3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Сергий (в миру Симон Петрович Юршев)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Сергий (в миру Сергей Алексеевич Тихомиров)

Сергий (имя святых православной церкви)

Сергий (в миру Николай Яковлевич Ляпидевский)

Сергий (инок угличский)

Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский)

Сергий (основатель монастыря на острове Валааме)

Сергий (в миру Иван Иванович Соколов)

Сергий (память 20 марта)

Сергий (в миру Иван Александрович Спасский)

Сергий (память 7 октября)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев удалился в леса (в Московской губернии), где скрывались многие раскольники и всякого рода беглецы. Здесь он постригся в монашество с именем Сергия. Схваченный вместе с другими, Сергий был посажен в тюрьму, но бежал в Польшу, а оттуда в иргизские скиты, где играл роль "строителя" в широком значении слова (см. Иргизские единоверческие монастыри, XIII, 310). В 1779 году Сергий участвовал на "перемазанском" соборе в Москве (см. Перемазовщина, XXIII, 228). На Сергия возложена была обязанность письменно полемизировать с Михаилом Калмыком и Никодимом. В сочинениях его: "Обыскательное рассуждение", "Соборное рассмотрение на ответы настоятеля Антония", "Сочинение о бегствующем священстве", "Беседословие от лица святой церкви строителя отца Сергия с сомнящимися о святой церкви и о православном священстве" проводится мысль о необходимости перемазывания беглых попов и доказывается, что истинная их исправа возможна только в Успенском монастыре, во главе которого стоял Сергий. Безнравственная жизнь беглых попов заставила его, однако, искать правильного священства. В 1786 году астраханский архиепископ Никифор Феотоки разослал по епархии "Окружное послание", в котором призывал заблуждающихся обратиться в недра церкви. Как бы в ответ на него, Сергий составил 15 вопросов и подал (1790) их Никифору при прошении, в котором "именем всего общества" обещал присоединиться к церкви, если ему будут даны удовлетворительные ответы. Ответы были даны; Сергий разослал списки с них по иргизским обителям и другим поповским общинам, и за это временно лишён был настоятельства (1791 год). Возвратившись (1793) к власти, Сергий с большей откровенностью стал выражать свои намерения и снова был уволен (1795). Он отправился в Санкт-Петербург и подал там прошение о принятии его с братией в ведомство казанской епархии, с дозволением отправлять богослужение по старопечатным книгам. В Высочайшем рескрипте 19 июня 1796 года на имя казанского архиепископа Амвросия последовала желаемая резолюция. Раскольники крайне озлобились. Иргизское собрание постановило не допускать Сергия в монастырь не только к начальствованию, но и на жительство; тех, которые были согласны с Сергием, из монастыря выгнали. Сергий обращался за содействием к губернатору, но безуспешно. В том же году Сергий уехал в Стародубье, вступил в число "согласных", был посвящён в иеромонаха и поставлен настоятелем Успенского, новороссийской епархии, согласнического монастыря. Здесь Сергий составил книгу: "Зеркало для старообрядцев, непокоряющихся православной церкви" (Санкт-Петербург, 1799; Москва, 1860). См. "Исторические сведения об иргизских мнимостарообрядческих монастырях до обращения их к единоверию" ("Православный Собеседник", 1857, страницы 388 - 466); Н. Соколов "Раскол в Саратовском крае" (Саратов, 1888).


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru