со стр 77 по стр 90 карандашом усл. обозн. # - центрир. строки и т.п. + - неразделимый пробел ??? - непонятные места и другие странности в ситуации --1 надо перезаключать тире не вобычные пробелы, а в неразделимые. # ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРЫ Затянувшаяся экспедиция, создание Гималайского института научных исследований отодвинули сроки возвращения на родину. Незавершенными были и некоторые важнейшие начинания в Америке. В июне 1929+года Рерих приезжает в США с целью улучшить и расширить работу основанных им и при его содействии культурных учреждений. Еще в 1926+году он составил план коренной реорганизации Музея. По его предложению была взята на несколько лет крупная банковская ссуда, на которую можно было построить новое здание. Часть помещения мыслилось отвести под отвести под музей, а остальное сдавать в наем как жилую площадь и на эти средства содержать учреждение. Ко времени возвращения Николая Константиновича в Нью-Йорк здание было уже сооружено. 17+октября 1929+года состоялось торжественное открытие Музея в новом помещении. К этому времени Музей значительно пополнился произведениями Рериха, созданными во время путешествия. В здание Музея переехал Институт объединенных искусств. У Рериха зарождается мысль о создании отделов искусства России, Франции, Италии, Испании, Швеции, Финляндии и других стран. Первым шагом на пути к осуществлению этой цели стала организация большого Восточного отдела, в основу которого легли материалы, привезенные из Монголии и Тибета. В отличие от подавляющего большинства культурных учреждений США, Музей был создан как бездоходный. Это вызвало горячий отклик среди художников. В Америке галереи обычно берут высокую плату за предоставление помещения под выставки. Многие необеспеченные мастера не могут поэтому экспонировать своих произведений. Музей имени Н.К.Рериха начал устраивать выставки бесплатно. Эта традиция продолжается и в настоящее время, хотя размах работы сократился и сам музей занимает теперь меньшее помещение в другом здании. Рерих задумывал музей как всемирный центр, ставящий одной из своих задач налаживание международного культурного сотрудничества. В связи с этим уже в 1926+году было основано Общество друзей Музея. Среди почетных советников и покровителей Музея и Общества были такие известные деятели культуры стран Запада и Востока, как Рокуэл Кент, А.Щусев, Л.Стоковский, И.Золутага ???П.Зол...???, Рабиндранат Тагор и многие другие. Музей в 1930-е+годы начал проводить большую работу по налаживанию международных связей. В его залах устраивались выставки художников Франции, Испании, Германии, Индии, Бразилии и других стран, проводились вечера, посвященные искусству разных народов. Работа Музея нашла живой отклик в других странах. Многих увлекли идеи широкого культурного сотрудничества, и с 1929+года в разных концах света начали создаваться общества имени Рериха. В 1929+году Общество имени Рериха возникает во Франции, в 1930--в Германии, Финляндии, странах Южной Америки, в Южной Африке, в 1931--в Японии, Латвии. К 1935+году их было уже свыше восьмидесяти в тридцати странах. При некоторых обществах--в Париже, Брюгге, Белграде, Загребе, Риге, Бенаресе, Буэнос-Айресе и других открываются музеи и залы картин Рериха. В 1931+году при активном участии Елены Ивановны и Николая Константиновича в Нью-Йорке создается Общество единения женщин при Обществе имени Рериха. В своем обращении, опубликованном в связи с открытием Общества, Николай Константинович писал: "Женщины, ведь вы соткете и развернете Знамя Мира. Вы безбоязненно станете на страже улучшения жизни. Вы зажжете у каждого очага огонь прекрасный, творящий и ободряющий... Вы скажете детям первое слово о красоте... Вы можете уберечь их от разложения и с первых дней жизни вложить понятие героизма и подвига". Многочисленные общества, разбросанные в разных странах мира, объединяла одна общая цель, общее устремление--борьба за подъем культуры, охрану художественных ценностей, сотрудничество между народами. Укрепив положение Музея и наметив пути его развития, Николай Константинович в 1930+году возвращается в Индию. Отныне местом жительства художника и всей его семьи становится поселение Нагар, расположенное в долине Кулу. Высочайшие горные пики с вечными снегами окружают долину. По узким горным ущельям и перевалам пробивается туда дорога, а зимой она заносится снегом, и местность на долгие месяцы оказывается недоступной. Еще в 1928+году, задумывая институт научных исследований как крупный центр, где могли бы сотрудничать ученые разных стран, Рерих стремился к созданию наиболее благоприятных условий для работы. После тщательного изучения Гималаев он остановил свой выбор на Кулу. Эта долина, в отличие от многих других мест Индии, оказалась совершенно исключительной в климатическом отношении. Святослав Николаевич Рерих рассказывал, что в Кулу никогда не бывает изнуряющей жары и засухи и европейцы чувствуют себя там так же хорошо, как на своем континенте. Даже растительный мир подчас напоминает Европу. Наряду с характерными южными культурами, здесь разводятся замечательные сады с европейскими сортами фруктов, растут липа, клен, ольха, встречаются рыжики, волнушки. Долина Кулу представляет исключительный интерес и в научном отношении. Это область древней индийской культуры. Здесь сохранились памятники, которым более двух тысяч лет. В старых храмах стоят бронзовые изваяния IV--V+веков. В этих местах воздавались веды--древний памятник индийской литературы. В XVI--XVII+веках сложилась Гималайская школа миниатюр--самая замечательная школа индийской живописи. Здесь жили крупные скульпторы и архитекторы, которые работали также и в Тибете. Все это привлекало Рерихов и создавало благоприятные условия для творчества. Основывая Институт, Рерих думал о всестороннем изучении Гималаев и Тибетского нагорья, и прежде всего природы этих мест. "Вся область Гималаев представляет исключительное поле для научных исследований,--писал он.--Нигде в мире не могут быть собраны воедино такие разнообразные условия. Высочайшие вершины до 30+000+футов, озера на 15+000--16+000+футах; глубокие долины с гейзерами и прочими минеральными горячими и холодными источниками; самая неожиданная растительность--все это служит залогом новых научных нахождений чрезвычайной важности"<$FТам же, стр.+26--27.>. Учитывая малую изученность этих мест, необходимость систематических продолжительных работ, Рерих мыслил Институт как своеобразную комплексную экспедицию, находящуюся в непосредственном контакте с изучаемым материалом. Институт состоял из двух отделений: ботанического и этнолого-лингвистического, которое занималось также археологическими изысканиями. Ежегодно в начале лета, как только становились проходимыми перевалы, экспедиционные группы направлялись в различные места Гималаев и Тибетского нагорья, а осенью вновь возвращались в Кулу и приступали к обработке собранных материалов. Некоторые группы продолжали работы в предгорьях Гималаев, в долине Кангра и на склонах хребта Сивалик. Проводились и более длительные экспедиции. Так, в 1934--1935+годах Н.К.Рерих вместе с Ю.Н.Рерихом и двумя ботаниками совершил по просьбе правительства США большое путешествие по разысканию засухоустойчивых трав--в это время в Америке были сильные засухи. Экспедицией были обследованы обширные районы западного и северо-восточного Китая. Изучено свыше трехсот сортов растений, ценных для борьбы с эрозией почв. Послано в Америку около двух тысяч посылок семян. Ботаническое отделение собрало разные гербарии, легшие в основу важных сводок по флоре Гималаев и Центральной Азии. В изучении этих коллекций принимали участие директор Ботанического сада в Нью-Йорке доктор Е.Д.Меррил, ботаник, профессор Пенджабского университета Шив Рам Кашьян. Много внимания сотрудники отделения уделяли также изучению лекарственных трав, исследованию достижений тибетской и китайской медицины. С помощью местных лам-лекарей ими собрана богатая коллекция тибетской фармакопеи и составлен индекс тибетских лекарственных трав. Этнолого-лингвистическое отделение возглавлял директор Института Ю.Н.Рерих. Выдающийся ученый, крупнейший специалист по Центральной Азии, он одним из первых начал работу по изучению тибетских наречий. Одновременно Юрий Николаевич руководил сбором этнографических коллекций, изучением культуры и быта различных племен Гималайской горной области и Тибета. Будучи превосходным знатоком восточных языков, он составил и изучил грамматику и словарь лахульского наречия, перевел и издал в Индии тибетскую историческую хронику "Голубые Анналы", некоторые тибетские медицинские книги, подготовил к печати такие капитальные исследования, как большой словарь и тибетская грамматика, труд по истории племен Центральной Азии и многие другие. Институт установил широкие международные связи. Он издавал ежегодник "Урусвати", где сотрудничали многие известные исследователи. Почетными членами и членами-корреспондентами Института стали ученые разных стран. Был налажен обмен ботаническими коллекциями с Академией наук СССР, с Биологическим институтом в Пекине, гербарии и семена рассылались во многие университеты, музеи, ботанические сады. Со многими научными и культурно-просветительными учреждениями практиковали обмен лекциями и печатными трудами. Работа Института на протяжении 30-х+годов была напряженной и продуктивной. Она продолжалась до 1942+года, пока события второй мировой войны не вынудили прекратить целый ряд начинаний. # "УЧИТЕЛЯ ВОСТОКА" Индия, Монголия, Китай открыли перед Рерихом богатейший мир, к которому он так давно стремился и который оказался ему близким по своему духу. Еще в дореволюционной России он постоянно обращался к изучению памятников древнего народного творчества и думал, что прежде всего в них нужно искать животворные силы для обновления духовной жизни общества. Но то, что в России было уже далеким прошлым и требовало подчас специальных исторических изысканий, на Востоке оказалось живым и действенным. Художник увидел здесь памятники искусства, созданные тысячелетия тому назад, услышал древние мифы. Рерих лично убедился также, как стойко и действенно в Индии старое искусство, какое огромное место оно занимает в жизни народа, в воспитании миллионов безграмотных крестьян, которые с ранних лет по старой традиции заучивают многие произведения древнего эпоса. Особая стойкость традиций, жизненность старого искусства имели большое значение для Индии. Они помогли народу пронести через века иноземного порабощения свою национальную культуру, свое духовное богатство. Это и было то глубоко народное искусство, которое постоянно искал Рерих, и которое связывалось не только с прошлым, но настоящим и будущим страны. В Индии Рерих смог приступить также к широкому изучению первоисточников классической восточной философии, которая по количеству систем намного превосходит западную. Его увлекают и современные философские учения. Особенно высоко Рерих ценил Тагора и Ганди, о которых он говорил в 20-х годах: "...Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Индии"<$FД.+Бурлюк, ук. соч., стр.+26.>. В Индии и других странах Востока Рерих укрепился в тех философских исканиях, которые начались еще в давние времена на родине. Эти страны дали ему неисчерпаемый материал для изучения, вдохновили на создание многих произведений, характеризующих новый этап в его творчестве. Думы о судьбах человечества, нравственном самоусовершенствовании как пути преобразования жизни на земле приводят Рериха в 1920--1940-х+годах к глубокой разработке вопросов этики. С большим интересом он начинает изучать различные религиозно-философские учения. Много времени он уделяет исследованию древних философских трактатов, в особенности трудов китайских мыслителей Конфуция и Лао-цзы, прославившихся своими учениями об этике. Рерих был убежден, что создать материальную базу намного легче, чем духовную, и что без духовной и нравственной культуры невозможна эволюция мира. Он был убежден также, что люди всей земли должны жить по общим гуманным законам морали, что основные этические категории были выработаны тысячелетия тому назад. И, несмотря на принадлежность их разным народам, в них много общих положений, выражающих извечную мечту человечества о свободе и равенстве, всеобщем труде и доброжелательстве, любви и мире. Многие заповеди и изречения Будды, Магомета, Христа, философов Конфуция, Лао-Цзы и других Рерих считал полными глубокого смысла и актуальными для современного мира. Многие откровения древних учений он стремился соотнести с научными открытиями века. Ближайшим помощником и единомышленником Николая Константиновича в области изучения восточной философии была его жена Елена Ивановна Рерих. Именно в Индии началась работа над уникальной серией книг "Живая этика" ("Агни Йога"). Появлению этих книг особенно много сил и труда отдала Елена Ивановна. Но она сама не считала возможным называть себя автором этих книг. В одном из ее писем 1934+года читаем: "...страшное невежество и поражающая скудость воображения предположить, чтобы один человек, как бы ни был он гениален, мог написать все тома данного Учения. Истинно, нужны века жизненного опыта и неустанного изучения человеческой природы и всех космических влияний, чтобы продумать затронутые в них вопросы и проблемы и так исчерпывающе, так всесторонне осветить их". Характеризуя историческую неизбежность появления Учения, Елена Ивановна утверждала: "Учение Жизни, давая в соответствии с переживаемым нами временем новый аспект единой вечной истины, идет не на смену, но на огненное очищение и утверждение всех бывших великих Учений. Ведь еще Христос сказал: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, не нарушить пришел Я, но исполнить..." Если проследим исторические появления Великих Учителей, мы увидим, что ко ??? видимо, выпал кусок текста - переход стр. 83-84 оригинала ??? мире. В эти годы особенно остро встал перед ним вопрос о пагубности чрезмерного практицизма, заслоняющего собой духовность и культуру. В ряде статей он рассматривает различные формы этого явления и судит их со всей строгостью морального закона. Некоторые его статьи посвящены вопросам народного образования. Они пронизаны страстным призывом воспитывать молодежь не на "воплях отчаяния", а на идеалах мужества, героизма, труда. Не меньшее беспокойство вызывало у Рериха состояние современного искусства, утратившего воспитательную силу. Неоднократно выступает он с вдохновенной проповедью реализма и беспощадным разоблачением упадочных течений. В статье 1944+года "Героический реализм" художник писал: "Истинный реализм отображает сущность вещей. Для подлинного творчества реализм есть исходное восхождение. Иначе всякие паранойные тупики не дают возможности новых нарастаний. Без движения не будет и обновления, но новизна должны быть здоровой, бодрой, строительной. Упаси от абстрактных закоулков. Холодно жить в абстрактных домах. Не питает абстрактная пища. Видали жилища, увешенные абстракциями... Жуткие предвестники! Довольно! Человечество ищет подвига, борется, страдает... Сердце требует песнь о прекрасном. Сердце творил в труде, в искании высшего качества..."<$FН.+К.+Рерих. Героический реализм. Рукопись, 1+января 1944+г., стр.+1. Архив И.+М.+Богдановой.> Верой в духовные силы народа, в грядущее обновление человечества, призывами к труду, культуре, миру пронизаны многочисленные публицистические выступления Рериха. Взволнованно воспринимали их многие деятели культуры разных стран. Они находили в них моральную опору для борьбы с различными упадочными явлениями современной им "цивилизации", видели в них самоотверженные поиски русским художником путей к оздоровлению духовной жизни общества. Исследования Рериха в области древней философии, разработка им проблем этики нашли свое выражение не только в его научной и публицистической деятельности, но и в художественной практике. С середины 20-х+годов художник начал работу над большой живописной серией, которую он назвал "Знамена Востока" или "Учителя Востока". В эту серию он включил изображения тех, кого считал учителями жизни, проповедниками вечно живых норм этики: Будду, магомета, Христа, философов Конфуция и Лао-цзы, основоположника красношапочной секты Падма Самбхава, реформатора ламаизма в Тибете Цзонхава, Сараку и других. Оригинально построение этих произведений. Для восточной философии характерны поиски гармонии между общим и частным, природой и человеком, понимание космоса, природы как всеобъемлющей категории, включающей в себя самые разнообразные явления. Эта проблема импонировала взглядам Рериха и определила образный строй его серии. В картинах нет ни сложных сюжетов, ни композиционного выделения изображаемых, ни религиозных символов. "Учителя Востока" изображены как мудрецы, жившие в далеком прошлом и черпавшие в самой природе, в окружающей их красоте духовную силу и мудрость. По горной дороге в легкой повозке едет спокойный, сосредоточенный Конфуций. На зеленом холме, среди высоких деревьев--Сарака, рассматривающий стрелу, нередко символизирующую в восточном искусстве весть. В горах на отвесной скале--застывший в глубоком созерцании Цзонхава. Рерих придавал своей серии большой смысл. Он как бы призывал человечество вспомнить образы мудрецов прошлого, претворить в жизнь их учения и, в конечном итоге, встать на путь нравственного самоусовершенствования. Эта работа позволила ему, пожалуй, с наибольшей полнотой выразить те проблемы, которые волновали его всю жизнь. К серии "Учителя Востока" примыкают по своему идейному содержанию многие произведения на религиозные темы. В постоянных трудах проходят дни "Св. Сергия-строителя". Среди гор тибетский охотник гонит серну, ее спасает лама, принявший на себя удар стрелы ("Сострадание"). В неустанных бдениях исцеляет души заблудших "Мадонна труда". Различны образы подобных картин, неожиданны их сюжеты. В них изображаются многие известные по легендам моменты из жизни Будды, Магомета, Христа, разных пророков и подвижников. Рерих воплощает на холстах также образы, созданные его собственной фантазией. И все они пронизаны определенным философским содержанием. Как и в серии "Учителя Востока", Рерих совмещает к них образы, почерпнутые из различных религий, что делает его "еретиком" в глазах представителей всех религиозных институтов. В этих произведениях звучат прежде всего призывы к труду, созиданию, подвигу, добру, нравственному самоусовершенствованию. Религиозные мотивы являются в них только сюжетной канвой для решения вопросов этики. И становится понятным, почему Рерих в последний период творчества неоднократно обращался к подобным образам и давал им свободную, не каноническую трактовку. Тема героизма звучит и в триптихе "Жанна д'Арк", построенном на историческом материале. Особое место в творчестве художника занимают работы, явившиеся итогом философских размышлений о важнейших явлениях современности. В 1926+году была создана картина "Явление срока". В ней Рерих рисует обращенную на восток гигантскую голову мудреца. Сам художник, создавший это произведение до приезда в Москву, так объяснял свой замысел: "Настал срок восточным народам пробудиться от векового сна, сбросить цепи рабства"<$FЦит. по ст.: Н.+Соколова. Рерих. "Октябрь", 1958, кн.+10, стр.+203>. Далеко не многие, подобно Рериху, в начале 20-х+годов брали на себя смелость утверждать близкие сроки освобождения народов Востока от колониального рабства. И хотя по своей образной трактовке произведение представляется надуманным и неудачным, оно по идейному содержанию занимает исключительное место в творчестве Рериха. Несомненно, эта работа явилась результатом его сложных раздумий об угнетенных, порабощенных народах Востока и о своей свободной, обновленной родине. В конце 30-х+годов, понимая, какая огромная опасность нависла над человечеством, какие страшные бедствия может принести вторая мировая война, художник создает картину "Ковер-самолет"+(1939). Земля и города объяты пожаром. Низко над ними летит мрачный ковер-самолет. Он управляется старцем, который своим мертвенно-бледным лицом, негодующим злым взглядом наводит на зрителей ужас. И невольно начинает казаться, что смерть и разрушение повисли над всей землей. Одновременно с этим Рерих стремился вселить в души людей веру в возможность мира и счастья на земле. И он вновь обращается к созданию образов, облеченных в своеобразную религиозную форму. В тиши вселенной бодрствует "Матерь мира". Спокоен, величав образ мадонны в "Oriflamma"+(1931). На руках у нее полотнище с символом Знамени Мира. Это произведение в свое время было широко известно мировой общественности. Оно находилось в одном из помещений международного Союза Пакта Рериха в Брюгге. "Мастер гор" ??? это к чему бы ??? В 20--40-е+годы Рерих много внимания уделяет пейзажу, в который он вкладывает глубокий философский смысл. После небоскребов Америки, шумной суеты европейских городов ему кажется, что мир испытывает боль, острый голод по красоте, что многие, отвернувшись от природы, потеряли ее как источник радости и здоровья. Еще в России в статье 1901+года "К природе" он звал своих соотечественников быть ближе к природе. Теперь этот зов вновь звучит в статье 1933 года "Боль планеты". Художник пишет в ней о природе, "как источнике веселого труда, радости мудрой, непрестанного познания и творчества"<$FН.+К.+Рерих. Твердыня пламенная. Париж, 1932, стр.+118.>. Призыв к природе, воспевание ее многообразной, неисчерпаемой красоты определяют содержание и многих его художественных произведений. Рериха глубоко захватила необычность природы стран Востока. Преодолевая трудные горные перевалы, проходя степи Монголии, пустыни Индии и Китая, он всюду пишет этюды, запечатлевая своеобразие увиденного. Огромный раздел в этом наследии занимают картины с изображением гор. Рерих был, пожалуй, первым художником-альпинистом, преодолевшим такое количество высочайших горных перевалов и прожившим в горах более 20+лет. Попав в горный мир, обитель вечных снегов, он был глубоко очарован. Горы представились ему вечным, неиссякаемым источником, который облагораживает и возвышает душу, устремляет людей к подвигу, вводит в мир прекрасного. В статье "Гималаи" он писал: "Зачем же вспоминаются Гималаи, зачем же нужно о них мыслить, вспоминать и к ним устремляться?! Хотя бы мысленное приобщение к торжественному величию будет лучшим укрепляющим средством. Ведь все по-своему стремится к прекрасному... От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла и так дальше и выше, через прекрасные человеческие образы, через таинственное касание надземного, человек хочет утверждаться на незыблемо прекрасном. Если были на земле прекрасные создания рук человеческих,--к ним придет путник, успокоится под их сводами в сиянии их фресок и стекол. Если может путник найти зарево далеких горизонтов,--он устремится к ним. Наконец, если он узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется ими, и в одном этом стремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении"<$FН.+К.+Рерих. Гималаи. "Приключения в горах". Литературно-художественный альманах. М., 1961, стр.+52--53.>. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера и бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Уже в 1923+году, оказавшись в Сиккиме, Рерих начал создавать свои первые работы Гималайского цикла. Его глубоко захватили виды Сиккима с многочисленными снежными вершинами. Неоднократно он изображает самую высокую из них--Канченджангу. Особенно эффектны картины, исполненные в солнечный день. С большим мастерством передана в них сложнейшая градация света и теней. Из нахмуренной мглы в синюю высь возносятся труднодоступные вершины. Клубятся облака, опоясывая горы. Над ними ослепительно ярко сияют снега. Рерих изображает эту горную местность в многочисленных этюдах, передавая не выразимую словами красоту снежных вершин, богатство красок, разнообразие туманов. Эти этюды, несмотря на небольшие размеры, по найденности образов, композиционному и колористическому построению смотрятся как совершенно законченные картины. Восточным Гималаям, Сиккиму Рерих посвятил более 600+произведений. Среди них такое значительное полотно, как "Помни!"+(1947). Суровой романтикой веет от этой картины. Высокой стеной, многообразными хребтами подымаются к небу горы. Темно-синие у основания, они постепенно голубеют, переходят в розовые, сверкают ослепительными вершинами. У подножия гор--всадник, бросающий последний взгляд на горную хижину. Напряженный цветовой аккорд картины, энергичный рисунок торжественно устремленных ввысь гор придают этой сцене прощания настроение внутренней собранности, величия, суровости. С 1930+года, поселившись в Кулу, Рерих почти полностью сосредоточивает свое творчество на любимых Гималаях. Теперь он буквально живет горным миром и черпает в нем невиданное богатство мотивов. Неоднократно передает художник грандиозные панорамы горных цепей. Во всем своем величии и мощи предстает на одной из картин сверкающая ослепительными снегами Нанда-Дэви--высочайшая вершина центральной части Гималаев. В холодных суровых тонах, в царстве облаков и туманов вырисовываются труднодоступные вершины Джомолунгма (Эверест). Эффектное зрелище представляет картина, воспроизводящая свечение в Гималаях. Над горами, гладью озера полыхает ослепительно яркое сияние. Разноцветные столбы движутся, вспыхивают и исчезают, отдаленно напоминая северное сияние. Долина Кулу, так же как и Сикким, славится множеством горных пиков. Из окна мастерской в Кулу открывался прекрасный вид на горы. Рерих изучает их во все часы дня и ночи. Ранним утром он наблюдает восход и многократно пишет снега, загорающиеся ярким ослепительным светом, стелющуюся внизу предрассветную мглу, которая медленно опускается в долину. Он запечатлевает и яркую феерию заката, когда бесконечная горная гряда лиловеет в лучах заходящего солнца. Многие этюды воспроизводят угасающее небо, погруженные в сумрак вершины, облачное царство, ледники, грозные снежные бури, причудливые по своей окраске вершины. Рерих неистощим в передаче различных эффектов освещения. Его манера письма, подбор красок вторят суровой красоте Гималаев. Горный мир обогатил его творчество не только новыми темами, но и укрепил в тех колористических исканиях, которые начались еще в России. Рерих по-прежнему работает темперой. Однако старые темперы Лефранка, Вурма и другие никогда не удовлетворяли его полностью. Он постоянно искал более чистые тона, более яркий цвет и с 1924+года перешел на новые краски, которыми пользовался уже до конца жизни. Эти темперы Николай Константинович изготовлял сам, замешивая сухие краски на особых клеях и смолах. Краски он получал из многих стран и особенно охотно пользовался красками Лефранка, которые давали его темперам максимальную яркость. В эти годы Рерих не изменяет и свою манеру письма. Правда, он отказывается от цветных грунтов и работает на льняных холстах-сырцах и сером ворсистом картоне. Но, начиная картину, он всегда прописывал холст общими тональными пятнами, которые, по существу, заменили собой цветные грунты. По-прежнему он любит брать чистые несмешанные краски и сопоставлять их большими планами; иногда он перекрывает отдельные места картины по многу раз, используя темные и светлые, глухие и яркие краски, пастозные и прозрачные мазки, что дает в его произведениях особое ощущение напоенности цвета светом, внутреннее, подчас непостижимое свечение красок. В самой природе Гималаев, в необычных эффектах освещения находит художник новые, казалось бы несовместимые в живописи, цветовые сочетания и смело переносит их в свои работы. От сопоставления больших масс синего, желтого, розового, белого ослепительно загораются в его картинах горные цепи. Контрасты темно-лиловых и огненно-красных тонов порождают незабываемые закаты. Но у Рериха краски служат не только для передачи натуральной цветовой гаммы. Еще в ранние годы он подошел к пониманию цвета как фактора, который сам по себе может воздействовать на психологию зрителя и пробуждать те или иные чувства. Теперь Рерих еще в большей мере стремится дать цвету активное эмоциональное звучание и подчинить его содержанию своих произведений. "Через цвет звучит приказ будущего. Все серое, черное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения"<$FBarnett+D.+Conlan. Nicholas Roerich a Master of the Mountains. Изд.+Flamma, 1938, стр.+106.>, говорил художник и всем своим творчеством утверждал это положение. У Рериха нет вялых, унылых тонов, серых, невыразительных красок. Большинство его произведений строится на необычайно яркой цветовой гамме. Для этой группы произведений характерен и своеобразный декоративный стиль. Рерих, как правило, сопоставляет цвета большими контрастными планами. Так, в этюде "Ария гор" как терраса за террасой подымается несколько цветных планов: первый--темный, почти черный, второй--синий, третий--пламенеющий красный. В своем нарастании и контрастах они дают напряженное торжественное звучание, бравурный цветовой аккорд. Лапидарности колористического решения вторит жестковатая четкость линий, графичность силуэтов. Они еще более подчеркивают бодрое, торжественное звучание изображаемого. Иногда Рерих отказывается от цветовых контрастов и строит свои произведения на одном ведущем тоне. Неподражаемой, редкой по своей красоте в этом отношении является картина "Тибет. Монастырь", ??? в исходном тексте какая-то чушь с кавычками в названии картины ??? решенная в гамме нежнейших голубых тонов. Нередко он сочетает тот и другой колористические принципы, что еще больше что еще больше усиливает выразительность его палитры. Исключительный интерес в творческом наследии художника представляют картины, в которых пейзажные мотивы сочетаются с изображениями древних памятников культуры. Неоднократно Рерих изображает камни со знаками Гэсэра, изваяния Майтрейи, пещерные храмы. Из окна своей мастерской в Кулу он пишет картину "Гуго Чохан", в которой на фоне великолепного гималайского пейзажа величественно вырисовывается памятник легендарному народному герою Гуго Чохану. Остро воспринял Рерих своеобразие тибетского ландшафта. В Тибете повсюду, насколько хватало зрения, он видел на каждом бугре, на каждой скале древние сооружения и в своей серии "Твердыни Тибета" воссоздал величественную панораму старой тибетской архитектуры. На одних холстах чуть приметными силуэтами вырисовываются далекие монастыри, окутанные дымкой. В других произведениях они изображаются на первом плане, крупными лаконичными формами, передающими их мощь и несокрушимость. На фоне тибетских монастырей Рерих неоднократно помещает ступы--намогильные памятники. Одной из лучших картин этого цикла по праву может быть названа "Твердыня"+(1947), отличающаяся яркой колористической гаммой, изысканным декоративизмом. Рерих великолепно передал в картине монументальность форм тибетской архитектуры, ее органическое единство с горным рельефом. В некоторые пейзажи введены жанровые и культовые сцены. Часто среди гор, у водных источников художник изображает отшельников. В 1923+году на реке Ганге он увидел в вечернем сумраке женщину, пускавшую по реке огоньки в маленьких лодочках и загадывавшую по направлению их движения свою судьбу. Позже, в 1945+году, этот мотив воплотился в поэтичнейшую картину "Огни на Ганге". Очарование и красота картины заключены не только в сюжете. Она решена в бархатистых тонах, данных в сложной нюансировке. Мягкости и нежности колорита вторят плавные текучие линии, тающие силуэты. Знания ученого, глубокий интерес к индийской мифологии порождают в творчестве Рериха наряду с совершенно реалистическими пейзажами своеобразные фантастические образы. Индийская мифология и искусство, уходящие своими корнями в далекую древность, являют собой плод мудрой мысли, утонченного вкуса Востока. В сложных символических образах, в которых истинное переплетается с вымышленным, в которых всегда есть религиозный мотив, пантеистическое восприятие природы, индийский народ с давних пор воплощал свои светлые мечты, прекрасные идеалы. Несмотря на старые тысячелетние формы, это искусство до сих пор является неотъемлемой частью жизни индийского народа и оказывает на него большое влияние. Глубокое понимание национальных особенностей Индии, стремление рассказать о ее духовных сокровищах не переводным, а подлинным языком искусства привели Рериха к созданию образов, которые он слагает из своеобразного сочетания реалистического изображения природы, элементов символизма, пантеистического мистицизма. В одной из картин на фоне высоких снежных гор, на зеленом весеннем лугу восседает бог Кришна, любимый герой индийского фольклора. Подобно русскому Лелю, как неоднократно говорил сам художник, он играет на свирели, призывая все живущее к радости. Яростный, напряженный бой кипит в облаках, "Облако-стрелок" посылает стрелы в согбенные спины облачных фигур. Многие произведения связаны с буддийскими легендами о Майтрейе, грядущем Будде. В картине "Майтрейя. Победитель"+(1925) художник запечатлевает величественную горную панораму с гигантским изображением Майтрейи, высеченным в скале. И в этот реалистический пейзаж он вводит символический образ. В небе среди облаков четким силуэтом намечен спешащий всадник, к которому обращен взор молящегося. В очертаниях всадника он видит вещие знаки, видит посланника Майтрейи, спешащего на бой за счастье человечества. По своему философскому содержанию этому произведению близка картина "Приказ Ригден Джапо". С именем Ригден Джапо в восточной мифологии также связываются мечты народа о грядущей счастливой эре. Ригден Джапо, владыка Шамбалы, владыка Шамбалы, изображен в недрах огненно-светящейся горы. Он отдает приказ своему воинству, которое устремляется на подвиг. В этих и многих других произведениях Рерих проявил тонкое понимание сущности искусства Востока, редкое умение видеть природу чужой страны в преломлении древней мифологии. И это было не случайным в его творчестве. Еще на родине на материале языческой мифологии он создавал картины, которые по своему образному строю во многом близки его работам последнего периода. Достаточно вспомнить хотя бы "Небесный бой" или "Веления неба", в которых есть элемент пантеизма. Глубокое знание древней русской культуры помогло Рериху подойти к пониманию особенностей традиционного искусства Востока и созданию произведений, близких и понятных народам Индии. Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерством. Многие из его картин стали для зрителей подлинным художественным открытием. В истории мирового искусства известны замечательные полотна с изображением гор, созданные различными художниками.Но никто, никогда подобно рериху не разрабатывал таких многообразных и сложных мотивов. Как бывают прирожденные маринисты, так Николай Константинович стал прирожденным певцом горного мира. В искусствоведении нет еще термина, которым определялся бы этот вид пейзажа. Один из биографов, Барнет Конлан, назвал Рериха "мастером гор". Это определение четко отметило не только новые черты в творчестве художника, но и его исключительное место в мировой пейзажной живописи. Глубоко и взволнованно воспринимаются произведения Николая Константиновича в Индии. Он был одним из немногих европейских художников, заговоривших о красоте этой страны ярким языком искусства. Отбросив слащавую экзотику, Рерих постиг истинную сущность многих творений прошлого, раскрыл в них народные идеалы, оценил красоту природы и создал произведения, имеющие национальное значение для Индии. О близости понимания природы Н.+К.+Рерихом и народом Индии убедительно рассказывал Ю.+Н.+Рерих: "Для него созерцание природы не было уходом из жизни. Перед ликом природы он пишет статьи, зовет людей на труд во имя культурного сотрудничества. Среди горной природы он укрепляется духом, мечтает о возвращении на родину, готовится к этому дню приобщения к всенародной работе. В этом он близок к тем большим людям Индии, которые в общении с природой гор видели укрепление сил человека во имя служения народу..."<$FЦит. по ст.: Н.+Соколова. Рерих. "Октябрь", 1958, кн.+10, стр.+203.> Рабиндранат Тагор, Асит Кумар Халдар, Ганголи и многие другие писатели и художники Индии неоднократно указывали на глубокое понимание Рерихом духа их страны и подчеркивали, что нигде еще сущность горного мира Гималаев не была выражена так ярко и убедительно, как в его картинах. Сам Рерих в ответ на высокую оценку его искусства в одном из писем большому художнику Индии Асит Кумар Халдару отмечал: "Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые священные Гималаи... Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением".<$FRam+Chandra+Tandan. Nicholas Roerich. Сборник "Zelta Gramata", Riga, 1938, стр.+123.> Совершенно особое место Рерих занимает в мировом изобразительном искусстве. Прожив около 30+лет за рубежом, он остался русским по складу ума, творческим интересам, которые зародились у него на родине и которым он был верен до конца своей жизни. Самобытен творческий метод художника. Он слагает свои образы из многих элементов: знаний ученого, наблюдений природы, поэтической фантазии, раздумий философа. Он одинаково успешно работает с натуры, стилизует, обращается к символам, во многих произведениях дает синтез этих приемов. Искусство Рериха нельзя определить одним словом, одним каким-нибудь установившимся стилистическим понятием. Оно имеет свой изобразительный язык, свои приемы. Большой интерес для живописи XX+века представляют достижения художника в области колорита. Разработка им новой рецептуры красок, активное использование эмоциональной силы света ставят его в ряд крупных мастеров-колористов современности. Необычно и неповторимо содержание искусства Рериха. Думая о воспитании в людях добрых, гуманных чувств, о возможности этим изменить эволюцию мировой мысли, он отказался от показа темных, уродливых сторон действительности и в поисках вечных, общечеловеческих идеалов сосредоточил свое внимание в основном на образах, пронесенных народами через тысячелетия. Его искусство насыщено высоким этическим пафосом. Оно несет людям большие гуманизма, светлые чувства, воспевание красоты мира. Это определяет исключительную художественную ценность созданного Рерихом в 20--40-е годы, его место в мировом изобразительном искусстве.