ВОПРОС. Если я хочу познать свой ум, не нахожусь ли я в плену этого желания? ОТВЕТ. В определенной степени "да". Но если вы не будете хотеть свободы, вы никогда её не получите. Так что вам нужно что-то делать, пока вы не начнёте получать результаты. И затем, когда вы уже будете это получать, тогда вы больше ничего не будете хотеть, потому что вы уже приехали. В. Скажите, как избавиться от несчастной безответной, сильной любви? О. Я бы желал тому, кого вы любите столько хорошего, столько много океанов радости, что в этом абсолютно не оставалось бы никакого места для вас. Вы желаете ему всего хорошего и идете своим путем. Это наилучший способ разделить. Всегда делиться с чувством того, что что-то дал. Так что желайте ему или ей просто счастья и идите к тем, кому вы нравитесь. Такие найдутся всегда и везде. В. Есть ли у вас связь с космическим разумом? О. Я думаю, что пространство в моей голове и пространство вне моей головы одно и тоже. иногда я осознаю это пространство внутри, иногда я осознаю это пространство снаружи. Наверное, это все, что я могу сказать. Когда я осознаю его, оно богато и игриво и оно наслаждается тем, что делает добрые вещи. Некоторые люди думают об этом снаружи, некоторые внутри. Христианство обычно думает об этом снаружи, индуизм - внутри. Буддизм думает об этом снаружи и внутри. В. Что вы вкладываете в понятие любовь? Верите ли вы в любовь между мужчиной и женщиной? О. Я вижу любовь так, что в основном есть два вида. Есть любовь дающая и есть любовь берущая. Любовь берущая - это ожидание, это в прошлом или в будущем. Это связывает людей и лучше всего это назвать привязанностью. Это никогда не принесет счастья. Дающая любовь, любовь, которая делится и делает богатым - это лучшее в мире. Она состоит из четырех вещей: иногда это - как любовь, которой делятся, то есть оба дают то, что у них есть, и возникает радость. Иногда это, как сострадание; мы помогаем людям даже тогда, когда с ними трудно. Иногда это сочуственная радость; мы рады чему-то происходящему в другом месте, потому что это хорошо и даже несмотря на то, что это не имеет вроде бы никакого отношения к нам. Иногда это равносность; это знание того, что у каждого есть будда-природа, независимо от того, что они делают. Эти четыре вида любви - дающие виды любви. Затем, что касается любви между мужчиной и женщиной - что еще вы могли бы делать ночью? Просто спать? Было бы скучно, не так ли? Да, я верю в это. В. Вы говорили, что можно изменять карму. Какими качествами надо обладать для этого? О. Сильное желание, сильное усердие, сильная радость, если возможно. Наверное лучшее что можно сделать, это смеяться над кармическими вещами, пока они не уйдут. Бесстрашие. Я приведу вам пример из Гамбурга, как можно сделать что -либо интересное. Вы прыгаете с высоты 50 метров, с резиной вокруг ваших ног и перед землей вас вытягивают обратно, и так несколько раз. И прошлой осенью гамбургцы спросили меня, хочу ли я попробовать. Но поскольку я очень умный, я спросил: "Кто заплатит?" Мне сказали:"Мы заплатим". И затем, что произошло, десять мужчин из гамбургского центра прыгнули со мной. А на следующей неделе прыгнули две женщины. Это значит выходить за пределы. Это быть смелым и освобождаться от множества старой кармы и всего остального. Также многие мои друзья занимаются прыжками с парашюта, что бы развивать свой ум, вырабатывать в нем ясность, освобождаться от старой кармы. Конечно, не в одиночку - это слишком опасно. Я знаю, что сам бы я не потянул за эту веревку в нужное время. Вы чувствуете себя так хорошо, что просто хотите продолжать, но с теми, кто прыгнул несколько тысяч раз и знает что делать. Тогда это очень хорошо. Вот с такими вещами, благодаря мужеству, вы можете прорубиться через множество карм. Также с радостью. Есть много способов; если вы делаете что-то необычное, что-то действительно большое, тогда вы можете прорубиться. В. Если прорубаешься через плохую карму, а вдруг через хорошую карму? О. Это трудно, это труднее. Для того, чтобы сломать что -то хорошее, хороший взгляд или что-то хорошее в себе, нужны четыре вещи: нужно знать, что это такое нужно хотеть это разрушить нужно это сделать, либо, чтобы это было сделано нужно быть после этого удовлетворенным. Так что, все четыре вместе иметь трудно. Фактически моё учение сегодня вечером будет о карме. Очень быстро и мы перейдем к остальной программе. Если вы хотите понять всю карму, то это три раза по четыре вещи. Первое для того, чтобы карма была максимальной. Должны быть четыре вещи, о которых я сказал. Вы должны знать ситуацию, хотеть что-то сделать, сделать это или, чтобы это было сделано; и быть после этого удовлетворенным. В большинстве случаев вы не получаете результата сразу, результаты приходят когда мы умираем. Затем есть четыре результата: когда прервана продолжительность впечатлений и ощущений из прошлой жизни, то мы переходим в состояние сна, это такой вид опыта, где над нами доминирует то, что ощущается наиболее сильно из последней жизни. Это может быть больше или меньше времени или же мы перейдем из одной человеческой жизни прямо в другую. Затем, когда мы люди, есть три дальнейших результата. Вид тела, которое мы получаем (популярный или не популярный). В какую страну мы попадаем (в богатую, приятную, свободную, подавленную и бедную, с образованием или без); и затем - тенденции (что нам естественно нравится делать; нравится ли нам естественно делать что-то хорошее и полезное или мы наслаждаемся, что делаем что-то вредное); и затем, то что мы делаем, мы сеем для нашей следующей жизни. Затем, когда мы опять умираем и попадаем в подсознательные впечатления, мы опять переходим в какое либо из состояний. Если мы хотим сломать это колесо, хотим из этого выбраться, опять есть четыре вещи. Сначала нам нужно понять что это, что-то не то. Затем, нам нужно захотеть использовать методы для того, чтобы это устранить. И здесь вот всего та мантра, которую мы только что использовали. В третьих, мы должны пострараться пообещать больше этого не делать. Затем нам нужно пострараться сделать обратное. И самый легкий пример, который можно понять, это, например, с убийством. Итак, для того, чтобы убийство было полным, нам нужно знать, что тот, кого мы убиваем - человек, мы должны хотеть убить его, мы должны это сделать, либо иметь это сделанным для нас, и после этого быть счастливыми. И сейчас вы можете отдать всех детей Даниэлю, если вы их не хотите, вам больше не нужно абортов. В аборте очень много от убийства, там нет всех четырех вещей; вы на самом деле не знаете, что это человек, где-то глубоко внутри, потому что это выглядит как маленькая рыбка и обычно вы не хотите его убивать, вы думаете, что вы вынуждены; но вы делаете или это для вас делают; и после этого вы обычно не чувствуете себя хорошо. Это не полное убийство, это может быть половина того, но это всё же плохо. Так, что если вы можете этого избежать, это действительно хорошо. В сегодняшнем мире это не обязательно. Это действительно хороший Буддизм, тех детей, которых не хочешь отдавать. Просто они обычно попадают в очень хорошие дома. И я скажу, что на западе там строго проверяют, что не отдадут ребенка в семью, где мать слишком толстая потому, что они говорят, что это для ребенка будет плохо, потому что другие дети будут над ним смеяться. просто чтоб вы знали, как они хорошо проверяют. И так вот насчет убиения, чем больше там вот таких условий есть, тем больше там от убийства и что происходит когда мы умираем. Это то, что эти впечатления всплывают снова и снова. И мы ощущаем это так, что нас самих всё время убивают снова и снова, пока негативные впечатления не потеряют свою власть над нами. Затем, если мы снова получаем человеческую жизнь, то это обычно короткая жизнь, либо мы сами попадаем под аборт несколько раз и почти всё время мы рождаемся в плохом месте, с плохой пищей, с войнами, со страхом и т.д. Как большинство людей сегодня. К югу от России найдется немного мест в мире, где всё время не происходит войн. Будь то Южная Америка, или Азия или Африка, там всё время воюют. Просто почитайте свои газеты и посмотрите телевизор. Итак, если мы хотим удалить плохую карму, то мы, во-первых, должны понять, что это плохая карма не даёт нам стать просветленными. Затем после этого мы решаем её удалить, используем мантры, затем мы решаем больше этого не делать, и наконец, мы стараемся делать обратное. И так это было последнее учение, а теперь я перейду к тому, что вы хотите знать. Я думаю, что вам нужно начать с обета Бодисаттвы. Если мы принимаем его, то всё остальное становится сильнее и лучше. Итак, Прибежище главным образом для того, чтобы защитить нас самих. Даже не зная того, что я всегда его даю так, что там содержится миссия Бодисаттвы, всё же это больше для нас самих. Итак, обет Бодисаттвы состоит из двух вещей. Одна-это желание идти, а другая - сам процесс пути. Желание идти - это желание стать просветленным, чтобы мог приносить благо всем существам. Я хочу, чтобы вы знали, что это больше, чем просто быть дружелюбным. Есть очень много дружелюбных людей, которые совершенно запутаны, никому не могут приносить пользы. Итак просто быть хороших человеком недостаточно, нам нужна мудрость. И вот какая мотивация - достичь такой мудрости и силы, откуда мы могли бы приносить пользу всем. Во вторых попытаемся проанализировать в чём наши проблемы. Мы видим, что наши проблемы, это главным образом гнев. Это худшее, что у нас есть. Всё остальное можно удалить. Но гнев - это очень плохо. Итак, что мы сделаем с гневом. Мы решаем отбрасывать его, когда только он не появляется. И говорить самим себе, что больше никогда его не будем иметь. И всё это мотивация. Затем, в чём состоит путь. Он состоит из шести освобождающих действий. Первое действие - быть щедрым, это значит быть добрым. Это означает делиться своими хорошими чувствами с другими, деньгами и всем, что имеете. Это означает иметь доброе сердце. Второе - это направлять доброе сердце должным образом. Есть многие люди, которые щедры в том, что рассказывают много слухов о других. Это не очень полезная щедрость. Это приносит больше проблем. Итак, делать то, что полезно - это важно. Использовать тело, речь и ум на благо других. Итак, первое это щедрость, второе - хорошая этика. Третье - терпение. Это означает, что человек не взрывается и не злится, но сохраняет хорошие связи с существами и ведёт их таким образом. Четвертое - это усердие - такая энергия, что не просто стареешь, но так же и становишься мудрым. Пятое называется медитация. Чтобы тебя не тянуло вправо и влево всё, что происходит. Но что бы развилась определенная внутренняя сила, внутренняя безопасность. И шестое это мудрость. И, фактически, базовая мудрость здесь - это понять то, что сделать чтото хорошее естественно. И почему? Потому что делающий, делаемое и сам акт делания - это всё одно и тоже, они не отличны друг от друга. Итак, когда вы принимаете обет, вы действительно должны знать, что это связывает вас с большими силами. Вы можете стать освободившимися без обета, но вы не можете стать просветленными без него. Это что-то очень сильное. Однажды я давал это в Польше, как раз после того, как Ярузельский высказывал солидарность. У нас была тайная встреча в глубоком подвале, в то время как полиция вокруг бегала. Я сказал им, что им нужно работать против своего правительства, но я не позволял им ненавидеть его, потому что всё плохое, что они (правительство) делали, было из глупости и они получали очень много страдания впоследствии от того, что делали. Я вам скажу, что чувство, когда мы давали этот обет, было такое сильное, что я чуть не умер. У меня выжил ум и я ещё вернулся назад. Это обет действительно важный. Вам нужно это знать. Вы должны помнить, что отныне вы будете стараться думать о других так много как можете и стараться им помогать. Есть список сорока шести вещей, которые должен делать Бодисаттва. Я даже не хочу, чтобы вы его видели. Я не хочу, чтобы это было чем-то усложненным. Тогда у вас появятся морщины от думанья у вас на лбу, потом по всей голове и дальше по спине. Я этого не хочу. В школе Гелугпа это делают, мы этого не делаем. Я хочу понять, что вы действительно поняли, что это настоящий укол любви в вашу жизнь. Это действительно витамин для вашей любви, для ваших хороших чувств внутри. Я хочу, что бы вы это знали. В. Что такое карма в вашем понимании. Судьба, обязательствя или что-то другое? О. Если я захочу быть действительно таким очень длинным, как люди, которые сегодня пишут на западе книги, я бы сказал, что карма это возможность. Если вы знаете как всё действует, вы можете всё изменять. И на высоком уровне это так же и верно. А на обычном уровне это не так важно. Потому что люди находятся в ловушке своих чувств и своих состояний и у них не много свободы. Я бы сказал, что карма, это способ начинать управлять своей жизнью. Если вы будете думать, что это бог со странным чувством юмора, который является причиной проблем, то здесь очень трудно что-то сделать. А если вы также будете думать, что это просто спускается из пространства без всякой причины, лучшее, что вы можете сделать при этом, это купить себе каску и жить в месте сделанном из бетона. Но если вы понимаете, что мысли, слова и действия раньше создали вашу ситуацию сейчас, и что прямо сейчас вы создаете своё будующее, если вы это понимаете, то я скажу, что всё будет выглядеть иначе. То у вас будет с чем работать. И вот как я вижу карму. Есть две кармы. Есть карма, которая уже произошла; это те тела, которые у нас уже есть, то что мы сделали вчера и т.д. Есть также карма, которая также еще не произошла. Это - подсознательные впечатления в нашем уме. Это крюки, которые высовываются в мир и осуществляют контакт с разными ситуациями. То, что еще не произошло можно изменить. То, что уже произошло, изменить уже нельзя. Например, возьмите ваши тела. Если оба ваших родителя не дожили дальше пятидесяти лет, не так вероятно, что вы доживете до ста лет. Но если вы будете есть витамины и будете остерегаться жира, соли, сахара и т.д. может быть вы доживете до семидесяти пяти лет. Так же если оба ваших родителя дожили до ста лет, конечно я сейчас говорю об обычной ситуации, не о ситуации, когда война и т.д. или ситуация с Гулагом, то вы можете тоже дожить, у вас есть даже для этого хороший шанс. Так что есть уже какие-то путевые линии, то что уже произошло ведет всё к какому-то уровню. Ну а внутри того, что уже произошло, мы можем работать с деталями. Например, все мы родились. Все мы постареем, заболеем и умрем. Если вы будете делать всё как мы на западе, может быть вы не постареете и не заболеете, но вы умрете (смех). Вот как я понимаю карму. В. Как можно почувствовать полноту счастья, если сначала не было страдания. И нужны ли они (оно)? О. Это хороший вопрос, потому что я всё время пытаюсь вам это сказать, но вам нужно услышать это несколько раз. Вам нужно знать, что существует два вида счастья. Один - это как картинки в зеркале. Хорошая подруга, или выходной день или что-нибудь хорошее и у вас хорошие чувства. Ну а на следующий день подруга ушла и вам надо идти на работу, или чтонибудь такое. Вы знаете, что вы чувствовали себя хорошо за день до этого. Эти радости, которые зависят от условий, которые появляются от того, что происходит. Они существуют везде во всех учениях. Например, для того, чтобы ощутить это, люди пьют водку. Они идут в церковь и поют для того, чтобы это ощутить. Но на это нельзя полагаться. Далее есть еще один вид счастья. Это излучение самого зеркала, не картинки в нем, т.е. сила быть в сознании и осознавать способность знать и понимать. Это особое, очень особое. Это действительно важно. Это то, чего нам нужно стараться искать. Тибетский Буддизм всё время нацелиается на то, чтобы увести вас за картинки в вашем зеркале и привести вас к его излучению. И вот что имеет ввиду Будда, когда он говорит о конце страданий: то состояние, где ум на самом деле совершенен, где радость, сострадание и бесстрашие всплывают естественно, как ваша собственная сила, нераздельная с пространством. Вот как это происходит. Вы видите разницу. Однажды вы это сможете ощущать. В. Не могли бы вы объяснить, почему идея пустоты лучше всех остальных идей и каким образом она работает. О. Если бы всё было реально, у вас были бы большие проблемы. Тогда старость, болезнь и смерть также были бы реальны, страдание было бы реально. Это большая проблема. С другой стороны, если бы всё было не реально, то мы ничего не могли бы делать. Не было бы причин, не было бы следствий, вс ё было бы океаном совпадений, и мы не могли бы никуда пойти. Также и это не действует. Фактически, то, как Будда учит о пустоте - это очень полезно. С одной стороны, он показывает нам, что всё подобно сну. Это появляется, изменяется и снова исчезает. Но с другой стороны он показывает нам, что есть плохая разница, разница между плохим и хорошим снами. Если мы делаем, думаем и говорим что-то позитивное, мы получаем приятные чувства, а если мы делаем что-то вредное, мы получаем неприятный опыт. И так же нам показывают, что мы проснемся окончательно только тогда, когда хороший сон будет достаточно хорошим. В то время как мы будем становиться всё больше и больше невротическими, если сон будет ухудшаться. И в этом плане и для других и для себя просветление и весь путь, как туда идти, это очень полно смысла. В. Считаете ли вы себя святым? (Смех) О. В настоящем значении этого слова - "да". Английское слово "холи" происходит от "хол". Это означает - "всё функционирует". В этом случае - "да", а в том плане, что какие-то части тела не функционируют - "нет". В. Если да, то почему вы здесь, а не за границей рождения и смерти? О. Я здесь потому, что у меня есть тело и есть друзья. У меня есть это тело. По каким-то причинам я получил это датское тело. Затем меня пригласили мои русские друзья. Вот всё, что я могу сказать. Моё ощущение вещей, поверьте, большую часть времени вне тела. Моё тело - это мой инструмент, через который я работаю. Если бы у меня его не было, я не был бы очень полезным для вас. Истинный ум каждого - вне смерти. Ясный ум моего ума, вашего ума и ума каждого вне рождения и смерти. В. Какова природа освобождения? О. Природа освобождения такова, что нужно понять, что это неличностно. Это происходит с каждым. Что вы больше не мишень. Что люди ведут себя так, как они себя чувствуют. Если у вас день с хорошей кармой, то вы встречаете их, когда они не приятные. А если день с плохой кармой, то вы встречаете их, когда они не приятные. Что вы не центр Вселенной. Когда вы достигли освобождения, вы больше не думаете "я страдаю", а вы думаете - "существует страдание". Здесь больше нет никаких мешающих чувств. Это состояние называется архат. Это цель южных школ Буддизма. Для северных школ - это первый шаг на пути. После того, как удалил негативные чувства, тем что удалил иллюзию Эго. Также ставится дальнейшая цель - просветление - удаление негативных идей. Все концепции "нравится, не нравится", материализм, идеализм и т.д. ПОка в конце видящий, видимое и акт видения не станут одним целым. И в этот момент все качества и вся сила ума, которая всегда была, может выразить себя. Вот как я это вижу. В. Мешает ли практике характер человека? Может ли человек, занимающийся серьезно буддистиской практикой оставаться сложным в общении? О. Практика изменяет людей, но обычно вы остаетесь в той семье, в которой находитесь. Когда мои с Ханной друзья пошли делать традиционный трех-летний ритрит, то мы думали, что они выйдут оттуда как другие люди. Но это было не так. Они были как раньше. Они просто знали немного больше. Обычно вы остаетесь в той семье или общей тенденции, которую вы имеете. Вы просто становитесь больше в рамках этого. И даже когда вы прошли весь путь и дошли до того, что называется просветлением, вы обычно будете работать обратно по тому же пути. Даже когда вы стоите не вершине горы и можете смотерть на 360 градусов во все направления, обычно вы выберете работать с тем путем, которым вы взошли, и работать с теми же людьми, с которыми и контактировали. И поскольку в моей прошлой жизни мои ученики были танцующими девушками и конокрадами, то у меня в этой жизни нет скучных учеников. И также в будущих жизнях мои ученики не будут скучными, потому что это всегда волнующие люди. Вот так это распространяется. Если бы я даже куда-то пошел и стал бы выглядеть очеть святым, это было бы никому не интересно. Лучше я стану разговаривать с такими людьми, которых я уже знаю. Вы можете это видеть. Вы можете всегда ощутить вибрацию Учителя в учениках. В. Если во время медитации человек впадает в экстаз? Хорошо это или нет. Если это хорошо, то сколько можно вэтом состоянии находиться, если это состояние управляемое? О. Я никогда не выходил. Целью Буддизма на самом деле является состояние, где пространство и радость не отдельны. Где всё является вибрирующим, фантастичным и полным смысла просто потому что происходит. Где это - свободная игра пространства ума. Это действительно главное и фактически из него никогда не нужно выходить, начиная с первого раза, когда вы проделали медитацию на смешение с Ламой, вы выходите из уровня пустоты в Чистую страну. С этого уровня вы больше не должны никуда падать. В должны видеть каждого как потенциального Будду. Ощущать, что каждый атом вибрирует радостью, а держатся они вместе любовью. И видеть всё происходящее и непроисходящее как развертывание потенциала ума. Вот как я бы это видел. Вот как бы я думал. В должны знать, что ум, истина - это как бы белая стена, где ничего не происходит, если на неё ничто не спроецировано. Вам нужно знать, что ум это как светлая лампа или как алмаз или что-нибудь такое. Что он светится своими собственными силами и качествами. В. Можно ли дать какое-то более менее адекватное определение медитации. Их так много в книгах, они все похожи друг на друга, но они ничего не дают. Само понятие. О. Удерживание ума. Я бы сказал, удерживание ума. На чё м бы то ни было. Ум осознающий себя. Не обязательно должен быть объект. Если ум знает себя, то это уже удерживание, но не удерживание чего-то. В. В чём грань между умом - "Белая Стена" и алмазным умом? О. Слышали ли вы все вопрос, который был очень важным. Я скажу, что говорят мои собственные Учителя. Они говорят, что грань лежит во множестве доброй кармы, которая накоплена. Если вы накопили очень много позитивных впечатлений в уме, то когда ум приходит в состояние покоя, то ум будет лучезарен и радостен. Но если вы недостаточно накопили этого, то ум будет стараться спрятаться, будет становиться пустым или ленивым, сонливым. Вот почему мы всегда начинаем с того, что называется построение позитивных тенденций и качеств. На тибетском это называется "Йейше ...". И затем идет построение мудрости. Вот почему мы не начинаем в тибетском Буддизме с того, что усаживаем людей медитировать, потому что они не могут этого делать (я знаю некоторые Учителя, как Трунгпа Ринпоче, говорят ...). То, чему мы учим первым делом, это накопление очень большого количества позитивных вещей в уме, через делание простираний и других практик. Если затем, когда ум будет видеть что-то красивое глядя в себя, тогда учения, которые называются Шиней и Шамотха об удерживании ума. И через это мы извлекаем Лактонг или Випасану, т.е. моменты ясного видения. Таким образом,начинайте с большого запаса хороших впечатлений в уме. Тоже самое, если вы хотите далеко поехать. Первое - вы зальете полный бак бензина, а потом - едете. Тоже самое, когда приступаете к чему-то со множеством хороших впечатлений работающих на вас. Понятно? Это так. В. Как ученик, который практически ничего не знает, может проверить учителя, который фактически знает всё? К истории вопроса; я очень много ошибался с учителями. О. Это действительно важный вопрос. В Тибете говорят, что сначала учитель проверяет учеников три года, а потом ученики проверяют учителя три года. Но это не так просто сегодня. Первая вещь для проверки, это будиться в том, что учитель говорит и делает одно и тоже. Находится ли он в действительной линии передачи? Понятно ли его учение вам? И есть ли у него сострадание? А сострадание сегодня значит, работает ли он упорно (много). Если учитель выполняет эти вещи, то вы можете учиться у него. Он не позволит вам упасть. Затем совет который я всегда даю, это не видеть учителя как личность. Воспринимайте его как деятельность Кармапы в нашей линии. Мы будем приглашать сюда много учителей Кагью. Некоторый будут ясно являться состраданием Кармапы, некоторые будут его мудростью. Может быть я - его бесстрашие и радость. В любом случае мы все будем разными. Если вы думаете о Кармапе как о солнце, а обо всех нас как о лучах солнца, то хорошие вещи, которые мы совершаем, это - деятельность Кармапы. А ошибки, которые мы совершаем, это наши собственные ошибки. Таким образом можно избежать много проблем. Действительно, было очень много скандальных историй. Я имею в виду, что у индусов скандальные истории приключаются повсюду. А у нас тоже было несколько плохих скандальных историй, особенно в Америке. Довольно таки плохие вещи. Вот почему важно проверять себя и стараться видеть учителя не как личность, а как покои благословения. Я расскажу вам, как в моем случае. Все замечательные люди в Европе, они все любят меня. Все активные энергичные люди, они любили меня. И все, которые были церковного настроя, и хотели везде вложить порядок, они ненавидели меня. Потому что они выстраивали такую очень красивую систему, а я приходил всё переворачивать. Им приходилось всё это создавать снова. Таким образом, если вы будете путешествовать через Европу. Если вы будете находить очень весёлых людей, то они обычно являются моими учениками и любят меня. А если такие люди, то они, наверное, не любят (смех). Ханна всем нравится, здесь нет никаких проблем. Она как вода, она протекает везде. А я как шарик, я проезжаю по некоторым вещам. В. Если Будда есть состояние ума, то что меняет, если я беру для работы на определенной стадии другие методы? О. Вы наверное запутаетесь, если вы будете смешивать слишком много вещей. Разные религии прежде всего имеют разные передачи. Есть разные цели, разные методы. И они используют одни и те же слова для вещей, которые отличаются, и разные слова для вещей, которые являются одним и тем же. Лучше запутаться в одной вещи, чем во многих вещах. А если вы поняли одну вещь хорошо, то вы можете начать понимать другие вещи. Я никогда прежде не мог понять о чём говорит христианство. Я никогда не мог понять, это было очень далеко от моего ума. Действительно, я никак не мог это понять. Сейчас, после нескольких лет буддийских медитаций, я смог увидеть, что это способ для людей обретения безопасности и счастья. Если говорить о том, что предлагают религии, это можно сравнить с тем, что вы стоите в долине, а знаки показывают в различные направления. И вы будете стоять в долине, будете видеть разные знаки, думать, что они замечательные. Но вы не будете знать, куда они все ведут, т.е. надо выбрать одно из направлений, чтобы можно было видеть, куда ведут разные дороги. И тогда вы можете уже решать, продолжать ли идти по этой дороге или перейти на другую дорогу. Но в любом случае надо что -о делать, нельзя просто сидеть и говорить, что всё чудесно. Потому что это не принесет пользы. И поэтому я рад, что люди практикуют. И я рад, если люди находят то, что подходит для их голов. Я когда их встречаю, я всегда шучу. Вот мы датчане такие. В. Предписания для отношений Ламы и ученика. О. Это важно. Главное это быть правдивым, честным. Этим двум вещам нельзя предпочитать что-то другое. Учитель, он как проводник. И вы должны доверять ему, потому что он проводит вас через те территории ума, которое вы сами не знаете. С другой стороны учитель делает себя уязвимым. Он открывается перед вами. Если вы не поступаете так как он говорит, то вы причиняете ему вред. Есть некоторые очень чувствительные учителя. Например, в школе Гелугпа есть такой Лама Йейше. Который был очень восприимчивым. Говорят, что он умер от сердечного приступа, потому что многие из его учеников стали ему противоречить (перечить). У меня более толстая кожа. Но я знаю, если какие-то старые друзья начинают вести себя смехотворно, то у меня бывают головные боли. А когда они опять расслабляются, то я чувствую себя очень счастливо. Итак, много энергии задействовано с обеих сторон. Фактически, что происходит через такую взаимосвязь - это небольшой рост. Если вы посмотрите на малыша, то у него одно ощущение - это способность реагирования. Затем он начинает получать реакции от мира вокруг него. Если он издает определенного рода звуки, то он получает молоко, а если другие звуки или их нет, то молоко он не получит. Затем он начинает изучать язык. И из всей возможности использования звуков, т.е. как звуки сходятся и как они используются в различных культурах и языках. Потом он идет в школу, потом в университет. И так из всей этой массы способности реагирования (воспринимать волнения) вырастает определенная направленность. И что происходит, когда мы вступаем во взаимосвязь, встречаем Ламу. Получаем возможность расти, использовать Буддийские учения. Наверное, всё ассоциативное, интуитивное, эмоциональное будет замораживать то, что не развивалось. Когда мы вкладывали столько энергии в то, чтобы выжить, пойти в школу и т.д. Все эти вещи тоже начинают расти. И в результате, хорошо образованные, взрослые люди начинают проходить через все процессы, через которые проходит ребенок. Период очарования, когда думаешь: "О ! Учитель знает всё !" Затем, когда сам надуваешься и думаешь: "Вот он совершил ошибку. Лучше бы я поступил так или по-другому". А потом опять учитель знает больше. И таким образом, посепенно, человек растет и вырастает. До тех пор, пока человек, наконец, не понимает, что учитель действительно является хорошим другом. Что он хочет, чтобы вы росли и развивались. И что он действительно делает всё лучшее. До тех пор, пока этот процесс завершен и закруглился, вы продолжаете думать: "почему он поступил так и не иначе, почему он посмотрел на ту девушку, а не на мменя, почему это так и т.д". И все такие вещи, которые относятся к обычному способу думания. Конечно же, у учителя есть определенные люди, с которыми у него более простые переживания, чем с другими. Когда кто-то дает быструю отдачу, получая какую-то идею. Но обычно учитель будет смотреть на того, на кого смотрит. Это не так личностно. Это не то, что нравится, не нравится, как многие могут думать. Это так же вопрос того, где вы сидите в комнате. Есть место где вам удобнее всего сфокусироваться. И это естественно для вас, что вам нравится туда смотреть. А для того, чтобы посмотреть в другие места, нужно приложить силу, нужно сконцентрироваться и т.д. Поэтому если сидите вы в этом месте, то на вас будут много смотреть. Если люди чрезвычайно красивы, то конечно, на них много смотрят. Я человек, и красивое лицо женщины будет привлекать мои глаза. Я не монах. Я не думаю, что когда-нибудь буду монахом. В любом случае, что хочет учитель? Что бы ученики росли, были счастливы. И туда где будет открытость, он будет вкладывать энергию. И через некоторое время ум достигает того уровня, где больше нет "или-или". Нетренированный ум всегда так думает "или-или". Подготовленный ум имеет другой уровень переживаний. Что-то будет хорошо одним способом, другое будет хорошо другим способом. Вещи не сцеплены таким образом, что вам приходится делать одну вещь хуже, делая другую вещь лучше. Главное, что вы ощущаете, пространство о открытость. Пространство и открытость могут проявляться одним образом здесь, по-другому - в другом месте. Тем не менее все эти "нравится, не нравится" присутствуют и трудно это избежать. Если видеть их как шаги на пути, не делая из своего путешествия слишком важное мероприятие, думать, что вчера этого не было и завтра этого не будет, то и сегодня мне не стоит воспринимать это слишком серьезно. Думайте так и будет все нормально. Есть много учений об учениках и учителях, но я даю это обычно в общении, вот так. Главное - это человеческое влечение и убежденность в определенных вещах. И вот почему говорят, что всегда надо видеть учителя на высшем уровне. Это не для учителей. Это для вас самих. Если вы вы думаете, что учитель действительно знает что-то, вы идете и слушаете и слушая, вы узнаете. А если вы думаете может быть, а может быть нет, то вы не будете слушать и вы не узнаете ничего. Вот главная причина того, что мы в Ваджраяне говорим "старайтесь видеть учителя как Будду". Учитель от этого не становится толще или счастливее, но вы учитесь. Вот это особая вещь, это важно. Учитель должен работать, упорно работать. Я думаю, что лень - это такой грех, который нельзя простить. В. Причины гнева и способы избежания или преодоления гнева. О. Все тревожащие чувства происходят из неведения. Непросветленный ум подобен глазу. Он может видеть всё снаружи, но не может видеть себя. И поэтому способность ума увидеть себя, то, что осознает и является сознательным подобно пространству. Это не какая-то вещь. Оно не имеет ни цвета, ни веса, ни размера, ни каких таких характеристик. Ум думает "Я". А вещи снаружи, существа, ситуации, у которых так же нет истинного существования, которые так же являются множеством внешних условий, сходящихся вместе. Он испытывает это как "ты" или что-то отличное от себя. И когда из неведения произошло разделение на "тебя" и "себя", тогда мы в сложной ситуации. Мы или чувствуем себя бедными. Мы думаем, что есть что-то, чего у меня нет. Появляется привязанность: "Надо мне это сейчас получить". Мы чувствуем угрозу. Вы думаете: "вот сколько много людей вокруг, они не знают, что они делают, что происходит". И мы становимся агрессивными. И когда есть эти три базовых ощущения: смятение, привязанность или отвращение; то все они производят другие чувства. Смятение производит гордость, потому что мы думаем, "я лучше других, и я знаю больше других, у меня больше денег" и т.д. Мы забываем о том, что нет "Я", а есть только физическая форма, которая всё время меняется, есть мысли и ощущения, которые постоянно меняются. Когда мы постареем, заболеем и умрем, мы потеряем всё это. Чем больше у нас будет, тем больше мы потеряем. Когда у нас есть это, то всегда у нас много проблем, потому что нам всегда нужно убедиться, что никто не убежит со всем этим. Фактически, причина гордости - это бессмысленность. Но тем не менее у нас она есть. Точно также из гнева возникает вражда иненависть. Потому что мы не хотим видеть счастливыми тех, кого мы не любим. Из привязанности вырастает жадность. Потому что вещи, которые нравятся нам сегодня, мы всегда хотим припасти на завтра, так, чтобы мы всегда были уверены, что они всегда будут у нас. Из шести этих базовых тревожащих чувств происходит 84 тысячи тревожащих чувств, о которых говорит Будда. Когда присутствуют эти мешающие чувства, то мы не способны видеть, что это всё равно что зоопарк, проходящий перед нами, со смешными жирафами, странными птицами, которые проходят, пролетают. Мы видим спины зверей, а не лица. Что мы избавимся от чего-то, что они уходят от нас. И вместо того, что бы мы радовались тому, что мы избавляемся от этого всего, в чем мы так не нуждаемся. Вместо этого мы становимся между горилами и шимпанзе и прыгаем вверх и вниз. И делаем и говорим всевозможные глупые вещи. И получаем множество плохих результатов. И когда мы вкладываем много непереваримых, плохих вещей в наше подсознание, которое выходит в качестве депрессий, плохих ощущений и т.д. Или вкладываем негативное в мир, которое потом проявляется как война, какое-то подавление. Когда боль приходит к нам изнутри или снаружи или и то и другое, мы забываем о том, что мы сами посадили кактус, на котором сейчас сидим. Мы думаем, что это сделал кто-то другой. И опять мы думаем и говорим что-то негативное и опять получаем проблемы. И вот это непрекращающееся колесо, где одна ограниченная ситуация приводит как ко второй, а та к третьей, это называется сансарой. Это обусловленный мир.Это состояние несвободы. Состояние в котором нельзя сказать "мир остановись, я выхожу". Это то, где постоянно одна ситуация выхватывает человека из другой. Вы понимаете это. Итак, есть различные места, где мы можем перерезать это колесо. Самое лучшее, это держать глубокую осведомленность ума всё время, как если бы мы могли видеть, что всё в действительности подобно сну. (запись обрывается) Вы настолько осознаете пространство как природу своего ума, что, чтобы не происходило, оно не тревожит вас. Чтобы не происходило является его свободной игрой. Думая, что "вчера я был глупым, сегодня я горд, а завтра, наверное, я буду завистливым. Вот какие интересные вещи может делать мой ум". Вот как надо. Если это сложно (а иногда это сложно), есть другой способ. Чувствовать облегчение, что человек избавляется от такого большого количества ненужного. Или развитие сострадания, говоря себе, что "у меня совсем не много проблем" и думать о них. И фактически вы обнаружите, если вы будете думать о своих трудностях, то у вас действительно будут проблеmы. А если вы будете думать о трудностях, которые имеют другие, то появятся дела, которые нужно делать. Фактически, гораздо приятнее делать работу снаружи, чем внутри. И быть добрым и помогать другим, что позволяет избавляться от таких проблем, которые иначе получил бы сам. Это очень полезно. И избежание делания, думания и говорения вещей, которые приносят проблемы в жизни, это тоже очень полезно. В целом, есть очень много вещей, которые попадают под это. Вы действительно должны хотеть избавиться от гнева. Если вы разгневанны, если даже вы убьете всех своих врагов, у вас появятся новые. Потому что ваш гнев подобен крючкам, которые вы запускаете в мир и он зацепляется за крючок гнева других. Будь вы пассивно-гневными, как многие женщины, которые не дают свою любовь, являются закрытыми. Или если вы активно разгневанны, как мужчины, которые создают много шума и делают много разных вещей. В любом случае, если присутствует гнев, то вы встретитесь с другими разгневанными существами. Но если вы отсечете гнев, то вы попадете совсем в другую лигу. Другая каста, другой театр, и совсем всё другое, всё меняется. И вместо разгневанных людей, вы встречаете любящих людей. Вместо проблем вы встречаете возможности. Вместо того, чтобы ходить в тяжелых ботинках, у вас обувь для бега. Вы должны понимать, что гнев-это такое чувство, которое вы не можете себе позволить. И на внешнем уровне вы должны начать с того, чтобы избегать ситуаций, в которых вы знаете, что будете разгневаны. Это всё равно, что обходить растение, которое ядовитое. Затем, когда вы уже стали сильнее, или если вы не можете избежать ситуации, вы стараетесь видеть ситуацию как сон. Вы думаете, что еще недавно этого не было и скоро это опять не будет. Вы думаете, что у всех других гораздо больше причин быть разгневанными, чем у меня. Вы сделаете всё, что возможно, чтобы отгородить от себя его силу. И это можно сравнить с переживанием через растение. Но самое высшее, самая ловкая вещь, которую можно сделать, это отрезать ядовитое растение. И сделать лекарство из яда. И это вы делаете, наблюдая ощущения в своем уме. Эта часть учения называется в тибетском "позволять вору входит в пустой дом". И, действительно, не имеет значения, придет он или нет, потому что там ничего не найти. Он может посмотреть под ковром. Может заглянуть под кровать, ничего не найти. И когда вы видите ощущения, движущиеся в вашем уме, и пытающихся привлечь ваше внимание и вашу энергию, вы не реагируете на него, вы не хлопайте дверью, не взвизгиваете и не бьете никого. Просто смотрите на него. Затем, когда оно покидает вас, вы можете поймать его и сказать "Эй, нам тут нужно немного тарелок помыть" или "туалет помыть". Вы видите его энергию, и вы видите, что после того как он пришел, вы можете его использовать. Когда вы горды, он чистит туалет. Когда вы завистливы, он моет машину. Когда разгневаны, копаете сад. Для каждого чувства есть своя работа. И они скоро перестанут приходить, я могу вас заверить. Таким образом вы можете научиться работать с умом, с ощущениями и состояниями ума. В. Пожалуйста, расскажите о способах преодоления депрессий, когда нет сил ни на что. О. Это трудно. Потому что силы, энергия являются базисом для всего, чего вы хотите. Я бы, наверное, начал с построения множества позитивных, положительных вещей, т.е. сознательного делания, думания и повторения положительных вещей, без ожидания того, чтобы получить какие-то близкие результаты. Это всё равно, что вкладывать деньги в банк, непокупая ничего некоторое время. А наилучший банк, это желать другим чего-то хорошего. Чем больше хорошего вы желаете большему количеству существ, тем богаче вы становитесь внутри. Чем больше инвестиций вы можете сделать, тем больше радости и счастья вернется к вам. Я бы посоветовал начать с этого. И если приходят депрессии, плохие ощущения, то есть чудесный способ рассеяния их во все направления быстро. И это использование вот такого звука "Пей". Если у вас строение из проблем, с которыми вы имеете дело, то скажите "Пей" (этот звук) и всё уйдет. Буддистский электрошок. Это очень эффективно. Это занимает время. Это не может быть сделано быстро. Тогда у вас не останется очень тонкой вуали, закрывающей от вас счастье. Вы должны начинать с сознательного накопления капитала в вашем подсознании. Вот, что вам надо будет делать в плане экономики, в этой стране сейчас. И вот, что вы должны сделать индивидуально в плане внутренних ощущений тоже. Причина того, что жизнь на Западе легче, то что на протяжении многих лет люди делали инвестиции. И со временем вещи начинают двигаться сами, вы становитесь богатым, а из этого богатства происходит еще большее богатство. Если бы не было инвестиций, то ничего бы не произошло. Таким образом, есть период сознательного создавания чего-то хорошего, которое впоследствии будет хорошим для себя самого и принесет пользу. В. Советы для практического поведения буддиста в повседневной жизни. О. Не будьте зафиксированными. Не будьте слишком абстрактными. Не имейте слишком много идей. В. Когда Оле говорит, что Будда может понимать все наши диалекты, он всех нас знает и может видеть-это немного похоже на всезнающего, всеведающего бога. Это немножко непонятно. О. Мой опыт, например, с Кармапой, это был опыт кого-то всезнающего. Он имел все хорошие качества, которые люди приписывают богам. И ни одно из плохих, такие как ревность, мстительность и т.д. Я сам верю, что если в один прекрасный день я стану просветленным, я буду знать все. Потому что я видел так много случаев, когда Кармапа, у которого было две руки и две ноги как у меня, ясно знал всё. Но вот этот нравственный аспект, как у христианских богов, у него его не было. Он не осуждает, не наказывает, он просто использует свои качества, чтобы приносить пользу. Он также не миссионерствует. Я скажу вам, что если вы придете к нему с письмом во внутреннем кармане, и никто не может его видеть, он покажет туда своим пальцем и скажет "дай мне письмо от того-то и того-то". Ханна может это потвердить. И даже если кто-то откуда-то едет, Кармапа будет знать, что вот сейчас он выехал, он приедет тогда-то. Это не только знание ума как ясного света, но и знание всего того, что происходит в этом ясном свете. На протяжении всего нашего пребывания с ним, мы нашди только одну вещь, которую мы до сих пор не можем понять. Это тот факт, что он очень настойчиво говорил, что в Дании есть эльфы. И что они живут за счет вибраций цветов. А я никогда таких не видел. Может у меня слишком большие туфли. В любом случае, это единственная вещь, где мы не были способны это доказать. А другие вещи: качество обладать, качество мстить, качество зависти; ничего этого у него не было. Он был подобен Солнцу, которое светит, а люди решают, хотят они быть на солнце или нет. Вот это качество. Это мой опыт, может кто-то будет знать больше, но это то, что видел я. Это также, то что говорят тексты. Потому что они говорят, что Дармакайя всепронизывающая. Это значит, что истина пронизывает всё. И везде, где есть Дармакайя, там известно всё, прошлое, настоящее и будущее. Фактически именем Первого Кармапы было Дюсум Кхенпа, что означает значок трех времен, прошлого, настоящего и будущего. И у меня с Ханной были такие случаи, когда что-то происходио, когда мы были не с Кармапой. И тогда мы приходили к нему. Он рассказывал нам о том, что произошло. Так что я действительно не стал бы зажимать просветление. Я дал бы ему всё пространство, действительно. Я действительно не находил места, куда бы оно не достигало. Это всё, что я могу сказать. Это вот почему такой датский создатель проблем как я, сидит здесь на высоком троне и занимает у вас драгоценное время. Потому что у меня была вот эта сознательная совершенная уверенность. У меня никогда не возникало сомнений к этому на протяжении всего моего времени. И это единственное, что я никогда не потеряю. Это тот гвоздь, на котором всё висит. Истина - это радость, истина всепронизывающая. Истинная природа ума это ясный свет. У нашей истинности нет рождения или смерти. Бесформенное состояние проявляют (излучают) состояния формы, которые не отличаются от них. Из истины появляются радость и сострадание. Истина подобна пару ... всё это вода. Это природа ума. Любой, кто достигает этого, перестает быть личностью. Я даже не думаю, что в этом состоянии есть большой выбор. Просто там можно делать всё, что можешь. Как мы все стараемся делать, каждый по-своему, в зависимости от своего видения мир. В. У нас есть возможность просветлеть только после смерти? О. Нет, но самое легкое время это смерть и после смерти. Но постарайся сейчас пожалуйста. Делай свои практики и так же пусть это доставляет удовольствие. Тот факт, что одно хорошо не делает другое плохим. В. Вопрос о шести Йогах Наропы. О. В вашем уме есть два качества. Если вы посмотрите на свой ум, то он может что-то знать и что-то делать. Он может что-то знать и делать как следует, если у него на это есть какая-то хорошая энергия. Если где-то устранить некоторые негативные вещи мы всегда начинаем с того, что принимаем Прибежище, как это мы делали сегодня. Потом мы делаем что-то, что называется Нгёндро. Оно создает для нас большой потенциал радости и силы. Это для нас полезно. Это удаляет множество проблем или препятствий, которые иначе проявились бы. Затем, когда мы это уже сделали, когда у нас есть уже этот фундамент. Тогда есть два пути. Оба эти пути пришли в Тибет тысячу лет назад при помощи Марпы. Один из них - путь энергии. Это называется шесть доктрин Наропы. В этом пути мы испоьзуем силу и энергию настолько, насколько можем. Здесь мы занимаемся глубоким дыханием или учимся По-ве, как отсылать свой ум. Или как сидеть в снегу и чувствовать себя в теплоте. Или учимся осознавать себя во сне, т.е. всё, что связано с энергиями. Для того, чтобы это делать, нам нужно поучиться видеть себя таким образом, то будет легче концентрироваться на внутренних коконах и будет легче получать результаты. После этого мы можем использовать силу (энергию) союза. И соединять все мужские и женские качества. И таким образом становиться целостными. И эта радость пространства называется Махамудра. Это путь формы, путь энергетической природы ума. Также есть другой путь, который является путем осознавания. Здесь мы сначала делаем, то что называется Шиной. Это означает то, что мы успокаиваем ум наодном месте. И вот так мы это делаем. Наш ум становится всё больше и больше интуитивным и ясным. Это называется Лактонг. И в конечном счете это осознавание дает нам возможность понять, что нет разницы между субъектом и действием и это дает Махамудру. Затем Махамудра действует через четыре уровня. Первый уровень - это где наш ум остается там, где мы хотим чтобы он оставался. Это делать легко когда ум полон хороших впечатлений, тогда он будет оставаться спокойным чтобы мы ни делали. А иначе, если он нервный и дерганый, он будет уходить. Если вы какое-то время это делаете, то после этого вы перестаете играть в игры. Вы перестанете лицемерить или накладывать на себя какие-то ложные маски и т.д. И в третьих вы начинаете понимать, что всё появляется, играет и опять исчезает в уме. Также как волны приходят и уходят в открытое пространство ума. И наконец, вы достигаете такого состояния, где вам больше ничего не нужно делать. Ничего осознательного, потому что что ваш ум является единым с просветлением всех Будд. И вам не нужно там что-то делать, или что-то помнить. Это последний уровень, который на тибетском называется "Гом ме" или "не медитация". Это есть просветление. В это время все завесы из вашего ума устранены. Всё естественно. Ясность, сила и радость - всё там. Это важно. В. Можно ли делать Махакала Пуджу без Лунга. О. Габи говорила, что нельзя делать Махакала Пуджу без Лунга. Но это мы делаем так в Европе, где легко встречаться с Учителями. Здесь это гораздо труднее. Поэтому мы здесь пока что пионеры и мы даем некоторые разрашения, которые обычно не даём. Защита важна. Можно делать Махакала Пуджу находясь в ожидании Лунга. Это как в Нью-Йорке, если у вас есть оружие, они вас посадят в тюрьму. А в Нью-Мексико они будут думать, что вы сумасшедший, если у вас нет оружия. Это больше похоже на Нью-Мексико. Это как страна ковбоев. В. Расскажите о восьмом Кармапе Микио Дордже и если возможно о его системе гуру-йоги связанной с семью Дакинями. О. Прежде всего я хочу сказать, что увсех Кармап одна и таже суть. Разница между Кармапами не такая, что один такой, другой иной. Все они одинаковые. Все они возвышали Тибет. Пятнадцатый тоже много сделал. Наверное, шестнадцатый - он сделал больше, чем кто-либо еще. Он распространил буддизм Кагью по всему миру. Шестнадцатый всё время говорил, что Семнадцатый будет еще лучше. Я всегда говорил, что нам это не нужно. Если будут такие же качества, то это всё нормально. Оссобенностью первого и второго Кармап была внешняя деятельность. Первый Кармапа заложил первые три крупных центра. Второй Кармапа сумел победить как китайцев, так и монголов. Третий Кармапа больше действовал на внутреннем уровне. Он перенял традиции Махаати и Махамудры, Чаг Чена и Дзог Чена. И опять таки Восьмой Кармапа больше работал на уровне сознания. В это время в Тибете были большие дебаты между двумя способами мышления. Между виденьем ученых людей и виденьем йогов. В школе Гелугпа - в той школе, которая также у вас здесь есть. Которая более интеллектуального типа и она основывается на дебатировании. Там было такое понимание пустоты, которое на тибетском называется "Ранг тонг" или Махаямика. Это логическое интеллектуальное сокращение "всего" до "ничего". Это означает, что если мы сейчас рассмотрим эго, его нельзя найти. У вас есть дно, у вас есть какие-то стороны. Они состоят из множества атомов. И самые мельчайшие частицы этих атомов исчезают в пространстве. Итак, если мы будем на это смотреть, то ничего не найдем. Оно проявляется, но не существует. Мы это видели, но там нет ничего такого, чтобы оставалось. Такое интеллектуальное сокращение до пространства (до ничего). Это идея "Ранг Тонг". Фактически, большинству европейцев это не нравится. То что нам это кажется как черная дыра и мы не очень хорошо чувствуем себя в плане этого. Также это не то, что вы увидете, если вы будете использовать весь свой ум. Если вы будете использовать не только свой логический ум. Если вы будете использовать свой ум в целом, то вы обнаружите, что даже когда последняя мысль и концепция исчезают, все же остается способность осознавать. Даже когда последняя картинка пропадает в зеркале, зеркало остается. Вы можете увидеть, что мы можем оставаться в сознании без того, что мы что-то осознавали. Мы можем знать, без того, чтобы знать что-либо. Мы можем находиться в состоянии осознавания, без какого-то объекта осознавания. И это факт, что природа пространства и ясности ума не могут быть отделены друг от друга. Это "Шенг Тонг" или "взгляд Йогина". И конечно, современным людям это нравится намного больше. Это причина того, почему большинство воодушевленных людей, любящих развлечения, энергичных людей, становятся учениками Кармапы. Потому что им нравится ощущение пространства и радость как чего-то одного. Это им кажется верным. И Восьмой Кармапа Микио Дордже написал книги по каждому из этих двух взглядов. Он полностью описал и тот и дроугой взгляд, отдал это людям и сказал, что "вы можете видеть, что слова могут делать что угодно". Теперь, пожалуйста, медитируйте и выясните, что на самом деле является истинным. Итак, Восьмой Кармапа был таким сиятельным и гением. Его главного учителя звали Сонгье Немпа (?). Этому Ламе сегодня 28 лет. Это прекрасный молодой Лама, который был недавно с нами в Дании. И хотя он сейчас очень тоскует по дому, как и все они, он абсолютно великий и замечательный учитель. И вы получаете от него действительно ощущение этого свободного пространства. Чем больше мы отождествляемся с учителем, его энергетическим кругом, тем больше качеств мы обретаем. Если мы будем просто думать как они, читая какие-то философии, которые они написали, то не слишком многое будет происходить. Вместо этого мы действительно стараемся ощутить силу в целом, стараемся ощутить их энергии. Стараемся жить так и окружать себя их энергиями. Таким способом такого резонанса также перенимаем качества учителей. Микио Дордже донёс очень много способов, чтобы сделать это здесь. И поскольку здесь женский принцип - это принцип воодушевления, то, что помогают чувствовать себя богатыми и то, что хорошо, то Восьмой Кармапа окружен семью Дакинями, которые удаляют семь видов комплексов, пять негативных чувств, нарушенные обещания, и всё это смешанное вместе. Эти леди приближаются к нам, сияют на нас своим светом. Это удалляет впечатления в нашем подсознании. И потом внезапно чувствуем себя свободным и таким образом. В. Ум, душа, дух - это одно и тоже? Один и тот же смысл? О. Для буддиста - да. Мы видим всё, как ум. Ум - как драгоценность со многими сияющими сторонами. Одна - это память, другая интуиция, другая мудрость, другая сострадание, интеллект. Все они являются аспектами одной и той же вещи и поэтому мы называем это "ум". Мы особенно избегаем всех тех слов, которые являются дуалистичными. Если вы говорите "душа", то люди начинают думать "бог". Если вы говорите "Я", то люди начинают думать "другой". Так что мы используем слово, которое является круглым, которое находится в середине. Это слово "ум". Это полезно до тех пор, пока в один прекрасный день мы не обнаружим, чем является ум в действительности. И тогда уже не имеет значения, как мы будем это называть.