# Глава 5 # Божественное сознание вместо общественного сознания _Студент: В поисках духовной истины человек может присоединиться к религиозной миссии для продвижения к конечной цели жизни. После какого-то времени сектанская политика может стать препятствием на пути прогресса. Он может увидеть, что внутри общества прагматические отношения имеют более важное значение, чем духовные идеалы. Если человек чувствует необходимость духовного поиска, его авторитет может сказать ему, что не существует более высокой истины, которую стоило бы искать. Его могут также предостеречь, что, если он покинет общество, у него будут серьезные проблемы. Он может стать изгнанником, и его станут клеймить, как еретика, преследуя за то, что он искренне относится к идеалам, на которых основано общество. Следует ли ему рисковать, оставляя общество, игнорируя советы его непосредственных авторитетов, или он должен стараться оставаться в обществе? _Шрила Шридхара Махараджа: Прогресс означает отвержение и принятие нового. Итак, когда существует конфликт между относительной и абсолютной точками зрения, относительное должно быть оставлено, абсолютное должно быть принято. Предположим, вы американец, но в сердце вы социалист. Вы будете вести жизнь обычного американца, но когда возникнет конфликт между капиталистами и социалистами, чью сторону вы примите: социалистов или капиталистов? Ваши убеждения--социалиста. Вы живете в стране, где главенствующие--это капиталисты. Когда нет различия между двумя партиями, то нет конфликта, но когда существует столкновение, то какую сторону вы примите? Внутренне вы считаете себя социалистом, но ради спокойствия и блага страны вы можете не выражать этого внешне. Но предположим, вы ярый социалист. Вы постараетесь сохранить свое убеждение, чистоту веры, присущую социалистам. Вы постараетесь покинуть страну и присоединиться к социалистам. Таким образом, абсолютное и относительное--это два различных класса интереса. Мы должны быть искренни по отношению к нашему собственному убеждению. Иногда мы должны оставить наше окружение, если оно не удовлетворяет нас. Также, и в понимании чистоты движения сознания Кришны, в Вайшнавском убеждении, существует чистота и форма. Форма, в основном, необходима, чтобы помогать мне поддерживать мою нынешнюю позицию. В то же самое время, мое понимание высшего идеала будет всегда подталкивать меня к продвижению вперед, и, куда бы я ни шел, я должен следовать высочайшему идеалу, высочайшему образцу. Духовная жизнь--прогрессивна, а не инертна. Вы согласны? _Преданный: Да. # Католики, протестанты и пуритане _Шрила Шридхара Махараджа: Это прогрессивно. Мы--в стадии "садханы", духовной практики, и мы хотим прогрессивной жизни. Мы хотим идти вперед, не назад. Формальная позиция будет помогать мне поддерживать мой существующий статус и мое необычайное влечение к идеалу будет подгонять меня вперед. Так же, как есть множество прогрессивных партий в множестве миссий: прогрессивные коммунисты, прогрессивное христианство. Сначала существовали католики, затем протестанты, снова пуритане, и по этому пути развивалось Христианство. Существует развитие в правильном направлении и также в ошибочном. Поиск Шри Кришны--динамичный, живой процесс, так как всегда происходят регулирование и исправление. И мы также должны менять нашу существующую позицию, ибо мы не должны приносить в жертву высший идеал, ради которого мы пришли. Человек рожден в определенной стране согласно природе, но его высший идеал может иногда попросить, чтобы он оставил страну. Эйнштейну пришлось покинуть Германию и ехать в Америку ради своего высшего идеала жизни. И можно много найти в мире подобных примеров. Идеал--это все. Высший идеал в человеке--это его ценнейший бриллиант. Наш наиболее драгоценный камень--это наш идеал. Многое рекомендовано в священных писаниях, но они предназначены, чтобы направлять нас в сторону истины косвенным путем (*sva-dharme nidhanam sreya). Рекомендуется в определенный период, ради близких друзей, оставить свой идеал. Но в Бхагават-Гите в последнем поучении Кришны есть: "*sarva dharman parityajya mam ekamsaranam vraja": И если есть необходимость, то для поддержания высшего идеала ты должен оставить своих друзей. Предаться мне. Я--реальный смысл писаний". Самые высокие из идеалистов оставляют свою страну, семью, друзей и все остальное, но они не могут отказаться от своего идеала. В Бхагават-Гите Кришна говорит: "Лучше умереть во время совершения собственного долга, чем стараться исполнять чужой". Это одна из стадий понимания: относительное понимание. <$!принятие во внимание???> Абсолютное понимание также дано в Бхагават-Гите: "*sarva-dharnam parityaja mam ekam saranam vraja. Кришна говорит: "Оставь все. Приди прямо ко мне". Это революционный путь. Ое--абсолютен. А это относительно: "Держись своего собственного клана. Не оставляй их". Такова национальная концепция. Существует национальное сознание и сознание Бога; общественное сознание и сознание Божественное. Сознание Бога--абсолютно. Если общественное сознание служит помехой для развития сознания Бога, оно должно быть оставлено позади. Об этом сообщается в Шримад-Бхагаватам+(5.5.18): ### gurur na sa syat sva jano na sa syat pita na sa syaj janani na sa syat daivam na tat syan na patis ca sa syan na mocayed yah samupeta mrtyum ### "Следует немедленно оставить даже духовного учителя, родственника, родителя, мужа или полубога, если они не могут спасти нас от повторных рождений и смерти". Что же тогда говорить об обычных вещах, если даже гуру может быть оставлен. Человек может даже оставить своего собственного духовного руководителя, как в случае Бали Махараджа, или родственников, как в случае Вибхисана. Прахладе пришлось оставить своего отца, и Бхарата Махарадже--свою мать. Кхатванга Махараджа оставил полубогов; *yajna patnis (жены брахманов) оставили своих мужей, стремясь достичь Абсолютной Личности. Нам нужно общество только для того, чтобы помочь нам. Если наша любовь к обществу задерживает нас, то его следует оставить, и мы должны продвигаться дальше. Существует абсолютное понимание и относительное. Когда они приходят в столкновение, относительное должно быть оставлено, а абсолютное принято. Если мой внутренний голос, моя духовная совесть решают, что общество не может в действительности помочь мне, то я должен буду оставить его, как бы ни было это мучительно для меня, и устремиться к моему предназначению, повинуясь указаниям моей духовной совести. Всякий иной образ действий будет лицемерием, препятствующим моему подлинному духовному прогрессу. Если мы искренни в нашем усилии, то никто во всем мире не может удержать или обмануть нас; только мы сами можем обмануть себя (*na hi kalyana-krt kaskid durgatim tata gacchati). Мы должны быть правдивыми по отношению к самим себе и к верховному Господу. Мы должны быть искренними. # Уход гуру _Студент: После ухода духовного учителя, как ученики должны продолжать его миссию? _Шрила Шридхара Махараджа: Вы не должны забывать о своей совести. Вы можете сражаться, как солдат, спасающий свою страну, свой народ или свою честь. Ваше окружение не зависит от вашей прихоти. Внешние обстоятельства могут казаться чрезвычайно сложными, но вы должны смело встречать их. Какой бы сложной битва ни была, как солдат, вы должны сражаться. Иначе у вас нет веры в ваше собственное дело. Может быть много сложностей. Точнее говоря, они должны быть; возможна даже борьба между преданными, но, несмотря на все разногласия, мы не должны забывать проповедь Махапрабхы. Беспокойство должно возникнуть, поскольку наш возлюбленный гуру ушел от нас. Такое великое бедствие пало на наши головы, можем ли мы быть спокойны? Следовательно, беспокойства должны быть, и мы должны переносить их. Однако мы должны оставаться искренними; мы должны переносить трудности должным образом. Это научит нас двигаться в верном направлении. Мы не могли в полной мере оценить то, что дал нам наш духовный учитель. Теперь пришло время, когда мы должны тщательно изучить себя всесторонне. Мы должны анализировать себя. *Atmaniksepa, самоанализ начался. Мы находимся в испытании. Что мы получили от духовного учителя, и каким путем мы получили это? Является наше понимание подлинным или только показным? Время пришло, чтобы очистить нас, чтобы проверить, настоящие ли мы ученики, или мы его ученики только по виду и принадлежности к конфессии. Какова позиция настоящего ученика? Если мы живем в обществе, какова глубина нашей веры? В каком состоянии мы принимали его поучения? Как глубоко они проникли в нас? Огонь пришел проверить, сможем ли мы устоять. По-настоящему ли мы приняли? Или это притворство, имитация? Огонь проверит это. # Окруженные кармой Итак, мы должны не бояться каких-либо неблагоприятных обстоятельств. Кришна говорит в Бхагават-Гите: "Счастливый кшатрий страстно желает битвы, подобной той, что ожидает тебя" (*sukhinah ksatiya partha labhante yuddham idrsam). Так, у плохого мастера всегда инструмент виноват. Наша карма обступает нас со всех сторон, и мы не можем избежать этого. Беспокойства являются результатом нашей собственной кармы; они приходят изнутри нас. Поэтому мы не должны возмущаться. Мы должны вести себя правильно, встречаясь с этим. Мы должны тщательнее исследовать свои убеждения. Каждый должен спросить себя: "Где я? Что мне действительно необходимо? Насколько искренен я в своем стремлении?" Все это должно быть выражено прямо и открыто. Это--действительная садхана или практика. Все эти трудности необходимы для нашей практики, для нашего продвижения. Иначе мы можем не узнать, что такое прогресс, и мы станем лицемерами сами и будем обманывать других. Таким образом, все эти беспокойства необходимы для нашего очищения. Бог не ошибается. Он управляет ситуацией. Это не наша ответственность. Мы не несем ответственности за внешние обстоятельства. Мы ответственны только за самих себя. Окружение в руках Господа. Он не делает ничего плохого по отношению ко мне. Если я искренен, тогда я должен приспособиться к своему окружению и хранить мою твердую веру перед Ним. Наша стойкость в сражении при любых обстоятельствах, наш патриотизм будут подвергнуты испытанию, в котором выяснится, являемся ли мы настоящими солдатами или нет. Что бы ни происходило, мы должны смело встречать это. Ни при каких обстоятельствах я не должен забывать моего Господа, моего гуру, моего Гаурангу, мою Радху-Говинду. При всех неблагоприятных обстоятельствах я должен стоять с высоко поднятой головой и говорить: "Да, я слуга этого клана, этой сампрадайи. Все могут покинуть меня, но я останусь, даже один". С таким настроением мы должны двигаться вперед, каковы бы ни были обстоятельства. Таким образом я могу снискать одобрение: "Да, в столь тяжелых обстоятельствах он все же не отступает". Наши руководители будут довольны нами. Мы должны анализировать самих себя. Насколько мы эгоистичны? В какой мере наши нежелательные плохие привычки, анартхи, все еще присутствуют в наших сердцах? Насколько подлинная вера смешана с примесями кармы, гйаны, ментальных желаний--всего того, что должно быть отброшено, уничтожено различными способами. все еще существующих в наших сердцах? Как много нечистот кармы, джнаны, умственных желаний и других бесполезных вещей, смешанных с настоящей верой--это должно выйти из нас, и это должно быть отброшено различными путями. Если мы действительно хотим блага, никто не может помешать нам. С таким расположением духа мы должны действовать, и тогда мы сможем понять, что есть что. # Иисус и иуда Даже Христос говорил своим последователям: "Один из вас предаст меня". Иуда был среди двенадцати учеников. Так Иисус сказал: "Среди двенадцати из вас есть один, кто передаст меня врагам этой ночью". Даже такое возможно. Он сказал: "Даже Петр, ты также трижды отречешься от меня до того, как петух прокричит". "О, нет, нет, нет, я не могу отречься от тебя". Но не гордость преданного терпит Господь. Он хочет отдачи, полной отдачи. "Нет, нет,--сказал Петр.--Я твой доверенный слуга". Такого типа эго не должно присутствовать. Петр, бывший лидер, также был разоблачен. Так Господь не терпит гордости. Преданные являются только инструментами в руках Господа. Один мусульманский король искал человека на должность льстеца-"поддакивателя". В прежние времена короли имели придворных льстецов. Что бы ни сказал король, льстец поддакивал этому. Король объявил, что он хочет иметь льстеца, и много людей пришло, чтобы получить эту работу. Он начал собеседование с ними: --Ты думаешь, что сможешь выполнить эту обязанность исправно? --Да, я смогу. --Я думаю, что ты не сможешь справляться с этим как следует. --Нет, сэр, я смогу. Король отказал всем, кроме одного. Когда король сказал ему: "Я думаю, ты не сможешь выполнять обязанности льстеца", этот человек ответил: --Я думаю точно так же. --Нет, нет, нет, ты сможешь, ты самый подходящий. --Да, я самый подходящий. --Нет, нет, я сомневаюсь. --Да, я тоже сомневаюсь. Король сказал: "Этот человек подходит для такой работы". Те, кто заявлял о своей пригодности были отвергнуты королем. Так же и наша душа должна иметь достаточно гибкости в служении Господу. Мы не должны иметь эго. Конечно, это имеется в виду только во внешнем плане, так как наше неизменное эго пребывает в нас, когда душа входит в высшую сферу. Но это отдельный разговор. Лишь материальное эго должно быть устранено полностью. Брошенное в огонь, оно сгорит дотла. Мы должны быть целенаправленными в нашем стремлении к истине. Дроначария был военным учителем, астра-гуру Пандавов. Однажды, проверяя успехи своих учеников, он положил искусственную птицу на верхушку дерева. Одного за другим он просил братьев подходить и прицеливаться в нее. Юдхиштира вышел вперед. Дроначария сказал ему: --Приготовься поразить эту птицу. Ты готов? --Да. --Что ты видишь? --Я вижу птицу. --Что-нибудь еще? --Да. Я вижу тебя. --Уходи. Затем другой из братьев подошел. Дроначарья сказал ему: --Ты должен попасть стрелой в глаз птицы. Прицелься. Что ты видишь? --Птицу. --Что-нибудь еще? --Да, также дерево. --О, уходи прочь. Потом был вызван Арджуна. Дроначарья сказал ему: --Приготовься. --Да, мой господин, я уже готов. --Ты видишь птицу? --Да, вижу. --Дерево? --Нет. --Всю птицу? --Нет. --Что ты видишь? --Только голову. --Целиком голову? --Нет. --Что ты видишь? --Только глаз. --Ты ничего больше не можешь видеть? --Я не могу больше ничего видеть. --Да, мой мальчик. Пускай стрелу! Нам следует иметь такую же устремленность в нашей жизни--сделай или умри. Какие бы обстоятельства ни появились, чтобы напугать меня, я не испугаюсь. И если близкие мне люди кажутся моими врагами, это не важно. Только Он близок мне. И Он не может позволить, чтобы кто-нибудь еще был партнером Ему. Он--Абсолют. Он--мой абсолютный хозяин. Он не допустит никакого партнерства. Поэтому я должен идти туда, куда моя духовная совесть поведет меня. По желанию Господа, друзья могут измениться во врагов. Враги могут измениться в друзей, но я должен держаться моего идеала. Если я--развивающаяся натура, то должны быть перемены и новые начинания. Этого не избежать в процессе нашего осознавания. Когда мы в школе, не все из нас выдерживают экзамены; кто-то терпит неудачу, и мы встречаем новых одноклассников. Снова мы продвигаемся, и снова у нас новые одноклассники, старые одноклассники могут остаться позади. Это нормальная ситуация. Это не означает, что мы завидуем им. Мы сочувствуем. Мы стараемся помогать им насколько возможно. Но все-таки это может случаться. Мы не можем поделать с этим,--такова природа духовной жизни. Таким образом, абсолютные и относительные принципы всегда приходят в столкновение. Будет казаться, что они сражаются друг с другом. Но нам следует принимать абсолютное и жертвовать относительным. # Ментальная тюрьма Все же относительное--необходимо. Мальчик должен верить в своего школьного учителя, иначе его прогресс приостановится. Он не должен думать, что то, чему его учит учитель полностью ложно или низкого уровня. Когда он вырастет, он примет другого учителя для более высокого образования, но это не означает, что он отрицает или наносит оскорбление своему первому школьному учителю. В наших интересах принимать все, что согласуется с тем, что дал нам наш гуру махарадж; что может просветить нас в дальнейшем; и что может помочь нам яснее понять слышанное нами от нашего гуру махараджи. Иначе, что я заключил в тюрьму моего ума через мое ученичество? Бог--это не ограниченный предмет. Он--безграничен. Должен ли я придерживаться только той Его части, которую я заключил в клетку своего мозга? Что это? Мое понимание живое или мертвое? Существует ли какой-нибудь рост? То, что я получил от своего духовного учителя--может это развиваться? Или это закончилось? Достиг ли я предельного уровня, после которого не может быть дальнейшего развития? Если кто-нибудь говорит, что он достиг такого уровня и что не существует ничего в дальнейшем для понимания, тогда мы предложим наше почтение ему, держась от него подальше. Мы не поклонники этого. Нам противно, когда человек думает, что он закончил путь, что он достиг совершенства. Даже ачария должен считать себя учеником, а не законченным профессором, который достиг всего. Человек должен думать о себе, как о добросовестном ученике. Мы пришли понять бесконечность, а не ограниченные вещи. Итак, это сражение между конечным и бесконечным знанием будет продолжаться всегда. Должны ли мы думать: "То, что я понял, является абсолютным?" Нет! Наше познание не закончено. И все-таки, мы должны знать. Брахма говорит сам: "Я полностью обманут твоей энергией, Господин. Я ничто". Всякий, кто приходит в связь с бесконечностью, не может сказать ничего, кроме "Я ничто". Здесь наступает молчание. Составитель великого писания в Гаудия Вайшнавизме, Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами говорит: "*purisera kita haite muni sei laghistha", "Я ниже, чем червь в испражнении". Таково его утверждение, и он говорит это искренне. Должны ли мы стыдиться выражать наш негативный характер, наше негативное развитие--которые являются настоящим богатством для ученика? Поскольку он продемонстрировал такой негативный характер, мы припадаем к его стопам. Кто говорит: "Я обрел все знание. Бог, Чайтанья--мой ученик",--тот заслуживает уничтожения, как величайший враг, какого только можно найти в мире! ¤картинка на странице 52 Шри Чайтанья Махапрабху говорил: "Я приказываю тебе. Не бойся, займи позицию гуру, дающего, и дай Кришну каждому". # Глава 6 # Я приказываю тебе--стань гуру В Шримад-Бхагаватам сказано+(10.31.9): ### yava kathamrtam tapta-jivanam kavibhir iditam kalnasapaham sravana-mangalam srimad atatam bhuvi grnanti ye bhurida janah ### "О, Кришна, нектар твоих слов и повествования о твоих играх дают жизнь нам, всегда страдающим в этом материальном мире. Этот нектар разносится по всему миру великими душами, и устраняет все последствия грехов. Он всеблагоприятен и наполнен духовной энергией. Те, кто распространяет это послание Верховного Господа, несомненно, совершают великую спасительную работу для человеческого общества, и они--наиболее великодушные благотворители". Это то, что необходимо всему миру. Каждый может быть удовлетворен в самой высокой степени в своем сердце одним только нектаром слов Кришны и нектарными описаниями его действий, потому что Кришна есть *raso vai sah, источник всего наслаждения и *akhila rasamtra murtih, Сам экстаз. Природа Кришны сладостна: ### madhuram madhuram vapur asya vibhor madhuram madhuram vadanam madhuram madhu gandhi mrdu smitam etad aho madhuram madhuram madhuram madhuram ### "О, Господь Кришна! Красота твоей трансцендентной формы сладостна, но твое прекрасное лицо еще сладостнее. Еще прекраснее сладостная улыбка на твоем лице, подобная сладкому аромату меда". # "Я наполняюсь нектаром!" Это стих из Кришна Карнамриты Билвамангала Тхакура+(92). Он говорит: "Сладкая, сладкая, сладкая сладость. Кришна есть воплощение сладости. Сначала я думал, что Кришна--это Купидон, который может пленить каждого. Но затем я увидел: "Нет, это не подобие воплощения страсти, испытываемой только в материальном мире. Это чинмайя, духовная субстанция. Я вижу, что эта сладость духовна в своих свойствах. Я чувствую это. Это сущность всей сладости. Что это? Мое зрение наполняется нектаром. Я чувствую, как нектар льется на мои глаза. О, Кришна уже завоевал мое сердце. Я захвачен, пленен воплощением сладости". <$!По-моему куда-то делась одна кавычка???> ### marah svayam nu madhura-dyuti-mandalam nu madhuryam eva nu mano-nayanamrtam nu veni-mrjo nu mama jivita vallabho nu krsno 'yam abhyudayate mama locanaya ### "Мои дорогие друзья, Где Кришна, который есть воплощение Купидона, сверкающий, как цветок _кадамба? Где Кришна, сама сладость, сладчайший нектар для моих глаз и ума? ¤картинка на странице 55 "О, Господь Кришна! Красота твоей трансцендентной формы сладостна, но твое прекрасное лицо еще сладостнее. Но еще сладостная прекрасная улыбка на твоем лице". Где Кришна, который распускает волосы гопи? Он--верховный источник божественного блаженства. Он--моя жизнь и душа. Появился ли он вновь перед моими глазами?" Это утверждение Билвамангала Тхакура (Кришна Карпамрита+68). Все наслоения страданий будут устранены, какие бы ни случались скорби и несчастья. Этот нектар слов и игр Кришны дает нам жизнь. Он дает нам надежду, что мы можем жить возвышенной жизнью, что мы не были сотворены только для страдания в этом временном мире, но для жизни, которая может подняться ввысь и превзойти эту мучительную жизнь смертных. Возможность такой возвышенной жизни заложена в самой нашей внутренней форме. Спекуляторы говорят, что сознание Кришны только искореняет греховность, но это лишь поверхностное понимание сознания Кришны. Грех ничто в сравнении с Его очищающей способностью. Как только мы приходим в контакт с Кришной, хотя бы только в форме доступного ушам звука, наше подлинное благоденствие начинает пробуждаться (*sreyah kairava candrika vitaranam). Сознание Кришны несет в себе неограниченные возможности для нашего благоденствия. источниками богатства. И те, кто могут распространять сознание Кришны в мире, являются поистине милосердными и доброжелательными. Они дают Кришну тем, кто наиболее беспомощен и разочарован. Только этот труд должен быть продолжен в мире, чтобы спасать эти души, страдающие от болезни смертности. # Божественный нектар Описания Кришны подобны божественному нектару. Продолжайте эту работу, всегда давая сознание Кришны, и если вы даете сознание Кришны, вы сами будете обильно получать сознание Кришны. Оно нисходит с высшего плана. Если вы искренне распространяете сознание Кришны, у вас не будет недостатка в вашем собственном достоянии. Сколько вы можете давать другим, столько вы получаете сами Это связано с безграничным источником. Продолжайте. Шри Чайтанья Манапрабху говорит: ### yare dekha, tare kaha 'krsna'-upadesa amara ajnaya guru hana tara ei desa ### "Кого бы вы ни нашли, говорите с ним только о Кришне". У нас нет другого занятия. Кого бы вы ни нашли, какую бы душу ни повстречали, старайтесь вызволить ее от этой пустыни смерти. Я приказываю вам, не бойтесь. Займите позицию гуру, дающего, и давайте каждому. Затем Махапрабху говорит: ### kabhu na vadhibe tomara visaya-taranga punarapi ei thani pabe mora sanga ### "И в этом деле вы найдете мою поддержку. Если вы подчинитесь моему указанию давать всем и каждому, тогда вы найдете, что я тоже здесь и поддерживаю вас в этой работе". Таким образом, ваш великий учитель занял вас всех, подобно множеству преданных солдат. Сейчас вы должны совершать спасительную работу в этом мире смертных и смерти. Совершайте спасительную работу. Так или иначе, мы должны сами обрести сознание Кришны и также нести его своим ближним. Махапрабху говорит: "Кого бы вы ни встретили, говорите ему о Кришне, и таким путем спасайте людей". Они все находятся под влиянием вечной смерти. Только этот путь приемлем в их состоянии; все другие беседы неуместны. # Челюсти смерти Каждый мчится в пасть смерти. Это суть всех вестей этого мира; это--единственная весть. Каждую секунду каждый входит в пасть смерти. Это есть действительная проблема--и ничто другое. Вся проблема в целом заключается в том, что каждую секунду каждый атом здесь входит в пасть смерти. Это величайшая и единственная опасность в мире. Поэтому все другие разговоры не относятся к настоящей проблеме жизни; постарайтесь уберечь других от вхождения в пасть смерти. Это единственная проблема во всем мире. Идите вперед и говорите каждому о Кришне. Что бы вы ни делали, говорите людям о Кришне, Кришне, Кришне. Спасите себя и подготовьте себя к высшей цели. Когда бы вы ни встретили кого-либо, говорите только о Кришне. Все другие разговоры несущественны и излишни. Махапрабху говорит: "Это мой приказ. Не думайте, что, если вы делаете это и принимаете позицию гуру, когда люди приходят, чтобы оказать почтение вам, то вы забудете свое обычное положение, став кичливым от гордости и пойдете в ад; нет, нет, нет. Я приказываю вам: "Идите!" Вас ожидает спасительная работа. Вы не можете оставаться праздным наблюдателем. Поэтому я говорю: "Поднимайтесь! Начинайте работу!" Я приказываю вам это. И я возьму на себя всю ответственность. Весь мир умирает. Всегда, в каждую секунду подлинной необходимостью является Кришна-катха. Вы будете иметь связь со мной, только через подчинение моим указаниям и исполнение долга, который я возлагаю на вас. Вы найдете меня там в своем подчинении моим указаниям и в исполнении своего долга. Разумно ли это? Каждый из нас может судить. Какая благотворительная работа спасет людей в смертном мире? Что даст реальную помощь людям? Ни пища, ни одежда, ничто такое. Каждый постепенно приближается к смерти. Однажды, когда я был в Мадрасе _Матх, кто-то подошел и стал критиковать нас, говоря: "О, вы только говорите о Кришне, а люди умирают без пищи. Об этом вы не думаете?" Я сказал: "Нет". Он сказал мне: "Миссия Рамакришны делает настоящую благотворительную работу, кормя так много людей. Если человек умирает от голода, как он услышит вас? Сперва дайте им жизнь, накормите их, и затем вы можете говорить ему о Кришне". Я сказал ему: "Предположим, существует голод. У меня есть некоторое количество пищи. Я раздаю ее многим людям. Передо мной большая толпа. Если в то время, когда я раздаю пищу, кто-то из толпы ушел, что я должен делать? Должен ли я раздавать пищу дальше или бежать и ловить его? Он сказал: "Вы должны раздавать пищу; это естественно". Я сказал: "Толпа всегда готова слушать меня, когда я говорю о Кришне. Почему я должен терять свое время, бегая за одним человеком? ¤картинка на странице 59 Шри Чайтанья Махапрабху создавал такие прекрасную вибрацию, что слоны, олени, тигры, все воспевали "Кришна, Кришна" и танцевали. Так много людей приходит, чтобы слушать от меня о Кришне, и я не могу уследить за каждым из них. Почему я должен останавливать распространение нектара и бежать ловить одного человека. Это глупая попытка. Мы заинтересованы в помощи людям, через распространение Кришна-катха, и мы не обращаем внимания на так называемую опасность. Все нуждаются в этом руководстве. Вы должны занимать себя только в Кришна-катха. Продолжайте говорить о Кришне и не прекращайте эту вибрацию. Когда Шри Чайтанья Махапрабху шел из Пури во Вриндаван через джунгли, слоны, олени, тигры воспевали: "Кришна, Кришна" и танцевали. Как? Его Кришна-Катха создавала такую прекрасную вибрацию, что она входила в уши тигров, оленей, слонов и пробуждала их сердца. И они начинали воспевать: "Кришна, Кришна, Кришна" и танцевать. Вибрации имени Кришны, создаваемые Махапрабху, были так прекрасны и наполнены такой силой, что звук входил в животных и пробуждал в их сердцах сокровеннейший план, который был покрыт тигриным или слоновьим телом. Подобно электричеству, прекраснейший поток святого имени Кришны входил в сердца всех животных, и их души пробуждались. И тогда они начинали воспевать: "Кришна, Кришна". Дух присутствует всюду и, подобно лучу света, пронизывающему тьму, вибрация Кришна-катха задевает чувствительную струну в душе и создает некоторое устремление к сознанию Кришны. У нас нет другого долга, другой работы. Бхактиведанта Свами Прабхупада распространил сознание Кришны по всему миру. Это следует считать его заслугой. Он ушел в высший мир и от его имени мы продолжаем это дело.