Шестая мандала Хатха-йога "Здоровье--это богатство". Хорошее здоровье--это большое благо для вас. Без хорошего здоровья вы едва ли добьетесь успеха в какой-либо сфере жизни. Даже для духовных поисков здоровье необходимо. Без хорошего здоровья вы не сможете проникнуть в скрытые глубины широкого океана внутренней жизни и достичь конечного блаженства бытия. Без хорошего здоровья вы не сможете выиграть войну с беспокойными чувствами и бурным умом. Хатха-йога--это божественное благословение на обретение хорошего здоровья. Тело и ум--это инструменты, которые благодаря практике хатха-йоги остаются здоровыми, сильными и энергичными. Это уникальная защитная броня для битвы с противостоящими силами в материальных и духовных сферах. Благодаря этой практике вы можете уничтожить адхи-вьядхи и обрести цветущее здоровье и богосознание. Хатха-йога--это полностью практичная система самосовершенствования. Благодаря практике йоги вы можете добиться гармоничного развития тела, ума, интеллекта и души. Это точная наука. Хатха-йога оперирует системой йогических упражнений древнеиндийских риши и йогинов, основанной на научных принципах. В ней нет туманной доктрины. Она дает каждому ученику определенное практическое знание, прекрасное здоровье, долголетие, силу, энергию и жизненность. Благодаря практике йоги вы можете обрести контроль над всей природой. Она поможет вам достичь этического совершенства, совершенной концентрации ума и владения различными психическими силами. Йога приносит послание надежды несчастным, радость--подавленным, силы--ослабевшим и знания-- невежественным. Йога--это потаенный ключ, открывающий обитель небесного блаженства и глубокого покоя. Компоненты хатха-йоги Шад-крийи, асаны, пранаямы, мудры, бандхи и упражнения в концентрации и медитации составляют хатха-йогу, которая ведет к пробуждению кундалини-шакти и конечному соединению с Богом в самадхи. Шад-крийи--это начальные очистительные процессы. Асаны относятся к работе с физическим телом и нервными центрами. Они делают тело крепким и устраняют физические недомогания и инертность. Пранаяма нацелена на достижение контроля над жизненным дыханием. Бандхи имеют отношение к пране. Они не позволяют пране двигаться вверх, а апане--вниз. Они связывают прану с апаной и посылают объединенную прана-апану по сушумна-нади. Мудры работают с умом. Они представляют собой печати ("мудра" означает "печать"). Они скрепляют ум печатью души, или атмы. Они не позволяют уму устремляться к внешним объектам. Они направляют конкретный ум к атме, в палаты сердца, и удерживают его там. Важно сочетание этих методов. Сама хатха-йога является неотрывной частью раджа-йоги. Цель хатха-йоги--это раджа-йога, то есть дхарана, дхьяна и самадхи. Хатха-йога--это великое подспорье в практике раджа-йоги. Она устраняет тамас (инертность) и раджас (беспокойство ума и чувств). Она дает возможность легко управлять буйными чувствами. Тот, кто регулярно практикует асаны и пранаяму, очень скоро утвердится в яме-нияме. Асаны очень помогают стремящемуся на пути раджа-йоги. Никто не должен пренебрегать практикой хатха-йоги, будь то раджа-йог, ведантист или бхакта. Что необходимо для занятий йогой Чтобы оборудовать зал для йоги, вам не потребуются штанга, батут, гири и брусья. Всё, что вам нужно,--это простое легкое одеяло, чтобы выполнять на нем асаны. Вы практикуете асаны и пранаяму не для того, чтобы развить большие мускулы. Мускулы--это еще не здоровье. Здоровое и гармоничное функционирование эндокринных желез, желез внутренней секреции, а еще более нервной системы и ума--вот что вам необходимо и вот что даст вам регулярная практика йогических асан и пранаямы. Для этой цели хорошо иметь некоторые внутренние принадлежности для практики этих удивительных упражнений. Неизменная вера в Бога и большая любовь к повторению Его имени. Медитация на Бога и ментальное повторение Его имени во время исполнения асан, и особенно пранаямы, намного увеличат их ценность и эффективность. Пунктуальность и регулярность. Непунктуальный и непоследовательный человек ничего не достигнет. То, что он достигает, когда делает садхану, он теряет когда ее не делает, и теряет даже нечто большее--саму склонность к садхане! Занимайтесь пять минут в день, но никогда не пропускайте ежедневной практики. В свое время вы осознаете, насколько эти пять минут обогатили вашу остальную повседневную деятельность. Затем вы захотите увеличить период практики. Брахмачарья: холостяк не должен даже допускать похотливых мыслей. Домохозяин должен достичь наибольшего возможного контроля в половых отношениях. Тогда вы извлечете максимальную пользу из асан и пранаямы. Сами эти практики помогут вам в поддержании брахмачарьи. Искренность, серьезность и усердие--вот три великих качества, которые быстро превратят вас в большого йога. Даже если вы обращаетесь к этим практикам ради здоровья и долголетия, вы вскоре начнете стремиться к осознанию Бога через эти практики, если только вы искренни, серьезны и усердны. Лангот-бандха или купин-мудра Лангот-бандха и купин-мудра различаются только в незначительных деталях. В сущности это одно и то же. Они означают соблюдение строгого физического целибата. Эта бандха и эта мудра имеют тысячи применений. Но даже самое незатейливое из них--простое физическое соблюдение брахмачарьи--имеет огромную пользу. Оно спасет многие семьи от голода, поможет облегчить от бремени забот о приданном умы отцов девушек и школьный бюджет многих юношей. Более тонкие формы имеют бесконечное множество применений. Когда лангут-бандха применяется также к ментальной сфере, тогда сила мышления практикующего увеличивается, интеллект оттачивается, а также развивается интуитивное восприятие. Когда лангут-бандха войдет в природу человека, тогда царство Бога откроется ему и он вскоре станет великим мудрецом. Даже Упанишады и Гита поют славу этой бандхе и этой мудре! Питание, работа и отдых Если вы хотите достичь успеха в йоге, тогда правильная регуляция питания, работы и отдыха имеет для вас первостепенное значение. "Йога становится избавителем от страданий для того, кто хорошо контролирует свое питание, работу и сон",--говорит Господь в Гите. Не перегружайте пищей свой желудок. Половину желудка наполняйте пищей, четверть--водой, остальную часть оставляйте свободной. Принимайте пищу как Его прасад, вначале предложив ее Господу. Ешьте только для того, чтобы поддержать жизнь, а не для удовольствия. Не ешьте слишком много соли, перца, тамаринда и т.п. Избегайте лука и чеснока. Мясоеды должны немедленно оставить эту наиболее нездоровую и бездуховную привычку. Не прибегайте ни к каким стимуляторам, извлекайте энергию, жизненность и вдохновение из пранаямы. Принимайте больше молока, гхи, масла, меда, пшеницы, риса и овощей. Работа необходима, но не перетруждайтесь. Питайте живой интерес ко всему, что делаете, исполняйте свою работу как поклонение Господу. Такое служение очистит сердце. Работа изгоняет тамас. Сон--это естественное тонизирующее средство для здоровой жизни. Чем более здоровый сон у человека, тем здоровее он сам. Шестичасовой сон достаточен для любого человека. Ложитесь в 10 вечера и вставайте в 4. Излишний сон делает человека тупым и вялым. Необходимо качество сна. Перед тем, как отправиться спать, повторите какую-либо молитву или возвышенные шлоки Гиты или Упанишад. Прочтите джапу. Не стройте воздушных замков. Не нужно ничего планировать и замышлять. Если вы питаете к кому-то негативные чувства, простите этого человека. Тогда вы насладитесь здоровым сном и встанете полностью освеженными и готовыми к своей утренней садхане. Идеальная хижина йога Лучше всего выбрать место, где садхака не будет беспокоить слишком много людей, животных или насекомых и где природа будет благоволить к нему. Кутир не должен причинять беспокойств стремящемуся, и потому там не должно быть оползней, сырости или огня. Сырая, болотистая почва будет только кормить комаров и других переносчиков болезней, поэтому кутир должен быть удален от таких мест. Превосходно, если в избранном месте будет уравновешенный климат. Хижина йога должна быть небольшой и уютной. Там должна быть хорошая вентиляция, но немного окон. В комнате не должно быть слишком много вещей, чтобы не отвлекалось внимание. Должна поддерживаться абсолютная чистота. Жилище может быть окружено садом с благоухающими и красивыми цветами. Колодец возле хижины--хорошее дополнение. Такое идеальное место для практики йоги можно найти не всегда. Основные принципы должны родиться в уме. Если в вашей комнате создать покойную атмосферу, уединение, отсутствие раздражителей, она может превратиться в идеальный кутир для практики йоги. Ежедневный распорядок садхака Здесь мы приводим идеальный распорядок садхака на целый день. Тот, кто следует этому распорядку, легко может обрести сиддхи в течение года. Вставайте в 4 утра. Медитируйте на своего гуру и молите его об успехе вашей садханы. Умойте лицо, руки, почистите зубы. Перейдите в комнату для садханы. Все время повторения ишта мантры сидите в своей асане. Идеальное место для сидения было описано в Гите как положенные друг на друга трава куша, шкура оленя и ткань. Прочтите несколько гуру стотр. Затем читайте следующую санкальпу: ((х)). Затем медитируйте на Ади-Шешу, верховного гуру йоги. Затем переходите к практике асан. Если чувствуете утомление, всякий раз делайте шавасану в течение нескольких минут. Завершите эту практику випаритакарани. Снова сядьте и сделайте ачамана. Снова медитируйте на своего гуру и практикуйте пранаяму, сидя в сиддхасане или падмасане. Для начала сделайте хотя бы десять пранаям (постепенно увеличьте их число до восьмидесяти). После этого практикуйте ашта-кумбхакасы, начиная с кевала кумбхаки на правую и левую нади. Затем сурьябхеди, удджайи, ситкари, ситали, бхастрика и т.д. За ними должны следовать мудры. После этого--концентрация, в которой вы легко сможете услышать звуки анахаты. В заключение практики предложите свою садхану Господу как ишварарпана. Таков порядок, и всё это должно делаться четыре раза в день--в брахмамухурту, в середине дня, вечером и перед сном. После завершения практики в брахмамухурту омойтесь в теплой воде и займитесь своими ежедневными делами. После полуденной практики немного отдохните и затем поешьте. После этого займитесь изучением священных книг или читайте джапу. За полтора часа до заката солнца начинайте вечернюю практику. Випаритакарани не нужно делать ни вечером, ни после еды. Абхьяса крама Порядок упражнений Падмасана и сиддхасана предназначены для джапы и медитации. Может подойти для этого также и ваджрасана, и все эти асаны хорошо практиковать по пятнадцать минут после каждого приема пищи. продолжительность минут максимум сиршасана 10 мин. 15 мин. сарвангасана 10 мин. 15 мин. халасана повторить 3 или 4 раза матсьясана 3 мин. 4 мин. пашчимоттасана повторить 4 или 5 раз бхуджангасана повторить 4 или 5 раз салабхасана повторить 4 или 5 раз дханурасана повторить 4 или 5 раз ардхаматсьендрасана повторение асаны как можно дольше майюрасана повторение асаны как можно дольше падахастхасана повторить от 3 до 4 раз триконасана дважды чакрасана дважды савасана 5 мин. 10 мин. капалабхати 4 круга 10 кругов анулома-вилома пранаяма 20 кругов 40 кругов удджайи от 10 до 20 кругов бхастрика от 5 до 10 кругов ситали от 10 до 20 кругов махамудра от 6 до 12 раз махаведха от 6 до 12 раз Предварительные крийи нети дхаути наули от 6 до 10 раз мула бандха джаландхара бандха уддияна бандха Йога прашнотхары Ответы Шри Свами Шивананды на вопросы о йоге Вопрос: Нужно ли во время сурьябхеда пранаямы делать все три бандхи--джаландхару, уддияну и мула бандху? Если да, то когда должна делаться уддияна бандха--после кумбхаки или после речаки? Ответ: В сурьябхеда пранаяме нет уддияна бандхи. Мула бандха начинается при вдохе и продолжается до конца кумбхаки. Джаландхара бандха начинается вместе с кумбхакой. Во время задержки нужно практиковать обе бандхи. В: Объясните, пожалуйста, поподробнее технику концентрации на 18 частях тела, предложенную мудрецом Яджнавалкьей для достижения пратьяхары. О: Техника концентрации, данная мудрецом Яджнавалкьей, заключается в процессе постепенного и последовательного перенесения мысли и праны с одной части тела на другую, начиная с больших пальцев ног и вверх, через некоторые оккультные центры тела до макушки головы. 18 частей, упомянутые мудрецом Яджнавалкьей, перечислены ниже. Благодаря этому процессу ум и прана всего тела сосредотачиваются на макушке головы и вы погружаетесь в глубокую медитацию. 1. Большие пальцы ног. 2. Лодыжки. 3. Середина голеней. 4. Точка выше голеней и ниже колен. 5. Середина коленей. 6. Середина бедер. 7. Анус. 8. Центр тела (непосредственно под талией). 9. Гениталии. 10. Пупок. 11. Сердце. 12. Кадык. 13. Корень нёба. 14. Носоглотка. 15. Глазные яблоки. 16. Центр бровей. 17. Середина лба. 18. Макушка головы. Ум начинает блуждать, когда активны чувства, из-за этого сосредоточенность ослабевает. Чувства становятся активными благодаря движению праны. С удалением праны части тела приходят в спокойное состояние, и их деятельность сдерживается. В этой практике эффективный вывод праны достигается благодаря эффективному выводу ума. Вывод праны осуществляется не столько пранаямой, сколько использованием взаимосвязи праны и ума. Когда ум после короткого периода глубокого сосредоточения на конкретной части тела уверенно удаляется, автоматически происходит и вывод праны. Прана следует за умом. Так прана последовательно поднимается от больших пальцев ног вверх до области макушки головы, и к этому времени медитирующий забывает о теле. На этой стадии медитация проходит беспрепятственно и очень эффективно. Вот один из процессов вхождения в необеспокоенную и интенсивную дхьяну. Сядьте в свою дхьяна-асану. Создайте должный настрой и бхаву, некоторое время воспевая пранава-мантру (ОМ). Затем забудьте обо всей феноменальной вселенной, включая землю. Когда вы достигнете состояния, в котором будете только осознавать тело, начинайте процесс вывода. Закрыв глаза, направьте всё свое внимание на большие пальцы ног. Сосредоточьтесь на них. Затем постепенно переводите ум с пальцев ног в следующую точку, на лодыжки. Сосредоточьтесь на них. Затем перемещайтесь в третью точку, на середину голеней. Сосредоточьтесь там. Далее переходите в четвертую точку и т.д. После нескольких дней прогресса, который зависит от вашей заинтересованности и желания, вы сможете проходить через все 18 частей и достигать в медитации точки на макушке головы за короткий промежуток времени. В: Не могли бы вы более детально объяснить практику шуддха мудры? О: Шуддха мудра. Вы не уточнили, в каком контексте упомянули шуддха мудру. Многие подобные термины йоги используются различными людьми в разных значениях. Иногда крийе или мудре даются разные названия. Поэтому не совсем ясно, имеете ли в виду какое-то особое толкование этой мудры, принятое в той или иной школе йоги. Независимо от различных приложений этого термина в йоге, шуддха мудра на самом деле обозначает внутреннее состояние садхака в его йогическом восхождении. Она определяет состояние совершенной внутренней чистоты, при котором все нечистые васаны подчинены и никакая мирская мысль, настроение или эмоция не возникает в сознании медитирующего. Это сродни сатвапати. Говорится, что йог проявляет шуддха мудру, когда, преодолев тамагуна и раджагуна пракрити, он утверждается в совершенной чистоте сердца и ума. Это идеальное состояние совершенно читта-шуддхи, в котором кандидат господствует над своей низшей природой. Таким образом, шуддха мудра является предвестником и провожатым к подлинной и эффективной медитации. Можно сказать, что в этом безмятежном, непорочном состоянии, когда йог достигает внутренней погруженности, или дхьяны, и начинается подлинная духовная жизнь. В: Дайте, пожалуйста, эзотерические характеристики сурья кала, чандра кала и неиссякаемой амриты. О: Амрита--это бесконечное блаженство, иначе известное как пурнанандам или бхума. Сурья кала--это энергия чит, проявляющаяся одновременно как знание и сила. Йог получает ее, когда находится на четвертой стадии савикальпа самадхи, известной как нирвичар самадхи. Чандра кала--это энергия чит, воспринятая буддхи (разумом), когда он подчинил все три гуны и находится в состоянии, известном как дхарма мегха авастха, то есть наполнен энергией чит, так же как облако наполнено частицами воды. На следующей стадии джива всё еще осознает отделенность от Атмана, хотя и пребывает в блаженстве. Это начальные стадии савикальпа самадхи, также известные как са-ананда-самадхи. В: Как делать кевала кумбхак? Практика не совсем ясна. Говорится, что нужен кумбхак без пурака и речака. Это непонятно, потому что ведь перед кумбхаком непременно должен быть либо вдох, либо выдох? О: Ваш вопрос о практике кевала кумбхак не удивителен, потому что кумбхак без пурака или речака кажется невозможным. Но здесь имеется ввиду, что в кевала кумбхак задержка производится непроизвольно в любой момент, когда ум готов к сосредоточению. Это внезапное перекрытие праны в тот особый, критический, психологический момент очень помогает йогу в остановке ума, уже воспринявшего состояние дхараны. Здесь кевала кумбхак--неоценимое подспорье для дхьяны. Поэтому вы увидите, что этому действию кумбхака не предшествует намеренный вдох (пурак) или выдох (речак). Поэтому лучше всего его можно определить как внезапную остановку дыхания. Перед кевала кумбхак йог не делает намеренно ни пурак, ни речак. Он входит в кевала кумбхак из любого состояния дыхания, которое может быть в тот момент. Это может быть на середине вдоха или на середине выдоха. Или же это может произойти при завершении вдоха или выдоха. Но какими бы ни были условия, в тот момент, когда приходит концентрация, медитирующий немедленно заключает свое дыхание в кевала кумбхак. Я думаю, что это совершенно прояснилось. Падмасана, ваджрасана, сиддхасана Сядьте на подстилку и вытяните ноги. Согните правую ногу в колене и положите ее на правое бедро. Так же согните левую ногу и положите ее на правое бедро. Руки положите на колени. Это падмасана (2). Встаньте на колени, ноги от кончиков пальцев до колен на полу. Медленно сядьте. Ягодицы окажутся на ступнях, а голени--на бедрах. Это ваджрасана. Сидите в этой асане по десять минут после еды, и у вас будет хорошее сварение. (3) Вытяните ноги. Согните левую ногу в колене и поместите пятку между анусом и мошонкой. Согните правую ногу и поместите пятку напротив лонной кости. Это сиддхасана, самая лучшая асана для брахмачарий. Сиршасана Положите вчетверо сложенное одеяло на землю. Сядьте на колени. Переплетите пальцы обеих рук в замок и положите их на одеяло. Макушку головы поместите между рук рядом с замком. Медленно поднимайте тело, пока не выпрямятся ноги. До нахождения равновесия практикуйте эту асану возле стены. Польза от этого упражнения неизмерима. Укрепляется память. Активизируется зрение и слух. Благодаря внутреннему давлению на брюшную область излечивается также слабая констипация. Асана помогает вам поддерживать брахмачарью. Вырабатывается оджас шакти. Ваше лицо будет сиять.