3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Смирнов Аполлон Иванович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Смирнов Андрей Петрович

Смирнов Валериан Николаевич

Смирнов Алс. Еф.

Смирнов Василий Дмитриевич

Смирнов Александр Платонович

Смирнов Василий Сергеевич

Смирнов Александр Иванович

Смирнов Григорий

Смирнов Александр Васильевич (певец)

Смирнов Дмитрий Александрович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Смирнов (Аполлон Иванович) - писатель, ординарный профессор Казанского университета по кафедре философии; состоит деканом историко-филологического факультета. Важнейшие его сочинения: "Философия Беркли" (1877); "История английской этики" (т. I, Казань., 1880); "Эстетика как наука о прекрасном в природе и искусстве" (Казань, 1894); "Эстетическое значение формы в произведениях природы и искусства" (Казань, 1894). С. держится направления английской эмпирической психологии. Он считает задачей общей теории эстетики изучение того, "что такое красота и что такое чувство красоты, какие предметы, факты, отношения признаются красивыми и какие физиологические и психологические процессы в нас самих соответствуют этим вещам или вызываются ими". Эстетические чувства представляют собой особый класс эмоций (удовольствий и страданий), которые должны подчиняться общим законам удовольствий и страданий; "эстетически прекрасное (или чувство прекрасного с его объективной стороны) есть то, что доставляет нам наибольшее количество приятных возбуждений при наименьшем количестве возбуждений неприятных в процессах периферических органов нервной системы, прямо не связанных с органическими функциями". Излагая эстетическую теорию музыки, С. указывает, что в действие на нас музыки входит с одной стороны чисто физиологический элемент - возбуждение нервной системы, а через нее и мускульной, и сосудистой, а с другой - психологический элемент, который распадается на ряд моментов как чисто чувственного характера, так и умственного (единство среди разнообразия и т. п.) и особенно эмоционального; в последний входят чувства удовлетворенного ожидания (мелодии и ритм), контраста, новизны и неожиданности, а также и все те волнения и настроения, которые переживали наши зоологические предки в моменты особенно страстного их возбуждения и которые ассоциировались у них с музыкой, а нами получены путем наследственной передачи; последним С. объясняет смутность, неуловимость, невыразимость чувств, возбуждаемых в нас музыкой. Умер в 1902 г.

См. также статьи:
Пашкан ;
Россия, разд. История русской литературы .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru