ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) | |||||||||||
Филадельф (в миру Константин Иванович Пузина) | |||||||||||
Фидлер Федор Федорович | |||||||||||
Фигурин Алексей Евдокимович | |||||||||||
Фигнер Николай Николаевич | |||||||||||
Филарет (в миру Димитрий Григорьевич Гумилевский, 1805 - 1866) - известный богослов и историк церкви, сын священника Шацкого уезда, который по селу носил фамилию Конобеевского; в тамбовской семинарии, за малорослость и смирение, прозван был Гумилевским (от humilis). Перед окончанием курса в Московской духовной академии принял монашество с именем Ф.; в той же академии был последовательно профессором, инспектором и ректором. Обладая обширной начитанностью, Ф. всем предметам, которые читал с академической кафедры, давал совершенно новую постановку, сильной, остроумной, подчас даже резкой критикой противоположных взглядов. Он основал академический журнал "Творения святых отцов в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания". Архимандрит с 1835 г., Ф. в 1841 г. рукоположен во епископа рижского, в 1848 г. переведен в Харьков, в 1857 г. возведен в сан архиепископа, в 1859 г. перемещен в Чернигов, где основал "Черниговские Епархиальные Известия" и много сделал для умножения числа женских духовно-учебных заведений. Из учебных трудов преосвященного Ф. наиболее крупное значение имеют его "Православное догматическое богословие" (Чернигов, 1864; 3-е изд., 1882). "История русской церкви" (1847 и сл.; 6-е изд., Санкт-Петербург, 1894; доведено до 1826 г.) и "Обзор русской духовной литературы" (3-е изд., Санкт-Петербург, 1884). В первом из этих сочинений преосвященный Ф. первый из русских богословов внес в разработку догматики запросы современной мысли (ср. Россия, XXVIII, 722). Как историк церкви, преосвященный Ф. имел предшественником лишь митрополита Платона . Его "История", отличаясь фактической полнотой, не удовлетворяет требованиям современной науки. Автор стоит всецело на богословской точке зрения; явления русской церковной истории он рассматривает с их, так сказать, официальной стороны: излагает прежде всего подвиги святых мужей и иерархов на пользу русской церкви, а затем идет рассмотрение ересей и расколов, как отклонений от правильного понимания православного учения. У него нет указаний на внутренний процесс восприятия русским народом истин христианства, а равно и на причины отклонения от церковного учения. Историю русской церкви преосвященный Филарет излагал с теми же приемами, с какими излагали политическую историю России Карамзин и Устрялов . В сокращенном виде "История русской церкви" впервые была издана в 1859 г. и потом, как учебник, много раз была издаваема по определению Святейшего Синода. "Обзор русской духовной литературы" во многом устарел, особенно если принять во внимание множество материалов и рукописей, изданных после 1865 г., но все же он и поныне остается драгоценным справочным пособием (ср. Библиография, III, 746). Значение справочных книг и характер сборников материалов имеют и многие другие труды преосвященного Ф., которые в то же время часто поражают меткими отзывами и неожиданными выводами. Из прочих трудов преосвященного Ф., общее число которых достигает 159, наиболее важны: "Историко-статистическое описание харьковской епархии" (М. и Харьков, 1852 - 59); "Историческое учение об отцах церкви" (патрология, Санкт-Петербург, 1859; 3 издание, Санкт-Петербург, 1882); "Слова и беседы" (Санкт-Петербург, 1859; 3 издание, Санкт-Петербург, 1883); "Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой церкви" (Санкт-Петербург, 1860; 2 издание, Чернигов, 1864); "Общий обзор черниговской епархии" (Чернигов, 1861); "Русские святые, чтимые всей церковью или местно" (Чернигов, 1861 - 65; 3 издание, Санкт-Петербург, 1881; другое издание, с изображениями святых и праздников, исполненными Ф.Г. Солнцевым , в 12 книгах, Санкт-Петербург, 1885); "Опыт объяснения на послание апостола Павла к Галатам" (Чернигов, 1862); "Святые южных славян" (Чернигов, 1865); "Учение Евангелиста Иоанна о слове" (Москва, 1869); "Святые подвижницы восточной церкви" (Санкт-Петербург, 1871; 2-е издание, изображениями святых подвижниц, исполненными Ф.Г. Солнцевым, Санкт-Петербург, 1885); "Историко-статистическое описание черниговской епархии" (Чернигов, 1873); "Исследование о смерти царевича Димитрия" ("Чтения Московской Общ. Истории и Древностей", 1858, книга I). Ср. И. Листовский "Ф., архиепископ черниговский" (2 издание, Чернигов, 1895).
См. также статьи:
Антоний (в язычестве Нежила) ;
Антоний (имя святых русских) ;
Аполлос (имя духовных писателей) ;
Блументаль Адриан Иванович (Блюменталь) ;
Бурцов-Протопопов (Василий Федоров) ;
Варлаам (преподобный игумен Печерский) ;
Варлаам Успенский ;
Варлаам Ясинский ;
Венедикт Буторин ;
Гавриил (в миру Василий Иванович Воскресенский) ;
Горский Александр Васильевич ;
Диев Михаил Яковлевич ;
Добролюбов Николай Александрович ;
Зизаний Стефан ;
Игорь Ольгович (Георгий Ольгович) ;
Иларион Григорович ;
Иоанникий Волкович ;
Иов (в миру Иван Матвеевич Борецкий) ;
Иов (в миру священник Иоанн) ;
Иоиль (Труцевич) ;
Иона (святой, архиепископ новгородский) ;
Иосиф Нелюбович-Тукальский ;
Иосиф Шумлянский ;
Кальнофойский Афанасий ;
Кирилл III ;
Леванда Иоанн Васильевич ;
Максим Грек ;
Миславский или Милославский (Афанасий) ;
Муравьев Андрей Николаевич ;
Павел Высокий ;
Павский Герасим Петрович ;
Платон Петрункевич ;
Россия, разд. Богословие ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Ростислав Мстиславич ;
Фирсов Авраам Панкратович ;
Фотий (в миру Феодор) .
3W.SU ©® 2015