Тридцать третья мандала ВЫСШАЯ ЙОГА Ежедневно изучайте историю брамина Аванти из Шримад Бхагаваты. Это вас очень вдохновит. Эта история дает вам представление о великом идеале неэгоистичности. Брамин Аванти был всячески гоним своими знакомыми, родственниками и другими людьми. Он переносил все с улыбкой на лице и всегда был погружен в Само-познание. Также и любого другого человека одни восхваляют, а другие критикуют. Если вы стремитесь достичь чего-то великого, вам необходимо терпение и упорство. Станьте воплощением того варианта махамантры, который я всегда пою: "Сноси оскорбления, сноси несправедливость--это высочайшая садхана". Духовный рост не должен измеряться протяженностью времени, которое вы способны высидеть в падмасане, количеством сиддхи, которыми вы обладаете, светом, который вы видите в медитации или звуками, которые слышите; все это второстепенные вещи. Духовный рост воистину измеряется той степенью, на которую вы освободитесь от эгоцентричной раздражительности, в изобилии присутствующей у мирского человека. Это самая трудная вещь. Когда какой-нибудь человек бранит вас, критикует вашу работу и скандалит с вами, можете ли вы удерживать равновесие ума и игнорировать все эти вещи как просто вибрации в эфире, которые не затрагивают вашего великолепного Атмана? Если да, то тогда вы воистину прогрессировали в своей садхане, вы чего-то достигли. Поэтому, какими бы ни были остальные формы вашей садханы, я всегда говорю, что вы должны развить великое качество адаптивности, которая включает в себя все элементы смирения, простоты, терпения, терпимости, упорства и искренности. Цель садханы--обуздать эго, скрывающее истину, высшее "Я", пребывающее в вашем сердце, сатчидананда Атму, которой вы в действительности являетесь. Адаптивность и прилежная практика принципа "сноси оскорбления, сноси несправедливость" поможет вам достичь цели. Но это не так просто. Какое-нибудь одно слово может так повлиять на вас, что вы будете постоянно впадать в гнев. Вы будете моментально терять самообладание. Вы знаете, что сердиться нехорошо, однако, когда приходит время проверки вашего смирения, когда кто-то критикует или бранит вас, вы постоянно будете терять самообладание. Это майя. Чтобы защитить себя от этого зла, необходима неусыпная бдительность. Если вы хотите добиться совершенного контроля ума, если вы хотите искоренить эгоизм (абхиман)--величайшего и закоренелого врага истинного садхака, вы неизбежно должны будете служить человечеству. когда вы увидите некий свет в медитации, не воображайте, что достигли Само-реализации. Это не так легко; только через несколько рождений вы можете надеяться достичь ее. Но если вы практикуете эту высшую добродетель адаптивности, если вы смиренны, умете давать и любить, то достигнете цели очень скоро. В этом мире существуют различные типы людей, и, вращаясь среди них, все вы должны постоянно адаптироваться, приспосабливаться и примиряться. Это относительный мир добра и зла, потому вы должны быть терпимыми, незлопамятными, любящими. Это путь к вечному блаженству, это путь к восстановлению вашей изначальной божественной природы. Это цель жизни; достигните ее бескорыстным служением, космической любовью, медитацией, простой жизнью, саттвичным питанием и взращиванием возвышенных мыслей. Тридцать четвертая мандала ДЖАПА ЙОГА Джапа--это повторение любой мантры или имени Господа. В эту Кали югу, или железный век, когда психика большинства людей не очень-то хороша, строгая практика йоги весьма затруднительна. Джапа--это легкий путь к осознанию Бога. Тукарам, Намдев, Дхрува, Прахлада, Валмики риши, Рамакришна Парамахамса--все они обрели спасение, произнося имя Бога. Джапа--это важная анга йоги. В гите вы найдете: яджна-нам джапа ваджносми--среди ягьей Я джапа ягья. В Кали югу только практика джапы может принести вам вечный мир, блаженство и бессмертие. Джапа в конечном итоге приводит к самадхи, или к соединению с Богом. Джапа должна стать привычной и сопровождаться саттвичной, или божественной бхавой, чистотой, премой и шраддхой. Нет более великой йоги, чем джапа йога. Она может дать вам все ишта сиддха (какие вы пожелаете), бхукти и мукти. Джапа--это повторение мантры. Дхьяна--это медитация на форму Господа с Его атрибутами. Таково различие между джапой и дхьяной. Существует медитация или дхьяна с джапой (джапа-сахита), существует джапа без медитации (джапа-рахита). Вначале вы должны сочетать дхьяну с джапой. По мере вашего продвижения джапа прекратится сама собой, останется только медитация. Это продвинутая стадия. Читая джапу или мантру, осознайте, что вы в действительности молитесь вашему Ишта Девате, что ваш Ишта Девата действительно слушает вас, что Он смотрит на вас милосердным взглядом, что Он в изобилии дает вам абхья-дану (освобождая вас ото всех страхов и опасений) с тем, чтобы привести вас к желанной цели (мокше). Вместите эту бхаву. К джапе или нама смаране (памятование имени Господа) нужно подходить очень серьезно, искренне и с полной верой. воспевание имени--это не что иное, как служение Ему. Во время размышления или воспоминания Его имени в вашем сердце должен быть тот же поток любви и преданности, который тек, когда вы действительно видели Его. вы должны обладать полной верой в божественность Имени. Правила для джапы 1.+Выберите любую мантру или имя Бога (предпочтительней данное вашим гуру), и повторяйте ее от 108 до 1080+раз ежедневно (от одного до десяти мал). 2.+Используйте рудракшу или туласи малу из 108+бусин. 3.+Перекатывайте бусины только на среднем и большом пальцах правой руки. Указательный палец запрещен. 4.+Не допускайте, чтобы мала висела ниже пупка, держите руку на уровне сердца или носа. 5.+На малу не должны смотреть ни вы, ни кто-то другой. Покрывайте ее полотенцем или чистым носовым платком; ежедневно стирайте его. 6.+Не пересекайте Меру (макушку) малы, когда перебираете бусины. Дойдя до нее, возвращайтесь обратно. 7.+Некоторое время читайте джапу мысленно. если ум отвлекается, повторяйте шепотом или вслух, затем, по возможности, снова возвращайтесь к мысленной джапе. 8.+Прежде чем читать джапу утром, примите омовение, или вымойте руки, ноги, лицо и рот. В остальное время это не является абсолютно необходимым. Читайте джапу в любое свободное время, но особенно во время сандхий, или "стыков" дня (утром, в полдень и вечером), а также перед сном. 9.+Сочетайте джапу с ритмичным дыханием, или пранаямой, и медитируйте на форму вашего божества. Помещайте перед собой изображение или изваяние божества. Повторяя мантру, думайте о ее значении. 10.+Каждый слог мантры произносите правильно и отчетливо. Не повторяйте ее слишком быстро или слишком медленно. Увеличивайте скорость только когда начинает блуждать ум. 11.+Соблюдайте мауну, избегайте рассеянности, отвлеченности или обеспокоенности. 12.+Сидите лицом на восток или на север в отдельной медитационной комнате, или в другом подходящем месте, таком как храм, берег реки, под деревом баньян или пипал и т.д. 13.+Читая джапу, не просите у Бога мирских вещей. Ощущайте, как очищается ваше сердце и укрепляется ум благодаря силе мантры и по милости Бога. 14.+Держите в тайне свою гуру мантру. Не раскрывайте ее никому. 15.+Мысленно продолжайте читать мантру и в другое время дня, сочетая ее с любой работой, которую выполняете. Три разновидности джапы Повторяйте мантру некоторое время вслух, некоторое время шепотом и некоторое время мысленно. Ум требует разнообразия. его удручает любая монотонная практика. Мысленное повторение очень могущественно. Его называют манасика джапа. Повторение вслух называется вайкхари джапа. Повторение шепотом называется упамшу джапа. Даже механичное ???механическое??? повторение джапы безо всякой бхавы оказывает большое очищающее воздействие на сердце и ум. Ощущение этого придет позже, когда начнется процесс ментального очищения. Громкая джапа перекрывает доступ всем мирским мыслям. Здесь она неуязвима. Это одно из преимуществ громкой джапы. Манасика джапа сложна для обычного человека и может прерываться в уме на какое-то время. Всякий раз, когда во время вечернего чтения джапы вас одолевает сон, возьмите в руки малу и перебирайте бусины. Это поможет отогнать сон. Вот еще одно преимущество громкой джапы. Повторяйте мантру вслух. На это время откажитесь от манасика мантры. Мала будет напоминать вам об остановке мантры. Когда придет сон, встаньте и читайте мантру стоя. Вайкхари джапа (громкое произношение) вознаграждается как указано в Ведах, но упамшу джапа (повторение шепотом), которую не может услышать никто, вознаграждается в тысячи раз больше, нежели вайкхари, а манасика джапа (ментальная джапа) вознаграждается в тысячи тысяч раз обильнее вайкхари джапы. Читайте джапу горлом, или кантхой, в течение года. Это вербальная джапа, произносимая вслух. Читайте ее в сердце, или в хридайе, в течение двух лет. Это ментальная, или манасика джапа. Читайте ее в набхи, или в области пупка, в течение года. Этот вид джапы связан с дыханием. Когда вы усовершенствуете практику, каждая пора кожи, каждый волос на теле будет усиленно повторять сантру. Весь организм будет заряжен могущественной вибрацией мантры. Вы всегда будете пребывать в преме, или в любви к господу. Вы будете ощущать подергивание мышц и проливать обильные слезы ананды. Вы будете пребывать в возвышенном божественном настрое. Вы получите вдохновение, откровение, экстаз, проникновение, интуицию и парама-ананду. Вы сложите вдохновенные стихи. Вы получите различные сиддхи, божественные айшварьи, сокровища небес. Непрерывно повторяйте имя Господа. Это очень легко приведет к контролю ума. Делайте это с абсолютной шраддхой (верой). Делайте это с антарика-премой (любовью из глубин сердца) и с анурагой (интенсивной привязанностью). Вы должны сильно чувствовать долгое болезненное разлучение с Ним. Слезы должны в изобилии течь из ваших глаз. Это вираха-агни. Повторяя Его имя, помните, что Он пребывает в обителях вашего сердца, в анахата-чакре, с раковиной, диском, булавой и лотосом в руках, в сияющем свете, одетый в желтые шелковые одежды, со шри-валсой и жемчужиной каустубха на груди. Тридцать пятая мандала ГЬЯНА ЙОГА Еще она известна как ниргун дхьяна, медитация на Ом, пранава упасана или брахма упасана. Очищайте читту, выполняя нишкама карму в течение двенадцати лет. В результате читта шуддхи обретается вивека и вайрагья. Приобретайте четыре квалификации (садхана чатуштайя)--вивеку, вайрагью, шад сампат и мумукшуттву. Затем приблизьтесь к гуру. Практикуйте шраван, манан и нидидхьясан. Регулярно и внимательно изучайте двенадцать классических Упанишад и Йога Васиштху. Достигните всеохватывающего и глубокого понимания лакшьяртхи, или подлинного значения маха-вакьи "тат твам аси". Затем постоянно размышляйте над этим подлинным значением в течение двадцати четырех часов. Это брахма-чинтан или брахма-вичара. Не допускайте в ум никаких мирских мыслей. Ведическая реализация достигается не рассудительностью, но непрерывным нидидхьясаном. Вы обретаете тадакар, тадруп, танмайю, тадияту, талинату (единство, тождество). Для ведической садханы не нужна никакая асана. Вы можете медитировать, когда разговариваете, стоите, сидите, полулежите в кресле, ходите и едите. Вызывайте брахмакара вритти из вашей саттвичной антахкараны через размышление о подлинном значении маха вакий "ахам ьрахмасми" или "тат твам аси". Эта брахмакара вритти возникает, когда вы пытаетесь ощутить себя бесконечным. Эта вритти разрушает авидью, вызывает брахма гьяну и в конечном итоге отмирает сама по себе, подобно семени нирмал, которое удаляет осадок из воды и пускает ростки в грязи и других нечистотах. Удалитесь в медитационную комнату. Для начала сядьте в падма, сиддха, свастика или сукха асану. Расслабьте мышцы. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на трикути, межбровном пространстве. Повторяйте мысленно Ом с брахма-бхаваной. Эта бхавана sine que non, очень-очень важная. успокойте ум. Мысленно повторяйте и постоянно ощущайте: ### Я есмь вездесущий океан света ОМ ОМ ОМ Я есмь бесконечность ОМ ОМ ОМ Я есмь вездесущий бесконечный свет ОМ ОМ ОМ Я есмь вьяпака парипурна джьотирмайя брахман ОМ ОМ ОМ Я есмь всесильный ОМ ОМ ОМ Я есмь всеведущий ОМ ОМ ОМ Я есмь всеблаженный ОМ ОМ ОМ Я есмь сатчидананда ОМ ОМ ОМ Я есмь вся чистота ОМ ОМ ОМ Я есмь вся слава ОМ ОМ ОМ ### Все упадхи будут подчинены. Все грантхи (узы неведения) будут разорваны. Плотный покров аварана будет сорван. Панча коша адхьяса будет устранена. Вы будете покоиться в состоянии сатчидананда. Вы найдете высшее знание, высшее блаженство, высшую реализацию и высшую цель жизни. "Брахма вит брахмдева бхавати". Вы станете шуддха сатчитананда вьяпак парипурна брахман. "Насти атра самсаях", в этом нет сомнения. Для атма-даршана нет никаких трудностей. Вы можете получить его в мгновение ока, как раджа Джанака, раньше, чем сожмете цветок в руке, раньше чем зернышко упадет на дно горшка. Вы должны следовать целеустремленной, постоянной и интенсивной практике. Вы обречены на успех в течение двух или трех лет. ???достигнуть успеха за два или три года??? В наши дни существует множество "болтающих брахманов". Никакое красноречие и многословие не может сделать человека брахманом. Только постоянная, интенсивная, целеустремленная садхана может принести человеку непосредственную апарокша брахмик реализацию (сванубхаву или сатшаткар), в которой он видит Брахмана так же, как видит твердую стену перед собой и ощущает Брахмана также, как ощущает под собой этот стул. Тридцать шестая мандала ЙОГА ДЕЙСТВИЯ Теоретическая религия для меня неприемлема. Вот почему я так акцентирую садхану. Годами занимаясь созерцанием в запертой комнате, вы можете продвинуться лишь на несколько шагов. Ибо последствия предыдущих действий могут быть нейтрализованы только новыми благочестивыми действиями в настоящем, то есть севой. Не существует иного метода для очищения себя, для разрушения нечистых самскар и васан. Никто не может достичь идеалов карма йоги, не разрушив ахамкару, и вы не можете рассеять созданные слои ахамкары без магического растворителя севы. Если человек желает ЗНАТЬ, он должен ДАВАТЬ и СЛУЖИТЬ. Для тех, кто центрирован на себе, гьяна будет пустой и бессмысленной. Для Бога бесполезны те так называемые пандиты, которые механически воспевают шлоки, но при виде больного человека на дороге закрывают глаза. Маленькое раджасичное и тамасичное "я" человека всегда толкает его к самовозвеличиванию. Оно желает наслаждаться--иметь бхогу. Но бхога всех трех миров не даст и десятой или сотой доли блаженства божественного знания. Не задумывайтесь слишком о методе нишкама кармы. Начните откуда-нибудь с правильным духом, и путь откроется перед вами. Правильная бхава в служении необходима. Даже с мельчайшим насекомым нельзя обходиться бессердечно. Однажды увидев намокшую осу, я вытащил ее из воды, немного отогрел и молился за нее, ибо я знал, что в осе пребывает Господь. Работайте на благо других, потому что они божественны, а не потому что вы хотите личной славы. Даже крохотная частичка севы такого духа будет сразу же признана, тогда как множество других деяний с примесью саморекламы не будет благоприятно для вас. Тайна нишкарма йоги была объяснена Господом Кришной в Бхагавад Гите. Каждый бескорыстный труженик должен ежедневно изучать Бхагавад Гиту. Он сможет извлечь из нее подлинную мудрость. Гита все еще живет для тех, кто жив для нее. подлинная мудрость возвращается к тем, кто возвращается к ней; Гита--писание на все времена. Я добавил бы, что она особенно адресована людям Кали юги. Наполните ум мыслями о Боге, будьте преданы Богу. совершайте все по Его воле. Предайтесь Ему. Вот, вкратце, тайна карма йоги. Это йога синтеза. Эта йога наиболее подходит для Кали юги. Она способствует интегральному развитию человеческой личности. Она на оставит в вас лазеек для майи. Она наполнит каждую частичку человека божественностью. карма йог должен неустанно стремиться взращивать божественные добродетели и очищать сердце. его любимыми постоянными спутниками должны быть шанти и самата--умиротворенность и ментальное равновесие. Только тот человек, который обрел мир внутри себя и который способен удерживать равновесие ума во всех обстоятельствах, может излучать мир и спокойствие. Эта умиротворенность не тамасична. Эта самоотдача --не фатализм. Вы должны культивировать динамичный покой. Вы не должны бездействовать ни мгновения. Тот, кто всегда включен в работу для общего блага, дорог Господу. Он мудрец, великий бхакта, могущественный йог. Вы должны занять себя непрерывным, неустанным, бескорыстным служением. Такое служение характеризуют ягья, дана и тапас. Вы должны превратить всю свою повседневную деятельность в единую непрерывную и продолжительную ягью. Почаще мысленно повторяйте: *** Ощущайте, что ваше "Я", различные действия, люди, которым вы служите,--все это Брахман, или Бог. после каждого действия мысленно произносите "брахмаарпанам" и отделите себя от действия. Не ожидайте от него никаких плодов. Так вы избежите плена. Служить привязанности не означает работать с безразличием. Бескорыстные действия не являются действиями бездушными или бессердечными. Вы должны вложить свое сердце и душу во все, что делаете. Всегда помните, что вы служите самому Господу, пребывающему во всех, и через свои действия вы выражаете Его волю. Вы должны действовать как ответственный управляющий в отсутствие землевладельца. Вы должны проявлять к своим мирским делам такое же отношение, которое любящая, добрая и сознательная няня проявляет к детям, доверенным на ее попечение. Хорошо исполняйте свой долг, внутренне ощущайте, что вы лишь инструмент в руках Господа, что ваше истинное "Я", ваша внутренняя божественность есть вечная Сакши. Карма йога--это умение действовать. Это великое искусство. К любому действию, совершаемому вами ежедневно, вы должны испытывать такой же интерес, какой испытывает художник, занимающийся любимой им живописью. Взгляните, как осмотрительно накладывает художник мазки на холст. Каждому движению кисти предшествует тщательное размышление. Весь его ум сосредоточен на том, что делают его руки. Все его существо сфокусировано на живописи. Он работает самозабвенно. Таким должно быть и ваше отношение. Такой интерес вы должны проявлять ко всему, что делаете. И в то же время вы должны быть полностью отречены от всех действий. Художник будет подавлен, если его работу не оценят. Но карма йог радуется всегда. Он наслаждается высшим удовлетворением от славного завершения каждой стадии его работы. Он довольствуется исполнением своего долга. Результат не влияет на него. Успех, которого он ожидает от работы--это сама работа, которую он уже выполнил! Живите в Господе. Всегда повторяйте Его имя. Ощущайте, что вы лишь инструмент в руках Господа. Бог делает все. Делитесь тем, что имеете, с другими. тогда ваше сердце будет скоро очищено. Знание "Я" скоро снизойдет на вас. Узрите Бога во всем. Все, что вы видите, все, что слышите, все движущиеся и неподвижные объекты--все это только Нараяна. Наряду со своей повседневной работой вы должны регулярно практиковать медитацию, а также поддерживать сакши бхаву. Даже во время работы вы должны снова и снова чувствовать: я не голоден, ощущение голода--это функция праны. Я не вижу ничего, видеть--это функция глаза. Воодушевление и депрессия имеют отношение к уму, но не ко мне. Я есть вечный сакши всего. Благодаря такой регулярной вичаре, вы вскоре достигните самадхи или Само-осознавания. Не стремиться к этой великой цели каждое мгновение--значит тратить свою жизнь впустую. Крийя йога Тапас (аскеза), свадхьяйя (изучение священных писаний и джапа мантр) и ишварапранидхана составляют крийя йогу. Йога является очистительным процессом. посредством тапаса вы обретаете теджас (величие). Описаны несколько видов тапаса. Свадхьяйя наполняет ум саттвой. Ишварапранидхана устраняет эгоизм, корысть и тщеславие. Крийя йога дает начало очищению ума. Прежде всего вам необходимо иметь читта-шуддхи (чистоту ума). только тогда божественный свет снизойдет на вас. Поститесь в тапасе. Это очищает ум. Это разрушает грехи. Существует чандраяна и кришча враты. Затем следует фанчагни тапас. Стремящийся сидит посреди четырех огней. Сверху палит солнце. Он развивает силу выносливости. Чистота, откровенность, сдержанность, ненасилие, поклонение богам, дваждырожденным, учителям и мудрецам--это аскезы тела (сарипа тапас). Речь, которая не вызывает раздражения, которая правдива и благотворна--это аскеза или тапас речи. Уравновешенность, жизнерадостность, безмолвие, самоконтроль, чистота природы--это аскезы ума. Ходить босиком, читать джапу, стоя в воде, и спать на земле--это тоже формы тапаса. Свадхьяйя, или изучение священных писаний и джапа являются ангами крийя йоги. Они также очищают ум. Раджас и тамас выжимаются ими как зубная паста из тюбика. Ум наполняется саттвой, или чистотой. Ишвапранидхана--это самоотдача Господу. Стремящийся возлагает свое тело, ум, прану, душу, чувства, все свои действия и их плоды на алтарь Господа. Он не инициирует ни одно действие. Он инструмент в руках Господа. Так он устраняет эгоизм, корысть, тщеславие и очищает ум. Кундалини йога В кундалини йоге творческая и жизнетворная шакти всего тела действительно и доподлинно соединяется с Господом Шивой. Йог побуждает шакти представить его Господу. Пробуждение кундалини шакти и ее соединение с Господом Шивой приводит к состоянию самадхи (экстатического влияния) и духовной анубхавы (переживания). Именно кундалини, пробужденная йогом, приносит ему знание или гьяну (просветление). Кундалини можно пробудить различными средствами, и эти разные методы известны под разными названиями--раджа йога, хатха йога и т.д. Практикующий кундалини йогу утверждает, что в дхьяна йоге экстаз наступает благодаря отречению от мира и умственному сосредоточению. Уровень этого переживания зависит от медитативных сил, от дхьяна шакти садхака и от степени отреченности от мира. С другой стороны, когда йог пробуждает кундалини, ???намного выше кундалини было с большой??? которая является всей шакти и потому самой гьяна шакти, она дарует ему гьяну и мукти. Далее, в кундалини йоге самадхи не просто приходит через медитацию, но и проявляется центральная сила дживы, наполняющая собой формы тела и ума. Утверждается, что соединение в этом случае является более полным, чем при помощи других методов. Хотя в обеих случаях сознание тела утрачено, в кундалини йоге не только ум, но и тело, поскольку оно представлено своей центральной силой, действительно соединяется с Господом Шивой в сахасрара чакре. Это соединение (самадхи) вызывает бхукти (радость), которой не имеет дхьяна йог. Кундалини йог обладает бхукти (радостью) и мукти (освобождением) в полном и буквальном смысле. Поэтому кундалини йога провозглашается первой среди всех остальных йог. когда дремлющая кундалини пробуждена йогическими крийями, она проходит по каналу вверх через различные чакры (шат чакра бхеда). Она возбуждает или стимулирует чакры к интенсивной деятельности. Во время ее восхождения последовательно и полностью раскрываются слои ума. Все клеши (несчастья) и три вида тапы будут исчезать. Йог воспринимает различные видения, силы, блаженство и знание. когда кундалини достигает сахасрара чакры, находящейся в мозге, йог обретает максимальное знание, блаженство, силу и сиддхи. Он достигает высшей ступени на лестнице йоги. Он совершенно отречен от тела и ума. Он становится свободным во всех отношениях. Это йог в полном расцвете (пурна йог). Человек--это микрокосм (кшудра брахманда). Все существующее во внешней вселенной, существует и в нем. Внутри него все таттвы и миры, а также высшая шива-шакти. В нем есть семь верхних регионов, или лок. Этим регионам--бхух, бхувах, свах, тапа, гана, маха и сатья локам--соответствуют шесть центров: пять в позвоночнике, шестой в нижнем мозговом центре, и седьмой в верхнем мозге, или Сатьялоке, обители высшей шива-шакти. Шесть центров таковы: муладхара, или опорный центр, расположенный в основании позвоночника в перениальной точке между корнем гениталий и анусом; выше него, в области гениталий, брюшной полости, сердце, груди, горле и в межбровном пространстве находятся соответственно свадхистхана, манипура, анахата, вишуддха и аджна чакры, или лотосы. Седьмой регион за чакрами--это верхний мозг, высший центр проявления сознания в теле, и потому обитель верховной шива-шакти. Йог, стремящийся к освобождению, идет к нему через кундалини йогу, которая приносит и радость и освобождение. В каждом центре, где пробуждается кундалини, он ощущает особую форму блаженства и приобретает особые силы. Принося кундалини Шиве в своем мозговом центре, йог наслаждается высшим блаженством, единым по своей природе с освобождением. Энергия (шакти) поляризована на две формы--статическая, или потенциальная (кундалини) и динамическая (рабочая сила тела--прана). За всякой деятельностью существует статичная основа. Этим статическим центром в человеческом теле является центральная "змеиная" сила в муладхаре (опорном центре). На эту статичную шакти воздействует пранаяма и другие йогические процессы, и она становится динамичной. И когда полностью динамичная кундалини объединяется с Шивой в сахасраре, поляризация тела исчезает. Два полюса объединяются воедино и приходит состояние сознания, называемое самадхи. В сознании, конечно, поляризация имеет место. Тело действительно продолжает существовать как объект наблюдения для других. Оно продолжает вести свою органичную жизнь. Но осознание человеком его тела и всех прочих объектов удалено, поскольку ум прекратил деятельность, и функционирование его сознания сместилось в свое основание, во Всеобщее Сознание. пробужденная кундалини шакти перестает быть статичной силой, поддерживающей осознание мира, содержание которого существует только покуда он спит; будучи однажды приведена в движение, она перемещается в другой статичный центр в тысячелепестковом лотосе (сахасраре), чтобы соединиться с экстатичным Шива-сознанием, пребывающим за пределами мира форм. Когда кундалини спит, человек пробужден для этого мира. Когда она пробуждается, он спит, то есть утрачивает все осознание мира и входит в свое каузальное тело. В йоге он продвигается к бесформенному сознанию. ПРАНАЯМА ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ КУНДАЛИНИ: Практикуя это упражнение, сосредоточьтесь на муладхара чакре в основании позвоночника, которая имеет форму треугольника, где находится кундалини шакти. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки. Через левую ноздрю сделайте вдох, продолжительность которого соответствует трем медленно произнесенным слогам ОМ. Представьте, что с атмосферным воздухом вы вводите прану. Затем зажмите левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцами правой руки. Затем задержите дыхание на 12+ОМ. Посылайте поток вниз по позвоночнику прямо в треугольный лотос, в муладхара чакру. Представьте, как нервный импульс попадает в лотос и пробуждает кундалини. Потому медленно выдохните через правую ноздрю, отсчитывая 6+ОМ. Повторите то же самое, начиная с правой ноздри, с тем же представлением и ощущением. Эта пранаяма быстро разбудит кундалини. Делайте ее по три раза утром и вечером. Постепенно и осторожно увеличивайте число и время циклов в соответствии со своими силами и возможностями. В этой пранаяме важно сосредоточение на муладхара чакре. Если сосредоточение интенсивное и пранаяма регулярная, кундалини будет пробуждена очень скоро. Тридцать седьмая мандала ЛАМБИКА ЙОГА Практика кечари мудры--это ламбика йога. Техника исполнения этой мудры объясняется ниже. У практикующего эту мудру не будет ни жажды, ни голода. Он сможет ходить по небу. Н в этой йоге множество трудностей. Это очень сложная йога. Ее нужно постигать у развитого гуру йога, который практиковал ее долгое время м добился полного успеха. Йоги хранят ее тайну. Она дарует великие сиддхи, или силы. Она очень помогает контролировать ум. Добившийся успеха в этой мудре не будет ощущать ни жажды, ни голода. Он сможет легко управлять праной. Вечари мудра, йони мудра, или шанмукти мудра, самбхави мудра, асвини мудра, маха мудра м йога мудра--все это важные мудры. И главной среди этих мудр является кечари мудра. Она--королева мудр. Мудра означает "печать". она опечатывает ум и прану. Ум и прана попадают под контроль йога. Кечари мудра состоит из двух важных крий--чедан и дохан. Раз в неделю острым ножом на глубину волоса разрезается нижняя часть языка, frenum linguae. После этого разрез присыпается порошком turmeric. Так продолжается в течение нескольких месяцев. Это и есть чедан. После этого йог смазывает язык маслом и ежедневно растягивает его. Растяжка языка напоминает дойку коровы. Это дохан. Когда язык станет достаточно длинным (он должен касаться кончика носа), йог сворачивает его, оттягивает назад и закрывает заднюю часть ноздрей. Затем он сидит и медитирует. Дыхание полностью останавливается. Для некоторых обрезание и растягивание языка не обязательно. Они родились с длинным языком. Тот, кто достиг совершенства в этой мудре, может путешествовать по небу. Царица чудалаи владела этой сиддхой, или силой. Тот, кто обладает чистотой и другими божественными качествами, кто свободен от желаний, жадности и вожделения, кто наделен бесстрастием, способностью различать и сильным стремлением к освобождению, тот получит благо от практики этой мудры. Эта мудра дает возможность жить, будучи погребенным под землею. Тридцать восьмая мандала ЛАЙЯ ЙОГА Лайя--это такое состояние ума, в котором человек забывает обо всех объектах чувств и погружается в объект медитации. Лайя дает возможность в совершенстве контролировать пять таттв, ум и индрии. Колебания ума прекращаются. Ум, тело и прана полностью подчинены. Эффективным методом лайя йоги является самбхави мудра, в которой йог интенсивно сосредотачивается на одной из шад чакр. Упражнение тратак играет важную роль для успеха в лайе. Благодаря правильной практике йог утверждается в самадхи. Он становится дживанмуктой. Звуки анахат Звуки анахат--это мистические звуки, которые йог слышит в медитации. Это признак очищения нади. некоторые студенты могут ясно услышать их одним ухом, другие--обеими ушами. Существуют как громкие, так и тихие звуки. Услышав громкие, нужно ожидать тихие, а после тихих--еще более тонкие. Новички могут услышать звук только с закрытыми ушами. Продвинутые студенты могут сосредотачиваться на звуке анахат даже не закрывая ушей. Звук анахат также называют оскара дхвани. Он исходит из центра анахат сушумна нади. Сядьте в свою обычную асану. Зажмите уши большими пальцами рук. Прислушивайтесь и фиксируйте внутренние звуки. Звук, который вы услышите изнутри, сделает вас глухими ко всем внешним звукам. Закройте также и глаза. В начале вашей практики вы будете слышать много громких звуков. Позже они будут слышны слабее. Ум сначала сосредотачивается на любом устойчивом звуке и погружается в него. Он становится нечувствительным к внешним впечатлениям, соединяется со звуком, как молоко с водой и затем быстро погружается в чит-акаша. Звук, исходящий из пранава воды, которая есть Брахман, по природе светоносен. Ум поглощается им. Ум существует, покуда существует этот звук, но с его угасанием наступает состояние, называемое турийя. Это высшее состояние анмани. Благодаря постоянной концентрации на нади, ум насыщается праной. Тело кажется постоянно сосредоточенным на нади. Оно напоминает бревно, не ощущает ни жары, ни холода, ни печали. Различного рода звуки исходят из сердца (из звука анахата). Нада, которая слышится ушами, бывает десяти родов. Первый звук--это "чини" (похож на произнесение слова), второй--"чини чини", третий--это звук колокольчика, четвертый--звук раковины; пятый--звук флейты, шестой--звук цимбал, седьмой--мелодия флейты, восьмой--звук барабана (бхери), девятый--звук двойного барабана (мриданга) и десятый--звук грома. Вы не должны ожидать появления звука сразу после того, как закрыли уши. Вам нужно сосредоточиться и удерживать однонаправленность ума. Тот звук, который вы услышите сегодня, не обязательно будет тем же самым каждый день. Но вы услышите один из десяти звуков анахат. Мы кратко описали лайю через наду--звук анахат. Таким же образом лайя может быть осуществлена через сосредоточение на кончике носа (насикагра дришти), на межбровном пространстве (бхрумадхья дришти), медитацией на пяти таттвах, на сохам мантре, ахам брахма асми, тат твам аси махавакьях и также другими методами. Вы можете рассеять существование мира через лайячинтан. Проследите, как возникли элементы. Все объекты расположены в земле, земля--в воде, вода--в огне, огонь в воздухе, воздух в эфире, эфир в авьяктам и авьяктам в Брахмане. И где же теперь мир, друзья мои? Чем больше представление о мире исчезнет из вашего ума, тем больше в нем укрепится представление о Брахмане. Размышляйте об операторе в кинотеатре, показывающим фильм. Картины ложны. Реален только оператор. он останется даже когда исчезнут картины. В шоу марионеток за ширмой есть человек, держащий нити. Весь мир--это фильмоскоп. Это просто шоу жонглера-ума. Держащий нить--Хираньягарбха. Он Сутрадхара. Он оператор этого мирового кино. Тридцать девятая мандала ЛИКХИТА ДЖАПА ЙОГА Среди различных методов джапы, упомянутых в писаниях--вайкхари, упамсу, манасика и т.д.--есть один очень эффективный метод ликхита джапа. Она помогает садхаку в сосредоточении ума и постепенно приводит к медитации. Стремящийся должен выбрать мантру своего опекающего божества, или Ишты, согласно своим склонностям. Осмысленное повторение мантры с бхавой должно практиковаться произнесением вслух и письменно. Для произнесения джапы необходима помощь малы, или четок. Для ликхита джапы нужно использовать тетрадь и ручку. В ликхита джапе нет указаний относительно какого-то конкретного написания. Писать можно на любом языке. В практике написания мантры нужно придерживаться следующих правил: 1.+Должна соблюдаться регулярность и пунктуальность во времени. Само это даст садхаку дополнительную помощь и принесет величайшее благо. 2.+Должна соблюдаться физическая и ментальная чистота. Прежде чем сесть за написание мантры, нужно вымыть лицо, руки и ноги, и во время написания нужно стараться сохранить ум чистым. Когда пишите мантру, выводите прочь все мирские мысли. 3.+Сидите в одной позе как можно дольше. Частой перемены позы, или асаны, нужно избегать. сидя в одной асане, вы будете отрабатывать устойчивость и сохранять большое количество энергии. 4.+Во время практики соблюдайте молчание. Обильные речи приводят к растрате энергии и времени. Молчание помогает увеличить интенсивность работы. 5.+Избегайте рассеянного взгляда. Сосредоточьте глаза на тетради. Это поможет сконцентрировать ум. 6.+Записывая мантру в тетради, повторяйте ее и мысленно. Это оставит в вашем уме утроенное впечатление. Постепенно все ваше существо включится и утвердится в мантре. 7.+Определите конкретное число мантр для одного раза. Так ваша практика сохранит целостность и вы не перестанете соприкасаться с мантрой. 8.+Начав практику, не прерывайте пока не завершите дневную норму. Не позволяйте уму отвлекаться на другие занятия, поскольку это будет препятствием для садханы. Пишите каждый раз по крайней мере в течение получаса. 9.+чтобы усилить сосредоточенность, соблюдайте во время каждой джапы единую систему написания--сверху вниз или слева направо. Каждая отдельная мантра должна записываться без перерыва. Дойдя до конца строки, не прерывайте мантру на середине. Выбрав мантру, оставайтесь ей верны. Частая перемена мантры нежелательна. Строгое соблюдение вышеприведенных правил очень поможет вам быстро развиваться. вы разовьете удивительную сосредоточенность. Благодаря длительной и непрерывной практике будет пробуждена внутренняя сила мантры (мантра-шакти), которая наполнит само ваше существование божественностью мантры. С тетрадью вы должны обращаться уважительно и аккуратно. когда она закончится, ее нужно положить в коробку и держать в вашей медитационной комнате перед изображением Господа. Само присутствие этих тетрадей с записанной мантрой создаст благоприятные вибрации, необходимые для вашей садханы. Невозможно адекватно описать блага, приходящие от написания мантры, или ликхита джапы. Кроме чистоты сердца и сосредоточенности ума, написание мантры дает вам контроль асаны, контроль индрий, особенно взгляда и речи, и делает вас выносливыми. Вы быстро достигаете умиротворенности ума. Через мантра шакти вы все больше приближаетесь к Богу. Эти блага можно стяжать только благодаря регулярной и неотступной практике ликхита джапы. Те, кто не знакомы с этой йогой, могут начать практику немедленно, и если они будут уделять ей хотя бы полчаса в день, то ощутят ее блага уже в течение шести месяцев. Сороковая мандала МАХА ЙОГА Маха йога иначе называется _распространением духовного знания._ Человек не стремится к Истине до тех пор, пока не узнает о ее славе, о необходимости реализовать ее, а также о методах ее реализации. Поэтому распространение этого жизненного знания чрезвычайно важно. иначе эта йога называется также гьяна дана или гьяна ягья. Благо ото всех остальных форм проявления милосердия кратковременно, все прочие дары преходящи. Они удовлетворят нуждающегося ненадолго. Вы даете пищу голодному человеку. Не пройдет и полдня, как он снова голоден. Вы даете ему деньги, они быстро растрачиваются, и человек снова в нужде. Но если вы разбудите в нем жажду к вступлению на духовный путь, если вы дадите ему знание об этом духовном пути, о божественной жизни и о существенных методах осознания Бога, тогда вы дадите ему нечто обладающее неизменной ценностью, с помощью чего он сможет утолить свою жажду раз и навсегда, с помощью чего он сможет достичь высшего и насладиться вечным Удовлетворением, высшим Покоем и невыразимым Блаженством. Что еще он может пожелать? Нет более славного милосердия. Ныне существует острая необходимость в этой маха йоге. Должно происходить широчайшее распространение духовного знания с тем, чтобы мир ушел с пути порока, от гибели и разрушения, чтобы вовремя спасти человечество от надвигающегося бедствия самоуничтожения, к которому оно идет, подталкиваемое современной наукой и материализмом. Сорок первая мандала МАНТРА ЙОГА Мантра йога--это точная наука. "Мананаат трайяте ити мантрах": манана (постоянное размышление или воспоминание, защищающее или освобождающее из круга рождений и смертей) есть мантра. Мантрой называется медитация (манана), в которой джива, или индивидуальная душа избавляется от греха, обретает небесную радость, конечное освобождение и полностью пожинает четверичный плод (чатурварга)--дхарму, артха, каму и мокшу. Мантра называется так, поскольку соотносится с ментальным процессом. Корень "ман", являющийся первым слогом в слове "мантра", означает "думать", а "тра" означает "защищать" или 4освобождать" от рабства самсары, или феноменального мира. Сочетанием "ман" и "тра" получается слово "мантра", выдвигающая четыре цели существования (чатурварга)--дхарма, артха, кама и мокша. Мантра--это божественность. Это божественная сила, или дайви шакти, проявленная в звуковом теле. Мантра--это сам Девата. Стремящийся должен делать все возможное на своем уровне для того, чтобы реализовать это единство с мантрой, и в соответствии с тем, насколько ему это удается, сила мантры, или мантра шакти, дополнит его силу преданной устремленности (садхана шакти). Как ветер усиливает пламя, так и индивидуальная шакти стремящегося усиливается мантра шакти, и индивидуальная шакти соединяется с мантра шакти, чтобы сделать ее более могущественной. Звук существует в четырех основных состояниях: (1)+Вайкхари, или плотный, слышимый звук в его максимальной дифференциации; (2)+Мадхьяма, или внутреннее, тонкое, более эфирное состояние звука, в котором он не слышим для уха; (3)+Пашьянти, еще более внутреннее, более эфирное состояние; (4)+Пара, представляющее ишвара-шакти, потенциальное (карана) состояние звука, являющееся авьякта, или недифференцированным. Звук пара, в отличие от вайкхари, не различается в разных языках. Это неизменный первичный субстрат всех звуков, источник вселенной. Джапа мантры может принести практикующему осознание его высшей цели даже если он не знает значения мантры. Только на это потребуется больше времени. В имени Бога, или в мантре, содержится несказанная сила, или ачиньятя шакти. Если вы сосредоточенно и осмысленно повторяете мантру, то быстро достигнете богосознания. повторение мантры устраняет такую грязь ума, как вожделение, гнев, жадность и т.д. Как зеркало, с которого стерли пыль, возвращает способность отражать, так и ум, с которого удалены нечистоты, снова способен отражать высшую духовную Истину. Пранава ОМ (АУМ) ЕСТЬ ВСЕ. Ом--это имя, или символ Бога, Ишвары или Брахмана. Ом--это ваше подлинное имя. Ом покрывает все троичное существование человека, Ом пребывает во всех феноменальных мирах. Из Ом была проецирована эта воспринимаемая чувствами вселенная. Мир существует в Ом и растворяется в Ом. "А" представляет физический план. "У" представляет ментальный и астральный планы, мир разумных духов, небеса. "М" представляет состояние глубокого сна, и все, что неведомо даже в бодрствующем состоянии, все, что вне досягаемости интеллекта. Ом представляет все, Ом--это основа вашей жизни, мысли и разума. Ом--это все. Все миры, являющиеся объектами, центрированы в Ом. Следовательно, весь мир вышел из Ом, пребывает в Ом и растворяется в Ом. Когда вы садитесь в медитацию, громко пропойте Ом 3, 6 или 12+раз. Это выведет из ума все мирские мысли и устранит викшепу (волнение ума). Затем переходите к ментальному повторению Ом. Маха мантра В конце Двапара юги Нарада Риши приблизился к Брахме, творцу, и спросил: "О Господь, как мне, блуждающему в этом мире, пересечь Кали?" Брахма ответил: "Слушай же скрытую в шрути тайну, зная которую можно пересечь самсару в Кали юге. Злые последствия Кали можно устранить просто произнося имя Господа Нараяны". И снова Нарада спросил Брахму: "Господи, могу ли я узнать имя?" Брахма ответил: ### Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе ### Эти шестнадцать имен без сомнения разрушат дурные последствия Кали. Они удаляют аварану, или покров неведения дживы, окруженной шестнадцатью калами (лучами). Как солнце сияет в полную силу, когда рассеяны тучи, так и единый пара-Брахман сияет в полном великолепии. Нарада спросил: "О Господь, могу ли я узнать правила для повторения этих мантр?" Брахма ответил: "Правил нет. Всякий, кто постоянно повторяет их в чистом или нечистом состоянии, достигнет салокьи (одного мира), самипьи (близости), сарупьи (одной формы) или саюджьи (растворения) с Брахманом". _Гаятри_ Буквальное значение гаятри мантры таково: "Мы медитируем на славу Ишвары, который создал вселенную, который достоин преклонения, который есть воплощение знания и Света, который устраняет все грехи и невежество. Да просветит Он наш разум". Что это за просветление? Сейчас вы обладаете деха-атмабуддхи--буддхи, который заставляет нас отождествляться с телом, чтобы ошибочно принимать тело за душу. И вы молитесь благословенной матери Вед, Гаятри, чтобы она даровала вам Шуддха-саттва-буддхи, который поможет вам осознать "Ахам брахмасми"--я есть Брахман. Это адвейтийское значение гаятри. Продвинутые студенты йоги могут обратиться к нему ??? "Я тот высший свет светов, который проливает свет на буддхи, или интеллект". Гаятри мантру можно повторять мысленно во всех состояниях, даже когда вы лежите, сидите, ходите и т.д. Повторяя ее, вы не рискуете допустить какую-то ошибку ошибку, если что-то упустить. ???упустите??? Каждый день нужно трижды совершать эту сандхья вандану с гаятри мантрой. Господь объявляет в Ведах: "Пусть мантра будет единой для всех"--"самано мантра". Поэтому гаятри должна быть единой мантрой всех индусов. "Тайное знание Упанишад есть сущность четырех Вед, тогда как гаятри с тремя вьяхрити есть сущность Упанишад". Тот, кто знает и понимает гаятри таким образом, тот настоящий брахман. Без этого знания он шудра, даже если и знает четыре Веды. _Блага гаятри мантры_ Гаятри--мать Вед и разрушительница грехов. И на земле, и на небе ничто так не очищает, как гаятри. Джапа гаятри приносит те же плоды, что и декламация всех четырех Вед с их ангами. Одна эта мантра, повторенная три раза в день, приносит великое благо (кальяну или мокшу). Это высшая мантра Вед. Она разрушает все грехи. Она принесет великолепное здоровье, красоту, силу, мужество, жизненность и магнетизм ауры (брахманическое сияние). _Маха мритьюнджайя мантра_ *** "Мы поклоняемся трехглазому (Господу Шиве), благоуханному, вскармливающему все существа.Да уведет Он нас от смерти к бессмертию, словно сорвет огурец со стебля". 1.+Эта маха мритьюджайя мантра--жизнетворная мантра. Сегодня, когда жизнь очень сложна и несчастные случаи--обычное дело, эта мантра предотвращает смерть от укуса змеи, пожара, автокатастроф, стихийных бедствий и от несчастий любого рода. Кроме того, она обладает сильным целебным воздействием. Болезни, объявленные докторами неизлечимыми, вылечиваются этой мантрой, если она воспевается с искренностью, верой и преданностью. Это оружие против всех болезней. Это мантра для победы над смертью. 2.+Это также мокша мантра. Это мантра Господа Шивы. Она дарует здоровье, долголетие, покой, богатство, благополучие, удовлетворенность и бессмертие. На свой день рождения повторите один лакх этой мантры или по крайней мере 50000+раз, совершите хаван и накормите садху, бедных и больных. Это привлечет к вам здоровье, долголетие, мир, благополучие и мокшу. Слава мантра-дикши Инициация в божественное имя, или формальная мантра-дикши,--это один из наиболее священных и значимых ритуалов духовной жизни. Получить гуру мантру от реализованного святого ???реального или воплощенного??? и сат гуру--это величайшая удача и самое ценное из божественных благословений, какие только могут быть даны стремящемуся. Всю славу мантра дикши, особенно когда она совершается реализованной ???воплощенной или что-то типа развитый, посвященный и т.п.-надо смотреть в словаре??? душой, не может вместить непосвященный, не имеющий представления о том, что действительно дает эта мантра и мантра-дикша. Процесс мантра дикши--один из наиболее древних на этой священной земле, и он является величайшей жемчужиной в сокровищнице нашей несравненной культуры. инициация позволяет вам овладеть средством достижения величайшего из того, что только может быть достигнуто, обретая это, вы обретаете все, познавая это, вы познаете все, когда вы достигните этого, вам уже нечего будет достигать! инициация приводит вас к полному знанию и переживанию того, что вы не есть ни тело, ни ум, что вы есть сатчидананда атма, преисполненная света и высшего блаженства. Пусть же милость сат гуру, зримого Бога, принесет вам все высшие плоды Само-реализации. Сорок вторая мандала НАМАСКАРА ЙОГА У вас не будет прогресса в этой йоге, если вы обращаетесь пренебрежительно с другими. Господь Кришна учил намаскара йоге Уддхаву. Если вы эгоистичны, вы не сможете всем приносить намаскар! Эгоистичные люди не могут практиковать карма йогу. Вы должны склоняться перед всеми, ибо в каждом пребывает Бог. Чтобы дать Уддхаве понять тайну развития смирения, Господь Кришна попросил его поклониться обезьянам и собакам, ибо в них тоже пребывает вездесущий Господь. Таковы практики, которые помогут карма йогу развить смирение, очень важную добродетель для каждого стремящегося. Сорок третья мандала НАДА ЙОГА Ум сосредоточен на нада, или звуке анахат, он входит в лайю, или распадается. Йог достигает самадхи и обретает знание "Я". Нада это звук. Брахман изъявил волю. Была сат санкальпа. Возникла вибрация, или спандан. Это была вибрация Ом, нада. Ум фиксирован на наде. Ухо слышит звуки анахат. Ум входит в лайю, или распадается. Йог достигает самадхи и обретает знание "Я". Это нада йога. Нада йога также называется лайя йогой. Кундалини йога также называется лайя йогой. Ум естественно привлекается приятными звуками. его пленяют приятные звуки, как оленя музыка. Когда ум привлечен приятными звуками, он забывает обо всех чувственных объектах. Сядьте в падма, сукха или сиддха асану, выполните шанмукхи мудру или йони мудру. Закройте уши большими пальцами. Вы услышите десять видов звуков анахат. Это чини-чини, звуки колокольчиков, раковины, цимбал, флейты, лютни, барабана, мриданги и грома. Эти звуки сделают вас нечувствительными ко всем внешним звукам. практикуйте пранаяму. В скором времени вы явственно услышите звуки. У вас откроется глаз интуиции. В конечном итоге ум погрузится в Брахман, или Абсолют. Сорок четвертая мандала НИДИДХЬЯСАНА ЙОГА Воля и манана (рационализм и рассудительность)--это два фактора, представляющие важную часть ниргуна медитации или ведической садханы. Манане предшествует шравана, или слушание шрути, а за нею следует нидидхьясана, или глубокая медитация. За нидидхьясаной следует сакшаткара, или реализация апарокша. Как раскаленный кусок железа поглощает упавшую на него каплю воды, так и ум, аьхас чайтанья, или отраженное сознание, поглощается Брахманом. В результате остается чинматра, чайтанья матра, или абсолютное сознание. Шравана, манана, нидидхьясана ведической садханы соответствуют дхаране, дхьяне и самадхи раджа йоги Патанджали Махариши. Тадарака-танмайя-тадруп: в процессе поклонения и медитации, или джапе мантр, ум действительно принимает форму объекта поклонения и становится чистым благодаря чистоте объекта (а именно Ишты Деваты), являющимся ???являющегося??? его содержанием. Благодаря абхьясе, непрерывной практике, ум заполняется этим объектом, исключает все прочее, утверждается в его чистоте и не соскальзывает больше в нечистоту. Пока существует ум, он должен иметь какой-либо объект, и объект садханы чист. ??? Непрерывно и гармонично повторяемый в джапе мантры звук должен создавать или проецировать в восприятие соответствующее божество (Девата). Повторение мантр становится созиданием благодаря силе самскар. В самадхи ум утрачивает осознание себя и отождествляется с объектом медитации (тадакара тадрупа). Медитирующий и объект медитации, поклоняющийся и объект поклонения, мыслящий и мысль становятся едины. Субъект и объект, ахам (я) и идам (это), дрик и дришья (видящий и видимое), переживающий и переживаемое становятся едины. Пракаша и вимарша сливаются в одно. Единство, тождественность, однородность, единообразие, подобие есть самадхи (нирвикальпа). _Ниргуна медитация:_ Это медитация на ниргуна Брахман. Это медитация на Ом. Это медитация на некоторую абстрактную идею. Сядьте в падмасану. Мысленно повторяйте Ом. Всегда храните в сердце значение Ом. Ощущайте Ом. Ощущайте, что вы шуддха сатчидананда вьяпака атма нитья шуддха-шуддха-буддха-мукта ???почему две шуддхи??? (вечный, чистый, совершенный, всеведающий, всегда свободный Брахман). Ощущайте, что вы акханда парипурна, эк-раса, шанта, бесконечное, вечное, неизменное существование. В каждом атоме, в каждой молекуле, в каждом нерве, вене, артерии должны ощутимо вибрировать эти идеи. Простое повторение Ом не принесет большого блага. Оно должно проходить через сердце, голову, душу. Всей душой вы должны ощущать себя как тонкий, вездесущий разум. Это ощущение должно сохраняться 24+часа в сутки. Отвергните идею тела. Когда мысленно повторяете или воспеваете Ом, ощущайте: ### Я есмь бесконечность Ом Ом Ом Я есмь весь свет Ом Ом Ом Я есмь вся радость Ом Ом Ом Я есмь вся слава Ом Ом Ом Я есмь вся сила Ом Ом Ом Я есмь все знание Ом Ом Ом Я есмь вся ананда Ом Ом Ом ### Постоянно медитируйте на эти идеи. Непрерывные усилия, прилагаемые с рвением и энтузиазмом, абсолютно необходимы. Всегда воспроизводите в уме эти идеи. Вы реализуете это. В течение двух или трех лет вы получите атмадаршан. Я есмь все (сарватва) Я есмь все во всем (сарватмака) Медитируйте на эти мысли и идеи. В такой медитации тело и мир воспринимаются как Брахман, как выражения Брахмана. Они не исключены. Нелепо думать, что Брахман сам по себе преисполнен ананды, и что выраженное вне Брахмана преисполнено страдания, боли и печали. Пессимизм нужно искоренять. В основании всякой боли и страдания лежит джива сришти. В ишвара сришти нет ничего плохого. Ишвара сришти не несет никакой боли, напротив, она способствует освобождению. Джива сришти вмещает эгоизм, каму, кродху, мое, твое, "я деятель" и т.д. Отсюда исходят все проблемы. Отождествление с ограниченным умом происходит из-за агьяны. Постоянно и во всякое время мысленно возвращайтесь к этой идее. Ощущайте, что ваша шакти действует во всех телах. Ощущайте себя бесконечным и вездесущим. "Весь мир--мое тело. Все тела--мои. Все жизни--мои. Вся боль--моя. Вся радость--моя"--постоянно размышляйте об этом. Зависть, гнев, ненависть, эгоизм--все это исчезнет. Гьяни, пребывающий в самадхи позитивной медитации видит внутри себя мир как движение идей. Он и есть сагуна и ниргуна. _Негативная медитация_ (1) Я не тело. (2) Я не ум. (3) Я сат-чид-ананда сварупа. ???-чит- здесь и далее??? Постоянно медитируйте на эти идеи. Ощущайте себя как сат-чид-ананда сварупу всегда, все 24+часа в сутки. Отвергните идею тела. Неотступная садхана необходима для устранения деха адхьясы, исходящей из анади самскар (безначальных впечатлений). Если вы превзошли телесное сознание, если вы можете сознательно покидать тело, значит вы завершили три четверти своей садханы. Вы обрели 12+анн. Остается сбалансировать 4+анны, то есть "приподнять занавес", "устранить покров авидьи". Это можно сделать очень легко. Даже находясь в движении, даже во время работы постоянно ощущайте, что вы вездесущий, бесконечный Брахман. Это важно. Мышление, сосредоточение и усилие, направленное на отрицание тела, должны дополнять друг друга. Гьяни в негативной медитации пребывает в шуддха, ниргуна Брахмане. Только в самадхи он освобождается от сознания мира. _Медитация на махавакьи:_ Махавакьи--это священные изречения из шрути. Их четыре: 1.+Праджанам Брахма. (Из Айтарейя упанишады Риг Веды) 2.+Ахам брахма асми. (Из Брихадараньяка упанишады) Яджур Веды) 3.+Тат твам аси. (Из Чандогьи упанишады Сама Веды) 4. Айям Атма брахма. (Из Мандукья упанишады Атхарва Веды) Первая--это лакшана вакьям, дающая определение Брахмана. Вторая--анубхава вакьям. третья--упадеша вакьям--гуру наставляет ученика. Четвертая--сакшаткара вакьям. Вы можете принять любую махавакью и медитировать на нее, как медитируете на Ом. Сорок пятая мандала УРДХВАРЕТА ЙОГА В урдхварета йоге энергия семени направляется вверх к мозгу и сохраняется там как оджас шакти, используемая для созерцательных целей в практике дхьяны. В этой йоге энергия семени преобразуется в духовную энергию (оджас шакти). Этот преобразовательный процесс называется секс-сублимацией. Пьянящих мечтаний больше не будет. Эта йога не только обращает семя в оджас, но благодаря йогическим силам, благодаря чистоте мысли, слова и дела контролирует само формирование семени. Некоторые люди думают, что при занятиях урдхварета йогой формирование семени происходит непрерывно и что флюид реабсорбируется в кровь. Это не так. Если вы глубоко проникните в скрытую природу, вам удастся понять подлинные вещи. Эта йога дает контроль над астральной природой семени и через это предотвращает формирование самого флюида. согласно науке йоги, семя в тонком состоянии существует во всем теле. Оно скапливается и развивает плотную форму в половых органах под влиянием сексуального желания и возбужденности. Урдхварета йога не просто предупреждает эмиссию уже сформированного семени, но также предотвращает его формирование в плотной форме. Благодаря урдхварета йоге вы можете быстро реализовать Брахман. Чтобы обрести брахма анубхаву или атма сакшаткару (Само-реализацию), такому йогу достаточно только шраваны. Преобразование половой энергии в оджас благодаря чистой мысли называется в западной психологии секс-сублимацией. Как химическая субстанция благодаря нагреванию сублимируется или очищается, превращаясь в пар, который впоследствии снова уплотняется, так и половая энергия благодаря духовной садхане очищается и обращается в божественную энергию через возвышенные одухотворяющие мысли о "Я" или Атмане. Урдхварета йогом называют человека, у которого энергия семени поступает в мозг как оджас шакти. Гнев и мускульную энергию также можно преобразовать в оджас. Человек, имеющий в мозге много оджаса, способен выполнить громадную умственную работу. Он может повлиять на людей, лишь произнося несколько слов. Короткая речь может произвести громадное впечатление на умы слушателей. Сорок шестая мандала ПРАКРИТИКА ЙОГА Пракритика йога основана на санкхье. Она распознает вечную реальность таттв и авьякты, первичной материи в ее непроявленной форме. Пракрити йог рассматривает материю как высшую, для него даже пуруша вторичен. Он медитирует на материю, на различные таттвы и получает глубокое и ясное проникновение в их подлинную природу. поскольку эта йога не предполагает личного, духовного Бога, ее относят к неордодоксальным ???неортодоксальным??? системам, атеистическим и материалистическим. Нынешние ученые и некоторые тантристы всех времен принадлежат к этой школе йоги. Они исследуют материю и открывают новые законы, управляющие материей в ее различных аспектах. Эти открытия, в свою очередь, ведут к более роскошной и деморализованной жизни и все больше и больше удаляют человека от Бога. Тантрист, стремящийся обрести сиддхи через медитацию на панча-бхуты или первичные элементы, также спутывается с психическими силами, побуждающими его вести греховную жизнь, увязая в эгоизме, безнравственности, и в конечном свете разрушая себя. Но среди принадлежащих к этой школе пракритика йоги есть и другие, поклоняющиеся природе в ее восьми формах--земле, воде, огню, воздуху, эфиру, солнцу, луне и священному жрецу--и рассматриващие их как формы Бога. некоторые шиваиты поклоняются самому Господу Шиве в этих восьми формах: *** Пракритика йоги, не относящиеся к материалистам и не ищущие в материи удовольствий, после ухода из этого мира становятся пракриталайями. Сорок седьмая мандала ПРАПАТТИ ЙОГА В этой йоге человек отказывается от своей воли. Все совершается Богом. Человек--инструмент Бога. Воля посвятившего себя Господу становится единой с космической волей. Он становится неразделим с Господом. Посвящение своей воли Господу безупречно. предание себя--это атма ниведана, или прапатти. Это высшая бхакти. Гопи Вриндавана, Радха и Мира принесли к стопам Кришны все. Господь Кришна принадлежал им. В Катхопанишад сказано: "Господь избирает того человека, который отдает себя. Господь открывается ему и наделяет его высшей мудростью". Чем интенсивней преданность, тем обильней милость Господа. Явленная милость прямо пропорциональна степени самоотдачи. Эгоизм и желания--два препятствия для самоотдачи. Эгоизм и желание ведут партизанскую войну. Они снова и снова принимают различные формы и атакуют преданного. Всегда будьте бдительны. Всегда будьте начеку. Покончите с эгоизмом и желаниями навсегда. Только тогда вы пребудете в безопасности. Ваша садхана шакти--это милость Бога. Гуру--это милость Бога. Устранение препятствий и ловушек--это милость Бога. Верность духовному пути--это милость Бога. Прогресс в садхане--это милость Бога. Откровение, или интуиция,--это милость Бога. Человеческое рождение--это милость Бога. Всякого рода вспомогательные средства для вашей садханы, такие как кутир, пища, одежда, медицинская помощь, хорошее место для медитации, книги, сатсанг и т.д.--все это только Его милость. Сорок восьмая мандала ПРЕМА ЙОГА Божественная према--это чистая любовь. Это спонтанное излияние из глубины сердца искреннего преданного влечения и привязанности к Господу. В мире только саравасту является премой или любовью. Она вечна, бесконечна и неиссякаема. Физическая любовь--это страсть, моха, или слепое увлечение. вселенская любовь--это только божественная любовь. Космическая любовь, вишва прем, вселенская любовь--это синонимичные определения. Бог есть любовь. Любовь есть Бог. Корыстолюбие, жадность, эгоизм, тщеславие, гордость, ненависть сужают сердце и становятся помехами на пути развития вселенской любви. Нам необходимо постепенно развить вселенскую любовь через бескорыстное служение, сатсанг с махатмами, молитву, повторение гуру мантры и т.д. Когда сердце сужено эгоизмом, человек вначале любит только свою жену, детей и родственников. По мере своего развития он начинает любить людей, живущих в его районе, затем людей из его провинции. Позже он развивает любовь к людям своей страны. В конце концов он начинает любить и других людей из различных стран. Спустя продолжительное время он начинает любить всех. Он развивает вселенскую любовь. все преграды рушатся. Сердце расширяется до бесконечности. говорить о вселенской любви легко. но когда вы попытаетесь действительно практиковать ее, это окажется крайне трудным. Путь преградит всякая пустяковщина. Старые ложные самскары, которые вы породили ложным мышлением в прошлом, действуют как преграды. Но вы легко сможете преодолеть все препятствия благодаря уверенному различению, сильной воле, терпению, настойчивости и вичару (правильному исследованию). Милость Господа снизойдет на вас, дорогие друзья, если вы искренни. Вселенская любовь находит завершение в адвайтском ???выше было адвайтийское??? единстве сознания провидцев и мудрецов. Чистая любовь--великий учитель. Она приносит спокойствие и видение. Мира, Господь Гауранга, ???может быть, все-таки видение Мира. ...??? Тукарам, Рамдас, Хафиз, Кабир--все они вкусили этой вселенской любви. В том, кто объят вселенской любовью, угасают все противопоставления и пустые иллюзорные различия. Всем правит только любовь. Кто из нас действительно стремится постичь истину о Боге, преме или божественной любви? Мы скорее спросим себя: "Сколько денег у вас ???нас??? в банке? Кто это выступает против меня?" Скорее услышишь: "Вы знаете меня. Как ваша жена и сыновья?", нежели такие вопросы, как: "Кто я? Что такое самсара? Что такое несвобода? Что такое спасение? Откуда я пришел? Кто такой Ишвар? Каковы качества Бога? Каковы наши взаимоотношения с Богом? Как достичь мокши?" Сколькие из вас, дорогие братья, действительно задаются этими вопросами? Сатсанг, или общение с садху и бхактами играет важную роль в развитии вселенской любви. В обществе святых ведутся беседы о Боге. Они приятны уму и слуху. Избавление от греховной жизни Джагаи и Мадхаи, разбойника Ратнакара--выразительные примеры того, что может принести общение с садху. Восстаньте, дорогие друзья. Сражайтесь. Продвигайтесь. Уничтожьте эгоизм, корыстолюбие, гордость и ненависть. Служите, любите, давайте. Помните троицу "датта-дайя-дама"--"дари, будь милосерден, контролируй индрии". Практикуйте и это. Не ожидайте никакого признания, благодарности и восхищения за служение, которое оказываете. Принесите все к лотосным стопам Господа. Пусть вашим девизом станет "Любовь ради любви. Работа ради работы". Станьте истинными вайшнавами, более смиренными, чем трава, которую вы попираете, более терпимыми, чем дерево, не ожидающими признания от других, но прославляющими всех, всегда воспевающими имя Хари и служащими человечеству--Господу в проявлении. Вскоре вы разовьете вселенскую любовь или прем. ???прему??? Вы получите даршан Хари. Я уверяю вас. Только это принесет вам бессмертие и вечный покой. Сущность премы Для бхакти марги неизбежно необходимы пять вещей. Бхакти должна быть нишкама. Она должны также быть авьябхичарини. Она должна быть садат (непрерывной) как струя масла. Стремящийся должен правильно вести себя (садачара). Он должен быть в своих практиках очень серьезным и устремленным. только тогда осознавание Бога придет очень скоро. Если вы ничего не ожидаете от Бога, храните преданность и прему, это вишкамья бхакти, или ахетука бхакти и рагатмика бхакти, или мукхья бхакти(первичная, спонтанная, бескорыстная преданность). Такой бхакти обладал Прахлад. ???Прахлада??? Если рыбу вынуть из воды и положить на берегу, она будет страдать в сильной агонии. Она будет жаждать возвращения в воду. Если ребенка подержать немного в холодной воде Ганги, он будет очень волноваться. Он будет кричать и вопить. Он будет стремиться выйти из воды. Когда дом какого-то человека охвачен огнем, он сразу же побежит в муниципалитет за пожарной машиной. Он предпримет немедленные шаги. Если стремящийся наделен той же жаждой, тем же чувством, той же устремленностью к осознанию Бога, что и рыба, желающая вернуться в воду, что и ребенок, желающий выйти из воды, что и человек, стремящийся потушить пожар в своем доме, тогда он достигнет осознания Бога в это же мгновение. Это несомненно. Стремящийся, будь серьезным и усердным в своей практике преданности. Прибегни к лотосным стопам Господа. Люди, которые в своей практике преданности несерьезны и не усердны, с одной стороны, потеряли этот мир, а с другой стороны, потеряли Бога. Они подвешены в воздухе вниз головой, как Тришанку. Жалкие примеры! Их жребий воистину печален. _Жемчужины премы_ Каждый стремящийся вначале духовного пути в период садханы становится жертвой депрессивных настроений. Вы должны преодолеть такое настроение через различение, размышление, вичару, воспевание имени Хари, молитву и т.д. Это настроение подобно проходящей туче. Вам не следует слишком тревожиться. Если вы бдительны, оно скоро пройдет. Не принимайте эмоциональность за преданность. Всякий раз впадая в депрессивное настроение бодро воспевайте имя Хари, сидя в одиночестве в своей комнате с размягченным сердцем. Можете про себя петь. Это легкий способ вывести такое нежелаемое настроение. Пытайтесь контролировать побуждения к плачу. Это слабое и негативное состояние. Но позволяйте, чтобы жемчужины божественного трепета или экстаза спонтанно появлялись у вас на глазах, когда вы находитесь в глубоком молитвенном или медитационном состоянии. Проливайте драгоценные слезы божественной премы, когда вы одни, когда вы находитесь в соединении с Господом. Не плачьте в присутствии других. Редкие жемчужины божественной премы--это знаки размягчения сердца огнем преданности и огнем вирахи, или болезненной разлуки с Господом. Многие люди развили привычку плакать не из-за чистой преданности, а из-за частого возбуждения lachrymal glands, выделяющих слезы. Иногда человек притворяется преданным и проливает лживые слезы только для того, чтобы его соседи думали, что он великий преданный, и вследствие симпатии соседи также начинают плакать. Вы видите прекрасную сцену--группа плачущих людей, собравшихся на санкиртан, но в глубине их сердец нет ни йоты преданности. Преданность Богу--очень редкий дар. Сами по себе слезы не могут быть критерием оценки преданности мужчины или женщины. Не принимайте крокодиловы слезы лицемера-бхакты за подлинные жемчужины божественной премы, которые вдохновляют и возвышают их свидетелей. Человек может внешне и не плакать, и в то же время быть подлинным безмолвным преданным. Откройте дверь вашего сердца. позвольте сияющей искре любви зажечься в вашем сердце. Пусть любовь пронизывает вас. Пусть сердце поет другим сердцам. Пусть ваша душа соединится с Высшей Душой. Пусть лотос-сердце распускается и источает свой божественный аромат. Пусть слезы текут по вашим щекам. Пусть божественный экстаз наполнит все ваше существо. Господь Хари--океан милосердия. Он испытывает безграничную любовь к Своим преданным. Он очищает грешных и падших. Он принял даже Аджамилу и падшую женщину Пингалу. Он правил колесницей Арджуны на поле битвы. Он спешил спасти Драугади ??? и Гаджендру. Хотя Он и владыка трех миров, Он раб Своих преданных. Спокойно сядьте. Соберите рассеянные лучи ума. Станьте безмятежным. Повторяйте имя Бога--Хари Ом, или Шри Рам или Ом Намахшивайя. Ваше счастье не будет знать границ. Бог будет пребывать в вашем сердце. Пусть Господь Нараяна примет вас и омоет в священных водах божественной премы и трансцендентного.