И ИЕРОМАНТИЯ, иероскопия (от др.-греч. hieron - "святыня", первоначально - "жертва, жертвенное животное"): в древности - гадание по внутренностям животных или рыб (ихтиомантия), совершавшееся жрецами в торжественной обстановке. Перед тем, как принести животных в жертву, особые смотрители (иеропии) проверяли, нет ли у них каких-л. изъянов. Истолковывались форма, цвет и расположение внутренностей, гл. об. сердца, печени и кишок: "Если внутренности осла завернуты на левую сторону и черны, то Бог не даст изобилия в стране царя... Если внутренности синеваты, то не будет ни печали, ни горя в стране царя" и т.д. В более поздние (христианские) времена так наз. наблюдение вообще за какой-л. святыней в гадательных целях. Так, в России ходили слушать "под церковью", что поют: за упокой или свадебное, из этого заключая, ожидать ли несчастья или удачи. ИЗГНАНИЕ (плен, ущерб, лат. detrimentum): положение планеты в оппозиции к ее собств. дому (см. достоинства планет). Здесь ее влияние ослабляется и может совсем сойти на нет. Такое положение по своей безрезультатности сравнимо с феральным (см.). Места изгнания: ------------------------------------------------------------------- Солнце Водолей Луна Козерог Меркурий Стрелец, Рыбы Венера Скорпион, Овен Марс Весы, Телец Юпитер Близнецы, Дева Сатурн Рак, Лев Уран Лев Нептун Дева Плутон Телец (Весы) ИЗИДА (греч., лат. Isis): 1. (Исет, Хатор, лат. Isis): у древних египтян - богиня плодородия, воды и ветра, сестра и супруга Озириса, мать Гора и богини Бубастис, первоначально отождествлявшаяся со звездой Сотис (Сириус), затем с Луной и наконец с Венерой (римляне). Счит. тж. хранительницей Зодиака. 2. (Трансплутон): в астрологии - гипотетическая трансплутоновая планета. В 20-е гг. на ее существование указали голланд. исследователи мадам де Беер и д-р Рейзинк (вместе с тремя другими гипотетическими планетами - Гермесом, Гором и Озирисом); с тех пор астрономы и математики не раз пытались вычислить параметры ее орбиты, но всякий раз приходили к разным результатам. Лишь в 1946 г. амер. астролог М. Севин опубликовал данные, принятые и сегодня. Период обращения: 686 л. Ср. скорость: 0 31' 29" в год. Положение на 01.01.1991: 11 37' Рака. Символ: - (IS). Поскольку в древности И. счит. покровительницей всего небосвода, совр. астрологи не закрепляют за ней какого-л. дома или знака. Некоторые, впрочем, относят ее к Тельцу. Значение: высший интуитивный разум, трансцендентный опыт. В мунданной астрологии прослеживается ее связь с землетрясениями. В I доме натальной карты - чрезмерная акцентуация собственного "Я", познание законов Космоса лишь через преодоление самого себя. Подробнее см.: Jan Tyl, Noel. Holistic Astrology; Bielkine B., Bohnert, Klaus W. Ephemeride der Planetoiden Ceres, Pallas, Juno, Vesta und Cheiron, Isis. Hamburg 1988. 3. В школе Глоба - мистическая планета высшего порядка, "Мать мира", олицетворяющая раскрытие тайн природы, человека и Космоса, особ. у женщин, которым И. дает возможность "пробуждения". Символ - ИЗУМРУД: см. смарагд. ИНКАРНАЦИЯ: см. воплощение. ИНГРЕССИЯ (от лат. in-gredior, "входить"): "вхождение", момент пересечения планетой границы знака или дома. В астрологии - важный момент, т.к. планета при этом заметно меняет свое влияние. Отмечается в некоторых эфемеридах. ИНИЦИАЦИЯ (лат. initiatio, "посвящение"): обряд, символизирующий переход человека в иное качество - вступление в права взрослого (бармицве, конфирмация), в общину верующих (обрезание, крещение), в сословие (возведение в дворянское достоинство, постриг, прием в гильдию), в организацию (присяга, клятва) и т.д. В той или иной форме имеется у всех народов мира. Духовные ордена, ассоциации магов, разл. эзотерические школы также часто имеют свои обряды и. ИНКУБ (лат. incubus, от incubo - "лежать сверху"): у др. римлян - демон ночных кошмаров, в средние века - демон, принимающий вид мужчины и соблазняющий женщин. Ср. суккуб. ИНКУБАЦИЯ: см. онейрология. ИХТИОМАНТИЯ (от др.-греч. ichtys - "рыба"): древнее гадание по форме и состоянию внутренностей рыб, см. иеромантия. И ЦЗИН (I Qing, I Ching, I Ging, "Книга перемен"): гадательная книга древнего Китая, созд. в VIII - VII вв. до н.э. и вошедшая в конфуцианский канон. В этой книге "с наибольшей силой проявилась идея древних о глубокой взаимосвязи природы и человека. В этом литературном памятнике содержатся мысли о времени и вечном изменении, о том, что три великие потенции - небо, человек и земля - находятся в состоянии непрерывного развития и изменения" (Федоренко Н. Древние памятники китайской литературы. М., 1978). Текст и комментарий к 64 гексаграммам (см.) представляет собой гармоничную и совершенную систему ритуального гадания. Все явления и события интерпретируются как результат взаимодействия двух начал, ян и инь. Подробнее см., напр.: I Ging. Das Buch der Wandlungen. Uebers. und Komment. v. Richard Wilhelm. E. Diederichs Verlag, Muenchen 1988; Шуцкий Ю.К. Китайская классическая "Книга перемен". М., 1960; Масленников В. Загадки "Книги перемен". "Наука и религия", N 4-5/1990.