ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Фофанов Константин Михайлович | |||||||||||
Фотий (в миру Феодор) | |||||||||||
Фотий (в миру Петр Никитич Спасский) | |||||||||||
Фотий (в миру Григорий Федорович Щиревский) | |||||||||||
Фотий | |||||||||||
Фофанов (Никита Федорович) - мастер печатного дела и словолитец начала XVII века. Пскович по происхождению, Ф., после переселения в Москву, начал свою деятельность в качестве словолитца в царствование Василия Ивановича Шуйского ; по приказанию последнего Ф. отлил в 1606 г. новую штамбу и напечатал в 1609 г. "Минею общую" (в лист, на 373 листах, с предисловием и послесловием). В 1611 г. Ф. с другими типографщиками бежал из Москвы в Нижний Новгород. Здесь он устроил печатное дело, отлил шрифт и стал печатать книги. Нижегородские издания Ф. до нас не дошли; что же касается до его шрифта, то известно, что в 1620 г. из Казанской или Нижегородской области в Москву, на вновь отстроенный печатный двор, была перевезена штамба "со всякими снастьми"; эта штамба, вероятно, и представляет собой нижегородский шрифт Ф. Когда с воцарением Михаила Федоровича была сознана необходимость печатания церковных книг и оказалась возможность приняться за это дело, сведущие люди вспомнили Ф., человека "смышленого и разумного к таковому хитрому делу", и вызвали его из Нижнего Новгорода. Приходилось заводить заново все дело, строить новые помещения для типографии, отливать новые шрифты. Работа возобновителей типографии пошла так энергично, что в июне 1614 г. можно было уже приступить к печатанию книг; первой книгой, напечатанной новым шрифтом Ф., по размеру и рисунку букв похожим на первоначальный, была Псалтырь (Москва, 1615, в 4°, на 309 листах) с гравированным изображением царя Давида, с предисловием и историческим послесловием. Следующей работой Ф., сохранившейся с его именем, был Октоих, начатый печатанием в 1616 г., оконченный в 1618 г. (в двух книгах). Отношение Ф. к работе выражено в послесловии Октоиха словами: "снисканием и начальством преславного дела сего мастера", отношение других печатников - словами: "труды и тщанием прочих сработников мастера Ианикиты и в работе повинующихся ему, еже с ним и по нем трудившихся". Послесловия и предисловия к изданиям Ф. любопытны для историка книгопечатания в России; главное же их значение - биографическое; эти статьи представляют собой изображение взглядов автора на важность религиозного просвещения и на книгопечатание, как на одно из средств его развития. Написанные высокопарным слогом, но не лишенные литературных достоинств, они дают Ф. право на место среди писателей того времени; мысли же, в них высказанные, выдвигают его из ряда обыкновенных техников и заставляют видеть в нем деятеля, сознательно преданного своему делу. Ф. умер раньше перенесения типографии (в 1620 г.) из временного помещения в Кремле на прежнее место, разоренное поляками. Оставшаяся после смерти Ф. азбука долго называлась по его имени "Никитинской". См. "Сказание известно о воображении книг печатного дела" (Строев "Описание старопечатных книг... Царского", стр. 437 и следующие); Румянцев "Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России" (Москва, 1872); Каратаев "Описание славяно-русских книг, напечатанных кирилловскими буквами" (т. I, 1883); Румянцев "Сведения о гравировании и граверах при московском печатном дворе в XVI и XVII столетиях" (приложение к труду Ровинского ; "Подробный словарь русских граверов", 1895); Булгаков "Иллюстрированная история книгопечатания" (т. I, 1889).
3W.SU ©® 2015