3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Пименовы (С.С. и Н.С.)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Пименова Эмилия Кирилловна

Пинскер Лев Семенович

Пименов Степан Степанович

Пионтковский Андрей Антонович

Пименов Николай Степанович

Пиратский Карл Карлович

Пилянкевич Николай Иванович

Пирлинг Павел (Pirling)

Пильчиков Николай Дмитриевич

Пирогов Владимир Николаевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Пименов - фамилия двух русских скульпторов: 1) Степан Степанович Пименов (1784 - 1833), одиннадцати лет от роду поступил в воспитанники Императорской Академии Художеств; находясь в ней, получил в 1801 г. две серебряные медали, малую и большую, за свои успехи в рисовании и лепке, и в 1802 г. - малую золотую медаль за барельеф: "Юпитер и Меркурий в гостях у Филемона и Бавкиды". Окончил академический курс в 1803 г. со званием художника XIV класса и большой золотой медалью, присужденной ему за вылепленный по программе барельеф "Смерть св. Федора и его сына". Приобретя, вместе с этой наградой, право на поездку в чужие края, в качестве пенсионера академии, не был, однако, отправлен туда по причине тогдашних политических обстоятельств и в течение некоторого времени оставался при академии помощником преподавателей в ее художественных классах. В 1807 г., за статую св. Владимира, получил звание академика, через два года после того поступил на штатную должность преподавателя скульптуры в академии, со званием адъюнкт-профессора, и, наконец, в 1814 г., за модель статуи Славы произведен в профессоры. Из произведений этого художника, работавшего отчасти в стиле итальянских скульпторов эпохи Возрождения, отчасти в духе французов конца XVIII столетия, заслуживают быть упомянутыми, кроме вышеозначенной статуи св. Владимира, отлитой из бронзы, парная с ней статуя св. Александра Невского (обе стоят в нишах, по сторонам северных входных дверей Казанского собора в Санкт-Петербурге), статуи Гомера и Платона, украшающие собой фасад Императорской Публичной Библиотеки; две колоссальные, теперь сильно пострадавшие и искаженные стуковые группы "Похищение Прозерпины" и "Геркулес, бросающий Ликаса в море", стоящие на главном подъезде Горного Института и внешние скульптурные украшения Санкт-Петербургской биржи и Сената. 2) Николай Степанович Пименов (1812 - 1864) - сын предыдущего. Отец развил в нем еще с детства любовь к искусству, особенно к той отрасли, которой занимался сам, и в 1824 г. определил его в воспитанники Академии Художеств. Здесь главным наставником молодого Пименова в скульптуре был С. Гальберг , хотя и отец продолжал помогать ему своими уроками и советами. Работая под руководством этих учителей, он быстро выказал блестящие успехи, в награду за которые были присуждены ему в 1829 - 1832 годах две малые и две большие серебряные медали. Окончив академический курс в 1833 г. с малой золотой медалью, полученной за вылепленный по программе барельеф: "Гектор в ложнице Елены укоряет Париса в бездействии", был оставлен на три года при Академии для своего дальнейшего усовершенствования. В течение этих лет занимался довершением некоторых работ, заказанных Степану Пименову для здания Сената и которые этот мастер не сумел исполнить за своей смертью, а также лепкой статуи "Русский парень, играющий в бабки", на тему, предложенную академией в виде конкурсной программы на большую золотую медаль. Эта статуя, в 1836 г., доставила Пименову искомую награду и обратила на него общее внимание; А. Пушкин приветствовал ее известной эпиграммой: "Юноша трижды шагнул и пр.". В 1837 г. Пименов, как получивший большую золотую медаль, был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции. Во Флоренции он в первое время пользовался советами знаменитого тогда скульптора Бартолини. Из произведений, исполненных им в Италии, особенно достойны внимания: статуя "Мальчик, просящий милостыню", доставившая художнику в 1844 г. звание академика (находится в павильоне Царицына острова, в Петергофе), статуи "Мальчик, кормящий птичку" (в Сергиевской даче герцогов Лейхтенбергских) и "Мальчик, подкрадывающийся к бабочке", фигуры евангелистов Матфея, Иоанна и Луки (для фронтонов Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге), надгробный памятник г-же Нелидовой , модель группы для фонтана "Ян Смовец, останавливающий разъяренного быка" и проекты пяти аллегорических групп ("Москва", "Петербург", "Новгород", "Киев" и "Сибирь"), которые предполагалось поставить на концах Николаевского моста в Санкт-Петербурге. В 1850 г. Пименов возвратился в отечество и вскоре получил заказ вылепить, для воспроизведения из бронзы, две колоссальные группы: "Воскресение Христово" и "Преображение" для постановки на вершине малых иконостасов Исаакиевского собора. Первая из этих групп, по всей справедливости считающихся лучшими созданиями художника, была окончена в 1853 г., а вторая в 1854 г. За них академия возвела Пименова в звание профессора. В следовавшем затем 1855 г. он занял в ней место штатного профессора и вступил в управление ее скульптурным классом. С тех пор Пименов, сверх занятий со своими учениками по академии, трудился над сочинением проектов и лепкой моделей памятников адмиралу Лазареву для Николаева, трем севастопольским героям Корнилову , Нахимову и Истомину , кн. Пискевичу для Варшавы, кн. Воронцову для Тифлиса, имп. Николаю I для Александрии, близ Петергофа, А.С. Пушкину для Москвы, но все эти проекты или остались неосуществленными, или были исполнены другими скульпторами. К произведениям последних лет жизни Пименова принадлежат также колоссальный бюст имп. Николая I, украшающий собой биржевой зал в Санкт-Петербурге (1859); бюст того же государя, в виде русского витязя, в Эрмитаже (1860); бюсты великой княгини Марии Николаевны , великого князя Николая Николаевича Старшего и московского губернского предводителя дворянства Черткова ; модель группы "Георгий Победоносец", которую предполагалось поставить в Георгиевской зале большого кремлевского дворца в Москве; шесть фигур для украшения носовых частей кораблей и некоторые др. Кроме ваяния, Пименов занимался, преимущественно во время пребывания своего в Италии, также и живописью. В музее академии имеются две его картины: "Христос" и "Голова италианца-монаха". Как скульптору, Пименову должно быть отведено одно из самых первых мест в истории русского искусства; это был художник весьма оригинальный, с национально-русским оттенком, одаренный живой, быть может, даже чересчур пылкой фантазией, превосходный знаток анатомии человеческого тела, умевший соединять в своих произведениях красоту композиции и благородство форм с верностью природе, правдой движений и сильной характеристикой. А. С-в.

См. также статьи:
Пименов Николай Степанович ;
Пименов Степан Степанович .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru