ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Чирьев Сергей Иванович | |||||||||||
Чиркины | |||||||||||
Чириковы | |||||||||||
Чириков Евгений Николаевич | |||||||||||
Чириков Григорий Сергеевич | |||||||||||
Чистович (Иларион Алексеевич, 1828 - 1893) - писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в Санкт-Петербургской духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Чистович защитил диссертацию на степень доктора богословия: "Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека" (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, потом управлял контролем при Святейшем Синоде и был членом учебного при Синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Чистовича: "Курс опытной психологии" (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения "История Санкт-Петербургской духовной академии" (СПб., 1857); "Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 - 1888 годы" (СПб., 1889); "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868). Во "Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете" Чистович напечатал между прочим: "Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии" (1855) и "Проект издания российских летописей в 1734 г." (1856); в "Чтениях" того же общества - "Выговская раскольническая пустынь" (1859), "Материалы для биографии Бецкого" (1863) и "Иона Сальникеев" (1868); в "Дне" 1861 - 1862 гг. - "Арсений Мацеевич"; в "Православном Обозрении" - "Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г." (1860) и "Решиловское дело" (отдельно, СПб., 1861); в "Христианском Чтении" - "История православной церкви в Финляндии" (1853), "Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с половины XVI до начала XVIII века" (1857) и "Неизданные проповеди Стефана Яворского" (1867); в "Страннике" - "Новгородский митрополит Иов и его переписка" (1861) и "Митрополит Амвросий Подобедов" (1860). В 1878 г. Чистович напечатал "Историю перевода Библии на русский язык" (2-е изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был "Очерк истории западнорусской церкви" (СПб., 1882 - 1884). После смерти Чистовича, в 1894 г. вышло в свет его сочинение "Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ" (СПб.). Все сочинения Чистовича по истории русской церкви составлены на основании архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей. См. "Памяти историка нашей академии - И.А. Чистовича" ("Церковный Вестник", 1893, № 45); Н. Б. "И.А. Чистович" ("Церковные Ведомости", 1893, № 46); "Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет" (стр. 53 - 54 и 133).
См. также статьи:
Амвросий (в миру Андрей Юшкевич) ;
Аполлос (имя духовных писателей) ;
Арсений Мацеевич ;
Барсовы (А.К., А.А., Е.В., Н.И., Н.П., Т.В.) ;
Гавриил Бужинский ;
Голицын Александр Николаевич ;
Горголи Иван Савич ;
Евгений (Евфимий Болховитинов) ;
Игнатий Смола ;
Иов (в миру Иван Матвеевич Борецкий) ;
Исаакий Борискович-Чернчицкий ;
Михаил (в миру Матвей Десницкий) ;
Петр I Алексеевич Великий ;
Платон Малиновский ;
Предтеченский Андрей Иванович ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. Философия ;
Сильвестр (митрополит казанский) ;
Стефан Яворский (в миру Симеон) ;
Феофан Прокопович ;
Феофилакт (Лопатинский) ;
Флавиан (в миру Федор Петрович Ласкин) ;
Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) ;
Хрисанф (в миру Владимир Николаевич Ретивец) ;
Чельцов Иван Васильевич ;
Шалфеев Петр Иванович .
3W.SU ©® 2015