ГЛАВА 12 Мы уже заказали билеты на самолет компании "BOAC", вылетающий в субботу, 2марта, чтобы побывать в Лондоне, где я собиралась навестить мою мать. Когда же мы прибыли в Бомбей, то узнали, от преданных, что Баба прибудет сюда в пятницу вечером на несколько дней. Я сразу же подумала, что было бы замечательно получить еще один ~даршан| перед тем, как мы покинем Индию. Поэтому я предложила мужу попытаться изменить наш заказ, чтобы улететь в воскресенье, а не в субботу, это даст нам достаточно времени, чтобы съездить в Дхармакшетру, где Баба остановится. К моему восторгу, нам удалось поменять рейс. Я мысленно поблагодарила Бабу за его помощь в этом -- привычка, возникшая у меня недавно. В субботу мы выехали в Дхармакшетру. Она расположена на окраине города и является одним из самых прекрасных и необычных сооружений, посвященных Бабе. Когда мы приехали, то, к своему удивлению, увидели огромную толпу, уже собравшуюся и начинавшую переполнять обширную территорию, примыкавшую к главному зданию. Некоторые люди сидели снаружи везде, где только смогли найти место. Мы усомнились в том, что найдем место внутри, но наши опасения вскоре рассеялись, когда добровольные помощники проводили нас к местам ан мужской и женской сторонах огромной открытой площади. Люди сдвинулись теснее, чтобы мы могли втиснуться среди них. Это был наш первый визит в Дхармакшетру. Многие люди пытались описать ее нам, и мы видели ее в некоторых фильмах. Теперь мне представилась неожиданная возможность самой увидеть это замечательное сооружение. Его трудно описать, и никакое описание не сможет воздать должное ему. Это -- большое белое круглое бетонное здание, окруженное стеной у основания. Внутри поднимается лотосообразная конструкция с окнами по всему периметру, каждое из которых находится в центре лепестка лотоса. Непосредственно перед всем комплексом стоит очень высокая ~ступа|, похожая на полураскрывшийся лотос на конце длинного стебля. Все это производит самое необычное впечатление. Одна из индианок, сидевших рядом со мной, наклонилась и показала, где точно находится комната, в которой Баба останавливается, когда находится в Бомбее. Кто бы она ни была, я хотела бы поблагодарить ее, так как это дало мне возможность зримо представить себе ту комнату позже, на следующий день в самолете. Через некоторое время обычная внезапная тишина возвестила о приближении Бабы, когда те, кто мог видеть, как Он выходит из здания, передали назад толпе сообщение о том, что Он идет. Очень скоро после этого можно было увидеть, как Он обходит жаждущую толпу. Некоторые из присутствующих сидели и ждали этого момента часами. В какое-то мгновение Он подошел близко и послал мне теплую улыбку узнавания. Какое замечательное завершение нашего посещения! Другая индианка, сидевшая передо мной, наклонилась назад и прошептала: "Вас благословляют". Я согласилась от всего сердца. Ее замечание отмело любые сомнения, какие, возможно, были у меня, что эта улыбка предназначалась мне. Я упоминаю об этом маленьком инциденте только потому, что мне пришлось вспомнить о нем на следующий день, когда я в отчаянии пыталась установить контакт с Бабой и хотела бы знать, слышит ли Он мой призыв на помощь. Когда Баба закончил обход и вошел обратно в дом, мы поехали в гостиницу; живое воспоминание о маленьком человеке, одетом в оранжевое и вырисовывающемся на фоне белого здания, отпечаталось в нашей памяти. На следующий день мы были на борту самолета, летевшего в Лондон. Он совершил посадку в Бахрейне, потом -- в Бейруте, чтобы высадить одних пассажиров и принять на борт других. Мы воспользовались этими остановками, чтобы размять ноги. Когда мы вновь поднялись на борт самолета в Бейруте, я заметила мужу, что проверка, через которую мы только что прошли, была настоящим фарсом. Женщина-инспектор просто прощупала пальцами сверху мой ручной чемодан и поставила штамп на мой авиабилет. Я добавила, что, если меры предосторожности, принимаемые в Бейруте, являются примером для всех тех мест, где впоследствии было так много тревог, то было бы очень легко угнать самолет. Пророческие слова... Вскоре после того, как стюардесса закончила разносить еду и унесла подносы, мы случайно подняли глаза и с удивлением увидели группу пассажиров из салона первого класса, переходящих в туристический салон, где мы сидели. Мы оба подумали, что это весьма странно, и стали обсуждать возможные причины. Мой муж предположил, что, возможно, мы направляемся в зону бурной погоды, и в таком случае это могло бы быть мерой предосторожности, чтобы уравновесить самолет. В этот момент позади той группы появился капитан, выглядевший очень мрачным. Когда он проходил мимо наших сидений, мы спросили его, что случилось. Зловещим голосом он ответил, что мы скоро узнаем, и с этим загадочным замечанием прошел мимо нас, чтобы найти место. Как только все пассажиры первого класса были рассажены по местам, из репродуктора послышался резкий голос, говоривший на ломаном английском, объявивший, что наш самолет похищен. Это короткое объявление вызвало у пассажиров явный приступ ужаса. после чего последовало потрясенное молчание, так как каждый начал понимать многочисленные пугающие последствия. В моем мозгу промелькнуло воспоминание о нашей первой встрече с Бабой в 1973г., когда Он делал выговор двум супружеским парам, что они забыли позвать Его на помощь, когда их такси было на грани столкновения с огромным грузовиком. Я вспомнила свой мысленный обет позвать Его на помощь, если бы оказалась в беде, и немедленно начала мысленно звать: "Баба! Баба! Баба!"со всей силой и настойчивостью, которые смогла проявить. Вскоре после объявления о захвате самолета два бандитского вида араба появились из кабины пилотов, неся автоматы и пистолеты. Они явно были готовы застрелить любого, кто попытался бы сопротивляться им. Отчетливо помню, как я подумала, что если бы они играли роль злодеев в фильме, то вряд ли выглядели бы более правдоподобными. Они были настолько нелепы, что были походи на карикатуры. Они в принудительном порядке воспользовались услугами арабоговорящего пассажира, который с неохотой поднял руку, когда те спросили, есть ли кто-нибудь, кто мог бы переводить для них. Ему приказали собрать все паспорта и сложить их в кучу на сиденьи перед угонщиками. Один из них начал просматривать паспорта и, по-видимому, распределял их по национальности. Большинство пассажиров были индусами, арабами или британцами, было несколько американцев. Приводящая в уныние мысль промелькнула у нас обоих в голове, что тех из нас, кто путешествует с американскими паспортами, вероятно, возьмут в заложники ввиду напряженных отношений между США и ООП (Организация освобождения Палестины) в то время. У меня была особая причина для беспокойства. Мой муж -- еврей, а я в волнении не могла вспомнить, указано ли это в паспорте. Если да, то он находился в еще большей опасности. Следующим их действием было собрать все наши чемоданы для авиапутешествий. Некоторые были опорожнены, набиты динамитом и размещены в нескольких стратегических точках по всему самолету, например, снаружи туалетов и через промежутки -- в проходах между рядами. Затем они объявили, что никому не разрешается идти в туалет без сопровождения одной из стюардесс, и даже в этом случае -- по одному человеку за раз. Естественно, каждому потребовалось воспользоваться туалетом немедленно. Хорошо известно, что напряжение и страх влияют на деятельность почек и мочевого пузыря. Это особенно явно проявилось под проницательным взглядом угонщиков, которые наставили свои пулеметы на сумки с динамитом у входа в каждый туалет, готовые выстрелить в них, если кто-нибудь попытается вызвать волнение. К тому времени общий страх был настолько силен, что ощущался почти физически и сопровождался сильным едким запахом. Я слыхала, что животные способны учуять страх у человека, и сейчас, когда так много людей находилось в тисках страха одновременно, я тоже смогла учуять его. Я понимала, что логично предположить, что я сама, должно быть, заполнена страхом, и должна волноваться при мысли о возможности оставить наших двух дочерей так внезапно и неожиданно. Однако я с удивлением обнаружила, что абсолютно не ощущаю никакого страха, и, более того, была уверена, что нас всех освободят. Такая позиция не имела никакого смысла, поэтом я искала в себе страх, который, как я думала, должен ощущаться, так как не хотела вводить себя в заблуждение. Удивительно, не было даже следа, и с этим открытием пришла мысль о том, что Баба, должно быть, услыхал мой призыв на помощь и снял всякий страх, который мог бы у меня возникнуть. Успокоенная этой мыслью, я тихонько открыла свою сумку и тихо вынула из нее фотографию Бабы и немного ~абхишека вибхути|, которую Он недавно дал мне на Шиваратри. Я положила все это на колени вместе с кольцом, которое он материализовал мне в прошлом году, надеясь, что их не видно угонщикам. Я начала сосредотачиваться на этих предметах, как на связях, которые должны помочь мне установить с Бабой телепатический контакт. Помню, я думала, как удачно, что лишь несколько часов назад мне указали комнату, где Он проживал. Это дало мне теперь возможность зримо представить Его там именно в тот момент, когда я так отчаянно нуждалась в установлении контакта с Ним. Никто в самолете не смел произнести ни звука, и неестественная тишина давила очень тяжело. Позже мы обнаружили, что на борту было несколько маленьких детей, включая двухнедельного младенца, но ни один из них даже не захныкал, вероятно, парализованный страхом своих родителей. Некоторые время спустя один из угонщиков начал прокладывать провода в самолете, вероятно, готовясь взорвать его. Он очень нарочито обмотал проводами все аварийные люки, причем зажженная сигарета свисала из одного уголка его рта, а в руке он держал пулемет. Ему приходилось пускать в ход зубы, чтобы держать провода, пока он манипулировал ими свободной рукой. Как только прокладка проводов была завершена к его удовлетворению, он приказал стюардессам принести все бутылки со спиртным и дух'ами из необлагаемого пошлиной запаса. Он начал открывать бутылки и лить содержимое по проходам с явной целью усилить пожар, когда самолет будет подожжен. Во время этой процедуры я сосредоточилась на Бабе и в этот момент мне показалось, что я слышу Его голос, звучащий у меня в голове и приказывающий направить на угонщиков любовь. Я была шокирована таким предложением, особенно когда посмотрела на их лица и увидала глаза, полные фанатичной, почти исступленной, ненависти. Моей первой реакцией было: "О, Баба, как я могу?" но я быстро добавила: "Пожалуйста, возлюби их через меня, поскольку ты один можешь увидеть Бога внутри их, который, как ты уверяешь нас, есть в каждом". Затем я откинулась назад на своем сиденьи и начала ощущать, как любовь Бабы проходит через меня к тем двум, полным ненависти людям. Когда я наблюдала за этим воздействием, тот, который опорожнял бутылки со спиртным и дух'ами, стал так нервничать, что порезал запястье разбитым стеклом. Ему пришлось остановиться и обмотать порез импровизированной повязкой, чтобы остановить кровь. Он вытащил носовой платок из одного из своих карманов, но не отложил автомат, так что снова прибег к помощи зубов, чтобы наложить временную повязку на руку. С тех пор оба мужчины стали все больше нервничать. Они утратили свою браваду, которая была столь несносно очевидной, когда они впервые завладели самолетом. Мы могли сказать, что летим в западном направлении в течение нескольких часов, но лишь могли гадать, что наши захватчики собираются сделать с нами. Гораздо позже мы узнали, что первым их планом была посадка в Афинах, где они намеревались потребовать освобождения некоторых из своих палестинских товарищей, сидящих там в тюрьме, в обмен на заложников из самолета. Однако, им было отказано в разрешении сделать посадку, поэтому мы полетели в Амстердам, где они опять получили отказ. Затем они решили попытаться перелететь Северное море и взорвать самолет в воздухе. Но второй пилот, который вел самолет под их наблюдением, сообщил им, что в баках слишком мало горючего, чтобы совершить такой перелет. Они снова запросили Амстердам, сообщив о малом запасе топлива, в результате чего было дано разрешение посадить самолет в отдаленной части аэропорта. Так как в то время никто из нас не знал об этом, мы были весьма удивлены, когда один из угонщиков объявил, что скоро посадка и что мы должны "взять ноги в руки, держать их над головой и передвинуться в проходы между рядами". Потребовалась одна-две минуты, чтобы понять, что они имеют ввиду нашу обувь, а не наши ноги. Затем они сообщили нам, что у нас есть две минуты, чтобы покинуть самолет прежде, чем они подожгут его. Они открыли одну дверь, через которую спустили пластиковый скат, чтобы пассажиры соскользнули по нему на бетонную поверхность летного поля, находившуюся на много футов ниже. В тот момент, увидев возможность спасения, каждый пытался протолкнуться к двери, отталкивая друг друга локтями в диком усилии выскочить из самолета прежде, чем его охватит огонь. Истеричный мужчина позади меня пытался оттолкнуть меня и в своем стремлении спастись сбил меня с ног на скат так, что я не смогла управлять своим приземлением и сильно ударилась копчиком об асфальт. Сила удара была настолько велика, что я не смогла встать, и меня оттолкнули в сторону пассажиры, которые катились по скату после меня. Вскоре последовал мой муж; он вместе с другим мужчиной смог перенести меня в сторону с пути других и подальше от самолета, который уже начал гореть. Вскоре подошли из аэропорта автобусы, чтобы забрать нас всех , но из-за моей травмы мы далеко отстали от группы. Наконец, нам удалось взобраться в последний автобус, но, к нашему ужасу, наш водитель, увидев еще двух человек, стоявших невдалеке от горящего самолета, развернулся, чтобы подхватить их. Это были наши угонщики! Мы не знали голландского языка, но мой муж заколотил в стеклянную перегородку, отделявшую нас от водителя, и закричал: "Угонщики", единственное слово, которое водитель понял. Он быстро развернул автобус и помчался к конечному пункту. Бросив последний взгляд на угонщиков, мы увидели, что они стоят безвольно недалеко от самолета. Казалось, они лишились энергии -- настоящее воплощение поражения, а позади них горел самолет. Так как нам не дали взять что-нибудь с собой, когда мы покидали самолет, ручной багаж, пальто, пиджаки, чемоданы и даже обувь нескольких человек остались там. Мы покинули жаркий солнечный Бомбей несколько часов назад, и теперь очутились в Европе в холодный мартовский вечер. Шел дождь, и многие люди без пальто или пиджаков насквозь промокли к тому времени, как мы прибыли к зданию аэровокзала. Прошло много времени с тех пор, как прибыл последний в тот день самолет, так что аэропорт был почти пуст. Однако слух о нашем прибытии разнесся мгновенно, и вскоре все пришло в движение, так как со всех сторон подходили работники, возбужденно переговариваясь о едва не случившемся несчастье и задавая вопросы все сразу. Нам дали теплые носки, одеяла и чашки с горячим кофе, чтобы согреться изнутри. Репортеры из местных газет спешили осветить событие, нас всех просили высказать свое мнение о пугающем происшествии. Моя спина все еще жутко болела, поэтом мне хотелось бы знать, когда мы прибудем в Лондон, где по странному совпадению я уже условилась посетить врача, который специализируется в технике Александера, представляющей собой метод регулировки тела. Я видела его год назад и хотела воспользоваться нашим пребыванием в Лондоне, чтобы пройти курс лечения. Теперь я, конечно, могла использовать эту возможность! Как только я подумала об этом, я случайно услыхала объявление на английском, что вскоре состоится запланированный рейс в Лондон и все пассажиры должны пройти к выходу. Я быстро сказал об этом своему мужу, и он попросил одного из служащих узнать, есть ли два места на тот самолет. Он объяснил, что я повредила спину и было бы предпочтительнее посетить врача, которого я знаю, в Лондоне, чем обращаться к незнакомому врачу в Амстердаме. Тот человек поговорил с работником авиалинии, который согласился попытаться помочь нам вылететь в Лондон. Через несколько минут он поспешно вернулся обратно, сказав, что есть два места и мы должны последовать за ним по возможности быстрее, так как самолет должен вскоре улететь. С помощью его и моего мужа я поспешила так быстро, как только могла, и мы подошли к выходу как раз вовремя. Мы быстро объяснили наше проблему различным служащим, ожидавшим нас, и были препровождены на самолет, который отправлялся по графику. У нас не было ни багажа, ни ручной клади, ни паспортов, никаких удостоверений. Нам дали написанные от руки пропуска, чтобы мы могли выйти в Лондоне и получить там временные паспорта, благодаря которым мы сможем улететь домой. Мы с облегчением опустились на наши места. Когда самолет поднялся в воздух, мы оба посмотрели вниз и там на земле увидели догорающий самолет, столь недавно покинутый нами в такой спешке. Я мгновенно послала свою сердечную благодарность Бабе и снова погрузилась в чувство покоя, наполнившее меня, когда я призвала Его на помощь. Горящий самолет заливали кислотной меной из крошечных пожарных машин, предназначенных для тушения пожаров. Несколько дней спустя, когда мы поехали забрать наш багаж в Лондонском аэропорту, мы обнаружили, открыв чемодан, что все испорчено: либо сгорело, либо пропиталось кислотой и совершенно обесцветилось. Нам пришлось выбросить все, включая чемоданы. Нам выдали временные паспорта. Я повидалась с врачом в Лондоне, что дало нам возможность вылететь в Лос-Анджелес через несколько дней. Прошло, однако, много времени прежде, чем моя спина перестала болеть. Через несколько недель после возвращения домой мы прочли газете о том, что одному из рабочих кухни-столовой в Бейруте предложили взятку в четыреста долларов, чтобы тот погрузил на самолет автоматы, боеприпасы и динамит в контейнерах для перевозки продуктов. Он спрятал все это под сиденьями, оставленными для угонщиков самолета. В течение нескольких месяцев мы следили за новостями, касающимися их, по газетам. Когда их держали сначала в тюрьме в Амстердаме, возникли вопросы о том, где и кто будет их судить. В конце концов, их судили в Амстердаме и там посадили в тюрьму. Однако, несколько месяцев спустя мы услыхали, что террористы угнали еще другой самолет и выдвинули требование освободить этих двух заключенных в обмен на заложников. Во время нашего спасения я почувствовала глубокое облегчение в результате нашего трудного избавления и переполнявшую меня благодарность по отношению к Бабе за ответ на мой неистовый призыв о помощи. Я никогда ни на миг не усомнилась в том, что Он сделал это. Однако лишь год спустя мы смогли лично поблагодарить Его за помощь. Он часто говорил, что никогда не вмешивается в чью-либо заслуженную ~карму|, но по возможности больше смягчает ее и помогает людям переносить эту ~карму|. Он объясняет, что все мы имеем свободу воли и Он даже не покушается на нее. Поэтому мы берем на себя личную ответственность за сознательное решение позвать Его на помощь. Что касается меня, то одной из самых значительных внезапных догадок в результате этого случая с угоном самолета была та, что Баба требует от нас готовности сделать свое дело. Мы должны позволить Ему использовать нас в разных ситуациях и любыми способами, которые Он считает подходящими. Я была уверена, что только мощь Его любви была той силой, которая отвлекла угонщиков от их первоначального плана уничтожить самолет и всех пассажиров. Это произошло за восемь лет до того, как Он действительно подтвердил, что дело обстояло именно так. Так легко забыть, что мы тоже должны играть свою роль, отказываясь от своей воли и соглашаясь на то, чтобы Его воля руководила нашей жизнью, а следовательно, и миром, в котором мы живем, и людьми, с которыми мы контактируем. Тот угон самолета имел интересное продолжение в октябре того же года. случилось так, что д-рГокак, близкий преданный Саи Бабы, являющийся в настоящее время заместителем ректора университета в Путтапарти, приехал в Калифорнию с коротким визитом. Он был гостем нескольких последователей и жил у нас в течение нескольких дней. Он был очаровательным гостем. и мы наслаждались его обществом. Его и моего мужа объединял общий интерес в английской литературе, и мы узнали, что он учился в Оксфордском университете. Кроме того, он -- поэт и сделал нам прелестный комплимент, сочинив поэму о панораме гор и далекого океана, которой он наслаждался из окна своей комнаты в нашей квартире на двенадцатом этаже, где мы жили в это время. За день или два до того, как он должен был перейти жить в другую семью, мы получили телеграмму от агента бюро путешествий в Лондоне, к которому мы обратились по поводу возможного путешествия в коммунистический Китай. В телеграмме сообщалось, что в отношении нас обоих все согласовано с бюро путешествий в Пекине и неожиданно представилась возможность выехать туда в следующий четверг. Однако, мы должны были бы прибыть в Лондон в понедельник, чтобы успеть получить визы, выдаваемые китайским посольством. В те дни визы на поездку в Китай невозможно было получить в США, так как американское правительство еще не признало красный Китай. Агент бюро путешествий торопил нас известить его как можно скорее, если мы хотим присоединиться к группе, так как он не может долго держать эти места свободными. Нашей немедленной реакцией было разочарование. По-видимому, не могло быть и речи о том, чтобы принять это предложение, ввиду слишком малого времени для подготовки к такому путешествию и при наличии гостя в доме. Кроме того, мы посещали различные собрания, на которых выступал д-рГокак, и готовились дать обед в его честь накануне расставания. Когда д-р Гокак услыхал о поездке, он твердо заявил, что мы должны воспользоваться таким захватывающим предложением. Он сказал, что такую возможность нельзя упустить, так как в то время не было никакой гарантии, что США признают красный Китай и, таким образом, американцы смогут получать визы для въезда в эту страну обычным способом. Он предложил переехать раньше, если его пребывание является причиной нашего нежелания отправиться в поездку. Наконец, мы покорились его настойчивости и позвонили агенту бюро путешествий, чтобы он сохранил эти два места и обратился в китайское посольство с просьбой подготовить наши визы. Те последние немногие дни были поистине лихорадочными, но все проходило гладко. Мы могли посещать собрания и все же управляться с подготовкой к поездке. Множество преданных объединились , чтобы помочь нам с успехом дать обед в честь д-раГокака. Утром в воскресенье, когда он переехал к своим следующим хозяевам, мы были готовы отправиться в аэропорт. представьте себе нашу реакцию по прибытии в Лондон, когда мы узнали, что полетим в Гонконг на самолете компании "BOAC" с запланированными посадками в Бейруте и Бахрейне для дозаправки горючим и смены пассажиров. Это были та же самая авиалиния и те же два города, где был прерван наш неблагополучный полет ранее в тот год. Мы были весьма обескуражены этой новостью, но понимали, что ничего не сможем сделать в этом отношении в столь поздний срок. Поэтому я мысленно попросила Бабу защитить нас. В Лондоне все прошло гладко, и мы получили наши визы вовремя, успев присоединиться к группе, как было предусмотрено. Когда наш самолет приземлился в Бейруте, нам сообщили, что в целях безопасности все транзитные пассажиры должны оставаться на борту во время остановки. Это ограничение вызвало сильное недовольство у пассажиров, многие из которых предвкушали возможность размяться. Мой муж, стоявший возле открытой двери, заметил, что он, например, вполне согласен остаться на борту, так как наш самолет был угнан после посадки в этом городе в начале года. Он добавил, что рад увидеть ужесточение предохранительных мер с тех пор. Стюардесса-индианка, стоявшая рядом с ним, обернулась, услыхав его замечания, и спросила, не говорит ли он о том самолете, который приземлился в Амстердаме в марте. Когда он подтвердил, что это , действительно, был тот самолет, она воскликнула: "Я была одной из стюардесс на том самолете". Мы все удивились такому совпадению и с кислой миной заметили, что, по-видимому, не хотели бы пережить это еще раз. Она сказала, что маловероятно, чтобы такое случилось с кем-нибудь больше одного раза в жизни, поэтому едва ли это произойдет в этом полете, где присутствуем все мы трое. Каждый, кто был в пределах слышимости, с жаром выразил надежду, что она окажется права. Вскоре после возвращения из Китая мы начали планировать другую поездку, чтобы повидать Бабу в следующем январе, что быстро становилось ежегодной привычкой. Я страстно желала увидеть Его снова и надеялась, что представится возможность поблагодарить Его за то, что Он благополучно провел нас через это тяжелое испытание. Мы не знали о том, подал ли он какой-нибудь знак, что Ему известно о нашем полном событий полете домой после того, как мы видели Его в последний раз. Только у меня было твердое убеждение, в том, что Он не только ответил на мой призыв о помощи, но и искоренил всякий страх, который я могла бы испытывать, и предотвратил то, что вполне могло бы обернуться бедой для пассажиров полностью загруженного самолета. Я понимала, что лишь Он мог бы подтвердить это мое ощущение, и то лишь в том случае, если бы Он решил поступить так. Но я также твердо знала, что нет никакой уверенности в том, что Он упомянет об этом, когда мы снова увидим Его. Наш опыт подсказывал нам, что никто не может даже предсказать, чт'о Баба сделает в какое-то данное время или в отношении чего бы там ни было. Кроме того, чтобы поблагодарить Его, я также надеялась на разговор с Ним по другой причине. Слух о нашем происшествии оказал очень сильное воздействие на других преданных, которых мы знали. Чаще всего, реакцией был шок из-за того, что Баба позволил этому случиться и не предупредил нас, как Он иногда делает, когда видит, чт'о предстоит некоторым из Его преданных. Его теплая улыбка, когда Он заметил меня в рядах для ~даршана| в Дхармакшетре в Бомбее, убеждала меня в том, что Он, возможно, предупредил бы нас, если бы посчитал нужным. По причинам, известным только Ему, Он решил не делать этого, возможно, потому что предвидел некое важное значение этого путешествия для нас. Я вполне осознавал, что вера некоторых людей в Него сильно поколебалась, чт'о я могла легко понять. Мой собственный вывод состоял в том, что мы не можем позволить себе заблуждаться в том, что, как только мы примем Бабу, с этого момента мы автоматически будем вести спокойную жизнь и будем жить счастливо с тех пор, свободные от всех проблем. Я могу говорить только о себе и о своем опыте, и в отношении меня это был отнюдь не тот случай, когда Он проиллюстрировал свой метод обучения меня через посредство таких испытаний. ГЛАВА 13 В середине января 1075г. мы снова отправились в Индию. Когда мы прибыли в Бангалор, то услыхали, что Баба находится в Уайтфилде, поэтому быстро сменили одежду и выехали на наш первый ~даршан|. Когда Баба вышел и заметил нас в рядах для ~даршана|, то велел моему мужу прибыть вместе со мной в Его дом на следующий день рано утром. Это было похоже на возвращение домой, чтобы сидеть там снова. Когда Он вышел из своих личных апартаментов, то сказал, что собирается на ланч в дом д-ра Бхагавантама, и попросил сопровождать Его. Когда мы приехали и вошли в дверь, уже несколько человек сидели на полу, ожидая Бабу. Я была единственной женщиной среди приглашенных и, как только подумала, где я должна сесть, Баба понял мое затруднение, подошел и любезно показал мое место, сделав рукой широкий жести сказав с блеском в глазах: "Это -- место для женщин". Недолго побеседовав, Он кивнул нам и повел в маленькую комнату. Как только мы сели на пол у Его ног, я стала благодарить Его за наше спасение в похищенном самолете. Но я не сказала и двух слов, как Он прервал меня, говоря: "Да, да, знаю. Я слышал твой голос, зовущий: "Баба! Баба! Баба!" Он отлично имитировал мой голос с английским акцентом и модуляции, которые, как говорят, становятся более отчетливыми, когда я волнуюсь и, по-видимому, начинаю незаметно говорить в прежней манере. Затем Он приступил к беседе с обычными комментариями, вопросами и притчами, но без дальнейшего упоминания об угоне самолета. Он высказал свое мнение, подчеркнув тот факт, что я не забыла позвать Его на помощь. Очевидно, это было то, что нам требовалось услышать до нашей прощальной беседы, когда Он напомнил об этом, хотя и косвенно. Когда Баба завершил свою беседу, мы вновь присоединились к другим гостям. В группе было двое мужчин с Запада, которых мы не знали. Баба прилагал все усилия, чтобы ответить на их вопросы и подробно объяснить свои ответы. Позже мы узнали, что это были парапсихологи -- д-рКарлис Озис , председатель Американского общества психических исследований в Нью-Йорке, и д-рЭрлендур Харалдссон с факультета психологии в Исландском университете в Рейкьявике. Они вместе совершили ранее две поездки в Индию, чтобы изучить случаи ~пси|-явлений. Впервые они приехали увидеть Бабу в 1973г. Сейчас они продолжали наблюдения за Его способностями и надеялись убедить Его дать им разрешение провести несколько контролируемых экспериментов с Ним. Когда объявили, что ланч готов, Баба повел нас в другую комнату. Снова я колебалась, где сесть. Баба обернулся и, подтолкнув меня рукой вперед, сказал с ободряющей улыбкой: "Поспеши. Не робей". Как только я вошла дверь, Он поспешил за мной, чтобы показать, где мне сесть. Затем Он занял свое место на возвышении, сохраняемое для Него, где г-жа Бхагавантам лично подавала Ему завтрак. Мы все сидели на полу, и нас обслуживали члены семьи, которые разносили блюда, откуда ложкой накладывали разнообразную еду. Опять я была так благодарна Бабе за то, что Он показал, где мне сесть, потому что, будучи единственной женщиной среди присутствующих, я чувствовала бы себя крайне неуверенно без Его помощи. Когда нас всех обслужили, Баба подал сигнал приступить к еде. Время от времени Он посматривал на меня и с понимающей улыбкой показывал жестом, что я должна избегать определенной пищи, когда я как раз собиралась отправить ее в рот, изображая мимически, что она слишком острая и говоря: "Слишком много перца для тебя!" Обычно я смущалась, когда привлекала к себе внимание, но Баба старался поймать мой взгляд и посылал свое сообщение так тихо и незаметно, что я не сомневалась в том, что никто другой не замечает этого, так как все были заняты поглощением острой индийской еды. На протяжении всего того дня Баба проявлял заботу преданной матери о своем ребенке. Это было подобно смягчающему бальзаму, так как моя собственная мать не обладала этим качеством. Как Баба узнал, чего я страстно желала, когда была ребенком, и никогда не получала -- мягкости, любящей заботы и признания моих слабостей вместо критики? Как мог Он также узнать, что даже в шестьдесят лет я все еще нуждаюсь в ободрении, чтобы быть менее робкой и застенчивой и в большей степени стараться занять свое законное место, будучи запугана тем, что верила, будто поступать так -- это эгоистично, а следовательно, является непростительным грехом? С доброй, но твердой помощью Бабы я делала первые шаги, отваживаясь вылезти из своей защитной оболочки. В результате Его постоянной настойчивости я сделала еще много шагов с тех пор. Это была та область, где, Он знал, я больше всего нуждалась в Его помощи. С людьми, которые, наоборот. слишком агрессивны, Он обращается совершенно по-другому. Его метод обучения каждого человека в соответствии с его индивидуальной потребностью часто не учитывается, в результате чего иногда возникают некоторые проблемы, когда нечто, о чем Он говорит одному человеку, применяется другим, к которому это, возможно, неприменимо. При это возникает множество кажущихся противоречий и разной путаницы, когда люди цитируют Его вне контекста. После памятного первого дня в присутствии Бабы мы снова вошли в повседневный ритм. Однажды, вскоре после нашего приезда Баба вышел из задней половины дома и сел на мужской стороне комнаты, что обычно является прелюдией к одному из Его неофициальных разговоров или к вопросам и ответам. Он упомянул, что только что совершил свадебный обряд для молодой индийской пары. Мой муж заметил, что те только вступают в жизнь вместе, тогда как мы будем отмечать 33-ю годовщину нашей свадьбы через несколько дней. Баба спросил, в какой день, и когда мой муж ответил, что 30января, Он обещал увидеть нас в тот день. Позже, когда Сидней рассказал мне об этом разговоре, я безмерно обрадовалась. Я не могла вообразить ничего более благоприятного, чем получить благословения Бабы в нашу годовщину. День или два спустя Баба сказал нам, что на следующее утро уезжает в Путтапарти и что мы должны следовать в такси за Его машиной. Он повторил, что повидает нас 30-го, которое наступало через два дня. На следующий день рано утром мы присоединились к нескольким другим такси, ожидавшим за главными воротами появления машины Бабы. Снова мы приобщались к Его праздничному настроению. Он несколько раз останавливал свою машину по пути для того, чтобы дать даршан взволнованным людям, которые, казалось, появлялись прямо из воздуха при приближении Его машины, либо для того, чтобы выйти и пройти назад мимо ряда машин к восторгу мальчиков из колледжа, которые находились с ним, передать фрукты, чтобы мы освежились остаток пути. Он находился в самом общительном и беззаботном настроении, смеясь и шутя со всеми нами. Рано утром 30января посыльный постучал в нашу дверь, чтобы сообщить, что Баба хочет видеть нас в этот день и что мы должны быть возле комнаты для бесед после ~даршана|. Были приглашены также оба парапсихолога, с которыми мы недавно познакомились за ланчем в доме д-ра Бхагавантама, и несколько других. После ~даршана| Баба позвал нас в комнату и дал знак всем нам сесть на пол, когда Он сел, обратившись лицом к нам и широко улыбаясь приветственной улыбкой. Когда мы уселись в удобном положении, Его правая рука начала делать маленькие круги в воздухе, и Он материализовал немного ~вибхути|, которую распределил, насыпая ее нам в руки. Мы все были в нерешительности, не вполне понимая, что делать с ней. Он сказал: "Ешьте ее", и мы так и сделали. Он пребывал в веселом настроении, которое было весьма заразительным и помогло нам всем расслабиться. Он быстро вовлек обоих парапсихологов в оживленную дискуссию, как бы продолжая предыдущий разговор. Вскоре стало очевидно, что они страстно желали получить Его обещание участвовать в каких-то контролируемых экспериментах, чтобы определить, являются ли Его способности врожденными, а не фокусами магов. Весьма внезапно Он прервал дискуссию и повернулся с улыбкой к моему мужу и ко мне. Затем Он объявил группе, что мы отмечаем 33-ю годовщину нашей свадьбы в этот день и что он выполнит духовный свадебный обряд для нас согласно ведическому ритуалу. Мы не могли бы быть удивлены в большей степени. Мы никогда не слыхали об этом обычае, поэтому не представляли себе, чего ожидать. Баба наблюдал за нашей реакцией и наслаждался нашим удивлением. С улыбкой, обращенной к нам, Он сделал в воздухе знакомое круговое движение рукой и материализовал золотое кольцо с вычеканенным на нем своим профилем. Он поднял кольцо так, чтобы видели все, а затем кивком подозвал меня, чтобы я взяла и надела его на безымянный палец левой руки моего мужа. Затем Он пояснил, что индийские женщины не носят обручальных колец. Вместо этого они носят ожерелье, называемое ~мангала сутра|, что означает благоприятную нить. Двигаясь так, чтобы все в этой маленькой комнате хорошо видели Его, и наблюдая за реакцией обоих парапсихологов, он закатал рукава своей одежды и поднял обе руки, чтобы показать, что в них ничего нет. Затем под нашими взглядами, внимательно следящими за Ним, Он сжал одну руку, а другой рукой медленно вытащил из нее длинное сверкающее ожерелье, которое Он проворно поймал, когда оно начало падать. Все в комнате были совершенно изумлены. Баба передал ожерелье моему мужу, чтобы тот надел его мне на шею. Я была очарована. Оно было таким красивым и изящным. Оно было длиной 32дюйма и состояло из восьми наборов девяти драгоценных камней, каждый из которых отделялся золотой бусинкой в количестве в общем 81штуки. Они скреплялись крошечным золотым колечком, а снизу свисало изображение Бабы в круглой золотой оправе, окруженной Его эмблемой , представляющей пять мировых религий. Я была так переполнена эмоциями, что из глаз потоком потекли слезы. Чтобы скрыть мое смущение, Он наклонился ко мне и мягко велел носить это ожерелье под ~сари|, не на виду, во избежание зависти и ревности, которые могли бы возникнуть у других людей. Все столпились вокруг, чтобы осмотреть ожерелье, поэтому я спросила Бабу, можно ли показать его здесь. Он ответил: "Да, это твои братья и сестры". Затем Он стал объяснять, что ожерелье обеспечит мне защиту девяти планет, которые были умилостивлены и представлены девятью драгоценными камнями. Чуть погодя мы узнали, что такая вторая свадьба, известная как ~шаштиабли|, является обычаем Южной Индии. когда мужчина достигает шестидесяти лет, его с женой подвергают духовному обряду, при котором они обещают помогать друг другу на духовном пути к цели осознания Бога. Баба объясняет, что первая фаза жизни называется ~бхога|, или исполнение желаний, а следующая ваза -- ~йога|, или единение с Богом. Мне только что исполнилось шестьдесят в мой последний день рождения, а моему мужу было к тому времени шестьдесят семь. Когда всем была предоставлена возможность полюбоваться ~мангала сутрой|. Баба посмотрел на обоих парапсихологов и насмешливо спросил их: "Можете ли вы объяснить, как это произошло?" Они покачали головами. Тогда Он сказал им, что дает неоднократную возможность пристально наблюдать за Ним и слушать Его, так как Он знает, что у них добрые сердца и они заинтересованы в том, чтобы помочь человечеству своими исследованиями. Затем последовал целый ряд вопросов и ответов, причем оба парапсихолога атаковали Бабу вопросами, на которые Он терпеливо и добродушно отвечал. Он объяснил, что Он материализует предметы с помощью своей ~санкальпы|, силы воли, которая творит. Он добавил, что, если мы будем развивать наши умственные способности и очистим наши сердца, мы сможем тоже делать это при условии, что возлюбим все живое, как любит Он. Они спросили: "Каково же научное объяснение? Поймет ли наука когда-нибудь вашу материализацию?" Баба ответил: "Материалистическая наука никогда не поймет ее. Сфера действия этой науки ограничена, так как она не выходит за пределы очевидного мира. Наука имеет дело с экспериментами, тогда как духовность имеет дело с опытом и с внутренним зрением. Я могу видеть материю там, где самый лучший микроскоп не сможет ничего обнаружить. Даже самый лучший врач нуждается в помощи в виде рентгеновских снимков и результатов анализов крови, мочи и кала, чтобы диагностировать сложную болезнь. но мне не нужно ничего. Я могу поставить правильный диагноз сразу". Оба парапсихолога снова пытались убедить Бабу участвовать в каких-нибудь контролируемых экспериментах. Он, по-видимому, потерял терпение и, повернувшись к одному из них, сказал: "Посмотри на свое кольцо". Когда тот посмотрел на кольцо, на его лице появилось изображение ужаса. вделанное в него изображение исчезло. Они поискали его на полу, но не смогли обнаружить никаких следов, однако оправа и зубчики, которые должны были удерживать изображение, не были повреждены. Пока продолжались поиски исчезнувшего изображения, Баба провел индивидуальные беседы в смежной комнате. Когда Он увидел нас всех, то показал, что беседа закончилась и шутливо заметил обоим парапсихологам, которые с неохотой оставили свои поиски изображения: "Вот мой эксперимент". Мы все вышли из комнаты на открытый воздух, двигаясь тесной группой и все еще обсуждая загадку утерянного изображения, которое, как мы пришли к выводу, Баба, должно быть, вернет каким-то образом. Хотели бы мы знать, что случится еще. Даст ли Он человеку новое кольцо? Было известно, что Он иногда делает так, когда что-то теряется или ломается. Или Он оставит оправу пустой как напоминание о Его эксперименте? Я все еще была ошеломлена нашей неожиданной повторной свадьбой и ее многочисленными последствиями и хотела поскорей уйти, чтобы найти тихое место, где я могла бы поразмыслить обо всем случившемся. Но наша длительная беседа и различные выражения на наших лицах, когда мы все появились из комнаты, были замечены многими людьми, ожидавшими снаружи. Некоторые ринулись спрашивать, что случилось. Я сразу же оказалась в затруднительном положении. Баба только что велел мне не держать ~мангала сутру| на виду, однако указал, что можно показать ожерелье другим в комнате для бесед, так как они -- мои братья и сестры. Что мне было делать сейчас? Это было начало урока по проницательности. Каким-то образом я должна была научиться решать, когда и кому можно его показывать. Я быстро объяснила, что мне нужно время, чтобы усвоить то, что произошло. Все поняли это, так как общеизвестно, что беседа является обычно весьма сильно действующим событием. Как только я смогла сделать это беспрепятственно, я ускользнула и нашла тихое местечко. Мне было крайне необходимо разобраться в своих чувствах и сосредоточиться на значимости способа, который Баба выбрал, чтобы отметить нашу годовщину. По прошлому опыту я знала, что все, что Он когда-либо делает или говорит, имеет значение на многочисленных уровнях. Я хотела попытаться воскресить в памяти по возможности больше, пока все это было еще свежим, чтобы быть в состоянии постепенно усвоить случившееся на месяцы вперед. Моим первым сильным впечатлением была тяжелая ответственность, хотя в то время я еще не вполне понимала, какие последствия это повлечет за собой. Два дня спустя нас позвали на другую беседу вместе с обоими парапсихологами и несколькими другими. Как только мы все собрались и уселись на полу, Баба взглянул на человека, который потерял портрет из кольца, и с насмешливой улыбкой спросил, хочет ли он получить его назад. Тот ответил, что хочет, и отдал Бабе кольцо. Баба взял кольцо в руку и спросил: "Ты хочешь то же изображение или другое?" "То же самое",--ответил тот. Тогда Баба зажал кольцо в руке, трижды подул на нее и, протянув руку, разжал ее, чтобы показать кольцо. Человек заметил, что изображение было похоже на прежнее, но оправа была другой. Оба парапсихолога были настолько ошеломлены тем способом, каким Баба провел свой эксперимент, что их голоса достигли высшей степени возбуждения. Баба приложил пальцы к губам, показывая, что надо успокоиться, и мягко вывел нас всех из комнаты. Одна из женщин, с которыми я работала, чтобы избавить их от страха, во время нашего последнего посещения, снова находилась здесь со своим мужем. Я стала работать с ними обоими и была занята, так как другие просили меня поработать с ними. В конце нашего пребывания прошел слух, что Баба собирается провести несколько дней в своем женском колледже в Анантапуре, тоже в штате Андра-прадеш. Услыхав об этом, мой муж решил спросить разрешения Бабы уехать, так как тот мог не вернуться ко времени нашего запланированного возвращения домой. Как это часто бывает, когда кто-то хочет сделать что-то, чего Баба, возможно, не одобряет, Он, казалось, сделал все, чтобы Сиднею не удалось привлечь Его внимание. Чем больше тот старался, тем неуловимее становился Баба. Наконец, когда Баба шел к своей машине, чтобы отправиться в поездку, Сидней поспешил за Ним, чтобы спросить, можем ли мы уехать. Баба выпрямился в полный рост и, казалось, возвышался над мои мужем, который в действительности выше. Повелительным голосом Он сказал: "Нет, вы оба остаетесь здесь!" Когда Он предъявил этот ультиматум, то резко взмахнул рукой, чтобы придать особое значение своему мнению, и уехал. После Его отъезда ~ашрам| казался безжизненным. Окружающая обстановка претерпела резкую перемену, так как все утратили привычную бдительность, считавшуюся обязательной для того, чтобы улавливать каждое Его движение во избежание утери сравнительно малых возможностей получить ~даршан|. Никто не имел ни малейшего представления, как долго Он будет отсутствовать. Он редко сообщает о своих планах, но даже если и говорит о них, Он вполне может изменить их без предупреждения. Мы старались расслабиться, терпеливо ждать Его возвращения и использовать время и возможность уладить все запущенные мирские дела. К вечеру первого дня отсутствия Бабы молодой человек, с которым я работала, вбежал в комнату с настоятельной просьбой быстро прийти туда, где молодая женщина наделала шуму в женской секции перед ~мандиром|. Он рассказал мне, что добровольные помощники были не в состоянии сдержать ее. Он стал объяснять, что она только что прибыла в ~ашрам| под опекой пожилого мужчины, который сопровождал ее в путешествии из Англии. Она бредила, была довольно буйной и требовала постоянного наблюдения, чтобы предотвратить нанесение вреда себе самой и другим. Ее сопровождающий или телохранитель рассказал молодому человеку, что он знал ее в течение длительного времени. Она была отличной студенткой и самой молодой женщиной, когда-либо назначавшейся на должность директрисы школы в англии, прежде, чем стала такой бесноватой. Эта ужасная перемена произошла в то время, как она случайно связалась с группой, которая занималась черной магией, хотя исповедовала христианство. Она поняла свою ошибку, когда участвовала в черной мессе. Ее теперешнее состояние было непосредственно связано с этим пугающим событием. Он быстро сообщал эти факты нам, пока убеждал меня пойти с ним, чтобы помочь. Он оставил ее в центре женской половины храма, где ни он, ни сопровождающий ее мужчина не могут находиться, так как это против правил ~ашрама|. Сказать, что я была в ужасе, было бы преуменьшением. Я не имела ни малейшего представления, как поступать в таком случае. Кроме того, у меня не было полномочий делать что-либо подобное в ~ашраме|, и я не могла спросить разрешения у Бабы, поскольку Он уже уехал в Анантапур. Очевидно, это было обязанностью женщин-добровольцев, так как их выбрали для того, чтобы они решали женские проблемы. На них была возложена обязанность проводить в жизнь немногие правила, чтобы обеспечить порядок и приличия среди женщин. Когда я высказала некоторые из этих возражений, молодой человек заявил, что это -- отнюдь не обычная проблема и что я -- единственная женщина, по его мнению, которая могла бы, возможно, ей помочь. Я согласилась пойти с ним, чтобы посмотреть, что происходит, а мой муж настоял на том, чтобы сопровождать нас. Когда мы подошли к женскому ряду для ~даршана| перед ~мандиром|, нам открылась дикая сцена. Несколько добровольцев пытались удержать молодую женщину. Она была одета совершенно несоответствующим образом и шумно веселилась и неистовствовала прямо перед ~мандиром|, где тишина была непременным условием. Личные апартаменты Бабы составляют часть здания ~мандира|, как и комната для бесед, поэтому тем более было необходимо поддерживать тишину. Я увидела, что она сопротивляется усилиям добровольцев удержать ее настолько яростно, что им приходится держаться на расстоянии, чтобы избежать ее молотящих рук и ног. Это было действительно безвыходное положение. Прежде чем я успела принять какое-нибудь решение, я обнаружила, что бегу через лежащее между нами пространство, как бы выброшенная силой помимо моей воли. Так же автоматически я схватила обезумевшую женщину, очень осторожно опрокинулась с ней на землю и стала качать ее на коленях, как будто она была обиженным ребенком. Когда я начала успокаивающе говорить с ней, она взглянула на меня, явно напуганная, и спросила: "Вы -- англичанка?" Когда я ответила, что родилась и училась в Англии, она вздохнула и прислонилась ко мне. В этот момент мой муж стремительно бросился ко мне, но добровольные помощницы не пустили его, так как он находился на женской половине. Я видела, что он испугался, не нанесен ли мне вред, поэтому я быстро заверила молодую женщину, что попытаюсь помочь ей, и убедила ее позволить отвести себя в другую часть ~ашрама|. Она кротко молча согласилась, и с помощью другой женщины мы почти вынесли ее туда, где мы могли обсудить, что делать дальше. Человек, который привел ее, прибежал поспешно уже с ключом от комнаты, которая предназначалась им. Я заметила, что его лицо и руки покрыты царапинами и порезами. Позже мы узнали, что они нанесены его подопечной во время перелета в Индию. До тех пор, пока мы не доставили ее в комнату, у меня не было возможности хорошенько рассмотреть ее. Я ужаснулась при взгляде на нее. Она была похожа на скелет, была грязной, со спутанными волосами, ее одежда была рваной, а лицо -- белым, как бумага. Но в глазах ее было выражение, которое многое сказало о том, чт'о она перенесла. Мое сердце страдало при виде ее, но я все еще не имела ни малейшего представления, как помочь ей. Все, что я знала в тот момент, так это ее отчаянная потребность в любви и сострадании. В течение последующих нескольких дней небольшая группа людей с Запада старалась помочь более практичным способом. Некоторые из женщин подарили ~сари| и показали ей, как носить их, тогда как другие принесли еду и постель. Я помогла ей вымыться и расчесать ее спутанные волосы. Когда она медленно и боязливо начала рассказывать о том, что с ней случилось, я ужаснулась, обнаружив ту гипнотическую власть, которой обладают люди, стоящие за так называемой христианской группой, с которой она оказалась нечаянно связанной. Я ужаснулась при виде ее полного подчинения и страха. Я применяла все методы, которые знала, чтобы вызвать ее на откровенность и научить, как избавиться от страшных символов и призраков, которые, как она сообщала, "возникают" в ее голове. Я не имела личного опыта лечения такого серьезного случая и абсолютно не сомневалась, что, независимо от того, что это такое, Баба должен действовать через меня, если бы следовало избавить ее от любой зловещей силы, которая все еще управляла ею на расстоянии. Несколько человек стали замечать весьма странные вещи, происходящие с ними. Они сообщали, что всякий раз, как они вступали в контакт с ней или даже проходили мимо ее комнаты, когда она находилась там, они становились больными, приходили в угнетенное состояние, в замешательство и чувствовали слабость. Одна женщина, просто одолжившая ей носовой платок, почувствовала себя совершенно больной после того, как он вернулся из прачечной и она взяла его, чтобы положить в чемодан. Только после того, как она сожгла платок, она избавилась от хлопот. Все больше и больше женщин рассказывали мне подобные истории, в результате чего меня осенило, что я, которая находилась с ней много времени, не испытала никаких затруднений, как другие. Это весьма удивляло меня,так как я всегда была чрезвычайно восприимчивой, особенно к отрицательным эмоциям или влияниям. Почему на меня не было оказано никакого влияния, тогда как у других людей возникали проблемы? Тогда однажды утром, когда она была больше, чем обычно, обеспокоена и напугана, я инстинктивно потянулась к изображению Бабы, висевшему на моей ~мангала сутре|, с тем, чтобы попытаться мысленно установить с Ним контакт и спросить, что мне делать. Конечно! Разве не сказал Он, что это ожерелье обеспечит мне защиту девяти планет? Я не совсем поняла это утверждение в то время. Вот, должно быть, причина того, почему я оказалась единственным человеком, невосприимчивым к негативным силам, управляющим ею. Эта мысль успокоила меня, но я чувствовала себя очень одинокой и более уверенной в том, что должна постоянно обращаться к Бабе за помощью. Все были счастливы, когда Баба вернулся. Мы решили, что теперь Он займется этим странным случаем. Мы надеялись, что Он вылечит ее и избавит от притеснителей. Вместо этого Он приказал добровольным помощникам посадить нас обеих во время утреннего и послеполуденного ~даршана| у стены комнаты для интервью, расположенной непосредственно под Его личными апартаментами. Воздействие этого места на девушку было необычайным. По-видимому, сила Бабы, просачивающаяся сквозь стену здания, начала возбуждать и доводить до ее сознания сотни различных символов, представляющих все, что она пережила в руках черных магов. Когда эти образы всплыли на поверхность и она смогла зримо представить каждый по отдельности, я обнаружила, что я в состоянии помочь ей объяснить их и освободиться от них, передав их Бабе. Страх и ужас, которые мучили ее во время этого процесса, были настолько сильны, что она неудержимо дрожала. К счастью, она осознавала то, что мы делаем, понимая, насколько это необходимо, и в любое время стремилась по возможности сотрудничать. Таким путем она освободилась от множества подсознательных воспоминаний, так что могла позаботиться о себе более нормальным образом к тому времени, как мы уехали домой. Теперь я понимаю, что если бы Баба вступил с ней в прямой контакт, когда она только приехала, воздействие Его энергии было бы значительно больше того, что она могла вынести. Я узнала потом, что Он советовал ей уйти из ~ашрама| при приближении праздника Шиваратри, когда атмосфера заряжена энергией Шивы. Должно быть, Баба решил, что эта энергия была бы слишком сильной, чтобы она могла противостоять ей в своем расслабленном состоянии. Вскоре после того, как мы приехали, Баба обсуждал с Джеком Хислопом и моим мужем необходимость организовать комиссию и понаблюдать за все растущим числом центров Саи Бабы, которые возникали в США. Так как все больше людей ездили в Индию, чтобы увидеть Бабу, многие по возвращении объединялись в небольшие группы, чтобы петь бхаджаны, а некоторые из них создавали центры. Сейчас, когда число таких групп все возрастало, им требовались руководящие указания, чтобы помочь организовать центры, подобные тем, которые были в Индии, но в такой форме, которая имела бы практическое значение и подходила нашей стране. Баба просил Джека и Сиднея совместно наметить в общих чертах то, что, как они считают, необходимо, и представить Ему на рассмотрение. У них состоялось несколько встреч, чтобы обсудить этот вопрос. В конце нашего пребывания Баба объявил, что Вторая всемирная конференция состоится в ~ашраме| в третью неделю ноября, непосредственно перед празднованием Его 50-летия 23ноября. Когда пришло время возвращаться домой, Он удостоил нас прощальной беседы, во время которой пригласил присутствовать на конференции. Он также спросил о моих головных болях. Узнав, что они все еще имеют место, Он материализовал маленький цилиндрический пластмассовый пузырек с пилюлями и велел принимать по одной каждый день по приезде домой. Когда я более внимательно рассмотрела пузырек, меня заинтриговало, что единственной меткой на нем был маленьких треугольник с буквой K на круглой пробке. Когда мы вернулись в Бангалор, то спросили у нескольких фармацевтов, не является ли этот значок товарным знаком какого-нибудь известного изготовителя. Никто не признал это, поэтому мы пришли к заключению, что это была еще одна загадка Бабы, которую я должна решить. Я сразу же подумала, что этот знак состоит из двух символов, которые я чаще всего использую в своей работе, -- круг и треугольник -- и что буква K -- первая буква нашей фамилии. Не давал ли Баба мне знать самым хитроумным способом о том, что Ему известны методы, которые я применяю? Я уезжала, переполненная Его благословениями. Однако, я должна была усвоить очень многое из Его учения и моего собственного опыта прежде, чем использовать все это в своей повседневной жизни. С тех пор я осознала, что для того, чтобы понять некоторые из Его мыслей, которые Он высказывал либо в своих наставлениях, либо лично мне, часто требуются месяцы, а в некоторых случаях -- даже годы. Для того, чтобы весь урок стал понятным, Его высказывания следует рассматривать на многих уровнях. ГЛАВА 14 Мы приехали домой в конце Февраля и хотели вернуться в Индию в ноябре, чтобы участвовать во Второй всемирной конференции и в праздновании 50-летия Бабы. Конечно, мы не предполагали, что поедем обратно так скоро, но есть нечто такое в том, как Баба дает понять о своих пожеланиях, что берет верх над личными планами, поэтому мы не задавались вопросами. Следующие несколько месяцев были заполнены мирскими заботами. По возвращении из Индии мы решили переехать из квартиры в дом. Мы переехали в августе, так что у нас было достаточно времени, чтобы обосноваться в нем прежде, чем уехать снова в Индию в середине ноября. По прибытии в Путтапарти мы обнаружили, что нам придется делить комнату с двумя другими супружескими парами, и это поистине удивило нас. Казалось весьма странным, что мужчины и женщины сидят отдельно на ~даршане| и на всех других собраниях, однако размещаются вместе на ночлег, что, конечно, обуславливает их самую тесную и интимную близость. Когда мы добрались до нашей комнаты, то были приятно удивлены, обнаружив, что одной из этих пар были наши друзья Боки, которые прибыли за несколько дней до нас и уже уютно устроились. День спустя прибыла другая супружеская пара, так что в маленькой комнате стало довольно тесно. Ночью приходилось расстилать постели на полу очень осторожно, так как едва хватало место для шести матрасов. Даже при соблюдении наибольшей осторожности, если кому-нибудь из нас случалось повернуться ночью, мы легко могли оказаться на голове того или другого из спящих с любой стороны. Это, конечно, давало некоторое представление об общинном образе жизни. Мы не только спали в одной и той же комнате, но и готовили, мылись, стирали нашу одежду, одевались и раздевались в том же замкнутом пространстве. Мы стали специалистами по изворотливости в использовании площади, отведенной для приготовления пищи и купания, и быстро научились быть по возможности скромнее в наших омовениях и одевании. Возникало много как комичных, так и напряженных ситуаций, но мы все старались приспособиться к этому ограниченному пространству. С тех пор мы часто высказывались в том смысле, что, если наша дружба с Боками выдержала такое испытание, она, должно быть, имеет весьма прочную основу в виде нашей общей любви к Бабе. Конференция растянулась на десять дней, причем каждый день был заполнен разнообразной деятельностью. Это было впервые, что нам представилась возможность наблюдать в действии членов различных отделений огромной организации, которая образовалась вокруг Бабы. Когда люди начали приобщаться к учению Бабы, по всей Индии возникла сеть центров, позволяющих преданным собираться вместе, чтобы петь ~бхаджаны|, изучать наставления Бабы и заниматься ~севой|, или службой, на благо общества. В 1967г. была проведена первая Всеиндийская конференция с целью разработки структуры, обеспечивающей единообразие во всех центрах. Для облегчения этого процесса Баба дал несколько следующих простых руководящих указаний: 1.мужчины и женщины должны встречаться и работать в отдельных группах; 2.~самхити|, как называют эти группы, не должны собирать деньги ни с какой целью; 3.не должно быть никаких членских взносов. Баба очень хорошо понимает, что не рекомендуется смешивать финансовые дела с духовной деятельностью, и не хочет, чтобы Его имя было каким-либо образом связано с денежными операциями. Было также сформировано служебное отделение организации, названное Сева Дал, так как Баба учит, что недостаточно сосредоточиваться только на нашем собственном духовном пути. Равным образом важно служить другим в общине, особенно тем, кто менее удачлив. По мере роста организации со все б'ольшим и б'ольшим количеством людей, притягиваемых к Бабе, были организованы другие филиалы. Первым из них была Махила Вибхаг, или женское крыло. Под Его наблюдением было начато выполнение программы Бал Викас по обучению детей преданных в соответствии с учением Бабы. Из этой программы вырос более современный план вплоть до уровня колледжа. Постепенно, по мере развития всех этих аспектов организации, они начали совместно работать по достижению цели Бабы научить людей сознавать Бога, живущего в каждом. Баба настаивал на том, чтобы члены этих групп применяли Его наставления на практике в их жизни. Таким образом, они будут действовать подобно дрожжам в тесте в отношении общества, в котором живут, а это, в свою очередь, окажет влияние на всю страну. Он говорит: "Моя жизнь -- это моя миссия", -- и надеется, что последователи последуют Его примеру. Первую Всемирную конференцию в 1968г. посетило очень небольшое число последователей из других стран. В 1975г. это число увеличилось настолько, что посчитали необходимым разработать общий курс для групп. которые возникали в других странах, как Баба уже говорил мужу и Джеку Хислопу в начале года. Члены групп Сева Дал прибывали со всей Индии, чтобы помочь в осуществлении многочисленных мероприятий. Они работали день и ночь, подметая, убирая и украшая помещения и сады. Они подготавливали навесы для ночлега делегатов, помогали группе устроителей в проведении и обеспечении санитарно-профилактических мероприятий и медицинской помощи, а также на кухнях и в столовых. Дух преданности, с которой они выполняли все эти трудные задачи, воодушевлял их и доказывал благотворное влияние Бабы и Его учения на них. Кроме делегатов, многие тысячи последователей и паломников ежедневно приходили в ~ашрам| из всех районов страны. Они прибывали на мотороллерах, велосипедах, автобусах и машинах, в экипажах на конной тяге и даже в повозках, запряженных волами. Дорога, ведущая к воротам ~ашрама|, была настолько запружена, что становилось трудно передвигаться по улицам. Весь ~ашрам| кишел тысячами людей, которых было слишком много, чтобы можно было разместить их в жилах помещениях и под навесами, подготовленными в основном для делегатов. Чтобы разрядить обстановку, Баба разрешил возвести временные укрытия, используя любые материалы, которые удастся найти или которые были принесены паломниками, с целью защиты их от зноя днем и от пронизывающего холода ночью. Странного вида конструкции начали появляться, как грибы, по всей территории, будучи построены из различного лома и покрыты непромокаемым брезентом, тряпьем и кусками материи. Под этими временными укрытиями целые группы располагались лагерем со своими постелями, кухонной утварью, припасами и всеми своими пожитками. Те, кто не смогли обеспечить себе никакого укрытия, жили на голой земле на открытом воздухе, находясь во власти стихий, а также всех прохожих, будь то люди или животные. Они совершали все свои повседневные действия на виду у всех. Можно было видеть, как они умащивают свои тела маслами вместо омовения, расчесывают волосы, одеваются, готовят еду и едят, спят и заботятся о своих многочисленных детях всех возрастов. Вся территория была запружены настолько плотно, что приходилось ступать очень осторожно, чтобы не наступить на спящего ребенка, кучу одежды или мешок с продуктами. Многие расположились и вдоль проходов, идущих снаружи помещений на каждом этаже зданий. Вскоре нам пришлось научиться привыкать к звукам храпа, кашля, плача младенцев и к другим шумам ночи, так как они свободно проникали сквозь наши открытые окна без стекол. Группы со всей Индии, а также из других стран собирались ежедневно вместе, чтобы обсудить множество вопросов, которые возникли в их центрах. Они старались также найти пути к усовершенствованию и расширению своей деятельности, особенно той, которая была связана с ~севой|. Для тех из нас, кто прибыл в качестве делегатов из заграничных центров, созывались собрания для обсуждения средств, с помощью которых основные направления служения индийских центров можно было бы наилучшим способом применить к нашим разным культурам. Баба сновал взад и вперед, неожиданно появляясь в дверях, слушая в течение нескольких минут, иногда делая замечания по поводу дискуссий и переходя в другое место, наблюдая за тем, чтобы все шло своим чередом. С одобрения Бабы был учрежден Комитет Сатья Саи для Америки с правлением из трех человек: Джек Хислоп в качестве председателя, мой муж в качестве секретаря-казначея и Ричард Бейер в качестве вице-председателя. Кроме того, были выбраны 18директоров, представляющих комитет в разных частях страны. Помимо многочисленных собраний на протяжении дня, проводились вечерние мероприятия, включая концерты, спектакли и региональные народные танцы, исполняемые детьми Бал Викас и группами молодежи. Но, без сомнения, самыми страстно ожидаемыми событиями были назидательные и вдохновляющие беседы, проводимые Бабой. Он часто заканчивал их пением нескольких ~бхаджанов|, которые подхватывали все собравшиеся. В этих случаях делегаты заполняли аудиторию настолько, что яблоку негде было упасть. Многие тысячи паломников собирались снаружи и могли принимать участие в этих беседах, так как по всей территории были установлены громкоговорители. По мере приближения апофеоза празднества -- 50-летия Бабы -- в ашрам вливались новые толпы, чтобы присоединиться к массам, уже плотно заполнившим всю территорию. Волнение росло. Так как этот день рождения был юбилейным, он имел еще более важное значение для гостей. Когда этот день, наконец, наступил, толпы людей, одетых в самые лучшие одежды, сидели, терпеливо ожидая, ровными рядами снаружи в обширных садах. Нам всем хотелось бы знать, когда появится Баба и где Он будет стоять, давая ~даршан| столь громадной толпе. Мы ждали и ждали, сидя скрестив ноги на твердой земле. Наконец, послышался необычный шум вертолета. Все головы поднялись вверх, следя за тем, как Он кружит над нами. Почти одновременно все резко вздохнули с недоверием. Можно было ясно видеть Бабу, который высунулся из вертолета и махал белым платком толпе внизу; Его оранжевую одежду узнали все, а Его черные волосы четко вырисовывались на фоне яркоголубого неба. Именно таким способом Он решил проблему ~даршана| огромному множеству людей, собравшихся по этому знаменательному поводу. Он понимал, что если попытается ходить между ними или даже ехать на спине своей любимой слонихи Саи Гита, Он, вероятно, затеряется в толпе, и лишь немногие смогут получить Его ~даршан|. При полете Он был ясно виден всем. Когда вертолет сделал круг, пролетая низко над головами всех ожидающих людей, многие заплакали от радости, когда Он помахал своим платком и Его лицо озарилось широкой улыбкой мальчишеского восторга при виде воздействия Его сюрприза. Удовлетворив желание каждого получить ~даршан|, Он велел пилоту приземлиться перед ~мандиром|, где Он вышел и приступил к осуществлению других планов на этот день. Его подарком каждому из гостей был ~прасад|, состоящий из двух сортов рисовых сластей и распределяемый членами Сева Дал, студентами колледжей и добровольцами. Учитывая огромное число людей, которым этот ~прасад| следовало раздать в столь короткое время, это было совершенно невероятным подвигом, свершение которого могло быть успешным только тогда, когда начало положено Бабой, а все остальное выполнено Его преданными последователями. В тот вечер Аудитория Пурначандра была заполнена до предела. Мы все сидели на полу, окруженные людьми со всех сторон, так что невозможно было шевельнуться. Очевидно, никто не считал неудобство быть зажатым в такой толпе в течение нескольких часов слишком высокой ценой за привилегию услышать послание Бабы в день рождения. Он начал с песни, а затем приступил к наставлению, которое переводилось на английский язык. Сначала Он сказал, что счастлив видеть столько людей, собравшихся отметить это событие. Он говорил далее, что некая большая потребность или сильное желание привели их сюда в надежде получить помощь и вдохновение, которые придадут их жизни больше смысла. При этом они будут способствовать восстановлению справедливости в мире, что является задачей, которую Он поставил перед собой в это решающее время. Он сказал: "Каждый из вас, должно быть, ощущает пустоту внутри; жажда, сильная боль, неисполненные желания, неудовлетворенность или внутренний зов заставили вас преодолеть большие расстояния, множество препятствий, выносить неудобства для того, чтобы получить здесь поддержку и руководство". Для Бабы стало привычкой сидеть в свой день рождения на возвышении в большом гамаке, называемом на хинди ~джхула|, который несколько мальчиков из колледжа слегка толкали, чтобы поддерживать его в движении. В этот раз Он был одет в простое белое одеяние, вместо обычного оранжевого. Таким способом Он стремился персонифицировать и пробудить целомудренную божественную силу в каждом, которая находится в сердце и ждет пробуждения. Он следовал этому ритуалу с другой вдохновляющей целью, заставляя каждого стремиться установить контакт с этой внутренней силой. На следующий день Он дал толпам народа официальное разрешение разойтись и возвратиться к своим домам, в результате чего начался массовый исход. Великолепие этих десяти дней со всеми красками, музыкой, танцами, волнением и сильными эмоциями должно было проникнуть в самую глубокую подсознательную область души каждого человека. Многие были глубоко затронуты, и никто не избежал некоторой перемены к лучшему.