ПРИМЕЧАНИЯ 1. Калачакра (санскр. букв. "Колесо времени": кала - время, чакра - колесо, круг) - название одной из пяти систем, вклю- ченных в Ануттара-йога-тантру. По преданию, учение Калачакра возникло в мифическом государстве Шамбхала и в XI в. проникло в Тибет благодаря пандите Соманатхе. Тибетский термин DUS-'KHOR (DUS-кала, 'КНОR-чакра) наглядно иллюстрирует типич- ный пример калькирования - распространенного в тибетской пере- водческой традиции способа заимствования ичоязычных сложных слов не путем фонетической адаптации, а буквального перевода их частей. Время возникновения Кала-чакры тибетская хронологи- ческая традиция относит к 878 г. до н. э. (год Воды - Овцы) и связывает с проповедью этой доктрины Буддой Шакьямуни царю Шамбхалы Чандрабхадре. Эта дата очень важна, поскольку являет- ся базовой в системе летоисчисления, закрепившейся в трудах известных тибетских историков и астрономов. Она определила другую, не менее важную датировку - отнесение времени жизни Будды Шакьямуни к 915 - 834 (835) гг. до н. э. Все эти даты необходимо учитыватъ, сталкиваясь с хронологическими привязка- ми к ним других событий, имевших место до 1027 г., когда был введён шестидесятилетний цикл времяисчисления (см. прим. 4). 2. Ташилхунпо (Ташилумпо) или "Гора счастья" (BKRA-SHIS- -LHUN-PO) - название большого монастыря близ Шигадзе (Зап. Ти- бет), где находится резиденция панчен-ламы (или Таши-ламы). Последний считается инкарнацией на земле будды Амитабхи, и по- тому его духовный ранг выше, чем у далай-ламы (живого воплоще- ния бодхисаттвы Авалокитешвары). Монастырь основан в 1447 г. Гендун-дубом (1391 - 1474). Гумбум (Кумбум), "сто тысяч (божественных) изображений" (SKU-'ВUМ) - название местности в районе Амдо (Вост. Тибет), где родился известный тибетский религиозный реформатор Цзонха- ва. Так сокращенно называют и монастырь Гумбум Чжамбалин (SKU-'ВUМ BYAMSРА-GLING), т. е. "мир Майтрейи со ста тысячами изображений", основанный ок. 1600 г. при правлении Третьего далай-ламы вокруг субургана, по преданию воздвигнутого матерью Цзонхавы в нач. XV в. на том самом месте, где в 1357 г. родил- ся Цзонхава ("была пролита кровь от его пупка"). Монастыри в Тибете представляли собой автономные учрежде- ния. Их храмы не являлись приходскими для окрестных жителей, а находились толъко в пользовании монахов. Миряне для религиоз- ных отправлений имели свой алтарь или молитвенное колесо. Большей частью храмы монастырей являлись учебными заведениями. Монастыри, владеющие землей, как правило, ее не обрабатыва- ли, а сдавали в аренду, получая при этом определенный процент от урожая. Наряду с большими монастырями, насчитывавшими де- сятки тысяч монахов, существовали и монастыри (гомпы), предс- тавлявшие собой небольшие постройки, в которых проживало нес- колько человек. Несмотря на свою автономность, монастыри всег- да являлись в стране реальной политической силой. Так, в 1959 г. в Тибете насчитывалось 2700 монастырей, более 10 % населе- ния в стране были монахи. Чем обернулась для "Заповедника буддизма" культурная рево- люция, читатель может себе представлять по тому лишь факту, что к 1980 г., благодаря уже новому (веротерпимому) правитель- ству, в стране действовало или находилось в стадии реставрации всего лишь 75 (!) монастырей. 3. Эзотерическия (или внутренняя, скрытая, тайная) часть докт- рины Калачакра передавалась непосредственно от наставника к ученику. Внешнюю же, открытую (экзотерическую) часть учения представляет многочисленная комментаторская литература, пред- назначавшаяся как для пропаганды самой доктрины, так и для распространения среди верующих поверхностных знаний и рекомен- даций в ритуально-обрядовой практике. 4. Шестидесятилетний цикл, рабчжун (RАВ-ВYUNG) - летоисчисле- ние, начавшееся в Тибете в 1027 г. (год Огня - Зайца, когда по преданию в Шамбхале на престол вступил кулика-император по имени Сурья). Рабчжун представляет собой пятикратное повторение двенадца- тилетнего цикла, символически названного именаи животных, поо- чередно сочетающимися с пятью стихиями-первоэлементами в сле- дующей последовательности: г================T========================================¬ ¦ ¦ Первоэлемент-стихия ¦ ¦ Зодиакальный +--------T-------T-------T------T--------¦ ¦ знак ¦ Огонь ¦ Земля ¦ Железо¦ Вода ¦Дерево ¦ ¦ ¦ ME ¦ SA ¦ LCAGS¦ CHU ¦ SHING ¦ ¦----------------+--------+-------+-------+------+--------¦ ¦ Заяц YOS ¦ 1 ¦ 13 ¦ 25 ¦ 37 ¦ 49 ¦ ¦ Дракон 'BRUG ¦ 50 ¦ 2 ¦ 14 ¦ 26 ¦ 38 ¦ ¦ Змея SPRUL ¦ 51 ¦ 3 ¦ 15 ¦ 27 ¦ 39 ¦ ¦ Лошадь RTA ¦ 40 ¦ 52 ¦ 4 ¦ 16 ¦ 28 ¦ ¦ Овца LUG ¦ 41 ¦ 53 ¦ 5 ¦ 17 ¦ 29 ¦ ¦ Обезьяна SPREU ¦ 30 ¦ 42 ¦ 54 ¦ 6 ¦ 18 ¦ ¦ Птица BYA ¦ 31 ¦ 43 ¦ 55 ¦ 7 ¦ 19 ¦ ¦ Собака KHYI ¦ 20 ¦ 32 ¦ 44 ¦ 56 ¦ 8 ¦ ¦ Свинья PHAG ¦ 21 ¦ 33 ¦ 45 ¦ 57 ¦ 9 ¦ ¦ Мышь BYI ¦ 10 ¦ 22 ¦ 34 ¦ 46 ¦ 58 ¦ ¦ Бык GLANG ¦ 11 ¦ 23 ¦ 35 ¦ 47 ¦ 59 ¦ ¦ Тигр STAG ¦ 60 ¦ 12 ¦ 24 ¦ 36 ¦ 48 ¦ L================¦========¦=======¦=======¦======¦========- Двенадцатеричная система этого зодиакального круга своим появлением обязана двенадцатилетнему периоду обращения Юпитера по эклиптическому поясу, который и был разделён на 12 равных отрезков - "домов" того или иного животного. Другими словами, название года определялось местонахождением Юпитера в том или ином секторе зодиакального круга эклиптики. Включение в систе- му стихий-первоэлементов - явление более позднее. Так, 1990 г. приходится на четвёртый год XVII рабчжуна, т. е. год Железа - Лошади. Имена семи дхарма-раджей Шамбхалы 878 г. до н. э. Вода-Овца - возникновение Калачакра-мула-тантры 977 - 877 Чандрабхадра (ZLABZANG) 877 - 777 Индра (LHA-DBANG) 777 - 677 Теджаваси (GZI-GRJID-CAN) 677 - 577 Чандрадатта (ZLA-BAS BYIN) 577 - 477 Девишвари (LHA-DBANG-PHYIG) 477 - 377 Вишварупа (SNA-TSHOGS GZUGS) 377 - 277 Индрата (LHA-DBANG-LDAN) Имена девятнадцати из двадцати пяти кулика-императоров Шамбхалы 277 - 177 Пратитакаика (GRAGS-PA RING-LDAN RIGS) 177 - 77 Пундарика (PADMA-DKAR) 77 - 23 н.э. Бхадра (BZANG-PO) 23 - 123 Виджетри (RNAM-RGYAL) 123 - 223 Сумитра (BSHES-PA-GNYEN BZANG-PO) 223 - 323 Ратнамудра (RIN-CHEN PHYAG) 323 - 423 Вишнугупта (KHYAB-'JUG SPAS-PA) 423 - 523 Cурьякирти (NYI-MA GRAGS) 523 - 623 Парибхадра (SHIN-TU BZANG) 624 - 806 Самудравиджая (RGYA-'MTSHO RNAM-RGYAL) 806 -1027 Дурджая (RGYAL-DK'A) 1027-1127 Сурья (NYI-MA) 1127-1227 Вишварупа (SNA-TSOGS-GZUNGS) 1227-1327 Чандрапрабха (ZLA-BA'I 'OD) 1327-1427 Ананта (MTH'A-YAS) 1427-1527 Бхумипала (SA-SKYONG) 1527-1627 Шрипала (DPAL-SKYONG) 1627-1727 Сингхавикрама (SENG-GE RNAM-RAR GNON) 1727- ? Махабала (STOBS-PO-CHE) Даты приведены по вычислениям Р. Е. Пубаева (см. Пубаев Р. Е. "Пагсам-чжосан" - памятник тибетской историграфии XVIII века. М., 1981, с. 89-90.