со стр 4 по стр 10 (начало) карандашом + - неразд пробел & - параграф $ - номер # У истоков творчества Николай Константинович Рерих родился 27+сентября (9+октября) 1874+года в Петербурге. Род Рерихов древний, датско-норвежский, появился в России в первой половине XVIII+века. Слово "Рерих" в переводе с древнескандинавского на русский язык значит--богатый славой. Много старинных саг и преданий связано с этим родом, прославившим себя храбрыми воинами и государственными деятелями. Семья Рерихов со временем обрусела. Константин Федорович--отец будущего художника--имел большую нотариальную контору в Петербурге, был близок к Вольному экономическому обществу, занимался вопросами народного образования. Человек большой культуры, широких интересов, он дружил со многими видными людьми своего времени. Частыми гостями в доме Рерихов были выдающийся русский ученый Д.Менделеев, видный агроном Советов, профессора-монголоведы А.+Позднеев и К.+Голстунский, известный юрист и историк К.+Кавелин, художник М.+Микешин. В гостеприимной, дружной семье Рерихов всегда царила непринужденная обстановка, завязывались увлекательные разговоры и споры. Николай Рерих рос необычайно впечатлительным, любознательным, склонным к фантазиям ребенком. Вся обстановка в доме располагала к этому. Он неоднократно присутствовал при беседах об истории, литературе,, странах Востока. Его детское воображение волновали бытовавшие в семье древние скандинавские саги и предания. Увлекали рассказы К.+Голстунского, воспоминания А.+Позднева о путешествии в Монголию, уносившие мысли в далеки, загадочные страны. В мир старины и романтики еще более уводили книги. Мальчик рано начал читать. В библиотеке отца была серия детских книжек о русской истории. "От самых ранних лет, от начала грамоты,--вспоминал позже художник,--полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про изгоя Ростислава, про королеву Ингегерду, про Кукейнос--последний оплот ливонских рыцарей. Было и про ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного..."<$FН.+К.+Рерих. Листы дневника. "Октябрь", 1958, кн.+10, стр.+227.> Много сказок и старинных песен слышал Рерих от старушки Марии Ильиничны, приходившей иногда к ним в дом. В 1883+году Рерих поступает в гимназию. В первые же годы он выделяется среди своих сверстников редкой одаренностью и трудолюбием. Рерих проявляет огромный интерес к истории. В его ученической тетради за 1887--1888+годы наряду с переписанным "Плачем Ярославны", записями народных сказок есть работы на исторические темы: сочинение "Месть Олега за смерть Игоря", стихи "Ронсевальское сражение", "Поход Игоря", "Йоркское сражение".<$FРукописный отдел Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), фонд Н.+К.+Рериха, 44/41.> Любимым предметом стала и география. Эти уроки были особенно увлекательными. Опытный педагог К+Май живо, талантливо рассказывал ??? здесь и далее какие-то исправления в тексте, но их не разобрать ??? о новых землях и странах, великих путешественниках. А на праздниках устраивались "географические шествия", сопровождаемые стихами учащихся. В одном из них Рерих "изображал" реку Волгу. Но пытливый, деятельный мальчик не ограничивался знаниями, которые давала ему гимназия. Он постоянно находил для себя новые увлекательные занятия и полностью посвящал им свободное время. Особенно плодотворными были для него летние месяцы в имении отца в Изваре, невдалеке от станции Волосово. Стариной и романтикой там был полон дом самой усадьбы. Построенный еще во времена Екатерины+II, он своими острыми высокими башенками отдаленно напоминал крепостной замок. В залах стояла старинная мебель, висели копии с произведений голланских мастеров. Впечатляющей была картина с изображением Канченджанги, высочайшей вершины Гималаев, которую в дальнейшем Рериху суждено было неоднократно изображать на своих полотнах. Рериха привлекают к себе глухие дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Все в окрестностях усадьбы кажется ему необычным, таинственным, сказочным. Он бродит по лугам и полям, вместе с лесничим ходит на охоту. Природа обостряет его чувства, пробуждает творческую фантазию, настраивает на высокий поэтических лад. Сохранилось несколько описаний охот, сделанных тогда Рерихом. В них он почти не касается самой охоты, ее результатов. Основное в них--жизнь природы. Запись от 21+октября 1892+года поражает художественным видением окружающего, умением подметить и зрительно запомнить тончайшие цветовые отношения, сложнейшие эффекты освещения. "Утром какой-то не то пар, не то туман окутывает землю; небо кажется каким-то лиловато-серым. Но туман этот мало-помалу окрашивается красноватым цветом--это солнце, кровавый раскаленный шар медленно подымается из-за леса. Понемногу подбирается туман; снег, стволы деревьев, дома, все окрашивается розовым цветом, даже тени и те стали какие-то лиловато-красные. Солнце, наконец, поднялось--резкие тона смягчились".<$FТам же, фонд Н.+К.+Рерих, 44/4, л.+1.> Вдохновенны и поэтичны его заметки о ночных охотах. В них описывается сказочная темнота дремучего леса, таинственные звуки, тишина реки, запахи трав, ярко мерцающие звезды. Рано привлекли внимание Рериха курганы. Как-то в усадьбе в Изваре остановился крупный археолог Л.Ивановский. Рерих, всегда живо реагировавший на все новое для него, под впечатлением знакомства с Ивановским уже девятилетним ребенком начал раскапывать старинные захоронения в окрестностях имения своих родителей и задумываться над тайнами жизни древней Руси. Будучи в последних классах гимназии, он обратился за советами к известному археологу А.+Спицыну и нашел у него поддержку: уже в 1892+году по поручению Археологического общества Рерих производит раскопки курганов между селом Брызовым и деревней Озертицы бывшего Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии. Отчет о раскопках, написанный детским почерком, отличается большой вдумчивостью и серьезностью: в нем дано описание курганов, обнаруженных костяков, найденных старинных предметов.<$FТам же, фонд Н.+К.+Рерих, 44/48, л.+39.> Находки этих и последовавших за ними в 1893+году вторых раскопок были переданы в гимназию. К этому времени относятся и первые опыты рисования. В гимназии Рерих принимал активное участие в любительских спектаклях как актер и художник. Он сделал портрет Н.Гоголя для программы спектакля, эскизы декорация для постановки живых картин из "Страшной мести" и "Майской ночи", которые увлекли его своей фантастикой. Был исполнен также портрет директора гимназии К.+Мая. Первым, кто обратил серьезное внимание на увлечение Рериха рисованием, был художник М.+Микешин, близкий друг их семьи. Он увидел в мальчике большой талант и с 1891 года начал с ним заниматься. Рерих часто бывал у Микешина, наблюдал, как он рисовал, и упорно учился у него. В гимназические годы проявился и литературный дар юноши. С увлечением записывал он сказки и предания, которые слышал от крестьян, сам сочинял сказы и былины. В журналах "Природа и охота", "Русский охотник" публиковались его очерки, посвященные охоте. Впечатления детства--сильнейшие впечатления. С ранних лет воображение Рериха волнует своеобразный, богатый мир, овеянный красотой и романтикой: героическое прошлое родины, образы былинных русских богатырей, великолепие северной природы, загадочные страны Востока. И он сам стремится к творчеству. Уже в детстве проявились многие черты щедрого, многогранного таланта Рериха. Они во многом определили будущий жизненный и творческий путь художника. # Мечты сбываются Академия художеств, музей, сводчатые коридоры, мастерские, где когда-то учились любимые художники... Была и другая заветная мечта--изучение родной истории, проникновение в тайны далеких эпох. В 1893+году гимназия была закончена. Встал вопрос о будущем. Интерес Рериха к искусству и истории настолько окреп, что он мечтает одновременно об Академии художеств и историко-филологическом факультете Университета. Но отец думал во временем передать сыну нотариальную контору и хотел, чтобы он поступил на юридический. Пришлось пойти на компромисс. Вместо историко-филологического факультета Рерих согласился поступить на юридический. Зато получил отцовское разрешение на сдачу экзаменов и в Академию художеств. Летом он подает прошение о зачислении его на юридический факультет и усиленно готовится под руководством мозаичиста И.+Кудрина к экзамену в Академию художеств. А осенью 1893+года становится студентом Университета и Академии. Наука--и искусство, точность фактов--и полет творческой фантазии... Как различные ручейки, сливаясь, обогащают друг друга и в конечном итоге образуют могучий полноводный поток, так и эти два начала имели огромное влияние на формирование таланта Рериха. Показательный факт из биографии художника. Осенью 1894+года он мечтает о создании "Кружка начинающих художников для взаимного самообразования", или, как он кратко называл его, "Кружка самоусовершенствования". Им была проведена большая работа по сплочению студентов вокруг этой идеи, разработан устав, подготовлено организационное собрание. Устав начинался с постановки вопроса о задачах кружка: "&+1. Цель кружка--пополнять образование общее и художественное. &+2. Общее образование пополняется чтением книг по 1)+философии, 2)+истории, 3)+естествознанию, 4)+психологии, 5)+эстетике, 6)+беллетристике. Чтение происходит совместное или же для успешности занятий между членами распределяются книги для составления рефератов, которые и читаются в собрании. &+3. Художественное образование пополняется сочинением эскизов на всевозможные темы. Эскизы представляются на собрании, где и обсуждаются".<$FТам же, фонд Н.+К.+Рерих, 44/57, л.+1.> В конспекте своей речи для первого собрания кружка Рерих блестяще обосновал эти цели. Он писал о том идеале, к которому должен стремиться каждый художник: об идеале Леонардо да Винчи и Микельанджело, в гении которых органически сочетались научные и художественные познания. Свою речь он закончил призывом "протянуть друг другу руку помощи, соединиться мыслями и поработать для достижения начертанной себе цели..."<$FТам же, фонд Н.+К.+Рерих, 44/15, л.+5.> Однако, программа и цели кружка показались большинству студентов невыполнимыми, и кружок, не начав своей работы, распался. Но то, что было непосильным для рядовых студентов, Рерих со всей серьезностью и ответственностью взял на себя. Знакомых Рериха уже в те годы поражало его трудолюбие, энергия, эрудированность, его постоянная неудовлетворенность своими знаниями. И делается понятной запись в его дневнике от 18+октября 1894+года: "Еще несколько отзывов слышал о моей какой-то образованности, просто неловко становится, аж краснею по старой привычке, как подумаешь о своем невежестве".<$FТам же, фонд Н.+К.+Рерих, 44/14, л.+15.> # В мире науки Много времени Рерих уделяет занятиям в Университете. Но любимым стал не юридический, а историко-филологический факультет. Даже зачетное сочинение "Правовое положение художников древней Руси", за которое в 1898+году был выдан диплом, он взял с историческим уклоном. Для него были использованы и "Русская правда", и "Стоглав", и летописи, и акты Археологической комиссии. Рерих неоднократно мечтал о переходе на историко-филологический факультет. Эта мысль не покидает его и в канун сдачи государственных экзаменов. 21+января 1898+года он пишет отчаянное письмо профессору С.+Платонову, в котором изливает свою душу: "Простите, что даром побеспокоил Вас своими вопросами:--ибо мои добрые (а может быть и недобрые) желания держать экзамены в исторической комиссии не исполнились,--все родные, знакомые...--все восстали против такой затеи, так что мне пришлось уступить и снова вернуться к постылым правовым учебникам и наглухо набивать голову статьями".<$FРукописный отдел Государственной Публичной библиотеки им.+Салтыкова-Щедрина, архив С.+Платонова, ф.+585, оп.+II, $+1722.> Зато с каким увлечение слушал он лекции С.+Платонова, Н.+Кареева, Н.+Веселовского, Ф.+Брауна на историко-филологическом факультете. Особенно близкой стала ему археология. Русская археология в конце+XIX--начале XX+века переживает период блестящего расцвета. В это время ведутся усиленные раскопки античных памятников в Северном Причерноморье. В Средней Азии открываются восточные эллинские города. На Днепре вскрываются богатейшие скифские курганы. Перед ученым миром воскресают новые картины давно ушедших времен, редкие памятники искусства и культуры. Интенсивным стало и исследование славянских курганов, которые до тех пор были мало известны науке. Пионером в этой области по праву может быть назван Л.+Ивановский, производивший систематические раскопки на территории Древней Водской Пятины Великого Новгорода. За период с+1872 по 1891+год им были вскрыто около шести тысяч курганов. Предметы, которые были извлечены из погребений, составили богатую коллекцию. Он систематизировал их, соотнес с с древнерусскими писцовыми книгами и впервые создал на этом материале русскую курганную хронологию. Также много сделал и А.+Спицын. Ему первому по курганным находкам и летописям удалось проследить расселение древнерусских племен. Археологические исследования, проводимые в конце+XIX--начале XX+века, показали, какие ценные результаты могут дать раскопки славянских курганов по изучению истории древней Руси, прочтению рукописных памятников, пониманию старинных легенд и преданий. Рерих, еще в детстве начавший под влиянием Л.+Ивановского изучение курганов, теперь много времени отдает славянской археологии. Его увлекают неизученность, новизна материала, огромные возможности изысканий и открытий в области древнерусской истории. По рекомендациям А.+Спицына и С.+Платонова он становится членом Русского археологического общества и летние каникулярные месяцы посвящает раскопкам. В 1894+году, интересуясь культурой племен Древней Водской Пятины, Рерих осмотрел двадцать семь курганов и раскопал из них одиннадцать. В 1897+году он вскрыл неизвестный могильник при мызе Извара. Его раскопки сопровождались, как правило, большой подготовительной работой. Он тщательно изучал район, перекочевывая от деревни к деревне, всматриваясь в еле приметные бугры, насыпи, груды камней, которые напоминали бы исчезнувшие курганы. Много времени при этом Рерих уделял массовым опросам крестьян о найденных в земле старых вещах, местных обычаях, поверьях. Во время раскопок в Бологом Николай Константинович познакомился с Еленой Ивановной Шапошниковой, дочерью архитектора Шапошникова, двоюродной племянницей композитора Мусоргского, правнучкой Н.+И.+Кутузова, ???И.И.??? брата М.+И.+Кутузова. С 1901+года она стала женой Рериха, его близким другом и помощником, разделившим с ним многие творческие радости и жизненные невзгоды. Сохранившиеся отчеты Рериха о раскопках свидетельствуют о подлинно научных приемах исследования молодого историка, глубоком знании им материала, его тщательной обработке. Но в мир археологии он пришел не только как пытливый ученый, но и как живой, искренне воодушевленный поэт. Обладая большой творческой фантазией, Рерих на материале крайне скромных находок силой воображения умел создавать волнующие картины прошлого. "Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесные картины.",--писал художник в статье "На кургане".<$FН.+К.+Рерих. На кургане. Соч., кн.+I, М., 1914, стр.+14.> В этой же статье он рисует ряд ярких бытовых сцен из жизни древних славян, сложившихся в его сознании во время раскопок. Статья заканчивается выразительными словами: "Похудели тюбики красок, распухли альбомы и связки этюдов, наполнился дневник всякими заметками, описаниями раскопок, преданиями, повериями... Много всякого материала, вырастают картины, складываются образы. Пора к дому!"<$FТам же, стр.+25--26.> Много внимания Рерих уделяет археологии и после окончания Университета. Он производит раскопки, читает лекции в Археологическом институте, пишет статьи, выступает с докладами в Русском археологическом обществе, Обществе архитекторов-художников. Его научные изыскания были весьма плодотворными и давали ему богатый материал для творческой деятельности. # "Репин, Стасов... полубоги" Еще более значительными были успехи Рериха в Академии художеств. Отвоевав право стать художником, он всю страсть своей души, все свои помыслы и знания отдает искусству. С первых же дней учебы в Академии Рерих помимо общих классных заданий пробует самостоятельно работать над историческими композициями, ставя перед собой ясную цель--"пролитие света, иллюстрацию родной истории".<$FРукописный отдел ГТГ, фонд Н.+К.+Рериха, 44/14, л.+12.> Неоднократно обращается он к широкоизвестным темам и делает эскизы. Тут и "Плач Ярославны"+(1893), и "Святополк окаянный"+(1893), и образы, навеянные творчеством В.+Васнецова--"Иван царевич наезжает на убогую избушку"+(1894), "Вечер богатырства Киевского"+(1895),--и картон "Садко у морского царя"+(1895), зародившийся под впечатлением музыки Н.+Римского-Корсакова. В 1895+году началась работа по подготовке иллюстраций к сборнику литературных произведений студентов Университета, выпущенному в свет в следующем году. Рерих исполнил 24+иллюстрации к сборнику, обложку, оглавление. Большая часть иллюстраций--пейзажи. Рерих еще крайне несамостоятелен в этом жанре. Он идет не столько от натуры и собственного видения природы, сколько от существующих уже в искусстве образов. Один из листов невольно ассоциируется с украинскими ночами Куинджи, другие вызывают в памяти пейзажные заставки журналов тех лет. И это вполне понятно. Начинающему художнику необходимо было пройти через восприятие существующих традиций, сложившихся образов, чтобы найти свое. В этом же сборнике были воспроизведены и ранее исполненные работы: рисунок "Воевода" и две композиции маслом--"В греках" и "Иван царевич наезжает на убогую избушку".