3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Струве Петр Бернгардович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Струве Отто Васильевич

Струговщиков Ал.

Струве Людвиг Оттонович

Струговщиков Александр Николаевич

Струве Герман Оттонович

Струженцов Михаил Иванович

Струве Генрих Егорович

Стружкин Николай Сергеевич

Струве Василий Яковлевич

Струйская Маргарита Николаевна

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Струве (Петр Бернгардович) - публицист, внук астронома В.Я. Струве ; родился в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (Санкт-Петербург, 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с середине 1890-х гг. господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих "Заметках" полемического характера Струве, объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма "социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе" и имеющему "два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории; 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах". По мнению Струве, идеалы создаются действительностью, а не действительность - идеалами; нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономической базой; поэтому, социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, Струве утверждал, что эту фазу должна пережить и Россия, что "отделение обрабатывающей промышленности от земледелия" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеление части крестьянства и разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, Струве закончил свои "Заметки" призывом: "признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму". Уже в первом своем труде, однако, Струве признал теорию экономического материализма философски не обоснованной и фактически не проверенной. В силу этого признания, Струве, при свойственном ему нервном искании истины, не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, Струве вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в "социальных противоречиях" движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая заметка Струве о Лассале, по поводу 75-летия со дня его рождения ("Мир Божий", 1900, № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в то же время общеобязательного морально-общественного идеала, Струве признает необходимость "создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах". Недавно еще восклицавший: "вперед, наука!" (т. е. экономический материализм), он заканчивает свою последнюю заметку призывом: "назад к Лассалю!" Под редакцией Струве вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями. Из журнальных статей его особенно выделяются: "Австрийское крестьянство и его бытописатель" ("Вестник Европы", 1893, № 7); "Немцы в Австрии и крестьянство" (там же, 1894, № 2); "Основные понятия политической экономии" ("Мир Божий", 1896, № 2); "Свобода и историческая необходимость" ("Вопросы философии и психологии", 1897, № 1); "Еще о свободе и необходимости" ("Новое Слово", 1897); "Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии" (там же, за подписью С. Т. Р.). С марта по декабрь 1897 г. Струве был фактическим редактором "Нового Слова" (вместе с М.И. Туганом-Барановским ), в котором вел внутреннее обозрение ("Текущие вопросы внутренней жизни"), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей "На разные темы", между прочим, и критико-литературные. В 1899 г. Струве был фактическим редактором (вместе с М.И. Туган-Барановским) журнала "Начало", в котором вел внутреннее обозрение и напечатал статьи "Попытки артельной организации крепостных крестьян". После закрытия "Начало" Струве стал писать в "Мире Божьем" ("Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в.", 1899 и др.), в "Жизни" ("К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии", 1900) и в "Северном Курьере" ("Усложнение жизни", "Высшая ценность жизни" и др.). Струве поместил также ряд статей в "Arch. f. soz. Gesetzgebung und Statistik" Брауна (важнейшая "Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung", 1899), в "Neue Zeit." ("Zwei unbekannte Aufsatze von K. Marx aus d. 40 J.", 1896) и в "Soziol polit. Zentralblatt" (позже "Soz. Praxis"), в последнем статьи об экономическом развитии в России. В настоящем словаре Струве поместил статьи "Заработная плата", "Картели", "Лассаль", "Маркс", "Рабочий класс" и др. В 1902 г. вышла книга Струве "На разные темы" - сборник его статей за предыдущие годы. Последние статьи ясно указывали на сильный переворот в мировоззрении Струве. Через бернштейнианство и неокантианство он пришел к политическому радикализму и демократизму. На первую очередь в это время он выдвигал политическую задачу борьбы с режимом полицейского самодержавия. В 1902 г. Струве эмигрировал за границу и основал журнал "Освобождение", издававшийся сперва в Штутгарте, потом в Париже (Доп. II, 353). Журнал был основан на средства нескольких прогрессивно настроенных земцев. Первые номера отличались большой политической умеренностью, но постепенно журнал привлекал к себе более левые элементы и скоро стал революционным; в особенности революционны были номера, вышедшие после петербургских событий 9 января 1905 г. Слева, в особенности из рядов социал-демократии, на "Освобождение" и на Струве продолжались нападки, хотя Струве постоянно выражал горячие симпатии социализму. При образовании Союза Освобождения (Доп. II, 354) Струве играл самую деятельную роль. Как в журнале, так и в Союзе, он горячо отстаивал полное отрицание борьбы с левыми и направление всей энергии направо, против правительства. Поэтому, несмотря на желание некоторых освобожденцев, его журнал никогда не отвечал на нападки социал-демократов и социалистов-революционеров. Амнистия 21 октября 1905 г. дала Струве возможность вернуться на родину, поселиться в Петербурге и туда же перенести свою публицистическую деятельность. Он принял деятельное участие в организации конституционно-демократической партии, был избран членом ее центрального комитета и остается им до сих пор (февраль 1907 г.). С декабря 1905 по март 1906 г. он редактировал еженедельный журнал "Полярная Звезда" (Доп. II, 439). После прекращения "Полярной Звезды" она была заменена журналом "Свобода и Культура", выходившим "под редакцией С.Л. Франка, при ближайшем участии П. Струве"; в действительности редактором был последний. "Полярная Звезда" была встречена публикой с большим сочувствием и имела успех, но "Свобода и Культура" расходилась с каждым номером все меньше, хотя была прямым продолжением "Полярной Звезды" и на восьмом номере прекратилась. Эти два журнала проводили идеи к.-д. партии, но не были ее официальными органами. Весной и летом 1906 г. Струве редактировал ежедневную вечернюю газету "Дума". И в журнале, и в газете он вел борьбу столько же налево, сколько и направо. С января 1907 г. редактирует московский журнал "Русская Мысль". В к.-д. партии Струве считается одним из наиболее правых. Еще в январе 1906 г., когда партия стояла за учредительное собрание, Струве высказывался решительно против него, возбуждая этим недовольство П.Н. Милюкова . Вместе с тем Струве решительно подчеркивал свою антипатию к республике, как знамени в борьбе, и поддерживал монархизм к.-д. партии. Когда первая Государственная дума была распущена, Струве, не будучи ее членом, принимал участие в совещаниях членов Думы в Выборге и в выработке выборгского воззвания. Позднее он принял деятельное участие в агитации к.-д. партии при выборах во вторую Государственную думу (декабрь 1906 г. - февраль 1907 г.). Он был выставлен к.-д. партией как один из ее кандидатов и выбран от Петербурга во вторую Государственную думу. См. Л. Тахоцкий "Господин Петр Струве в политике" (СПб., 1906; перепечатан в сборнике статей Троцкого "Наша революция", СПб., изд. Глаголева, без года; в этом памфлете С. характеризуется как оппортунист, постоянно меняющий свое мировоззрение под влиянием внешних событий). Другой социал-демократический памфлет, направленный против С. - А. Луначарский "Три кадета" (Милюков, Родичев и Струве; СПб., 1906). В. В-в.

См. также статьи:
Александр III ;
Глинка Александр Сергеевич ;
Корнилов Александр Александрович ;
Маклаков Василий Алексеевич ;
Маслов Петр Павлович ;
Милюков Павел Николаевич ;
Николай I ;
Плеханов Георгий Валентинович ;
Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ;
Россия, разд. Социология ;
Россия, разд. Экономическая наука ;
Струве ;
Филиппов Михаил Михайлович ;
Чехов Антон Павлович ;
Шелгунов Николай Васильевич ;
Шульце-Гэверниц .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru