3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Шпир Африкан Александрович (Спир)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Шпир Александр

Шпицберг

Шпиндлер Иосиф Бернардович

Шпор Лудвиг (Spohr)

Шпилевский Павел Михайлович

Шрамек Иван Федорович

Шпилевский Михаил Михайлович

Шредер Иван Николаевич

Шпилевская Наталья Сергеевна (Иванина)

Шредер Иоганн-Фридрих

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100)

Шпир или Спир (Африкан Александрович) - замечательный русский философ. Родился 15 ноября 1837 г. близ Елизаветграда, Херсонский губернии. Его отец был широко образованным врачом, выпустившим в свет оригинальное сочинение: "О достоверности в медицине" (тотчас же конфискованное цензурой). Мать его (славяно-греческого происхождения) была воспитательницей сына в раннем его детстве и своей мягкостью и гуманностью оказала на него самое благотворное влияние. Можно сказать, наперекор теориям Шопенгауэра, что Шпир унаследовал умственные дарования от отца, а характер - от матери. Уже в раннем детстве мальчик обнаружил недюжинные способности. Восьми лет он был отдан в пансион в Одессе, а затем в одесский Ришельевский лицей. Здесь вскоре (лет с 13) обнаружилась необыкновенная религиозность мальчика, которой раньше в нем не замечали. Он стал строго исполнять церковные обряды и выражал, к ужасу матери, намерение поступить в монахи. Мать перевела его в пансион, подготовлявший к юнкерской школе. Здесь он постепенно освободился от стремлений к мистике и аскетизму. В 1854 г. Шпир был гардемарином и участвовал в защите Севастополя, но, по настоянию Корнилова , был, за молодостью лет, с несколькими товарищами, отправлен обратно в Николаев ("Им не воевать, а учиться нужно", сказал Корнилов). По смерти матери Шпир, в 1856 г., вышел в отставку, поселился в деревне и стал изучать философию. За два года до 19 февраля Шпир освободил своих крестьян, снабдил их отличной землей (по 6 десятин на ревизскую душу), дал им денег и материалу на постройку изб и 3 года платил за них денежные повинности. В 1862 г. Шпир предпринял заграничное путешествие. В Гейдельберге он слушал лекции Гельмгольца и изучал ботанику у Гофмейстера. В 1867 г. Шпир поселился в Лейпциге, где и вышел его первый труд, переработанный и переизданный в 1869 г.: "Поиски достоверного в области познания действительного". Как Соловьевский "Кризис западной философии" (1875), эта книга была направлена против материализма и позитивизма и в эпоху господства этих направлений пришлась "не ко двору"; на нее не обратили надлежащего внимания. В 1872 г. Шпир переселился в Штутгарт. Со следующего года начинают появляться работы Шпира наиболее зрелые и самостоятельные, вошедшие впоследствии в состав полного собрания его сочинений, из которых самое капитальное - "Denken und Wirklichkeit". С 1878 г. Шпир жил в Швейцарии. Умер в 1890 г. с мужеством и спокойствием, достойным истинного философа. "Не знаю, отчего люди так боятся смерти, - говорил он за несколько дней до смерти, - отрадно умереть, исполнив свой долг в этом мире".
Философское учение Шпира. Философская система Шпира изложена в полном виде в книге "Denken und Wirklichkeit". На русском языке есть популярный очерк его философии, сделанный им самим. Во внешнем мире все перемены объяснимы, как движения некоторых в своей сущности неизменных частиц. Так учит естествознание, но оно бессильно вывести из законов движения человеческое сознание, психическую жизнь. В самой психической жизни есть нечто, не выводимое из законов природы. Это - различие в человеке природного и морального; оно заключается в антитезе того, что есть, тому, что должно быть; область физическая касается того, что есть, область моральная - того, что должно быть. Эта антитеза очевидна уже из того факта, что человек судит. Конечно, человек нередко ошибается в своих суждениях, но самые ложные суждения указывают на существование истинных и на существование норм для различения первых и последних. Существуют нормы для познания - логические, по которым мы различаем ложь и заблуждение от истины, как нечто не долженствующее существовать, и нормы для поведения - моральные, осуждающие зло и несправедливость, как не долженствующие существовать. Наивысшей нормой в области познания служит закон тождества. Вся природа представляет собой аномалию, систематически организованный обман, ибо в ней ни один объект не тождествен абсолютно самому себе, но являет иллюзорную множественность и изменяемость. Только то, что абсолютно просто, несложно, составляет нормальную природу вещей. "Все сложное пусто и тленно", говорил совершенно справедливо уже Будда. Однако, несомненно, что внешний мир систематически вводит нас в обман своей телесностью, как чем-то существующим самостоятельно, в том виде, в каком он нам представляется. Точно так же в природе нет нравственности: идеи добра и зла суть нечто столь же априорное, как антитеза истины и лжи, ибо она составляет основу наших моральных суждений. Отсюда следует, что существует нечто безусловно доброе и истинное, составляющее нормальную природу вещей или Бога. Система Шпира, изобилующая глубокими и оригинальными мыслями, носит несомненное влияние элеатской философии и гербартианства (учение о законах мышления, как нормах, взгляд на идеальность изменений и т. д.). К особенно важным сторонам учения Шпира следует отнести новую двоякую формулировку закона противоречия: утверждение и отрицание одного и того же не могут быть верны в одно и то же время (принцип прямого противоречия) и два различных утверждения об одном и том же и в одном и том же отношении (как А - шар и А - куб) не могут быть истинны в одно и то же время (принцип косвенного противоречия). Это - важное разграничение, из новых логиков отчетливо выраженное лишь у Шуберта-Зольдерна (в его "Grundlagen einer Erkenntnisstheorie", 1884). Другое замечательное открытие Шпира заключается в указании на то, что распространение закона сохранения энергии на живые организмы логически необходимо приводить к отрицанию объективных признаков одушевленности; другими словами, признание механической предопределенности всех движений человека дает право рассматривать (с методологической точки зрения) все его поступки, как протекающие в силу физиологических процессов, без участия сознания. Фр. А. Ланге один из первых провозгласил распространение закона о сохранении энергии на живые организмы, а Шпир первый сделал отсюда вывод относительно объективных признаков одушевленности, а именно, что этот факт открывает поле сомнениям в реальности чужого сознания помимо нашего собственного, хотя сам Шпир и не разделял этих сомнений. На эту заслугу Шпира указал Лаас в книге: "Kant's Analogieen der Erfahrung", где он ссылается на "Empirie und Philosophie" Шпира. Шпир является предшественником идей Рихарда Авенариуса, Шуберта-Зольдерна и Александра Введенского по этому вопросу.
Сочинения Шпира: "Denken und Wirklichkeit" (Штутгарт, 3-е изд.; прекрасный французский перевод профессора Лилльского университета Penjon, "Pensee et realite", 1896, в "Travaux et memoires des Facultes de Lille"); "Moralitat und Religion, Recht und Unrecht" (3 изд.); "Philosophische Essays"; "Forschung nach der Gewissheit der Erkenntniss der Wirklichkeit"; "Vier Grudfragen"; "Ueber Religion"; "Joh.-Gottl. Fichte nach seinen Briefen"; "Erorterung einer philosophishen Grundeinsicht"; "Ueber Idealismus und Pessimismus"; "Andeutungen zu einen widersprchlosen Denken"; "Sinn und Folgen der modernen Geistesstromung"; "Esquisses de philosophie critique" (русский перевод госпожи Бракер, с обстоятельной биографией Шпира: "Очерки критической философии", 1901); "Nouvelles Esquisses de philosophie critique"; к этой книге печатавшейся первоначально в "Revue de Metaphysique et de Morale" (1898) приложена биография Шпира, составленная его дочерью. О Шпире писали: Lipps, в "Philosoph. Monatshefte" (т. XIV); Fr. Jodl в "Zeitschr. f. Philosophie und Philos. Kritik" (1885) и в "Philos. Monatshefte" (1891); Spitzer "Darstellung und Kritik der Moralphilosophie Spir's" (1896); Humanus "A. Spir, ein Philosoph der Neuzeit"; Theodor Lessing, книга о личности и философии Шпира (печатается); Renouvier в "La critique philosophique" (1878, 1889); Penjon "Esquisse d'une reforme en philosophie" (1895); Max Muller "Nineteenth Century" (1895). И. Лаптин.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru