+===========================================+ ! С О К Р А Щ Е Н Н Ы Й В А Р И А Н Т ! +===========================================+ Л. Р о н Х а б б а р д К К У У РРРР ССС К К У У Р Р С С К К У У Р Р С КК УУУУ РРРР С К К У Р С К К У У Р С С К К УУУ Р ССС М М ООО РРРР А ЛЛЛ Ь Н Н Ы Ы Х Х ММ ММ О О Р Р А Л Л Ь Н Н Ы Ы Х Х М М М О О Р Р А А Л Л Ь Н Н Ы Ы Х Х М М О О РРРР А А Л Л ЬЬЬЬ ННННН ЫЫ Ы Х М М О О Р А А Л Л Ь Ь Н Н Ы Ы Ы Х Х М М О О Р ААААА Л Л Ь Ь Н Н Ы Ы Ы Х Х М М ООО Р А А Л Л ЬЬЬЬ Н Н ЫЫ Ы Х Х Ц Ц ЕЕЕЕЕ Н Н Н Н ООО ССС ТТТТТ ЕЕЕЕЕ Й Й Й Ц Ц Е Н Н Н Н О О С С Т Е Й Й Ц Ц Е Н Н Н Н О О С Т Е Й ЙЙ Ц Ц ЕЕЕЕ ННННН ННННН О О С Т ЕЕЕЕ Й Й Й Ц Ц Е Н Н Н Н О О С Т Е ЙЙ Й Ц Ц Е Н Н Н Н О О С С Т Е Й Й ЦЦЦЦЦ ЕЕЕЕЕ Н Н Н Н ООО ССС Т ЕЕЕЕЕ Й Й И И Ч Ч ЕЕЕЕЕ ССС ТТТТТ И И И И Ч Ч Е С С Т И И И ИИ Ч Ч Е С Т И ИИ И И И ЧЧЧЧ ЕЕЕЕ С Т И И И ИИ И Ч Е С Т ИИ И И И Ч Е С С Т И И И И Ч ЕЕЕЕЕ ССС Т И И +===========================================+ ! С О К Р А Щ Е Н Н Ы Й В А Р И А Н Т ! +===========================================+ Л.РОН ХАББАРД КУРС МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ЧЕСТИ Перевод с английского книги THE PERSONAL VALUES AND INTEGRITY COURSE from the works of L.Ron Hubbard Пеpсональная целостность. Первый раздел: ЧТО ТАКОЕ САЕНТОЛОГИЯ Саентология - это прикладная религиозная философия.*2* Термин "саентология" происходит от латинского слова "sci" (знать, в полном смысле этого слова) и греческого слова "logos" (наука). Буквальное значение термина "наука о том, как знать". Саентология, прикладная религиозная философия, изучает и работает с духом в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другими формами жизни. Конечным результатом учебы и упражнений в Саентологии является обновленное осознание себя как духовного и бессмертного существа. Охватывая все сферы человеческого существования, Саентология содержит знания, которые допускают применение для улучшения любого аспекта жизни. Она используется частными компаниями и правительствами для разрешения различных проблем и налаживания оптимальной работы различных организаций. Она также может применяться обычными людьми для улучшения своей жизни. Церкви Сайентологии по всему миру консультируют людей для того, чтобы помочь им достигнуть понимания их духовной природы. Церкви стремятся путем распространения саентологических принципов поднять уровень сознания и компетенции людей и таким образом помочь им жить лучше. Четвертый раздел: ДИНАМИКИ ЖИЗНИ Каждый человек обладает основной определяющей силой, толкающей его к жизни. Эта сила, это стремление к существованию, направлена на выживание. Это попытка организма выжить. Мы называем эту силу, это стремление "динамикой". *5* Если это стремление сбивается с курса или находится под воздействием внешних сил, оно или подавляется, *6* или ослабляется стремлениями других людей. Иными словами, другие люди навязывают человеку свои стремления. Так или иначе, динамика существенно нарушается. Когда динамика выживания нарушается и по мере того, как в нее входят или на нее действуют различные внешние факторы - другие люди и прочие обычные подавляющие факторы в жизни, такие, как отсутствие пищи, одежды или жилья - эта динамика нарушается больше и больше, пока она не уступает движению в противоположную сторону - к смерти, она сдается. Динамика приводит к движению в сторону поражения в точной пропорции к тому, насколько она нарушена. Динамика ведет к выживанию в точной пропорции с тем, насколько она чиста и ясна. Все это так, если принять стремление к выживанию за одну динамику. Но если рассмотреть это стремление через увеличительное стекло, мы обнаружим, что одно это стремление на самом деле состоит из восьми стремлений, или восьми динамик. Первая динамика - это динамика личности. Она заключается в стремлении человека выжить для самого себя. Вторая динамика содержит два компонента: половые сношения и воспитание детей. Эта динамика заключается в стремлении человека выжить в виде будущих поколений. В первой динамике он - индивидуальность. Однако при помощи половых сношений он создает другие индивидуальности и будущие поколения. Это - стремление к выживанию за счет создания детей. Третья динамика - групповая: стремление человека выжить как часть группы (человек сам испытывает такое побуждение). Это распространяется на любой вид групп - временные или постоянные группы, политические группы, общественные или какие угодно. Пример: бейсбольная команда. Четвертая динамика - выживание человечества как биологического вида. Даже если бы встретились американец и русский, военные, офицеры, страшно антагонистичные друг к другу, и вдруг появилось бы существо Орсона Велса с Марса, *7* вы бы увидели, что эти два человека объединят свои усилия, чтобы убить пришельца, если он окажется опасностью для землян. Для людей действительно важна четвертая динамика. Война является серьезным нарушением этой динамики. Пятая динамика направлена к сохранению жизни - просто жизни в общем. Имеются в виду овощи, рыба, деревья, любые формы жизни. Согласно этой динамике, человек стремится к сохранению жизни вообще и сам выживает для того, чтобы выживала жизнь. Шестая динамика - стремление к выживанию физической вселенной. Люди действительно стремятся к выживанию физической вселенной. В английских сайентологических текстах физическую вселенную и соответствующую ей динамику часто называют MEST - по первым буквам английских слов matter, energy, space, time (материя, энергия, пространство и время). Седьмая динамика - это динамика духа, стремление к духовной жизни, жизни личности как духа, к жизни других духов, к духовному общению. Восьмую динамику мы обозначаем цифрой 8, лежащей на боку, что значит "бесконечность" и является динамикой сверхъестественного существа, Бога или Создателя. Результаты наблюдений показывают, что человек обладает стремлением в каждой из этих динамик. Например, человеку важно выживание группы наравне с собственным выживанием. Как только вы уничтожите в человеке одну из этих динамик и скажете: "Для этого человека эта динамика никак не должна существовать", вы получите совершенно неожиданные для вас и весьма неприятные следствия, т.к. все динамики оказываются разрушенными. Они опускаются на один и тот же уровень. Другими словами, если вы отрежете половину какой-нибудь динамики, вы отрезали половину от всех динамик. Этот набор динамик абсолютно необходим для выживания человека. Сейчас мы имеем дело с целым обществом, получившим воспитание в направлении "каждый думает только за себя". Людей приходится заставлять, обучать и применять к ним насильственные меры, чтобы они не были каждый сам по себе, а имели хоть какую-то третью, групповую динамику. Их приходится посылать в школы, сажать в тюрьмы, их наказывают, штрафуют, обкладывают налогами, заставляют ходить в избирательные участки и голосовать за демократов. *8* Bce эти различные действия направлены на то, чтобы заставить человека иметь третью динамику. Другими словами, в этом обществе приходится очень тяжело трудиться, чтобы построить то, что уже и так существует. Заберите все эти большие конструкции социализации человека, и вы обнаружите позади этих конструкций гораздо более красивую и крепкую постройку, чем любая искусственно созданная конструкция. То же самое происходит с четвертой динамикой, связанной с выживанием человечества. вы когда-нибудь знали человека, который считал бы, что все люди плохие и что только кошки достойны того, чтобы с ними общаться? Такие люди существуют, я вас уверяю. "Люди плохие. Люди жестокие, они как звери, они делают ужасные вещи. Человечество плохое и люди плохие. А вот кошки, собаки - дорогие маленькие глупенькие животные, они такие приятные". Другими словами, этот человек взваливает все на пятую динамику, выживание жизни. Она будет в порядке и сможет продолжать жить, но только до тех пор, пока этот концепт не окажется разрушенным, т.к. он в действительности является искусственным концептом. Человек может делать почти все, что он хочет, с помощью этих динамик, до тех пор, пока он сохраняет постоянными свои принципы. Как только он теряет постоянство в любом направлении, он теряет форму. Оптимальное решение в жизни берет в расчет максимальное выживание всего, имеющего отношение к делу. Это не значит, что нельзя разрушать. Так получается, что если бы мы не владели разрушением как одним из методов, работающих в жизни, мы бы оказались в очень плохой форме. Могли бы вы представить себе, что каждый папоротник, который рос очень давно в самые древние века, еще рос бы сейчас, и это в дополнение к каждому дереву, которое выросло с тех пор? И мы бы имели дело с живыми, растущими деревьями до тех пор, пока мы, наверное, вынуждены были бы передвигаться на уровне 800 футов (240 м) над уровнем почвы. Смерть - разрушение - должна придти и расчистить дорогу для прогресса и улучшений. И разрушение, когда используется таким образом, полностью оправдано. Например, вы не можете построить жилой дом без того, чтобы не снести лачугу, которая там стояла раньше. Кто-то приходит и говорит: "Ох, это очень плохо, вы разрушили старую достопримечательность". "Мы здесь построим жилой дом, тетя!" "Да, но это была известная достопримечательность". "Тетя, эта лачуга уже почти развалилась". "Ох, очень нехорошо разрушать вещи". Это довольно аберрированное *9* поведение, т.к. все же иногда приходится что-то разрушать. Подумайте, что случилось бы, например, если бы каждый кусочек бумаги, с которым вы имели дело за всю свою жизнь, у вас все еще сохранялся и, когда вам нужно переезжать на другое место жительства, вы продолжали бы таскать всю эту бумагу за собой, потому что разрушать вещи очень плохо. вы видите, насколько это было бы глупо. На самом деле существует ограничение: человек не должен разрушать сверх того, что ему необходимо для строительства. Если кто-то станет разрушать сверх этого, он приходит в плохую форму очень быстро. Он приходит в форму, подобную той, в какой была нацистская Германия. Они всё разрушали. Они говорили: "Сначала Австрия, теперь Чехословакия, а теперь давайте раздавим Сталинград". Они попытались, и Сталинград превратился в ужасное месиво. Германия потом выглядела не лучше. Существует старая поговорка: "Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе". Нет ничего ближе к правде. Люди это видят и становятся суеверными. Они говорят: "Я не осмеливаюсь кого-нибудь обидеть, потому что потом кто-нибудь обидит меня". Это не обязательно оправдается. Но в общем балансе жизни и существования бессмысленное разрушение может нарушить выживание других существ поблизости. Это может расстроить и разбалансировать среду обитания до такой степени, что, например, у нас больше нет голубей-пассажиров. *10* Люди не остановились и не подумали тогда, сто лет назад, что в один прекрасный день этих голубей совсем не останется - естественно, их было множество по всему небу. В результате человек вынужден был начать грандиозные программы сохранения среды, чтобы восстановить количество диких животных, которых его дедушки уничтожали. Люди занимаются этим довольно интенсивно. Динамики просто дают ответ на вопрос: "Сколько существует форм выживания?" Как человек выживает? вы можете предположить, что он живет исключительно ради самого себя и кооперируется с другими исключительно из-за эгоизма. Но вы также можете предположить, что он живет только ради будущих поколений, и найти этому превосходные доказательства. Вы можете также придти к решению, что человек живет исключительно для страны и является всего лишь муравьем-коллективистом, малой частью муравейника. И т.д., одна динамика за другой. вы можете рассмотреть все эти направления, определяющие его выживание, и сделать каждое из них одним-единственным. Но когда вы попытаетесь испытать Ваше решение, вы обнаружите, что нужны все динамики. Количество динамик просто определяется числом сфер обитания, с которыми человек должен кооперироваться, чтобы вы жить. Оптимальное решение любой проблемы - это решение, которое приносит максимальное созидание для наибольшего количества динамик, имеющих отношение к делу, и не подавляет ни од ной из динамик до опасных пределов. ____________________ *10* голуби-пассажиры: длиннохвостые американские голуби, известные своими длинными миграционными перелетами и исчезнувшие из природы в 1914 году. Были истреблены в 1800-х годах, т.к. их употребляли в пищу. Пятый раздел: ЭТИКА Весь предмет этики в обществе, которое находится в та ком состоянии, как сейчас, почти полностью потерян. Этика в действительности состоит из разумности по на правлению к наивысшим уровням динамик выживания для самого человека, будущих поколений, групп, человечества в целом и всех других динамик вместе. Этика - это разум. Самым сильным оружием человека является его разум. Наивысшим уровнем этики были бы концепты выживания на длительное время с минимальным разрушением во всех динамиках. Оптимальным решением любой проблемы было бы то решение, которое принесло бы наибольшую пользу наибольшему количеству динамик и не подавило бы ни одной из динамик до опасных пределов. Самым плохим решением было бы то, которое принесет наибольший вред наибольшему количеству динамик. Действия, которые принесли минимум выживания небольшому количеству динамик и сильно помешали выживанию большого ко личества динамик, не могут считаться рациональными действиями. Одной из причин, почему общество умирает, является то, что оно стало слишком неэтичным. Разумное поведение и оптимальные решения перестали применяться, и до такой степени, что общество находится на дороге к смерти. Под словом "неэтичное" мы понимаем действие или поведение, в которых человек принимает участие, когда то, что он делает, противоречит идеалам, лучшим интересам и выживанию его динамик. Вот вам пример неэтичного поведения: - Эй, Валя, передай, пожалуйста, шефу, что я сегодня болен. - О, я тебе сочувствую, Сергей. Я попытаюсь перенести все назначенные тобой встречи. Надеюсь, что завтра ты будешь лучше чувствовать себя. - Окэй, Миша! Я только что позвонил, что я болен, и моя жена тоже дома. Поехали на пляж! - Сидоров, ты УВОЛЕН!!! - О-о, черт! Это мой ШЕФ! Для человека разработать оружие, которое в состоянии уничтожить всю жизнь на планете (как это было с ядерным оружием и с некоторыми отравляющими веществами, принятыми на вооружение американской армией), а затем вложить это оружие в руки преступно сумасшедших политиков - естественно, не является действием, способствующим выживанию. Для правительства активно создавать инфляцию до той точки, когда депрессия становится реальной угрозой людям этого общества - не является действием, способствующим выживанию. Это доходит до такой глупости, что в одном из племен южной части Тихого океана убийство младенцев стало любимым занятием. У них не было достаточно пищи, и они хотели уменьшить рождаемость. Они начали использовать аборты, а если это не срабатывало, они убивали детей. Их вторая динамика развалилась. Племя почти исчезло с лица Земли. Неэтичные действия - это действия, разрушительные и вредные для выживания людей в обществе. Этика - это действия, которые человек берет на себя для того, чтобы добиться оптимального выживания для себя и других во всех динамиках. Этичные действия - это действия, способствующие выживанию. Без использования этики мы не выживем. Динамическим принципом существования является: ВЫЖИВАЙ! На первый взгляд этот принцип может показаться слишком общим, слишком простым. Когда человек думает о выживании, ему свойственно делать ошибку, думая с точки зрения "вещей первой необходимости". Это - не выживание. Выживание - это градуированная шкала с бесконечностью или бессмертием наверху и болью и смертью внизу. Думать только о "вещах первой необходимости" - значит обрекать себя (и других!) на пребывание в нижней части этой шкалы. Человек в своей основе - хороший. Это значит, что основа его личности и его фундаментальные стремления по отношению к себе и другим - хорошие и добрые. Когда человек обнаруживает, что он совершает слишком много вредных поступков против динамик, он становится своим собственным палачом. Это дает нам доказательство того, что человек в своей основе хороший. Когда он понимает, что он совершает слишком много злых поступков, тогда с умыслом, подсознательно или не отдавая себе в этом отчета, человек начинает себя разрушать без всякой посторонней помощи. Вот почему преступник оставляет улики на месте преступления, вот почему некоторые люди развивают в себе странные заболевания, которые делают их инвалидами, вот почему люди причиняют себе несчастные случаи и даже как будто нарочно "нарываются" на них. Когда они нарушают свою собственную этику, они начинают разлагаться. Они все это делают сами - больше никто им ничего не делает. Уголовник, который оставляет за собой улики, делает так в надежде, что кто-то придет и остановит его, чтобы он больше не мог приносить вреда другим. Он в своей основе хороший и не хочет причинять вред другим. Поскольку он не может сам себя остановить, он пытается стать этичным за счет того, что попа дает в тюрьму, где он больше не в состоянии совершать преступления. Таким же образом человек, который делает себя нетрудоспособным из-за какой-то болезни или попадает в аварию, пытается стать этичным за счет того, что он уменьшает свою способность причинять зло и, может быть, даже за счет того, что он полностью убирает себя из окружения, которому он причинял зло. Когда его намерения злы, когда он "нарочно зол", он все равно стремится к тому, чтобы себя остановить. Он пытается подавить свои злые намерения, и когда он не может сделать это го прямо, он это делает косвенно. Зло, болезни и разложение часто идут рука об руку. Человек в своей основе хороший. Он, в своей основе, не желает зла людям. Он не хочет вредить себе или другим. Когда человек причиняет вред динамикам, он разрушает себя в попытке спасти эти динамики. Это можно доказать и это было доказано неисчислимыми примерами. Этот факт является одним из доказательств того, что человек добр по своей природе. На этой основе у нас имеются концепции добра и зла, правильного и неправильного. Когда мы говорим об этике, мы говорим о правильном и неправильном поведении. Мы говорим о добре и зле. Добром можно считать созидательное, способствующее выживанию действие. Впрочем, часто так получается, что созидание не может произойти без небольшого количества разрушения, таким же образом, как лачуга должна быть снесена для строительства нового жилого дома. Для того, чтобы что-то было хорошим, оно должно со действовать человеку, его семье, его детям, его группе, всему человечеству, жизни на Земле, сохранению живой и неживой при роды, росту духовной жизни и культуры. Для того, чтобы быть хорошей, вещь должна содержать созидание, которое многократно перевешивает причиняемое ею разрушение. Новое лекарство, спасающее сотни жизней, которые без него были обречены стать добычей смерти, и убивающее одного человека - это приемлемое лекарство. Добро - это выживание. Добро - это быть больше правым, чем неправым. Добро - это добиваться больше успеха в созидательных делах, чем получать поражений. Те вещи хорошие, которые помогают выживанию человека, его семьи, детей, групп, человечества, жизни, физических вещей и духовной жизни. Действия являются хорошими, когда они приносят больше пользы, чем вреда, во всех динамиках. Зло - это противоположность добру. Это все, что разруши тельно больше, чем созидательно, на каждой из динамик. То действие, что создает больше разрушения, чем созидания, является злом с точки зрения человека, будущего поколения, группы, человечества, жизни, природы или культуры, которые оно разрушает. Когда действие является больше разрушительным, чем созидательным,, это плохое действие (поступок). Оно неэтично. Когда поступок помогает сдаваться больше, чем он помогает выживать, это злой поступок до той степени, до которой он разрушителен. Добро, грубо говоря, это выживание. Этичное поведение - это выживание. Злое поведение не способствует выживанию. Созидание, строительство - это добро, когда оно помогает выживанию. Поступок или вывод является настолько правильным, насколько он способствует выживанию человека, будущих поколений, группы, всего человечества, жизни на Земле, природы и культуры вследствие совершённого поступка. Быть абсолютно правым значило бы выживание до бесконечности. Поступок или вывод является неправильным до той степени, до которой он не способствует выживанию человека, будущего поколения, группы, человечества, жизни, природы или культуры, на выживании которых отражается совершение поступка или получение вывода. Быть абсолютно неправым в первой динамике - значит быть мертвым. Человек или группа, которые в среднем больше правы, чем неправы (т.к. эти термины далеко не являются абсолютными) должны выжить. Человек, который в среднем больше неправ, чем прав, потерпит поражение, сдастся. Хотя не существует положения, когда человек абсолютно неправ, правильность действия зависит от того, насколько оно помогает выживанию динамик, непосредственно связанных с поступком: неправильный поступок помешает выживанию этих динамик. Нечестное поведение не способствует выживанию: оно всегда - за счет кого-то или чего-то и при этом разрушает личность нечестного человека. Все, что приводит к разрушению людей, групп, вредит будущим поколениям, природе или культуре, является неразумным и злым. Выполнение обещания, когда вы поклялись, что его выполни те, является актом выживания, т.к. человеку потом доверяют, но, конечно, только пока он держит свое слово. Для слабых, трусливых и порицательно неразумных людей не честность и темные дела, причинение вреда другим и разрушение их надежд кажутся единственным способом жить. Неэтичное поведение - это на самом деле поступки разрушения и страха. Человек лжет потому, что он боится сказать правду. Разрушительные поступки чаще всего совершаются из страха7 Поэтому трус неизбежно является лгуном и лгун неизбежно труслив. Сексуально распущенная женщина, человек, предающий своего друга, похотливый развратник - все они создают настолько противоречащие выживанию условия, что презрение окружающих и несчастье становятся основной частью их существования. ЭТИКА И ДИНАМИКИ Важно помнить, что из этих динамик состоит жизнь. Они не работают в одиночку без взаимодействия с другими динамиками. Жизнь является групповым действием. Никто не выживает в одиночку. Давайте рассмотрим пример женщины, которая полностью отошла от третьей динамики. Она не хочет иметь ничего общего с группами или со своими соседями. У нее нет друзей. Она сидит в своем доме, запертом на замок, думая, что она таким образом лучше выживет в своей первой динамике (ошибочная идея о независимости и индивидуальности).. На самом деле она несчастна и одинока, она живет в страхе перед другими людьми. Чтобы облегчить свою угнетенность и скуку, она начинает принимать успокоительные и снотворные лекарства, которые входят в привычку, она становится наркоманом и затем также начинает пить. Она занята решением своих проблем при помощи дальнейших разрушительных действий. вы можете наблюдать, как она загнала свою вторую и третью динамики в состояние отсутствия коммуникации. *11* Она активно разрушает свое выживание во всех динамиках. Эти действия неэтичны до крайности и неудивительно, если она в конце концов убьет себя смертельно опасным сочетанием алкоголя и наркотиков. __________________ *11* коммуникация: обмен идеями, мыслями ли частицами. Или давайте посмотрим на человека, который совершает вредные поступки на работе. Эти поступки не обязательно на носят большой вред: они могут быть такими простыми, как постоянные опоздания, выполнением работы не настолько профессионально, как он мог бы выполнять, повреждение оборудования и скрытность по отношению к начальнику. Он не обязательно должен открыто заниматься полным разрушением компании для того, чтобы знать, что он совершает вредные поступки. Со временем этот человек становится все более неэтичным. Он чувствует, что ему нужно скрывать больше и больше, и он не знает, как остановить это скольжение по наклонной. Вполне воз можно, что ему даже никогда в голову не пришло, что он может остановить это скольжение. Ему не хватает технологии этики. Он скорее всего даже не понимает, что его действия нарушают общение, связь между его динамиками. Это может повлиять на другие его динамики различными путями. Скорее всего он будет немного угнетенным, и т.к. он по своей природе хороший, он будет чувствовать себя виноватым. Он приходит домой вечером, и жена весело спрашивает его: "Как дела на работе?" Он кривится и чувствует себя несчастным. Он начинает пить для того, чтобы позабыть о своем несчастье. Он прекращает общение со своей семьей. Он прекращает общение с людьми у себя на работе. Производительность его труда падает. Он начинает пренебрегать собой и своими вещами. Он больше не получает удовольствия от жизни. Его счастливая жизнь, которая приносила ему удовлетворение, ускользает от него. В связи с тем, что он не знает и не применяет технологию этики к своей жизни и к своим динамикам, ситуация выходит из-под его контроля. Он, сам того не подозревая, становится жертвой собственных неэтичных поступков. Если он не исправит свою жизнь правильным использованием этики, он, несомненно, умрет несчастным человеком. Какая это жизнь? К сожалению, это обычное явление в наше время. Человек не в состоянии быть неэтичным в одной динамике без того, чтобы это не повлекло за собой катастрофические последствия для других динамик. Это действительно довольно трагично, причем трагедия усугубляется тем, что во всём этом нет решительно никакой необходимости. Если бы человек только знал простую технологию этики, он мог бы уважать себя, добиться личного удовлетворения и успеха, о котором, как он считает, он может только мечтать. Человек стремится выжить. выживание измеряется удовольствием. Это значит для большинства людей счастье, чувство собственного достоинства, удовлетворение от хорошо сделанной работы и успех. Человек может иметь деньги, он может иметь множество личных вещей и т.п., но он не будет счастливым, если он не будет этичным и не будет знать, что он добился всего этого честным путем. Разные богатые политические и финансовые преступники несчастны; может быть, обычные люди и завидуют им из-за их богатства, но они являются очень несчастными людьми, которые обычно терпят поражение и разочарование. В конце концов они становятся наркоманами или алкоголиками, самоубийцами или находят другие методы самоуничтожения. Скажем, мы имеем дело с молодой женщиной, которая до вольно счастлива замужем и решает завести роман на стороне со своим начальником, который, так уж получилось, дружит с ее мужем. Довольно очевидно, что это решение неэтично, хотя порази тельное количество людей нашли бы такое поведение приемлемым или умеренно порицательным,, в лучшем случае. Однако этот поступок является довольно разрушительным. Она будет страдать от укоров совести; она будет чувствовать себя подлой и несчастной, т.к. она знает, что совершила плохой поступок против своего мужа. Ее взаимоотношения с мужем обязательно пострадают, и в связи с тем, что ее начальник переживает примерно то же у себя дома, они с начальником перестанут хорошо друг к другу относиться, т.к. они начнут обвинять друг друга в своих несчастьях. Их динамики приходят в упадок, выходят из коммуникации. Ее вторая динамика будет вне коммуникации, и она может даже начать выискивать отрицательные качества в своем муже, и он перестанет ей нравиться. Обстановка на работе становится натянутой, т.к. теперь она обособилась от своего начальника и от товарищей по работе. Ее шеф разрушил свои взаимоотношения и дружбу с ее мужем. Она настолько запутала и испортила эти три динамики, что они совершенно выходят из коммуникации с ее же четвертой, пятой и шестой динамиками. И все это является результатом неэтичного поведения в одной единственной динамике. Последствия незаметно проникают во все динамики. Наше выживание обеспечено только нашим знанием и применением этики во всех наших динамиках, чтобы сохранить коммуникацию между ними. При помощи этики мы можем достигнуть выживания и счастья для себя и для нашей планеты. Шестой раздел: ЭТИКА И НРАВСТВЕННОСТЬ Теперь мы владеем этикой как инструментом для выживания. Но как насчет нравственности, идеалов, любви? Разве все эти понятия не простираются дальше "просто выживания"? Нет, они дальше не простираются. Романтическая проза и телевидение учат нас, что главный герой всегда побеждает и триумф всегда на стороне добра. Но в жизни оказывается, что герой не всегда побеждает и триумф не всегда на стороне добра. Не заглядывая далеко, мы можем видеть, как зло побеждает везде вокруг нас. Добро может страдать без всякой вины, но ему может и не выпасть такая злая участь. А вот зло всегда рано или поздно терпит поражение. Причем без утешения, которое добро находит в своей правоте. Человек не может проходить по своей жизни, терроризируя окружающих, без того, чтобы не оказаться в западне, самому не стать жертвой. Ради чего же тогда творить зло? Однако человек не наблюдает этого в обычном течении жизни. Мы видим злодеев, побеждающих везде вокруг, накапливая громадные состояния, перерезая горло своим братьям, извлекая выгоду из суда и приходя к власти над человечеством. Не видя конечных последствий этого, хотя они наступят так же точно, как солнце всходит и заходит, человек начинает верить в то, что побеждает зло, в то время как его учили, что только добро побеждает. Это может послужить причиной падения и поражения человека. Что касается идей, честности, любви к другим людям, чело век не сможет найти хороших перспектив выживания, как личного, так и группового, там, где ничего этого нет. Преступник не может иметь хороших перспектив выживания. Обычно преступник проводит большую часть своих молодых и зрелых лет в клетке, как дикий зверь, под охраной автоматов метких стрелков, следящих, чтобы он не сбежал. Человек, известный своей честностью, награждается хорошей перспективой выживания, хорошей работой, хорошими друзьями. И человек, который верен своим идеалам, неважно, насколько старательно кто-то пытается убедить его предать их, выживает успешно, но только до той поры, пока он сохраняет верность идеалам. Видели вы когда-нибудь врача, который ради наживы начинает скрытно принимать уголовников или продавать наркотики? Та кой врач не сможет долго прожить спокойно после того6 как его идеалы отброшены в сторону. Идеалы, нравственность, этика - все входит в понятие выживания. Человек выживает до тех пор, пока он остается верным себе, своей семье, своим друзьям, законам вселенной. Когда он отклоняется, его выживание урезается. В современном словаре мы находим, что "этика" и "нравственность" - синонимы. На самом деле эти понятия НЕ ВЗАИМОЗАМЕНИМЫ. Мы уже знаем, что этика - это действия, которые человек берет на себя для того, чтобы добиться оптимального выживания для себя и других во всех сферах жизни и если человек этичен, он производит эти действия сам, без всякого принуждения. Законы этики - это свод определенных ограничений, которые человек накладывает на себя по собственному желанию, чтобы улучшить свое поведение в жизни. Законы этики не могут быть насаждены, нельзя заставить человека им следовать. Их выполнение налагает на человека ограничения, иногда обременительные, а для нарушающих их обществом и государством не предусмотрены наказания. Человек ведет себя в соответствии с этими законами потому, что он так хочет, что он получил хорошее воспитание, что он считает себя достаточно гордым, порядочным или цивилизованным для того, чтобы так себя вести. Законы нравственности - это свод правил хорошего поведения, разработанных нацией или всем человечеством как неизменная мерка для поведения отдельных людей и групп. Правила нравственности являются действительными закона ми. Можно заставить людей следовать им. Они создают возможность существования для государства. Они являются правилами поведения общества, которые поддерживаются силой, и большинство людей с ними соглашаются. Правила нравственности происходят из наблюдений, подкрепленных реальным жизненным опытом, что некоторые действия больше противоречат выживанию, чем ему способствуют. Запрещение этих поступков входит в обычаи людей и может со временем стать законом. Пока нет повсеместной разумности, законы нравственности являются жизненно необходимым компонентом любой культуры, если они обеспечивают лучшее выживание группы. Однако законы нравственности становятся обузой и против них протестуют, когда они устаревают. И хотя восстание человека или группы против нравственности может быть направлено против тех законов, которые больше не являются такими же применимыми, какими они были когда-то, такие бунты обычно происходят из-за того, что члены этой группы и сама группа стали настолько неэтичными, что они теперь хотят иметь официальное разрешение совершать действия вопреки этим законам. Это обычно про исходит не из-за того, что сами законы стали неразумными. Если бы законы нравственности были абсолютно разумными, то их можно было бы считать совершенно этичными. Но только на этом самом высоком уровне эти два понятия сливаются в одно. Абсолютная конечная цель разума - это абсолютное выживание. Этичное поведение включает в себя следование правилам нравственности общества, в котором вы живете. Седьмой раздел: ЧЕСТЬ ДЛЯ ВАС ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВДОЙ исключительно то, что вы сами наблюдали. И когда вы это теряете, вы теряете все. Что такое честь? Честь - это знание того, что вы знаете. То, что вы знаете - это то, что вы знаете и честь - это смелость знать и говорить о том, что вы увидели. Не существует другой чести. Конечно, мы можем говорить о справедливости, правде, благородстве - о всех этих доступных немногим понятиях. Но мы знали бы о них очень хорошо, если бы мы внимательно смотрели на то, что мы видим, и видели то, на что смотрим. И делая это, не обязательно придерживаться скептической, критической или предвзятой точки зрения. Просто нужно поддерживать достаточный уровень порядочности, достаточную веру в себя, чувство собственного достоинства и смелости, чтобы мы были в состоянии видеть то, на что смотрим, и говорить о том, что мы видим. Ничто не является правдой для вас, если вы сами этого не наблюдали. Но является правдой то, в чем вы сами убедились. - Лена, давай зайдем в этот магазин. Я только что получила премию и теперь я могу позволить себе костюм, который мне очень нравится и который я здесь видела. У них здесь такая хорошая одежда - хорошее качество. - Эй, Жанна, посмотри - на этом костюме стоит меньшая цена, чем на всех остальных. Я его куплю! - Я надеюсь, что кассир не заметит этого. -Хм-м! Если она так сделает, то она обворовывает магазин. На том костюме стояла явно ошибочная цена. - Жанна, ты знаешь, что это неправильная цена. Тебе следует заплатить правильную цену или вообще его не покупать. Делать другое было бы нечестным поступком. - Я знаю...Я знаю... Восьмой раздел: ЗАКОНЫ ЧЕСТИ В Саентологии существует свод законов этики. Он называется Законами Чести. Законы Чести остаются законами чести до тех пор, пока человека не принуждают их выполнять. Если человек достаточно велик, силен и нормален, он может позволить себе роскошь свобод но жить по Законам Чести по собственному желанию. Когда этим законам насильно заставляют подчиняться, они превращаются в законы нравственности. Человек может постоянно с чудовищным пренебрежением относиться к Законам Чести и при этом испытывать, возможно, не больше, чем легкое презрение или жалость со стороны других людей. Любой человек, выполняющий Законы Чести, хорошего мнения о других людях, что более важно, чем то, чтобы другие придерживались хорошего мнения о нем. Единственным отличием между Раем и Адом на Земле является наличие или отсутствие веры в то, что другие люди достойны Вашей дружбы и преданности, к которой вас призывают эти законы. Пункт 1. НИКОГДА НЕ ПОКИДАЙТЕ ТОВАРИЩА *1* В НУЖДЕ, ОПАСНОСТИ ИЛИ БЕДЕ. _______________ *1* товарищ: близкий или постоянный друг; соратник, компаньон по оружию или труду. Пункт 2. НИКОГДА НЕ НАРУШАЙТЕ КЛЯТВУ ВЕРНОСТИ, КОТОРУЮ ВЫ КОГДА-ТО ДАЛИ. Пункт 3. НИКОГДА НЕ ПОКИДАЙТЕ ГРУППУ, КОТОРОЙ ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗА ПОДДЕРЖКУ Пункт 4. НИКОГДА НЕ ОТНОСИТЕСЬ К СЕБЕ С ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕМ И НЕ ПРЕУМЕНЬШАЙТЕ СВОЮ СИЛУ И ВОЗМОЖНОСТИ. Пункт 5. НИКОГДА НЕ ТРЕБУЙТЕ ПОХВАЛЫ, ОДОБРЕНИЯ И СИМПАТИИ К СЕБЕ Пункт 6: НИКОГДА НЕ ПОСТУПАЙТЕСЬ ПРИНЦИПАМИ, ВЕРЬТЕ СЕБЕ. Седьмой пункт: НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ ОСЛАБИТЬСЯ СВОЕМУ ДРУЖЕЛЮБИЮ. Пункт 8. НЕ ОБЩАЙТЕСЬ С ДРУГИМИ, ЕСЛИ ВЫ САМИ ЭТОГО НЕ ХОТИТЕ. Пункт 9. ВАША ЛИЧНОСТЬ И ВАША ЧЕСТЬ БОЛЕЕ ВАЖНЫ, ЧЕМ ДАЖЕ ВАША ЖИЗНЬ. Пункт 10. ВАША ЧЕСТЬ И ДУХОВНАЯ ЧИСТОТА ЯВЛЯЮТСЯ БОЛЕЕ ВАЖНЫМИ, ЧЕМ ВАШЕ ТЕЛО. Пункт 11. НИКОГДА НЕ ЖАЛЕЙТЕ О ВЧЕРАШНЕМ ДНЕ. ВЫ ЖИВЕТЕ СЕГОДНЯ И САМИ СОЗДАЕТЕ СВОЕ ЗАВТРА. Пункт 12. НИКОГДА НЕ БОЙТЕСЬ ПРИЧИНИТЬ КОМУ-ТО БОЛЬ ИЛИ ВРЕД, ЕСЛИ ЭТОГО ТРЕБУЕТ СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Пункт 13. НЕ СТРЕМИТЕСЬ ПОНРАВИТЬСЯ ИЛИ ВЫЗВАТЬ ВОСХИЩЕНИЕ. Пункт 14. БУДЬТЕ СВОИМ СОБСТВЕННЫМ СОВЕТЧИКОМ, ДУМАЙТЕ САМИ И ПРИНИМАЙТЕ СОБСТВЕННЫЕ РЕШЕНИЯ. Пункт 15. БУДЬТЕ ВЕРНЫ СВОИМ ЦЕЛЯМ. Девятый раздел: ЧЕСТНОСТЬ Честность является составной частью этического (способствующего выживанию) поведения. Когда люди собираются группой и начинают действовать вместе, они всегда вырабатывают определенные соглашения и правила поведения, которые помогают выживанию группы как единого целого. Это и есть Законы Нравственности. Люди договариваются о том, что считается хорошим, а что плохим, что является нравственным, а что безнравственным. Другими словами, они решают, какие действия способствуют выживанию группы и какие действия являются разрушительными для выживания группы. Когда человек нарушает правила нравственности группы, с которыми все согласились, он чувствует, что он не может рассказать об этом другим членам группы, т.к. сам факт рассказа о сделанном тоже будет нарушением правил. Эти невысказанные грехи все же являются нарушением законов группы и, постепенно накапливаясь, могут привести к ее распаду. Нужно помнить, что вышесказанное относится к ЛЮБОЙ группе людей, к группе любого размера. Это относится к человеку в его взаимоотношениях с другом или партнером и точно так же - к взаимоотношениям между одним человеком и небольшой группой сотрудников по работе, товарищей по клубу, по команде или к его отношениям с гигантской корпорацией или даже целой нацией. ОТКРЫТЫЕ И СКРЫТЫЕ ВРЕДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В Саентологии вредное действие или нарушение законов группы называется "открытым вредным действием" (overt act). *6* Когда человек делает что-то против законов, с которыми он согласился, или когда он не делает чего-то, что он ДОЛЖЕН был бы сделать в соответствии с законами группы, он совершает вредное действие. Вредное действие нарушает то, что было принято как всеобщее согласие. - Не вижу ответов на вопросы экзамена нигде на столе... Проф. Иванов - Ну конечно, у него в портфеле! Теперь я сдам этот чертов экзамен... - Ох, это трудный экзамен. - Это просто! Я рад, что у меня хватило ума украсть тот лист с ответами. Невысказанное, необъявленное нарушение законов нравственности, которым подчиняется человек, называется "скрытым вредным действием" (withhold). *7* Скрытое вредное действие - это вредное действие, которое человек совершил и о котором он умалчивает. Скрытое вредное действие предполагает совершение вредного действия и последующее утаивание его от группы. - Я закончил проверять все ваши экзаменационные работы, и я счастлив объявить, что Женя Иванов получил самую высокую отметку. выйди сюда, Женя, и расскажи, как ты этого добился. - Ну, я а-а-а...действительно очень много занимался и а-а-а... ___________________ *6* открытое вредное действие (overt act): действие или бездействие, которое создает наибольшее количество вреда для наибольшего количества динамик при наименьшей пользе для наименьшего количества динамик. Специально произведенное вредное действие, предпринятое для того, чтобы разрешить проблему. То, что вы не хотели бы, чтобы было сделано вам. *7* скрытое вредное действие (withhold): утаивание факта совершения вредного действия от группы. Единственный, кто может отделить человека от группы - это сам человек, и единственным механизмом, при помощи которого он может это сделать, является скрытое вредное действие. Когда человек нарушает правила поведения, принятые в его группе, он нарушает согласие, на котором была основана группа. Если человек затем СКРЫВАЕТ то, что он это сделал, и никогда не рассказывает об этом ни одному из членов группы, он или она отделяется от группы, притворяясь, что все еще является членом группы, хотя на самом деле больше к этой группе не принадлежит. Как только человек нарушил закон группы и утаил факт нарушения, он имеет тенденцию дальше обосабливаться от группы и ее деятельности, и часто бывает, что он совершает дальнейшие вредные действия против группы. Чаще всего происходит следующее: человек совершает вредное действие против группы или против одного из ее членов, затем совершает другие вредные действия, и все эти действия остаются скрытыми. И так оно и идет: вредное действие, утаивание, вредное действие, утаивание; человек становится все более и более обособленным от группы. Эти скрытые вредные действия часто могут казаться незначительными, но их воздействие на человека, который их совершил, и на его взаимоотношения с группой - далеко НЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ. КОНСПЕКТ Человек не бывает счастливым, если он не честен. Для белых, черных, красных и коричневых - это остается правдой во все времена и для всех рас. Человек МОЖЕТ быть честным. Он найдет для себя более счастливую, более комфортабельную жизнь, если он честен. Честность является высшим уровнем выживания. ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ ТОЖЕ ИМЕЮТ ПРАВА После того, как вы достигнете высокого уровня способностей, вы будете первым, кто будет настаивать на своих правах жить среди честных людей. Использование лозунгов "за права личности" и "за свободу" в защиту тех, кто умеет лишь разрушать, является ошибкой. Права личности были установлены не для того, чтобы защищать преступников от заслуженного наказания, а для того, чтобы принести свободу честным людям. Но в эту защищенную область забрались те, кому "свобода" и "права человека" нужны были для того, чтобы прикрыть собственные преступные действия. Свобода предназначена для честных людей. Ни один нечестный человек не может быть свободным: он сам попадает в свою ловушку. Если свои собственные действия он не может открыть людям, он должен обособить себя от своих товарищей, он становится рабом собственной совести, он становится заключенным. Свободу нужно заслужить, и свобода становится возможной. Защищать нечестных людей значит обречь их на пребывание в их собственных преисподних. Тот, кто делает "права человека" синонимом "защиты преступников от заслуженного наказания", помогает созданию рабского общества для всех, т.к. там, где происходят злоупотребления "свободой личности", возникает нетерпимость к этой свободе, которая со временем сметет нас всех. Мишенями всех дисциплинарных законов являются те, кто совершает преступления. Такие законы, к сожалению, приносят также и вред: сковывают тех, кто не совершает преступлений. Если бы все были честными, не существовало бы дисциплинарных угроз. Для нечестного человека существует только один выход из положения - посмотреть в лицо своей собственной ответственности в обществе и вернуть себя в состояние коммуникации с другими людьми, со своей семьей, со всем миром. Провозглашая "права человека", чтобы защитить себя от проверки своих действий другими, он соответственно уменьшает надежду на будущее свободы личности, т.к. сам он не свободен. Однако он активно вовлекает в свои действия других, честных, людей, используя ИХ право на свободу для собственной защиты. Человек с нечистой совестью не живет спокойно. И он не будет жить спокойно за счет попыток защитить свои проделки призывами типа "свобода значит, что вы никогда не должны наблюдать за моими действиями". Право человека на выживание непосредственно зависит от его честности. - Ну ладно, получи удовольствие. - Спасибо. Я приведу машину к тебе домой сегодня вечером. - Как насчет музыки? - Конечно. О, черт! Кажется, я поломал магнитофон... ...и кассету тоже. Позже, вечером в тот же день: - Вот твои ключи. Машина стоит рядом с домом. Всё прошло прекрасно. Ну, почти всё. - Очень хорошо, Саша. - Привет, Женя! На следующей неделе: - Я не могу этого выдержать...Женя был настолько добрым, что одолжил мне свою новую спортивную машину, и я ему даже не сказал, что я поломал его магнитофон и кассету. - Женя? Слушай...э-э...на прошлой неделе, когда я одолжил у тебя машину...а-а...Ну, я поломал тебе магнитофон и испортил кассету... И я всё починю. Конечно, нехорошо было так долго тянуть и не рассказывать тебе об этом. но я всё починю. - Хорошо, Саша...Я никак не мог понять, что случилось. Я признателен тебе за предложение починить магнитофон. - Фью! Рад, что он так добродушно к этому относится! Я должен починить кассетник на этой неделе. "Свобода для людей" не означает свободу приносить вред людям. Свобода слова не означает свободу приносить ущерб людям ложью. Человечество не может быть свободным, когда к нему принадлежат люди, являющиеся рабами своих собственных кошмаров. Попытка построения техно-космического общества включает в себя покорение человека и контролирование его за счет экономического и политического принуждения. Единственная потеря, которую несет с собой машинный век - это человек и его свобода. Чтобы сохранить свободу, нельзя разрешать человеку прятать злые умыслы под защитой этой свободы. Чтобы быть свободным, человек должен быть честным с самим собой и с другими людьми. Если человек пользуется своей собственной честностью для того, чтобы протестовать против вскрытия бесчестности, то этот человек является врагом своей собственной свободы. Мы можем находиться под солнцем только до тех пор, пока не дадим другим водворить темноту. Свобода предназначена для честных людей. Свобода личности существует только для тех, кто способен быть свободным. Зачем наказывать, если можно спасать? Только умалишенный может поломать нужный ему предмет в то время, как он мог бы его починить. Человек не должен умереть в этот машинный век - есть права или нет прав. Преступник и сумасшедший не должны упиваться победой, хвастаясь своим новым орудием разрушения. Самые несвободные люди - это те, кто не может рассказать о своих действиях и кто протестует против вскрытия неблаговидных поступков других. На таких людях будет построено будущее политическое рабство, где мы все можем оказаться - по нашей же вине - если мы не предпримем ничего, чтобы этого не случилось. Очень интересно, что шантаж и наказания являются центральными идеями во всех темных делах. Что случилось бы, если больше не существовало бы этих удобных и выгодных для некоторых понятий? Что случилось бы, если бы все люди были достаточно свободными для того, чтобы открыто говорить? Тогда и только тогда мы могли бы быть свободными. В тот день, когда мы сможем полностью доверять друг другу, водворится мир на Земле. ПОКАЯНИЕ В ОТКРЫТЫХ И СКРЫТЫХ ВРЕДНЫХ ДЕЙСТВИЯХ Во все века всеми было признано, что только после того, как человек рассказал все начистоту о своих проступках, он может испытать облегчение от того груза вины, который он носит в себе из-за этих проступков. В Саентологии человек имеет возможность рассказать о своих скрытых и открытых вредных действиях. Мы давно знали, что рассказ человека о своих вредных действиях является первым шагом к принятию ответственности за них и к тому, чтобы все наладить опять. Процедура рассказа о вредном действии: 1. Напишите о вредном действии - что было СДЕЛАНО. 2. Теперь опишите ясно и подробно детали этого действия, включая: а. Время (определение: точный момент, секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, определенные часами или календарем; момент, когда что-то случилось). б. Место (определение: точное местоположение). в. Форма (определение: расположение вещей; то, как части организованы в целое). г. Происшествие (определение: то, что случилось; результат; случай или инцидент). Например: "1. Я ударил машину друга, когда выезжал со стоянки на работе, и причинил примерно на 50000 рублей повреждений его машине. 2. 30 июня 1987 г., после окончания рабочего дня, я выезжал задним ходом со своего места на стоянке и ударил капот машины моего друга Жени. Больше никого не было поблизости и стоянка была почти пустая. Я уехал и не оставил записки и не сказал Женя об этом, зная, что я причинил ему примерно 50000 рублей убытка, которые Женя должен будет оплатить". Процедура рассказа о скрытом вредном действии: 1. Напишите, что было скрыто. 2. Теперь действие ЯСНО и во всех деталях, включая: а. Время. б. Место. в. Форма. г. Происшествие. Например: "1. Я изменил своей жене Свете, т.к. встретился с другой женщиной, и никогда не рассказывал об этом жене. 2. Три года назад, когда я только женился на Свете, я ей изменил - встретился с другой женщиной. Однажды утром (в июне 1985 г.) я сказал Свете, что мы вечером пойдем в кино. Но по дороге домой с работы, когда я зашел в универмаг Женянса, я встретился со своей старой подругой Любой. Я пригласил Любу пойти со мной в ресторан, и она приняла приглашение. Она не знала, что я женат. Я ей сказал, что заеду за ней в 8 вечера. Когда я приехал домой из универмага, я сказал Свете, что я должен ехать обратно на работу из-за срочных дел и что я не смогу пойти с ней в кино. Потом я пошел в ресторан с Любой в другом городке (ресторан назывался "Славянский Базар"), чтобы не было риска встретиться с друзьями". Итак, процедура рассказа о вредных действиях человека очень проста. Когда человек таким образом рассказал о своих открытых и скрытых вредных действиях, он получает подтверждение принятия сообщения от человека, которому адресован этот рассказ о вредных действиях (в данном случае руководитель курса). Такая процедура помогает человеку покончить с тем плохим, что он сделал, и освобождает его от уделения чрезмерного внимания своей вине в этих поступках, так что он сможет уделять свое внимание созидательной деятельности. - Я написал много...чувствую себя неплохо...но я думаю, что, может быть, еще остались... - Помогите! Помогите!! Он украл мою сумочку! - О, нет! Это ужасно. Я никогда никому об этом не рассказывал. Но я должен об этом написать. - Вот запись моих открытых и скрытых вредных действий. - Большое спасибо за то, что вы их описали. - Эх, прекрасное чувство! Я чувствую себя гораздо лучше! Я чувствовал себя плохо из-за этого уже давно. Какое облегчение! Изложение на бумаге своих открытых и скрытых вредных действий может дать громадное облегчение и сделать жизнь более яркой и доставляющей большое удовольствие. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ аутодетерминизм: способность управлять собой и принимать ответственность за свои собственные решения; побуждения, продиктованные самим человеком, а не его окружающей средой. аффинити: степень дружелюбия и ласковости или их отсутствия. целостность: неиспорченность, искренность, прочность моральных принципов, чистота, особенно в отношении морали и правды.