со стр. 20 (3-й абзац) по стр 26 карандашом усл обозн # - центрир. и т.п. + - нераздел. пробел $ - номер ' - ударение Париж, "центр искусства", манил к себе возможностью знакомства с искусством разных стран, возможностью работать в художественных мастерских, и осенью 190+года Рерих уезжает во Францию. В Париже он посещает музеи, выставки, художественные салоны, мастерские, знакомится с новейшими течениями искусства. Многое ему здесь нравится--произведения Бенара, Латуша, Л.+Симона, Сегантини. Особенно сильное впечатление произвели на него работы Пюви де Шаванна с их мягким, красивым колоритом, упрощенностью форм, лаконизмом рисунка. Многое вызвало и отрицательную оценку. В письме к своей будущей жене художник отмечал: "...нынешние декадентские без содержания картины начинают надоедать".<$FРукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/333.> Но основным в Париже стала учеба. Следуя настоятельным советам своих старших товарищей о продолжении художественного образования, Рерих поступает в мастерскую Кормона, автора известных исторических картин. Рерих шел к Кормону "со страхом великим", ибо ему говорили, "что он человек прямой и ни перед каким резким суждением не останавливается".<$FРукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/212, л.+2.> Однако отношения сразу же сложились самые искренние и сердечные. Еще в 1898+году Рерих писал в статье "Наши художественные дела" о художнике, уезжающем учиться за границу: "...бежит неведомо куда, окунается в чуждое ему море, не учится... а старается совсем перекроить себя на чужой лад, надеть платье с чужого плеча и, после целого ряда лет, возвращается обратно подстриженный, нивелированный, от своих отставший и к другим тощей бечевкой привязанный".<$FР.+Изгой+[Н.+Рерих]. Наши художественные дела. "Искусство и художественная промышленность", 1898, $+1-2, стр.+118.> Среди многих иностранных художников, занимавшихся у Кормона и слепо подражавших всему "западному", Рерих при первом же знакомстве поразил мастера глубоко национальным характером творчества, готовностью разумно совершенствовать свой талант. "Оригинально! Характерно! Курьезно! Хорошо идет!..--восклицал Кормон, просматривая вместе с окружающими его учениками работы Рериха.--Он чувствует характер страны своей! У него особая точка зрения". А при посещении Кормон говорил Рериху: "Не правда ли, в Вас много своеобразного... и Вы должны сохранить это. Работайте и приносите мне по воскресеньям".<$FРукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/212, л.+2.> Под руководством Кормона Рерих очень много работает. Кормон бережно относится к таланту своего ученика, всячески охраняя его самобытность. Будучи сам великолепным рисовальщиком, он многое дал ему в области рисунка. Натурные рисунки этого периода--"Человек с рогом", "Натурщик", "Черепа", "Идолы" и другие--сделаны уверенной, профессиональной рукой. Они исполнены в манере, которая отныне становится характерной для художника--в них свободная, обобщенная линия, четкий, исключающий дробную детализацию контур. Наряду с выполнением этих штудий Рерих продолжает работать над серией "Начало Руси. Славяне" и создает такие замечательные картины, как "Идолы"+(1901) и "Заморские гости"+(1901). Еще до отъезда за границу воображение художника волновали идолы--деревянные изображения древних языческих божеств. Он увидел их у Стасова и одного из них получил в подарок. Эти идолы невольно связались в его представлении с лесными курганами бывшего Царскосельского уезда, при раскопках которых ему удавалось обнаружить только обильный уголь и золу. Про эти места Рерих неоднократно слышал к народе смутные придания о том, что здесь "Что-то было", что сюда в далекие времена приходили молиться. Эти народные предания, виды холмов, знание древних языческих обычаев, археологические материалы навели на мысль о создании картины "Идолы". В самом центре картины--высокий холм. Яркой синей лентой извивается вокруг него быстрая речка с плывущими по ней краснопарусными ладьями. Спуски к реке крутые, неприступные. На этом холме, защищенном со всех сторон самой природой,--древнее языческое капище, место, где люди собирались молиться и приносили жертвы богам. Посреди капища возвышается самый большой идол, главное языческое божество; вокруг него--более мелкие. Они украшены яркими затейливыми орнаментами и резьбой. Пришедший сюда могучий седовласый старец пытливо, озабоченно смотрит вдаль. Священное место окружено плотным частоколом из бревен. Концы бревен обтесаны. На них черепа животных, принесенных богам в жертву. Великолепно найденная кольцевая композиция, строгий ритм вертикалей, выисканность силуэтов, четкость обобщающей линии рисунка дают произведению монолитное звучание. Этому вторит и певучий несдержанный колорит, построенный на сопоставлении больших цветовых планов: темной земли и частокола, белой холщевой рубашки и черепов, сини реки, ярких орнаментов идолов и красных парусов. Картина производит удивительно сильное впечатление. Воедино сливаются в ней образ могучего славянина, величавое спокойствие природы, своеобразная красота капища. "Эскиз к идолам меня радует--он сильный, яркий, в нем ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение",<$FРукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/431, л.+2.>--писал художник о своем детище в процессе работы. В "Идолах" получили успешное разрешение задачи, к которым Рерих так упорно стремился,--работа в области композиции, рисунка, цвета. Особенно сложными оказались для него цветовые поиски. Облюбовав отдаленную, почти полумифическую старину, Рерих на основе научных гипотез, знания единичных предметов и их фрагментов взялся силой воображения воссоздавать исчезнувший, погребенный веками мир--мир чувств, событий, форм, красок. Это была необычайно трудная задача, и ее решение пришло не сразу. В своих ранних работах "Гонец", "Сходятся старцы", где действие происходит ночью, он осуществил только часть этой задачи--передал исторические сцены, переживания людей, общие очертания древних форм. Но Рерих представлял себе славянскую Русь необычайно яркой, красочной, "берендеевской" и мечтал со временем показать ее такой на своих полотнах. Уже в более раннем произведении, также исполненном за границей в 1900+году,--"Красные паруса" ("Поход Владимира на Корсунь")--была сделана первая робкая попытка подобного решения. В "Идолах"--новый значительный шаг на пути к овладению цветом. В Париже было выполнено два варианта картины: один сдержанный, мягкий в тоне, другой более интенсивный. Красота, яркость, звучность языческой Руси раскрылись в полную силу в картине "Заморские гости". Глубока, по-весеннему студена подернутая рябью синь реки. Весело плывут по ней нарядные расписные ладьи с пестрыми парусами. Вдоль бортов повешены красные, зеленые, желтые, синие щиты. Лихо поднялись носовые части, завершающиеся головами драконов. Их яркая раскраска горит на солнце. Низко над водой реют ослепительно белые чайки. Длинным рядом идут ладьи. На первой у борта--два воина. С интересом смотрят они на незнакомые славянские берега, на маленький укрепленный городок на холме. Далек и опасен путь варягов. По "великому водному пути" плывут они в Царьград на торг и службу. Свежестью, радостью, праздничностью чарует эта картина. Она переносит в древний, овеянный красотой и романтикой мир сильных, смелых людей, воскрешает в памяти многие любимые сказки детства. Высокопоэтический строй картины, ее красочная нарядность вытекают из необычной трактовки исторической темы, новой стилизованной манеры письма, к которой художник обратился в своем творчестве. В каждом из нас с ранних лет живет особое знание старины, которое складывается в свете народных сказок, легенд, памятников древней литературы и искусства. Несмотря на элементы художественного вымысла в них, они дают нам общее, истинное в основе совей представление о далекой эпохе. Рерих, работая над "Заморскими гостями", обратился к народному искусству, неисчерпаемому источнику творчества, который был ему подсказан произведениями В.+Васнецова и на который его усиленно направлял Стасов. В основе картины лежит не только исторический факт, знание материальной культуры, но и очень тонкая, искусная интерпретация образа синего моря с яркими расписными ладьями, известного нам по различным памятникам народного творчества. Историзм в картине дополнился красотой, восходящей к народному искусству, и это выразилось прежде всего в стилизованной манере письма. Декоративизм, интенсивность цвета, упрощенность рисунка оказались здесь необходимыми для передачи особенного поэтического оказались здесь необходимыми для передачи особенного поэтического колорита отдаленной эпохи. На связь картины с народным искусством указывалось и в каталоге персональной выставки художника в 1903+году, где это произведение было названо "Заморские гости. Народная картинка". Рерих при работе над "Заморскими гостями", естественно, опирался на традиции В.+Васнецова. Однако он значительно смелее, чем Васнецов, использовал элементы стиля народного искусства, и это открыло перед ним богатейшие возможности для создания новых эстетических ценностей. Художник проявил уже в этой ранней картине удивительный дар воскрешать родную старину в том свете, в каком она живет в течение многих веков в сознании народа. Тем самым он смог глубоко затронуть чувства и воображение зрителей. Это высокохудожественное произведение характеризует Рериха как зрелого, крупного мастера. В его великом наследии оно принадлежит к числу лучших творений. В свое время "Заморские гости" вместе с "Идолами" получили высокую оценку современников. Кормон ставил эти работы в пример своим ученикам и не раз говорил Рериху: "...а вы идете своим путем. Мы у вас будем учиться".<$FН.+Рерих. Слово напутственное. "Биржевые ведомости", (утр.+вып.), 1916, $15440, 14+марта.> По заказам коллекционеров было выполнено несколько повторений того и другого произведения. Помимо двух вариантов "Идолов" и "Заморских гостей", Рерих в Париже начинает картины "Предательница", "Древнерусский город", разрабатывает эскизы к двум большим панно "Княжая охота". Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с древней Русью, с думами о родине. "Из новых моих сюжетов сообщу тебе следующие,--пишет он Е.+И.+Шапошниковой.--1.+"Облачные девы"--облачные нимфы славянских поверий в диком хороводе несутся облачными формами по грозовому небу. 2.+"Ярило"--перед восходом над лесом брызнул высокий столб света, и в нем неясными очертаниями славяне видят Ярило. 3.+"Скифы" в засаде в степи ждут врага, лошади лежат. 4.+Татары пируют на телах русских при Калке (одно место из Игоря--половецкие мотивы)".<$FРукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/205, л.+3.> Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по России. Письма Рериха к Елене Ивановне пронизаны мечтой о скорейшем возвращении, о продолжении работы у себя на родине. И летом 1901+года художник покидает Францию. # Поиски продолжаются. По возвращению в Россию Рерих еще больше углубляется в изучение родной старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений. Одной из интереснейших работ этого времени стала картина "Зловещие"+(1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Узкой полосой тянется каменистый берег. Низко нависло хмурое небо. Тяжело вздымаются волны. В этом мрачном безлюдном мире царствуют вороны. Неподвижно, настороженно сидят они на огромных камнях. Устрашающе чернеют их силуэты. Зловещее тягостное молчание идет от картины. Не сразу подошел Рерих к созданию этого глубоко захватывающего произведения. Мысль о "Зловещих" впервые зародилась у него еще в 1898+году при написании статьи "На кургане". Лейтмотивом проходит в статье тема воронов. Она связывает воедино сцены прошлого, созданные поэтическим вдохновением художника и легшие в основу некоторых произведений серии "Начало Руси. Славяне". "Из-под облака все видит ворон; смотрит поверх высокого тына городка, что торчит на соседнем бугре. Светлой лентой извивается быстрая речка... В речку впадает студеный ручей. Слилися они, с двух сторон охватили продолговатый холм... В редком месте природа создает такую искусную защиту! На этом холме и поставили город... на валу тын поставили из славных рудовых бревен; концы обтесали, натыкали на них черепа звериные, а то и людские на устрашение врагу!.. Видел ворон и другое! Видел, как пылал тын города, шла сеча! Грызлись и резались насмерть!.. город пал! Помнил это ворон--пировал он тут сыто. Пировал он также остатками богатой яствы, что бывала на лесных холмах, далеко от жилья, куда люди собирались молиться, приносить жертвы богам... И клады знакомы воронам!.. Видели вороны и дубы старинные, развесистые; собираются под ними окрестные люди вершить мирские дела"...<$FН.+Рерих. На кургане. Соч., кн.+I, стр.+19-21.> Образ старых воронов, очевидцев многих событий далекого прошлого, через несколько лет стал мыслиться художником как один из основных в серии. Время сохранило акварель 1901+года, которая невольно ассоциируется с отдельными сценами статьи "На кургане" и воспринимается как своеобразная иллюстрация к этому тексту. В ней изображен старинный укрепленный городок, раскинувшийся на зеленом холме у голубого озера. Невдалеке от городка на первом плане на камнях чернеет стая воронов. Примерно так же был решен и первоначальный вариант картины. Но Рерих вскоре полностью отказался от него. 1901+год, когда писалась картина, стал годом подъема революционного движения в стране. И мысли художника невольно переключаются к действительности. Он начинает думать о создании обобщенного собирательного образа, который выражал бы собою не только дух прошлого, но и современности. Когда первоначальный вариант картины был уже полностью окончен, Рерих решил его перестроить и отрезал верхнюю часть холста. Это сразу изменило замысел произведения. Исчез древнерусский город, вносивший в картину исторический колорит. Центр композиции заняли в'ороны. Многие часы до полного изнеможения простаивал художник перед оставшимся фрагментом и переписывал его.<$FО напряженной работе над картиной Рерих сообщает в одном из писем е.+Рерих. Рукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/209, л.+2.> Он делает более компактными группы птиц, изменяет характеристику облика некоторых из них, усиливает напряженность поз, уточняет силуэты. Вновь был написан весь пейзаж. Вместо зелени и белизны появился серый берег с валунами, низкое хмурое небо, тяжелые свинцовые волны. Были устранены второстепенные детали, обобщены линии, дана цельная по своему звучанию колористическая гамма. В этом окончательном варианте рерих проявил большой дар обобщения, передал не только всеми зримое в природе, но сумел средствами искусства преобразовать это в значительный художественный образ. Картина переросла свой первоначальный замысел, обрела широкий философский смысл, полный таинственности, загадочности. В понятие "зловещие" русский народ издавна вложил представление о предвестниках грозных надвигающихся событий. Рерих в своей работе утвердил зловещих как существующую реальность современной действительности. Но он не конкретизировал образ и в символической форме выразил то общее чувство тревоги и настороженности, которое охватило тогда страну. Не случайно поэтому многие художники восприняли картину как некий символ эпохи, как своеобразное предсказание художником неизбежных роковых потрясений, которые ожидали Россию. В 1902+году было создано другое значительное произведение--"Город строят". От тревожных предчувствий, от "зловещих" Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопросы о судьбах народов. В далекие времена город не мыслился без крепости, строить город значило прежде всего возводить крепостные стены. Картина полна напряжения, динамизма. Высоко поднялись мощные крепостные башни. Между ними вьется крутая дорога. У фундаментов, на лесах, крышах, дороге--всюду плотники в белых холщовых рубахах. Дружно, энергично возводят они новый город, строят жилища. Белые, синие, светло-коричневые краски положены квадратными, как бы мозаичными мазками, напоминающими манеру письма Врубеля. Они вносят в картину еще большее напряжение и динамику. Гимном простым людям, труженикам и созидателям земли русской звучит это произведение. "Город строят" вызвал в свое время большие споры. Зрителей более всего удивляла самобытная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В.+Серов, настоявший на приобретении ее Третьяковской галереей. Поиски образов древней Руси, стремление к лаконизму рисунка, яркости цвета, стилизации сказались и в других произведениях этого времени: "Городок"+(1902), "Строят ладьи"+(1903), "Древняя жизнь", "Бой Александра Невского с ярлом Биргером"+(1904), "Славяне на Днепре"+(1905). Наряду с созданием значительных обобщенных образов, Рерих не забывает и о работе с натуры, которая всегда была основой его творчества. Скромные, небольшие этюды, исполненные им в 1902 и 1905+годах в Окуловке Новгородской губернии и Березке Тверской губернии,--"Озеро", "Лес", "Сосны", "Березы", "Липа", "Яблоня", "Дом в Березке"--отличаются вдумчивым, тщательным изучением природы. Большой раздел в творчестве художника этого периода составляют архитектурные этюды, выполненные в 1904--1904+годах. В мае 1903+года Николай Константинович вместе с Еленой Ивановной начал большое путешествие по России--объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная "поездка за стариной", как называл ее художник, охватила огромный район--города Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Ростов Великий, Москву, Смоленск, Вильну, Троки, Гродно, Ковно, Митаву, Ригу, Венден, Изборск, Печоры, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Валдай, Звенигород. Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих, отдаленных селах и деревнях терпеливо разыскивал старинные костюмы, предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, "его дива дивный, веками им взлелеянные".<$FН.+К.+Рерих. По старине. Соч., кн.+I, стр.+68--69.> Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. В северных районах он видит отличающиеся простотой планировки, сдержанностью декора постройки псковского Кремля и Печерского монастыря. Сказочно нарядным, богато украшенным, "цветастым" предстал перед ним ростовский Кремль. Его сменил белокаменный, орнаментированный изящной резьбой Димитриевский собор во Владимире, иллюзорно легкая, прекрасно гармонирующая с окружающим пейзажем церковь Покрова на Нерли. На высоких холмах, над Днепром возвышались неприступные могучие стены смоленского Кремля, возведенные еще при Борисе Годунове. В Ярославле Рерих изучает роспись храма Иоанна Предтечи в Толчкове, занявшую видное место в монументальной живописи. Иной мир встретил художника в западных городах--Риге, Вильне, Митаве: готические соборы с островерхими шпилями, старинные замки с тяжелыми крепостными башнями. Каждый город открывал перед Рерихом свои сокровища, каждый памятник по своей исторической значимости был достоин воспроизведения. Рерих полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий, уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Он пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Рерихом была создана большая живописная серия, насчитывающая около 90+произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. "Пантеоном нашей былой Славы", "Российскими Елисейскими Полями" назвал эти этюды один из биографов художника./45/ Работа над архитектурной серией была необычайно увлекательной и плодотворной для Рериха. Она углубила его понимание истории древней Руси, ввела в новые эпохи, дала богатейший материал для творчества. Зимой 1904+года все этюды были собраны на отдельной выставке в Школе Общества поощрения художеств под названием "Памятники русской старины". Правительство выразило пожелание приобрести их для Русского музея. Однако началась война с Японией, и окончательное решение вопроса затянулось.