3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Хмельницкий Николай Иванович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Хмельницкий Михаил

Хмельницкий Тимофей (Тимош)

Хмельницкий Иван Парфенович

Хмельницкий Юрий Зиновьевич Богданович

Хмельницкий Зиновий Богдан

Хметевские

Хмелевы

Хметевский Степан Петрович

Хмелевский Викентий Фердинандович

Хмыров Михаил Дмитриевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Хмельницкий (Николай Иванович) - сын Ивана Парфеновича , довольно известный драматический писатель. Родился в 1789 г.; учился в горном корпусе. Службу начал в 1806 г. по гражданскому ведомству. В 1812 г. Х. поступил в петербургское ополчение, а затем перешел в действующую армию, в рядах которой совершил и заграничный поход, исполняя главным образом дипломатические поручения. Литературная деятельность Х. началась в 1811 г. переводом "Зельмиры", трагедии одного из посредственных французских драматургов XVIII века, Беллуа. По возвращении из заграничного похода Х. опять поступил в гражданскую службу; служил сначала в Министерстве юстиции, затем был последовательно чиновником особых поручений при петербургском генерал-губернаторе, правителем канцелярии генерал-губернатора, чиновником особых поручений при министре внутренних дел. В 1829 г. был назначен смоленским губернатором. Им было составлено "Руководство к ведению русских законов", до трудов Сперанского , ценное пособие для администратора и юриста. В то же время был составлен и проведен Хмельницким проект об обращении лежавших в разных присутственных местах никем не востребованных денег (до 700 000 рублей) в капитал для призрения гражданских чиновников. Первой пьесой Х., поставленной на сцену (в 1817 г.), была переделка комедии Буансси "Говорун"; за ней последовала переделка "Шалостей влюбленных" Реньяра. В 1818 г. Х. выступил с комедией "Воздушные замки", являющейся, по-видимому, переделкой одной из комедий Коллэн д'Арлевиля; позднее Х. переделал еще несколько пьес этого писателя. Переделывал Х. довольно свободно, пользуясь материалом, иногда варьируя один заимствованный сюжет в двух комедиях. В выборе заимствований он руководствовался, главным образом, веселостью пьесы, останавливался далеко не на лучших писателях и у данного писателя - не на лучших произведениях. Излюбленным родом Х. был модный тогда водевиль, которому отдал долг даже Грибоедов , сочинивший в сотрудничестве с Х. и Шаховским комедию-водевиль: "Своя семья". У Фавара Х. заимствовал оперетку "Греческие бредни" и, может быть, "Новый Парис". По-видимому, переделками являются и другие водевили Х. - "Бабушкины попугаи", "Взаимные испытания", "Новая шалость", "Карантин" и прочие, - но источники их не указаны. Все эти пьесы относятся к разряду водевилей с неизбежным сватовством и волокитством, с довольно поверхностным юмором, неподдельной веселостью и грациозностью. Наиболее серьезной литературной заслугой Х. является перевод Мольеровых "Школы женщин" и "Тартюфа". Перевод "Школы женщин" можно признать художественным, но Х. допускает в нем большие вольности и очень заботится, чтобы пьеса вышла посмешнее. Перевод "Тартюфа" выше перевода "Школы женщин": он значительно ближе к подлиннику и отличается силой и красотой стиха, но также не свободен от излишних вольностей. Как губернатор, Х. соединял гуманность и независимость с легкомыслием в стиле его водевильных героев: первая создала ему врагов в лице местных Тартюфов, вторая дала в руки этим врагам достаточно сильное оружие. Х. был обвинен в казнокрадстве и сначала переведен губернатором в Архангельск, а потом вызван в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость, где просидел с 1837 по 1843 г. Степень виновности Х. остается невыясненной; по-видимому, он был жертвой интриги и своего легкомыслия. По освобождении своем Х. уехал за границу, откуда писал путевые письма. К этому времени относятся, по-видимому, и его исторические пьесы, основанные на любовной интриге и очень напоминающие его водевили, но без живости и веселости последних. В комедии "Обер-кухмейстер Фельтен" в чисто водевильных ролях являются академики Тауберт и Шумахер; в комедии "Русский Фауст" водевиль выкроен из легенды о Брюсе. Лучше других исторических комедий Х. - "Царское слово, или Сватовство Румянцева"; наиболее слабой является комедия "Зиновий Богдан Х., или Присоединение Малороссии". Умер Х. в 1845 г. в Петербурге. Сочинения Х. изданы в 1849 г. Смирдиным . О нем см. Дудышкин "Современник" (1851, № 9); Г. Б-в ("Русский Вестник", 1895, сентябрь); Добротворский ("Исторический Вестник", 1889, декабрь); Н. Коробка "Ежегодник императорских театров" (сезон 1895 - 96 г., приложение, книга I). Н. Коробка.

См. также статьи:
Афанасьев Александр Иванович ;
Вальберхова Мария Ивановна ;
Грибоедов Александр Сергеевич ;
Григорьев 1-ый Петр Иванович ;
Дуров Сергей Федорович ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Рыкаловы (артисты) ;
Филимонов Николай Иванович ;
Фридриц Иван Павлович ;
Шумский Сергей Васильевич .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru