В течение XIX века русское государство продолжает процесс своего территориального расширения по направлению к востоку, и все сильнее выдвигает в своей европейской внешней политике задачи международного характера: разрешение восточного вопроса в интересах славянских народностей Балканского полуострова и поддержку политической реакции на всем Европейском материке против революционных и прогрессивных течений. В последние десятилетия XIX века господствующим принципом внешней политики России становится охранение европейского мира. Во внутренней жизни России совершается метаморфоза, разрушившая патриархально-крепостнический склад социальных отношений, обновившая промышленное развитие, заложившая первые семена правомерной гражданственности в строй общественных учреждений. С воцарением Павла внешняя политика России впервые оставляет почву реальных интересов и начинает подчиняться отвлеченным положениям. Уже Екатерина II поощряла составление европейской коалиции против революционной Франции, но при этом ее главной целью было отвлечь внимание Европы от вопросов польского и восточного, чтобы обеспечить большую свободу действий для России. Павел принял самое деятельное участие в этой коалиции, но уже исключительно во имя борьбы с революционным началом. Прежние цели были забыты настолько, что к коалиции была приобщена Турция, с которой Россия заключила в 1798 г. союзный и оборонительный договор. Одновременно была прекращена война с Персией. Русское войско двинулось в Западную Европу; Суворов совершил знаменитые альпийские походы. В 1800 г. оба обстоятельства вызвали резкий поворот во внешней политике Павла: 1) с возвышением Наполеона, который принял звание первого консула, Франция перестала казаться Павлу очагом революции; 2) Англия захватила остров Мальту, что являлось посягательством на права Павла, еще в 1798 г. принявшего достоинство великого магистра мальтийского ордена. Павел сближается с Наполеоном и готовится к борьбе с Англией. На английские товары и суда в русских портах налагается эмбарго; Павел отдает распоряжения о движении русских войск в Индию. Смерть императора останавливает выполнение этого фантастического проекта. По воцарении Александра был намечен план невмешательства в западноевропейские дела, но вызывающий образ действий Наполеона нарушил спокойные намерения русской дипломатии. Князь Чарторыйский , ставший во главе Министерства иностранных дел, выдвинул план присоединения России к противофранцузской коалиции в надежде, что борьба с Наполеоном поможет Польше вернуть политическую самостоятельность, сохранив с Россией династическую связь. В начале 1805 г. коалиция была составлена; к России примкнули Швеция, Англия и Австрия. Пруссия ограничилась пропуском русских войск через свои владения. Открывшаяся кампания ознаменовалась капитуляцией Мака при Ульме, занятием Вены Наполеоном, поражение австро-русской армии под Аустерлицем. Австрия заключила унизительный Пресбургский мир, а Пруссия вступила в наступательный и оборонительный союз с Францией. В 1806 г. разрыв этого союза и последовавший затем разгром Пруссии войсками Наполеона вновь вызвал Россию к борьбе с Францией. Несмотря на только что открывшуюся войну с Турцией, которая затянулась на целых семь лет (1806 - 12), и на шедшую еще с 1804 г. войну с Персией, вспыхнувшую вследствие утверждения русских в Закавказье, Александр, ради спасения Пруссии, в 1806 г. объявил войну Наполеону. Правительство прибегло к экстренным мерам для поднятия воинственного воодушевления в войске и народе. От имени Святейшего Синода Наполеон приравнивался к антихристу и борьба с ним объявлялась религиозным подвигом. Кампания была начата неудачно, вследствие ошибок дряхлого Каменского , назначенного главнокомандующим. Заменивший его Бенигсен выдержал натиск Наполеона при Прейсиш-Эйлау (январь 1807). В конвенции, заключенной между Россией и Пруссией, были намечены довольно широкие планы: изгнание французов за Рейн, превращение Германии в новую конституционную федерацию под покровительством Австрии и Пруссии. Россия не выговаривала себе ничего и соглашалась даже на гарантирование неприкосновенности Турции, несмотря на то что в это самое время шла русско-турецкая война. Австрии и Англии за присоединение к конвенции были обещаны территориальные приращения, но обе державы остались в стороне, усматривая в коалиции шаг к возвышению Пруссии. Поражение Бенигсена под Фридландом (июнь 1807 г.) заставило Россию думать о мире, в то время как и сам Наполеон, искавший союзников на континенте, наметил для этого Россию. Так подготовилась комбинация, закрепленная тильзитским свиданием (июль 1807 г.). По Тильзитскому договору польская часть Пруссии превратилась в великое герцогство Варшавское, отданное саксонскому королю; Россия получила Белостокскую область и обязалась заключить с Турцией перемирие и вывести войска из Молдавии и Валахии, с тем, чтобы и турки не занимали этих княжеств до заключения мира. Франция брала на себя посредничество между Россией и Турцией, а Россия - между Францией и Англией. В секретных договорах Франция и Россия обязывались помогать друг другу во всех войнах, причем России предоставлялось распространиться за счет Турции до Балкан и отнять Финляндию у союзницы Англии, Швеции. Англия отвергла русское посредничество; английский флот бомбардировал Копенгаген. Россия отвечала на это разрывом торговых сношений с Англией. В 1808 г., после отказа Швеции променять союз с Англией на союз с Россией, открылась русско-шведская война. К ноябрю 1808 г. вся Финляндия была уже занята русскими войсками и 16 марта 1809 г. Боргосский сейм закрепил присоединение Финляндии к России. Между тем, открыв переговоры с Турцией согласно тексту Тильзитского трактата, Александр, на основании словесных условий с Наполеоном, требовал присоединения к России Молдавии и Валахии. Наполеон неожиданно противопоставил этим требованиям притязание на эквивалентное вознаграждение Франции на счет Пруссии, что породило охлаждение франко-русских отношений. Неудачи в Испании, воинственные приготовления Австрии заставили, однако, Наполеона вновь искать поддержки России. В сентябре 1808 г. произошло эрфуртское свидание императоров, во время которого была заключена секретная конвенция: Наполеон отказывался от посредничества между Россией и Турцией и соглашался на присоединение к России дунайских княжеств, а Россия обязывалась помочь Франции на случай войны ее с Австрией. Во время австро-французской войны 1809 г. Россия двинула войска в Галицию и заняла Краков, но, к негодованию Наполеона, воздержалась от серьезных военных действий. В сентябре и октябре 1809 г. русско-шведский и австро-французский конфликты разрешились. По Фридрихсгамскому миру Швеция признала присоединение к России Финляндии и Аландских островов; по Шенбрунскому миру Россия получила Тарнопольскую область в Польше, но большая часть Галиции, вопреки желанию Александра, отошла к Варшавскому великому герцогству, что еще более ухудшило отношение двух императоров. Конец 1809 и начало 1810 г. были заняты переговорами о женитьбе Наполеона на сестре русского императора, великой княжне Анне Павловне , и о заключении конвенции относительно Польши; Россия требовала обязательства, что Польша никогда не будет восстановлена и что великое герцогство Варшавское не будет расширяемо за счет областей старой Польши. Получив отказ в руке великой княжны Анны Павловны, Наполеон отказался утвердить конвенцию о Польше. Россия открыто протестовала против присоединения к Франции герцогства Ольденбургского и нарушила строгость континентальной системы, открыв привоз колониальных изделий под американским флагом. Разрыв с Францией был решен. Обе стороны искали союзников. Франция заключила договоры с Австрией и Пруссией; Р. обеспечила себе нейтралитет Швеции. 12 (24) июня 1812 г. союзные войска перешли Неман, чем и началась Отечественная война. Через четыре дня после ее начала закончилась война России с Турцией, Бухарестским миром, по которому Россия приобрела Бессарабию. В эпоху Отечественной войны на стороне России были лишь Швеция, Англия и Испания. По изгнании французов из России главнокомандующий Кутузов и общественное мнение стояли за прекращение борьбы с Наполеоном, но император Александр объявил, что борьба только начинается. В декабре 1812 г. русское войско вступило в великое герцогство Варшавское. Пруссия, после некоторых колебаний, заключила с Россией союзный договор в Калише (в феврале 1813 г.). После побед Наполеона над союзными войсками при Люцене и Бауцене союзники отступили к Бреславлю; состоялось перемирие, предложенное самим Наполеоном. 15 июля Австрия заключила с союзниками секретную конвенцию, с обязательством начать войну с Францией, если Наполеон не примет их условий. Конгресс в Праге оказался бесплодным; война возобновилась с участием Австрии. После поражения маршала Вандамма при Кульме союз России, Пруссии и Австрии был скреплен в Теплице: союзники обязались не вступать с Наполеоном в сепаратные переговоры. 6 (18) октября произошла "битва народов" под Лейпцигом. Наполеон, разбитый наголову, отступил к Рейну, а по присоединении к коалиции Баварии перешел за Рейн. Во Франкфурте-на-Майне Александр получил весть о заключении Гюлистанского мира с Персией, которым Россия упрочила за собой завоевания на Кавказе. Среди союзников открылись несогласия: Австрия и Англия все сильнее тяготели к миру, Пруссия колебалась, Александр настаивал на дальнейшем движении. В январе 1814 г. союзники вступили во Францию и, после мирного конгресса в Шатильоне, столь же бесплодного, как и конгресс в Праге, скрепили коалицию договором в Шомоне (17 февраля 1814 г.), по которому Россия, Австрия, Англия и Пруссия обязались в течение 20 лет выставлять по 150 тысяч войска в случае отклонения Францией предложенных ей условий. 18 (30) марта 1814 г. Париж был занят союзниками. На Венском конгрессе, открывшемся по низложении Наполеона, Александр выдвинул два требования: присоединение великого герцогства Варшавского к России и части Саксонии - к Пруссии. Против этого восстали Франция и Австрия. Стараниями Талейрана и Меттерниха Франция, Австрия и Англия заключили конвенцию, к которой примкнули Бавария, Вюртемберг, Нидерланды и Ганновер и которая была направлена против России. Решено было начать войну, подняв против России Швецию и Турцию. Бегство Наполеона с Эльбы расстроило эти планы. Наполеон нашел текст конвенции, забытый Людовиком XVIII во дворце при выезде из Парижа, и переслал его Александру. Тем не менее Александр возобновил договор с Австрией, Пруссией и Англией на прежних началах, причем часть великого герцогства Варшавского была присоединена к России под именем царства Польского и получило 15 ноября 1815 г. конституционную хартию; Познань, Бромберг и Тауроген выделены Пруссии, Краков объявлен вольным городом, Величка и Тарнопольская область отошли к Австрии. По окончании борьбы с наполеоновской Францией Александр, подпавший под власть мистических влияний, поставил краеугольным камнем своей европейской политики акт священного союза, им собственноручно написанный. Мечта Александра сделать из этого союза оплот европейского мира и орудие осуществления евангельских начал в международной политике разрешилась на практике превращением союза в оплот европейской реакции. Россия, Австрия, Пруссия и Англия составили Верховный совет, ведающий дела всей Европы; на Аахенском конгрессе (1818) к нему присоединилась и Франция. Англия скоро отстранилась от этой охранительной политики, Франция держалась ее непоследовательно, не участвовала в решениях Троннауского и Лайбахского конгрессов и лишь в Вероне взяла на себя восстановление, вооруженной рукой, неограниченной монархии в Испании. Тем теснее сплотились Россия, Австрия и Пруссия. Душой союза стал Меттерних, подчинивший своему влиянию императора Александра, что сказалось с особенной силой, когда вспыхнуло восстание Греции против Турции. Под влиянием Меттерниха Александр осудил на Лайбахском конгрессе греческое движение, как проявление революционного духа, не обратив внимания на особенности греческого вопроса, обусловленные политической ролью России на православном Востоке. Грек Каподистрия , управлявший иностранными делами России, получил отставку и был замещен Нессельроде ; вождь греческих инсургентов Ипсиланти был исключен из русской службы; грекам было официально отказано в русской помощи. Перед смертью Александр изменил свое отношение к восточному вопросу, убедившись в двуличности Меттерниха. Дипломатические сношения России с Турцией были прерваны, и только смерть помешала Александру открыть военные действия против Турции. Император Николай I тотчас по воцарении резко выразил намерение держаться самостоятельного образа действий в восточном вопросе. Несмотря на открытие в 1826 г. войны с Персией из-за пограничных споров, Турции, помимо посредничества европейских держав, был предъявлен ультиматум, с требованием выполнить все принятые ею по Бухарестскому трактату обязательства. Устрашенная Порта заключила с Россией Аккерманскую конвенцию, в которой за Россией признавались спорные пункты на Черном море и право покровительства над Молдавией, Валахией и Сербией. По греческому вопросу Россия вошла в соглашение сначала с Англией, Петербургским протоколом, а затем с Англией и Францией - Лондонским договором 1827 г., которым державы обязались добиться от Турции необходимых для Греции реформ на началах полного самоуправления, с сохранением верховной власти султана. Ободренные греки провозгласили независимость от Порты, выработали конституцию и выбрали Каподистрию президентом. Австрия не только не присоединилась к Лондонскому договору, но убеждала Турцию отвергнуть всякое иностранное вмешательство в греко-турецкую распрю. За Австрией следовала Пруссия. Порта приняла совет Австрии, на что подписавшие Лондонский договор державы ответили сожжением турецко-египетского флота под Наварином. Султан приказал захватывать русские торговые суда на Черном море и призвал мусульман к борьбе с неверными. Вслед за окончанием войны с Персией Туркманчайским договором 10 февраля 1828 г., по которому Россия приобрела Эриванскую и Нахичеванскую области, русские войска перешли Прут (2 апреля), заняли Молдавию и Валахию, взяли 6 крепостей по Дунаю и кончили кампанию взятием Варны. В то же время в Азии были взяты Карс, Ахалцых и ряд пунктов по Черному морю. Англия, где переменилось министерство, отшатнулась между тем от Греции и России; Австрия хлопотала о заключении мира между Россией и Турцией не иначе как за ручательством Европы. Весной русская армия возобновила кампанию и по взятии в Азии Эрзерума, а в Европе - Силистрии, двинулась за Балканы, заняла Адрианополь и вынудила у султана просьбу о мире. Адрианопольский мир (1829) был заключен на следующих условиях: Россия приобрела устья Дуная и все восточное побережье Черного моря. Молдавия, Валахия и Сербия получили важные преимущества; для Греции Порта признала все основания Лондонского договора, а вскоре за тем, в обмен на уменьшение военной контрибуции - и полную ее независимость. Исход войны вызвал озлобление Австрии и Англии, которые стремились поставить целость Турции под охрану и ручательство всей Европы. Император Николай сам был убежден в необходимости сохранения Турции для избежания общеевропейской войны, но он отклонил план общеевропейской гарантии, видя в нем выражение недоверия к России. Под влиянием исхода русско-турецкой войны намечалось сближение Австрии с Англией, России - с Францией, которая мечтала с помощью России вернуть потерянные в 1814 г. границы - Рейн и Альпы. Июльская революция 1830 г. опрокинула все эти комбинации. Англия, где торийское министерство сменилось вигистским, протянула руку монархии Людовика-Филиппа, а в противовес англо-французскому союзу снова сплотился нарушенный восточным вопросом тройственный союз России, Австрии и Пруссии, на старых началах полицейской опеки. Пруссия обязалась наблюдать за Северной Германией, Австрия взяла на себя охрану всего юга Европы, Россия - надзор за Польшей и за сохранением мира на Балканском полуострове. Впрочем, отношения союзников не отличались прочностью. Пруссия тяготела к Англии и мечтала о реорганизации германского союза. Австрия, хотя и извлекла для себя выгоду из сближения с Россией, присоединив Краков вопреки желаниям берлинского двора, тоже была далека от искренней солидарности с Россией, боясь успехов последней на Балканском полуострове. Поэтому, когда между Францией и Англией возник раздор из-за испанских браков, Австрия обнаружила склонность к сближению с Францией. В восточном вопросе тройственный союз, усилив в период 1830 - 1848 годов противорусскую агитацию Франции и Англии, не создал для России надежной поддержки со стороны союзников. В Греции, после убийства Каподистрии, свирепствовала борьба двух партий - русской, избравшей в президенты брата Каподистрии, и англо-французской, стоявшей за утверждение в Греции конституционных учреждений. Избранный на греческий престол баварский принц Оттон подчинился англо-французскому влиянию и подверг официальному гонению вождей русской партии. В Турции после Адрианопольского мира русское влияние сильно возросло. Во время восстания египетского паши, завоевавшего Сирию и грозившего разрушить Турецкую империю, Россия поддержала Турцию посылкой военной эскадры и 15-тысячной армии к Константинополю, после чего в июне 1833 г. между Россией и Турцией был заключен Ункияр-Искелесский договор о взаимном союзе, и Порта, в тайной статье, обязалась закрыть вход в Дарданеллский пролив для военных судов всех держав. Усилия западноевропейских держав сосредоточиваются с тех пор на том, чтобы заменить единоличное влияние России на Турцию поставлением Турции под совокупную охрану всех держав. Руководительницей этих усилий явилась Австрия, выдававшая себя за союзницу России и пользовавшаяся этим союзом в своей охранительной политике на западе. На свидании императоров в Мюнхенгреце (1833) Россия и Австрия обязались конвенцией действовать сообща в восточном вопросе. Австрия смотрела на эту конвенцию лишь как на первый шаг к отмене ункияр-искелесских условий и замене их общеевропейским контролем над Турцией; Меттерних настаивал поэтому на сообщении Мюнхенгрецкой конвенции Англии и Франции. Россия отклонила это предложение, но, по возобновлении в 1838 - 1839 гг. восстания египетского паши, Австрия добилась своей цели. В июле 1839 г. Порте было предложено от имени пяти великих держав предоставить упорядочение турецко-египетских отношений их совокупному вмешательству. Принудив (вопреки воле Франции) египетского пашу отказаться от Сирии, державы заключили в 1841 г. совокупную конвенцию с Турцией, по которой Босфор и Дарданеллы были объявлены закрытыми для судов всех наций, не исключая и России. Революционные движения 1848 г. снова выдвинули на первый план во внешней политике России задачу поддержки реакции. Уступки прусского короля конституционным требованиям вооружили императора Николая против Пруссии, что выразилось в военной демонстрации во время прусско-датского конфликта. Тем ревностнее была помощь, оказанная Россией Австрии. Австрийское правительство получило русскую субсидию в 6 миллионов рублей, а в 1849 г. к денежной помощи присоединилась военная: венгерское восстание было усмирено русской армией. Поддержка России была оказана Австрии и во время австро-прусского столкновения по вопросу о внутреннем устройстве Германии. На съездах государей в Варшаве император Николай выступил посредником между Австрией и Пруссией, но это посредничество носило характер давления со стороны России на Пруссию в интересах Австрии, перешедшего затем и в военные угрозы. Пруссия уступила и, по Ольмюцкому соглашению, отказалась от притязаний на гегемонию хотя бы только в Северной Германии. Временное замирение Европы было завершено признанием Европой вновь народившейся империи Наполеона III, к чему, под давлением Австрии, присоединилась и Россия. Однако император Николай настоял на заключении тайной конвенции между Россией, Австрией, Пруссией и Англией, с обязательством совместно охранять status quo от наступательных действий Франции. Уверенный в Австрии и Пруссии и игнорируя Францию, император Николай предположил решить восточный вопрос совместно с Англией, путем раздела Турции. Но Англия, по-прежнему стоявшая на страже целости Турции, предпочла союз с Францией, и когда условившийся спор из-за "святых мест" повлек за собой введение русских войск в дунайские княжества, Англия и Франция ввели свои флоты в турецкие проливы. Вскоре после объявления султаном войны России (1853), Франция и Англия тоже ей объявили войну (1854). Ни Австрия, ни Пруссия не откликнулись на призыв России о помощи, а когда союзники осадили Севастополь, Австрия приняла их сторону и стала призывать к вооружению весь германский союз. Внешняя политика императора Николая, стремившаяся совместить поддержку реакционных правительств на Западе с водворением русской гегемонии на Востоке, привела таким образом к разрыву с Россией всей сплотившейся против нее Европы. В Азии за время царствования императора Николая I Россия последовательно закрепила за собой, после ряда военных экспедиций против хивинцев и кокандцев, Киргизскую степь, низовья Сырдарьи, Заилийский край, на дальнем востоке Сибири - левый берег и устье Амура. Война с Турцией и ее союзниками закончилась уже при императоре Александре II Парижским миром (1856), по которому Черное море объявлено нейтральным, Россия утратила право содержать там военный флот, установлена свобода плавания по Дунаю и автономия дунайских княжеств. Следствием войны была замена русско-австрийского единения русско-прусским; вместе с тем началось сближение России и Франции, основанное на желании России добиться пересмотра Парижского трактата и на желании Франции добиться пересмотра венских постановлений 1815 г. Во время австро-французской войны 1859 г. Россия взяла сторону Франции; Наполеон стал думать о формальном союзе с Россией, который, однако, был отклонен. Движения среди балканских славян против турецкого господства и резня христиан в Сирии поддержали на время франко-русское сближение, так как Наполеон, совместно с Россией, склонялся к покровительству угнетенным народностям; но разразившийся в 1863 г. польский мятеж резко порвал это сближение и еще крепче сплотил Россию с Пруссией. В то время как Франция, Англия и Австрия предприняли дипломатическое давление на Россию в защиту Польши, Пруссия проповедовала необходимость строжайшей репрессии в польском вопросе. Россия пыталась закрепить связь с Пруссией формальным союзом, но Бисмарк отклонил этот план, боясь, что союз поможет России разгромить Австрию, но вся тяжесть войны с Францией падет на одну Пруссию. Шлезвиг-Гольштейская война 1864 г. не охладила русско-прусских симпатий, хотя Россия и возвышала голос на Лондонской конференции за сохранение недробимости датских владений. Во время австро-прусской войны 1866 г. Р. опять стояла на стороне Пруссии, а во время франко-прусской войны 1870 г. не только сохранила дружественный Пруссии нейтралитет, но и принудила к тому же Австрию и Италию. Смотря на победы Пруссии как на разрушение Парижского трактата 1856 г., Россия не замедлила провозгласить восстановление своих прав на Черном море, что и было утверждено на Лондонской конференции 1871 г. После образования Германской империи снова восстановилось тройственное соглашение России, Австрии и Германии в видах совместного поддержания европейского мира. В 70-х годах опять выдвинулся на первый план восточный вопрос. В 1875 г. Россия, совместно с Австрией, Германией и Францией, безуспешно старалась посредничать между Турцией и восставшими герцеговинами. Болгарское восстание, турецкие зверства в Болгарии, война Сербии и Черногории против Турции вызвали Рейхштатское соглашение между Россией и Австрией на следующих началах: в случае победы Турции державы обязывались не допускать никаких изменений в положении восставших княжеств, в случае победы княжеств - не допускать с их стороны никаких территориальных урезок Турции. Австрия выговаривала себе вознаграждение в Боснии и Герцеговине, Россия - участок Бессарабии, отторгнутый у нее в 1856 г. Разгром княжеств Турцией был остановлен русским ультиматумом. По предложению России дважды собиралась европейская конференция в Константинополе и Лондоне для обсуждения восточного вопроса. После того как Турция, побуждаемая Англией, отвергла все выработанные на этих конференциях требования, Россия объявила Турции войну (12 апреля 1877 г.). Бисмарк побуждал Россию к решительному шагу; Австрия обещала дружественный нейтралитет и дипломатическое содействие, Англия протестовала против объявления войны. Из славянских княжеств только Черногория возобновила военные действия против Турции; Сербия не тронулась, Румыния первоначально ограничилась пропуском русских войск через свои владения и лишь впоследствии присоединила свои войска к русской армии. Перейдя Дунай, русские войска взяли Тырново и Никополь, в Азии - Ардаган и Баязет; но затем в Азии была сняла осада Карса, а в Европе начались неудачи под Плевной. После организованной Тотлебеном блокады, Плевна вместе со всей армией Осман-паши сдалась, а незадолго до того в Азии был взят Карс. Перейдя через Балканы, русская армия заняла Филиппополь и Адрианополь. Турция просила мира. В виду Константинополя, русская армия была остановлена согласием Турции на выставленные Россией предварительные мирные условия. Тогда западные державы вышли из выжидательного положения. Австрия потребовала созвания конгресса в Вене, но по желанию России Вена была заменена Берлином. До созыва конгресса едва не вспыхнула война России с Англией и Австрией, настаивавшими на том, чтобы все условия мира, заключенного между Турцией и Россией в Сан-Стефано, были подвергнуты пересмотру на конгрессе. Истощенная войной и ввиду некоторых уступок со стороны Англии, Россия приняла в конце концов это требование. На Берлинском конгрессе Бисмарк поддерживал Австрию против России и Россию против Англии. Россия получила по берлинскому трактату участок Бессарабии у Дуная, Ардаган, Карс, Батум. Отношения России после конгресса к Англии и континентальным державам не были благоприятны. Англия подчинила своему влиянию, в ущерб России, Афганистан и Порту; Германия и Австрия заключили в 1879 г. договор, направленный против России, с обязательством помогать друг другу в случае нападения со стороны России и оставаться в дружественном нейтралитете в случае нападения на одну из них какой-либо другой державы. Этот договор нанес смертельный удар тройственному союзу России, Австрии и Германии. В царствование императора Александра II были сделаны значительные успехи по части распространения русских владений в Азии. В 1856 - 64 годы покорен Кавказ, в 1858 - 60 годах присоединен от Китая Амурский и Уссурийский край, в 1864 - 81 годах сделан ряд крупных поступательных шагов в глубь Средней Азии: в 1864 г. взят Чимкент, в 1865 г. - Ташкент, в 1866 г. образовано Туркестанское генерал-губернаторство, в 1868 г., по взятии Самарканда, присоединена Зеравшанская область, в 1870 г. занят Мангышлак, вопреки протестам Англии. В 1873 г. предпринята экспедиция в Хиву, доставившая России правый берег Амударьи и прилегающие к нему хивинские земли, часть которых Россия уступила Бухаре; хивинский хан отказался от права внешних сношений без ведома России. Плавание по Амударье было предоставлено исключительно России, которая получила также право свободной торговли в Хиве. В Хиве уничтожалось рабство. Торжественный по содержанию договор был заключен и с Бухарой. В 1876 г. к России присоединено все Кокандское ханство, под именем Ферганской области. В 1881 г. завоеван Ахалтекинский оазис и образована Закаспийская область. В царствование императора Александра III завершилось разрушение тройственного союза России, Австрии и Германии. Первые годы этого царствования были еще отмечены внешними знаками прежнего единения - свиданиями императоров в Данциге, Скерневицах и Кремзире. Но в то же время Германия и Австрия возобновили в 1882 г., на шесть лет, договор 1879 г., направленный против России, а затем к этому договору присоединилась Италия. Во время столкновения России с Англией в Центральной Азии Германия, однако, поддержала Россию, выразив султану одобрение за то, что он не пропустил английского флота через Дарданеллы в Черное море. Вскоре события в Болгарии обострили отношения России к союзным державам и повели к формальному расторжению союза. Неодобрение со стороны России филиппопольского переворота 1885 г., попытка установить над Болгарией русский протекторат, отказ России признать Фердинанда Кобургского князем соединенной Болгарии встревожили Австрию, боящуюся усиления русского влияния на Балканском полуострове. Противоположность интересов России и Австрии обнаружилась со всей ясностью и повела к взаимному охлаждению. Бисмарк долго старался удержать за Германией роль примирительницы и посредницы, но существование союзного договора между Германией, Австрией и Италией, который в 1888 г. был обнародован официально, устраняло для России всякую возможность дорожить единением с Германией и Австрией. С начала 90-х годов Россия все теснее сближается с Францией, парализуя значение тройственного союза Германии, Австрии и Италии и содействуя тем самым большей устойчивости европейского мира. В Средней Азии распространение русских владений дошло, наконец, до границ Афганистана; центр тяжести англо-русских конфликтов в азиатской политике переместился на крайний восток Азии, соперничество из-за влияния на среднеазиатские ханства сменилось соперничеством из-за влияния на Китай. В связи с очерченным ходом внешней политики пределы империи охватывали: при кончине императора Александра I - 339 871 квадратных миль; при кончине императора Николая I - 375 774 квадратных миль; при кончине императора Александра II - 389 311 квадратных миль. Внутренняя история России за XIX столетие разбивается на два периода. Первая половина века уходит на отдельные, лишенные последовательности попытки правительства подойти к разрешению очередной проблемы социально-политического переустройства. Во второй половине столетия разрешение крестьянского вопроса тотчас же вызывает реформирование многих других сторон прежнего порядка в сфере управления, суда, финансов, просвещения. Россия вступила в царствование Александра I с двумя остро поставленными задачами - реформы политической и реформы социальной, но без определенно выясненного плана их разрешения. В начале царствования, под свежим впечатлением террора предыдущей эпохи, новый государь и его ближайшие сотрудники склонны были выдвинуть на первый план политическую реформу. Тотчас по воцарении Александра I восстановлены были отмененные императором Павлом жалованные грамоты дворянству и городам, отменена Тайная экспедиция и пытка, облегчены цензурные стеснения. Император Александр составил из своих интимных друзей негласный комитет для обсуждения преобразовательной программы. В комитете был поднят и крестьянский вопрос, но, ввиду разногласий по этому вопросу среди наиболее приближенных государю лиц, деятельность комитета сосредоточилась на обсуждении политической реформы, причем члены комитета, подобно самому государю, мечтали об установлении в России представительного образа правления. Однако преобразовательные меры первых лет далеко не соответствовали широте этих замыслов и ограничились: 1) учреждением в 1801 г. непременного совета, с законосовещательным характером и задачей "поставить силу и блаженство империи на незыблемом основании закона", 2) обнародованием в 1802 г. именного указа о правах и обязанностях Сената, в котором Сенату давалось, между прочим, право представлять государю о неудобствах, неясностях или взаимной несогласованности законов и указов и 3) учреждением министерств, в котором был подчеркнут принцип ответственности министров. На практике, однако, непременный совет не получил большого значения; сенатская ремонстрация была ограничена законами, изданными до обнародования указа 1802 г. о правах Сената; принцип министерской ответственности остался мертвой буквой. Единственным осязательным результатом первых преобразовательных опытов явилось установление министерств, т. е. завершение процесса, намеченного уже в царствование Екатерины II, после реформы 1775 г. Указ 12 декабря 1801 г. распространил право дворян приобретать земельную собственность на все свободные состояния, включая в государственных крестьян. Частная инициатива графа Румянцева вызвала издание закона 20 февраля 1803 г. о вольных хлебопашцах, который предоставил землевладельцам отпускать крестьян на волю с землей, на условиях, устанавливаемых свободным соглашением. Этот закон имел более моральное, чем реальное значение; количество сделок, совершенных на его почве, было ничтожно, но его издание произвело сильное впечатление на дворянство как первый акт законодательной инициативы в освободительном направлении. Недостаточность результатов, достигнутых в первый период преобразований, объяснялась как торопливостью преобразовательной работы, так и отсутствием полного единства взглядов в руководящих сферах. За единодушным восторгом, которым общество встретило обещание нового государя царствовать "по духу и по сердцу его бабки", скрывалось далеко не одинаковое понимание смысла этого обещания. Одни ждали дальнейшего развития задач, выдвинутых жизнью в эпоху Екатерины, и мечтали об утверждении законности, о превращении сословных привилегий в общегражданские права; другие желали полного возвращения к екатерининским порядкам, понимали обеспечение законности в форме восстановления прежнего значения Сената и отнюдь не хлопотали о равенстве всех сословий перед законом. Первые преобразования императора Александра осуществлялись среди борьбы двух противоположных направлений. Прерванная участием России в европейских коалициях 1805 - 6 годов против Наполеона, преобразовательная работа возобновилась в 1809 г. Приближение к Александру Сперанского придало этой работе новый оттенок. Отдельные опыты уступили место выработке систематического плана реформы, над которым работал Сперанский. При этом политическая реформа еще сильнее заслонила собой реформу социальную. Признавая уничтожение крепостного права необходимым элементом обновления России, Сперанский отодвигал осуществление этой проблемы в далекое будущее, предлагая начать с преобразования государственного строя. Основные начала его плана были следующие: разделение властей законодательной, исполнительной и судебной между тремя параллельными рядами учреждений, скопированных Сперанским с французской конституции XVIII века, и выборный состав всех этих учреждений, причем избирателями и избираемыми должны были явиться земельные собственники всех сословий, включая и государственных крестьян. Откладывая крестьянскую эмансипацию, Сперанский считал необходимым создание сверху политической аристократии, получающей полномочия от народа и состоящей из старших сыновей знатных фамилий. Органом этой аристократии намечался Государственный совет, как высшее учреждение, хранящее законы. Исполнение плана, который было предположено вводить по частям, остановилось на двух актах - новом учреждении Государственного совета 1810 г., и министерств 1811 г. Падение Сперанского, Отечественная война и поворот правительства в сторону реакции помешали дальнейшему выполнению плана, но и осуществленные его части, будучи вырваны из общего контекста, далеко не соответствовали первоначальным намерениям реформатора. Государственный совет, вместо того чтобы явиться объединяющим органом высших установлений - законодательного, судебного и исполнительного, - сам занял место Государственной думы, причем личный состав его был сделан не выборным, а коронным. Преобразование министерств (1811) совершенно обошло принцип министерской ответственности; расширение прав министров не согласовалось с правильным соотношением исполнительной и законодательной власти. Преобразование Сената и введение новых областных учреждений, намеченных в плане 1809 г., не состоялось. Хотя Александр и во вторую половину царствования не покидал вполне прежних конституционных планов, что выразилось в даровании конституции Царству Польскому (1815), в обещании распространить "законосвободные учреждения" и на прочие части империи, в поручении Новосильцеву составить проект конституции для России, тем не менее наступившая эпоха "священного союза" сопровождалась и во внутренней политике водворением обостренной реакции. Неограниченный фавор Аракчеева ознаменовался господством гнетущего произвола и сопровождался рядом мер, резко противоречащих как стремлениям первой половины царствования, так и направлению тех проектов, которые не переставали занимать государя. Одновременно с обсуждением многочисленных и разнообразных проектов освобождения крепостных крестьян, в составлении которых принял участие и сам Аракчеев, учреждаются военные поселения (1816), посягавшие на свободу значительной массы населения; одновременно с изготовлением "уставной грамоты Российской империи", как называлась новосильцевская конституция, создается новая организация цензуры, сковавшая печатное слово, и развертывается во всю ширь полицейская деятельность Министерства народного просвещения, характеризуемая подвигами Магницкого . Поворот правительства в сторону реакции совпал с подъемом либеральных настроений в передовых кругах общества. Отечественная война, явившаяся великим актом народной самодеятельности, обострила в обществе национальное чувство и сознание права на личную и общественную свободу, а заграничные походы близко познакомили военную молодежь с прогрессивными течениями западноевропейской жизни. Ввиду начавшейся сверху реакции, преобразовательные стремления молодежи нашли себе исход в основании тайных обществ. Зревшие в этих обществах планы представляли собой дальнейшее развитие тех самых идей, которые занимали Александра в начале его царствования. На очередь опять ставились сразу обе реформы - политическая и социальная. По мере развития движения первоначальная организация - "Союз благоденствия" - разбилась на два самостоятельные общества, Северное и Южное. В первом преобладали конституционно-монархические тенденции, во втором господствовали стремления республиканские. Оба союза наряду с изменением формы правления ставили себе задачей разрешение крестьянского вопроса, причем намечалось как освобождение безземельное, так и наделение освобожденных крестьян землей. Наименее разработанным оставался вопрос о путях и средствах к практическому осуществлению всех этих планов. Смерть императора Александра и возникшие недоразумения по вопросу о престолонаследии застали членов тайных обществ врасплох. Попытка государственного переворота, произведенная 14 декабря 1825 г. вождями Северного общества, привела к полному разгрому тайных организаций. С воцарением императора Николая I закончились правительственные колебания между различными преобразовательными программами. Политическая реформа была окончательно снята с очереди. Новое правительство поставило себе две цели: охранение существующего политического строя путем подавления всяких зародышей общественной самодеятельности и постепенную подготовку крестьянской реформы, но без всякого участия общества, путем канцелярско-бюрократическим. Но и в таких пределах преобразовательная работа в царствование императора Николая I подвигалась робко и с частыми перерывами. Революционные взрывы на западе Европы в 1830 и 1848 годах тотчас возбуждали мысль о возможности их отражения в России и побуждали правительство приостанавливать разработку очередных реформ и сосредоточиваться на усилении полицейской опеки над общественной жизнью. В начале царствования секретный комитет, учрежденный в 1826 г., выработал проект различных изменений в центральных и губернских учреждениях, а также в положении сословий, преимущественно крепостных крестьян; но после 1830 г. работы комитета были остановлены, а проект о состояниях, прошедший уже через Государственный совет, не был обнародован. По умиротворении Европы правительство вернулось к преобразовательным попыткам и в течение 30-х и 40-х годов сделало несколько шагов, подготовлявших почву для разрешения крестьянского вопроса. Рядом указов была подчеркнута необходимость ограничения помещичьей власти во имя государственного характера института крепостного права. При всем их теоретическом значении, эти указы имели весьма ничтожное действие в смысле практического приступа к предстоящей реформе. Запрещение продажи крестьян в розницу (1841) и покупки крестьян безземельными дворянами (1843), предоставление крестьянам права выкупаться на волю с землей при продаже имения за долги помещика (1847), предоставления всем крестьянам вообще права приобретать недвижимую собственность (1848) затрагивали лишь частности крестьянского вопроса. Попытка более общей меры была выдвинута графом Киселевым в секретном комитете 1839 - 1844 гг. и осуществилась в форме указа об обязанных крестьянах (1842), которым устанавливалось личное освобождение крестьян, с прикреплением их к земле, остающейся в собственности помещика, но поступающей в обязательное пользование крестьян на точно договоренных и неизменных условиях. Применение этой меры было предоставлено свободной инициативе помещиков, почему ее и постигла на практике та же участь, что и указ о свободных хлебопашцах. Этим ограничились результаты работ многочисленных комитетов николаевского царствования по вопросу о владельческих крестьянах. Опасение оппозиции со стороны дворянства заставило выделить из общего вопроса о крестьянах устройство казенных крестьян, как подготовительный приступ к общей крестьянской реформе. Управление казенными крестьянами было вверено вновь организованному Министерству государственных имуществ. Направитель реформы, граф Киселев, стремился заменить прежний исключительно фискальный характер управления казенными крестьянами системой покровительства, направленного к улучшению материального быта казенных крестьян, поднятию их образования и ограждению дарованных им прав от произвольных посягательств. Полному осуществлению всех этих благих целей мешал, однако, чисто бюрократический характер выработанных Киселевым учреждений. В 1846 г. были изданы положения о новом устройстве городского общественного управления в Петербурге и Москве (см. Город, IX, 325). Все прочие мероприятия, проведенные правительством императора Николая, носили более или менее охранительный характер. Обширные кодификационные работы имели целью фиксировать действующее право; изменения, произведенные в административных учреждениях, - расширение собственной Его Императорского Величества канцелярии рядом новых отделений, усиление коронного элемента в областных учреждениях, ограничение дворянского выборного представительства вновь введенным цензом, - выражали собой рост бюрократической централизации за счет самодеятельности общества. С 1848 г. преобразовательная деятельность вообще приостанавливается. Реакционно-охранительные течения окончательно берут верх и достигают наивысшего развития. Между тем господствующие интересы передовых кругов общества все более переходили от отвлеченно-философских вопросов, всецело занимавших поколение 30-х годов, к планам практического переустройства обветшавшего "старого порядка". Неудачи Крымской кампании наглядно обнаружили непригодность бюрократическо-крепостнического режима и дали могучий толчок разносторонним преобразованиям последующего царствования. Неотложность этих преобразований обусловливалась как напряженным обострением междусословной розни, так и затруднительным состоянием государственного и народного хозяйства. Усиление военного бремени и безрезультатность попыток социального преобразования устраняли коренную финансовую реформу в течение всей первой половины XIX века. Для поправления финансов за все это время принимались лишь частные, паллиативные меры. Первое десятилетие XIX века ознаменовано хроническим дефицитом, для сокращения которого применялись лишь два средства - все новые выпуски ассигнаций и займы на крайне невыгодных условиях (см. Финансы). С 1817 г. Министерство финансов (Гурьев ) ставит на очередь сокращение количества ассигнаций путем займов, но все его усилия привели лишь к незначительному и кратковременному возвышению курса ассигнаций. Канкрин , заменивший Гурьева в 1823 г., тотчас прекратил как выпуск новых, так и изъятие из обращения старых ассигнаций, общее число которых с тех пор оставалось неизменным до 1843 г. - около 600 миллионов рублей. Программа Канкрина была изворачиваться естественными доходами государства, избегать займов, облегчать повинности, поднять хозяйственное положение народа. Обстоятельства не позволили, однако, выполнить эту программу. Возрастание чрезвычайных военных издержек, недоимок и дефицитов по-прежнему остается хроническим явлением; по-прежнему недостатки пополняются займами, заимствованиями из казенных кредитных учреждений и повышением налогов без изменения общих основ налоговой системы, всей тяжестью ложившейся на низшие слои населения. Единственной крупной финансовой реформой этого периода является уничтожение ассигнаций, место которых вскоре, однако, заняли кредитные билеты. Успехи народного хозяйства сковывались двойным бременем государственного милитаризма и народной закрепощенности. В царствование императора Александра I официально свидетельствовалось, что "продукты империи не находят более рынков за границей, мануфактуры ее крайне подавлены, монета быстро утекает в отдаленные страны, солиднейшие торговые дома находятся в опасности, сельское хозяйство и торговля, так же как и фабричная промышленность, стоят на краю банкротства". Развитие отечественной промышленности поддерживалось лишь системой усиленного покровительства. После краткого уклонения в сторону фритредерской политики (либеральный тариф 1819 г.) правительство снова возвращается к покровительственной системе, не изменяя ей вплоть до начала 50-х годов. В оборотах нашей внешней торговли за первую половину XIX века цена отпуска увеличилась почти в 10, а привоза в 12 раз. Количество фабрик увеличилось за полстолетия с 2 до 9 тысяч. Ограниченные размеры внутренних народнохозяйственных оборотов в дореформенный период XIX века наглядно обрисовываются тем, что в деятельности заемного и коммерческого банков операции, предназначенные к оживлению торговли и промышленности, составляли наименьший процент оборотов. Капиталы почти не получали промышленного употребления, что выражалось усиленным накоплением в банках частных вкладов. Понижение процента по вкладам (с 5 на 4) и по ссудам (с 6 на 5), произведенное в 1830 г., нисколько не повлияло ни на сокращение вкладов, ни на увеличение количества ссуд. За недостатком частной предприимчивости, свободные капиталы были употребляемы правительством на казенные надобности. Учет векселей составлял не более 4% всех оборотов заемного банка, а учет товаров - 2 1/2 %. Но если крепостной строй тормозил промышленное развитие, то, с другой стороны, это развитие, при всей скромности своих успехов, приближало разрушение крепостного строя. Смена натурального хозяйства меновым назрело уже в дореформенный период. Торговый сбыт земледельческих продуктов поднимал ценность земли; малопроизводительный крепостной труд, вознаграждаемый земельным наделом, начинал все более тяготить землевладельца. Идея замены крепостного труда вольнонаемным начинала все шире распространяться среди самих помещиков. К половине века и политические, и экономические, и моральные условия - и соображения государственной безопасности, и выгоды самих землевладельцев, и требования нравственного чувства, высказывавшиеся в литературе, - одинаково ставили на первую очередь крестьянскую реформу. В царствование императора Александра II совершился наконец этот заключительный акт эмансипационного процесса, начатый в прошлом веке раскрепощением дворянства. Правительство нового царствования приступило к преобразованиям без предварительно разработанного систематического плана. Первый шаг - учреждение секретного комитета (1856) - заставлял опасаться продолжения прежней бюрократической волокиты в подготовке реформы. Решающим моментом явилось перенесение работ из стен канцелярий на поприще гласного общественного обсуждения. Открытие губернских комитетов, а затем редакционных комиссий (см. Крестьяне) создало возможность высказаться по крестьянскому вопросу всем общественным группам и укрепило решимость правительства, обнаружив неосновательность прежних страхов перед возможной оппозицией реформе. Основание реформы намечались постепенно. В секретном комитете был установлен всего один основной принцип будущей реформы: дарование крестьянам личной свободы, без выкупа. Высочайший рескрипт 20 ноября 1857 г. намечал весьма неопределенную постановку экономической стороны реформы, а именно десятилетний переходный период, с предоставлением крестьянину в пользование земельного участка, за оброк и барщину, и с оставлением за помещиком вотчинной полиции, причем вопрос о дальнейшем земельном устройстве крестьян по истечении десятилетнего периода совершенно не был затронут. К 1858 г. печать и группы меньшинства в губернских комитетах повлияли на новую постановку реформы. Известные письма Ростовцева к государю (см. Крестьяне) обнаружили, что в руководящие сферы проникли идеи выкупа земельных наделов, вотчинной власти помещика, крестьянского самоуправления. С этого момента борьба сосредоточивается на вопросах о способах выкупа и о размерах надела. Депутаты первого призыва настаивали на обязательности выкупа, но при условии уменьшения наделов и увеличения крестьянских повинностей; депутаты второго призыва пытались возродить идею безземельного освобождения, исходя из положения о неприкосновенности прав частной собственности. Редакционные комиссии защищали необходимость освобождения крестьян с землей, выдвигая, в противовес соображениям гражданского права, политическое значение реформы; но, согласно Высочайшей воле, ими был принят не обязательный, а добровольный выкуп (в 1863 г. применен обязательный выкуп для западных губерний, в 1864 г. - для Царства Польского). Прибегая к меньшинствам губернских комитетов, комиссии отстояли административное устройство крестьян на началах сословного самоуправления вопреки требованиям крепостников о поставлении помещиков начальниками сельских обществ. При окончательном обсуждении законопроекта в главном комитете и Государственном совете представителям крепостнической партии удалось добиться сильного понижения норм наделов и введения дарового нищенского надела, а в способе определения крестьянских оброчных платежей (не только по ценности надельной земли, но и по количеству неземледельческих заработков) в скрытом виде был допущен выкуп личной свободы. Несмотря на это, положения 19 февраля 1861 г. составляют величайший момент во внутренней жизни России. Им заканчивался целый период русской истории и открывалась перспектива всестороннего обновления нашего государственного и общественного быта. Уже во время разработки крестьянской реформы из среды общества раздались веские заявления о том, что эта мера есть лишь необходимая прелюдия к общей государственной реформе суда, администрации, земства. Правительство усвоило эту программу и привело ряд дальнейших преобразований, но при этом проявило гораздо меньше доверия к общественному мнению. При разработке второй капитальной реформы - земской (см. Земские учреждения) - в правящих сферах уже обозначились все признаки наступившей реакции. Обращение к обществу, в виде учреждения губернских комитетов, повторено не было. Проект реформы был подготовлен в комиссии, с участием лишь некоторых экспертов, и прямо поступил в Государственный совет, который еще несколько расширил основные черты выработанного положения. По идее - всесословная самоуправляющаяся корпорация, земство, в силу установленных в законе 1864 г. оснований избирательного права, сделалось по преимуществу органом поместного дворянства. По кругу предоставленной ему деятельности и по своему положению среди государственных установлений земство явилось специально-хозяйственным учреждением, но и в этих рамках было поставлено под строгий контроль администрации и лишено какой бы то ни было принудительной власти для приведения в действие своих постановлений. Применение положения о новых земских учреждениях было ограничено 33 губерниями. Реформа городского управления (см. Город), законченная в 1870 г., установила всесословное городское самоуправление на началах, в общем аналогичных с самоуправлением земским по положению 1864 г. Судьба этой реформы представила нечто среднее сравнительно с реформами крестьянской и земской. Подобно первой, она была предложена на гласное общественное обсуждение: в 1862 г. в городах были учреждены для этой цели комиссии из представителей от всех сословий города. Подобно второй реформе, она была осуществлена независимо от заявленных со стороны прогрессивной части общества пожеланий. В городских комиссиях намечались весьма широкие основания городского представительства, установление образовательного ценза наряду с имущественным, в видах привлечения к городскому самоуправлению городской интеллигенции, пропорциональное представительство каждого сословия сообразно его численности, введение выборной городской полиции и т. п. Между тем положение 1870 г. установлением трехклассной (прусской) системы выборов создало крайнюю непропорциональность представительства богатого и бедного городского населения, ввело исключительно имущественный избирательный ценз, устранило от выборов квартиронанимателей и установило те же начала компетенции городского управления и административного за ним надзора, что и в земстве. Наибольшей законченностью и последовательностью отличалась судебная реформа (1864). Удачный исход ее обусловливался многими обстоятельствами: 1) ее разработка попала в хорошие руки: юристы, которым она была вверена, с Зарудным во главе, взялись за дело, подобно членам крестьянских редакционных комиссий, с горячим одушевлением; 2) разработка реформы не затруднялась борьбой классовых интересов; 3) она велась систематически, ее руководящие принципы твердо были установлены в самом начале и получили утверждение прежде их детальной разработки. 20 ноября 1864 г. Высочайшим рескриптом было объявлено об открытии суда "скорого, правого, милостивого и равного для всех", на началах отделения судебной власти от административной, несменяемости судей, публичности и гласности судопроизводства, состязательности процесса, введения суда общественной совести - присяжных заседателей, учреждения присяжной адвокатуры, образование самостоятельной мировой юстиции. Почти в то же время улучшено положение печати, представляющей, наряду с гласным судом, вернейший оплот истинной законности: 6 апреля 1865 г. отменена предварительная цензура для более объемистых книг и для некоторых повременных изданий. Еще раньше, 18 июня 1863 г., издан новый университетский устав, раздвинувший пределы академической свободы и поднявший образовательные средства университетов. Круг предпринятых преобразований замыкался реорганизацией военного и финансового управления. Введение всеобщей воинской повинности (1874) непосредственно примыкало к общему преобразовательному течению, направленному против старого сословного общественного устройства. Уничтожение военных поселений, введение системы военных округов, децентрализовавшей военное управление, организация военного суда на началах во многом аналогичных с судебной реформой 1864 г., ограничение телесных наказаний в войске, новое устройство средне-учебных военных заведений, - все это имело целью приспособить порядки военного ведомства к основам обновленного гражданского общежития. Преобразования в финансовом ведомстве далеко не отличались такой же последовательностью и стройностью. В полном согласии с тенденциями нового преобразовательного движения была проведена лишь реформа государственного счетоводства, под главным руководством А. Татаринова. В основу реформы легли начала, совершенно противоположные прежней бюджетной системе: объединение и публичность бюджета, специальность кредитов, единство кассы, создание независимого от распорядительных управлений контрольного ведомства. Учрежденная в 1859 г. комиссия по пересмотру системы податей и налогов просуществовала до конца царствования, но большую часть своих работ не довела до окончательного завершения, а проведенные ею мероприятия отмечены в значительной степени старыми дореформенными традициями (см. Финансы). Восточная кампания 1853 - 56 годов сильно увеличила размеры государственного дефицита. За полным отсутствием кредита единственными источниками воспособления государственному казначейству являлись неоднократно повторявшиеся попытки сокращения расходов по всем ведомствам и усиленные выпуски кредитных билетов; но меры первого рода приводили к весьма ограниченным результатам, а выпуски кредитных билетов, при обязательном курсе бумажных денег, роняли ценность кредитного рубля, вызывали отлив звонкой монеты за границу и падение вексельного курса. В 60-х годах, за невозможностью выпускать далее кредитные билеты, дефициты покрываются частью выпуском билетов государственного казначейства, частью займами. 70-е годы ознаменовались улучшением финансового положения. Сокращение расходов на вооружения, быстрое развитие железнодорожной сети и оживление промышленных оборотов помогли разрешению финансового кризиса, но восточная война 1877 - 78 годов сразу остановила нарождавшиеся финансовые успехи. По окончании войны, вызвавшей несколько займов, пришлось прибегнуть к повышению и умножению налогов. В общем, период 1855 - 1881 годов ознаменовался в финансовом отношении громадным перевесом государственных расходов над доходами, хотя последние и увеличились не менее чем втрое, и столь же значительным ростом государственного долга. Не избегло тяжелых испытаний и народное хозяйство. Крестьянская реформа сопровождалась сельскохозяйственным кризисом. Торгово-промышленная жизнь, вступившая ввиду раскрепощения труда в период необычайного оживления, не миновала ни приступов спекулятивной горячки, ни тяжелых промышленных кризисов. Однако общие итоги экономического развития России к концу реформационного периода показали внушительный рост производительных сил страны сравнительно с дореформенной эпохой. Значительно расширилась деятельность кредитных установлений, совершенно замиравших накануне реформы. По-прежнему пользуясь усиленным правительственным покровительством, фабричная промышленность сделала грандиозные успехи. Количество фабрик с 9843 в 1850 г. поднялось к 1887 г. до 25 865. Характернейшим признаком и вместе с тем стимулом экономического развития этого периода явилось быстрое расширение железнодорожных, пароходных и почтово-телеграфных сообщений (см. Пути сообщения). К началу 1857 г. рельсовые пути обнимали всего 979 верст, к 1876 г. - более 18 000 верст. С 1856 г. начинается возникновение пароходных обществ, первоначально на Черном и Азовском морях, затем и на всех других внутренних морях. Почтовый доход увеличивается почти в 2 1/2 раза. Государственная телеграфная сеть, равнявшаяся к началу царствования императора Александра II 2000 верст, к 1880 г. достигла 74 863 верст линий и 142 584 верст проводов, не считая железнодорожных и частных телеграфных линий. Все эти и им подобные факты указывали на то, что Россия вступила в новый период внутреннего развития. Как ни ограничены были результаты этого развития к концу 26-летнего царствования императора Александра II, все же они представляли разительный контраст с картиной внутренней жизни дореформенной России. Предстояло, по-видимому, довершить начатые преобразования, распространив их применение и на те области, которые оставались еще во многих отношениях на старом положении, и очистив осуществленные нововведения от тех внутренних противоречий, которые были допущены при их разработке. Однако во вторую половину царствования преобразовательные работы все более заслоняются полицейской борьбой с крамолой. В ответ на действие подпольных организаций правительство делало все новые шаги в смысле обострения репрессии. Массовые политические процессы чередовались с общими репрессивными мерами. После процесса "нечаевцев" были введены (1871) для дел по политическим преступлениям важные отступления от общего порядка судопроизводства: первоначальные дознания по таким делам возложены на жандармские управления, а решение вопроса о дальнейшем направлении этих дел предоставлено министру юстиции, по соглашению с шефом жандармов. Закон 1872 г. предоставил комитету министров право уничтожать книги, выходящие без предварительной цензуры. В 1878 г. право ареста подозрительных в политическом отношении лиц распространено на всех жандармских офицеров, полицеймейстеров и уездных исправников; за участие в уличных беспорядках и сходках установлена ссылка в Восточную Сибирь, а оказавших сопротивление при обыске и аресте постановлено предавать военному суду. В 1878 - 79 годах, в связи с широким применением административной ссылки, увеличены специальные кредиты на усиление средств полицейского надзора. После покушения Соловьева на жизнь императора Александра II учреждены временные генерал-губернаторы в Петербурге, Харькове и Одессе, с предоставлением как им, так и московскому, киевскому и варшавскому генерал-губернаторам, чрезвычайных полномочий. В 1880 г., после взрыва в Зимнем дворце, учреждена, под председательством графа Лорис-Меликова , верховная распорядительная комиссия для охраны государственного порядка и спокойствия. Лорис-Меликов выдвинул новый план борьбы с крамолой, настаивая на необходимости, независимо от репрессивных мер, приступить к существенным усовершенствованиям государственного механизма. После закрытия верховной комиссии (в августе 1880 г.) были предприняты по предложению Лорис-Меликова, назначенного министром внутренних дел, сенаторские ревизии в нескольких губерниях, приступили к пересмотру положения о печати и правил об административной ссылке, предприняты серьезные меры в области финансов. Наконец в начале 1881 г. получил Высочайшее одобрение проект Лорис-Меликова об участии представителей от земств и значительных городов в подготовке дальнейших законодательных мероприятий. Убийство императора Александра II - 1 марта 1881 г. - остановило осуществление этой государственной меры. С тех пор основные государственные задачи, завещанные преобразовательной эпохой, уже не ставились на очередь во всем их объеме. Распространение новых учреждений на области, оставшиеся еще под действием дореформенных порядков, продолжалось, постепенно захватывая отдаленные окраины империи; но в то же время преобразованные учреждения подверглись новой переработке, на основах, не соответствовавших традициям преобразовательной эпохи. Начало 80-х годов ознаменовалось, впрочем, рядом важных мероприятий, отчасти уже подготовленных в предшествующее царствование. Понижение выкупных платежей, узаконение обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881 - 1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 г. Отмена подушной подати, налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882 - 1884) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882) и ночной работы подростков и женщин (1885) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881 - 82) отвечало несомненной назревшей потребности; учрежденная в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы. В позднейшее время лишь немногие разрозненные меры были отмечены тем же направлением, как, например, законы о переселениях (1889), о неотчуждаемости крестьянских наделов (1894), об урегулировании фабричного труда (1886, 1897). Наряду с этими единичными отзвуками прежних начинаний все сильнее пробивалось другое, противоположное течение. Уже в 1882 - 84 годах были изданы новые, крайне стеснительные правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения, названные временными, но действующие до сих пор. Затем последовал ряд мер, расширяющих преимущества поместного дворянства - закон о дворянских выморочных имуществах (1883), организация долгосрочного кредита для дворян-землевладельцев, в виде учреждения дворянского земельного банка (1885), на место проектированного министром финансов всесословного поземельного банка. Введение института земских начальников (1889) и новые Положения, земское (1890) и городовое (1892), существенно видоизменили строй местного управления, еще сильнее ограничив общественное самоуправление и еще более сгладив всесословный характер местных учреждений в пользу некоторых привилегированных классов. Положение о земских учреждениях 1890 г. установило сословность выборов и усилило дворянский элемент на счет прочих; административный надзор за деятельностью земства был усилен как умножением предметов надзора, так и облечением его в более стеснительные формы: помимо контроля над законностью земских постановлений, администрации был предоставлен контроль и над их целесообразностью. В общем, новое положение заменило прежнюю точку зрения на земство как на учреждение земско-хозяйственное, новым воззрением на него, как на учреждение государственное, но при этом государственный элемент был привнесен не в смысле наделения земства прерогативами правительственной власти, а в смысле стеснения земской деятельности административными установлениями. Городовое положение 1892 г. заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам, но в то же время ограничило количество гласных и усилило зависимость городского самоуправления от администрации. В области суда закон 1885 г. поколебал принцип несменяемости судей, закон 1887 г. ограничил судебную гласность, закон 1889 г. сузил круг действий суда присяжных. В сфере народного просвещения состоялась новая университетская реформа (устав 1884 г.), уничтожившая университетское самоуправление, передача школ грамоты в руки духовенства, уменьшение льгот по образованию для отбывания воинской повинности, преобразование военных гимназий в кадетские корпуса. В области финансовой попытки видоизменения налоговой системы более не возобновляются, если не считать введения квартирного налога; начинается усиленное расширение и повышение косвенного обложения и дальнейшее усиление протекционизма (тариф 1891 г.). В состоянии государственного бюджета происходит быстрая перемена к лучшему: после грандиозных дефицитов 1881 - 87 годов начинается хроническое возрастание избытка государственных доходов над расходами. Благодаря этим избыткам были предприняты важные мероприятия в области государственного кредита и денежного обращения (конвертирование и досрочные выкупы государственных займов, реформа денежного обращения), и в области железнодорожного строительства (Сибирская железная дорога и прочее). При помощи воспособлений от государственного казначейства широко раздвинуты обороты казенного хозяйства - увеличена сеть казенных железных дорог, вводится казенная продажа питей. Однако финансовые успехи этого периода не опирались на соответствующий подъем экономического благосостояния массы населения. Главным источником государственных поступлений являлись косвенные налоги, умножение которых и в смысле увеличения предметов обложения (новые налоги на керосин, спички), и в смысле повышения норм обложения (поднятие акциза питейного, сахарного, табачного), носило почти исключительно фискальный характер. Наряду с ростом косвенного обложения шло повышение покровительственных таможенных пошлин, причем и косвенные налоги, и таможенные пошлины одинаково падали на наименее состоятельную часть населения. Падение уровня народного благосостояния выражается как в безостановочном росте недоимок, так и в ужасающих бедствиях крестьянского населения в годы неурожая. Экономическая малообеспеченность сопровождается задержкой умственного и правового развития массы населения. Таким образом, перед Россией все еще стоят те же основные задачи внутренней политики, которые намечены в 60-х годах XIX века, как результат произведенных тогда коренных преобразований государственного и общественного быта. Новый период в истории России, начавшийся реформами 60-х годов, еще не завершился ко времени наступления XX века. Главные труды по общей истории России: С.М. Соловьев "История России с древнейших времен"; В.О. Ключевский , литографированный курс по русской истории; П.Н. Милюков , "Очерки по истории русской культуры"; Leroy-Beaulieu, "L'empire des tsars et les russes". Подробные указания на литературу см. выше, в историографии, а также в отдельных статьях по русской истории. Александр Кизеветтер.
См. также статьи:
**История. Содержание .
3W.SU ©® 2015