3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

София Палеолог

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

София Витовтовна

Софония Сокольский

София Алексеевна

Софонович Иван Федорович

Сосунцов Евгений Федорович

Софроний (архиепископ кипрский)

Сосногорова Мария Александровна

Софроний (святые православной церкви)

Сосновский Антон Юрьевич

Софроний Младенович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

София Палеолог - вторая супруга великого князя Иоанна III , сыграла немаловажную роль в истории Московского государства. Дочь Фомы, родного брата последнего византийского императора Константина. После падения Византии Фома нашел убежище в Риме; по смерти своей он оставил двух сыновей и дочь Зою (Зинаиду - по Софийскому временнику), впоследствии, в России, получившую имя С. Папа Павел II задумал избрать Зою орудием своих замыслов - восстановить флорентийское соединение церквей. Через грека, кардинала Висариона, он начал сношения с Иоанном III: в феврале 1469 г. Висарион отправил в Москву грека Юрия с предложением великому князю руки С. Палеолог. Raihald в "Annal. Eccles." под 1470 г. откровенно рассказывает о намерении Павла II: "Папа льстил себя надеждой, что девушка склонит супруга к принятию обрядов римско-католической церкви, в которых она была воспитана у апостольского престола". Иоанну III пришлось по душе предложение породниться с Палеологами, и он в следующем же месяце отправил в Рим своего посла - итальянца Ивана Фрязина (см. VII, 147), который повел дело очень удачно: он произвел на всех хорошее впечатление и усердно, вдали от Москвы и русских, исполнял в Риме все обряды католической церкви, скрыв, что сам давно принял православие. Уже в июне 1472 г. С. Палеолог выехала из Рима в Россию, а 1 октября гонец прискакал в Псков с приказом - готовиться к встрече будущей государыни. Встреча псковитянами и новгородцами была устроена торжественная, но С. Палеолог, не задерживаясь, спешила в Москву. Ее сопровождал папский легат Антоний и к удивлению русских везде, где ни останавливалась С., кардинал этот облачался в странное красное платье и перчатки, которых не снимал даже для благословения - перед ним же постоянно несли "крыж" - латинский крест. Митрополит Филипп воспротивился этому, говоря, что "неприлично нам и слышать об этом не только что видеть", и легат Антоний должен был въехать в Москву без "крыжа" впереди. 12 ноября 1472 г. С. Палеолог прибыла в Москву, и в тот же день состоялось венчание ее с Иоанном. Кардинал приступил к исполнению возложенной на него миссии, но вести с ним споры митрополит возложил на книжника Никиту, до того устрашившего Антония, что тот быстро прекратил диспут, сказав "нету книг со мной"! Таким образом рушились надежды папы и Висариона, возложенные на брак С. Палеолог. Брак этот имел важное влияние на форму Московского государства и на всю внешнюю обстановку власти (Бестужев-Рюмин ). Он ускорил процесс "собирания Руси", внеся в Москву традиции империи. Изменились отношения великого князя к князьям других вотчин, изменилось его отношение и к дружине (см. XIII, 678). Во всем этом сказывалось влияние С. Палеолог. Опальный боярин Берсень говорит: "Государь наш запершись сам третей у кровати всякие дела делает": - дружина отошла на задний план, великий князь думал свою думу с кем хотел. Герберштейн о С. Палеолог писал: "Это была женщина хитрая, по ее внушению князь сделал многое". Летописец утверждает, что под ее влиянием Иоанн покончил с Ордой. Но тот же Берсень говорил Максиму Греку (в княжение Василия), "как пришла сюда мать великого князя великая княгиня С. с вашими греками, так наша земля и замешалась, и пришли нестроения великие, как у вас в Цареграде при ваших царях". Он разумел здесь вражду партий при дворе, дело Патрикеевых и Ряполовских , перемену в выборе наследника и т. д. (XIII, 681). Князь Курбский во многом обвинял С. и многое приписывал С. Палеолог, говоря: "В предобрый русских князей род всеял дьявол злые нравы, наипаче же женами их злыми и чародейцами, якоже и в израильстех царех паче же которых поимовали от иноплеменников". С. содействовала тому, что Иоанн окружил себя пышностью, завел этикет при дворе и принял герб византийской империи - двуглавого орла. Из Западной Европы были вызваны художники и зодчие для украшения дворца и столицы. Воздвигались новые храмы, новые дворцы. Итальянец Альберти (Аристотель) Фиоравенти построил соборы Успенский и Благовещенский. Москва украсилась Грановитой палатой, башнями кремлевскими, дворцом Тюремным, выстроен, наконец, был и Архангельский собор. Великокняжеская столица готовилась сделаться столицей царской; значительную долю участия в этом нужно прописать племяннице последнего византийского императора. Скончалась она за два года до смерти мужа - 7 апреля 1503 г. Литература - та же, что о времени Иоанна III (XIII, 681).

См. также статьи:
Беклемишев Иван Никитич ;
Василий III Иванович ;
Вассиан Косой ;
Владислав III Варненчик ;
Вольпе (Gian-Battista della Volpe) ;
Гусев Владимир Елеазарович ;
Димитрий Иванович ;
Евдокия (дочь Ивана III) ;
Елена Иоанновна ;
Елена Стефановна ;
Иоанн III Васильевич ;
Кассиан (святой) ;
Кашкины ;
Пирлинг Павел (Pirling) ;
Россия, разд. Классическая филология ;
Россия, разд. Московское государство XVI - XVII веков ;
Россия, разд. Право (до начала XVIII века) ;
Россия, разд. Хронология по русской истории ;
Соломония ;
Траханиотовы ;
Феодосия ;
Филипп I ;
Фрязин Иван ;
Чичерины .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru