Ажажа В.Г. Неопознанные летающие объекты: новые подходы I. Уфология. Под этим термином сегодня понимается комплексное научное направление, охватывающее проблематику, называемую "неопознанные летающие объекты". Трудности становления этой проблематики в на- учном мире известны-это и отсутствие устойчивой научной парадиг- мы, и рабочей гипотезы, и экспериментальная невоспроизводимость, и вариабельность объекта исследования и многое другое. Как известно, любая наука должна развиваться на фундамен- тальных основаниях. Сегодня кроме оставленных нам диалектическим материализмом истин, составлявших пъедестал любой научной дисцип- лины, полезно учитывать и некоторые концепции, способствующие продвижению и в области уфологии. Первое. Это развитие представлений о материальности мира. Уфологическая практика заставляет полагать, что материален не только мир вещей, но разновидностями Материи являются также Энер- гия, Информация, Разум и Время. Такой подход вынуждает по-новому оценить сложившиеся приоритеты. Еще Ф.Энгельс полагал, что Разум, затухая на одном небесном теле, неизбежно возрождается на другом. В этом пастулате заложена не только идея перманентного существо- вания и распространения Разума в Космосе, но и мысль о том, что Разум(сознание) всегда присутствовал во Вселенной наряду с Мате- рией и неизвестно, что из них первично, а что вторично. Даже мы с вами, доморощенные философы несравнимо более низкого ранга, воспитанные на ленинской теории отражения, понима- ем сегодня, что искра разума может привести в движение массив ма- терии, а искусственно сконструированная в голове идея, не диктуе- мая бытием, природой, может изуродовать это самое бытие. Второе. Это концепция о многомерности мира и недоступности для нас предела его мерности. Об этом убедительно говорят в своих работах ветеран Советской уфологии москвич Ю.А.Фомин и особенно кроснодарец Е.В.Порфирьев. Мир представляется как качественно-ко- личественная бесконечность бесконечностей материальноразумной ре- альности. Это интегрально распространяется как на Иерархию форм разума во Вселенной, где нам, трехмерным, по-видимому, в силу ог- раниченных возможностей восприятия отведен один из нижних уровней, так и на неисчерпаемость энергоиниформационных "разумных", а, мо- жет быть, и каких-то иных связей. Кстати, такой подход дает воз- можность допустить существование Сверхматериально разумного. Отсюда вытекает, что Вселенная представляет собой единое взаимосвязанное целое, где возможны быстрые переходы из одного плана в другой с использованием высших измерений, а также сущест- вование параллельных и взаимопроникающих миров. Третье-это постижение сути Времени и обращение к исследова- ниям А.Козырева и А.Вейника. Вырисовывается, что время-это физичес- кий фактор, обладающий свойствами, которые позволяют ему активно участвовать во всех природных процессах, обеспечивая причинно-след- ственную связь явлений. Время не распространяется во Вселенной, как свет, а присутствует в ней постоянно, а это означает, что его взаи- модействие с процессами и объектами происходит мгновенно. Говоря проще, используя свойство времени, можно получать информацию из лю- бой точки Вселенной или передавать ее в любую точку. Козырев А. ут- верждает, что звезды живут, излучают тепло и свет не за счет своих запасов, а за счет прихода энергии извне. Энергия эта-время. И, наконец, четвертое. Это идея о существовании внеклеточ- ных информационных структур, которая вытекает из нашего первого постулата об информации, как одной из форм существования материи. Ю.А.Фомин, в частности, показал, что кроме биологической структуры человек(особь) обладает и так называемой информационно- распорядительной структурой(ИРС), существование которой угадыва- лось под условным наименованием "душа". ИРС содержит огромный объ- ем информации; накапливает информацию при жизни особи и сохраняет ее после смерти; выполняет распорядительные функции, необходимые для формирования и функционирования живого организма; получает информацию о состоянии организма, его деятельности и взаимодейст- вии с окружающей средой; обладает способностью обмениваться ин- формацией с другими биологическими структурами и их информацион- ными комплексами, как при жизни, так и после смерти; выполняет все связи вне зависимости от расстояний. Биологическая структура(БС) не может функционировать без ИРС. При нарушении связи между ИРС и БС последняя погибает и рас- падается(смерть), а ИРС продолжает существовать, сохраняя весь комплекс информации и программ и, подчеркиваю, самосознание. По- этому смерть следует рассматривать не как прекращение существо- вания субъекта, а как переход его в новое качественное состояние. На этой основе объясняется телепатия-передача информации на расстояние без применения технических средств. Она рассматрива- ется как контакт ИРС на высшем уровне, что исключает зависимость от возможного экранирования и расстояний. Разновидностями теле- патии являются экстрасенсорные диагностика и лечение, телевизи- онные сеансы экстрасенсорного лечения, а также спиритизм. Под этим понятием предполагается общение одного человека или группы людей с каким-то духом или духами с помощью блюдца, планшентки, маятника, рамки или без них. Таковы некоторые концепции, учет которых, на наш взгляд, способствовал бы развитию уфологии. Нет сомнения, что элементы приведенных идей или близкие к ним рассуждения высказывались в разные времена различными авторами с использованием другой тер- минологии и понятийного аппарата. Упомянуть всех всех в корот- ком докладе невозможно. Во всяком случае изложенное можно рас- сматривать как попытку формирования нового естественно-научно- го подхода к уфологии. Ну а что же сама уфология ?-Несмотря на сотни тысяч заре- гистрированных случаев появления НЛО, сегодня мы не можем конс- татировать, что сбор и обобщение фактов привели к переходу ко- личества в качество. И сегодня наши знания о генезисе НЛО, мо- тивации их действий практически не пополнились. Почему ? Можно, конечно, уповать на отказ официальной науки серьезно заниматься этим явлением или говорить о засекречивании информации, чтобы она не волновала широкую общественность. Но здесь, видимо, надо искать более глубокие причины. Одна из них, по терминологии Ж.Валле-это многоликость объекта(его вариабельность, полиморфизм). Описание НЛО показы- вают, что мы имеем дело с широким спектром явлений, по-видимому, самого различного происхождения. Отсюда-представляющиеся беспо- лезными попытки классификации НЛО без понимания существа этих явлений. Внешнее сходство здесь не может выступать критерием. Во-вторых, если допустить, что какая-то часть НЛО есть проявление деятельности инопланетных цивилизаций, то мы неиз- бежно столкнемся с качественно новыми категориями, требующими нового миропонимания. Не познав их мы вряд ли разберемся в при- роде непонятного явления. К сожалению, многие работы на уфологическую тему не выво- дят нас за рамки вчерашних, скажем так, знаний и представлений. Это касается не только технических, но и других аспектов пробле- мы НЛО. Расхожая концепция обычно сводится к следующему. Некая инопланетная цивилизация(цивилизации) достигнув превосходящего наш уровень развития, посылает на Землю обитаемый космический корабль(корабли) или зонды для автоматического сбора информации. Прямые контакты с нами заказаны до момента нашего "повзросле- ния". Отдельным землянам все же "выпадает счастье" вступить в личный контакт с пришельцами(контакт третьего рода) или спири- тическим путем. Совершенные корабли пришельцев все же имеют мно- го общего с земной техникой, нуждаются в профилактике и ремонте и даже подвержены авариям. Такая концепция представляется логичной и понятной. Она не противоречит нашему миропониманию и, главное, объясняет яв- ление НЛО. Как говорит в работе "Анатомия чудес" Ю.А.Фомин:"От- рицать возможность такой концепции пока нет оснований, но и для ее утверждения явно недостает фактов. Она строится на спекуля- тивных предположениях, не подтверждающихся объективными данны- ми. Мир, в котором мы живем, значительно сложнее, чем мы пред- полагаем, и происходящее в нем далеко не всегда соответствует нашим логическим представлениям". В то же время, гипотеза о многомерности пространства и времени, предполагающая возможность существования параллельных миров, реальность осуществления связи с ними, снимает вопрос о расстояниях и времени перемещения на дальние расстояния и в корне изменяет все наше миропонимание. Признание существования ИРС живых организмов и возможности осуществления контактов меж- ду особями для получения и обмена информацией также существенно изменяет представление о возможных формах и целях контактов. И, наконец, еще раз возникает вопрос о правомерности ис- пользования понятий "инопланетная цивилизация","инопланетянин". При относительности расстояний и реальности существова- ния параллельных миров, взаимопроникающих и пронизывающих миров такие понятия теряют свой первоначальный смысл и превращается в абсурд. Можно также полагать, что часть случаев, которые мы отно- сим к НЛО, являются неизвестными нам формами проявления ИРС. По- ка об этих образованиях мы знаем недостаточно. Завершая эту часть сообщения, хочу обратить внимание еще на два обстоятельства. Формируя уфологическую парадигму, некоторые иссследовате- ли теряют самое уфологию как научную дисциплину в потоке обще- философских, экологических и социальных проблем. Известны попыт- ки представить уфологию в качестве универсальной панацеи для че- ловечества. Это неверно. Не умаляя значения уфологии как науки не нужно забывать, что главное в ней-комплексное раскрытие всех сущностей феномена НЛО и его влияния на человеческую деятель- ность. Наблюдается смешение научных подходов с религиозными. В данном случае одна загадка(НЛО) заменяется другой(богом). Мож- но использовать исторические церковные документы, но предавать науку во имя слепой веры недопустимо. И небольшая ремарка о соотношении уфологии и эниологии- науки об энергоинформационном обмене. На наш взгляд здесь все очень просто: уфология должна использовать методы и достижения эниологии наряду с методами и достижениями других наук(физики, философии, биологии и т.д.). В последнее время в уфологию мощным клином стал вторгать- ся спиритизм-мысленное, т.е. телепатическое общение с неизвест- ным корреспондентом или контрагентом. Зачастую люди, то есть спириты, безгранично доверяют получаемой информации, теряют спо- собность к самостоятельности и, выполняя советы контрагентов, поневоле превращаются в биороботов. Были случаи, когда такое по- ведение приводило к трагедиям, вплоть до гибели спирита. Иногда сеанс дополнялся зрительными образами и даже полтергейстом. Полученная информация иногда носит наукообразный характер и может трактоваться по-разному, содержит множество намеков и недомолвок, исключающих возможность проверки. Там, где проверка все-таки удавалась, выяснилось, что у разных спиритов, контакти- ровавших с одним и тем же источником, сообщенные им концепции, как правило, противоречили друг другу. В большинстве случаев пос- тупает либо известная людям информация, либо непроверяемая, либо дезинформация. Только 5-10 % телепатической информации подтверж- дается. Поэтому такой способ не может рассматриваться как источ- ник информации. Можно предположить, что контрагентами выступают ИРС умер- ших людей, активизирующиеся за счет энергии, заимствованной у лю- дей, участвующих в сеансе связи. Любопытно, что в XIX веке в России контрагентами в спири- тических сеансах выступали души умерших или кто-либо из семейства Дьявола. Инопланетяне и космический разум не фигурировали. Все это возникло с началом космической эры и наиболее ярко отразилось в книгах Г.Адамского, установившего, по его утверждению, постоян- ные контакты с инопланетянами. Спиритические контакты продолжаются и в наше время. Напри- мер, бюллетень "М-ский треугольник" специализируется, в основном, на публикации спиритической информации. Как указывает Ю.А.Фомин информация "М-ского треугольника" противоречит материалам другой спиритической группы, изложенная в брошюре М.Ельцина и Н.Лебедева "Смерть пилотов НЛО". Иногда у спиритов, попавших в полную зависимость от конт- рагентов, и находящихся в постоянном контакте, создается уверен- ность, что они являются посланцами другого мира или инопланетяна- ми, а их тело - это временная оболочка, позволяющая общаться с землянами.Наверное к этому разряду можно отнести и Мзию Левашову, и безусловно, итальянца Еуженио Сирагуза, которого уфоманы Аппе- нинского полуострова канонизировали еще при жизни. И еще к тому же. По статистике "Союзуфоцентра" выявляется интересная тенденция: способность к спиритизму у многих переходит по наследству. Следует ли включать в уфологию спиритизм? Только, как го- ворят бюрократы, в части касающейся с учетом выше изложенного. Для продвижения вперед в уфологии не хватает традиционных знаний и методов, поэтому обращение к нетрадиционным способам по- знания можно рассматривать как необходимость. Но здесь возникает проблема доказательности, на которой зиждется наука. Многоликость проявлений НЛО велика. В первую очередь нас должно интересовать воздействие их на людей, выявление факторов, провоцирующих его отрицательные эффекты. Надо принять во внимание результаты Ж.Вале по радиационному воздействию НЛО на туземцев в Южной Америке, оставление узоров на коже (случаи в Средней Азии и Прибалтике), поражение зрения, многочисленные случаи вивисекции и, наконец,попытки похищения и сами похищения людей без возврата. А вот новые данные другого плана. В Японии мне передали видеофильм, о наблюдении НЛО на Луне, снятый через восьмисоткрат- ный телескоп. Объекты размерами до 20 км летели над Луной со ско- ростью около 200 км/сек. II. Медико-психологическое обследование контактантов Медико-психологическое обследование контактантов- это ре- зультат работы сотрудников медико-психологического отдела "Союз- уфоцентра" во главе с доктором мед. наук Р.В.Рожанцом, включающе- го врачей-психотерапевтов и психиатров, а так же медицинских пси- хологов, в задачу которых входила охрана психического здоровья контактантов и их медико-психологическая реабилитация. То есть, мы хотели бы обратить Ваше внимание на личность самих контактан- тов, на их личностные особенности, их психологический статус и и состояние их психического здоровья. Тем более, что в доступной нам литературе, во всяком случае в нашей стране, мы не встретили аналогичных работ по данной проблеме. Вся популяция контактантов может быть типологически разде- лена на 3 группы: здоровые неакцентрированные личности, здоровые акцентированные личности и "проблемные". Это континуум, из одной группы люди могут мигрировать в другую в зависимости от микросо- циальных условий, влияния среды, но внутри каждой группы сущест- вует классификация, на которой за неимением времени останавлива- ться не будем. Хотелось бы обратить внимание, что группа "проблемные" вовсе не означает, что все они душевнобольные. Эта группа включа- ет в себя и пограничные нервно-психические расстройства /психопа- тий, неврозы/, относящиеся не к "большой" психиатрии /психозов/, а к так называемой "малой психиатрии". Было проведено клиническое и экспериментально-психологи- ческое исследование 106 контактантов, обратившихся в "Союзуфо- центр", из них 56 человек были обследованы только клинически, а 50 человек - комплексно, клинически и с применением батареи, ком- плекса объективных психологических методик. Следует сказать, что обследование в секторе контактантов - это довольно трудоемкий процесс. Клиническое обследование проводили независимо друг от друга, как правило, два врача-психотерапевта /как независимые эксперты, случаев несовпадения диагностики не было/. Время обсле- дования /комплексного/ каждого контактера в среднем 3-4 часа. Был использован следующий набор тестовых психологических методик /что такое объективность?/: 1. Методика многостороннего исследования личности - русский моди- фицированный и нестандартизованный вариант американского теста ММPI, предназначенный для исследования как нормальной, так и па- тологической личности, а так же актуального психического состоя- ния - этот психодиагностический тест количественно оценивает пси- хическое состояние, но не диагносцирует болезни. 2. Методика "16 личностных факторов" - модификация теста "16 PI" - Р.Кэттэлла для выявления ведущих личностных характеристик, де- терминирующих поведение. 3. Методика "Прогрессивные матрицы" Равена для оценки интеллекту- альных функций, количественного определения способности человека к обучаемости, анализу, синтезу, абстрагированию. Предварительная клиническая характеристика обследованных: Здоровые-неакцентированные личности - не выявленно Здоровые акцентированные личности - 4 человека "Проблемные" - 102 человека, из них: шизофрения - 47 человек из них парафренный этап параноидной шизофрении 16, периодические формы - 9, дефектное состояние с выраженными дефицитарными расст- ройствами - 10, дифференциально-диагностическими сомнениями о фо- рме хронического душевного состояния - 10 человек; психопатии - 40 человек, из них параноидные формы - 24, истерические - 12, гипертимные - 6 чело- век; интеллектуальная недостаточность - 5 человек /"индуцирова- ный бред"/; органические поражения ЦНС - 80 человек /церебральный ате- росклероз, последствия травмы головы с потерей сознания и т.п./; циклотимия - /маниакальная фаза/ - 2 человека. В этих случаях больным была предложена альтернативная по- мощь /особенно, если речь шла о защите от отрицательного влияния космических сил/: терапия психотропными препаратами и их сочета- ниями. Более половины обследованных проявили готовность продол- жать контакты с врачом и принимать лекарства /иногородние!/. То есть, эта часть контактантов и работа с ними может рассматрива- ться как альтернативный вариант, уфологический вариант психонев- рологического диспансера. Сама по себе гуманная цель, это позво- ляет больным не обращаться к официальным психиатрам с вытекающими отсюда для них возможными последствиями. Психологические особенности контактантов усредненный про- филь личности контактантов, полученный с помощью психологических тестовых методик, характеризуется: склонностью контактантов к фо- рмированию своеобразных, необычных концепций, суждений, умозаклю- чений, носящих сверхценный характер и мало поддающихся коррекции, в сочетании с нарушением социальной адаптации, импульсивностью, взрывчатостью. Замкнутость, избирательная общительность этих лю- дей причудливо и парадоксально сочетаются с демонстративностью, артистизмом, богатством воображения и широкими контактами, нося- щими формальный характер и лишенных адекватной эмоциональной ок- раски и глубины. Высокая способность к абстрагированию сочетается у этих лиц с эмоциональной выразительностью, пессимистической оценкой перспективы. Богатое творческое воображение,субъективизм, стремление следовать за своими мыслями, куда бы они их ни заводи- ли. В целом для группы контактантов высокий социальный и волевой контроль поведения, дисциплина эмоций и общего поведения, прояв- ление заботы о своей социальной репутации и реноме. Анализируя полученные результаты, хотелось бы предостеречь от всевозможной дискредитации уфологических исследований группой больных людей,на которых нередко ссылаются наши средства массовой информации, некритично используя их, в том числе и бредовые выс- казывания. Это серьезные вопросы этики. Представляется продолжить научно-исследовательскую работу по медико-психологическим аспек- там уфологии, особенно, в отношении лиц, где речь не идет о кли- нических случаях душевных заболеваний, /особенно же далеко зашед- ших/, сосредоточив научное исследование на здоровых или лицах с пограничными функциональными расстройствами. Представляется, что полученные результаты нецелесообразно, особенно в их клинической части, публиковать в научно-популярных изданиях.