ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Сатины | |||||||||||
Сатин Николай Михайлович | |||||||||||
Сатин Аркадий Дмитриевич | |||||||||||
Сатаровы (братья) | |||||||||||
Сатаров Максим Петрович | |||||||||||
Саур Ванидович (Саур Леванидович) - герой былины (см. в статье Богатыри ), известный в двух довольно отрывочных вариантах. Саур Ванидович, князь царства Астраханского (Алыберского), пошел в поход на три царства - Латынское, Литвинское и Сорочинское. Его провожала молодая жена до третьего рубежа и затем воротилась домой. Почувствовав себя беременной, она пишет мужу письмо, с просьбой воротиться. Он не верит ее беременности, но дает распоряжения на случай, если она родит дочь или сына. Последнего на девятом году она должна прислать к нему на помощь. Княгиня родила сына - богатыря и на девятый год послала его с большим войском к отцу. Он выжег царство Латынское и полонил Литвинское, а затем пошел на царство Сорочинское. Сорочинские мужики решили выслать на поединок с иноземным богатырем полоненочка-затюремщика, который оказывается Сауром, неизвестно какими судьбами попавшим в плен. На просьбу сорочинских мужиков сослужить им службу великую, Саур требует коня и едет биться с молодым богатырем. Высадив сына из седла, Саур пал ему на белу грудь и стал спрашивать о роде-племени. Тут он опознал своего сына. Последний шлет матери известие, что он выручил родного батюшку. В другом варианте нет воинственной встречи отца с сыном, но имеются подробности о подвигах богатыря - сына (именуемого Константином) до встречи с отцом. Эти подробности дают В.Ф. Миллеру основание к сближению былины о Сауре с былинами о Суровце . Этот же исследователь, в противоположность А.Н. Веселовскому , ищущему источников былины о Сауре в византийском эпосе, указывает на ее восточный, точнее - тюркский характер, ссылаясь, между прочим, на то, что былина о Сауре, не введенная в киевский цикл, была записана в Поволжье, и самое имя Саура - восточное, поныне употребительное, как личное, у татар. Предания о каком-то богатыре Сауре - конечно, татарские, - ходили в южнорусских степях, где в разных местах известны могилы (курганы) Саура. Один из этих курганов (в Донской области, между речками Миусом и Крынкой, исследованный М.А. Андриевским ) упоминается в разных вариантах малорусской думы о поберег трех братьев из неволи турецкой, из Азова, под именем Савур-Савор-Осавр-могила. Самое содержание былины о Сауре есть пересказ широко распространенного на Востоке сюжета о встрече богатырей отца и не узнанного сына - Рустема и Зораба. Ср. В.Ф. Миллер "Былины о Сауре и сродные по содержанию" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1893, 10).
См. также статьи:
Саур Леванидович .
3W.SU ©® 2015