ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Серапион (архиепископ суздальский) | |||||||||||
Сеодзи Сергей Никодимович | |||||||||||
Сенявины | |||||||||||
Сенявин Дмитрий Николаевич | |||||||||||
Сентимер Елизавета | |||||||||||
Серапион - епископ владимирский. Сведения о нём очень скудны. Из Воскресенской летописи мы узнаём, что Серапион был архимандритом печорским, в 1274 году был поставлен епископом владимирским, а в 1275 году преставился. Летописец называет его "зело учительным в божественном писании". Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов Серапиона нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознаёт вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому Серапион с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвёртое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порождённых суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. Серапион допускает возможность влияния чародеев, через бесов, на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому Серапион прежде всего упрекает слушателей в том, что они ещё до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию - воду. В пятом поучении Серапион старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает. Поучения Серапиона отличаются простотой изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи Серапиона быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления. Ср. Петухов "Серапион Владимирский, русский проповедник XIII века" (Санкт-Петербургская библиотека, 1888; в приложении напечатаны тексты поучений). Н. Т.
См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) .
3W.SU ©® 2015