ЙОГА САМХИТА От издателей "Йога Самхита", выходящая ныне во втором издании, состоит из двух книг, написанных Его Святейшеством Шри Свами Шиванандаджи Махараджей и содержащих эссе на различные темы. Авторские статьи, вошедшие в "Йога Самхиту", написаны при различных обстоятельствах, и поэтому в них затронуты разнообразные аспекты философии и практики йоги. Содержание в целом можно рассматривать как настоящий словарь философии и психологии йоги, хотя статьи в нем и не расположены в алфавитном порядке. Таким образом, эта книга будет хорошим введением, предоставляющим читателю обобщенную информацию об основных принципах духовной жизни. ДИВАЙН ЛАЙФ СОСАЙЕТИ Шивананданагар, 19 января 1984 года Первая мандала Гьяна йога Мудрость Упанишад ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ ОМ Возлюбленные Воплощения Духа (Атма-Сваруп), мудрость древних заключена в Упанишадах. Они--ваше ценнейшее наследие. Существует 108 Упанишад, но десять из них наиболее важны--это основные Упанишады--Иша, Кена, Катха, Прашна, Мундака, Мандукья, Айтрейя, Тайтирья, Чандогья и Брихадараньяка. Иногда к этому списку добавляют еще две или три--Каушитаки, Шветашватара и Майтраяни--и основных Упанишад становится двенадцать или тринадцать. Упанишады названы так потому, что они приближают вас к Реальности, к Истине, или к Брахману. Упанишады являются непосредственными откровениями Истины. Поэтому их называют............(шрути) в отличие от ...........(смрити). Упанишады были открыты в глубоких медитациях мудрецам (риши), которые донесли их до нас. Риши доподлинно воспринимали Истину, описанную в Упанишадах. Поэтому Упанишады есть плод непосредственного восприятия Истины (апарокша анубхути). Поэтому послание Упанишад возвышенно, а мудрость Упанишад глубока и вдохновенна. Одна мантра из Упанишад поднимет вас до великих высот духовной славы и великолепия ........... (адхьятмик). Господь постоянно пребывает в этой вселенной. Единый Господь сокрыт во всех существах подобно маслу в молоке, электричеству в проводах, зародышу в утробе матери. Хотя Он всепроникающ и являет Собой единственно существующую Реальность, Его присутствие не осознается вами из-за того, что ваше сердце не чисто, а интеллект не проницателен.((х)) Атман (Дух) воспримет только чистый, проницательный, утонченный и острый интеллект; а интеллект становится острым и утонченным, когда .........(васан) и ............(самскар). Но ((х)) Создатель вложил в ум человека раджас (страсть), и потому он устремляется к чувственным объектам, ища в них наслаждение. И все же ............ (кашчит дхира)! Мир нуждается в таких ........... (дхира пурушах) ((х)). Этот духовный герой, солдат адхьятмик, обращает взор внутрь, подчиняет ...........(индрии), успокаивает ум, оттачивает интеллект и, воспевая ОМ, медитирует на лучезарный Атман. Одухотворяющие писания Атман излучает свой собственный свет. Ни солнце, ни луна, ни звезды, ни даже огонь здесь не светят; благодаря тому, что Он (лучезарный Атман) сияет, все они сияют светом, заимствованным у Него ((х)). Такова великая природа Истины, описанной в Упанишадах. Сколь возвышенны эти мысли! Атман являет Собой источник и корень всех вещей. Прашна Упанишада гласит ((х)): "Как птицы находят пристанище для отдыха на дереве, так все сущее имеет пристанище в Верховном Атмане". И далее: ((х)) "Воистину, этот видящий, ощущающий, слышащий, обоняющий, вкушающий, мыслящий, делающий, это познающее "я", личность, имеет обитель в Верховном Вечном Атмане. Атман является основой и реальностью этой вселенной". Для того, чтобы вести вас к освобождению (мокша) вполне достаточно одной Упанишады. Изучайте Мандукья Упанишаду. В ней говорится: ((х)) одной Мандукья Упанишады довольно для освобождения искреннего стремящегося. В этой Упанишаде высшая мудрость представлена в сжатой форме. ((х)) Посмотрите, как эта Упанишада описывает Высшее Я в ряде отрицаний. Высшее Я вне определений. Определить его--значит его ограничить. Оно невидимо (адриштам), лишено мирской озабоченности (авьявахарьям), оно вне досягаемости интеллекта, ума и чувств (аграхьям), оно не имеет определяющих характеристик, поскольку является единственным Абсолютом (алакшанам). ((х)) А затем следуют несколько позитивных характеристик для того, чтобы ум не был полностью сбит с толку негативным описанием Высшего Я ((х)): умиротворенное, исполненное всего благоприятного и благостного, Единое без второго. Эта ведантическая формула оказывает изумительное, одухотворяющее воздействие ((х)), она дана нам Господом Даттатрейей. Как она вдохновляет! Последнее слово Из Упанишад мы получили четыре одухотворяющих и просвещающих изречения: "Сознание в Брахмане" (парджанам брахма) из Айтарейяупанишады, "Я есть Брахман" (ахам брахмасми) из Брихадараньяка Упанишады, "Ты есть То" (таттвамаси) из Чхандогьяупанишады и "Это Я есть Брахма" (аям атма брахма) из Мандукьяпанишады. Это великое откровение Истины. Тат твам аси, ты есть То--Последнее Слово Упанишад. Вы не являетесь ни этим преходящим телом, ни этим умом, который перестанет существовать, когда будут искоренены составляющие его ............ (самскары) и ............ (васаны); но вы являетесь бессмертным Атманом, преисполненным вечности, знания и блаженства (сатчитананда). Осознайте это и станьте свободны. Как прекрасно объяснена в Упанишадах эта великая Истина! Для просвещения своего сына и ученика Шветакету Уддалака повторяет эту Махавакью девять раз с различными пояснениями. Первоклассный стремящийся, заслуживший высшие степени ...........(садхана чатуштайя)--...........(вивека), ............(вайрагья), ........... (шат-сампат) и ............(мумукшуттва)--осознает Высшее Я, даже когда эта Махавакья будет произнесена один раз. Но Уддалака должен был повторить ее десять раз, прежде чем Шветакету смог осознать Высшее Я. Уддалака направил своего сына Шветакету к Гуру. Мальчик оставался с Гуру двенадцать лет и изучал Веды. Он вернулся возгордившимся своей ученостью. Если вы физически красивы, у вас есть две анны (монеты) гордости, если вы богаты, вы становитесь еще более горды, ученость добавляет еще две анны гордости. Все это уплотняет покрывало эгоизма; вместо смирения эрудированный человек стяжает гордость и высокомерие. Увидев это, Уддака спросил своего сына: "Дитя мое, знаешь ли ты, благодаря чему Непознаваемое становится известным, Невидимое видимым, Неслышимое слышимым и Немыслимое мыслимым?" "Мой учитель не учил меня этому",--ответил мальчик. Тогда Уддака передал Шветакету знание Высшего Я. Пояснения, которые он дает, замечательны. "Зная глину, ты можешь знать о горшках и кувшинах, зная Брахман, ты можешь знать все имена и формы". ((х)) "То есть Истина, То есть Атма, То есть ты, о Шветакету!" Вот так, с различными пояснениями Уддака объяснял Шветакету природу Высшего Я. Эта Атма является высшей Истиной. Успех приходит к тем, кто остается верным этой Истине, ибо как говорит Мундака Упанишад: ((х)) "Восторжествует только Истина, не ложь". Реально существует только Атма. Айтарейопанишад говорит: ((х)) Вначале единый Атман был всем этим". Тат твам аси--это высшее посвящение. Но даже если эту мантру произнести миллионы раз в уши наших современных друзей, погрязших в мирском, она не будет ничего значить для них. Но для ученика, наделенного проницательностью и другими качествами, она станет подлинным посвящением. В противном же случае она лишь дополнит ваш интеллектуальный запас знаний; вы не сможете непосредственно распознать Истину. Вы не сможете иметь связь с Риши, которые дали эту мантру. Очень интересна и другая иллюстрация Уддалаки. "Возьми комок соли и раствори его в этой чашке воды",--сказал он. На следующее утро он попросил своего сына: "Теперь покажи мне соль, которую ты принес вчера вечером. Тот ответил: "Соль растворилась в этой воде, я не могу достать ее". Уддалака сказал: "Хотя ты не можешь увидеть ее, ты можешь попробовать ее на вкус. По вкусу воды ты можешь понять, что в ней есть соль. И также ты не можешь видеть Брахман, Внутреннее Я, поскольку твой ум имеет склонность растекаться; но благодаря глазу интуиции, благодаря ............ (шраван), ..........(манан), .............. (нидитхьясана), ты можешь осознать Брахман в непосредственном интуитивном восприятии". Вы не видите ни красные кровяные тельца, ни микробов, но через микроскоп вы можете их увидеть". Самореализация--это ваш долг Так осознать Атман может только герой, обративший взгляд внутрь себя. Он обладает подлинным героизмом, а не тамасичным или раджасичным героизмом солдата. Героизм первоклассного стремящегося саттвичен и позволяет ему обратить взор внутрь и осознать Высшее Я. Анвайя-вьятирека и лайя-чинтана являются методами для удаления иллюзорных оболочек, покрывающих Атман, и для осознания Высшего Я, скрытого во всех вещах. Как вы берете мякоть из травы мунджа, точно так же, благодаря процессу отрицания и утверждения--отрицания ложного и утверждения Реальности--вы должны выявить Атман из иллюзорных объектов. Через осознание этого Атмана душа освобождается из плена. Мундака Упанишада говорит: ((х)) "Узы сердца разорваны, все долги погашены, и деяния завершены, когда виден тот, кто одновременно и высший и низший". Бхагавад Гита, Упанишады и Брахма Сутры вместе составляют Прастханатрайю. Утверждения Упанишад зачастую противоречивы. Брахма Сутры примиряют очевидные противоречия и выявляют последовательную философию Упанишад. Эти три писания отличны от Пракрийя Грантх. Пракрийя Грантхи обсуждают три тела, пять кош, три состояния сознания, три гуны, процесс эволюции, инволюции, практику (садхану) для осознания Атмы и т.д. Все эти Пракрийи обращены к начинающим студентам Веданты. В Упанишадах нет Пракрий; Упанишады обращены к продвинутым студентам Веданты. Но еще более трансцендентна Аджати Веда Гаудапады, который написал вдохновенную Карику на Мандукью Упанишад. В ней отвергается эволюция, само творение! "Нет мира в трех периодах времени",--вот суть Аджати Веды. Как могут преходящие объекты эманировать из Непреходящего Абсолюта? Как могут ограниченные объекты исходить из безграничного Брахмана? Поэтому в реальности мир не существует, хотя вы и видите все эти имена и формы. Это Аджати Веда, наиболее возвышенная философия. Она возносит вас к высочайшему великолепию. Люди часто спрашивают: "Почему в мире существует зло? С каких пор начала действовать карма?" Это все трансцендентные вопросы (атипрашна). Вы можете рассуждать только о вещах, относящихся к этому миру, за пределами сферы интеллекта вы остаетесь только с Брахманом. Господь Рама задает этот же вопрос в Йога-Васиштхе, и Васиштха отвечает: "Не заботься о происхождении Майи. Ищи пути преодоления Майи". Поднимать такие темы--атипрашны--значит ставить повозку впереди лошади. Вы заключены в этой майе. Устраните Майю. Когда человек попадает в огонь, он не спрашивает, откуда появился огонь и т.д. Человек, страдающий аппендицитом, не заботится о причине боли, он ищет врача, который избавил бы его от страданий. Так же и вы угодили в Майю. Существуют способы вызволить себя из Майи. Когда вы превзойдете Майю, тогда вам откроются ее пути. Вы узнаете их, когда достигнете самореализации. Шанти мантры В каждой Упанишаде есть своя шанти мантра. ((х)) Это шанти мантра Ишавасья Упанишады. Вы подвергаетесь трем видам боли--адхьятмика, адхибхаутика и адхидайвика. Вы подвержены болезням, голоду, жажде и т.д. Это все адхьятмика таапаас. Кроме того, боль может причинить жало скорпиона, укус змеи, различные насекомые, звери и птицы. Все это адхибаутика таапаас. Вас беспокоит гром, дождь, землетрясения и подобные ему бедствия--это все адхидайвика таапаас. Итак, для устранения этих трех видов страдания вам необходимо будет повторять Ом Шанти Шанти Шанти. Есть и другая шанти мантра: ((х)) Ученик и Гуру должны объединиться. Вы не должны ссориться с Гуру и судиться. Гуру и ученик должны повторять эту шанти мантру, чтобы между ними сохранялась неразрывная связь. Еще одна шанти мантра: ((х)) В ней вы молитесь Индре, Брихаспати, Варуне и другим Деватам. Они создают препятствия на пути стремящихся. Если вы повторяете эту шанти мантру, все препятствия будут устранены, и вы будете двигаться по Пути легко и быстро. Перед началом чтения Упанишад и в конце занятия нужно произнести шанти мантру. Упанишады, относящиеся к различным разделам Вед, имеют различные шанти мантры. Всё это Бог Изучайте первую мантру Ишавасья Упанишады и медитируйте на нее: ((х)) Нигде больше вы не найдете таких одухотворяющих утверждений. Герберт Спенсер и Кант смогли написать многие тома. Они обращались к изречениям наших риши и мудрецов, имевших подлинную связь с Абсолютом, непосредственное интуитивное восприятие Истины. Как дерзновенно их послание! Оно возвышает нас. Когда вы несчастны или погружены в отчаянье, повторяйте ((х)): ......... отвергните желания (эшаны), не жаждите чужого богатства. Вам нужно ежедневно повторять эту мантру. Даже сомнения атеистов будут рассеяны. Отвергните имена и формы, перестаньте гнаться за чувственными удовольствиями, тогда вы осознаете Бога. Вспоминайте эти стихи, пробуждаясь и отходя ко сну. Это формула, которая возвысит вас. Они дадут вам силу. У вас может не быть еды, одежды; может не быть никого, кто бы помог вам. Но эти изречения из Упанишад мудрецов, обладавших апарокша анубхути, дадут вам силу и утешение. Ишавасьям идам сарвам: весь мир есть ............... (вират-сваруп) Господа. Вы знаете, что ум говорит, слушает, видит и совершает все действия; чувства сами по себе инертны. Но вы не видите ума. Также и Атма является скрытой, она есть внутреннее "я". Она--тайный свидетель всех ваших мыслей и действий. Отделите себя от ума и чувств и осознайте этого свидетеля. Ощутите, как чувства вращаются среди объектов чувств, а вы являетесь свидетелем. Вас не поработит карма. Преданный ощущает, что все через него совершает Бог и что он сам лишь инструмент в Его руках (нимитта). Ведантист отождествляет себя с безмолвным свидетелем, Атманом, и отделяет себя от Пракрити. С помощью обоих этих средств вы освободите себя из оков кармы. Вторая мантра в Ишавасья Упанишад для тех, кто не способен отречься от мира и прибегнуть к Нивритти Марга. Совершай карму, совершай бескорыстное служение и живи сотни лет--не только сотни лет, но сотни раз по сотне лет. Бескорыстная работа очистит ваше сердце и приведет к Цели. Хотя и сказано, что Упанишады относятся к Гьяна Канде и не имеют ничего общего с Карма Кандой, вы видите, что первая мантра Ишавасья Упанишад говорит о высшей мудрости, а вторая предписывает карму. Далее вы найдете молитву к Агни, к Сурье и т.д. В той же Упанишаде, которая учит вас Знанию, или высшей мудрости, есть также карма и преданность. Эта Упанишада учит вас йоге синтеза. Суть Кенопанишад Кенопанишад является ответом на вопрос: "Чья сила побуждает работать ум? Чья сила побуждает действие праны и движение чувств к объектам чувств?" Это вопросы учеников к учителю. И учитель отвечает: "Атма есть ум умов, прана пран, глаз всех глаз, ухо всех ушей". Как близок Господь! Он ближе, чем дыхание в ноздрях. Ум и чувства черпают свой свет из Высшего Я. Когда вы в бреду, ум не функционирует. Когда вы внезапно напуганы, ум не функционирует. Он непостоянен. Он состоит из васан и санскар. Если ...... (раджа двеша) разрушена--раджас следует разрушать вайрагьей (непривязанностью), а двешу космической любовью--тогда нет ума, и вы едины с Господом. В Кена Упанишад вы найдете прекрасную историю Якши и Дэв. Дэвы одержали победу над асурами и возгордились. Чтобы преподать им урок, Брахман явился им в форме Якши. Индра послал Агни узнать, кто он такой. Агни пришел к Якше, и Якша спросил его: "Кто ты и какие в тебе силы?" "Я--Агни",--сказал тот,--"я могу все сжечь". Якша протянул Агни пучок травы и сказал: "Тогда сожги это". Агни не смог и в страхе бежал. Тогда Индра послал Вайю. Якша протянул Вайю пучок травы; Вайю старался изо всех сил, но так и не смог сдуть его. Он также вернулся к Индре насмерть перепуганным. Тогда Индра сам приблизился к Якше. Гордость дэв была устранена. Тогда ему явилась Ума и просветила его. Ума представляет саттвичный интеллект. Значение садхана-чатуштайи Катха Упанишад очень интересна и увлекательна. Мальчик Нашикетас приблизился к Господу Яме, дабы узнать, что пребывает вне причины и следствия, вне добра и зла. Наставив его в Брахма видье, Господь Яма сказал: ((х)) "Этот Брахман, являющийся Единой Реальностью, сокрыт во всех существах; ты не можешь видеть его. Но его способны осознать те, кто обладают острым единонаправленным интеллектом. Садхана-чатуштайя--вивека, вайрагья, шат-сампат и мумукшуттва--оттачивают интеллект. Подлинное отречение В Кайвалье Упанишад вы найдете вдохновляющую мантру: ((х)) Вечность не обрести делами, потомством или здоровьем, но только отречением. Отречься--не значит уйти в пещеру Гималаев. Шикхидвайя поступил именно так, но жена этого мудреца царица Чудалаи открыла ему подлинное значение отречения. Изучите Йога-Васиштху, где повествуется эта прекрасная история. Царица Чудалаи была йог и гьяни. Ее муж Шикхидвайя обладал устремленностью и хотел отречься от мира, уйти в лес, чтобы совершать тапас (аскезу) и достичь самореализации. Царица сказала: "Не уходи в лес. Я сама научу тебя высшей мудрости". Но однажды ночью он бежал из дома и отправился в лес. Царица достойно правила царством вместо него. Через несколько лет она захотела узнать о прогрессе своего мужа. С помощью глаза интуиции она выяснила его местопребывание. С помощью йогических сил она перенеслась туда, приняла облик риши Кумбха Муни и предстала перед ним в четырех футах над землей: иногда учителя показывают такие чудеса с тем, чтобы убедить ученика в своей авторитетности. Шикхидвайя приблизился к мудрецу и сказал: "Я отрекся от мира. Я отверг царство, дворец со всей его роскошь. Я отрекся от жены и детей. И все же я не достиг Высшего Покоя. Пожалуйста, объясни причину этого". Кумбха Муни ответил: "Может, ты и сделал все это, но на самом деле ты не сделал ничего". Раджа подумал: "Теперь у меня осталось только это тело. Возможно, даже оно должно быть разрушено". Он залез на дерево и приготовился броситься наземь. Но Муни предостерег его и сказал: "О, раджа! Даже это не есть истинное отречение. Ты лишь совершаешь самоубийство. Самоубийство--грех. Подлинное отречение--это отречение картрива-бхава (от позиции "я делаю это") и бхоктрива-бхава (от позиции "я наслаждаюсь этим"). Только отречение от эгоизма, от васан и самскар является подлинным отречением. Если ты практикуешь это отречение, тебе не нужно бежать из своего царства; ты можешь править им как мудрый монарх и сиять как дживанмукта". Вы не знаете, что такое этот эгоизм! Эгоизм--это тоже лишь вритти в уме. Все эти вритти--модификации ума, они--волны в озере ума. Очень трудно непосредственно атаковать эгоизм. У него есть разные слуги, такие как ............ (кама), ............. (кродха), ........... (моха) и т.д. Если вы боретесь с ними, постепенно эгоизм будет истощаться. Развивайте смирение. Взращивайте великодушие. Если вы пребываете в обители добродетелей, тогда эгоизм умрет сам по себе. Эта задача очень трудна. Только по милости Бога и наставника можно достичь этой цели. Поэтому Шветашватара Упанишад говорит: ((х)) Тому, кто имеет парабхакти к Богу и преданность гуру такую же, как и Богу, тому открываются истины Веданты. Сам этот мир является вашим лучшим учителем. Это арена, на которой вы можете получить много уроков. Это не пещера. Милосердие--очень важная добродетель. Как вы можете развить эту добродетель, находясь в пещере? Только великая душа, пребывающая на очень высокой ступени эволюции, может оставаться в пещере, практиковать непрерывную медитацию и излучать покой и благость всему миру. Другие лишь станут тамасичными. Вам не нужно бежать от мира. Он--ваш лучший учитель. У Господа Даттатрейи было двадцать четыре гуру. Он учился терпению у земли. От воздуха он воспринял учение о всепроникающей природе Господа. Если вы обладаете подлинной устремленностью и чистотой мотива, гуру явится к вам и поведет вас к цели. Путь к космическому сознанию Только оставаясь в миру, вы можете развить милосердие, сострадание и любовь. Служите больным и страждущим. Служите ближнему, любите ближнего как самого себя. Небольшие акты милосердия откроют широкую дорогу к очищению вашего сердца. Доброе, ободряющее слово утешит больного. Всегда будьте добры и участливы. Кол.Рики--очень внимательный доктор. Он всегда дает положительные, хорошие советы и ободряет пациентов. Некоторые же доктора могут напугать вас. Откройте глаза и распознайте значение человеческого страдания. Поделитесь с другими тем, что имеете. Отдайте одну десятую вашего дохода на благотворительность. Тогда ваше сердце расширится. Покиньте ваш дом посреди зимы, уйдите без денег и даже без одеяла. Спите на обочине. У вас не будет комфорта и удобств, которые вы имели в вашем доме. Но Господь придет к вам на помощь таинственным образом. Имея такой опыт, вы поймете страдания бедняков. В вашем сердце будет больше милосердия. Около двадцати лет назад я прошел один, без денег, от Шеркота до Ришикеша по каналу Ганги. Я был вынужден голодать; у меня не было одеяла, была зима. Господь по-разному помогал мне чудесным образом. Подобные переживания необходимы. Тогда вы увидите своего Бога в детях, облаченных в лохмотья. Вы не прогоните нищего, пришедшего к вашей двери. Вы поспешите к нему с пищей и одеждой: "Здесь мой Нарайян. Позвольте мне поклоняться ему благотворительностью и служением". У вас будет великодушное сердце. Вы все великодушны по отношению к определенным людям; но изучите свое сердце, и вы обнаружите, что по отношению к другим вы не великодушны. Каждый день производите самоанализ и выявляйте, насколько вы великодушны. Только обладая великодушием, вы достигнете космического сознания. Вы совершаете благотворительность не ради людей. Вы делаете это только для себя. Ваджанавалкья сказал: ((х)). Ваджанавалкья был великим мудрецом. Он хотел отречься от семьи и разделить имущество между своими женами--Катьяяни и Майтрейей. Катьяяни была .............(грихастха-дхармини), а Майтрейи--........ (брахма-вадини). Майтрейи спросила: "Мой господин, даже если отдать мне богатства трех миров, разве достигну я бессмертия?" Ваджанавалкья ответил: "Нет, моя дорогая, ты только будешь жить жизнью богатой женщины; богатство не даст бессмертия". Тогда она сказала: "Я не хочу этого богатства; научи меня ............. (брахма-видья), которое сделает меня бессмертной". Ваджанавалкья был очень доволен. Он сказал ей: "((х)). Эту Атму необходимо видеть, слышать, думать о ней и медитировать на нее". Затем, описывая природу Высшего Я, он сказал: "((х)) Там, где есть двойственность, один видит другого, слышит его, думает о нем. Но когда есть только Единое Я, кто кого слышит, видит, чувствует?" Эта прекрасная история приводится в Брихадараньяке Упанишад. Эта возвышенная реализация космического Сознания, высшего единства бытия, возможна только если разрушены все барьеры, разделяющие людей. Милосердием. Космической любовью. Великодушием. Не переставайте отдавать--это расширит ваше сердце и сознание. "Отдавайте обильно, отдавайте смиренно, отдавайте с великой верой",--говорит Тайтирья Упанишад. Вы все должны ежедневно изучать эту великую Упанишаду, особенно учащиеся. В ней записано соборное обращение риши к учащимся гурукулы. ((х)) "Говори правду, будь праведен". Будьте благими, творите благо--вот этическая суть всех религий. ((х)) Пусть мать будет твоим Богом, пусть отец будет твоим Богом, пусть гуру будет твоим Богом. Эти возвышенные наставления предназначены для расширения сердца и для проникновения в космическое сознание. Практикуйте все эти добродетели. Делитесь с другими тем, что у вас есть. Совершайте бескорыстное служение. Занимайтесь самоанализом. Посмотрите на свое тело, прекрасное творение Господа. Оно преподаст вам много уроков. Сердце безостановочно качает кровь на протяжении всей жизни. Оно никогда не жалуется. Посмотрите, как превосходно создан ваш глаз. Бог есть врач врачей, хирург хирургов. Посмотрите на легкие: они работают непрерывно и никогда не пренебрегают своими обязанностями. Без отдыха, без передышки. Бог также инженер инженеров. Он сконструировал эти превосходные своды ваших стоп, удерживающие вес всего тела. Он .............(шришти-карта), ..............(карма-пхала-дата). В соответствии со своей прежней кармой одни рождаются красивыми, другие уродливыми; одни--здоровыми от рождения, другие--слабыми; одни рождаются в богатых семьях, другие--в бедных. Поэтому давайте молиться Господу. Воспевайте ОМ. Будьте благи и творите благо. Бог есть высшая благость. Никогда не задевайте чувства других. Никогда не произносите жестоких и вульгарных слов. Всегда будьте мягкими и добрыми. Язык всегда хочет пробовать сладости; и речь тоже должна быть сладка. Практикуйте! Каждый день некоторое время соблюдайте ............ (мауна). Благодаря этой привычке будет контролироваться импульсивность речи. Одного жесткого слова достаточно, чтобы вы расстроились и ваша кровь закипела. Вы готовы убить человека, оскорбляющего вас! "А что такого в этом оскорблении? Он невежественный человек. Я не должен обращать внимания на его слова. Я должен простить его и забыть этот инцидент",--таким великодушным должно быть ваше отношение. Растите в добродетели. Расширяйте свое сердце. Развивайте космическую любовь. Достигните космического сознания здесь и сейчас, в этой жизни, в это же мгновение. Пусть Господь благословит всех вас здоровьем, долгой жизнью, миром, благополучием и вечным Блаженством. Вторая мандала Внутренний путь к освобождению Йога--это соединение индивидуальной души с Высшей Душой. Так же, как плавящаяся камфора становится единой с огнем, так же, как капля воды, упав в океан, становится единой с океаном, так и индивидуальная душа, когда она очищена, свободна от вожделения, жадности, ненависти и эгоизма, становится саттвичной, единой с Высшей Душой. Раджа-йога--это точная наука. В ней--восемь составляющих. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Раджа-йога начинается там, где заканчивается хатха-йога. Хатха-йога начинается с асан и пранаямы, контроля физического тела и очистки, или регуляции дыхания. Раджа-йога начинается с контроля ума и заканчивается в асампраджната самадхи. Теперь попытаемся провести небольшое исследование йоги. ((х)) Йога--это сдерживание умственных видоизменений. Все мыслеволны успокаиваются, и тогда вы входите в самадхи и становитесь едиными с Высшей Душой. Читта--это подсознательный ум, где накапливаются все впечатления. Вы едите манго. Это рождает самскару, которая откладывается в читте. Когда вы снова видите манго, эти самскары восстанавливаются в уме. Когда ум размышляет о любом объекте этого мира, появляется вишайякара вритти. Например, в какой-то момент она принимает форму яблока. Сразу вслед за этим возникает мысль о другом объекте и появляется другая мыслеволна. Когда благодаря концентрации и медитации на Брахман эти вритти контролируются, рождается брахмакара вритти. Все ведические тексты утверждают, что брахмакара вритти разрушает неведение (авидья), и тогда появляется сияние Брахмана. Значение беспристрастия Существуют различные виды вритти--некоторые болезненные, некоторые приятные. Для разрушения этих вритти Патанджали Махариши рекомендует абхьясу и вайрагью. Благодаря практике абхьясы и вайрагьи все вритти попадают под контроль, и вы входите в самадхи. То же самое говорит в Гите Господь. Арджуна говорит Господу: "Ум порывист, как ветер. Контролировать ум так же трудно, как схватить щипцами ветер". Господь Кришна отвечает: "Усмири этот порывистый ум абхьясой и вайрагьей". Вайрагья--наиболее важный фактор--это безучастность к нынешним и грядущим удовольствиям. Благодаря доша дришти, выявлению недостатков чувственной жизни, и митья дришти, вы можете развить вайрагью. Ум заполнен чувственными самскарами. Очень трудно отвлечь ум от этих объектов. Метод таков: вспоминайте описание этого мира, данное Господом в Гите. ((х))--этот мир непостоянен, преисполнен страданий, он--обитель печали. Все чувственные удовольствия кажутся приятными вначале, но в конце они подобны яду. Вспомните Вайрагью Дендиму Шри Шанкарачарьи: ((х)) В уме скрываются разбойники; жемчужина знания похищена этими бандитами, поэтому, о человек, пробудись от этой самсары. ((х)) Проснись; жизнь уходит, ты пойман в это колесо самсары. Тебя донимают разного рода беспокойства и ожидания. Ты не осознаешь этого, но жизнь постепенно убывает. Постоянно сохраняя эти мысли, вы постепенно разовьете вайрагью. Изучайте Вайрагью Сатака Бхартрихати, "Как обрести вайрагью", "Необходимость саньясы" и Вайрагья Пракарану Йоги Васиштхи. Без вайрагьи вы не сможете добиться духовного прогресса. Практика: единственная панацея Усилие по укреплению ума различными средствами является абхьясой. Сосредоточьте ум на черной точке или любой фигуре. Ум будет рассеиваться, это его привычка. Постепенно уводите его от объектов и пытайтесь зафиксировать на лотосных стопах Господа. Мысль будет ускользать сто раз на дню, но после трехмесячной практики она будет ускользать 99, 90 или 80 раз. Так вы будете неуклонно прогрессировать, и ум скоро станет однонаправленным, и вы сможете зафиксировать его на Господе и медитировать длительное время. ((х)) Средство от блуждания ума--непрерывная и регулярная абхьяса в течение долгого времени. В конечном итоге вы осознаете свое единство с Высшей Душой. Если вы продолжаете практику два месяца, а затем оставите ее, вы не сможете взойти на вершину. Регулярность имеет важнейшее значение. Пусть ваша ежедневная практика будет даже десятиминутной, но вы должны быть регулярны. Выполняйте практику в утренние часы (брахмамухурта). Брахмамухурта лучше всего подходит для ежедневной медитации. Обзор раджа-йоги Раджа-йога Сутры Патанджали разделена на четыре части. Первая--Самадхи Пада. За ней следует Садхана Пада, где описываются различные садханы раджа-йоги. Затем следует Вибхути Пада--описанные в ней различные психические силы вы обретаете с помощью концентрации. Четвертой будет Кайвалья Пада. В ней описывается достижение бессмертия и единства с Высшим Пурушей. Существует пять состояний ума: кшипта, мудха, викшипта, экагра и нирудха. Ум разбегается в разных направлениях; его лучи рассеиваются. Вам необходимо будет собрать их. Иногда ум заражен глупостью (мудха). Когда вы снова и снова практикуете концентрацию и повторяете имя Господа, ум становится однонаправленным. Это называется состоянием экагра. Впоследствии ум полностью контролируется (нирудха). Когда вы достигаете асампраджната самадхи, он готов раствориться в Высшем Пуруше. Вам необходимо воспитывать в себе четыре великих добродетели--майтри, каруна, мудита и упекша. Тогда вы достигнете умственного покоя. То же самое сказано Господом в Гите: ((х)) К равным вы должны относиться с дружелюбием (майтри). К бедствующим вы должны относиться с состраданием. К тем, кто стоит выше вас, вы должны быть благодушны. Благодушие разрушит зависть. Все ваши братья. Если кто-то находится в лучшем положении, порадуйтесь за него. Затем следует упекша. Иногда вы встречаете порочных людей. Будьте безучастны к ним. Благодаря этим методам вы достигнете умиротворения ума. На что медитировать Патанджали рекомендует медитации вишока и джьотишмати. Сосредоточьтесь на беспечальном ??? сияющем свете сердца. Иногда у вас открывается видение Бога, садху и гуру. Медитируйте на них или на любую форму по своему желанию--это ятхабхиматадхьянадва. Медитируйте на форму святого, свободного от раджа-двеши, или на любое изображение. На ваше собственное изображение, на свою форму и качества, на форму и качества вашего отца. На Господа Иисуса, Господа Будду, Раму, Кришну, Дургу. Все вы совершали какую-либо пуджу или поклонение в своем предыдущем рождении. Те самскары сохранились. В этом рождении ум одних непроизвольно устремляется к Раме, ум других--к Деви, третьих--к Кришне. Таким образом вы сможете избрать своего Ишта Девату. Различие между концентрацией и медитацией таково: концентрация--это дхарана, а медитация--дхьяна. Попытайтесь сосредоточить ум на любом объекте, на любой чакре в теле--это дхарана. Затем пусть на тот конкретный объект перенесется мысль. Это медитация. Если ум уклоняется от объекта медитации, возвращайте его обратно с помощью пратьяхары. Ваша лошадь убегает в чужой двор; вы должны будете вернуть ее назад и предупредить новый побег тем, что обеспечите ей вкусный корм в своем доме. Но даже тогда порочный ум будет разбегаться в разных направлениях. Вам нужно дисциплинировать его и убедить в том, что внутри вас находится высшее блаженство. Обезьяна будет скакать с ветки на ветку; вы должны будете вернуть ее обратно. Яма и нияма Яма и нияма--наиболее важные практики, предваряющие медитацию. Если вы мимо них сразу броситесь к медитации и самадхи, то лишь переломаете себе ноги. Но и ждать вам нельзя. На практику какой-либо одной ямы уйдет целая жизнь! Поэтому вам необходимо одновременно практиковать яму-нияму и заниматься концентрацией и медитацией, пусть вы и не утвердились еще в яме-нияме. Мы знаем одного только Харишчандру, совершенно утвердившегося в Истине. Но следовать истине в повседневной жизни пытаются многие. Хотя вы и не можете соблюдать совершенную брахмачарью, ведите хорошо отрегулированную жизнь. Не живите в вожделении, умерьте свои желания--вот сущность апариграхи. Любите всех--это практика ахимсы. Не жаждите чужого богатства--это астхейя. Те, кто желает достичь вечного Абсолюта, должны следовать этим канонам неотступно. ((х)) Только наделенные вайрагьей и утвердившиеся в брахмачарье могут войти в обитель Абсолютного Брахмана. Ниямы составляют: сауша, сантоша, тапас, свадхьяйя, ишварапранидхана. Сауша--это внутренняя и внешняя чистота. Внутренняя чистота ума и сердца является более важной. Освободитесь от дурных вритти. Сантоша (удовлетворенность)--это великое достоинство, великое сокровище. Тапас--это аскеза. Отсутствие эгоизма и бескорыстное служение--важнейшие формы тапаса. Смирение и бесстрастие--важнейшие формы аскезы. Практикуйте их в непрерывном, неутомимом, бескорыстном служении. Практикуйте три формы тапаса, упомянутые в Гите. Дисциплинарные практики, подобные посту и т.д., тоже относятся к тапасу. Поститесь в экадаши. Если вы достаточно выносливы, поститесь не принимая даже воды. Это даст возможность пищеварительным органам отдохнуть. Во время поста к вам придет медитативное состояние. Перегрузив желудок, вы можете расстелить кровать и отправиться спать, но не медитировать! Некоторые люди, живущие в роскоши, иногда спрашивают меня о самом быстром способе выхода в самадхи. Я говорю им: "Наешьтесь до отвалу риса и творога, расстелите превосходную мягкую постель с хорошей подушкой, растянитесь на ней, забудьте об этом мире--и вы получите "самадхи". Если вы стремитесь практиковать йогу, вам необходимо подчинить себя строгой дисциплине. Свадхьяйя--это изучение религиозных текстов. Атма-Бодха, Таттва-Бодха, Вивекачудамани, Панчадаши Вичара Сагара, Йога-Васиштха, Упанишады, Гита, Брахма Сутры. Йога-Васиштха является монументальной работой по Веданте. Но вам не следует приниматься за изучение Йога-Васиштхи в самом начале. Вы не сможете понять ее подлинное значение. Прежде всего вам нужно изучить простые тексты. В начальных текстах Веданты даны наставления по панчекарану и другим основным положениям Веданты. Панчекаран--это описание пяти элементов. Воздух, которым вы сейчас дышите, не является чистой вайю-танматра. В нем содержатся некоторые другие элементы. В "рупии" воздуха содержится "восемь анн" вайю-танматры и "две анны" каждой из остальных четырех танматр. Так же и с прочими элементами. Есть и другой панчекаран--панчекаран для хорошего сна. Смешайте четыре вещества: (роган) масло, выжатое из миндаля (бадам), семена тыквы (кадду), семена мака (постху), кофейные зерна (каху) и добавьте масла Брахми в количестве, равном сумме всех четырех составляющих. Это панчекаран для хорошего сна. Не думайте, что я уклонился от основной темы раджа-йоги. Хороший сон необходим для поддержания хорошего здоровья. Если вы хорошо спите и просыпаетесь отдохнувшими, вам будет достаточно менее шести часов сна. У вас будет хорошее здоровье, без которого вы не сможете практиковать йогу. Повторение мантры также относится к свадхьяйе. Затем следует Ишвара-пранидхана. Посвятите себя Господу. "Я Твой, все Твое, мой Господь. Да будет воля Твоя"--это мантра самоотдачи. "Шри рамах шаранам мама"--мантра бхакт Рамы. "Шри Кришна шаранам мама"--мантра бхакт Кришны. "Хари шаранам"--бхакт Господа Нарайяны. Повторяйте ее почаще наряду со своей иштха мантрой. Предайтесь, разрушьте свое эго. Чем-то вы пожертвуете, но скорее всего вы оставите что-то и для себя. От эго отречься очень трудно. Препятствия для преданности--эгоизм и желание. Вы будете думать: "Вот только справлю свадьбу старшей дочери, и тогда смогу посвятить себя Господу". Где гарантия, что вы доживете до того момента? Но если вы вознамерились предаться Господу, по Его милости все препятствия будут устранены. Ощутите, что все ваши индрии--инструменты Господа; Бог действует через ваше тело. Это единственный путь к самоотдаче. Полностью посвятив себя Господу и постоянно памятуя о Нем, вы сможете очень быстро снискать Его милость. ((х)) Господь говорит: "Я даю им йогу распознавания, с помощью которой они придут ко Мне". Повторяйте мантру из Гиты: ((х)). Размышляйте о значении этой мантры. Войдите в смиренное состояние Арджуны: ((х)). Это эффективный метод самоотдачи. Карма, бхакти и гьяна в раджа-йоге Все йоги переплетены между собой, как листья на чайном кусте. Не существует отдельной карма-йоги в Мадрасе, бхакти-йоги в Алморе и раджа-йоги в Бомбее. В самой раджа-йоге вы практикуете тапас, свадхьяйю и ишварапранидхану. Тапас относится к карма-йоге, свадхьяйя--к гьяна-йоге, и ишварапранидхана--к бхакти-йоге. В Веданте вы встречаете садхана-чатуштайю, которая есть не что иное, как яма-нияма и пратьяхара раджа-йоги. Сама и дама Веданты также есть в раджа-йоге. Дама в раджа-йоге носит название пратьяхары. Ведантист называет дхарану раджа-йоги самадханой. Человек--тройственное существо. У него есть руки, сердце и голова. Поэтому он должен в одно и то же время практиковать карма-, бхакти- и гьяна-йогу, только тогда его развитие будет гармоничным. В противном случае оно будет однобоким. Поэтому йога синтеза очень нужна. Вы должны уметь работать в динамическом поле карма-йоги, воспевать имена и славу Господа, погружаться в медитацию и в то же время стремиться осознать истины Веданты. Некоторым ведантистам кажется, что карма-йога и бхакти-йога второстепенны. Это ошибка, достойная сожаления. Служение является таким же важным, как и Веданта. Когда вы поймете, что во всех существах пребывает Единое Я, разве вы сможете не служить всем? Вы поймете, что весь мир--это ваше тело. Шанкара, Иисус, Будда были "йоги синтеза". Они--наши идеалы. Шанкара, великий адвайта ведантист, был бхактой, он воспевал некоторые гимны. Он был также йог--мог отделить себя от тела. Он был динамичным карма-йог--за короткий отрезок в 32 года, что он жил здесь, он основал четыре матха в различных частях Индии, где не было самолетов и автомобилей. В то же время он был великим гьяни. Он практиковал йогу синтеза. Тапас, свадхьяйя и ишварапранидхана вместе называют крийя-йогой, или йогой действия для очищения сердца. Знание войдет только в чистое сердце. Асана и пранаяма За ямой и ниямой следует асана. ((х)) Патанджали уделяет асанам немного внимания. ((х)) Саттва покрыта раждасом и тамасом. Практика пранаямы устраняет покров тамаса и раджаса. Вы можете распознать в человеке раджасичный темперамент: он выглядит раджасичным, любит яркую раджасичную одежду и раджасичную пищу. Вы сразу же можете узнать саттвичного человека, который носит на шее джапамала, проявляет смирение и простоту в поведении, носит простую одежду и ест простую саттвичную пищу. По вашему виду и поведению можно определить преобладающую в вас гуну. Гуны всегда смешаны, но преобладающий элемент все же можно выявить. Раджасичный человек стремится обрести силу, престиж, положение. Человек, обладающий спокойным, чистым умом, всегда исследующий природу мира и Высшего Я, всегда пребывающий в медитативном состоянии, естественно склонный изучать духовные книги, живущий в уединении--это саттвичный человек. Если вы любите лук и чеснок, мясо и баранину, это указывает на раджасичную природу в вас. Она будет нарушать спокойствие вашего ума и возбуждать низменные страсти. Пища играет немаловажную роль в формировании вашей природы. Взгляните на слона--он ест только листья и овощи. Как он спокоен, несмотря на его огромные размеры и силу! С другой стороны, посмотрите на тигра. Несмотря на свои небольшие размеры как он жесток и опасен! Природа находится в соответствии с пищей. Не относите рыбу и яйца в категорию вегетарианских продуктов! Только в хатха-йоге подробно описаны различные асаны, предназначенные для совершенствования тела. Это все более поздние разработки. Патанджали Махариши хочет только, чтобы вы приняли удобную позу, в которой сможете сидеть долгое время. Вы можете даже сидеть на стуле, но не допускайте, чтобы сон сморил вас. То же самое можно сказать и о пранаяме. Позднее были разработаны ашта-кумбхаки. Я покажу вам четыре легких и важных упражнения из пранаямы. Первое совсем несложно--сукх пурак пранаяма. Вы можете практиковать ее даже когда лежите в постели. Вдыхайте воздух через обе ноздри (длительность на ваше усмотрение), задерживайте его и выдыхайте. Следующая пранаяма--сандхья пранаяма или анулома-вилома пранаяма. Вдохните воздух через левую ноздрю, задержите и выдохните через правую; затем вдохните воздух через правую ноздрю, задержите и выдохните через левую. Это составит один круг пранаямы. Соотношение между вдохом, задержкой и выдохом рекомендуется такое: 1 : 4 : 2. Но в начале вам не нужно загружать себя этим. С опытом это соотношение выстроится само по себе. Во время задержки дыхания по частям повторяйте свою иштха матру. Это более эффективно. Это наполнит вас божественной энергией. Бхастрика--это быстрые вдохи и выдохи. Это похоже на качание мехов. Даже один круг бхастрики приободрит вас за несколько секунд. Делайте ее зимой. Летом вы можете делать один круг, да и то в ранние утренние часы. Летом очень хороша ситали. Она будет постоянно охлаждать вашу систему, очищать кровь. Сверните язык трубочкой и вдохните через нее воздух. Задержите. Теперь выдохните. Это соответствует действию выпитого стакана ледяной воды. Если вы практикуете все эти пранаямы достаточно длительное время, кевала кумбхака придет сама по себе. Кевала Кумбхака--это задержка дыхания без вдохов и выдохов. Затем следует пратьяхара--выведение ума из-под контроля чувств. Следующая стадия--дхарана--концентрация ума. Процесс дхараны прекрасно описан Господом в Бхагавад Гите. ((х)) Перекройте дороги, по которым чувства устремляются вовне; сосредоточьте ум на Господе или на Высшем Я, пребывающем в сердце; удерживайте дыхание в области макушки головы с помощью практики кевала кумбхака, и тогда вы достигнете совершенной концентрации ума. Вы быстро войдете в дхьяну и самадхи. За дхараной следует дхьяна. В дхьяне ваш ум вращается в определенных мыслительных сферах. Медитируйте на розу. Вы позволяете при этом уму размышлять обо всех сортах роз. Но только одна определенная группа мыслей может быть допущена в ум. Бхагавад Гита дает прекрасное описание процесса дхьяны. Изучите шестую главу. Удалитесь в уединенное место. Там подготовьте сидение, не слишком высокое и не слишком низкое. Покрывало, оленья шкура и трава куша, положенные друг на друга, являются идеальным сочетанием. Сдерживайте чувства. Успокойте ум. Держите тело прямо, чтобы голова, шея и корпус были на одной линии. Направьте взгляд на трикути. Медитируйте на Бога. Вскоре вы войдете в самадхи. Самадхи следует за дхьяной. Дхарана, дхьяна и самадхи вместе составляют самьяму. Наряду с пратьяхарой, эти три составляют антаранга садхану. Первые четыре, а именно яма, нияма, асана и пранаяма--это бахиранга садхана. Подлинная раджа-йога начинается с пратьяхары, с антаранга садханы. Самьяма составляет действительную практику раджа-йоги. Благодаря практике самьямы вы можете постичь истину о вещи, на которую медитируете. Вы можете сойтись лицом к лицу с подлинной природой вещей. Вы можете обрести различные сиддхи и психические способности. Практикуя самьяму на солнце, йоги получают знание о мире. Самьяма на луну дает им знание о звездной системе. Самьяма на полярную звезду открывает ему истину о движении звезд. Если йог практикует самьяму на слона, он обретает силу слона. Практикуя самьяму на свое тело, йог способен дематериализовать физическое тело и перемещаться невидимым. С помощью подобных самьям на различные другие формы или объекты можно обрести различные сиддхи, такие как ясновидение, яснослышание, телепатия, трикала-гьяна и т.д. Особенно упомяну еще одну самьяму и попрошу вас практиковать ее. Это самьяма на добродетели, ибо, практикуя самьяму на такие добродетели, как любовь, дружелюбие и т.д., вы сможете излучать эти добродетели и, направляя их на других людей, преображать их. Самьяма на внутреннее "Я"--это цель практики раджа-йоги. Все прочие самьямы только лишь дадут вам сиддхи, которые могут способствовать вашему падению. Остерегайтесь их. Осторожно следуйте по пути к цели, медитируйте на Высшее Я. Войдите в самадхи. Достигнете атма-гьяны. Конечное освобождение Раджа-йога делит самадхи на две категории--сампраджната самадхи и асампраджната самадхи. В раджа-йоге описаны различные стадии: савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, саванда сашмита. Все они составляют сампраджната или сабиджа самадхи. В асампраджната или нирбиджа самадхи все самскары сожжены и вы обретаете кайвалья мокша. В Веданте это называют также арупа манонаса и сарупа манонаса. Манолайя--это лишь временное растворение ума, оно неспособно дать вам мокшу. Ум возвращается снова. Мы стремимся к манонаса, к тому разрушению ума, при котором вы достигаете мокши. Все самскары и раджа-двеши должны быть сожжены. Тогда только вы достигните асампраджната самадхи. В сарупа манонасе раджас и тамас полностью разрушаются, остается только саттва. Сарупа манонаса служит для достижения дживанмукты. Дживанмукты используют мыслеформы для совершения локасамграхи. Арупаманонаса переходит в видехамукти, и весь ум разрушается. Как преодолеть препятствия Пять видов несчастья таковы: неведение (авидья), эгоизм (асмита), влечение (рага), неприязнь (двеша) и привязанность к светской жизни (абхинивеша). Самадхи разрушает их все. Рага и двеша имеют пять состояний--полностью проявленное (удара), скрытое (вичхинна), ослабленное (тану), дремлющее (прашупта) и сожженное (дагха). У людей с мирским умом, позгрязших во всем светском, рага и двеша находятся в проявленном состоянии--удара авастха. Вичинна авастха--это состояние, в котором рага и двеша скрыты. Муж с женой иногда ссорятся, и любовь на время становится скрытой. Она вновь улыбнется--и любовь возвращается. Это вичинна авастха. Некоторые люди практикуют пранаяму, киртан и джапу. В них рага и двеша ослабляются (тану авастха). Иногда из-за неподходящих условий они остаются дремлющими. В самадхи они сгорают. Рага и двеша--составляющие этой самсары. Из них состоит ум. Ум--это некоторая сила, не имеющая подлинной сущности, но некоторое время он кажется реально существующим и вводит джив в заблуждение. Ум стоит выше праны и материи. Но различение превосходит его. Различение способно контролировать ум. Благодаря исследованию подлинной природы, или атма-вичары, можно контролировать ум. Если вы разрушите рага-двешу с помощью медитации и самадхи, ум будет уничтожен. Вы должны ежедневно практиковать концентрацию пусть всего пять или десять минут, тогда вы сможете контролировать ум и войти в самадхи. Существует несколько препятствий для медитации. Веданта указывает на лайю, викшепу, кашьяйю и расасваду. Патанджали говорит: "Болезнь, тупость, сомнения, беспечность, лень, мирские помыслы, иллюзия, бесцельность, нестабильность--вот препятствия в йоге". Печаль, меланхолия, дрожь в теле, учащенное дыхание способствуют созданию препятствий. Вы должны устранить все эти препятствия. Если во время медитации вас одолевает сон, встаньте, сполосните лицо холодной водой, выполните несколько асан и пранаяму. Сонливость пройдет. Для тех, у кого достаточно длинные волосы, есть другой старинный способ: ниткой зацепите пучок волос за гвоздь, вбитый в стену,--если вы задремлете во время медитации, гвоздь одернет вас. Вечером принимайте легкую пищу. Абхьяса и вайрагья являются лучшими средствами преодоления всех препятствий. Вайрагья--это не бегство от мира. Вайрагья--это ментальное состояние. Анализируйте свои мысли. Исследуйте свои мотивы. Устраните объекты, наиболее полюбившиеся вашему уму, по крайней мере на какое-то время. Когда влечение к ним уменьшится, тогда вы можете принять их уже как повелитель. Не обманывайте людей, говоря что обладаете ментальной вайрагьей, когда сами потворствуете чувственным удовольствиям и живете в роскоши. Сакхи, Господь, пребывающий в вашем сердце, знает ваше ментальное состояние. Вы ничего не добьетесь, пытаясь обмануть людей. Методы концентрации Сделайте что-нибудь практическое. Прямо сейчас помедитируйте несколько секунд ОМ (безмолвная медитация) Вы медитировали всего лишь несколько секунд. Какое это было значительное и возвышенное переживание! Таким же образом медитируйте, пробудившись утром и наскоро умывшись. Не расходуйте все время брахмамухутры на умывание, чистку зубов и ответы зову природы. Не медлите. Медитация более важна. Восхваляя гуру и Бога, прочтите несколько стотр (гимнов). Совершите ментальное арати. Исполните манаса пуджу, затем медитируйте. По воскресеньям делайте ануштану. Уделите максимум времени джапе и медитации. Определите для себя: "Я буду читать 10.000 джапа". Вам необязательно предлагать Господу плоды и цветы. Шанти, сантоша, различение, бесстрастие, решимость, мужество, любовь, праведность, искренность, чистота--вот самые ароматные цветы, которые вы можете предложить Господу. Он будет очень доволен вами, если вы предложите эти цветы. Это и есть манаса пуджа. Предлагая манаса пуджу, вы добьетесь лучшей концентрации ума. Ваше сердце очистится быстрее. Веданта говорит, что есть три вида нечистоты ума--мала, викшепа и аварана. Веданта предписывает бескорыстное служение для устранения мала, упасану для устранения викшепы и нидидхьясану для устранения покрова невежества (аварана). У хатха-йогов есть свои основные очистительные практики--шат крийи, а именно: нети, дхаути, басти, наули, тратака и капалабхати. Тратака очень важна. Смотрите на неподвижную точку на стене, на пламя свечи или на изображение Господа. Вы можете совершать тратаку на Луну, а также на звезды. Во время тратаки ум легко сосредотачивается. Сначала неотрывно смотрите на изображение Господа в течение нескольких минут, читая джапу, затем закройте глаза и попытайтесь визуализировать это изображение в своем сердце. Это наиболее эффективный способ практики тратаки. Ограничьте круг своих обязанностей в этом мире. Практикуйте яму-нияму насколько это возможно, постепенно увеличивая интенсивность практики. Немного больше любви, немного больше доброты, немного больше великодушия, немного больше изучения писаний, немного больше джапы и медитации. Следуйте таким образом к цели и достигнете предназначения не в отдаленном будущем, но здесь и сейчас. Четыре письма от Господа Ямы Остерегайтесь ловушек майи. Пробудитесь сейчас же. Господь Яма в своем милосердии и сострадании посылает четыре письма. Вы знаете, что это за письма? Первое письмо--это появление седых волос. Господь Яма предупреждает: "О, человек, ты растранжирил свою жизнь. Старость настигает тебя. Твоя жизнь скоро закончится. Сейчас же пробудись и обратись к садхане". Но человек игнорирует это, идет к аптекарю и покупает пигмент, чтобы покрасить волосы в черный цвет. Он продолжает жить по-прежнему. Он хочет показать свое превосходство над Господом Ямой. Приходит второе письмо. Падает зрение. У него всё еще есть шанс пробудиться и посвятить себя йога садхане, но он не делает этого. Он идет к окулисту и заказывает красивые очки. Даже после этого он продолжает жить той же чувственной жизнью. Ему кажется, что в очках он выглядит еще представительней, чем прежде. Даже некоторые молодые люди сейчас носят очки, они считают, что это модно и что они выглядят в них более привлекательно. Не рассуждайте так глупо. Вы только испортите себе глаза. И потом приходит третье письмо. Начинают выпадать зубы. Это очень серьезное предостережение Ямы. Но сбитого с толку человека даже это не заботит. Он идет к дантисту и вставляет красивые искусственные зубы. Теперь он даже еще более счастлив: "Мои настоящие зубы были не так хороши, как эти",--говорит он. Его не заботит предостережение Ямы. Затем приходит четвертое письмо. Тело теряет силу. Походка становится неустойчивой. Человек не может прямо сидеть и ходить без поддержки. Но глупец не осознает, что жизнь его подходит к концу. Он идет в магазин, покупает красивую трость, ставит на нее серебряный набалдашник--и выглядит с ней еще солидней, чем раньше. Увы, все четыре предостережения Господа оставлены без внимания. В конце концов, смерть уносит его. Таково жалкое положение невежественного человека. Не уподобляйтесь ему. Пробудитесь сейчас же. У вас есть еще время. Совершайте садхану. Осознайте цель здесь и сейчас. Патанджали говорит: ((х)) для человека, способного различать, все здесь представляется лишь страданием. Даже начальные стадии самадхи он рассматривает как дукха, хотя они бесконечно блаженнее жалкой мирской жизни. Причина в том, что даже эти формы самадхи становятся препятствиями на пути стремящегося и мешают его стремлению достичь высшей нирвикальпа самадхи. Вспомните сутру: ((х)) Практикуя йогу, вы можете обрести различные сиддхи и риддхи. Вы должны отвергнуть их как бесполезные, поскольку ваша цель--достижение ............ (кайвалья мокша). Появятся знаки внимания со стороны дэв. Уддхалаку искушали дэвы, но он отказал им. Не прельщайтесь даже этими психическими силами. Помните: ((х)) Дерзновенно идите вперед и достигнете цели--нирвикальпа самадхи. Не останавливайтесь, покуда цель не будет достигнута. ((х)) Обобщим. Раджа-йога--это царственный путь к освобождению от страданий. Она основана на четырех великих принципах: существование страдания, его причина, освобождение от страдания и средства для этого. Практика методов, предписанных раджа-йогой, ведет к прекращению всех страданий и к достижению вечного блаженства. Займитесь практикой сегодня же. Не пропускайте ни одного дня. Помните, что каждый день вы приближаетесь к концу этого земного существования в человеческой форме. Вы потеряли много дней, месяцев и лет. Вы не осознаете этого из-за сильного опьянения ликером ............ (моха). Поэтому вы не понимаете подлинной причины страданий в этой земной жизни. Причиной страдания является авидья. Когда внутри восходит солнце различения, пуруша осознает, что он отличен от пракрити, что он независим и свободен. Раджа-йога дает вам наиболее практичный метод для достижения этого возвышенного состояния. Трем классам стремящихся раджа-йога предписывает три вида садханы. Первоклассному стремящемуся (уттама адхикари) раджа-йога предписывает абхьясу и вайрагью. Он практикует медитацию на Высшее Я, он практикует ............... (читта-вритти-ниродха) и скоро войдет в самадхи. Это практика вайрагьи. Среднему стремящемуся (мадхьяма адхикари) раджа-йога предписывает ...............(крийю), .................(йога тапас), .............(свадхьяйю) и ..............(ишварапранидхану). Есть различные виды тапаса: чандраяна, кришча-врата, панчагни тапас--простоять зимнюю ночь в ледяной воде, простоять летний день на горячем песке--есть множество практических форм тапаса. Но о лучших из них сказано Господом в Бхагавад Гите. Свадхьяйя--это изучение духовной литературы и также повторение (джапа) вашей ишта мантры. Ишварапранидхана--это посвящение себя Господу и совершение всех действий с позиции................(ишварапрана). Это три формы садханы мадхьяма адхикари, который очень скоро войдет в глубокую медитацию и достигнет кайвалья мокши. Для адхама адхикари, начинающего стремящегося, раджа-йога предписывает восьмиступенчатую садхану--яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Не воображайте, что вы находитесь на стадии уттама адхикари и что вам нужно только сесть в медитацию и войти в самадхи. Вас ожидает великое разочарование--вы обнаружите, что даже после нескольких лет практики не продвинулись вперед ни на дюйм. Причина в том, что глубоко внутри вас затаились желания и притязания, дурные вритти, до которых вам не добраться. Будьте смиренны. Проведите тщательный анализ своего сердца и ума. Даже если вы стремящийся высшего класса, думайте, что вы начинающий и практикуйте восьмиступенчатую садхану, предписанную раджа-йогой. Чем больше времени вы уделите первым двум шагам, то есть яме и нияме, тем меньше времени вам понадобится для достижения совершенства в медитации. Это--очень длительная подготовка. Но не ждите достижения совершенства в яме-нияме для того, чтобы заняться следующими за ними практиками асан, пранаямы и медитации. Попытайтесь укрепиться в яме-нияме и в то же самое время практикуйте асаны, пранаяму и медитацию, насколько это возможно. Эти практики должны идти рука об руку. Тогда успех не заставит себя ждать. Вы скоро войдете в нирвикальпа самадхи и достигнете кайвалья мокши. Никто не способен передать, и никакие слова не могут описать это высшее состояние. Действуй, дерзновенный стремящийся, и реализуй это сам. Пусть Господь благословит вас здоровьем, долгой жизнью, миром, благополучием и кайвалья мокшей! Пусть вы засияете как йоги уже в этом рождении. Третья мандала Бхакти-йога Бхакти--это высшая преданность Господу. Бхакти--это интенсивное влечение к Богу, который пребывает во всех существах и который является поддержкой и прибежищем всех существ. Он Всемогущий, Всепроникающий, Вездесущий. Этому Господу вам следует возносить молитвы и воспевать Его имена и славу. И тогда ум преисполнится саттвы. Вы найдете прибежище в Господе и обрящете бессмертие, высший покой и вечную благодать. Существуют люди различного темперамента, и они поклоняются различным божествам. В самой Бхаратаварше одни преданы Господу Раме--особенно много их в Айодхе. Во Вриндаване, а также в других частях страны люди преданы Господу Кришне. Рама и Кришна неотличны друг от друга. Они являются аватарами (воплощениями) Господа Хари. В Бенгалии поклоняются Дурге, Кали и другим формам Дэви. Они почитают Бога как Мать, как верховную энергию парашакти. Некоторые люди в Индии являются вайшнавами. В Южной Индии одни поклоняются Картикейе, множество других--Господу Шиве. Некоторые поклоняются также и Вишну. Шри видья упасана, или поклонение Раджараджесвари, тоже преобладает в некоторых частях Индии. Мать Раджараджесвари--это верховная сила Господа. Поклонение Раджараджесвари приносит вам как бхукти (мирскую радость и благополучие), так и мукти (освобождение). В Кашмире распространен кашмир-шиваизм, там поклоняются Господу Шиве. Всё едино. Верховный Брахман принимает различные формы. Он безграничен. Эта безграничная Сущность проявляется здесь в безграничном многообразии, и эта безграничная природа Бога отражается здесь во всем--в бесконечном разнообразии лиц, голосов, цветов, овощей, лекарств, врачей и искусств. Эту безграничную Сущность вы должны осознать здесь и сейчас, только тогда вы достигнете безграничной благодати. В Карнатаке (Мисур) распространен вира-шиваизм. Лингаяты поклоняются Господу Шиве. Некоторые из них не признают Господа Вишну. Некоторые вайшнавы не почитают Господа Шиву. Это ошибка, достойная сожаления. Есть только один Господь--зовете ли вы Его Вишну или Шивой. Всё едино. Брахма--это созидающий аспект Бога, Вишну--хранитель, а Господь Шива--разрушитель. Шива не является жестоким Богом, просто когда тело становится непригодным для дальнейшей эволюции души, Он дает вам другое тело; Он преисполнен доброты и милосердия, Его можно легко умилостивить, повторяя Его имя и предлагая немного воды Его "непокрытой голове". Шива-лингам показывает, что Бог лишен формы. Он безграничный, вездесущий Шива. В Махарастре поклоняются Господу Хануману благодаря влиянию Самартхи Рамдаса, а также Господу Даттатрейе, аватару Тримурти. В Пенджабе поклоняются Гуру Нанакдеве--сат-нам-вах-гуру. Концепция поклонения гуру возвышенна. С помощью всех этих форм поклонения вы можете достичь высшего состояния мокши. Четыре типа бхакт Бхакты, или преданные Бога, бывают четырех типов--арта, джигьясу, артхартхи и гьяни. Артха--это бедствующий преданный, который очень много страдает и который ищет милости Бога, чтобы избавиться от боли и печали. Джигьясу--это искатель знания, он сознает себя неразумным и ищет милости Бога, чтобы обрести мудрость. Артхартхи--это искатель богатства, стремящийся стяжать земные блага, деньги, владения и т.п., чтобы наслаждаться счастливой жизнью. Он пытается умилостивить Бога с этой целью. Гьяни--это мудрец, удовлетворенный Высшим Я, не имеющий желаний, свободный от желаний, осуществивший все желания, единственное желание которого--Высшее Я и который видит свое Высшее Я как всеобъемлющего Бога. Бедствующим является тот, кто страдает от хронической неизлечимой болезни, чья жизнь находится под угрозой из-за землетрясения, извержения вулкана, молнии, нападения бандита, врага, тигра и т.д. Драупади и Гаджендра--примеры артха бхакт. Когда Духшасана вывел Драупади на суд Каурав и потащил ее сари, она воззвала к Кришне, защищая свою честь. Ганджендра призывал Нараяну, когда на него в воде напал крокодил. Джигьясу--это исследователь. Он разочаровался в мире. В его жизни пустота. Он всегда понимает, что чувственные удовольствия не являются высшей формой счастья и что все же существует вечное блаженство, не смешанное с горем и болью, которое нужно искать внутри. Уддхава был джигьясу. Он был разочарован миром и искал мудрости у Шри Кришны. Искатель богатств цепляется за деньги, жену, детей, положение, звания и почести. Сугрива, Вибхишана и Дхрува были артхартхи бхакты. Сугрива хотел свергнуть Бали и завладеть его царством. Вибхишана хотел покончить с Раваной и получить Ланку. Дхрува хотел иметь царство, в котором он бы избавился от преследований своей мачехи. Гьяни--это человек знания, достигший самопросветления. Шука Махариши был гьяни бхакта. Он был брахма-гьяни высшего порядка.