Мужчины настроены на успех "Хочу" и "могу" - чем лучше совпадают эти понятия в нашей жизни, тем легче нам быть в ладу с самим собой, тем меньше конфликтов в семье и на службе. Есть ли рецепт гарантированного успеха? Может быть, все просто - цели нужно выбирать полегче? Или же весь секрет в правильной оценке своих возможностей? Наверное, это ближе к истине. У психологов есть "линейка", с помощью которой они могут "измерить" уровень притязяаний, то самое соотношение между "хочу" и "могу", о котором шла речь. В эксперименте испытуемым предлагают для решения набор задач разной трудности. Как показали работы советских и зарубежных психологов, тактика решения таких задач, последовательность выбора задачи той или иной трудности может характеризовать высоту уровня притязаний, его устойчивость и адекватность (то есть соответствие самооценки действительным возможностям). Бесспорно, результаты психологического эксперимента зависят от самых разных факторов - от типа задач, от свойств характера испытуемого, его интеллектуальных возможностей, образоавания, даже от личности экспериментатора и от многих других условий. Тем не менее уже удалось установить некоторые закономерности. Например, уровень притязаний у людей в возрасте до 30 лет обычно выше, чем у пожилых. А есть ли различия в уровне притязаний между мужчинами и женщинами? Пока идут дискуссии, психологи не могут прийти к единому выводу. Недавно на кафедре обзей психологии психологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова была проведена серия экспериментов, в которой приняли участие 64 человека - поровну студенты и студентки московских вузов в возрасте от 18 до 25 лет. Каждому предлагалось решить по нескольку задач, самостоятельно выбрав их уровень трудности. Самые легкие задачи - ранг первый, потруднее - ранг второй, третий, и так далее до десятого. Как и ожидалось, все молодые люди продемонстрировали общее стремление вверх, от более легких переходя к более трудным задачам. Но уровень притязаний у мужчин оказался выше: 72% мужчин выбирали сложные задачи - восьмого, деыятого, десятого рангов, а среди женщин таких любительниц оказалось только 31%. Интересно, что мужчины и женщины по-разному реагировали на успех. Если верно была решена задача пятого ранга, мужчины обычно предпочитали сразу переходить на седьмой или даже восьмой ранг трудности, а женщины чаще продвигались "мелкими шажками" - после удачи в пятом ранге просили дать им задачу шестого ранга, если решат и эту - задачу седьмого ранга. Характерной оказалась и тактика после неудачи. Мужчины, не решив слишком сложную задачу, спускались на ранг ниже и объясняли свое поведение тем, что хотят проверить свои силы еще раз на более простом материале. Женщины, наоборот, после неудачи иногда просили еще более сложную задачу. Мотив такой: а вдруг повезет? Для многих мужчин характерна настойчивость в достижении цели. Например, не решается задача пятого ранга, а студент просит еще одну задачу того же уровня сложности, и так до тех пор, пока не добьется успеха. Женщинам такая тактика совсем несвойственна. Очевидно, мужчинвы лучше способны сопротивляться снижению показателей, у них выше устойчивость уровня притязаний. Анализ проведенного эксперимента привел к однозначному выводу: есть существенные различия между мужчинами и женщинами в способе выбора цели. Женщины склонны к выбору более простых и легко достижимых целей, выбор их менее стабилен, и настойчивости они проявляют меньще. Их тактика - осторожность и осмотрительность. Женщинам свойственна даже некоторая недооценка своих возможностей. Мужчины, напротив, настроены на успех. Они стремятся выбрать цель высокой степени трудности, стараются сразу же "взять быка за рога" - быстро войти в область намеченных задач и удержаться там. В самооценке они несколько завшают свои возможности. Что стоит за такими психологическими различиями? что их порождает? Ученые считают, что эта разница не связана с полом человека, не связана с физиологическими особенностями. Полагают, что в этом случае значительную роль могут играть традиции, общепринятая манера поведения, уровень культурных стереотипов. Проще говоря, "женский характер" воспитывается с детства. В. Смирнова ("Наука и жизнь" N 11/198?)