3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Онуфрий

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Ону Александр Михайлович

Онуфрий (в миру Андрей Парусов)

Омулевский

Онуфрий (имя святых православной церкви)

Омелянский Василий Леонидович

Онуфрий святой (IV век)

Ольшевский Мелентий Яковлевич

Онуфрий святой (XV век)

Ольховский Николай Иванович

Онуфрий святой (XVII век)

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Онуфрий - старец, основатель секты "аввакумовщины" или "онуфриевщины". Инок Соловецкого монастыря, упорный последователь старопечатных книг, Онуфрий после осады монастыря и изгнания оттуда старообрядцев, удалился в Нижегородскую область, на реку Керженец, где неподалеку от города Семенова, у деревни Хворостиной, основал в 1677 г. скит. В 1690-х годах здесь происходили большие раздоры между старообрядцами вследствие различного отношения их к догматическим (с ошибками в учении о Троице и прочим) письмам протопопа Аввакума . Онуфрий, давший имя и стоявшей за ним группе, видел в письмах Аввакума источник особенной благодати, ввел их чтение за богослужением, почитал и самого Аввакума, поклоняясь его изображению. Все это вызвало протест со стороны других старообрядцев. Соборы 1693 и 1706 годов не привели к примирению боровшихся. В 1708 г. собрался новый собор с целью предать Онуфрия и его последователей анафеме, в случае упорства. Онуфрий согласился отречься от писем, но условно: "аще в них (письмах Аввакума) обрящется противность церкви, то и мы оные не приемлем". В 1709 г. на четвертом соборе Онуфрий и его последователи на этот раз отреклись от писем и написали о том особое соборное определение. Но онуфриевщина продолжала жить, и после смерти Онуфрия (в 1716 г.) понадобилось, в 1717 г., новое отречение его последователей от еретических мнений Аввакума. Но и при этом онуфриане примирились только с диаконовцами; Софонтиев толк был с ними в "распрении" о письмах Аввакума еще и в 1719 г. В остальном онуфриевщина мало отличалась от других поповщинских толков: последователи Онуфрия принимали попов только дониконовского постановления, а в волновавшем тогда старообрядство вопросе о самоистреблении держались довольно уклончиво, хотя, по-видимому, сочувствовали "самоубийственным смертям". - См. Н. Субботин "Материалы для истории раскола" (VIII); Есипов "Раскольничьи дела XVIII столетия" (СПб., 1863, том II); П. Смирнов "Внутренние вопросы в расколе в XVII века" (ib., 1898); его же "Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века" (ib., 1909).


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru