующим повышением заработка. Все должно было быть просто прекрасно. Но потом выяснилось, что большинство ваших сотрудников очень замкнутые людьми, занятые только своими проблемами и работой, в результате чего подружиться с кем-либо из них оказалось совсем не просто. При этом между вами и начальником возникали непрерывные выяснения отношений, что делало нестабильным ваше положение на работе и полностью лишало надежд на повышение. Что же делать в подобной ситуации? Уходить с этой работы и искать новую? Или может быть сжать нервы в кулак и продолжать работать, несмотря на все трудности, живя одной надеждой, что может быть когда-нибудь ситуация изменится? Нет, в вашем распоряжении есть очень много возможностей, которыми вы можете воспользоваться. Целью данного курса является предоставление вам основной информации и навыков, которые вы сможете использовать для предпринятия эффективных действий для улучшения ваших отношений с другими людьми: друзьями, членами семьи, сотрудниками по работе и с людьми, с которыми вы в жизни видитесь очень редко. На этом курсе вы узнаете и выучите: - Истинную основу хороших межличностных отношений и простые приемы, которые вы сможете использовать для начала, улучшения или исправления отношений с любым человеком. - Основные принципы общения и как их можно использовать для того, чтобы улучшить вашу способность к общению с любым человеком. - О том, как важно предоставить человеку возможность быть тем, кто он есть, и о том, как использовать этот фундаментальный принцип для того, чтобы улучшить жизнь с другими людьми. - Что такое по-настоящему "хорошие манеры" и как они могут быть использованы для улучшения ваших отношений с другими людьми. - Каковы истинные причины, которые определяют существование затяжных конфликтов и ссор среди отдельных людей или групп, и как можно улаживать эти конфликты. - Два практических "золотых правила" счастливой жизни и как они могут быть использованы. Когда вы будете заниматься на этом курсе, старайтесь все новое, что вы узнаете, сразу же использовать для улучшения ваших отношений с другими людьми и увеличения вашего счастья и удовлетворенности жизнью. Желаем вам удачи! РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК БРО В Сайентологии у нас есть волшебный треугольник, только мы его так не называем. Мы называем его просто БРО. Жизнь состоит из трех компонентов: близости, реальности и общения, Они и образуют этот треугольник - Б - Р- О. Эти составные части зависят друг от друга в такой степени, что если вы нарушите один из этих компонентов, то тем самым, нарушите и два других. Давайте, рассмотрим, составные части этого треугольника. Первый угол этого треугольника - близость, симпатия. Можно этот угол назвать и просто любовью, но тогда описание этого фактора оказывается весьма трудным. Близость это совместное существование двух вещей или двух частей, обладающих одинаковой энергией, окрашенное симпатией. Если мы берем один камертон в нашем физическом окружении и ударяем его, то он начинает вибрировать с некоторой определенной частотой. При этом другой камертон, имеющий такую же частоту, начинает вибрировать тоже, хотя мы к нему и не прикасались. Если вы притронетесь пальцем к первому из них, чтобы остановить его звучание, то вы заметите, что второй камертон будет все равно звучать. Оба этих камертона находятся на одном уровне и поэтому можно сказать, что их колебания окрашены симпатией, сродством. Вот двое мужчин, которые разговаривают друг с другом. Между ними может быть симпатия, близость а может ее и не быть. Если ее нет, то они начинают спорить. Если они по-человечески близки друг другу, если между ними есть симпатия, то два других фактора треугольника тоже будут присутствовать. Они должны иметь согласие относительно реальности и они должны быть способны общаться друг с другом в пределах имеющейся у них реальности. Так мы переходим к следующему углу треугольника - к реальности. Когда мы говорим о реальности, реальности в нашем физическом мире, то мы говорим об очень интересной вещи. На самом деле, нет такой вещи как физическая вселенная. Движения не существует. Однако мы что-то ощущаем. Мы видим что-то глазами. Мы слышим что-то ушами. Наш нос воспринимает какие-то запахи. При прикосновении рукой мы что-то ощущаем кожей руки. В соответствии с этим мы решаем, что что-то существует. Однако мы можем все это узнать исключительно с помощью наших чувств, а все эти чувства являются искусственными каналами. Мы не находимся в непосредственном контакте с физической вселенной. Мы взаимодействуем с нею через каналы наших чувств. Эти каналы чувств могут ослабнуть или вообще потерять свою чувствительность или восприимчивость. Так, например, человек теряет зрение и для него в физической вселенной уже более нет света, формы, цвета или глубины восприятия. Все это еще имеет для него реальность, но это уже не та реальность как у других людей. Другими словами, он оказывается неспособным полностью воспринимать физическую вселенную без зрения. Человек не может воспринимать все это без помощи чувств. Итак, для нас физическая вселенная видна только через наши чувства. Если мы оба, вы и я, посмотрим на какой-нибудь стол, то мы можем согласиться друг с другом, что это, действительно, стол. Он сделан из дерева и он коричневый. И мы согласны друг с другом по этому поводу. Конечно, вы понимаете, что когда я говорю "коричневый" и вы слышите слово "коричневатый", то на самом деле, этот цвет может казаться вам пурпурным или малиновым, однако вы соглашаетесь с тем, что этот цвет коричневый, потому что ранее все люди, которые показывали на этот цвет с такими вибрациями, говорили "коричневый". Он мне, на самом деле, может даже казаться красным, однако я признаю, что это коричневый цвет. Поэтому мы находимся в согласии друг с другом, хотя наши мнения и могут быть несколько отличными. Так мы приходим к согласию о том, что это коричневый цвет, что это дерево, что это стол. И вот какой-то чудак входит в комнату, подходит к столу, смотрит на него и говорит:" Хм, да ведь это слон!" Вы говорите:"Да это же стол, вы что не видите? Слоны же..." "Нет, это слон." Тогда мы можем сказать, что это сумасшедший. Он ведь не согласен с нами. Пытаемся ли мы далее общаться с ним? Нет. Он не согласен с нами. Он не согласен с нами относительно реальности. Симпатизируем ли мы ему, чувствуем ли мы к нему близость? Нет. Мы говорим:" Этот чудак - сумасшедший." Он нам не нравится. Мы не хотим находиться с ним рядом. Теперь, представим себе, что мы спорим и вы говорите:"Этот стол сделан из дерева". А я говорю:"Нет, это не так. Он сделан из металла и только покрашен под дерево." Мы начинаем спорить по этому поводу. Мы пытаемся достигнуть возможности взаимопонимания и не можем ее достигнуть. Приходит еще один человек, смотрит на стол и говорит:"На самом деле, ножки стола окрашены под дерево, а верхняя часть стола изготовлена из дерева, причем она коричневая, и это, действительно, стол". После этого, вы и я, приходим к согласию. Мы чувствуем симпатию или близость друг к другу. Совершенно внезапно мы ощущаем дружеское расположение по отношению друг к другу и к этому человеку. Он разрешил нашу трудность. Мы достигли взаимопонимания и продолжаем общаться. Наиболее важным углом треугольника БРО является угол общения. Как люди вступают в общение друг с другом? Для того, чтобы возникло общение, нужно, чтобы имело место согласие и взаимная симпатия или близость. Для того, чтобы возникла симпатия, должно иметь место согласие по вопросам реальности и общение. Для того, чтобы имели место реальность и согласие, должны существовать симпатия и общение, то-есть все три фактора. Если вы исключите из этого набора симпатию или близость, то исчезнут общение и реальность. Если вы исключите реальность, то пропадут общение и близость. Если вы уберете общение, то пропадут все три фактора. Линия общения это путь, по которому распространяется общение от одного человека к другому. Линии общения определяются реальностью, общением и близостью или симпатией. Существуют различные методы блокировки линии общения. Одним из них является простое перерезание этой линии. Другой метод заключается в том, что общение делается таким болезненным, что человек на воспринимающей стороне просто сам исключает эту линию. Еще один способ заключается в том, что в линию посылается так много информации, что линия оказывается перегруженной. Это три важных момента, которые необходимо знать относительно линий общения. Кроме того, общение должно происходить надежно: необходимые данные должны быть пересланы в нужном направлении и приняты тем, куда они были направлены, Все общение, кстати, разворачивается относительно реальности и близости в сфере физического мира. Обсуждение будет происходить относительно того, существует близость или ее нет, или о том, есть ли согласие или его нет, а также относительно тех моментов, когда несоответствие согласия физическому миру оказывается особенно большим. ОБЩЕНИЕ Симпатия или близость могут быть сформированы разными способами. Вы можете вести разговоры с людьми и на этой основе сформировать с ними близость. Однако помните, что это общение а не просто разговор. Существует очень большое число видов общения. Двое человек могут просто сидеть и смотреть друг на друга и это уже будет общением. Одним из способов общения является общение прикосновением. Так, вы можете погладить кошку и она вдруг замурлыкает. Так вы находитесь в общении с кошкой. Вы можете подойти к человеку и протянуть ему руку. Это тоже будет общением на уровне прикосновения ( тактильный метод ). Люди с консервативными взглядами, придерживающиеся принципов "человек человеку волк", которые считают, что все, на самом деле, ненавидят друг друга, стараются защититься от людей ( вот почему мы должны делать всех социальными, стадными животными ) и поэтому при пожатии руки человек показывает, что у него нет в руке оружия. Это не так. Рукопожатие - это общение. Во Франции, Италии, Испании и других странах люди обнимают друг друга, для них характерно большое количество контактных прикосновений. И все эти прикосновения - общение. Если человек существенно ограничен в общении и вы подойдете к нему и похлопаете его по плечу, то он слегка отклонится ( он во всем предполагает опасность возникновения боли ), хотя и не отойдет. Вы можете также убедиться, что такой человек урезан и в звуковом общении. Попробуйте ему сказать что-нибудь вроде:"Знаешь ли, мне весьма нравится этот проект 342А, я думаю, что с ним стоит поработать". Он сядет, посмотрит на вас, кивнет головой и затем уйдет, чтобы заняться проектом 36. Вы можете ему сказать:" Проект 36 уже оставлен. Мы с ним совершенно не собираемся работать." Но он почти и не услышит, о чем вы с ним говорите. Он уклоняется от всего, что вы ему говорите. Или же он будет говорить с вами очень долго и грубо, так что у вас не будет совершенно времени и возможности рассказать ему, что вы хотите выполнить проект 342А. Это тоже форма уклонения. Другими словами, он исключен из общения с вами. Таким образом, его симпатия к вам или близость находятся на низком уровне и он с вами не согласится. Однако если вы сможете добиться его согласия , то при этом улучшится и уровень общения и возрастут симпатия и близость. Это наиболее важные сведения, с которыми мне когда-либо приходилось встречаться в сфере межличностных отношений. Вы можете присмотреться к любой группе людей, работающих над каким-нибудь проектом. Просто посмотрите на руководителя этой группы и на всех остальных, чтобы отметить, общаются ли они друг с другом или нет. Если они не общаются, то как сплоченная группа они не работают. Между ними нет общения вероятно, из-за того, что у них нет согласия относительно того, что они делают. Для анализа состояния группы достаточно собрать их всех вместе и спросить:"Что вы, ребята, делаете?". И вам не надо об этом спрашивать руководителя, спросите сразу всю группу и руководителя:" Что же вы, ребята, делаете?" Кто-нибудь на это скажет:"Я зарабатываю сорок долларов в неделю, вот что я делаю". Другой скажет:"Я рад просто выбираться из дома каждый день, моя старуха совершенно невыносима." Кто-нибудь еще скажет:"По правде сказать, иногда я здесь вожу грузовик, а мне это нравится делать. Все остальное это чепуха. Ну вот я и вожу грузовик, в конце концов, надо же где-то работать." А еще кто-то может сказать, положа руку на сердце:" Я остаюсь на этой работе, потому что ненавижу эту собаку, которую нам поставили в руководители. Если я всю свою жизнь потрачу на то, чтобы сделать его несчастным, то это меня очень обрадует. И я уж создам ему собачью жизнь, будьте уверены." Все это время вы думали, что эти люди занимаются укладкой шоссе. Но никто из них об укладке шоссе даже и не думал. Вы думали, что они строят дорогу. Но никто из них дорогу не строил, никто из них шоссе не прокладывал. Эта бригада людей может чувствовать себя бестолковой и несчастной. Но вы соберите их вместе и скажите:" Знаете ли, придет время, когда по этой дороге поедет много машин. Может быть некоторые из них попадут в аварию по случайности, однако все равно, по этой дороге поедет много машин. Вы ребята строите дорогу. Это весьма трудная работа, но кому-то ее надо делать. Многие люди скажут вам спасибо за то, что вы ее построили. Я знаю, что вам это все равно, но именно из-за этого мы все сюда собрались. Сейчас я хотел бы услышать от вас какие-нибудь предложения о том, как бы мы могли сделать эту дорогу хоть немного лучше."И вот, неожиданно получается так, что вся бригада уже строит дорогу. Симпатия, реальность и общение стали нормальными. Причиной того, почему такой подход работает, является то, что каждый угол треугольника БРО зависит от обоих других углов, причем каждые два угла зависят от одного угла. Нельзя удалить один угол и при этом оставить два других. Если восстанавливается один из углов, то восстанавливаются и два других. Для улучшения можно восстановить любой из углов этого треугольника за счет восстановления любого другого угла. РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ ОБЩЕНИЕ Вследствие того, что общение является наиболее важным из трех углов треугольника БРО, давайте, рассмотрим его подробнее. Существуют два вида общения и оба зависят от принятой точки зрения. Один из них основывается на передаче сообщения кому-либо а другой - основывается на приеме сообщения. Если один человек разговаривает с другим человеком, то он ( как мы предполагаем ) общается с этим человеком, передавая ему сообщение . Человек, которому он говорит, принимает от него сообщение. Когда беседа изменяет направление своего течения, мы обнаруживаем, что человек, которому говорили, теперь говорит сам, причем он говорит первому человеку, который теперь уже сам принимает от него сообщение. Беседа это процесс с изменением направления передачи сообщения. Существует следующее базовое правило: Тот, кто хочет передавать сообщение, должен принимать сообщение а тот, кто хочет принимать сообщение, должен передавать сообщение. Если это правило нарушается и происходит нарушение равновесия в ту или иную сторону, то это приводит к возникновению трудностей. Человек, который только передает сообщение, на самом деле, вообще не общается, в полном смысле этого слова. Человек, который только принимает сообщение, опять-таки, не общается, так как если он хочет принимать сообщение, то он должен и передавать сообщения. Любые, если не все нарушения, которые возникают у человека в социальных или личностных отношениях, в основном, возникают при нарушении этого правила общения. Любой говорящий человек, если он не находится в навязчивом состоянии психического расстройства, будет обескуражен, если он не будет получать ответов. В равной степени, если человеку что-то говорят, то он будет чувствовать себя неудобно, если ему не будет предоставляться возможность дать ответ. Если мы посмотрим на эти две живых единицы общения(двух человек), то мы можем обозначить одну из них как А и другую как В. Если общение находится в хорошем состоянии, то А будет передавать сообщение а В будет его принимать. Затем В будет передавать сообщение а А будет его принимать. После этого А будет передавать сообщение а В будет его воспринимать. Каждый раз оба из них, и А, и В знают, что сообщение принято, и знают, кто и где является источником сообщения. Итак, пусть А и В стоят друг перед другом и находятся в процессе общения. А передает сообщение. Его сообщение проходит некоторое расстояние до В, который принимает сообщение. На данном этапе общения А является источником, причиной сообщения, а В является приемником, результатом (эффектом)сообщения. Пространство, которое разделяет А и В мы называем расстоянием. Что мы понимаем под словом "Причина". Причина это просто точка, из которой истекает сообщение. Что такое "результат" (эффект )? Эффект это приемная точка для сообщения. Стоит отметить, что А и В это два живых человека (блока, единицы ).Настоящее общение происходит между двумя людьми а не между двумя предметами или между одним предметом и одним человеком. Итак, А это человек (живая единица ), который является источником, Причиной сообщения. Далее следует разделяющее пространство. Потом мы видим В, который тоже является человеком, но уже приемником сообщения, Эффектом. Для обеспечения полноты такого процесса общения происходит изменение ролей. При ответе на переданное сообщение А становится эффектом и В - причиной. Так мы получаем цикл, включающий в себя истинное общение. Данный цикл включает в себя Причину ( источник сообщения ), Расстояние, Эффект ( приемник сообщения ), причем Эффект затем становится Причиной и начинает передавать сообщение через Расстояние первоначальному источнику, который теперь становится Эффектом ( приемником сообщения ). Вот это мы и называем двухсторонним общением. Если мы подробнее рассмотрим этот процесс, то мы выясним, что существуют и другие факторы. У А есть намерение. А у В есть внимание. Для того, чтобы имело место настоящее общение, В должен выдать подтверждение о том, что он принял сообщение, переданное А. Естественно, что А при передаче сообщения должен уделить внимание В, а В должен обладать некоторым намерением по отношению к данному сообщению, по крайней мере в такой степени, чтобы выслушать его и принять, в соответствии с чем, как Причина, так и Эффект имеют и намерение и внимание. Есть еще один фактор, который является очень важным. Это фактор подтверждения. Мы можем его выразить словом "реальность" или же словом "согласие". Степень Согласия, которая достигнута между А и В в данном цикле общения, становится их Реальностью, причем это осуществляется механически посредством Подтверждения. Другими словами, степень Реальности, достигнутая в процессе выполнения данного цикла общения зависит от степени подтверждения. В, будучи Эффектом, должен в некоторой степени подтвердить то, что было передано от А, который является причиной или источником сообщения, что необходимо для осуществления первой части цикла. Затем А, теперь будучи Эффектом, должен подтвердить то, что было передано от В для полного окончания цикла общения. Если выполняются все указанные условия, то не возникает никаких нарушающих последствий. Если сначала в В а потом в А нет подтверждения, то в этих случаях получаются неоконченные циклы действия. Так, если например, В даже смутно не подтверждает то, что было передано от А, то осуществляется первая часть цикла общения, в результате чего развивается неопределенность, и могут возникнуть различные споры или объяснения . Затем, если А не подтверждает то, что было передано В, когда В был Причиной во время протекания второго цикла, то опять-таки, возникает неоконченный цикл общения с последующим развитием нереальности. Итак, естественно, если мы отсечем Реальность, то тем самым, мы отсечем и Близость, симпатию, в соответствии с чем, при отсутствии подтверждения Близость или симпатия уменьшаются. Полный цикл общения возникает при высоком уровне Близости или симпатии и, по сути, как бы стирает сам себя. Если мы нарушим какой-либо из этих факторов, то в результате получим неполный цикл общения. При этом А или В ( или оба они ) будут ожидать окончания цикла. В данном случае присутствует также фактор заинтересованности. Пусть А имеет намерение заинтересовать В. В, когда с ним разговаривают, становится заинтересованным. При этом В, когда он становится источником сообщения, оказывается заинтересованным, и А, аналогично, проявляет интерес. В данном случае мы имеем в качестве части формулы общения непрерывный сдвиг от заинтересованности сообщением партнера к заинтересованности в том, чтобы заинтересовать партнера А или В ( терминалы общения ). Причина заинтересована, Эффект проявляет интерес. Несколько большее значение имеет тот факт, что намерение быть воспринятым А, предполагает со стороны А необходимость быть подтвержденным. Если А ни в какой степени не может быть подтвержденным, то, конечно, его сообщение не будет принятым В, так как В, будучи неспособным подтвердить сообщение А, не может принять сообщение. В качестве примера этого можно привести следующее. Пусть А например, говорит по-китайски, а В может понимать только французский язык. Чтобы В мог подтверждать сообщение А, последний должен разговаривать с В только по-французски, потому что он понимает только по-французски. В случае, если А говорит на одном языке, а В - на другом, и у них нет общего языка, то может быть использован фактор подражания, копирования, в результате чего общение все-таки, может иметь место. Так А, например, может поднять руку, если она у него есть, а В, если он не безрукий, тоже может поднять руку. После этого В может поднять другую руку и А может поднять другую руку, в результате чего получается полный цикл общения на основе подражания. Общение на основе подражания может быть также названо общением в условиях массы. Мы уже отмечали, что Реальность это степень дублирования сообщения ( его подтверждения ), возникающая между Причиной и Эффектом. Близость или симпатия изменяется под действием намерения, размера частиц, включенных в процесс, и расстояния. Самая большая Близость может возникнуть в тех случаях, когда нечто занимает одно и то же место. При увеличении расстояния Близость уменьшается. Более того, когда объем масс или количеств ( частиц ) энергии увеличивается, то опять-таки, Близость уменьшается. Кроме того, если скорость передачи сообщения отклоняется от той скорости, которая рассматривается как оптимальная для А и В ( то-есть она оказывается большей или меньшей чем та скорость, которая предполагается для них подходящей ), то это также приводит к падению уровня Близости. Мы уже отметили, что эти два слова" Причина" и "Эффект" играют выдающуюся роль в формуле общения. Мы уже видели, что Первая Причина становится в конце цикла общения Последним Эффектом. Более того, в промежуточной точке Первый Эффект немедленно изменяется в Причину для формирования хорошего цикла общения. Мы отмечали, что точка приема сообщения на среднем участке цикла общения смещается и становится точкой передачи ( источника сообщения). Мы можем проклассифицировать подобное смещение в центральной части цикла общения тем или иным образом, но в этом нет особой необходимости. Так мы только слишком усложним рассмотрение, что не нужно для наших целей. Теперь мы подходим к проблеме, с которой сталкиваются люди, которые хотят участвовать в процессе общения. Прежде всего, первичная точка причины ( источник сообщения ) должен хотеть, чтобы его сообщение было подтверждено. При этом человек, принимающий сообщение, должен, по крайней мере, уделить передаваемому сообщению хоть немного внимания. Человек в первичной точке приема сообщения должен хотеть выполнить подтверждение принимаемого сообщения, должен хотеть принять его и должен хотеть перейти в состояние точки передачи для отсылки сообщения или же ответить на него. В свою очередь, человек в первичной точке передачи сообщения ( в источнике ) должен хотеть стать точкой приема. Так как мы в основном имеем дело с идеями а не с машинами, то мы видим, что должно существовать некоторое состояние ума как в точке источника, так и в точке приема, в результате чего оба участника общения хотят по собственному желанию быть Причиной и Эффектом, хотят высказывать подтверждения сообщения, хотят, чтобы их сообщения подтверждались, хотят, чтобы положение точки приема менялось на обратное, хотят воспринимать расстояние между точками приема и передачи, короче говоря, они хотят участвовать в процессе общения. Если все эти условия выполняются для одного человека или для группы, то в этом случае мы имеем дело с душевно здоровыми, нормальными людьми. Общаться или не общаться ? Кто-нибудь может высказать соображение о том, что решением проблемы общения может быть отказ от общения. Можно сказать, что если бы мы не высказывались первыми, то и хлопот бы у нас сейчас не было. Действительно, создается впечатление о том, что уж если человек попал в большие трудности из-за общения, то ему лучше общение прекратить. На самом деле, не так. Если у вас возникли трудности из-за общения, то нужно продолжать общение. Решением проблемы является не уменьшение общения а его увеличение. Если человек не может общаться, то он подобен мертвому. Человек живет, пока он может общаться. Было проведено бесчисленное количество испытаний и тестов, которые убедительно показали, что единственным средством для обеспечения выживания, является расширение сферы общения. Эта способность к общению должна постоянно совершенствоваться. РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ ДВУХСТОРОННЕЕ ОБЩЕНИЕ В последнем разделе мы подробно рассматривали цикл общения. Теперь, давайте рассмотрим, двухсторонний цикл общения и как это связано с улучшением отношений с другими людьми. Цикл общения и двухстороннее общение, на самом деле, отличаются друг от друга. Если мы подробно рассмотрим структуру процесса общения, то мы обнаружим, что цикл общения в своей совокупности не является двухсторонним общением. Если вы посмотрите на схему А, приведенную ниже, то вы увидите цикл общения. На стр. 61 оригинала приводится схема с надписями "Джо" слева и "Билл" - справа. В данном случае Джо является источником сообщения. От него исходит первичный импульс. Этот импульс адресован Биллу. Мы видим, что Билл воспринимает этот импульс ( сообщение ) и затем Билл начинает ответ или делает подтверждение сообщения, что обозначается на схеме прибавлением штриха к имени Билла, причем это подтверждение сообщения отсылается обратно к Джо, к имени которого в данном случае также прибавляется штрих. Так, например, Джо сказал:" Как поживаешь?" Билл воспринял сказанное и затем Билл ( будучи вторичной Причиной ) отвечает на сказанное уже как Билл'. Он говорит:"У меня все в порядке", причем это сообщение направляется обратно к Джо' и на этом цикл общения заканчивается. Теперь то, что мы называем двухсторонним общением, может быть представлено следующей схемой В. В данном случае Билл начинает общение. Билл говорит:"Как делишки?" Джо воспринимает сказанное и затем уже как Джо' или как вторичная Причина отвечает:"Я думаю, все в порядке". После чего ответ оказывается подтвержденным в приеме Биллом'. При рассмотрении обеих схем мы видим, что на схеме А подтверждение со стороны вторичной Причины было выражено Джо' кивком головы или удовлетворенным взглядом. Опять-таки, на схеме В высказывание Джо' - "Я думаю, все в порядке" действительно оказывается подтвержденным Биллом' кивком головы или как-нибудь иначе, что должно означать восприятие сообщения. Если и Джо и Билл это "сильные, молчаливые люди", то они выпустят из этих циклов какие-то их составляющие. Наиболее тяжелым нарушением цикла было бы молчание Билла после того, как Джо ( схема А ) сказал "Как дела?" В данном случае Джо начинает цикл общения а Билл не продолжает этот цикл. Мы не знаем и не требуем, чтобы это было так, и не имеем какой-то особой заинтересованности в том, чтобы Билл, будучи точкой приема, вообще слышал это сообщение. Мы можем допустить, по крайней мере, что он присутствовал при этом и что Джо говорил достаточно громко, чтобы его можно было услышать, а также что внимание Билла было направлено на точку, располагающуюся недалеко от Джо. Итак, вместо того, чтобы цикл общения был "подхваченным", возникает ситуация, когда Джо остается с незаконченным циклом общения и не имеет никакой возможности стать Джо'. Существует несколько ситуаций, при которых цикл общения может остаться незаконченным и их можно проклассифицировать следующим образом: 1. Джо не может высказать сообщения 2. Билл не может услышать сообщения 3. Билл' не может ответить на принятое им сообщение 4. Джо' не высказывает подтверждения о приеме сообщения, которое он услышал от Билла', что может быть сделано каким-либо знаком или словом. Всему сказанному мы можем предпослать различные соображения, однако в наши задачи не входит заниматься подобными соображениями , относящимися к тому, почему мы не окончили цикл общения. Наше внимание, в основном направлено на рассмотрение ситуации, когда цикл общения оказывается неоконченным. Теперь, если мы посмотрим на схему А, то предположим, что Джо это человек, который страдает душевным расстройством, связанным с навязчивым стремлением говорить даже в тех случаях, когда никто на него не обращает внимания, причем тематика его разговора может не иметь никакого отношения к существующей ситуации. При этом выясняется, что Джо при его общении взаимодействует с Биллом, который не обращает на него внимания и не слушает его, в результате чего Билл' отсутствует ( который не отвечает ), в результате чего нет и Джо', который не высказывает подтверждения. Давайте рассмотрим эту же ситуацию на схеме В. В данном случае для Билла мы имеем начало сообщения. Это все тот же Джо с навязчивой речью. Билл говорит:"Как дела?". При этом цикл оказывается незаконченным, потому что Джо настолько захвачен своей линией общения, что не становится Джо' и совершенно не предоставляет Биллу возможности стать Биллом' и высказать свое подтверждение в приеме сообщения. Теперь, давайте, рассмотрим другую ситуацию. Мы видим, что Джо начинает общение а Билл оказывается человеком, который никогда не начинает общения. При этом Джо совершенно не одержим навязчивой речью, но Билл в результате внутренних нарушений ( аберраций ) подавлен в способности начинать общение. При этом получается следующее. Билл и Джо работают вместе и занимаются следующим процессом. Джо начинает общение, Билл выслушивает его, становится Биллом', отвечает ему и предоставляет Джо возможность стать Джо'.Такой процесс общения происходит довольно удачно, но рано или поздно приходит момент,когда двухсторонний цикл общения оказывается нарушенным, что определяется неспособностью Билла начинать общение. Двухсторонний цикл общения происходит следующим образом. Джо начав цикл общения и закончив свою фазу, будет ждать, пока Билл начнет передачу сообщения для Джо, в результате чего произойдет окончание оставшейся части двухстороннего цикла общения. Именно Билл начинает общение, его сообщение выслушивается Джо, причем Джо' отвечает, после чего Билл' высказывает подтверждение в приеме сообщения. Далее в оригинале на стр. 64 приводятся два рисунка. На верхнем рисунке Джо говорит Биллу:" Привет, Билл. Как дела?" На нижнем рисунке этой страницы Джо' отвечает: Нормально Билл' высказывает подтверждение: Отлично, спасибо На стр. 65 оригинала приводятся два рисунка На верхнем рисунке Билл говорит Джо: Как ты считаешь, может быть мы съездим в город и купим еды. На нижнем рисунке страницы 65 Джо' говорит: Прекрасная мысль, я пошел седлать лошадей. Билл' говорит: Отлично. Таким образом мы получаем нормальный цикл общения между двумя терминалами, так как в данном случае Джо является терминалом и Билл тоже является терминалом. При этом общение происходит как передача сообщений между двумя терминалами. Данный цикл определяется следующим. Как Джо начнет процесс общения, как Билл выслушает сообщение, как Билл станет Биллом' и ответит на сообщение, как Джо' выскажет подтверждение на принятие сообщения, как затем Билл начнет сообщение, как Джо выслушает это сообщение, как Джо' ответит на сообщение и как Билл' выскажет подтверждение о принятии сообщения. Если все выполняется таким образом, вне зависимости от того, о чем они разговаривают, то у них никогда не возникнет ссора и они постепенно придут к согласию, даже если перед этим их отношения были враждебными. Их трудности и проблемы будут разрешены и их последующие отношения друг с другом будут нормальными. РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ БЫТЬ ТАКИМ, КАКОВ ОН ЕСТЬ Способность ( и желание ) к тому, чтобы предоставить другому человеку быть таким, каков он есть, является фундаментальной основой способности жить с другими людьми. В Сайентологии мы называем это "предоставлением бытия". Бытие в данном случае определяется как допущение категории личности. Примером формы бытия может быть собственное имя какого-нибудь человека. Еще одним примером бытия может быть профессия этого же человека. Другим примером могут быть физические характеристики этого человека. Каждый из перечисленных факторов может быть назван бытием. Факт своего собственного бытия, бытие как таковое, предполагается самим человеком или же он передается ему или же достигается им. Так, например, в спортивной игре каждый игрок команды имеет свое собственное бытие. Способность выслушать говорящего и уделение внимания сказанному для того, чтобы было возможно понять это, вежливость, ограничение себя от ненужной критики, способность высказывать восхищение или симпатию - все это примеры действий человека, который может предоставлять другим людям их существование, бытие. Такие действия можно отрабатывать и тренировать. Если быть в этом усердным и настойчивым, то получаемые результаты в отношениях с другими людьми будут совершенно ошеломляющими. Есть люди, которые обычно не способны даровать, предоставить другим их бытия. Такие люди унижают или критикуют личностные свойства людей, которые их окружают. Человек такого типа неспособен обрести в достаточной степени ( как он предполагает ) тождественности с личностью другого человека или с собственной личностью. Он предполагает, что личность или такая тождественность крайне редки и поэтому они необычайно ценны, в соответствии с чем никто этого иметь не должен. По этой причине находиться с таким человеком крайне неудобно, потому что он не признает ни своей собственной личности ( или тождественности с собственным бытием ) и не допускает бытия другого человека. Представьте себе, как "приятно" находиться в обществе с человеком, который только и делает, что находит недостатки в том, чем вы занимаетесь или в вашей внешности. А теперь, представьте себе, как бы вы себя чувствовали в обществе человека, который предоставляет вам возможность быть таким, как вы есть. Нетрудно представить себе, с кем бы вы предпочли общаться. Способность предоставлять другим возможность их бытия является одной из самых высочайших добродетелей, которую может иметь человек. Наличие такой добродетели приводит к необычайным изменениям в том, как человек живет с другими людьми. РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ МАНЕРЫ Самая первая методика, которая была разработана человеком для смазки машины человеческих отношений, называется "хорошими манерами". Есть и различные другие термины, которые обозначают эту методику, к ним относятся: вежливость, формальности, этикет, форма, утонченность, культурность, цивилизованность, внешние приличия, изысканность манер, учтивость и уважение. Даже в очень примитивных культурах имеются очень подробно разработанные ритуалы человеческих отношений. При изучении слаборазвитых наций приходится постоянно удивляться тому набору формальностей, которые сопровождают их межличностные отношения и взаимоотношения между разными нациями. У всех народов "плохие манеры" сурово порицаются. Человек, не отработавший и не освоивший манер, которые рассматриваются как "хорошие манеры", теми людьми, с которыми ему приходится иметь дело, будет иметь постоянные трудности. Такой человек может быть очень высококвалифицированным рабочим, великолепным ученым, прекрасным художником и, тем не менее, он может постоянно встречаться с очень значительными трудностям в отношениях с людьми из-за проявлений "плохих манер". "Хорошие манеры" сводятся к следующему: а. допускать важность и значимость другого человека а также б. использовать двухсторонний цикл общения. Какие бы наборы манер или ритуалов мы ни рассматривали, везде мы видим наличие этих обоих факторов. Человек, который нарушает эти факторы, будет отвергаться людьми. Высокомерие и сила могут привести к власти и управлению, однако с их помощью никогда не удастся добиться одобрения и уважения. Несмотря на использование их "ментальных технологий" психиатр и психолог никогда не могут добиться общего одобрения и доброжелательности, потому что они лично ( а ) надменны выше всякой меры и ( в ) относятся к людям с презрением ( " Человек как животное", " Все люди придурки" и т.п. ). Такое отношение у них появилось, исходя из военной доктрины Бисмарка, причем эти люди заимствовали также и отношение к людям, принятое у нацистов, за которое нацисты были осуждены мировым сообществом. Совершенно неважно, сколько людей было замучено или убито, нацистам никогда бы не удалось завоевать мир, так же как и их "высокоинтеллектуальным ученым" никогда бы не удалось убедить в в своей правоте человечество. У них просто нет "хороших манер", так как они ( а ) не признают важности других людей и ( в ) им совершенно неизвестна идея цикла общения. А каково хамство начальства по отношению к своим подчиненным, которых босс отправляет на место, почти не глядя на них. Подобное отношение к людям может стать фатальным для такого начальника. Кто будет с ним общаться кроме его рабов-подчиненных. Что такое"плохие манеры"? Назначить встречу и не придти на нее, прислать приглашение настолько поздно, что его уже невозможно принять, не предложить гостю еды или питья, не встать, когда входит женщина или важный человек, относиться к подчиненным при людях как к лакеям, переход на высокие тона публично, прерывание говорящего "по каким-то важным причинам", не говорить слов благодарности или приветствий - все это "плохие манеры". Люди, делающие это и тысячу других неучтивостей, отвергаются теми людьми, с которыми они находятся в общении. Иметь хорошие манеры нетрудно. Необходимо лишь осознать свое отношение к другим людям и отработать его в правильном направлении. Значительны ли, важны ли те люди, с которыми мы общаемся, каждый по-отдельности? Необходимо освоить и научиться правильно применять основы хорошего общения, в результате чего можно научиться общаться без трудностей с другими людьми. Учитывая сказанное об этих двух факторах, теперь можно выучить составные части применимого ритуала, чтобы выработать такую процедуру, которая рассматривается как "хорошие манеры" в той группе, с которой вы общаетесь. Важность, значимость Вы даже не представляете, как определяется важность или значимость людей. Существует обратное соотношение. Люди, находящиеся на нижних ступенях социальной лестницы, имеют сознание собственной важности, которое гораздо больше, чем у тех людей, которые находятся на верхних ступенях и относительно которых существует общепринятое мнение о том, насколько они важны и значительны. Понимание собственной важности у уборщицы гораздо более выражено, чем у пользующегося успехом главного управляющего! Не пренебрегайте людьми, если не хотите погибнуть. Лесть не очень полезна, к ней присматриваются с подозрением, потому что она идет не от чистого сердца а ее лживость может не обнаружить только дурак. Значимость человека делается очевидной для него самого, когда ему оказывают уважение или же даже если он просто убеждается в том, что его видят и воспринимают. Увидеть и признать существование кого-либо, это значит признать значимость и важность этого человека. Знать имя человека и имена его близких, это также способствует утверждению его значимости. Утверждение собственной важности и значимости нужно как дохлая кошка на свадьбе. Люди имеют собственную ценность и значимость. Они важны, вне зависимости от того, высокое или низкое положение они занимают. Если вы это знаете, то вы уже на полпути к хорошим манерам. Общение Обеспечение хорошего цикла двухстороннего общения более важно, чем получение удовлетворения от общения. Содержание общения человека, значение слов и выражений, которое вкладывается в общение с различными людьми, вторично по сравнению с фактом существования цикла двухстороннего общения. Общение существует для того, чтобы мы отвечали на вопросы и чтобы вообще пользовались общением. Общение, несмотря на наличие в нем цикла общения, сначала должно существовать как таковое, прежде чем оно окажется способным передать сообщение. Сообщения не передаются, если для этой передачи нет линии общения, коммуникации. При общении между людьми на социальном уровне цикл общения должен быть установлен до того момента, когда происходит восприятие оратора или говорящего перед аудиторией. Лишь тогда возможна передача сообщения. Для хороших манер нужен цикл двухстороннего общения. Этот принцип распространяется также и на переписку социального характера и при телефонных переговорах. Именно так сформировалось правило говорить "доброй ночи" хозяйке гостиницы при уходе. Для того, чтобы иметь по-настоящему хорошие манеры, нужно основательно понять цикл двухстороннего общения. Если ритуал собраний племени американских индейцев был настолько сложным и точным, если тысяча других неразвитых народов имеют точно определенное социальное поведение и формы обращения, то не будет преувеличением в равной степени, требование о наличии хороших манер от современного человека. Однако "хорошие манеры" в наше время не так заметны, как это было раньше.Это объясняется тем, что происходит перемешивание такого большого числа народов и обычаев, что это привело к разрушению ритуальных образцов, которые были крепко укоренены в сравнительно мелких национальных формированиях. Таким образом, мы наблюдаем постепенное вымирание манер. Но это не является извинением для тех, у кого плохие манеры. Можно иметь прекрасные манеры, если вы учитываете и соблюдаете следующее: а. Значимость и важность людей б. Цикл двухстороннего общения в. Местные ритуалы ( общепринятые правила хорошего поведения ), которые соблюдаются как норма хорошего поведения На подобном основании могут быть успешно построены отношения с другими людьми. РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ ЗАКОН ТРЕТЬЕГО УЧАСТНИКА Не приходилось ли вам встречаться со ссорой, которая оказывалась непреодолимой, вне зависимости от того, сколько бы вы ни обсуждали ее? Не возникало ли у вас таких ссор с вашей супругой ( супругом ), с которыми вам было никак не разобраться? Разве вам не приходилось видеть двух человек с "непримиримыми" противоречиями и различиями? Многие люди задумывались о причинах возникновения насилия и конфликтов, возникающих между отдельными людьми и народами. Если Халдее пришлось исчезнуть, если Вавилону пришел черед обратиться в прах, если Египет смог стать пустыней, если на Сицилии 160 цветущих городов были разграблены и полностью разрушены, став почти пустыней в начале нашей эры ( причем все это происходило, несмотря на все старания, мудрость, добрые пожелания и прекрасные намерения людей ), то из этого вытекает, что в деятельности и судьбах людей всегда было нечто непознанное. И это нечто было настолько вредоносным и всепроникающим, что могло разрушать все цели человека, предметы его желаний и возможности их достижения задолго до их осуществления. Подобное состояние вещей, видимо, предполагает наличие некоторого естественного закона, который не удается разгадать непосредственным образом. Однако такой закон видимо существует и он объясняет все эти страшные, смертельные непознанные условия, которые относятся ко всем видам деятельности . Этот закон по-видимому можно сформулировать следующим образом: В КАЖДОЙ ССОРЕ, В КОТОРОЙ СОХРАНЯЕТСЯ КОНФЛИКТ, ДОЛЖЕН ПРИСУТСТВОВАТЬ ( ХОТЯ И НЕИЗВЕСТНЫЙ )ТРЕТИЙ УЧАСТНИК . или ЧТОБЫ ПРОИЗОШЛА ССОРА, НЕИЗВЕСТНЫЙ ТРЕТИЙ УЧАСТНИК ДОЛЖЕН ПРОЯВЛЯТЬ АКТИВНОСТЬ ДЛЯ ЕЕ РАЗЖИГАНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ ОППОНЕНТАМИ. или же НЕСМОТРЯ НА РАСПРОСТРАНЕННОЕ МНЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ДЛЯ ДРАКИ ДОСТАТОЧНО ДВОИХ ЧЕЛОВЕК, НА САМОМ ДЕЛЕ ДОЛЖЕН СУЩЕСТВОВАТЬ ТРЕТИЙ УЧАСТНИК, КОТОРЫЙ ПОДГОТАВЛИВАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО КОНФЛИКТА. Увидеть, как двое дерутся, весьма нетрудно. Они вполне видимы. Гораздо труднее увидеть или заподозрить существование третьего участника, который и вызвал эту ссору. Третий участник это обычно "вполне разумный человек" и его трудно в чем-то заподозрить, он стоит в стороне и отрицает какое-либо собственное отношение к конфликту. Но именно он, в первую очередь сделал все для возникновения конфликта и его поддержания. Скрытый третий участник иногда может казаться лицом, которое поддерживает только одну сторону конфликта, но на самом деле, именно он является зачинщиком ссоры. Знание этого закона весьма полезно во многих случаях жизни. Такова причина войны. Например, мы видим, как два парня оскорбляют друг друга, и вот начинается драка. И никого нет вокруг. Итак, именно они, конечно "вызвали" драку. Но на самом деле, был и третий участник. Если проследить историю конфликта, то можно получить совершенно невероятную информацию. Подобную информацию слишком легко отвергнуть. Чтобы скрыть что-либо, надо сделать это неправдоподобным. Служащий А и курьер В спорят друг с другом. Их спор переходит в открытую ссору. Каждый обвиняет своего оппонента. НИКТО ИХ НИХ НЕ ПРАВ, В СООТВЕТСТВИИ С ЧЕМ ССОРА НЕ МОЖЕТ ЗАТИХНУТЬ, ТАК КАК ИСТИННАЯ ПРИЧИНА ССОРЫ НЕ УСТАНОВЛЕНА. Присмотримся к этому случае повнимательнее. И мы обнаружим весьма невероятную информацию. Жена служащего А спит с курьером В и жалуется каждому из них относительного другого. Фермер Д и владелец ранчо К уже несколько лет находятся в непрерывной жестокой ссоре. Совершенно очевидно, что должны быть логические причины этой ссоры. Но ссора продолжается и разрешить противоречия не удается никак. При внимательном рассмотрении мы можем обнаружить еще банкира Л, который, пользуясь тем, что обе стороны несут потери в данной ссоре, дает денежные займы обеим сторонам и поддерживает эту ссору. Кроме того, ему хотелось бы получить землю обоих при неудачном течении их конфликта . Далее на стр. 95 оригинала располагается рисунок Верхняя надпись: Владелец ранчо К хочет купить тебя за пять тысяч баков и не дать ни цента больше! Нижняя надпись: Фермер Д сказал, что у тебя не хозяйство а свиной хлев и что он не будет покупать у тебя скот. Рисунок на стр. 96 Надписи. Никто не говорил мне, что у меня не хозяйство, а свиной хлев! Ты, ничтожество! Получи! Пойдем дальше. В 1917 году силы революции и российское правительство находились в конфликте. Причин было так много, что внимание наблюдателей как бы распылялось на них. Однако истинные причины выяснились лишь во время Второй Мировой Войны, когда были захвачены секретные бумаги германского правительства, из которых стало ясным, что оно готовило восстание и финансировало Ленина для проведения деятельности по его непосредственному началу. Оно даже послало Ленина в Россию в запечатанном вагоне. Если рассмотреть "личные" ссоры, конфликты, возникающие между группами, войны между народами, то можно выявить третьего участника, третью сторону конфликта, о которой обычно не знает ни одна из конфликтующих сторон. При этом, если относительно этой третьей стороны возникают какие-либо подозрения, то они сразу же отметаются как "совершенно неправдоподобные". Однако при тщательном исследовании дела, в конце концов, выясняется, что это именно так. Знание этого правила необычайно полезно. Если в семье происходят ссоры между супругами, то ПРАВИЛЬНЫМ подходом при выдаче рекомендаций или советов по примирению ссоры был бы совет обеим сторонам выявить третьего участника. При разбирательстве сначала обе стороны много расскажут о причинах. Но ПРИЧИНЫ это не люди. Нужно найти третьего участника, реального ЧЕЛОВЕКА. Когда обе стороны выявят третьего участника и установят истину, то тогда наступит и конец ссоре. Иногда обе стороны, находясь в ссоре, вдруг решают найти человека, на которого можно свалить всю вину. И это прекращает ссору. Иногда это совсем не тот человек и тогда впоследствии ссора снова возникает. Если два народа готовы сцепиться друг с другом, то им следовало бы постараться сесть за стол переговоров, чтобы выявить и точно установить реального третьего участника. И они всегда смогут это сделать, если будут внимательно исследовать причину конфликта. И они смогут найти реального виновника конфликта. Его существование будет подтверждено фактически. Интересно отметить, что при внимательном выявлении третьего участника, обычно ни одна сторон с ним в военные отношения не вступает. При этом обе стороны лишь начинают избегать общения с ним. Семейные конфликты - дело весьма обычное. Единство семьи можно сохранить, если обе стороны станут действительно выявлять, кто же был реальной причиной конфликтов. Вообще в истории существования семьи может быть несколько конфликтов, однако во время разбирательства существует только один конфликт. Конфликты, возникающие между отдельным человеком и организацией, почти всегда обусловлены воздействием третьего участника - еще одного человека или какой-то третьей группы. Представители организации и находящийся в конфликте человек должны совместно выделить и изолировать третьего участника, представив друг другу всю имеющуюся информацию, которая может показать, чем "питался" конфликт. Повстанцы и правительство в равной степени, могут снова обрести взаимопонимание, если их представители представят друг другу сведения о том, КТО стимулировал их к враждебным действиям. ОБЫЧНО ТАКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ ПРОТЕКАЮТ В АТМОСФЕРЕ ВЗАИМНЫХ ОБВИНЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИИ УСЛОВИЙ ИЛИ В ВЫСКАЗЫВАНИИ ВЗАИМНЫХ ОСКОРБЛЕНИЙ. ОНИ ДОЛЖНЫ ЗАНИМАТЬСЯ ЛИШЬ ВЫЯСНЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ. ЛИШЬ ТОГДА ЭТИ ПЕРЕГОВОРЫ МОГУТ БЫТЬ УСПЕШНЫМИ. Может быть придумана теория, которая будет утверждать, что нет неблагоприятных условий, которые вызывают конфликт. Такие условия, действительно существуют. Но они обычно МОГУТ БЫТЬ ИСПРАВЛЕНЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ТРЕТИЙ УЧАСТНИК НЕ БУДЕТ ПРОВОЦИРОВАТЬ КОНФЛИКТ. В истории мы сталкиваемся с очень плохим мнением о прошлом, потому что оно связано с взаимными обвинениями двух противодействующих сторон, которые не замечали наличия третьего участника. Когда говорят "основные причины" войны, то под этими словами следует понимать "скрытые подстрекатели". Нет таких конфликтов, которые не могут быть улажены. Но этого не удается достичь, если истинные разжигатели этих конфликтов продолжат оставаться невыявленными. Таков естественный закон, которого люди не знали ни в прошлом, ни сейчас. Не зная этого закона, отвлекаемые выяснением "причин", погибали целые цивилизации. А закон этот следует знать. И стоит работать в любой ситуации, когда мы пытаемся восстановить мир. Раздел десятый ДВА ПРАВИЛА СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ Есть два правила, при применении которых в семейной жизни, можно добиться установления очень счастливых отношений между супругами. Это следующие правила: 1. Будьте способными выдержать и пережить все, что угодно. 2. Совершайте по отношению к другим только такие поступки и действия, которые эти люди смогут вынести без особых трудностей. Человечество выработало много золотых правил. Буддийское правило "Делай другим то, что ты хотел бы, чтобы делали тебе" часто повторяется в других религиях. Подобные золотые правила, хотя они и способствовали достижению человеком уровня, превышающего уровень животных, не могли обеспечить постоянного духовного здоровья, успеха и счастья. Подобные золотые правила лишь позволяют установить причину трудностей и, в лучшем случае, примерно представить себе возможные следствия. Подобный подход сосредоточен скорее на самоанализе и самосовершенствовании, в соответствии с чем, это приводит к некоторой зацикленности на самом себе и исключает ориентацию на поступки, которые совершаются другими людьми при их воздействии на самого человека. Как же быть в тех случаях, когда плохие поступки совершаются по отношению к самому человеку? Об этом буддийское правило умалчивает. Ответы на подобный вопрос бывают самые различные. Среди них следует отметить ответы Христианской Науки ( влияния подобных поступков на нас самих просто нет), ранних христиан ( станьте мучеником), христианских священников (прокляните все грехи). Использование подобных рекомендаций на ответную реакцию человека при совершении зла по отношению к нему приводит к развитию нездорового состояния ума, а о том, что человек при этом будет счастливым, даже и говорить не приходится. После того, как у человека сгорел дом вместе с его семьей, для него не будет большим утешением ( 1 ) делать вид, что ничего не случилось, ( 2 ) уподоблять себя Иову или ( 3 ) предать проклятию всех поджигателей. Пока человек боится или страдает от действия насилия, на него будет воздействовать это насилие. Когда человек сможет выдержать абсолютно все, что будет на него направлено, то в этом случае, как по мановению волшебной палочки, эти трудности не случаются. На вопрос о том, как быть счастливым на нашей земле, не многие пророки и мудрецы решались даже только пытаться найти ответ. Их "решением" подобной проблематики счастья были заявления о том, что человек обречен на страдания. Их ответы и рекомендации не говорили нам о том, как быть счастливым, а лишь объясняли, как научиться терпеть в несчастьях. Подобное непроверенное предположение о невозможности счастья приводило нас к тому, что мы уже не предпринимали никаких попыток глубокого изучения путей, ведущих к счастью. Таким образом, мы, спотыкаясь, брели к отрицательной цели, пытаясь освободиться от всех проявлений несчастья на земле, надеясь, что таким образом удастся сделать нашу планету пригодной для обитания. Если человек непрерывно пытается освободиться от чего-либо, то тем самым, он постоянно подтверждает свою неспособность взаимодействия с этой проблематикой или противодействия трудностям, в результате чего ситуация будет постоянно ухудшаться. При этом жизнь развивается по нисходящей сходящейся спирали и человек оказывается неспособным справляться со все большим числом трудностей. И тогда мы подходим к ослеплению и несчастью. Чтобы быть счастливым, человек должен обладать способностью противостоять трудностям, или иначе говоря, он должен быть способным воспринимать то, что происходит. Несчастье, по-сути, это только неспособность противостоять тому, что существует. Именно поэтому первое правило: Будьте способным воспринимать все, что угодно. Сторона жизни, включающая в себя следствия и ответные реакции, заслуживает самого серьезного внимания. Сторона жизни, которая включает в себя следствия, вызванные нашими собственными поступками, также очень важная. Выполнять поступки, следствия которых будут легко восприниматься окружающими, может служить для нас простым новым правилом жизни. Если человек поступает таким образом, тогда зачем бы ему что-нибудь утаивать или скрывать от других? Тогда нет причин скрывать от других наши действия или сожалеть об их выполнении (что одно и то же ). Ведь эти поступки легко воспринимаются другими. Подобный подход может служить непрерывной проверкой и определением хорошего поведения. Надо делать только такие вещи, которые могут воспринимать окружающие. Если вы вспомните о своем жизненном опыте, то вы обнаружите, что для вас возникали неприятности при восприятии таких поступков какого-либо человека, которые не могли восприниматься окружающими. В результате выполнения подобных поступков вся жизнь человека может стать непроходимыми джунглями затаенного насилия, которое в свою очередь, вызывает ответное насилие. Чем больше человек совершает поступков, которые не могут восприниматься окружающими, тем хуже для него становится жизнь. Если человек начинает понимать эти неблагоприятные следствия (его собственных поступков) или осознает, как много уже накопилось этих следствий, то он перестает их совершать, тем самым прекращая существование своего несчастья. Страдания, отрицательные эмоции, потеря сознательности, здравого смысла и здоровья - все это является результатом того, что человек совершает поступки, которые окружающие не могут переносить. Явление, включающее в себя проступок и утаивание, является основой всех подобных вещей. Если человек пытается добиться успеха таким образом, чтобы у другого человека не было возможности сопротивляться нажиму, то ведь, это не может считаться победой, не так ли? Добиться своей цели, приставив человеку к виску пистолет, это не значит убедить его. Он не хочет быть убитым. И такие действия ничего, кроме его протеста вызвать не могут. Никогда плохие средства не могли привести к победе. Итак, при проступках нет общения и это приводит к утаиванию проступка. Попытка добиться успеха плохими средствами с последующим утаиванием приводит к тому, что человек оказывается неспособным добиться успеха, что уменьшает уровень общения, уменьшает реальность и близость. Общение это одно из средств для того, чтобы ваше обращение было воспринято. Итак, если человеку не удается добиться восприятия со стороны других, то его способность к общению будет низкой. Реальность также будет низкой из-за неспособности к общению; ведь при этом такой человек будет очень мало знать о людях его окружения. Если же человек мало знает о людях, то как у него может появиться к ним сочувствие, что будет ослаблять близость. Близость, реальность и общение всегда проявляются совместно. Если один из этих факторов находится на высоком уровне, то и остальные два фактора будут на высоком уровне. Если один из этих факторов будет на низком уровне, то и остальные факторы будут тоже на низком уровне. Итак, все плохие поступки это такие поступки, которые не могут быть с легкостью восприняты теми людьми, к которым они были направлены или адресованы. Учитывая сделанное определение, давайте, проанализируем наши собственные "плохие поступки". Какие из наших поступков были плохими? Плохими были из них только те, которые не могли без трудностей восприниматься другими людьми. В равной степени, какие из действий, характерных для общества, могут рассматриваться как плохие? Это акты реального насилия, приводящие к появлению страдания, бессознательности, утраты душевного здоровья и тяжелых потерь. Итак, какие иные ваши поступки вы считаете плохими? Те совершенные поступки, которые вы сами не смогли бы выдержать без трудностей, также плохие. Однако те поступки, которые вы сделали и которые, будь они направлены на вас, вы бы могли выдержать и воспринять, - не были плохими. Подобное понимание вопроса серьезно меняет восприятие такой проблематики. Нет необходимости лишь для проверки своей собственной стойкости к неприятностям вести жизнь, исполненную насилия. Важно не то, чтобы вы доказывали себе, что вы можете выносить трудности, а то, чтобы вы восстановили свою способность воспринимать события жизни, как они есть. Итак, на данный момент мы имеем два золотых правила для достижения счастья: 1. Будьте способны воспринимать все, что происходит в жизни, и 2. Совершайте лишь такие поступки, которые другие люди смогут воспринимать с легкостью. Ваше отношение к этим правилам и внутренняя реакция на них могут служить показателем того, насколько далеко вы продвинулись. Если вам удастся освоить эти два золотых правила, то вы станете одним из самых счастливых и удачливых людей на земле, потому что кто тогда сможет воздействовать на вас злом? При использовании этих двух золотых правил в семье вы сможете сделать жизнь вашей семьи счастливой и успешной.