со стр 35 начало по стр 40 конец карандашом усл. обозн. + - нераздел. пробел # - заголовки и т.п. ??? - непонятные места Одним из самых ярких и интересных явлений этого времени стал "Мир искусства", художественная группировка, образованная в самом конце XIX+века. Идеологи "Мира искусства" С.+Дягилев, А.+Бенуа и другие начали свое выступление смелыми призявами совершить переворот в русской художественной жизни. Они думали широко познакомить зрителей с достижениями современного западного искусства, объединить ищущую талантливую молодежь, дать новое направление искусству, влить его в общее русло мировой культуры. Осуществление этих обширных замыслов началось с организации Дягилевым выставок. В 1897--1898+годах открываются выставки скандинавской живописи, немецкой и английской акварели, выставка русских и финляндских художников. На следующей выставке 1899+года, названной "Выставкой картин журнала "Мир имкусства", наряду с крупными русскими мастерами Репиным,Серовым, Левитаном, К.+Коровиным и другими, были представлены широкоизвестные ???разве оно вместе??? западноевропейский художники новейших направлений: Дега, Бёклин, К.+Моне, Пюви де+Шаванн, Уистлер и многие другие. С 1899+года начал выходить начал выходить журнал "Мир искусства". В нем впервые со всей остротой были поставлены животрепещущие вопросы о переоценке старого, о поисках нового в искусстве. Но эти проблемы решались крайне субъективно и противоречиво. Дягилев, Бенуа и другие возглавили оппозицию не только против художников академического направления, но и против передвижников. Критикуя некоторых членов Товарищества за мещанские вкусы, за серость и тусклость колорита, они обрушились также на демократические идеалы передвижников. Особенно активно об этом писал Дягилев. И вместе с тем мирискусники стремились найти идеалы, которые можно было бы противопоставить все нарастающему кризису искусства, усилению в нем элементов мистики и болезненности. В своих поисках они обратились к изучению художественного наследия прошлых эпох. В журнале начали печататься материалы о творчестве Левицкого, Брюллова, Венецианова и многих других замечательных мастеров прошлого, исследования по истории архитектуры, прикладного искусства, быта. В журнале ставились вопросы об овладении достижениями современного западноевропейского искусства. Иллюстративный материал нередко подбирался из воспроизведений картин иностранных мастеров, мало известных в России. Выставки, организованные Дягилевым, первые номера журнала глубоко взволновали молодежь. От них повеяло новизной, необычностью, и в "Мир искусства" устремились талантливые, ищущие мастера. В своей творческой практике основоположники "Мира искусства" сосредоточивают внимание на эпохе XVIII--начала XIX+века и ищут в ней изысканные формы жизни, утонченную красоту. Бенуа пленился Версалем времен Людовика+XIV, Царским Селом, Павловском. Сомов поэтизирует грациозных кокетливых дам XVIII+века, забавные любовные сцены. Лансере изображает русскую придворную жизнь эпохи Петра+I и Елизаветы Петровны. Излюбленными темами мирискусников становятся прогулки, торжественные церемонии, маскарады, дающие возможность показать своеобразие придворного и дворянского быта, красоту костюмов, архитектуры. В своем стремлении наиболее убедительно передать колорит эпохи художники нередко использовали элементы искусства прошлого, что давало их произведениям стилизованную новизну формы. Но творческие интересы этих мастеров не были нормативными для всей группировки в целом. Вошедшие в "Мир искусства" Серов, Нестеров, Врубель, Головин, Билибин, Малютин и другие принесли с собой иные образы, которые не укладывались в рамки рафинированного искусства. Однако и для этих художников, несмотря на самобытность каждого из них в отдельности, также был характерен в большей или меньшей мере ретроспективизм, поиски идеалов в исчезнувшем, в сказочных или фантастических сюжетах. Усилиями его мастеров, "Мир искусства" в целом делал большое культурное дело. Как бы вновь были открыты ценности забытых эпох, созданы произведения высокого мастерства, тонкого вкуса. Многие из них внесли свой вклад в развитие театрально-декоративной живописи, прикладного искусства, книжной графики. Дягилев успешно осуществил мечту многих деятелей культуры о продвижении русского искусства на Запад. Организованная им в 1906+году художественная выставка за границей и последовавшие затем "русские сезоны" широко и разносторонне познакомили европейскую публику с замечательными достижениями русской классической музыки, оперным, хореографическим и изобразительным искусством. Однако "Мир искусства", в силу внутренних противоречий, ??? совершенно непонятно, как внесены исправления, поэтому их игнорирую ??? вскоре распался. После выставки 1903+года его члены стали участниками Союза русских художников, организованного в Москве. С 1905+года перестал выходить журнал. Но между некоторыми мирискусниками все же сохранилась общность интересов, и в 1910+году они выходят из Союза и возрождают свое объединение. Однако обновленный "Мир искусства" можно скорее назвать выставочным объединением, чем группировкой, выдвигающей определенную идеологическую платформу. Это ярко продемонстрировала первая же выставка в 1911+году. В качестве экспонентов ???экспонантов или т.п.??? в ней приняли участие художники самых различных направлений: члены "Бубнового валета", "Голубой розы", "Венка". Впечатление от выставки было пестрое, эклектичное. Зарождение "Мира искусства", его первые выступления вызвали резкую реакцию и протест со стороны передвижников. ??? куча абзацев пропущена ??? В эту сложную, бурную эпоху, когда все заволновалось и пришло в движение, Рерих также пытается определить свое отношение к действительности, свои взгляды на вопросы общественного развития искусства. Своеобразным было отношение Рериха к передвижникам. Еще в студенческие годы он горячо приветствует приход этих художников в Академию художеств, упорно учится у них, внимательно следит за их выставками, давая им высокую оценку в печати. В передвижничестве его захватило утверждение высокого общественного назначения искусства, борьба за национальные народные истоки творчества. Это стало основой его художественной практики, идейной платформой борьбы с другими художественными объединениями. Но, глубоко почитая передвижников, высоко оценивая многие стороны их деятельности, Рерих в зрелые годы расходился с ними в понимании содержания искусства, не принимал критическую, обличительную направленность их творчества. У основной массы художников этого объединения он не видел также поисков новых изобразительных средств, к чему сам так упорно стремился. Ближе всего Рериху была группировка "Мир искусства", но и в ней он многое отрицал и не принимал. В конце 1890-х годов, когдла между передвижниками и мирискусниками завязалась острая, напряженная борьба, в эту борьбу включился и Рерих. Его более всего коробила западническая ориентация идеологов "Мира искусства", забвение ими общественной роли художника. На усиленное приглашение со стороны Дягилева в 1900+году вступить в "Мир искусства" Рерих отвечает категорическим отказом. Резко критикует он первые выступления "Мира искусства" в своих статьях "Искусство и археология"+(1898), "Наши художественные дела"+(1899). "Если редакция "Мира искусства" считает себя поборницей нового направления, то как объяснить присутствие на выставке произведений рутинно-декадентских, в своем роде старых и шаблонных?.. Подобная неразборчивость устроителей выставки мало хорошего приносит искусству; безвременно одряхлевшее, отжившее декадентство и новое, свежее направление--вовсе не одно и то же",--пишет художник в 1899+году./9/ О непримиримом, критическом отношении Рериха к организаторам "Мира искусства" Дягилеву, Бенуа, Сомову красноречиво говорят также его письма 1900--1901+годов к Стасову./10/ Осенью 1902+года Дягилев снова приглашает Рериха вступить в "Мир искусства". Это предложение усиленно сопровождалось уговорами со стороны Нестерова и Боткина. От членства Рерих опять отказался, но дал согласие участвовать в выставке 1902+года. Он принимает участие и в следующей выставке. Теперь, когда "Мир искусства" разросся и оформился, когда в него вошли крупные мастера, Рериха стало многое привлекать в творческой практике этой группировки. Ему была близка устремленность ее художников к прошлому, поиски ими красоты содержания, разработка новых формальных приемов. Но Рерих солидаризуется не со всеми членами "Мира искусства". По-прежнему натянутые отношения остаются у него с основным ядром художников, "версальскими рапсодами"./11/ А они в свою очередь, не разделяя интереса Рериха к прошлым эпохам, или, как писал Бенуа, к "дальним звероподобным предкам",/12/ считали его "чужаком" в своей среде. Эта взаимная неприязнь сохранилась в определенной мере и после 1910+года, когда Рериха за организационый талант единогласно избрали председателем возрожденного "Мира искусства". ??? а когда это и как он туда попал, если он у вас все время отказывался ??? Но были и другие мирискусники--И.+Билибин, А.+Рябушкин, С.+Малютин, М.+Нестеров. Они, так же как и Рерих, любили все истинно русское: историю, народное творчество, природу. С этими художниками у Рериха сложились самые близкие, дружеские отношения, однако и с ними, не установилось полного духовного контакта, ибо они в своем творчестве были далеки от поисков того нового "действенного" искусства, которое волновало Рериха. И становится понятным, почему в 1903+году он с горечью писал о своих современниках: "Но не умеем мы, не хотим мы помочь народу опять найти красоту в его трудной жизни"./13/ Ярко проявились взгляды художника в статье "Радость искусству"+(1908). В ней он прослеживает историю нашей родины в разные периоды и смело проводит параллели с современностью. Более всего Рерих останавливается на самом раннем доклассовом обществе, которое его интересует теперь не только как историка, но и как философа. И именно на этой стадии эволюции человечества он ищет основы всеединства. Несколько идеализируя историю, он пишет о том, что на ранней стадии развития человечества, когда не было классов, государства, национальностей, люди, свободные от этих оков современного общества, жили значительно радостнее, привольнее и постоянно находились в общении с искусством. Древнее искусство Рериху представлялось многогранным и синтетичным. Это народные песни, сказки, танцы, различные обряды, прикладное искусство, архитектура, скульптура, живопись. Не в пример современному искусству, ставшему уделом только избранных, как утверждал Рерих, старое искусство было неотъемлемой частью повседневной жизни народа, создавалось им самим и преобразовывало собой действительность. Это "счастливое прошлое",--пишет он в статье "Радость искусству",--было "суждено всем",/14/ даже в каменном веке, предполагает художник, искусства занимало значительно большее место в быту, чем в настоящее время. А в статье "Глаз добрый" Рерих выдвигает положение о "добром" искусстве и рассуждает в данном случае также односторонне, сосредотачивая ???а как все-таки правильно, сосредоточивая или -тачивая - см. выше??? внимание только на понятиях "вечных" начал и нравственности и красоты. искусством, могущим изменить мир, он считает лишь то, которое несет людям радость и красоту, которое будит добрые чувства, лучшие устремления. "Учиться радости, учиться видеть лишь доброе и красивое!.. И нам недосуг станет всматриваться в ненавистное. Отойдет ликование злобы",--читаем мы в статье. Рериха интересует также древнее искусство Скандинавии, Индии, Монголии, Китая, слагавшееся на протяжении тысячелетий. Он считает его таким же действенным, глубоко народным и видит в нем богатейшие духовные ценности. Рерих постоянно стремился найти и в самой действительности факты, которые подкрепили бы его взгляды. С большим интересом он следил за работой мастерских в Талашкине и многое из того, что там перед ним предстало, попытался осветить со своих позиций. В статье 1905+года, посвященной Талашкину, он писал: "У священного очага, вдали от городской заразы, творит народ вновь обдуманные предметы, без рабского угодства, без фабричного клейма, творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодежи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером. Некогда бежать в винную лавку; и без нее верится празднику, когда кругом открывается столько истинно занятного, столько уносящего от будней... Хоры. Музыка. Событие деревни--театр. И театр затейный. Вспоминаю приготовления к "Сказке о семи богатырях"... Пишется музыка. Укладывается текст. Сколько хлопотни за костюмами... Постановка. Танцы. И не узнать учеников. Как бегут после работы от верстака, от косы и граблей ???а не грабель??? к старинным уборам; как стараются "сказать"; как двигаются в танцах, играют в оркестре. С неохотой встречают ночь и конец"./15/ В Талашкине Рерих видел первые шаги на пути к новой жизни, осуществляемые средствами искусства, видел, как он писал, "начало храма этой жизни"/16/ и готов был верить, что подобные очаги культуры могут содействовать духовному преобразованию России. Рерих в 1900-е+годы горячо ратует за то, чтобы искусству было возвращено его законное место, чтобы оно широко вошло в жизнь народа, стало бы многогранным и всеобъемлющим, обрело бы общественно-воспитательную силу. Он считает необходимым изучать памятники русского, подлинно народного творчества, их образный и формальный строй и на этой основе искать пути для развития нового искусства, которое, по его убеждению, могло бы оказать решающее влияние на умыц современников и изменить ход истории. У Рериха зарождается также мысль о возможном использовании для нового искусства богатейших духовных сокровищ Востока. В 1913+году он публикует статью "Индийский путь", в которой пишет о необходимости изучения культуры Индии и организации туда большой экспедиции. Вместе со своим другом археологом В.+Голубевым/17/ Рерих составляет план экспедиции и начинает готовиться к путешествию, ставя перед собой цель изучить на месте первоисточники восточной философии и древние памятники искусства, которые, как он полагал, помогли бы оздоровить современную мировую культуру, привести человечество к духовному возрождению, к новому Ренессансу. Рерих по своим философским и эстетическим взглядам занял совершенно особое место в русском изобразительном искусстве. В художественной среде не было деятелей, которые полностью разделяли бы его идеи. В своих исканиях он предстает глубоко самобытным мыслителем. При этом Рерих был характернейшим художником начала XX+века, воплотившим в свое йтворческой личности многие устремления и противоречия эпохи. И при всей утопичности идеи нравственного преобразования общества в те годы, его мысли об искусстве несли в себе многие ценные положения. Они дали возможность решать на практике ряд вопросов современной культуры.