ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Никита Кожемяка | |||||||||||
Никита (святые православной церкви) | |||||||||||
Никита (святой, память 4 мая и 17 июня) | |||||||||||
Никита (святой, память 31 января) | |||||||||||
Никита (святой, память 3 апреля) | |||||||||||
Никита, известный в истории с прозвищем Пустосвят, собственно Н. Конст. Добрынин - виднейший руководитель старообрядческого движения 1682 г. Суздальский священник, ревнитель старины, Никита только по оставлении "властительным" патриархом кафедры выступил активно против Никоновых "новин", с доносом на сторонника Никона, архиепископа суздальского Стефана, обличая его в служении "не по правилам св. отец" (1659). Закончившееся было безрезультатно следствие по этому делу вновь началось по жалобам архиепископа и Никиты друг на друга. Вследствие склонности к старине следователей и судей на соборе 1660 г. архиепископу грозило низложение, но вмешательство царя привело к пересмотру дела: архиепископ Стефан переведен к Архангельскому собору в Москве, а Никита за ложный донос лишен права священнодействовать и причастия. И позже каждогодними челобитьями царю и святителям он не мог добиться "разрешения". В эти же годы Никита готовился к новому выступлению против Никоновых реформ, составляя обличение на книгу "Скрижаль", эту апологию всех "новин" Никона, и на "новоисправленные церковные книги". К осени 1665 г. "великая челобитная" царю была готова вчерне, и Никита давал ее читать кое-кому в Москве. о ней стало известно правительству, и в начале 1666 г. Никита с неперебеленной вполне челобитной был арестован, судим на соборе, анафематствован им и отлучен от церкви, а на его челобитную, получившую уже известность среди старообрядцев, было поручено составить опровержение Паисию Лигариду (его труд остался в рукописи) и Симеону Полоцкому ("Жезл правления", изд. в 1667 г.). Популярность челобитной и обнаруженные в ней Никитой, широкая начитанность, простой и ясный язык, умение использовать слабые стороны и неясности изложения противника - все это выдвигало автора ее в ряды главных руководителей старообрядства, но у Никиты не оказалось твердости и мужества, необходимых вождю гонимых. Устрашенный перспективой "сруба и меча" (заключения и казни), он принес покаянную, был освобожден, но не разрешен к священнодействию. Вернувшийся к старообрядчеству, потом под угрозой наказания снова просивший прощения у патриарха, затем опять обратившийся к старине Никита не мог пользоваться, как "апостат" (отступник), большим влиянием среди братьев по вере. В период опиравшегося на стрельцов старообрядческого движения смутного 1682 г. он был выдвинут, очевидно, за отсутствием других - как книжный человек, могущий "ответ держати" перед духовными властьми. Его грубое поведение на собеседовании с патриархом и др. 5 июля 1682 г. и оскорбительная для царского рода челобитная "раскольников" побудили правительство к более энергичным репрессивным мерам. Стрельцы, обильно угощенные пивом и медом, отказались от защиты старой веры и выдали "отцов-руководителей". Никита, как главный из них, 11 июня был казнен. "Великая челобитная" Никиты издана по автографу Н.И. Субботиным в IV т. "Материалов для истории раскола за первое время его существования" (М., 1878); др. челобитные и некоторые данные о Никите в I т. тех же "Материалов" (М., 1875). Кроме данных в изд. Субботина, см. П.С. Смирнов "Внутренние вопросы в расколе в XVII в." (Санкт-Петербург, 1898, стр. 051 - 052). П. Л.
См. также статьи:
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
София Алексеевна;
Шутов Антоний (в миру Андрей Иларионов) .
3W.SU ©® 2015