ГЛАВА 9 После того, как мы пришли в себя от тягот поездки и нарушения суточного режима организма в связи с перелетом через несколько часовых поясов на реактивном самолете, я попыталась разобраться в многочисленных и разнообразных впечатлениях от своего опыта общения с Бабой. Я была вполне уверена в том, что Его влияние окажет сильное воздействие на все сферы моей жизни, так как невозможно находиться в присутствии такой могущественной личности и не быть глубоко затронутой либо в положительном, либо в отрицательном смысле. Мои собственные реакции на него были определенно положительными. Но чтобы дать этому опыту возможность проявиться в моей повседневной жизни, я не остаться просто умозрительным воспоминанием, я должна буду, несомненно, приложить огромные усилия и проявить самоотверженность со своей стороны. Его последние слова перед тем, как мы оставили Его, постоянно звучали у меня в голове: "Найди меня в своем сердце!" Это было именно тем, я знала без сомнения, чт'о я должна попытаться сделать, если надеюсь избежать ловушки, привязавшись в Его физической форме в Индии вместо двойника внутри меня. В результате своего погружения в размышления я знала, что все мы с детства запрограммированы на привязанности к людям и вещам, и что такие привязанности следует разорвать прежде, чем мы свободно сможем полностью соединиться с Богом внутри нас. Но, к своему ужасу, я вскоре обнаружила, что это была нелегкая задача для меня или для кого-нибудь другого. Постепенно мы вернулись к нашей повседневной деятельности. Мы продолжали посещать ежедневные собрания в местном центре Саи Бабы, больше понимая сейчас, чт'о мы испытали, находясь с Бабой. Многие из преданных просили нас поделиться своим опытом, но я не решилась сделать это. Лишь когда прошло достаточно времени, чтобы я смогла переварить все то, о чем узнала, я почувствовала, что способна точно передать свои впечатления. Кроме того, уроки, которые я получила на протяжении многих лет, неоднократно предостерегали против слишком поспешных разговоров о любом опыте, имеющем глубокий смысл. Причина этого предостережения состоит в том, что энергию, которую дает этот опыт, необходимо сохранить и защитить с тем, чтобы она полностью вошла в сознание и стала неотъемлемой и эффективной частью жизни человека. Кроме опасности рассеяния этой энергии, если рассказать об опыте слишком скоро, есть также вероятность, что человек, с которым этим опытом делятся, может прореагировать отрицательно, с сомнением, завистью, ревностью или с другими аналогичными эмоциями. такая реакция может вызвать сомнения в человеке, который приобрел опыт, и даже отрицательно повлиять на него. Отрицательные эмоции обладают способностью иссушать и приносить вред новому ростку, требующему, подобно нежному молодому растению, заботы и защиты до тех пор, пока он не станет достаточно крепким, чтобы противостоять им. Когда имеющий многозначительный смысл опыт сможет в течение определенного времени закрепиться и стать неотъемлемой частью человека, такая опасность значительно уменьшается. Некоторым людям трудно противостоять искушению рассказать о своем опыте слишком быстро. Они могут поддаться убеждению тех, кто надеется уловить отражение Бабы; возможно, они хотят показать, насколько они счастливы тем, что им пришлось повидать Бабу; возможно, они даже хотят поразить своих слушателей тем, что Баба разговаривал с ними, даровал им беседу или каким-то образом заставил почувствовать свое значение. Если удастся избежать всех таких соблазнов и преданные смогут сдержать себя и подождать, пока не усвоят свой опыт, их отчет будет гораздо более впечатляющим и полезным. Их опыт, кроме того, расширится, а не сократится, будучи разделен. Преданные часто оплакивают тот факт, что утратили ощущение наполненности, с которым они возвратились домой после встречи с Бабой. Это частично обусловлено влиянием "культурного шока" в результате их быстрого возвращения в мир Запада. Если же они воздерживаются от слишком поспешного обсуждения своего опыта, эта угроза может стать гораздо меньшей. Вышеуказанное предостережение относится к преждевременной попытке поделиться своим опытом с другими преданными, а также с друзьями и знакомыми. Что касается последних, я обнаружила, что даже более необходимо выждать какое-то время и затем говорить о Бабе только в том случае, если они проявят неподдельный интерес и если что-то внутри меня настоятельно требует, чтобы я сделала это. Многие из наших друзей, услыхав, что мы ездили в Индию познакомиться со святым человеком, проявляли любопытство или скептицизм. Некоторые были настроены явно враждебно и решили, что мы -- сумасшедшие или, хуже того, направляемся прямо в ад. После возвращения в первый раз я почувствовала, что слишком недавно попала под влияние Бабы и приобщилась к Его учению, чтобы выдерживать вопросы, которые мне задавали, и противостоять сомнениям, которые выражали люди часто с удивленно поднятыми бровями, поэтому я решила, что лучше говорить слишком мало, чем слишком много. С того времени я неоднократно слышала, как Баба говорит, что не нуждается в том, чтобы кто-нибудь рекламировал Его, так как он устанавливает контакт с людьми тогда, когда они готовы принять то, что Он имеет предложить им. Однако это не означает, что Его преданные должны скрывать тот факт, что следуют Его наставлениям. Существует очень тонкая грань между тем, чтобы избегать преждевременного обсуждения или когда обстоятельства не не способствуют такому обсуждению, и отказом поделиться опытом, когда человек с неподдельным интересом хочет услышать о Бабе. Каждый человек должен см определить эту грань путем проб и ошибок. Самая суть проблемы для меня была связана со многими из людей, с которыми я работала. Некоторых из них приводил в ужас тот факт, что я, казалось, насмехаюсь надо всем, что мы узнали на протяжении многих лет о сопутствующих проблемах привязанности к учителю в человеческом облике. В то время, на все еще слишком ранней стадии моих взаимоотношений с Бабой, у меня было очень мало ответов на эти возражения. По-видимому, мало что я могла сказать, чтобы убедить их, что я не выступаю против того, что мы получили. Я пыталась объяснить, что Бабу нельзя отнести к той же категории, как других учителей, и что для меня Он символизирует Бога внутри каждого из нас. Но мне приходилось ждать до тех пор, пока не проникну глубже в суть дела, прежде чем почувствую себя более твердой в своей вере. Другой темой, вызывающей горячие споры, была способность Бабы материализовывать различные предметы по желанию и явно из воздуха. Благонамеренные друзья постоянно напоминали мне, что во всех древних книгах дается множество предостережений в отношении использования ~сиддхи|, или мистических способностей. Признано, что они могут иметь место в определенных пунктах на внутреннем или духовном пути. Если же претендент на такие способности начинает предаваться чувству удовлетворения и гордости при их использовании, его эго может начать слишком раздуваться. Его духовный прогресс на пути к просвещенности может приостановиться, если он слишком долго остается на этом уровне. Я пыталась, но тщетно, объяснить, что, поскольку Баба -- божественный ~Аватар|, Его нельзя сравнивать с обычными искателями и что такие правила к Нему не относятся. Мой собственный опыт тоже заставил меня поверить, что в основе Его материализаций лежала определенная причина. Например, кольцо, которое Он материализовал для меня, предназначалось для исцеления головной боли конкретного типа. Аналогичным образом, маленький металлический значок Он материализовал с целью помочь мне зримо представить ту область на Его голове. Несколько лет спустя я прочла статью о беседе между Бабой и издателем индийского журнала, в которой Его попросили объяснить причину производимых им материализаций. Баба: "то, что Я делаю, не является ни магическим, ни проявлением способности ~сиддхи|. Для Меня это своего рода визитная карточка, чтобы убедить людей в Своей любви к ним и обеспечить их преданность в обмен. Поскольку любовь бесформенна, Я прибегаю к материализации как к свидетельству Моей любви. Это просто символ". Затем собеседник спросил: "Все же не понимаю, почему Вы должны материализовывать кольца, браслеты, часы и всякие безделушки". На это Баба ответил: "Большинство людей желают получить талисман, символизирующий мою защиту, поэтому Я снабжаю их этими вещами. Когда их одолевает беспокойство, они ощущают прикосновение кольца, браслета или часов, напоминающее обо Мне и призывающее меня на помощь, так что Я могу помочь им. С другой стороны, если я дам им что-то, что они не смогут носить, они, вероятно, спрячут это и забудут. Главное заключается в том, что эти безделушки или талисманы, как бы вы их ни называли, дают людям чувство безопасности и защиты, необходимое им во время тревоги или кризиса, и создают символическую связь, преодолевающую огромные расстояния между ними и мной. Когда преданные нуждаются во мне, эти предметы шлют послание как бы по беспроволочной связи и я мгновенно прихожу на помощь". Кольцо, которое Он материализовал для меня, подействовало именно как такая связь между Ним и мною, когда на следующий год наш самолет был угнан и я в отчаянии призвала Его на помощь. Несмотря на то, что многие люди, которых я знаю, не верили в Бабу, я вскоре начала обнаруживать положительные свидетельства Его воздействия на мою жизнь, особенно на мою консультативную работу. Я еще не упоминала Бабе об этой работе, и Он не касался ее. Однако, я была уверена в том, что Он полностью осведомлен о ней, если судить по Его очевидному знанию столь многих других граней моей жизни. Одним из главных символов моей работы является треугольник. Этот треугольник используется с целью связать консультанта и человека, ищущего помощи, с их Высшим "Я", или Богом внутри. Для того, чтобы достичь такой связи, оба человека представляются сидящими друг напротив друга в точкахAиB, между которыми проходит линия света, соединяющая их на земном уровне, образующем основание треугольника. Затем они визуально представляют линию света, проходящую по позвоночнику каждого вверх, через их головы и продолжающую идти к точкеC, вершине треугольника. Эта точкаC (обозначающая высшее сознание) представляет Бога внутри нас, часто называемого ~Атма|, самим Христом, самим Буддой и многими другими именами. Вскоре эта точкаC становится обозначением Высшего Сознания. Я установила, что большинство людей, даже самозваных атеистов и агностиков, верят в свою мудрость, которая периодически дает почувствовать себя в их жизни, особенно во время кризиса. Следовательно, они способны принять идею Высшего Сознания. Иногда его символизирует такая фигура, как Христос, Будда, ангел, мудрец или другой, более абстрактный символ типа яркого света или звезды. Как для консультанта, так и для ищущего помощи важно попросить Высшее Сознание направлять курс так, чтобы ни один из них не смог определить, что должно произойти. Теперь, когда Баба символизировал для меня Высшее Сознание, я начала зримо представлять Его в вершине треугольника всякий раз, когда работала, и просила руководить курсом через меня. Вскоре я обнаружила, что не имеет значения, знают ли люди, с которыми я работаю, о Бабе. Они могли все еще использовать собственные символы или фигуры, представляющие их Высшее Сознание. Когда же я работала с преданными Саи Бабы, мы зримо представляли Его на вершине треугольника и просили направлять курс через нас. Так как Баба ясно дал понять, что не нуждается в том, чтобы мы рекламировали Его или действовали как миссионеры, я никогда не делала никакой попытки обрушить свою веру на тех, кто приходит работать со мной. Однако в разных комнатах нашего дома висят Его фотографии, так что, если кто-нибудь спрашивает о Нем, я свободно отвечаю на их вопросы. Но я никогда не заставляю принять Его только потому, что я так делаю. Я работала с людьми многих разных верований, некоторые из которых решили больше узнать о Бабе, тогда как другие решили оставаться в своей собственной вере. После того, как я пробыла дома несколько месяцев, я начала замечать, что моя работа приобрела новую глубину. Когда я просила Бабу внутри себя руководить оказанием помощи тем, кто искал моего содействия в решении своих проблем, мысли и вопросы быстро формировались в моей голове, направляя меня более эффективно, чем когда-либо прежде. Это было похоже на то, как если бы более конкретная форма Бабы в качестве Высшего "Я" давала более конкретные ответы. Так как Баба в Индии был силовой станцией, я обычно также призывала Его на помощь время от времени и приобрела привычку тереть лунный камень в кольце, которое Он материализовал для меня, с тем, чтобы установить прямой контакт с Ним. Мы привезли с собой несколько книг о Его учении, а другие книги нашли в Центре. Они очень помогли пополнить мое понимание Его миссии в этом мире. Кроме того, я старалась продолжить самоанализ, который начала, будучи в присутствии Бабы в Индии. Этот самоанализ начал оказывать ощутимое влияние на мою жизнь и работу подобно искусному воздействию дрожжей на тесто. Так прошел год. Когда стал приближаться январь, мы начали думать, не будет ли это слишком рано, если мы поедем к Бабе для подзарядки. Чем больше мы думали об этом, тем сильнее становилось мое желание вернуться к Нему, поэтому мы стали планировать наше второе путешествие. ГЛАВА 10 Перелет в Индию прошел гладко. Когда мы прибыли в Бангалор, то услыхали, что Баба находится в Уайтфилде. Как только мы добрались до нашей гостиницы, то быстро оделись в одежду для ~ашрама|, с гораздо меньшим трепетом с моей стороны, хотя прошел уже год с тех пор, как я носила ~сари|. Наше такси подвезло нас к главным воротам, и мы поспешили внутрь, оставив свою обувь в соответствующих кучах, и быстро нашли места в плотных рядах ожидающих мужчин и женщин, уже собравшихся. И на этот раз я снова выбрала место в тени дерева за рядами женщин, а не впереди, где я находилась бы на виду. У нас едва хватило времени, чтобы усесться, когда появилась теперь знакомая фигура. Когда Он появился из двери дома, Его яркое оранжево-красное одеянье и черные волосы четко виднелись через железные ворота. Привычная тишина овладела толпой, когда люди вытянули шеи, чтобы лучше видеть Его. Многие сложили руки, чтобы быть готовыми приветствовать Его, когда Он приблизится. Когда Он прошел через ворота и стал виден полностью, я почувствовала возбуждение, пронизывающее меня всю. Ощущение счастья ключом забило из глубины и быстро, что снова нахожусь в Его присутствии. Это было подобно возвращению домой и воссоединению с моими настоящими Матерью и Отцом, совмещенными в этом одном маленьком теле. Эта мысль напомнила мне о предыдущей беседе, когда Он предостерегал меня от возвращения только для того, чтобы увидеть "это маленькое тело", но велел найти Его в своем сердце. Однако я была здесь, испытывая волнение при одном взгляде на Его физический облик, который приближался. Это должно быть то, что подразумевается под ~даршаном|. Я знала значение этого термина в теории, но теперь ощущала Его всем моим существом и на многих разных уровнях осознания. Его энергия была настолько мощной, что один вид Его мог произвести в движение внутреннюю реакцию, когда я меньше всего ожидала этого. Возможно, суть, которую я должна была уловить, состояла именно в том, что она должна проявиться в тот момент, когда я меньше всего ожидаю этого и именно поэтому готова принять ее. Тогда как иной раз, когда мой ум бурли от вопросов, ожиданий и желаний, что-то во мне мешало принять Его энергию и ее воздействие. В тот момент я вспомнила одно из Его любимых высказываний: "Я могу дать вам то, чего вы хотите, в надежде, что вы захотите получить то, что я пришел вам дать". Все эти мысли промелькнули так быстро, что я очень удивилась, когда посмотрела вверх и увидела, что Баба сделал лишь несколько шагов за ворота, пока я была так занята. Как я наблюдала столь много раз годом ранее, Он бродил взад-вперед между мужской и женской сторонами, делая зигзаги при продвижении вперед. Кроме того, что я была счастлива увидеть Его снова, я была, как и прежде, очарована грацией, с которой Он двигался и доброй приветливой улыбкой, предназначенной для всех и освещавшей Его лицо. Внезапно я осознала, что Он увидел меня, так как двинулся к тому месту, где я сидела. Когда наши глаза встретились, он широко улыбнулся, приветствуя. Затем, к моему крайнему удивлению, Он провел рукой по своему лбу и спросил меня, как обстоят дела с головными болями. Должно быть, я показала свое крайнее удивление, которое очень позабавило Его, и Он очаровательно улыбнулся тому, что захватил меня врасплох. Мне удалось пробормотать, что я все еще страдаю головными болями, хотя они не столь тяжелы и часты. Он кивнул головой и пообещал помочь мне. С этим заверением Он пошел дальше по рядам. Я лишилась дара речи от того, что Он не только вспомнил меня по прошествии целого года, в течение которого Он, должно быть, видел сотни тысяч людей, но и помнил также о том, что я страдала головными болями, и был достаточно обеспокоен, чтобы спросить меня о том, как обстоят дела с этими головными болями. Инциденты, подобные этому, убеждают тех, кто испытал их, что он обладает исключительными способностями настраиваться на волну каждого человека. Он точно знает, где они находятся в своем внутреннем развитии, как они себя чувствуют и каковы их проблемы. Почему Он решил показать мне это в тот момент, я тогда не поняла. Лишь с тех пор, как мы возвращались несколько раз повидать Его, я стала понемногу все больше проникать в суть Его поступков. Возможно, самое важное заключается в том, что в жизни каждого человека существует естественный ритм и наступает такое время, когда мы становимся более восприимчивыми к учению. Баба может определить такое время и воспользоваться им, однако же как мы ни старались поступать так же по собственной воле, это бывает совершенно бесполезно. Этот урок -- ТЕРПЕНИЕ. Сколько раз надо напоминать мне об этом? В течение следующих нескольких дней мы повидали несколько человек, с которыми познакомились годом ранее. Я стала чувствовать себя меньшей чужестранкой в толпе, когда обнаруживала, что сижу возле кого-то, кого знаю. Я начала также внимательно присматриваться к людям, которых мне случалось встречать каждый день, так как кажущиеся случайными встречи неизменно оказывались весьма многозначительными в том или ином смысле. Это было похоже на то, как если бы нас привлекли к обучению друг друга, уподобив нас зеркалам, в которых отражались грани наших индивидуальностей, которые требовали критического рассмотрения или исправления. Кроме того, я приобрела повседневную привычку брать с собой одну из многочисленных книг о Бабе, чтобы читать, пока ожидаю, когда Он выйдет на ~даршан|. Одной из таких книг была книга Говарда Мерфета "Чудотворец", которую я хотела перечитать. Я стала глубоко вникать в нее и обнаружила, что она имеет для меня больший смысл теперь, когда я познакомилась с Бабой и могла соответственно относиться к тому, что писалось о Бабе. Время от времени я переставала читать, чтобы поразмыслить над конкретным моментом, надеясь таким образом лучше проникнуть в суть. Когда я уходила в свой внутренний мир, чтобы поразмыслить о конкретном случае, я была в состоянии сравнивать написанное с моим собственным опытом общения с Бабой и приобщения в Его учению. Однажды я снова обратилась к сообщению норвежского преданного, который нечаянно попал под влияние черного мага и был спасен Бабой. В то время, как я размышляла над действием сил добра и зла в мире и использовании колдовства, чтобы приобрести власть над людьми, я осознала, что вокруг меня возникло напряжение. Оно было достаточно сильным, чтоб проникнуть в мою сосредоточенность. Подняв глаза, чтобы найти причину этого, я испугалась, увидев Бабу, стоящего прямо передо мной и наблюдающего за мной и с насмешливым выражением на лице. Я огорчилась, когда поняла, что настолько погрузилась в книгу, что совершенно не подозревала о Его приближении. Видя мою реакцию, Он снисходительно улыбнулся, чтобы вывести меня из затруднения, и шутливо спросил, разве я предпочитаю читать о нем, когда вот Он здесь собственной персоной, которую я могу лицезреть. Он пошел дальше, сопровождаемый смехом тех, кто слышал Его замечание. После того, как ~даршан| закончился и Он ушел обратно в дом, мой муж и несколько человек, которых я знала, сказали мне, что все они пытались привлечь мое внимание, чтобы предупредить о выходе Бабы на ~даршан|, но я была слишком погружена в книгу, чтобы заметить их усилия. Я испытала чувство подавленности, когда поняла, что проявилась одна из моих детских привычек отвлекать свое внимание от времени и места, где я находилась, и уходить в собственный внутренний мир, часто с помощью книг. Будучи ребенком, я бессознательно прибегала к этому способу ухода, чтобы защитить себя от тирании моей матери. Хотя сейчас ей было более 103лет, она все еще пыталась в письмах давать указания мне и моей семье. Книги были не только способом побега, но и собеседниками. Теперь Баба показывал мне, что я должна полностью осознавать внешний мир, сознательно занимать свое место в нем и активно участвовать в жизни как внутреннего, так и внешнего мира, поскольку оба они образуют единое целое. Этот инцидент произвел не меня такое глубокое впечатление, что я пообещала попрактиковаться в проницательности, урок которой был только что преподан мне. Однако мне пришлось столкнуться с тем, что не так легко отделаться от старой привычки. С тех пор я усвоила, что этого можно достичь, лишь делая по маленькому шагу, раз за разом, с терпением, упорством и с помощью Бабы. Несколькими днями позже нас опять позвали не беседу в девять часов утра на следующий день. Теперь нам был знаком ритм сидения на полу в течение длительных периодов времени, всегда в готовности к приходу Бабы, который был сигналом для всех встать и приветствовать Его. Нам также было известно, что, хотя Он велел нам быть в Его доме в определенное время, это не обязательно означало, что Он тогда и встретится с нами. Когда я сидела в знакомой комнате, я начала думать о том, как часто и, по-видимому, умышленно, Он заставлял людей ждать. Я слыхала от некоторых более искушенных последователей, что это была одна из Его любимых ~лил|. Я мысленно вернулась на год назад, когда мы ждали прощальной беседы, а такси, заполненное нашим багажом, ждало нас, чтобы отвезти в аэропорт, как велел Баба. Тогда, конечно, показалось, что Он отказался от своей привычки заставлять людей ждать до самой последней минуты, прежде чем кивком позвать на прощальную беседу. Я стала размышлять над этой конкретной ~лилой| и мысленно просила Его показать мне, чему это должно было научить. Я всегда была очень нетерпелива. Я ненавидела тратить время попусту и очень нервничала всякий раз, когда мне приходилось сталкиваться с нехваткой времени. Сейчас меня осенило, что причина должна заключаться в том, что я сама пытаюсь контролировать или правильно соразмерять время в моей жизни вместо того, чтобы дать возможность своим внутренним часам установить ритм. Если бы дело действительно обстояло так, тогда моя воля или эго должно препятствовать менее строгому отношению ко времени. Как хотелось бы мне знать, могу я изменить эту старую схему теперь, когда так ясно поняла, какое влияние она оказывает на мою жизнь? Если Баба-- внешний символ моего Высшего "Я" или Бога внутри, привлек ли Он мое внимание к той области, где мое эго все еще пытается осуществить контроль? Если это так, могла ли я с Его помощью отказаться от своей собственной воли и доверить Ему научить меня, как уступить Его отсчету времени вместо того, чтобы настаивать на своем? Чем больше я рассматривала этот вопрос, тем больше верила в то, что смогу довериться Бабе не только в том, чтобы Он показал мне, как обращаться с этим, но и чтобы Он указал другие области моей жизни, где я все еще пыталась сохранить контроль или позволить воле другого человека возобладать над моей собственной моделью. С того случая я много раз возвращалась к этому конкретному вопросу как в присутствии Бабы, так и дома. Всякий раз, как я ясно представляла себе эту проблему, быстро отказываясь от своей воли и следовала своему побуждению, то обнаруживала, что немедленно сталкиваюсь с аналогичной проблемой, но в иной сфере моей жизни. Я понимаю, что Баба будет медленно, но неуклонно бороться с властью моего эго до тех пор, пока я постепенно не стану все более и более склоняться к тому, чтобы отдать свою жизнь в руки Бабы, присутствующего внутри меня, или собственного Бога-"я". Это был и все еще есть длительный, медленный, мучительный и непрерывный процесс. Влияние Бабы и Его наставлений должно было заставить меня осознать те сферы моей жизни, где я должна установить принцип "Твоя воля, не моя". Тем не менее, я вскоре обнаружила, что то, что я мельком увидела путь, которому Баба учит меня, не означает, что я могла бы немедленно стать проницательной , расслабиться и терпеливо ждать, пока Он не позовет нас на беседу. Каждый раз, как Он входил в комнату, я приходила в состояние готовности получить Его сигнал встать и следовать за Ним в комнату для бесед. Иногда Он понимающе улыбался мне, показывая, что полностью отдает себе отчет в моих усилиях расслабиться и терпеливо ждать Его зова. Иной раз Он, казалось, забывал о нашем присутствии, не говоря уж о том, чтобы позвать нас не беседу. Эта игра в кошки-мышки продолжалась весь тот день. В полдень Он начал подниматься по лестнице, собираясь покинуть комнату. Затем Он внезапно, как будто вспомнив, что мы все еще здесь, Он повернулся кругом и сказал моему мужу, что мы должны вернуться после полудня. Поэтому мы поехали обратно в гостиницу в Бангалоре на ланч и вернулись около четырех часов. День проходил точно так же, а ближе к вечеру Он позвал мальчиков из колледжа петь ~бхаджаны| и жестом приказал нам остаться. Я была в восторге. Я получала полнейшее удовольствие, слушая пение мальчиков, а еще особенно потому, что Баба сам вел несколько ~бхаджанов|. Я временно отвлеклась от неутомимой деятельности моего мозга, когда с удовольствием погружалась в звуки Его мелодичного голоса, наблюдая, как Он рукой отбивал такт или постукивал своими тарелочками. Внезапно Он встал в конце ~бхаджана|, показывая, что вечер заканчивается. Что нам оставалось делать? Мы не могли приехать на следующий день, если Он не пригласит нас. Разве Он забыл, что велел нам приехать? В голове у меня царила сумятица. Снова я покорилась мысли, что на мои вопросы не обязательно будет дан ответ и нам, возможно, придется уехать, не узнав, что же делать. Как бы прочитав мои мысли, как раз тогда, когда собирался покинуть комнату, Он обернулся и велел нам приехать на следующее утро. Мы оба вздохнули с облегчением, потому что теперь знали по меньшей мере то, каким должен быть наш следующий шаг. Мы продолжали сидеть в доме каждый день, и я, наконец, могла расслабиться и чувствовать себя в силах ждать Его повседневного указания, не пытаясь определить заранее, что мы будем делать. Но это было всего лишь началом отдачи. Вопросы все еще заполняли мой ум, но я больше не требовала немедленных ответов. Однажды Баба спросил, где я купила ~сари|, которое ношу. Бал жаркий день, и я надела дешевое быстросохнущее ~сари|. Он обратил мое внимание на тот факт, что это ~сари| было почти таким же, какое носила юная дочь другой американской пары. Помню, что я была весьма озадачена Его замечанием, но в то время у меня не было достаточно опыта, чтобы истолковать Его замечания как имеющие более глубокий смысл. За несколько дней до конца моего пребывания в то время, как я разговаривала с другой американкой, которая всегда выглядела очень ухоженной, меня осенила внезапная догадка. Она рассказала мне, что, когда впервые приехала повидать Бабу, то решила, что должна одеваться очень просто, как приличествует ~садху|<$FСадху -- святые аскеты, здесь -- стремящиеся к отречению.>. Поэтому она не красилась, не делала маникюр и носила только самые дешевые ~сари|. Несколько раз она поймала испытующий взгляд Бабы, направленный на нее. Затем однажды Он приветливо улыбнулся и сказал достаточно громко, так что слышали все, что в Америке госпожа... всегда носила очень привлекательную одежду, а ее волосы были тщательно уложены, но когда она приехала увидеть Бабу, она перестала заботиться о том, чтобы выглядеть привлекательно. Она сказала мне, что сразу же поняла намек, который Он сделал. Потом добавила, что была крайне смущена тем, что ее неуместное рвение выглядеть как ~садху| произвело неверное впечатление и, по-видимому, оскорбило Бабу. С тех пор она прилагала большие усилия к тому, чтобы выглядеть привлекательной и ухоженной, как она это делала дома. Я была весьма признательна за этот полезный намек, несмотря на то, что было слишком поздно воспользоваться им в то время. Теперь я поняла, что Он косвенно намекнул о том, что я одета, как подросток, а не как взрослая женщина, жена преуспевающего адвоката. Сейчас, когда мы вернулись и, вероятно, будем возвращаться время от времени, я решила купить несколько цветных шелковых ~сари|, более соответствующих моему возрасту и положению. Я восхитительно провела время, перебирая сотни прекрасных тканей и заказывая ~чоли|. Баба сразу же заметил перемену, улыбнулся одобрительно и высказал мнение о моем внешнем виде, как только я появилась в одном из своих новых приобретений. Затем, однажды утром, стоя в дверях, Он подозвал нас кивком, чтобы мы следовали за Ним в маленькую комнату для бесед. Он позволил нам удобно расположиться на полу у Его ног и без промедления спросил меня, как я себя чувствую и бывают ли у меня головные боли. Я сказала, что все еще иногда страдаю от них, но, по-видимому, они становятся менее сильными и частыми. Он кивнул, улыбнулся и сказал, что вылечит их. С этими словами Он начертил рукой круг в воздухе и высыпал мне в руку немного золы белого цветы, приказав съесть ее, что я быстро и сделала. Она отличалась от ~вибхути| в маленьких пакетиках, была более белой, безвкусной, не имела запаха и была гранулированной, а не порошкообразной. Затем Он сообщил мне, что другой причиной головных болей были некоторые лекарства, которые я принимала и которые вызвали преждевременное прекращение месячных. Я смутилась и выпалила: "О, Баба, я никогда не принимаю лекарства, так как у меня аллергия ко многим из них". Он настаивал на том, что прав, и резко сменил тему, задав моему мужу какой-то вопрос. Это дало мне возможность собраться с мыслями. Я знала, что всегда с большой осторожностью принимала по возможности меньше лекарств и даже редко принимала аспирин от головной боли. когда беседа закончилась, Баба насмешливо взглянул на меня, как бы говоря: "Что ты собираешься с этим делать?" В течение нескольких дней после этого инцидента я продолжала размышлять над Его замечанием, и оно продолжало беспокоить меня. До тех пор я была настолько уверена, что Он знает все обо мне в этой теперешней жизни, а также во всех моих прошлых воплощениях. Однако теперь Он настаивал на чем-то, что, я была уверена, не могло быть верным. Сомнения объединились с постоянными вопросами, чтобы мучить меня до тех пор, пока я не почувствовала, что крайне устала и перестала искать на них ответы. Мысленно я просила помочь мне понять, чт'о Он подразумевает под своей последней загадкой и имел ли Он в виду настоящие лекарства или символические, либо психологические. На следующее утро, как только я проснулась, меня привело в полное сознание воспоминание о поездке, которую мы совершили в Южную Америку по меньшей мере десять лет назад. По предложению д-ра Андриджа Пухарича мы посетили Жозе Арриго, известного бразильского целителя и хирурга, делающего операции на головном мозге у душевнобольных. Наш друг Андриджа был совершенно уверен в том, что Арриго с успехом вылечит мою мигрень. Сам Андриджа был знаком с Арриго и наблюдал за его многочисленными операциями, включая и ту на себе, которые тот делал, пользуясь лишь маленьким карманным перочинным ножом. Вместе с группой врачей он также обследовал сотни благодарных людей, побеседовав с ними, которых Арриго вылечил от разнообразных болезней. Он был настолько уверен, что мне также будет оказана помощь, что предложил условиться со своим бразильским другом, чтобы тот встретил нас и проводил в маленькую деревушку, где Арриго жил и работал, и лично представил нас. Так как мы уже планировали побывать в Южной Америке, я решила, что ничего не потеряю, если добавлю еще одно необычное приключение к длинному списку, который я уже составила в своих поисках избавления от выводящих из строя головных болей, которые стали причиной стольких огорчений и беспорядка в моей жизни. Когда мы прибыли в Бразилию, то вылетели в город, где жил наш провожатый, и с его помощью наняли машину, чтобы поехать повидать арриго. Сама поездка была настоящим приключением, так как наш сопровождающий говорил на португальском языке и знал лишь несколько испанских слов и еще меньше английских. Никто из нас не знал португальского, но мой муж немного говорил по-испански. С помощью такого совершенно неподходящего средства общения мы попытались объяснить попутчику причины нашего желания посетить Арриго. К счастью, мы все были в веселом состоянии по поводу этой странной ситуации и пользовались языком жестов, чтобы восполнить нехватку слов. Когда мы прибыли в крошечную деревушку, где жил Арриго, и нашли его дом, то узнали, что его посадили в тюрьму в соседнем городке. Мы догадывались, что такое случается не впервые. Ему предъявили обвинение в том, что он делает операции, не имея диплома врача или лицензии на врачевание. Мы приехали так издалека, чтобы повидать его, и были расстроены таким поворотом событий, но наш провожатый решил посмотреть, что можно предпринять, чтобы ускорить встречу. По его предложению мы поехали в город, где Арриго содержался в тюрьме. Мы ждали в машине, пока он ходил в тюрьму. Почти через час он появился и весело дал нам понять, что получил разрешение на посещение Арриго днем в обычные часы посещения родственников. Он также упомянул, что мы должны представиться членами семьи Арриго, что сильно озадачило нас, так как мы не смогли бы сказать ему ни слова. Несколько часов спустя нас ввели в голую комнату, где стояли две койки и грубые деревянные скамьи, которыми пользовались тюремные охранники. На одной из коек лежал Арриго, одетый лишь я мятые пижамные брюки, с широкой приветливой улыбкой на небритом лице. В течение следующих двух часов мы с мужем сидели молча, тогда как Арриго и наш провожатый вели оживленную беседу на португальском языке. Наконец, Арриго встал с койки, посмотрел испытующе на меня и удалился в заднюю комнату, откуда мы вскоре услыхали клацанье пишущей машинки. Через несколько минут он вернулся, держа два маленьких листка бумаги, на которых были напечатаны названия девяти лекарств вместе с инструкциями по их применению. Он, по-видимому, получил эти предписания от своего духовного руководителя Врица, покойного немецкого врача, который часто прописывал лекарства, когда не было показаний к операции или, как в данном случае, она была невозможна. На обратном пути в машине наш провожатый сумел объяснить, что некоторые из этих лекарств следует принимать орально, а другие--посредством инъекций. К нашему удивлению, он заверил нас, что мы можем достать их у большинства фармацевтов без рецепта врача. Как только мы прибыли в Рио-де-Жанейро, мы поспешно обошли несколько аптек и сумели купить по нескольку лекарств в каждой, пока не приобрели все. По прибытии в Нью-Йорк мы прошли таможенный досмотр и поехали прямо к нашему другу Андридже. Он постарался сделать перевод на английский всех ингредиентов и инструкций, чтобы удостовериться в том, что я могу принимать эти лекарства без опасения. Сам он сделал мне несколько первых инъекций и научил моего мужа, как делать остальные. Пока я продолжала проходить курс лечения, я чувствовала себя все хуже и хуже, но настойчиво продолжала принимать лекарства. Через несколько недель я возмутилась и прекратила эксперимент, так как чувствовала себя определенно хуже , а не лучше, и предпочла свои головные боли реакции на лекарства. Андриджа всегда считал, что причина того, что я не вылечилась, заключалась в том, что я не приняла все лекарства. После того, как побочные явления исчезли, я стала думать о том, был ли он прав. Когда воспоминание об этом неприятном эпизоде промелькнуло у меня в голове, я поняла, что, должно быть, Баба говорил именно о тех лекарствах. Как я могла забыть? Я явно подавила это воспоминание. Когда я возвратилась мысленно к тому времени, то внезапно вспомнила, что мой менструальный цикл действительно прекратился совершенно внезапно, приблизительно в то время без каких-либо предупредительных знаков, указывающих, что приближается прекращение месячных. Я не связывала это прекращение с лекарствами Арриго, пока Баба не привлек мое внимание к этому. Волна облегчения прокатилась по мне, когда я поняла, что Баба действительно знает все обо мне, даже о тех вещах, о которых я сама забыла или которые не вполне поняла. В этом случае Он едва ли мог прочесть мои мысли, как предпочитают верить некоторые. Трудно было ждать того времени, пока мы прибудем к Нему в дом на следующее утро. Я надеялась, что мне представится возможность сказать Ему, что я вспомнила о том, что принимала лекарства, которые, как Он утверждал, привели к преждевременному прекращению месячных. Как только Он вошел в комнату, то посмотрел на меня с вопросительной улыбкой, как бы спрашивая: "Что ты расскажешь мне сегодня?" я выпалила: "Баба! Я помню, что принимала те лекарства, о которых ты упоминал накануне". Он снисходительно улыбнулся и сказал: "Да, да. Я знаю. Я хочу дать тебе нечто, что поможет". Он прошел к мужской стороне, оставив меня в благоговейном страхе от Его способности узнавать столь многое о каждом человеке. Я объехала буквально весь мир в поисках лечения моих головных болей. Я консультировалась с многочисленными как ортодоксальными, так и неортодоксальными источниками, и все -- без успеха. И вот я здесь, с Бабой, который знает все о моих проблемах, который указал различные причины и пообещал вылечить меня. О чем еще я могла просить? Я поверила, что мои поиски подходят к концу, хотя не знала в то время, как скоро я избавлюсь от головных болей. ГЛАВА 11 В Индии в течение года отмечается несколько религиозных праздников не только в ~ашраме Бабы|, но и по всей стране. Один из них -- Махашиваратри, который бывает где-то между концом февраля и началом марта в зависимости от полнолуния, так как индуистский календарь -- лунный. Праздник посвящен Шиве, одной из ипостасей Бога в роли разрушителя. Оба других божества индуистской троицы -- это Брахма, созидатель, и Вишну, охранитель и защитник. Менее значительно празднество, посвященное Шиве, бывает каждый месяц в полнолуние и называется просто Шиваратри. В первый раз, когда мы поехали увидеть Бабу, мы вернулись домой незадолго до того, как начался этот праздник. В этот год мы приехали позже, а праздник пришелся на более раннее время, так что мы смогли посетить его. Поскольку он привлекает тысячи людей, его обычно проводят в ~ашраме| Бабы, где много места и жилья для огромных толп, которые потоком вливаются отовсюду. По мере приближения праздника среди преданных, собиравшихся каждый день в Уайтфилде, стали распространяться слухи о дне и времени отъезда Бабы в Путтапарти. Каждый хотел точно знать время, чтобы не потерять времени на наем такси приготовление запаса еды, постельных принадлежностей и других предметов первой необходимости, которые следовало взять с собой на все время пребывания там. Самая главная мечта -- получить разрешение Бабы ехать в кавалькаде машин, которые следуют за Ним в ~ашрам|. Так как мы еще не бывали в Путтапарти, нам было любопытно посмотреть на него. Однажды Баба спросил, как долго мы собираемся оставаться в Индии на этот раз. Когда мы ответили, Он улыбнулся и сказал, что в таком случае мы можем поехать с Ним в ~ашрам| на праздник и остановиться в одной из недавно построенных трехкомнатных квартир, предназначенных для посетителей. Несколько дней спустя он отвел нас в сторону и дал нам разрешение, чтобы наше такси ожидало у ворот, готовое последовать за Ним в тот день, когда Он поедет в Путтапарти. Он попросил нас никому не говорить о точной дате. Сначала нас привела в недоумение эта просьба, но потом мы поняли очевидную причину такой предосторожности. Он старался избежать большого числа машин, движущихся по таким узким дорогам одновременно. Такая процессия не только бы перекрыла движение, но и причинила бы беспокойство деревенским жителям, их детям и животным, которые бродят по дорогам, не обращая внимания на шумное приближение машин. Даже в том случае, когда автомобильные рожки подают им предупредительные сигналы, они уступают дорогу с явной неохотой. Как только Баба сказал нам, когда Он отправится, мы поспешно собрали необходимый багаж и провизию, которые собирались взять с собой. Нас предупредили другие преданные с запада, которые бывали там раньше, о том, что очень острая и пряная индийская пища может оказаться проблемой для меня. В гостинице в Бангалоре я всегда могла заказать легкую пищу, тогда как мой муж мог получить более острые блюда, которые он любит. Но нам сообщили, что в ~ашраме| бывает только очень острая пища. В последние годы для посетителей не из Индии готовят более легкую еду. Индийцы не могут понять, как мы можем любить еду, которая кажется им абсолютно безвкусной. Среди других вещей мы купили маленькую керосинку, чтобы кипятить воду и варить овощи. Эта покупка, как мы обнаружили, привела к нескольким весьма интересным происшествиям. В назначенное утро с такси, нагруженным нашими покупками и одеждой для ~ашрама|, мы ждали за главными воротами появления машины Бабы, возглавляющей кавалькаду. Мы были удивлены, обнаружив много других машин, также ожидающих, и начали понимать, что в окружении Бабы новости, по-видимому, просачиваются самым необъяснимым образом, несмотря на все меры предосторожности. Как только показалась машина, началось столпотворение, так как водители такси старались хитростью занять место в ряду. Когда мы выехали, они устроили гонки, чтобы перегнать друг друга. Некоторые пассажиры возбужденно подстрекали их вырваться вперед, чтобы мельком увидеть Бабу, когда Он время от времени высовывался из машины, чтобы помахать быстро собирающимся людям, так как слух о Его приближении летел впереди Него. Редкая возможность получить ~даршан| всегда заставляла людей спешить отовсюду. Баба, видя их пыл, велел своему шоферу ехать медленно, чтобы Он мог даровать Свое благословение всем, кто пришел. Таким путем мы выехали из города и въехали в сельскую местность, проезжая через многочисленные маленькие деревушки по пути, и в каждой собирались люди, жаждавшие ~даршана| Бабы, когда Он проезжал через деревню. Когда мы выехали на свободный отрезок дороги между деревнями, Он пару раз останавливался, чтобы дать нам всем возможность выйти их машин, размяться и отведать освежающих фруктов, которые раздавали мальчики из колледжа, ехавшие с Ним. Во время таких поездок Баба находился неизменно в праздничном настроении, и эта поездка -- наш первый опыт -- не была исключением. То и дело Он выходил из своей машины и шел назад, чтобы заглянуть в некоторые из других машин, даря слово, улыбку или поддразнивая пассажиров по поводу огромного количества багажа, который они везли. У Него есть любимая поговорка: "Путешествуешь налегке -- быстро добираешься". Он имеет в виду груз привязанностей к материальному имуществу, которое мы несем с собой по жизни и символом которого является багаж, лежащий в наших машинах. В таких случаях мальчишеская, любящая шутки черта Его характера проявляется в высшей степени и служит источником абсолютного восторга Его преданных точно так, как очаровательный ребенок приводит в восторг родственников и друзей своей живостью. В этом легкомысленном настроении мы, наконец, прибыли в деревню Путтапарти, где родился Баба и где постепенно вырос Его ~ашрам|. Название Прасанти Нилаям означает Обитель Высшего Покоя.Мы все были разгорячены после длительной поездки, но ничуть не устали, хотя дороги были чрезвычайно неровные, а рессоры, как это бывает с большинством индийских машин, почти не существовали. Заразительно праздничное настроение Бабы было подобно тонизирующему средству, не допускавшему усталости. Мы все последовали за Ним через главные ворота, и были поражены абсолютным контрастом пыльным грязным дорогам, через которые мы проехали. Перед нами расстилалось открытое пространство с трехэтажными зданиями из бетонных блоков. На одном крае находился храм, на другом -- несколько более старых строений. Нас направили в одно из последних и велели попросить ключ от квартиры, зарезервированной для нас. Нам сказали, что Баба, отличный хозяин, лично наблюдает за соблюдением всех таких мелочей в отношении людей, которых он приглашает в свой ~ашрам|. Действительно, нам вручили ключ, когда мы назвали наши имена одному из мужчин в административном здании, после того, как Он просмотрел список ожидаемых гостей. Он указал на здание, в котором мы будем жить, и сказал, чтобы мы поднялись на второй этаж, где на одной из дверей указан номер. Когда мы отперли дверь квартиры, где нам предстояло жить в течение следующих нескольких недель, мы были совершенно потрясены. Она, конечно, совершенно отличалась от всего, к чему приучили нас западные стандарты. Непосредственно перед нами была абсолютно пустая комната размером приблизительно 12на14футов. Пол и стены были из бетона. В задней стене были входы в две крошечные и в равной степени голые бетонные комнаты, одна из которых должна была служить кухней, другая -- ванной. В каждой был один кран с холодной водой, установленный на середине стены, и сток в бетонном полу. Единственной особенностью, по которой мы смогли отличить одну комнату от другой, было то, что в комнате, предназначенной служить ванной комнатой, имелось отверстие в полу с двумя выступающими плитами с обеих сторон для ног человека, пользующегося этим примитивным туалетом. Нашей первой задачей было вычистить и подмести это временное жилище прежде, чем мы въедем в него. Оно было, очевидно, закрыто с тех пор, как последние квартиранты выехали из него, и в нем собралась пыль и грязь, а также обитали несколько пауков. Как будто прослышав о наших нуждах, в двери остановилась юная девушка из индийской деревни и жестами, сопровождаемыми несколькими английскими словами, предложила вычистить помещение за нас. Она назвала свою цену, просто подачку, по сравнению с тем, чт'о мы привыкли платить за уборку дома. У нее был лишь примитивный веник, сделанный из пучка прутиков, связанных обрывком веревки, и грязная тряпка, которую она нашла на одном из кранов и которая осталась от последних квартирантов. К счастью, я привезла мыло, и с помощью этих простых средств она смогла в основном убрать пыль, так что мы внесли наш багаж и поселились. Мы сложили нашу кухонную утварь, керосинку и провизию на полу в одном углу кухни, а полотенца и мыло -- на пол в ванной комнате. Мы привезли с собой два надувных матраса, которые положили на пол в большой комнате и накрыли простынями. Над каждой постелью мы с трудом подвесили противомоскитную сетку, закрепив ее по углам обрывками веревки, привязанной к гвоздям, вбитым в деревянные филенки над дверью и окнами. Это должно было стать повседневной задачей, так как сетки следовало снимать каждое утро и натягивать каждый вечер, чтобы мы могли передвигаться по комнате днем. На следующий день мы купили в деревне моток веревки е несколько простых проволочных крючков. Протянув веревку в одном конце комнаты от стены до стены, мы соорудили временную вешалку, на которой можно было развесить мои ~сари|, ~чоли|, нижние юбки и белые рубашки моего мужа. Все остальное осталось в наших чемоданах, которые мы придвинули к стене, чтобы они служили столом. Днем матрасы размещались у другой стены и служили кушеткой. Мы быстро приспособились к нашему новому образу жизни, который, возможно, слишком отличался от нашего обычного распорядка дня дома. Мы считаем вполне дозволенными многие удобства и приспособления, которые в Индии все еще считаются роскошью, если вообще имеются. Повседневный распорядок в Ашраме также весьма отличался от того, который был в Уайтфилде. В Прасанти Нилаяме почти все гости жили на приусадебном участке или поблизости в деревнях. Я поставила керосинку в кухне и стала готовить и варить свежие овощи, которые мы привезли с собой. Едва я начала варить их, как почувствовала себя очень плохо, и заболела голова. Я встала и вышла на свежий воздух, где мне сразу же стало лучше. Но всякий раз, когда я возвращалась в кухню, симптомы вновь появлялись. Наконец, меня осенило, что у меня, должно быть, аллергия на пар'ы керосина, так как я всегда была очень чувствительна к запахам краски, моющих жидкостей и других химикатов. Что же мне оставалось делать, если я не могу ни готовить, ни есть острую пищу, подаваемую в ~ашраме|? Я была в затруднении и не могла решить эту проблему. Пока я размышляла над тем, что делать, мимо нашей квартиры прошла женщина из Южной Африки, с которой мы познакомились в Уайтфилде. Увидев, что я стою снаружи и выгляжу совершенно больной, она спросила, что случилось. Узнав о моем затруднительном положении, она сразу предложила выход. Она объявила, что привезла с собой из Бангалора молодую деревенскую девушку, которую научила готовить и убирать. Она предложила приносить наши продукты каждый день в ее квартиру, где та девушка сможет готовить для всех нас. Она была столь настойчива, что мы покорились, и с тех пор питались вместе с ней и с юной англичанкой, которую она пригласила присоединиться к нам. Не только были решены наши проблемы, но мы также получали удовольствие от знакомства с этими двумя женщинами. В ходе наших бесед выяснилось, что у них была общая проблема -- парализующий страх. До тех пор я избегала всякого упоминания о моей работе. Мое решение основывалось на том, что, как я полагала, было в высшей степени дурным вкусом обсуждать ее, когда мы все пришли сюда получить помощь Бабы, исцеление и Его наставления. Однако, я узнала, что Он использует всех нас для помощи друг другу. Наша встреча с этими женщинами должна была заставить меня изменить свое мнение. Каждый день, когда мы встречались за едой, обе они рассказывали о своих страхах и подробно описывали, как эти отрицательные эмоции влияют на все стороны их жизни и продолжают преследовать их даже в присутствии Бабы. Обе они оплакивали тот факт, что не нашли ничего, что помогло бы им в отношении этой внушающей беспокойство проблемы. Когда они говорили о многочисленных способах проявления страхов, я не могла больше оставаться спокойной, зная, что мне известны различные методы, которые могли бы помочь им. Внезапно я обнаружила, что очертя голову принялась описывать тот вид рекомендаций, которому обучилась во время глубокой медитации. Как будто слова сыпались из моего рта сами, а я только удивлялась своей неожиданной вспышке. Они были очарованы тем, что услыхали, и жаждали начать работать со мной, так как считали, что эти методы могут помочь им раскрыть коренную причину их страхов. Однако теперь я столкнулась с настоящей дилеммой. Все мы были гостями в ~ашраме| Бабы, собравшись там в поисках Его помощи и благословений. Какое право имела я предлагать свою помощь, тем более, что еще не имела возможности узнать у Него, одобрит ли Он применяемый мною метод? Поэтому я сказала женщинам, что попытаюсь получить разрешение Бабы, попросив Его указать каким-то образом, что я должна делать. Немедленно масса сомнений атаковала меня. Разве не Баба должен помочь им? Не будет ли это самонадеянностью с моей стороны взять на себя ответственность за работу с ними. Я была уверена только в одном: я не хочу сделать ничего такого, что каким-либо образом неприемлемо для Бабы. Поэтому я решила попытаться спросить Его лично в следующий раз, когда Он выйдет дать ~даршан|. Однако, мне казалось, что Он намеренно избегает меня даже до такой степени, что, по-видимому, сворачивает с пути, чтобы не подходить к тому месту, где я сидела. Я вспомнила, как другие люди рассказывали мне о подобных случаях, когда они намеревались спросить Его о чем-то, на что Он не хотел или не был готов ответить. Тем временем, обе женщины с нетерпением ожидали избавления от своих страхов, которые, как они заметили, становились все сильнее. Наконец, после того, как в течение нескольких дней мне не удалось привлечь внимание Бабы, я сидела однажды утром в нашей комнате, обращенной к ~мандиру| (храму), над которым у Бабы были личные апартаменты. Когда я сидела там, то пыталась установить с Ним мысленный контакт, умоляя Его подать мне знак, показывающий, что я должна делать. По прошествии нескольких минут молчания, пока я была погружена в спокойное и восприимчивое состояние, в моем мозгу возникла живая картина. Казалось, я была зрителем, наблюдающим за чрезвычайно бурным морем с безопасного берега. Огромные волны вздымались и обрушивались на берег недалеко от того места, где я стояла. Пока я продолжала наблюдать эту внутреннюю сцену, я представила себе хрупкий плот, за который обе женщины цеплялись в отчаянии, неистово взывая о помощи. В душе я услышала голос Бабы, вопрошающий: "Если бы такая ситуация возникла на самом деле, ты колебалась бы бросить им спасительную веревку, чтобы помочь достичь берега?" Я мгновенно поняла, что ни секунды не колебалась бы, если бы дело обстояло так. "Тогда почему ты не желаешь помочь им избавиться от страхов?" -- спросил Его голос. Это был ответ, ясный и простой, полученный знакомым путем в результате размышлений. Довольная тем, что получила указание о том, что делать, я рассказала женщинам об этом случае и моем решении поработать с ними. Я мысленно также просила Бабу подать мне знак, если по какой-то причине Он не одобрит того, что я делаю. С тех пор я взяла за правило беседовать то с одной, то с другой всякий раз, как позволяло время между ~даршаном| и едой. Казалось, будто Баба продолжает усердно избегать даже бросить взгляд в мою сторону, а это снова пробудило сомнения в моей душе относительно Его реакции на то, что я делаю. Я была уверена в том, что Он знает, что я работаю с этими женщинами, так как ничто не ускользало от Его внимания, факт, уже многократно доказанный. Однако я все еще не могла быть полностью уверенной в том, одобряет или не одобряет Он мои действия, поэтому неотступные сомнения продолжали существовать несмотря на тот факт, что мне было дано такое ясное указание с помощью мысленной картины шторма. Но, возможно, я вообразила ее. Может быть, на пути стояло мое эго. Сомнения без передышки сновали в моем мозгу. Сейчас я понимаю, что Баба заставлял меня взять на себя ответственность путем поиска указания от Божественной силы внутри меня, а не полагаться на то, что Он лично скажет мне, что делать. Какой нужный урок после тибетского опыта! Но в то время я больше старалась примириться с правилами ~ашрама|, которые, я знала, должны соблюдать гости Бабы, как Он ожидает. Когда я продолжала работать с обеими женщинами, то заметила, что занятия проходят гораздо легче, чем обычно бывает с новыми людьми. Я решила, что это, должно быть, обусловлено чудесной энергией, исходящей от Бабы на столь близком расстоянии. Каждый день был заполнен и быстро проносился. По мере приближения времени праздника Шиваратри толпы быстро увеличивались, так как все больше и больше людей собиралось в ~ашраме|. Иногда прибывали целые деревни, часто пройдя сотни миль. Многие из этих людей сооружали примитивные лагеря на территории или в проходах между домами, так имеющиеся жилые помещения вскоре были переполнены. Все пространство выглядело так, как будто было полностью запружено людьми, и приходилось ходить очень осторожно, чтобы не наступить на спящего ребенка или не споткнуться о припасы и постели. Во время Шиваратри на протяжении многих лет у Бабы вошло в привычку извлекать из собственного тела овальный предмет, называемый ~лингам|. Этот предмет символически представляет истинную форму Высшей Реальности, всепроникающей, всезнающей и всемогущей, из которой, как из яйца, появилось все и в которую все вернется. В течение предшествующих трех лет уже не было публичной демонстрации этого чуда, хотя ходили слухи, что Баба все еще материализует ~лингам| либо наедине в своих апартаментах, либо в присутствии небольшой группы последователей, которых Он лично приглашает присутствовать. Мы видели в одном из фильмов, как Баба материализует ~лингам|, и очень хотели стать очевидцами этого редкостного явления. Но, по-видимому, было маловероятно, что нам удастся испытать такое, поскольку Баба, очевидно, решил прекратить его материализацию перед большой толпой. Фактически, самой большой пользой, которую можно было извлечь из участия в этом празднике, была предлагавшаяся всем, посещающим его, возможность дать уму отдохнуть и, таким образом, стать более открытым для Бога изнутри. Согласно высказыванию Бабы, "Махашиваратри предназначен разрушить заблуждения ума, и поэтому душа каждого человека посвящает себя Шиве как Богу". Он поясняет что луна символизирует разум. Она, как и разум, имеет шестнадцать фаз. Во время Шиваратри пятнадцать из них исчезают, и только полоска луны видна на небе. Разум также следует подчинять себе ежедневно. На пятнадцатый день пятнадцать фаз его исчезнут, и останется только полоса, которую следует удалить последним усилием во время пения ~бхаджанов| всю ночь. После того, как разум уходит, не остается никаких обманчивых желаний и привязанностей, и наступает освобождение. Что за счастливая возможность избавиться от пут разума! Одним из обычаев Бабы является также совершение ритуала, называемого ~вибхути абхишека|, на утро в праздник Шиваратри, чтобы воздать почести Ширди Саи Бабе, который, как говорит Баба, был Его предыдущим воплощением. В тот день серебряную статую Ширди Саи Бабы ставили для свершения этого ритуала на помост. Сначала Баба материализовывал драгоценные камни и зерна риса и бросал их в священный огонь, горящий в сосуде, поставленном поблизости с этой целью. Затем Ему передавали сосуд с водой, которую Он сначала благословлял, а потом использовал, чтобы обмыть статую. После этого Он брал большую метелку, погружал ее в воду и брызгал на головы людей, сидящих огромной толпой на полу. Для того, чтобы каждому человеку досталось несколько капель, Он ходил взад и вперед по проходам, даруя благословения всем присутствующим. Затем сопровождающий подходил к изображению Ширди Саи Бабы и держал над ним перевернутую пустую урну. Затем Он начинал производить взбалтывающие движения. Немедленно потоки ~вибхути| начинали сыпаться на фигуру в таком количестве, что вскоре почти полностью покрывали ее, и зола начинала рассыпаться во все стороны. Внезапно Баба вытаскивал руку, и поток прекращался так же резко, как и начинался. Затем Он закатывал рукав на левой руке, погружал ее в урну и повторял круговое движение. Зола снова начинала сыпаться, на этот раз -- с удивительной силой, в урна вибрировала так сильно, что человеку, державшему ее, приходилось прикладывать огромные усилия, чтобы удержать ее в неподвижном состоянии. Поток продолжал течь до тех пор, пока вокруг статуи и поверх нее не собиралась огромная куча золы. Как только Баба снова вынимал руку, течение прекращалось, и Он уходил с помоста, оставляя толпу, ошеломленную спектаклем, который они только что наблюдали. Я наслаждалась возможностью стать очевидцем этого необыкновенного ритуала перед Шиваратри. На протяжении остальной части дня было много дел, так как все больше людей прибывали на праздник. Добровольцы пытались поддерживать хоть какое-то подобие порядка среди них. Некоторые пытались прорваться в зал. Они надеялись найти место на полу, откуда могли бы видеть Бабу, совершающего богослужение и остальные обряды, и, что более важно, слышать Его наставления. Он проявил большое внимание, распорядившись посадить в передние ряды немногих гостей с Запада, которые проехали столь большое расстояние и за большую цену. Как мы были счастливы и благодарны Бабе за эту заботливость. Мы прибыли рано и сидели тихо: мой муж -- на мужской стороне, тогда как я заняла свое место на женской стороне большого зала, ожидая появления Бабы. Обычная слышимая тишина заполнила аудиторию, как только Он появился из-за завесы позади сцены. Он занял свое место в большом кресле, покрытом красным бархатом, которым Он всегда пользовался. Несколько ведических пандитов выполнили торжественный обряд, а потом пришло время говорить Бабе. Он говорил на телугу, делая паузы, чтобы д-р Бхагавантам смог перевести Его слова на английский. Как только Он закончил, то запел строфу хорошо известного ~бхаджана|, руководя огромной толпой. Мы все повторяли за Ним громкими голосами, которые отдавались по всему залу. Каждый ощущал огромную энергию, высвобожденную при этом, которая, казалось, поднимала нас всех на уровень, выходящий за пределы нашего повседневного сознания. Когда звучание достигло пика, Баба закашлялся и взял носовой платок, приготовленный для Него и висевший на ручке кресла. Мы все были потрясены, когда увидели, как Он прижал платок ко рту и начал рвать в него, а все Его тело содрогалось от усилий. Казалось, электрический ток прошел, подобно молнии, по огромному залу, когда молчаливый вопрос возник в голове каждого одновременно: "Может ли быть такое, что по истечении трех лет Он снова собирается сотворить ~лингам| перед публикой, чтобы мы все увидели его?" Как бы следуя молчаливому указанию, темп пения возрос, и каждый изливал в песне свое удивление и волнение от такой огромной удачи присутствовать при этом важнейшем событии. Казалось, каждый старался помочь, когда Баба напрягся, чтобы выпустить на свободу священный символ, который образовывался внутри Него. Темп становился все более и более быстрым, и огромная энергия накапливалась в аудитории. Когда я пристально наблюдала за Ним, то обнаружила, что захвачена Его усилиями высвободить ~лингам|, и на какую-то долю секунды я почти отождествилась с Ним. Я снова переживала рождение двух моих дочерей, вновь ощущая огромное напряжение, нарастающее по мере того, как я наблюдала за Его попытками произвести на свет символ Бога. Наконец, он кашлянул в последний раз и быстро захватил платком большой мерцающий, с молочным отливом, яйцевидный ~лингам|. Он казался слишком большим, чтобы пройти через Его горло. Баба немедленно поднял его, держа между большим и указательным пальцами, чтобы нам было видно, а затем начал ходить взад и вперед по проходам между рядами, чтобы каждый смог получить ~даршан| этого удивительного творения. Когда мы стали рассматривать его вблизи, то увидели свет в его глубине, который, казалось, двигался и изменялся, когда Баба проносил его по плотно набитому залу. Мы были очарованы тем, что нам удалось стать очевидцами этого необычайного явления, которое произвело глубокое эмоциональное впечатление на всех присутствующих. После того, как Баба вернулся на сцену и исчез за занавесом, все пошли из зала, все еще пребывая в изумлении, чтобы подготовиться к всенощному пению ~бхаджанов|. Следующим вечером Баба прочел другую лекцию, где заявил, что ~лингам|, который Он сотворил днем ранее, был совершенно особым. Он обладал способностью освобождать от рабства жизни и смерти тех, кто оказался достаточно удачливым, чтобы присутствовать при его появлении. Однако Он незамедлительно предупредил всех, что для того, чтобы заслужить это освобождение, мы должны с этого времени жить жизнью, соответствующей милости, которой мы были удостоены в тот день. Все мы были глубоко тронуты Его словами, каждый по-своему. Некоторые раздулись от гордости при мысли о своей удаче, другие ощутили бремя ответственности, которое это налагало на них, третьи были переполнены благодарностью. Я сомневалась в том, что кто-нибудь из тысяч присутствовавших остался равнодушным к чудесному посланию Бабы. На следующее утро все собрались на ~даршан|, расположившись на земле аккуратными рядами и ожидая появления Бабы. Когда Он вышел, за Ним следовало несколько мальчиков из колледжа, каждый из которых нес корзинку, наполненную пакетиками с ~вибхути|. Позже мы узнали, что эти пакетики наполнили из куч, которые Баба сотворил во время ~вибхути абхишекама|. Он медленно шел по рядам и лично вручал каждому немного особой золы как подарок, чтобы взять его домой, когда праздник закончится. В течение нескольких последних дней мой ум был настолько занят событиями, наполняющими каждый день, что у меня не было времени подумать о возможном отношении Бабы к работе, которую я делала, чтобы помочь обеим женщинам избавиться от их страхов. У меня не было прямого контакта с Ним, который позволил бы мне почувствовать Его реакцию. Но сейчас, когда я наблюдала, как Он медленно шел с такими терпением и любовью по длинным рядам страстно ожидающих людей, я поняла, что Он вскоре достигнет места, где я сижу. При этой мысли у меня в душе стали подниматься прежние сомнения. Я разрывалась между страстным желанием получить особо благословенную ~вибхути| из Его рук и тревогой по поводу Его реакции, когда Он увидит меня в первый раз с тех пор, как я начала работать. Наконец, Он остановился прямо передо мной. Как только я взглянула не Него, на Его лице появилась удивительная улыбка. Когда Он передал Мне несколько пакетиков с ~вибхути|, то положил правую руку мне на голову и, наклонившись ко мне, прошептал, чтобы услыхала только я: "Добрая женщина". Затем, снова улыбнувшись мне, Он пошел дальше по рядам. Никто не мог слышать то, что Он сказал, никто не понял бы значения Его слов. Волна огромного облегчения омыла меня, когда я поняла, что Он заставил меня саму решить, что делать, и теперь одобрил мое решение после того, как я готова была сделать первый шаг. Это был все тот же метод обучения меня. Баба редко говорит кому-нибудь, что делать. Вместо этого Он предпочитает дать возможность каждому человеку разобраться в себе, чтобы взять наилучший курс. Он делает замечания или дает им знак только после того, как они примут решение, если результаты не настолько очевидны, чтобы требовался от Него какой-нибудь знак. Я была крайне признательна Ему за одобрение не только моей работы в ~ашраме|, но и, предположительно, за разрешение применять конкретный метод консультаций как ~севу|, или служение Богу. Какой контраст с моим состоянием беспокойства лишь несколько дней назад! Позже в тот день Баба объявил об окончании праздника и дал всем разрешение уехать. Мы поехали обратно в Бангалор, а через несколько дней, приобретя подарки для нашей семьи и друзей, вылетели в Бомбей, где собирались повидать друзей перед отъездом.