2 22. Знание, порождающее привязанность к единственному следствию, без учета всеобщей причины, не отражающее истину, ограниченное, называется находящимся в гуне невежества. 23. Та деятельность, которая предписана, свободна от привязанности, которая совершается без любви и ненависти и без желания плодов, называется деятельностью в гуне благости. 24. Но деятельность, которая совершается желающим исполнения желания, или из эгоизма, или с большим усилием, считается деятельностью в гуне страсти. 25. Та деятельность, совершаемая вследствие заблуждения, без учета последствий, причиняющее гибель и страдание другим, считается в гуне невежества. 26. Деятель, свободный от привязанности к эгоизму, преисполненный твердости и решимости, неизменный в успехе и неудаче, называется находящимся в гуне благости. 27. Деятель, привязанный к своей работе и жаждущий плодов деятельности, жадный, завистливый, нечистый, подверженный радостям и горю, называется находящимся в гуне страсти. 28. Деятель, колеблющийся, грубый, упрямый, лживый, вероломный, ленивый, мрачный, медлительный, называется находящимся в гуне невежества. 29. Теперь услышь о тройственном различении разума и решимости в соответствии с гунами. Я опишу их исчерпывающе и подробно, о Дхананджая. 30. Разум, который знает путь действия и путь отречения, что следует делать и что не следует, чего следует опасаться и чего не следует, что связывает и что ведет к освобождению, тот разум находится в гуне благости, о сын Притхи. 31. Разум, который не может правильно различать между религией и межрелигиозностью, между тем, что следует делать и не следует, находится в гуне страсти, о сын Притхи. 32. Разум, который окутан тьмой принимает безрелигиозность за религию и видит все вещи извращенно, находится в гуне невежества, о сын Притхи. 33. Стойкая решительность, посредством которой контролируется деятельность ума, жизненного воздуха 777 и чувств, является решительностью в гуне благости. 777 прана 34. Но та решительность, о Арджуна, с которой человек устремляется к плодам религии, чувственного наслаждения и обогащения, является решительность в гуне страсти. 35. Та решительность, с помощью которой глупец не способен оставить сон, страх, уныние, обман и заблуждение, находится в гуне невежества. 36. Теперь услышь от Меня, о лучший из Бхарат о трех видах счастья. То, которым человек наслаждается благодаря долгой практике и которое приводит к концу всех несчастий. 37. Которое вначале подобно яду, а в конце - нектару, которое возникает из ясного понимания сущности, называется счастьем в гуне благости. 38. То счастье, которое возникает от соприкосновения чувств с их объектами, которое вначале подобно нектару, а в конце -- яду, считается в гуне страсти. 39. То счастье, которое вводит в заблуждение душу, как в начале, так и в конце, возникает от сна, лени и бестолковости, считается в гуне невежества. 40. Нет ни одного существа ни на земле, ни среди полубогов на небесах, которое было бы свободно от трех гун природы. 41. Обязанности брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр различаются по качествам, рожденным их природой. 42. Умиротворенность, самообладание, аскетичность, чистота, терпение, правдивость, знание, самоосознание и религиозность.