ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Ону Александр Михайлович | |||||||||||
Омулевский | |||||||||||
Омелянский Василий Леонидович | |||||||||||
Ольшевский Мелентий Яковлевич | |||||||||||
Ольховский Николай Иванович | |||||||||||
Онуфрий - старец, основатель секты "аввакумовщины" или "онуфриевщины". Инок Соловецкого монастыря, упорный последователь старопечатных книг, Онуфрий после осады монастыря и изгнания оттуда старообрядцев, удалился в Нижегородскую область, на реку Керженец, где неподалеку от города Семенова, у деревни Хворостиной, основал в 1677 г. скит. В 1690-х годах здесь происходили большие раздоры между старообрядцами вследствие различного отношения их к догматическим (с ошибками в учении о Троице и прочим) письмам протопопа Аввакума . Онуфрий, давший имя и стоявшей за ним группе, видел в письмах Аввакума источник особенной благодати, ввел их чтение за богослужением, почитал и самого Аввакума, поклоняясь его изображению. Все это вызвало протест со стороны других старообрядцев. Соборы 1693 и 1706 годов не привели к примирению боровшихся. В 1708 г. собрался новый собор с целью предать Онуфрия и его последователей анафеме, в случае упорства. Онуфрий согласился отречься от писем, но условно: "аще в них (письмах Аввакума) обрящется противность церкви, то и мы оные не приемлем". В 1709 г. на четвертом соборе Онуфрий и его последователи на этот раз отреклись от писем и написали о том особое соборное определение. Но онуфриевщина продолжала жить, и после смерти Онуфрия (в 1716 г.) понадобилось, в 1717 г., новое отречение его последователей от еретических мнений Аввакума. Но и при этом онуфриане примирились только с диаконовцами; Софонтиев толк был с ними в "распрении" о письмах Аввакума еще и в 1719 г. В остальном онуфриевщина мало отличалась от других поповщинских толков: последователи Онуфрия принимали попов только дониконовского постановления, а в волновавшем тогда старообрядство вопросе о самоистреблении держались довольно уклончиво, хотя, по-видимому, сочувствовали "самоубийственным смертям". - См. Н. Субботин "Материалы для истории раскола" (VIII); Есипов "Раскольничьи дела XVIII столетия" (СПб., 1863, том II); П. Смирнов "Внутренние вопросы в расколе в XVII века" (ib., 1898); его же "Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века" (ib., 1909).
3W.SU ©® 2015