ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Яковкин Александр Александрович | |||||||||||
Яковенко Валентин Иванович | |||||||||||
Яков Захарьевич | |||||||||||
Якобсон Георгий Георгиевич | |||||||||||
Якобий Валерий Иванович | |||||||||||
Яковлев (Алексей Семенович) - трагический актер, сын костромского купца. Родился в 1773 г.; рано осиротел и, получив самое ничтожное образование, на 13-м году посажен в лавку сидельцем. Постоянно перечитывал и заучивал наизусть стихотворения Ломоносова , Державина и других поэтов и, с жаром декламируя их вслух, он вскоре и сам начал сочинять стихи духовного и лирического содержания. Страстно увлекался и театром; сочинил драматический этюд "Отчаянный любовник". И.А. Дмитриевский уговорил Яковлева поступить на сцену и сам подготовил его к дебютам. Яковлев выступил 1 июня 1794 г. в роли Оскольда в трагедии Сумарокова "Семира" и очень скоро сделался любимцем публики, которая особенно восхищалась его богатырской фигурой и звучным голосом. Мало образованному молодому человеку немудрено было потерять голову от триумфов, так легко ему доставшихся, и увериться в собственной гениальности; к этому вскоре присоединился загул в компании поклонников его таланта. Эта несчастная страсть не только отразилась на творчестве Яковлева, но исказила его характер, сделав его неудержимо заносчивым и грубым. Биографы указывают, что одной из главных причин загула Яковлева была неудачная любовь. Несмотря на неблагоприятные условия, самородная сила таланта Яковлева была так велика, что прежде чем сломиться и погибнуть, он дал высокие образцы сценического творчества, о которых современники долго вспоминали с восторгом. Его игра отличалась лиризмом и проблесками гениального вдохновения. В ролях, сродных его собственному внутреннему миру, он являлся представителем трагизма художественно-реального. Это "новое слово" среди условностей современной ему сцены и составляет историческую заслугу Яковлева. Способствовало успехам и славе Яковлева появление на сцене, почти одновременно с ним, блестящей трагической актрисы Екатерины Семеновны Семеновой . Присутствию в труппе этих двух выдающихся трагических сил русский театр был обязан значительным расширением своего репертуара, обогатившегося переводами всех выдающихся трагедий Расина, Корнеля, Вольтера и других корифеев XVII и XVIII веков. Еще более ценным для истории театра событием было появление Озерова , трагедии которого доставили Яковлеву самые громкие успехи. Яковлев, впрочем, умел быть простым и художественно-высоким и в "мещанской драме" (Коцебу и другие). Эпохой полного расцвета его таланта было время с 1804 по 1811 годы, когда он являлся несравненным исполнителем Эдипа, Фингала, Дмитрия Донского, Агамемнона (в "Поликсене" Озерова), Орозмана, Магомета (в трагедии Вольтера) и Иодая (в "Аталии" Расина). Яковлев умер в 1817 г. и похоронен на Волковском кладбище. На памятнике над его могилой вырезана надпись: "Завистников имел, соперников не знал". См. "Сочинения Алексея Яковлева, придворного российского актера" (СПб., 1827); биография - Р. Зотова "Пантеон" (1842, V), А.Н. Сиротининина - "Русский Архив" (1889, VII), Е.С. Некрасовой - "Артист" (1892, XII), И.Ф. Горбунова - "Русский Вестник" (1892, IX); Д.Д. Коровякова - "Ежегодник Императорских Театров 1893 - 94" (приложение книги I); "Воспоминания С.Т. Аксакова".
См. также статьи:
Афанасьев Александр Иванович ;
Брянский Яков Григорьевич ;
Дмитревский Иван Афанасьевич ;
Жихарев Степан Петрович ;
Каратыгин Петр Петрович ;
Семенова Екатерина Семеновна ;
Шушерин Яков Емельянович .
3W.SU ©® 2015