3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Налбандьян Микаэл

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Накрохин Прокофий Егорович

Наливайко

Накашидзе

Налимов Тимофей Александрович

Найденов

Напалков Николай Иванович

Назимовы

Напиерский Карл-Эдуард (Napiersky)

Назимова Алла

Направник Эдуард Францевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Налбандьян, Микаэл - талантливый армянский публицист (1830 - 1866). Смелое обличение пороков навлекло на него вражду многих жителей его родного города (Нахичевани-на-Дону); он был вынужден сложить с себя духовный сан и сделался учителем армянского языка в московском Лазаревском институте. Доносы врагов лишили его и этого места; он поступил вольнослушателем в Московский университет, по медицинскому факультету. Когда Назарьянц основал журнал "Северное Сияние", его ревностным сотрудником явился Н. (особенно замечательны статьи, напечатанные им под заглавием: "Дневник графа Эммануэля"). В 1861 году он поехал в Индию, по поручению гор. Нахичевани, для отыскания наследства после умершего там еще в конце XVIII века армянского негоцианта. Прибыв в Калькутту, он выучился по-английски, ознакомился с местным законодательством и доказал основательность притязаний нахичеванцев. На пути в Индию он завязал сношения в Лондоне с кружком Герцена и Бакунина, вследствие чего он, вернувшись в Россию, был арестован. Трехлетнее заключение надорвало его здоровье, и он умер вскоре после освобождения из-под стражи. Деятельность Н. носит энциклопедический характер; он старался угадать все потребности армянского общества, писал публицистические и критические статьи, рассказы, стихотворения (преимущественно переводные, из Лермонтова, Беранже, Огарева и др.), естественно-научные очерки, филологические исследования. Как и Назарьянц, он защищал новый язык, требовал гуманитарного воспитания и религиозной терпимости, вел борьбу с национальной исключительностью. Назарьянц излагал свои мысли более теоретически, Н. стоял на реальной почве, опираясь на знание жизни. Он находил, что светская школа должна быть подчинена контролю общества и считал необходимым перевод Священного писания на разговорный язык. Он стоял за земледелие, как за способ оттеснить на второй план торговлю, и относился с теплой симпатией к невежественному, но не испорченному населению армянских деревень. - См. Е. Шах-Азис "Мик. Налбандьян" (1897), "Воспоминания" Тучковой-Огаревой в "Русской Старине".

См. также статьи:
Назарьянц Степанос ;
Шахазиз Смбат .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru