АФФИНИТИ, РЕАЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАЦИЯ В саентологии есть три фактора, имеющих исключительную важность для того, чтобы управлять жизнью. Эти три фактора дают ответы на вопросы: Как мне следует разговаривать с людьми? Как я могу заставить людей поверить во что-то? Как я могу передавать людям новые идеи? Как мне узнать, о чем люди думают? Как мне лучше справляться со своей работой? В саентологии мы называем эти три фактора АРК-треугольником. Треугольником это явление называется потому, что имеет три взаимосвязанные точки. Первая из этих точек аффинити. Вторая из этих точек реальность. Третья, и самая важная из этих точек,- коммуникация. Эти три фактора взаимосвязаны. Под аффинити подразумевается эмоциональная реакция. То есть чувство влечения или его отсутствие, эмоция или отрицательная эмоция, связанные с жизнью. Под реальностью подразумеваются твердые объекты, реальные вещи в жизни. Под коммуникацией подразумевается обмен идеями между двумя терминалами. Без аффинити нет реальности или коммуникации. Без реальности нет аффинити или коммуникации. Без коммуникации нет ни аффинити, ни реальности. Это общие утверждения, но, тем не менее, они весьма ценны и истинны. Вы когда-нибудь пытались разговаривать с рассерженным человеком? Коммуникация рассерженного человека находится на уровне отрицательной эмоции, которая отталкивает от него все терминалы. Поэтому его фактор коммуникации очень низок, хотя и громок. Он пытается уничтожить что-то или какой-то другой терминал, поэтому его реальность очень бедна. Скорее всего, предмет, на который направлен его гнев, не является причиной последнего. Разгневанный человек не говорит правду. Поэтому можно сказать, что его реальность, даже по тому предмету, о котором он говорит, бедна. Между двумя людьми должно быть хорошее аффинити (то есть влечение), прежде чем они станут очень реальными друг для друга (а реальность здесь следует понимать как плавно изменяющуюся величину, то есть некоторые вещи бывают более реальны, чем другие). Между двумя людьми должно быть достаточто аффинити, прежде чем они смогут разговаривать друг с другом, испытывая при этом хоть какую-то искренность и уверенность. Прежде чем два человека станут реальными друг для друга, между ними должна произойти какая-то коммуникация. Они должны по крайней мере видеть друг друга, что само по себе является формой коммуникации. Прежде чем два человека испытают аффинити друг к другу, они должны стать, до известной степени, реальными. Эти три термина взаимозависят друг от друга, и когда один из них падает, падают и другие. Когда один поднимается, поднимаются и другие. Нужно улучшить лишь один угол этого очень ценного саентологического треугольника, чтобы улучшились оставшиеся два угла. Нужно улучшить два угла треугольника, чтобы улучшился третий. Чтобы лучше представить применение этого на практике, рассмотрим случай с одной девушкой, которая покинула дом, и родители после этого не хотели с ней разговаривать. Девушка устроилась на работу в контору, но была в полном отчаянии, и работа валилась у нее из рук. Специалист по саентологии, внимание которого обратил на девушку руководитель той конторы, побеседовал с ней и узнал, что родители девушки были очень на нее рассержены и не хотели иметь с ней никакой коммуникации. Они были настолько расстроены ее отказом (на самом деле неспособностью) посвятить себя профессии пианистки, выступающей с концертами, ради чего они истратили на ее учебу уйму денег, что "умыли свои руки" и отказались нести ответственность за ее будущее. Их придирки и заставили ее убежать от дома подальше. С этого времени они прекратили с ней всякие отношения, но от бывших соседей она узнала о том, что они очень плохо о ней отзываются. В расстроенных чувствах, поскольку она очень любила своих родителей и хотела быть с ними в наилучших отношениях, девушка не могла работать. Из-за ее неспособности выполнять свою работу нарушались линии коммуникации в конторе. Другими словами, ее аффинити было очень низким, и ее реальность в целом была довольно низкой, поскольку она, можно сказать, большую часть времени "отсутствовала", поэтому линии коммуникации, проходившие через ее руки, находились на таком же низком уровне и, соответственно, забивали другие линии коммуникации в конторе. В этот момент ситуация привлекла пристальное внимание руководителя конторы. В обычных условиях девушку просто уволили бы, и на ее место приняли другую. Но с кадрами было трудно, и, кроме того, руководитель знал более современный способ решить проблему. Он обратился к специалисту по сайнтологии. Сайентолог, хорошо знающий АРК-треугольник, сделал очень простую вещь - для саентолога, - которая девушке показалась чудом. Он сказал ей, что она должна написать своим родителям - не важно, ответят они или нет, она должна писать - и она так и поступила. Естественно, ответа не было. Почему от родителей не было ответа? Девушка, ослушавшись и удалившись из-под их контроля, по-видимому больше не находилась с ними в контакте. Родители не считали ее реальной. Для них она больше не существовала. Это они сами себе сказали. Они пытались полностью удалить ее из своей жизни, раз она принесла им такое разочарование. Поэтому они по отношению к ней не испытывали никаких эмоций, кроме, пожалуй, некоторой апатии. Они не могли контролировать ее, поэтому с момента утраты контроля они стали относиться к ней с апатией. На этом этапе родители, как уже говорилось, были апатичны к ней, и она была для них не слишком реальной. Вообще говоря, то, что они выбрали для нее профессию, которую она не могла освоить, показывает, что она и раньше не была для них очень реальной, ведь эта профессия несомненно не соответствовала способностям девушки. Поэтому саентолог предложил ей написать письмо. Это письмо было посвящено, как мы говорим, "прекрасным дорогам и хорошей погоде". Девушка писала, что она работает в другом городе, что погода хорошая, что дела у нее идут хорошо, она надеется, что они оба здоровы, и целует их. В письме она тщательно избегала все темы, связанные с ее уходом из дома. Фактор А письма, аффинити, был достаточно высок; фактор К присутствовал. Целью саентолога было попытаться установить фактор Р: реальность ситуации, при которой девушка находится в другом городе, и вообще реальность ее существования в мире. Он знал, что она настолько привязана к родителям, что если они не будут считать ее реальной, она не будет реальна даже для самой себя. Конечно, родители не ответили на это первое письмо, но саентолог заставил девушку написать еще одно письмо. После четырех писем, в которых сообщалось более или менее одно и то же и намеренно не замечалось то, что до сих пор не было ответа, девушке вдруг пришло от матери письмо, полное злости, но не на девушку, а на кого-то из ее старых друзей. Девушку инструктировал и контролировал саентолог, и он не разрешил ей написать ответное гневное письмо, а убедил ее написать письмо, полное приятного удивления и счастья от того, что она получила письмо от матери. После этого пришло два письма, одно от отца, одно от матери, оба полные любви и заботы, с пожеланиями ей всего хорошего. Девушка, конечно, с радостью ответила на эти письма, но она бы начала заискивать, если бы саентолог позволил ей это. Вместо этого ее родители получили радостные счастливые письма, и в ответ пришли еще два письма, в которых ее поздравляли с тем, что она нашла работу, что она нашла интересное дело в жизни, и спрашивали, куда ей послать ее одежду и небольшой денежный перевод, чтобы ей было легче в городе. Родители даже начали продумывать новую карьеру для девушки, которая соответствовала ее основному занятию - работать стенографисткой. Разумеется, саентолог точно знал, что произойдет. Он знал, что аффинити и реальность родителей поднимутся, и вместе с ними поднимутся реальность, аффинити и коммуникация девушки в конторе , как только исправится ситуация. Он исправлял ситуацию при помощи коммуникации, в которой девушка выразила свою аффинити, и это, как и всегда, оказало действие. Девушка начала нормально работать, делать успехи, и так как ее чувство реальности поднялось достаточно высоко, она стала очень ценным работником. Возможно, АРК-треугольник так долго оставался неизвестным людям по той причине, что человек из апатии поднимается через несколько различных тонусов. Эти тонусы универсальны; один следует за другим, и люди всегда проходят через эти тонусы один за другим. Это тонусы аффинити, и шкала тонусов дианетики и саентологии является, пожалуй, самым лучшим способом прогнозирования, что произойдет дальше, и как человек поступит. Шкала тонусов начинается намного ниже апатии. Другими словами, человек вообще не испытывает никаких эмоций в отношении к какому-то предмету. Примером этого было отношение американцев к атомной бомбе; что-то, что должно было вызывать у них очень большую озабоченность, было настолько далеко за пределами их способности контролировать, и настолько велика была вероятность того, что оно прекратит их существование, что они находились в отношении бомбы ниже уровня апатии. Они даже не чувствовали в этом никакой проблемы. С американцами, которые подверглись процессингу по этому поводу, пришлось поработать не один день, пока они начали чувствовать апатию по отношению к атомной бомбе. Это было настоящим прогрессом по сравнению с отсутствием всякой эмоции там, где их интересы непосредственно затрагивались. Другими словами, относительно могих предметов и проблем люди находятся на уровне гораздо ниже уровня апатии. Оттуда и начинается шкала тонусов, с полного, мертвого нуля, намного ниже самой смерти. Поднимаясь до более совершенных тонусов, человек достигает уровней смерти тела, апатии, горя, страха, гнева, антагонизма, скуки, энтузиазма, спокойствия, в этом же порядке. Есть много небольших промежутков между этими тонусами, но тот,кто хоть что-то знает о людях, непременно узнает эти эмоции. Когда улучшается тонус человека, находившегося в апатии, он испытывает горе. Человек в горе, когда улучшается его тонус, испытывает страх. Человек в страхе, когда улучшается его тонус, испытывает гнев. Человек в гневе, когда улучшается его тонус, испытывает антагонизм. Человек в антагонизме, когда улучшается его тонус, испытывает скуку. Когда у человека, испытывающего скуку, улучшается тонус, он чувствует энтузиазм. Когда у человека, испытывающего энтузиазм, улучшается тонус, он чувствует спокойствие. Уровень, находящийся под апатией, настолько низок, что состояние ума на нем характеризуется отсутствием аффинити, эмоций, он не воспринимает проблемы и не видит последствий вещей, которые (???)на(???) самом деле имеют огромную важность. Область ниже апатии - это область без боли, интереса, бытийности и всего остального, что важно каждому, но это область большой опасности, поскольку находящийся там, оказывается ниже уровня, на котором он способен реагировать на что-то, и соответственно он может все потерять, даже не заметив этого. Работник, который находится в очень плохом состоянии и по существу представляет угрозу для своей организации, может быть неспособен испытывать боль или какую-нибудь эмоцию по какому-то поводу. Он ниже апатии. Мы видели рабочих, которые могли повредить себе руку, не обратить на это внимания и продолжать работать, даже когда рука была очень сильно повреждена. Работники медпунктов на промышленных предприятиях иногда удивляются тому, как мало внимания обращают некоторые рабочие на свои собственные травмы. Приходится с крайним сожалением констатировать тот факт, что люди, которые не обращают внимания на свои травмы, и которые даже не чувствуют боли от этих травм, неэффективны в жизни и не будут эффективны без некоторой помощи со стороны саентологии. Находиться рядом с ними небезопасно. У них неправильные реакции. Если такой человек управляет подъемным краном, кран вдруг теряет управление, и поднятый им груз может упасть на группу людей, стоящих внизу. Этот крановщик, находящийся ниже уровня апатии, просто даст крану уронить свой груз. Другими словами, он потенциальный убийца. Он не может ничего остановить, ничего изменить, не может ничего начать, и все же, подобно автомату, он некоторое время справляется с работой, но когда наступает момент действительно чрезвычайный, он, по всей вероятности, отреагирует неправильно, и произойдет несчастный случай. Причиной несчастных случаев на производстве являются люди, которые находятся ниже уровня апатии. Когда в оффисах совершаются грубые ошибки, которые стоят фирмам огромных денег, потерянного времени и усилий персонала, авторами этих ошибок, как правило, оказываются именно люди, находящиеся ниже уровня апатии. Поэтому не думайте, (???) что хотя бы одно из этих состояний, при которых человек не способен чувствовать что-либо, находится в онемении, не способен на боль или радость, кому-нибудь полезно. Нет. Человек в таком состоянии не может контролировать вещи и, по существу, не присутствует в достаточной мере, чтобы его мог контролировать кто-либо другой и совершает странные и непредсказуемые поступки. Так же, как человек может хронически пребывать ниже уровня апатии, он может находиться и в апатии. Это достаточно опасно, но, по крайней мере, получает выражение. Только когда мы поднимаемся до самой апатии, АРК-треугольник начинает проявляться и становится видимым. Следует ожидать коммуникацию от самого человека, а не от какой-то цепи или приобретенной схемы. Люди могут хронически находиться в горе, страхе, гневе, антагонизме, скуке, или могут "застрять в энтузиазме". Человек с развитыми способностями обычно довольно спокойно относится к вещам. Он может, однако, проявлять и другие эмоции. Ошибочно полагать, что полное спокойствие имеет какую-то реальную ценность. Если человек не может плакать, когда того требуют обстоятельства, то он не находится постоянно в спокойном тонусе. За спокойствие может быть легко принято состояние ниже апатии, но, конечно, только очень неискушенным наблюдателем. Одного взгляда на физическое состояние человека достаточно, чтобы понять разницу. Люди, которые ниже апатии, обычно страдают от разных болезней. Каждому уровню аффинити, представленному в шкале тонусов, соответствует свой уровень коммуникации. У каждой эмоции есть свой тип коммуникации. Человек, находящийся ниже апатии, по сути дела, вообще не вступает в коммуникацию. Коммуникацию осуществляет у него какая-нибудь социальная реакция или приобретенная схема, или, как мы говорим, "цепь". Сам человек, как кажется, не присутствует, и по-настоящему не говорит. Поэтому его коммуникация иногда вызывает странное впечатление, чтобы не сказать больше. Он совершает неправильные поступки в неподходящее время. Он говорит не то, что нужно, когда не следует. Естественно, если человек зафиксировался на одном из уровней шкалы тонусов - ниже апатии, в апатии, горе, страхе, гневе, антагонизме, скуке, энтузиазме или спокойствии, - то и голос его при коммуникации соответствует этой эмоции. Человек, который всегда раздражен чем-то, зафиксировался в гневе. Он не так плох, как кто-то ниже апатии, но все же быть с ним рядом довольно опасно, так как (???)он(???) постоянно создает неприятности, и человек в гневе не может хорошо контролировать вещи. Изучать коммуникационные характеристики людей на разных уровнях шкалы тонусов - увлекательное занятие. Каждый из них говорит и обращается с коммуникацией в точности так, как характерно для его уровня по шкале тонусов. Каждому уровню аффинити и коммуникации соответствует некоторый уровень реальности. Реальность - исключительно интересный предмет, поскольку она, в основом, имеет отношение к относительно твердым телам. Другими словами, твердость вещей и эмоциональный тонус людей имеют определенную связь. Люди на низких уровнях шкалы тонусов не переносят твердые тела. Они не могут терпеть твердые объекты. Такая вещь нереальна для них; она тонка и легковесна. По мере подъема по шкале тот же объект становится все более твердым, и наконец они могут видеть ее настоящий уровень твердости. Другими словами, эти люди имеют определенную реакцию на массу в различных точках шкалы. Вещи им представляются яркими или очень, очень тусклыми. Если бы вам удалось заглянуть глубоко в глаза человеку, находящемуся ниже уровня апатии, вы бы увидели действительно расплывчатый, туманный, колеблющийся, нереальный мир. Если бы вы заглянули в глаза раздраженного человека, вы бы увидели угрожающе твердый мир, в котором все (???)твердые(???) тела чреваты для него жестокостью и насилием, но все же они были бы недостаточно твердыми и недостаточно реальными или видимыми для человека в нормальном состоянии. Человек на уровне спокойствия может видеть твердые тела такими, какие они есть, такими яркими, как они есть, может выдерживать огромную тяжесть или твердость, не реагируя на них. Другими словами, когда мы поднимаемся по шкале тонусов, от низшего уровня до высшего, вещи могут становиться все более и более твердыми и все более и более реальными. Аффинити наиболее тесно связано с пространством. В самом деле, аффинити можно было бы определить как "мышление расстояния", поскольку расположенные далеко друг от друга и близко друг к другу терминалы имеют различные аффинитивные реакции. Реальность, как мы уже видели, наиболее тесно связана с твердостью тел. Коммуникация состоит из потока идей или частиц через пространство между твердыми телами. Хотя эти определения могут показаться очень элементарными и совершенно не удовлетворят профессора Массачусетского Технологического Института, на самом деле они выходят далеко за пределы и включают в себя всю сферу деятельности этого профессора. Истина не должна быть сложной. В саентологии подробно описаны и глубоко изучены многие взаимоотношения между пространствами и твердыми телами, и идеями или частицами, поскольку это наиболее близкие вещи к самой жизненности, и из них состоит вселенная вокруг нас. Но самое основное, что мы должны знать о АРК - это просто эмоциональный тонус, который соответствует аффинити, действительность вещей, которая есть реальность, и связанная с ними относительная способность коммуникации. Люди, которые могут что-то делать, в очень высокой степени обладают аффинити, находятся очнь высоко по шкале реальности и имеют очень высокие способности в коммуникации. Если вы захотите измерить их различные способности, вам следует глубже изучить этот предмет. Об этом треугольнике написана целая книга, которая называется "Наука выживания". Итак, как вы станете разговаривать с человеком? Вы не можете как полагается поговорить с кем-то, если вы находитесь в состоянии ниже апатии. Вам потребуется хоть немного больше аффинити, чтобы с кем-то поговорить. Ваша способность разговаривать с любым конкретным человеком связана с вашей эмоциональной реакцией на этого человека. Каждый имеет различные эмоциональные реакции на различных людей вокруг него. Ввиду того, что в коммуникации всегда участвуют два терминала, или, скажем, два человека, можно видеть, что кто-то другой должен быть как-то реален. Если кому-то совершенно нет дела до других людей, у него будут большие трудности в разговорах с ними, в этом нет сомнения. Поэтому, чтобы поговорить с человеком, нужно найти что-то, что в нем нравится, и обсуждать с ним то, с чем он может согласиться. Вот в чем причина провала новейших идей: никто не обсуждает предметы, по которым у него нет с собеседником согласия ни в одном пункте. Мы подошли к последнему фактору, который связан с (???)реальностью(???). То, с чем мы согласны, становится более реальным, чем то, с чем мы не согласны. Между согласием и реальностью есть определенное соотношение. Реальны те вещи, которые мы согласны считать реальными. Нереальны те вещи, о которых мы согласны, что они нереальны. К вещам, о которых мы несогласны, у нас очень небольшое чувство реальности. Эксперимент в этом можно провести даже на примере простого шутливого разговора между двумя людьми в присутствии третьего. Двое соглашаются о чем-то, с чем не может согласиться третий. У третьего понизится эмоциональный тонус, и он даже станет менее реален тем двоим, которые его обсуждают. Так как же вы тогда разговариваете с человеком? Вы устанавливаете реальность, находя что-то, с чем вы оба согласны. Затем вы стремитесь поддержать как можно более высокий уровень аффинити, узнав что-то, что вам нравится у него. И тогда вы можете с ним разговаривать. Если у вас нет первых двух условий, то, с большой вероятностью, и третье будет отсутствовать, то есть вы не сможете с легкостью с ним разговаривать. Пользуясь треугольником АРК, следует знать, напомним, что, когда вы начинаете развивать коммуникацию, происходит проход через эмоциональные тонусы. Другими словами, на другом конце линии кто-то, кто был совершенно апатичен в отношении нас, почувствует раздражение на нас. Если у нас хватит настойчивости просто пройти через это раздражение, то мы достигнем всего лишь антагонизма, отрицательного отношения, затем равнодушия и, наконец, энтузиазма и прекрасного уровня коммуникации и понимания. Браки разрушаются просто из-за неудавшейся коммуникации, несостоявшейся реальности и аффинити. Когда коммуникация начинает портиться, аффинити начинает падать. У людей появляются секреты друг от друга, и аффинити идет на дно. Так же и в конторе или на предприятии очень легко установить людей, которые совершают дела, не идущие на пользу фирме, поскольку такие люди постепенно, а иногда и не постепенно, выходят из коммуникации с фирмой. Их эмоциональный тонус по отношению к начальникам и окружающим начинает падать и в конце концов достигает дна. Очевидно, что АРК-треугольник тесно связан со способностью контролировать и способностью оставлять без контроля. Когда человек пытается контролировать что-то, и это ему не удается, он исытывает антипатию к этой вещи. Другими словами, он оказался неправ, он ошибся. Его намерение не удалось. Его намерение, так сказать, ударило обратно по нему же. Таким образом, когда человек пытается контролировать вещи, и его контроль над ними не удается, у него возникает склонность опуститься на более низкий уровень шкалы тонусов по отношению к этим вещам. Так, человек, которого подвели его собственные инструменты, склонен относиться к ним с понижающимся уровнем аффинити. Они начинают вызывать у него скуку, он испытывает к ним антагонизм, он злится на них - на этом этапе техника начинает ломаться, - начинает их бояться, печалиться о них, становится апатичен по отношению к ним, затем вообще о них перестает думать. Начиная с уровня скуки вниз способность использовать инструменты в работе непрерывно понижается. Как, зная все это, можно повысить свою способность контролировать свои рабочие инструменты, даже не обращаясь к саентологу? Конечно, если бы в такую ситуацию вмешался саентолог, полный контроль над инструментами, участком работы, или над жизнью был бы восстановлен, но если этого нет, как решать простые конкретные вопросы, с которыми пришлось непосредственно столкнуться? Пользуясь АРК, можно до известой степени восстановить контроль над инструментами и энтузиазм в работе. Сделать это можно, вступив в коммуникацию и обнаружив в себе желание, чтобы и инструменты, и сотрудники стали реальными и "твердыми". Можно восстановить свою способность работать с инструментами, просто трогая их и отпуская. Это может показаться бессмысленным, и человек может подняться до уровня скуки, где этот процесс ему наскучит. Как раз над этим уровнем лежит награда - там возникает энтузиазм. Звучит очень странно, что, если человек будет просто трогать свой автомобиль и убирать руку, трогать его и убирать руку, трогать его и убирать руку, трогать его и убирать руку, возможно в течение нескольких часов, то он вернет себе не только энтузиазм по отношению к машине, но и огромную способность управлять машиной, о которой он у себя и не подозревал. Так же можно устанавливать коммуникацию и с людьми, поскольку они часто возражают против того, чтобы их трогали. Если кто-то действительно вступает в коммуникацию, и притом хорошую, с этими людьми, слушает, что они говорят, подтверждает, что он слышал то, что ему сказали, говорит то, что хочет им сказать, достаточно мягко и достаточно часто, чтобы это действительно дошло до них, то он до очень заметной степени восстановит свою способность общаться и координировать свои действия с окружающими. Здесь мы видим непосредственное применение АРК к работе. Трудно поверить, что, если мы заставим бухгалтера поднимать и класть на стол свой карандаш или ручку пару часов подряд, то у него восстановится способность работать ими и улучшится способность складывать числа; и если мы заставим его трогать и отпускать главную книгу достаточно долго, то у него появится способность лучше работать с этой книгой, и он станет делать в ней гораздо меньше ошибок. Это звучит как магия. Это и есть магия. Это саентология. УТОМЛЕНИЕ Работать или не работать - вот в чем вопрос. В понимании многих людей ответ на этот вопрос - утомление. Человек, после того, как он долго проработал и многое вытерпел на своей работе, начинает чувствовать, что дольше работать он уже не в силах. Он устал. Он устает от одной мысли, что ему придется делать некоторые вещи. Он думает о том, как бы найти энергию или через силу пройти еще немного дальше, но в этом случае он мыслит в неправильном направлении, поскольку утомление мало зависит от энергии, если вообще такая зависмость существует. Утомление - очень важный предмет, не только для человека, зарабатывающего себе на жизнь, но и для государства в целом. Сайентология достаточно убедительно показала, что человек начинает опускаться, когда утрачивает способность работать. Единственное, что нужно сделать для того, чтобы человек стал деградировать и пришел в расстройство, - это не давать ему работать. Даже полиция сейчас признает один из основных принципов саентологии, который гласит, что главная проблема преступника заключается в его неспособности работать, и полиция начала обращать внимание на этот фактор для выявления криминальных склонностей у людей. Наибольшую трудность в борьбе с подростковой преступностью создает когда-то казавшаяся гуманной программа, которая запрещала все виды детского труда. Несомненно, было время, когда детским трудом злоупотребляли, детей заставляли слишком много работать, их рост замедлялся, и их, в общем, эксплуатировали. В высшей степени трудно поверить, что г-н Маркс когда-нибудь видел, как в Америке оттаскивали от станков мальчишек, умерших на работе, и сваливали их в кучи. Как только возникали злоупотребления в этой области, сразу раздавались протесты общественности, и принимались законы, запрещавшие детский труд. Эти законы, принимавшиеся с самыми лучшими намерениями, прямо ответственны за подростковую преступность. Запрещение детям работать, и в особенности запрещение подросткам самостоятельно жить и зарабатывать собственные деньги, создают трудности в семье, так что становится почти невозможным содержать семью, и, кроме того, они порождают у подростка чувство, что он лишний в этом мире, и что он уже проиграл, еще не начав свою игру. Чуть позже, когда ему предстоит что-нибудь вроде всеобщей воинской обязанности, и он не решается начать карьеру, он, естественно, опускается на уровень ниже глубокой апатии по отношению к работе, а через какое-то время перед ним встает необходимость самому решать свою судьбу, он поднимается до апатии, и больше ничего не делает. В подтверждение вышесказанного можно привести тот факт, что выдающиеся граждане нашей страны, как правило, работали, когда были подростками. В англо-американскойцивилизации самые большие успехи были достигнуты стараниями ребят, которые, начиная с двенадцатилетнего возраста, работали на фермах, выполняли свои обязанности и знали свое место в мире. В своем большинстве дети хотят работать. Двух-, трех-, четырехлетние дети обычно ходят по пятам за отцом или матерью, пытаясь то подать инструменты, то подмести, и заботливые родители, которые на деле любят своих детей, разумно и в характерной для старых времен манере проявляют достаточно терпения, позволяя детям помогать им в работе. Ребенок, которому это позволяют, укрепляется в мысли, что его присутствие и деятельность важны, и он спокойно становится на путь, ведущий к достижениям. Ребенок, которого насильно готовят к какой-то профессии или заставляют заниматься чем-то, но не допускают к сотрудничеству, убежден в том, что он никому не нужен, что в мире нет для него места. И позднее у него возникнут совершенно определенные трудности с работой. Тем не менее, если трех- или четырехлетний ребенок в современном обществе хочет работать, его в этом не только не поощряют, ему просто не дадут работать, и после того, как он вынужденно проживет в праздности до семи-, восьми- или девятилетнего возраста, на него вдруг взваливают какие-то обязанности. Но этот ребенок уже приучен к тому, что он не должен работать, и поэтому работу он воспринимает как что-то "чужое", и всегда чувствует себя неловко, занимаясь какой-либо деятельностью. Позднее, когда он достигает подросткового возраста, ему всячески препятствуют в получении такой работы, которая дала бы ему возожность покупать одежду и угощать друзей, что, по его мнению, от него требуется, и он начинает чувствовать, что не является частью общества. Не являясь частью общества, он, таким образом, противостоит ему, и все его желания сводятся к разрушительной деятельности. Тема утомления связана с темой лишения работы. Во время последних войн было замечено, что после нескольких месяцев, проведенных в госпитале, моральный дух солдат и матросов ломался настолько, что они могли стать сомнительным приобретением, вернувшись в строй. Причиной этого необязательно было ухудшение их способностей. Причина заключалась в ранении, осложненном бездеятельностью. Солдат, который лечился от ранения в полевом госпитале недалеко от линии фронта и вернулся на службу, как только позволило здоровье, сохранит в значительной мере свой моральный дух. Конечно, полученное им ранение будет мешать ему достичь того уровня действий, который он раньше считал наилучшим для себя, но даже при этом он будет в лучшей форме, чем солдат, отправленный в тыловой госпиталь. С точки зрения солдата, которого посылают в тыловой госпиталь, этим ему говорят, что он не особенно нужен в этой войне. И без учета описанных принципов, слово ослабленность стало широко применяться в связи с неврозом. Это произошло потому, что люди, страдающие неврозом, просто выглядели ослабленными, утомленными. На самом деле человек, который был лишен права работать, который получил травму, а затем его лишили права работать, в конце концов дойдет до утомления. В саентологии технически установлено, что нет такой вещи, как постепенное уменьшение энергии человека при постоянном контакте с ней. Человек не доходит до утомления просто потому, что он работал слишком долго или слишком напряженно. Он доходит до утомления тогда, когда проработает достаточно долго, чтобы рестимулировать какую-нибудь старую травму. Одной из характеристик этой травмы будет утомление. Поэтому хроническое утомление не является продуктом продолжительного и напряженного труда. Это результат накопления шоков и травм, сопутствующих жизни, каждый из которых может длиться всего несколько секунд или несколько часов, а в сумме они могут составить каких-нибудь пятьдесят или шестьдесят пять часов. Но это накопление - накопление травм, отвращения и шоков - в конце концов доходит до полной неспособности что-либо делать. Утомление может быть воспитано в человеке, если ему в детстве не позволяли принимать участие в жизни общества, или вбито в него различными травмами и шоками, которые он получил в ходе своей деятельности. Стоит устранить любую из этих двух причин, и с утомлением будет покончено. Таким образом, утомление относится к сфере деятельности специалиста-саентолога, поскольку только саентолог может успешно с ним справляться. Существует, однако, состояние, которое ниже утомления. На этом уровне человек не знает, когда он устал. Он может превратиться в какую-то лихорадочную марионетку, которая продолжает работать, работать и не осознает, что работает, а потом вдруг сваливается от усталости, которая и не чувствовалась. Это снова наш уровень шкалы тонусов, который находится ниже нуля, ниже апатии. И снова мы приходим к теме контроля. Здесь человек потерпел неудачу в контроле над вещами, он попытался, а затем опустился на уровень ниже нулевого по отношению к этим вещам. Наконец, он становится неспособен справиться ни с чем, что хоть отдаленно напоминает инструменты его работы или обстановку, в которой он работал, и поэтому он неспособен находиться в такой обстановке и пользоваться такими инструментами. Он может услышать в свой адрес немало нелестных слов. Его будут называть лентяем, бездельником, преступником. Но истина состоит в том, что он не больше способен сам исправить свое состояние без квалифицированной помощи, чем нырнуть к центру Земли. Существует несколько способов восстановить свою энергию и энтузиазм в работе, не прибегая к помощи специалиста-саентолога. Они относительно просты и очень легки для понимания. В саентологии имеются понятия интроверсии и экстроверсии. Интроверсия - простая вещь. Она означает "смотреть внутрь слишком внимательно". Экстроверсия тоже простая вещь. Она не означает ничего, кроме способности смотреть наружу. Можно сказать, что личности бывают интровертированные и экстровертированные. Экстровертированный человек может смотреть вокруг себя на окружающий его мир. Интровертированный человек способен смотреть только внутрь себя. Изучая шкалу тонусов АРК, мы сразу видим, что интровертированный человек избегает твердые тела. Другими словами, он не смотрит прямо на реальность. Реальность в ментальном плане - это согласие, в физическом плане - это твердые тела. Человек, который способен смотреть на мир вокруг него и который видит его реальным и ярким, находится, конечно, в состоянии экстроверсии. Иначе говоря, он может "выглядывать", быть настороже. Он может также работать. Он видит ситуации и может управлять вещами и контролировать их, когда нужно, а когда не нужно, он может просто стоять и наблюдать их, то есть не терять к ним интерес. Интровертированный человек - это, возможно, человек, который уже прошел утомление. Его внимание постепенно сконцентрировалось на нем самом (в основном из-за старых травм, которые по-прежнему способны оказывать на него влияние), и он уже смотрит внутрь, а не наружу. Он избегает твердые объекты. Он не видит реальность в других людях и объектах вокруг него. А теперь вернемся к теме работы. Работа - это приложение внимания и действий к людям или предметам, находящимся в пространстве. Когда человек уже неспособен прямо смотреть на людей или объекты или пространство, в котором они находятся, у него возникает чувство потерянности. Он начинает двигаться в тумане. Вещи для него нереальны, и он относительно неспособен контролировать эти вещи вокруг себя. С ним происходят несчастные случаи. Он неудачник. Вещи оборачиваются против него просто потому, что он их не контролирует их, не управляет ими, наконец просто не наблюдает за ними правильно. Будущее представляется ему очень плохим, иногда настолько плохим, что он не может посмотреть в него. О таком человеке можно сказать, что он серьезно интровертирован. В работе его внимание приковывается к предметам, которые находятся самое большее на несколько футов от него. Наибольшее внимание он уделяет тем предметам, до которых может достать рукой. Это уводит его внимание от экстроверсии по крайней мере к какой-то точке в фокусе перед его лицом. Там его внимание фиксируется. Если это совпадает с каким-то травмирующем случаем в прошлом, то он, вероятно, зафиксирует свое внимание и на какой-то точке из прошлого и произойдет рестимуляция, так что у него появятся боли и болезни, чувство усталости или апатии, или он опустится ниже апатии, - смотря по тому, что у него было в тот прошлый момент травмы. Его внимание постоянно устремлено на это, поэтому он, конечно, и смотрит только туда, даже когда не работает. Рассмотрим пример с бухгалтером. Глаза бухгалтера направлены на книги, расположенные от них на фиксированном расстоянии. Со временем он становится "близоруким". На самом деле он стал не близоруким, а "близокнижным". Его глаза наиболее легко фиксируются в точке на определенном расстоянии. И когда он фиксирует там свое внимание, у него появляется тенденция покинуть и ту точку тоже, и в конце концов он перестает достигать даже до своих собственных книг. Тогда он обзаводится очками, чтобы видеть книги более ясно. Его зрение и внимание - во многом одно и то же. Человек, который постоянно работает со станком, книгами, другими предметами, находящимися на фиксированном расстоянии от него, после работы обычно сохраняет фиксацию внимания там, где она была во время работы. Иными словами, его внимание никогда по-настоящему не отвлекается от работы. Хотя он идет домой, он по-прежнему сидит в оффисе. Его внимание по-прежнему зафиксировано на рабочей обстановке. Если эта обстановка совпадает с какой-то травмой или несчастным случаем (а у кого не случилось это хотя бы раз в жизни?), он начинает чувствовать усталость и утомление. Есть ли против этого средство? Конечно, только специалист саентолог может полностью привести все в порядок. Но есть и такое, что может сделать сам работник. Прежде всего о том, чего не следует делать ни бухгалтеру, ни счетоводу, ни служащему, ни руководителю, ни машинисту. Не следует уйти с работы, прийти домой, сесть и установить свое внимание на предмет, находящийся примерно на том же расстоянии, что и предметы на работе. Для мастера, например, который всегда разговаривает с людьми, находящимися от него на одном и том же расстоянии, неправильным было бы прийти домой и разговаривать с женой на таком же расстоянии. С первой же минуты она получала бы распоряжения, как будто работает в цеху. Совершенно неправильно идти домой, сесть, почитать газету, поужинать и лечь спать. Человек, который работает весь день, а вечером садится "отдыхать" с книгой или газетой, рано или поздно почувствует переутомление, а затем опустится еще ниже и уже не будет удивляться своему нежеланию выполнять задания, которые когда-то он выполнял с легкостью. А есть ли правильное поведение? Да, есть. Человек, который постоянно фиксирует свое внимание на каком-то предмете во время работы, должен после работы фиксировать его как-то иначе. Можно выполнить процесс, известный под названием "Прогуляйся". Выполнять его очень просто. Когда вы почувствуете усталость после работы, даже если мысль о том, что это нужно сделать, покажется вам невыносимой, вам следует выйти на улицу и прогуливаться вокруг дома, пока не почувствуете себя отдохнувшим. Следует ходить вокруг дома и смотреть на разные предметы, пока вы не начнете видеть эти предметы, проходя около них. Не важно, сколько раз вы обойдете вокруг дома, ходить нужно до тех пор, пока не наступит облегчение. Выполняя этот процесс, вы заметите, что сначала как бы немного проясняется сознание, а затем почувствуете себя намного более усталым. Усталость будет такой, что вы поймете, что пора ложиться спать и хорошо выспаться. Но еще не время прекращать прогулку, поскольку вы идете через свое утомление. Вы выгуливаете из себя утомление. Вы не преодолеваете утомление с помощью физических упражнений. Физические упражнения всегда казались людям чем-то важным, но упражнения имеют сравнительно небольшое значение. В данном случае важно расфиксировать ваше внимание с работы и направить его на материальный мир, в котором вы живете. Массы - это реальность. Для повышения аффинити и коммуникации нужна способность прямо и с терпимостью смотреть на массы. Поэтому прогулка вокруг дома и разглядывание зданий поднимают вверх по шкале. Когда человек настолько устал, что едва передвигается, или так устал, что лихорадочно занимется чем-то и не может остановиться и отдохнуть, на самом деле ему нужно прямо посмотреть на массы. Он всего лишь опустился низко по шкале тонусов. Вызывает сомнение, есть ли вообще такая вещь, как "упадок физической энергии". Естественно, описанный процесс имеет свой предел. Нельзя работать весь день, бродить вокруг дома всю ночь, на следующий день пойти на работу и надеяться, что почувствуешь облегчение. Но после интровертирования в течение всего дня следует потратить немного времени на экстровертирование. Процесс "Прогуляйся", в разумных рамках, - это почти панацея. Если кто-то раздражен своей женой, то неправильный поступок - побить ее. Правильным было бы выйти на улицу и начать ходить вокруг дома, пока не он не почувствует себя лучше, и заставить жену ходить вокруг дома в противоположном направлении, пока не будет достигнута экстроверсия от ситуации. Окажется, что все домашние ссоры, особенно у тех, кто работает, происходят из того факта, что чрезмерно зафиксировавшись (а не перетрудившись) на своей работе и связанных с ней ситуациях, человек не смог подчинить своему контролю некоторые вещи в своей рабочей среде. Затем он приходит домой и ищет, что же он сможет контролировать. Обычно это жена, муж или дети. А когда и здесь он терпит неудачу, он склонен опуститься по шкале и мстить. Экстроверсия внимания так же необходима, как и сама работа. Нет ничего плохого в интровертировании внимания или в работе. Если бы у человека не было интереса к чему-то, он бы помер. Но если он работает, то нередко оказывается, что наступает неестественная усталость. В таких случаях следует не погрузиться в бессознательность на несколько часов, как это бывает во время сна, а сначала экстровертировать внимание, а затем действительно отдохнуть во сне. Принципы экстроверсии и интроверсии имеют много подразделений, и, хотя процесс "Прогуляйся" прост почти до смешного, есть много более сложных процессов на случай, если кому-то захочется цего-то более сложного. Однако, в целом, процесс "Прогуляйся" поможет избавиться от огромного числа трудностей, связанных с работой. Помните, что при выполнении его человек сначала становится еще более усталым, а затем чувствует себя посвежевшим. Это явление заметили спортсмены. Оно называется вторым дыханием. Второе дыхание наступает, когда спортсмен получает в достатке окружающую среду и массу, чтобы выгнать утомление последней гонки. Второго дыхания нет. Есть возвращение к экстроверсии по отношению к миру, в котором человек живет. Еще еще один процесс, который называется "Огляните их" и который подобен процессу "Прогуляйся". Если вы весь день разговаривали с людьми, продавали людям что-то весь день или работали с людьми, с которыми трудно иметь дело, то неправильно было бы под конец убежать от всех вообще людей в мире. Дело в том, что у человека, который испытывает перенапряжение при работе с людьми, были в прошлом какие-то большие трудности с людьми. Возможно, ему делали операцию врачи, и в смутном воспоминании о том, как они стояли, окружив его, все люди отождествляются с этими врачами; то есть, все люди, которые стоят неподвижно. Это, кстати, является одной из причин, почему к врачам так широко распостранена ненависть в обществе, когда они настаивают на применении хирургии и анестезии, и случаи применения этих методов переплетаются с случаями из обыденной жизни. Утомление от контакта с людьми с необходимостью приводит к тому, что у людей понижается способность "владения" (еще один саентологический термин, обозначающий реальность). В то время, как внимание человека было зафиксировано на одних людях, он чувствует, что оно должно было быть направлено на других людей, и это напряжение внимания уменьшило число людей, которых он наблюдал. Фиксация внимания на нескольких людях может, таким образом, ограничить число людей, которыми человек может "владеть", то есть ограничивает его реальность в отношении людей в целом. Средство против этого очень просто. Нужно пойти в многолюдное место, например, на вокзал или на главную улицу, и просто ходить по улице, обращая внимание на людей. Просто смотреть на людей - и все. Через некоторое время человек заметит, что люди не так уж плохи, его отношение к ним стало добрее, и, что еще важнее, перенапряжение от общения с людьми начнет проходить, если взять за правило проделывать это каждый вечер в течение несокльких недель. Это одно из самых эффективных средств, которыми может воспользоваться продавец, поскольку продавец гораздо более других заинтересован в способности контакта с людьми и способности заставлять их делать то, что ему от них нужно, то есть покупать то, что он им продает. Когда он фиксирует свое внимание хотя бы на одном покупателе больше, чем он способен выдержать, он устает от одной мысли о том, что нужно разговаривать с людьми, что-то продавать, и опускается по шкале тонусов по всем своим действиям и операциям, представляет себя мошенником, и в конце концов не ставит себя уже ни во что. Ему, как и остальным, нужно просто выбрать многолюдные места и побродить, глядя на людей. Через некоторое время он обнаружит, что люди действительно существуют, и что они не так уж плохи. С теми, кто занимает высокие посты в правительстве нередко случается, что их постоянно "защищают" от людей, и в конце концов они начинают испытывать отвращение к этому предмету и иной раз совершают самые странные поступки (см. биографии Гитлера и Наполеона). Принцип экстроверсии и интроверсии мог бы применяться гораздо больше в обществе, чем сейчас. Правительство и предприниматели в целом могли бы сделать немало, чтобы избавиться от идеи забастовок и заметно поднять производство. Рабочие, начиная забастовку, обычно недовольны не столько условиями труда, сколько самой работой. Они чувствуют, что их используют, их заставляют работать в то время, когда они не хотят работать, и забастовка приходит как настоящее облегчение. Они могут с чем-то бороться. Они могут сделать что-то еще, не просто стоять и возиться с каким-то куском металла или бухгалтерскими книгами. Неудовлетворенные рабочие идут на забастовку. Если люди утомляются на работе, если люди не удовлетворены работой, если людям работа неприятна, то они найдут достаточное количество поводов для забастовки. И если администрация столкнется с достаточным количеством неприятностей и отказом от сотрудничества со стороны своих подчиненных, то можно быть уверенным, что рано или поздно администрация создаст ситуации, которые заставят рабочих начать забастовку. Другими словами, плохие условия труда не являются настоящей причиной трудовых конфликтов и разногласий. Действительной причиной их является усталость от самой работы или неспособность контролировать рабочую сферу и окружающие ее условия. Любая администрация, если ей позволяет доход и если она не безнадежно аберрирована, будет платить рабочим приличную заработную плату. И каждый рабочий будет с удовольствием выполнять свои обязанности, даже если половины возможностей у него для этого не имеется. Но как только сама среда становится перенапряженной, когда сама компания интровертируется в результате овертных актов со стороны правительства, когда рабочим показали, что они не могут контролировать администрацию, тогда могут начаться трудовые конфликты. Все эти внешние принципы, однако, держатся на принципах интроверсии и экстроверсии. Рабочие настолько интровертируются при выполнении своих заданий, что они больше не способны на аффинити к своим лидерам и больше не способны реально воспринимать обстановку, в которой они работают. Поэтому может прийти кто-нибудь и сказать им, что все их руководители людоеды, а это, разумеется, неправда, так же и на уровне администрации может кто-то прийти и сказать, что все рабочие - людоеды, что, очевидно, тоже неправда. Из-за отсутствия возможности широкой обработки отдельных людей, что является гигантской задачей, можно было бы разработать полную программу, направленную на применение принципа интроверсии. Очевидно, что рабочие и администрация при достаточной их интроверсии найдут пути и средства, чтобы изобрести аберрированные игры, подобные забастовкам, и тем самым разрушить производство, нормальные отошения и условия жизни на фабрике, в учреждении или организации. Выходом из положения было бы экстровертировать рабочих в очень широких масштабах. Одним из возможных решений было бы создание возможности для всех рабочих иметь по две работы. Компании или другие заинтересованные организации, например, правительство, должны были бы предложить достаточное количество программ общественных работ, чтобы рабочие могли ими воспользоваться за пределами своей сферы непосредственного приложения. Иными словами, человек, которому постоянно приходится работать в помещении и выполнять строго определенное задание, испытал бы значительное облегчение при возможности выйти на открытый воздух и сделать какую-то другую работу. Например, бухгалтер почувствовал бы значительное облегчение, если бы мог некоторое время копать канавы. Оператор неподвижного станка получил бы большое удовольствие, если бы ему пришлось поработать на бульдозере. Такого рода план привел бы в соответствие интроверсию и экстроверсию в широких масштабах. Те, кто работает в фиксированном положении, удерживая внимание вблизи от себя, смогли бы смотреть на мир более широко и работать с вещами, которые бы их экстровертировали. Подобная программа ставила бы большие цели, но несомненно, что она привела бы к улучшению отношений между работниками и администрацией, росту производства и значительному ослаблению общественного напряжения по вопросам работы и зарплаты. Одним словом, основополагающий принцип экстроверсии-интроверсии может найти много применений. Этот принцип очень прост: когда человек слишком интровертируется, вещи в окружающем его мире становятся менее реальными, у него уменьшается аффинити к ним, и он не может вступить с ними в хорошую коммуникацию. Кроме того, та коммуникация, которая все же удается, происходит на пониженных уровнях его шкалы тонусов, так что даже хорошая новость будет им плохо принята. В таком состоянии он легко устает. Интроверсия приводит к усталости, утомлению, а затем к неспособности работать. Средством против этого является экстроверсия, открытый взгляд на более широкий мир и коммуникация с ним, а если это не практикуется, то, ввиду того, что любой работник подвержен всякого рода травмам и болезням, дело дойдет до вырождающейся спирали, при которой работа становится все более и более невыносимой пока, наконец, она вообще не может выполняться, и появляется основа для не только непродуктивного, но и криминального общества. КТО ДОСТИГАЕТ УСПЕХА Условий, которые обеспечивают успех, не много, и их легко перечислить. Постоянно сохранять работу только благодаря счастливой случайности не реально. Тем, кто полагается на удачу, обычно не везет. Способность не потерять работу зависит, главным образом, от способностей человека. Человек должен обладать способностью контролировать свою работу и в то же время самому находиться под контролем во время выполнения работы. Кроме того, он должен уметь оставлять некоторые области неконтролируемыми. Интеллект человека непосредственно связан с его способностями. Невозможно быть слишком умным. Но можно быть слишком глупым. И все же человек может быть и способным, и умным, но не достичь успеха. Важнейшей составляющей успеха является способность держать под своим контролем не только свои рабочие инструменты, но и окружающих людей. Чтобы добиться этого, человек должен иметь очень высокий уровень аффинити, он должен иметь способность терпимо относиться к массивным реальностям, и должен уметь передавать и принимать коммуникацию. Составные части успеха, таким образом, следующие: прежде всего, способность идти навстречу работе с радостью, а не со страхом; желание выполнять работу ради нее самой, а не ради зарплаты. Человек должен уметь работать так, чтобы ему не приходилось принуждать себя, и чтобы он не доходил до глубокого утомления. Если это происходит, значит с ним что-то не так. Значит, в окружающем его мире есть элемент, который должен быть под его контролем, а он его не контролирует, или у него накопилось столько травм, что под их воздействием он сторонится всех людей и физических масс, с которыми он должен быть в тесном контакте. Составные части успешной работы следующие: профессиональное обучение и опыт, достаточно развитый ум и способности, высокий уровень аффинити, способность выдержать реальность и способность вступать в коммуникацию и воспринимать идеи. Если все это есть, вероятность неудачи становится очень незначительной. Если все это есть, человек может не обращать внимания на такие случайные факторы, как рождение, брак или состояние; ни брак, ни рождение, ни состояние не могут дать человеку эти необходимые составные части. Можно иметь все деньги в мире, но не уметь добросовестно поработать и часа. Это большое несчастье для человека. Кто старательно избегает работы, работает дольше и затрачивает больше сил, чем тот, кто с удовольствием берется за нее и делает. Люди, не умеющие работать, не бывают счастливы. Работа - это стабильное данное общества. Если нечего делать, не за чем и жить. Человек, который не умеет работать, не многим отличается от мертвеца, он обычно предпочитает смерть и работает, чтобы прийти к ней. Тайны жизни с появлением саентологии перестали быть столь таинственными. Тайна не является необходимым компонентом. Только очень аберрированный человек хочет, чтобы от него скрывали какие-то большие тайны. Сайентология прояснила многие сложности, воздвигнутые перед человеком, и осветила самую суть этих проблем. Сайентологтия, впервые в истории человечества, может закономерно поднять интеллектуальный уровень человека, повысить его способности, вернуть ему способность играть, и позволяет человеку выйти из вырождающейся спирали утраты способностей. И работа вновь может стать приятной и приносить радость. Сайентология открыла очень важное для душевного состояния работника явление. Очень часто человек чувствует, что он работает в обществе только для того, чтобы получать свою зарплату, и не создает ничего сколько-нибудь значительного для общества в целом. Он не знает несколько вещей. Хотя бы того, как мало хороших работников. Интересно отметить, что любая большая компания очень дорожит руководителем, который умеет держать людей и работу под контролем. Такие люди очень редко встречаются. Все незаполненное пространство в структуре современного трудового мира находится наверху. Еще один момент достаточно важен - ментальные философские теории убедили современный мир, а их целью было обмануть и предать его, в том, что со смертью человека все прекращается, и он больше ни за что не несет ответственности. Очень маловероятно, что это так. Завтра человек унаследует то, с чем расстался, умирая вчера. Мы знаем и то, что нет человека, без которого можно было бы обойтись. Прежние философские теории пользовались таким приемом - если кто-то думает, что он незаменим, пусть сходит на кладбище и посмотрит: там лежат те, которые тоже были незаменимы. Это чистейшая глупость. Если действительно внимательно оглядеть кладбище, то там окажется и могила механика, который сто лет назад создал прототипы машин, без которых не было бы современной промышленности. Трудно поверить, что такой подвиг совершается прямо сейчас. Работник - не просто работник. Чернорабочий - не просто чернорабочий. Служащий - не просто служащий. Все они - живые, дышащие, важные опоры, на которых возведено все здание нашей цивилизации. Они не винтики в гигантском механизме. Они - сам механизм. Мы подошли к низкому уровню способности работать. Учреждения очень часто зависят в своей работе всего от одного-двух человек, а остальные сотрудники, похоже, только усложяют ситуацию. Страны движутся вперед на продукции всего лишь нескольких предприятий. Как будто мир держится на горстке отчаянных людей, которые, работая до полного самоотречения, могут продолжать прогресс остальных, но могут и не продолжать. Им и посвящена эта книга. ПРИЛОЖЕНИЯ Выздоровление при травмах Если кто-то поранился, вы можете помочь ему многими способами. Выздоровление при ожогах, ушибах, растяжениях и даже переломах происходит гораздо быстрее, если применить ассисты саентологии. Самый элементарный ассист выполняется просто. С давних времен известно, что "наложение рук" или поцелуй матери оказывали эффективное терапевтическое действие. Даже когда человек просто прижимает руку к больному месту, он испытывает облегчение. Но люди предали забвению важнейший элемент "наложения рук". О нем ниже. Точно следуйте указаниям, и при этом как можно меньше разговаривайте. Положите указательный палец или пальцы или ладонь на пораженный участок, очень легко, и скажите больному: "Обратите внимание на мою руку." Затем измените положение руки и проделайте то же самое. Рекомендуется прикасаться к участкам, которые более удалены от головы, чем от пораженного участка. Не говорите слишком много. Но успокаивайте больного, при кратком прикосновении, участок за участком, обращая его внимание на ваш палец, пальцы или на ладонь. Меняйте участок каждую секунду или две. Будьте спокойны. Говорите ободряющим тоном. Если больной в результате ваших действий испытывает боль или дрожание, то продолжайте, поскольку это означает, что ассист действует. Продолжайте таким образом в течение многих минут, или получаса, до тех пор, пока боль или расстройство не пройдет. Во время выполнения этого ассиста глаза больного закрыты. Помогает больному не сила, исходящая из вашего пальца. Ему помогает сила, которую он вырабатывает, "глядя" на ваш палец через свое тело. Вы вводите его в коммуникацию с пораженным местом. Эта коммуникация приносит излечение. Обычно ранения, растяжения, ожоги, ожоги кипящей жидкостью, переломы костей, головные боли и простуды излечиваются медленно, по той причине, что человек не допускает свою энергию в пораженную область. Ассист не является заменой медицинской помощи и не претендует на излечение заболеваний, требующих медицинской помощи. Сначала обратитесь к врачу. Затем применяйте ассист по мере возможности. Как обращаться с работой Делайте ее сейчас. Один из наилучших спсобов сократить работу вдвое - не делать ее два раза. Вероятно самым плодотворным источником "развитого движения" у вас является ваша собственная двойная работа. Вот как вы делаете двойную работу. Вы берете письмо или еще что-то, с чем нужно поработать, просматриваете и откладываете, чтобы сделать позже. Позже вы снова берете это же, снова просматриваете, и только тогда выполняете. Вот таким образом и удваивается ваше рабочее движение. Одна из причин, почему мне удается выполнить огромное количество работы, состоит в том, что я не делаю ее дважды. Я взял себе за непреложное правило, начав какую-то работу, делать ее, и не откладывать в долгий ящик или еще куда-нибудь. Если я просматриваю свою почту в информационном центре и нахожу там что-то, я это сразу делаю. Если мне передают сообщение или какую-то информацию, которая требует моих действий, я делаю то, что нужно сразу, как только получаю ее. Так я создаю себе "свободое время". Я не хочу выставить себя, как образец добродетели, как человека, который всегда делает свою работу. На мне много работ и "фуражек". Я выставляю себя как убежденного бездельника, который дорогой ценой покупает свое свободное время. Нет нужды иметь занятый вид, если вы не заняты. Нет нужды возиться с работой и лелеять ее потому лишь, что ее мало. Работы очень много. И лучший ответ на любую работу - это сделать ее. Если вы делаете любую работу, которая возникла у вас, сразу, а не через некоторое время, если вы всегда берете на себя инициативу и совершаете действия, а не откладываете их, у вас никогда не появится обратного движения, конечно, если с той стороны работы не присутствует какой-нибудь псих. Короче говоря, чтобы избавиться от излишнего движения в работе, нужно ее делать, а не откладывать куда-нибудь. Все, что было отложено, придется снова прочитать, снова переварить и снова обработать; поэтому никогда не откладывайте работу, а просто делайте ее, чтобы она была сделана. Вы можете держать линию коммуникации в постоянном возбуждении, вообразив, что простейший способ не работать - это не делать то, что полагается, или откладывать это. Все, что вы не сделали, возвращается и "кусает". Все, что вы откладываете, придется сделать, когда оно к вам вернется. Поэтому, если вы действительно любите побездельничать, если вы тот человек, который умеет с комфортом расположиться в кресле и протирает задники каблуков, не убирая ноги со столов, если вы по-настоящему можете оценить лень и приятное бездумие солнечного дня в начале весны, то вы поступите, как я предлагаю, и будете делать то, что требуется, сразу, как только оно появилось, не позже, и вы никогда не станете перекладывать на других то, что сами можете быстро сделать. Когда люди начнут указывать на вас, как на образец эффективности, как на рекорсмена скорости грядущего века, когда в газетах появятся статьи о чудесах, которые вы творите, все это будет второстепенным. Мы с вами знаем, что сделали это, чтобы можно было полениться и не работать. Можно с уверенностью сказать, что самый прямой путь к тяжелому, долгому и постоянному труду - это откладывать действия, когда возникает необходимость в их выполнении, и перекладывание их на кого-то. Это путь к рабскому труду, к усталости мышц и переутомлению мозга. Это дорога к завалам из невыполненных дел. Так что приглашаю вас побездельничать вместе. Делайте дело, когда увидите его, и делайте его сами. ОБ АВТОРЕ Л.Рон Хаббард известен как самый знаменитый автор книг по самосовершенствованию в современном мире, и у этого есть очень важная причина - в его работах нашло выражение непосредственное знание жизни и природы человека. Рон говорил: "Жизнь нельзя изучать, сидя в башне из слоновой кости и думая о ней. Чтобы изучать жизнь, нужно быть частью ее." Именно так он и жил. Он родился в Тилдене, штат Небраска, 13 марта 1911 года, и его жизнь никогда не проходила в тепличных условиях. Он вырос в суровых условиях Монтаны и рано понял, что выживание целиком зависит от способностей человека. Подростком Рон много путешествовал. К девятнадцати годам у него за спиной уже было четверть миллиона миль путешествий, в том числе по Китаю, Японии другим странам Востока и южной части Тихого океана. Он близко познакомился с жизнью двадцати одного народа в разных уголках мира. После возвращения в Соединенные Штаты он поступил в университет имени Джорджа Вашингтона, где изучал технику и высшую математику, и даже стал слушателем одного из первых в Америке курсов по ядерной физике. Никогда во время своих путешествий, формального обучения, профессиональной деятельности Рон не отклонялся от своей главной цели - создания работающей технологии, которая помогла бы человечеству улучшить жизнь. Он хорошо понял, что не было никакой реальной технологии улучшения человеческой души, а те "технологии", которые разработали на Земле специалисты в этой области, были, по существу, варварством. С твердостью и упорством он искал решение проблемы, исследуя человечество и жизнь. Огромные достижения, которых он достиг в своих исследованиях, были представлены широкому читателю в мае 1950 года, в опубликованной тогда книге "Дианетика: современная наука о душевном здоровье". Книга сразу стала бестселлером. Эта книга была первой в своем роде - предназначенный для практического применения учебник человеческой души, который любой неспециалист мог прочитать, применить и непосредственно использовать, чтобы на себе испытать укрепление сознания, освобождение от нежелательных физических состояний и ощутить жизнь по-новому. Новые открытия вели Рона все дальше и дальше в мир человеческого духа. Следовали прорыв за прорывом, с каждым из них исчезали непреодолимые раньше препятствия и человеку открывалась возможность достигать такие состояния существования, о которых раньше не предполагали. Эти достижения были сведены в систему и стали основными принципами саентологии - практического способа улучшить жизнь в этом беспокойном мире. Книга "Проблемы работы" была написана Роном, чтобы помочь преодолеть трудности, с которыми люди сталкиваются в одной из важнейших областей своей жизни - в работе. В этой книге он применил огромные возможности саентологической технологии к миру труда. Воспользовавшись лишь некоторыми материалами этой книги, многие научились преодолевать трудности в своей работе и связанные с ней проблемы, которые раньше казались непреодолимыми и всеохватывающими. Рон посвятил свою жизнь помощи людям и разработке методов, которые позволили ли бы каждому идти по пути к более высокому уровню понимания жизни. Его работы - в их числе поразительное количество книг, записанных на магнитофонную ленту лекций, учебных фильмов, демонстраций и кратких инструкций - изучают и применяют в сотнях дианетических и саентологических организаций во всем мире. Кроме того, миллионы людей на всех континентах каждый день применяют его технологию у себя дома, в школах и на работе, чтобы улучшить жизнь себе, друзьям, семье и сотрудникам. После завершения и систематизации своих исследований, Л.Рон Хаббард покинул свое тело 24 января 1986 года. Духовная технология, которую он дал человечеству, позволяет нам осуществить мечту Рона - "Цивилизацию без безумия, без преступности и без войны, в которой человек может процветать благодаря своим способностям, честные люди могут иметь права, и где каждый может расти и достигать новых высот". Его работы делают эту мечту осуществимой. Все, что нужно для ее достижения - применение его технологии. Редакция СЛОВАРЬ Аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения. От лат. aberrare, "отходить от"; лат. ab "от", errare "бродить". Основное значение - заблуждаться, совершать ошибки, или, в более узком значении, иметь твердо установленные идеи, которые не соответствуют действительности. Слово используется также как научный термин. Оно означает отклонение от прямой линии. Если линия должна пройти от А до В, и она "аберрирована", то она пройдет от А до какой-то другой точки, до какой-то другой точки, до какой-то другой точки, и в конце концов дойдет до В. В научном употреблении оно также может означать отсутствие прямизны, или искаженное зрительное восприятие, например, когда человек видит лошадь, но думает, что видит слона. Аберрированное поведение - как правило, неправильное поведение, или поведение, не основанное на разуме. Противостоит аберрации здравомыслие. аксиомы: формулировки законов природы на уровне естественных наук. аналитический ум: сознательный, осознающий ум, который мыслит, наблюдает факты, запоминает их и решает проблемы. В сущности, это сознательный ум в противоположность бессознательному уму. В дианетике и саентологии именно аналитический ум живо воспринимает и осознает новую информацию, а реактивный ум просто реагирует, без анализа. англо-американский: принадлежащий, относящийся к, или включающий в себя Англию и Америку, в особенности Соединенные Штаты, или народ этих двух стран. антипатия: сильная или глубокая неприязнь. ассисты: простые, легко выполняемые процессы, которые могут применяться к кому-либо для того, чтобы помочь этому человеку быстрее восстановиться при несчастных случаях, нетяжелых заболеваниях и расстройствах. беспорядочность: состояние существования без определенной цели, или метода, или приверженности прежнему порядку; существование по воле случая. бытийность: принятие или выбор категории идентификации. Бытийность принимается человеком, дается ему или достигается им. Примерами бытийности являются имя человека, его профессия, физические характеристики, роль его в игре - все это по отдельности и вместе можно назвать чей-то бытийностью. ведические гимны: священные писания индусов. Эти религиозные гимны были записаны в 125000 - 150000 книг. владение: способность достичь. Под владением мы понимаем "иметь своим, обладать, быть способным управлять объектами, энергиями и пространствами". Гитлер, Адольф: (1889-1945) диктатор Германии с 1933 по 1945 годы. Поднимаясь к власти в Германии, он утверждал свои позиции убийствами действительных и мнимых противников, установил контроль полицейского государства над населением. Привел Германию к Второй мировой войне, которая окончилась почти полным разрушением. Гомер: полулегендарнй греческий поэт прибл. середины VIII в. до н.э. депрессия: период, во время которого деловая активность, занятость и курсы акций на бирже значительно падают и остаются на очень низком уровне. деспотичный: имеющий неограниченную власть. дианетика: наиболее прогрессивная школа, изучающая душу человека. Слово происходит от греческого dia "через" и nous "душа". Дианетика означает "что душа делает телу". Это способ обращения с энергией, из которой создана жизнь, и его назначение - повысить эффективность органической и духовной жизни человека. Диккенс, Чарльз: (1812-1870) английский писатель второй половины девятнадцатого века. Его книги известны своими живописными и экстравагантными персонажами из бедных слоев английского общества. доктрина: учение. жизненность: деятельность, связанная с движением по определенному пути, движимая целью и имеющая место, в котором она завершится. идеология: основные идеи и убеждения, которые характерны для какого-то класса, группы или движения. инвалидировать: опровергать, унижать, выражать сомнение или отрицать что-то, что другой человек считает фактом. интенция: что-то, что человек желает сделать. Импульс к чему-то, мысль о том, что он собирается что-то совершить. "Интенциональное" означает, что человек намерен это сделать. капитал: богатство (деньги или имущество), которым владеет или которое использует в бизнесе человек, корпорация и т.д. линии коммуникации: пути, по которым движется информация от одного человека к другому; любая последовательность, по которой может двигаться сообщение любого характера. Маркс, Карл: (1818 - 83) немецкий политический философ. Считается основоположником современного социализма. навязчивый: относящийся к настоятельной потребности, внутреннему побуждению, которые человек не способен контролировать. Наполеон, Бонапарт: (1769 - 1821) Французский военачальник. Пришел к власти во Франции, опираясь на военную силу, провозгласил себя императором и вел завоевательные войны в Европе, пока не был окончательно разгромлен войсками союзников в 1815 году. настоящее время: время, в котором мы находимся сейчас, и которое становится прошлым почти с такой же скоростью, с которой мы его замечаем. В широком смысле этот термин применяется к окружающей среде, существующей сейчас. невротический: поведение, характерное для человека, который потерял рассудок или помешался на каком-то одном предмете (в отличии от психически больного человека, психотика, который полностью лишен рассудка). непозитивный: неточный, неопределенный. овертные акты: намеренно совершаемые вредные действия, которые совершаются в попытке разрешить какую-то проблему. одитинг: применение саентологических процессов и процедур к кому-либо подготовленным одитором. одитор: человек, прошедший специальное обучение и сдавший квалификационный экзамен по применению саентологических и/или дианетических процессов и процедур к отдельным людям для улучшения их состояния; называется одитором, потому что auditor означает "тот, кто слушает". Острова Лотосов: также Страна Лотосов. Одиссей, герой одноименной поэмы Гомера, оказался вместе со своей командой в стране лотофагов. Это были люди, которые питались плодами растения, лишавшего человека памяти о родине и семье. Одиссею пришлось силой вернуть команду на корабль, чтобы покинуть эту страну. преклир: человек, который при помощи саентологического процессинга узнает больше о себе и о жизни. приобретенная схема: механизм, действующий по принципу "стимул-реакция", который устанавливается аналитическим умом для выполнения действий регулярного или чрезвычайного характера. процесс: набор вопросов, которые задает одитор, чтобы помочь человеку узнать себя и жизнь. процессинг: применение саентологических процессов и процедур к кому-то квалифицированным одитором. См. также "одитор" в этом словаре. развитое движение: не означает обычное и необходимое движение (поток людей или сообщений по линиям коммуникации). Означает необычное и ненужное движение, огромное количество движений там, где нужно было только одно движение. реактивный ум: часть ума, которая работает на основе механизма стимула-реакции (воздействие определенного стимула автоматически вызывает определенную реакцию), не подконтрольна воле человека и имеет власть над его сознанием, целями, мыслями, телом и поступками. рестимуляция: реактивация воспоминания, хранящегося в памяти, при возникновении в настоящем обстоятельств, подобных обстоятельствам в прошлом. саентология: прикладная религиозная философия. Занимается исследованием и обработкой духа в отношениях к себе, вселенным и другим формам жизни. Сайентология означает: scio "знание в самом полном смысле этого слова" и logos "изучение". Буквально это слово означает знание, как знать. Сайентология - это не рассуждение или описательная отрасль знания, это "дорога", путь. Выполнение саентологических упражнений и изучение материалов позволяет человеку самому найти истину. Поэтому технология не излагается, как догма, ее нужно делать. терминал: то, что используется в системе коммуникации; то, что может принимать, передавать или посылать коммуникацию; терминалом может быть человек, но и пост (должность, работа или обязанности, которые возложены на человека) также будет терминалом. "фуражки": определенные обязанности в организации. Этот термин, за которым стоит специальная технология, разработанная в 1950 году для дианетических организаций, происходит из сравнения с кондукторами, машинистами и т.д., каждый из которых носит форменный головной убор. цепь: часть человеческого ума, которая ведет себя так, как будто она отдельный человек или что-то самостоятельное, причем она либо диктует человеку, что делать, либо управляет его действиями. циничный: полaгaющий, что всеми действиями людей движет эгоизм; отрицающий искренность мотивов и действий людей или ценность жизни. шкала тонусов: шкала эмоциональных состояний, которые располагаются в следующем порядке, начиная снизу: смерть, апатия, горе, страх, скрытая враждебность, гнев, антагонизм, скука, консерватизм, радость и энтузиазм. (В действительности существуют и более высокие, и более низкие уровни, кроме перечисленных.) эмоциональный тонус: общее состояние человека. См. также шкала тонусов. эффективность: выполнение или спосбоность выполнить работу с минимальными затратами времени и сил.  - циничный: полaгaющий, что всеми действиями людей движет эгоизм; отрицающий искренность мотивов и действий людей или ценность жизни.  - невротический: поведение, характерное для человека, который потерял рассудок или помешался на каком-то одном предмете (в отличии от психически больного человека, психотика, который полностью лишен рассудка).  - жизненность: деятельность, связанная с движением по определенному пути, движимая целью и имеющая место, в котором она завершится.  - депрессия: период, во время которого деловая активность, занятость и курсы акций на бирже значительно падают и остаются на очень низком уровне.  - Диккенс, Чарльз: (1812-1870) английский писатель второй половины девятнадцатого века. Его книги известны своими живописными и экстравагантными персонажами из бедных слоев английского общества.  - доктрина: учение.  - инвалидировать: опровергать, унижать, выражать сомнение или отрицать что-то, что другой человек считает фактом.  - беспорядочность: состояние существования без определенной цели, или метода, или приверженности прежнему порядку; существование по воле случая.  - интенция: что-то, что человек желает сделать. Импульс к чему-то, мысль о том, что он собирается что-то совершить. "Интенциональное" означает, что человек намерен это сделать.  - Гомер: полулегендарнй греческий поэт прибл. середины VIII в. до н.э.  - Острова Лотосов: также Страна Лотосов. Одиссей, герой одноименной поэмы Гомера, оказался вместе со своей командой в стране лотофагов. Это были люди, которые питались плодами растения, лишавшего человека памяти о родине и семье. Одиссею пришлось силой вернуть команду на корабль, чтобы покинуть эту страну.  - эффективность: выполнение или спосбоность выполнить работу с минимальными затратами времени и сил.  - линии коммуникации: пути, по которым движется информация от одного человека к другому; любая последовательность, по которой может двигаться сообщение любого характера.  - непозитивный: неточный, неопределенный.  - ведические гимны: священные писания индусов. Эти религиозные гимны были записаны в 125000 - 150000 книг.  - навязчивый: относящийся к настоятельной потребности, внутреннему побуждению, которые человек не способен контролировать.  - Наполеон, Бонапарт: (1769 - 1821) Французский военачальник. Пришел к власти во Франции, опираясь на военную силу, провозгласил себя императором и вел завоевательные войны в Европе, пока не был окончательно разгромлен войсками союзников в 1815 году.  - эмоциональный тонус: общее состояние человека. См. также шкала тонусов в словаре.  - Аберрация: отклонение от рационального мышления или поведения. От лат. aberrare, "отходить от"; лат. ab "от", errare "бродить". Основное значение - заблуждаться, совершать ошибки, или, в более узком значении, иметь твердо установленные идеи, которые не соответствуют действительности. Слово используется также как научный термин. Оно означает отклонение от прямой линии. Если линия должна пройти от А до В, и она "аберрирована", то она пройдет от А до какой-то другой точки, до какой-то другой точки, до какой-то другой точки, и в конце концов дойдет до В. В научном употреблении оно также может означать отсутствие прямизны, или искаженное зрительное восприятие, например, когда человек видит лошадь, но думает, что видит слона. Аберрированное поведение - как правило, неправильное поведение, или поведение, не основанное на разуме. Противостоит аберрации здравомыслие.  - шкала тонусов: шкала эмоциональных состояний, которые располагаются в следующем порядке, начиная снизу: смерть, апатия, горе, страх, скрытая враждебность, гнев, антагонизм, скука, консерватизм, радость и энтузиазм. (В действительности существуют и более высокие, и более низкие уровни, кроме перечисленных.)  - реактивный ум: часть ума, которая работает на основе механизма стимула-реакции (воздействие определенного стимула автоматически вызывает определенную реакцию), не подконтрольна воле человека и имеет власть над его сознанием, целями, мыслями, телом и поступками.  - аналитический ум: сознательный, осознающий ум, который мыслит, наблюдает факты, запоминает их и решает проблемы. В сущности, это сознательный ум в противоположность бессознательному уму. В дианетике и сайентологии именно аналитический ум живо воспринимает и осознает новую информацию, а реактивный ум просто реагирует, без анализа.  - рестимуляция: реактивация воспоминания, хранящегося в памяти, при возникновении в настоящем обстоятельств, подобных обстоятельствам в прошлом.  - настоящее время: время, в котором мы находимся сейчас, и которое становится прошлым почти с такой же скоростью, с которой мы его замечаем. В широком смысле этот термин применяется к окружающей среде, существующей сейчас.  - терминал: то, что используется в системе коммуникации; то, что может принимать, передавать или посылать коммуникацию; терминалом может быть человек, но и пост (должность, работа или обязанности, которые возложены на человека) также будет терминалом.  - бытийность: принятие или выбор категории идентификации. Бытийность принимается человеком, дается ему или достигается им. Примерами бытийности являются имя человека, его профессия, физические характеристики, роль его в игре - все это по отдельности и вместе можно назвать чьей-то бытийностью.  - цепь: часть человеческого ума, которая ведет себя так, как будто она отдельный человек или что-то самостоятельное, причем она либо диктует человеку, что делать, либо управляет его действиями.  - приобретенная схема: механизм, действующий по принципу "стимул-реакция", который устанавливается аналитическим умом для выполнения действий регулярного или чрезвычайного характера.  - антипатия: сильная или глубокая неприязнь.  - Маркс, Карл: (1818 - 83) немецкий политический философ. Считается основоположником современного социализма.  - англо-американский: принадлежащий, относящийся к, или включающий в себя Англию и Америку, в особенности Соединенные Штаты, или народ этих двух стран.  - план: уровень развития, достижения, существования и т.д.  - владение: способность достичь. Под владением мы понимаем "иметь своим, обладать, быть способным управлять объектами, энергиями и пространствами".  - Гитлер, Адольф: (1889-1945) диктатор Германии с 1933 по 1945 годы. Поднимаясь к власти в Германии, он утверждал свои позиции убийствами действительных и мнимых противников, установил контроль полицейского государства над населением. Привел Германию к Второй мировой войне, которая окончилась почти полным разрушением.  - овертные акты: намеренно совершаемые вредные действия, которые совершаются в попытке разрешить какую-то проблему. 37 - ассисты: простые, легко выполняемые процессы, которые могут применяться к кому-либо для того, чтобы помочь этому человеку быстрее восстановиться при несчастных случаях, нетяжелых заболеваниях и расстройствах.  - развитое движение: не означает обычное и необходимое движение (поток людей или сообщений по линиям коммуникации). Означает необычное и ненужное движение, огромное количество движений там, где нужно было только одно движение.  - "фуражки": определенные обязанности в организации. Этот термин, за которым стоит специальная технология, разработанная в 1950 году для дианетических организаций, происходит из сравнения с кондукторами, машинистами и т.д., каждый из которых носит форменный головной убор.