ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Молдавский Константин Антонович | |||||||||||
Молас Александра Николаевна | |||||||||||
Мокрицкий Аполлон Николаевич | |||||||||||
Мокринский Степан Петрович | |||||||||||
Мокиевский Павел Васильевич | |||||||||||
Моллер Федор Антонович, фон - исторический живописец и портретист (1812 - 1875), сын морского министра адмирала Ант. Вас. фон-Моллера. Служа офицером, посещал классы Академии Художеств. Участвовал в подавлении польского восстания 1830 г. Первая его большая картина: "Битва при Остроленке" (1832); за ней последовали "Альцеста, выводимая Геркулесом из царства теней" и несколько жанров. По приезде в Петербург К. Брюллова Моллер стал пользоваться его руководством и вышел в отставку из военной службы. За картину, изображавшую семейство его отца, получил от академии большую золотую медаль. В 1839 г. отправился в Рим, откуда прислал лучшее свое произведение - картину "Поцелуй" (на собственной даче Его Императорского Величества, близ Петергофа), доставившую ему звание академика. Увлекшись в Риме идеями немецких художников-назареев и стилем Овербека, Моллер написал колоссальную картину: "Евангелист Иоанн проповедует на Патмосе служителям Вакха" (в музее Александра III), за которую получил звание профессора. Деятельность Моллера распадается на два периода. В первом он является последователем К. Брюллова, хорошим рисовальщиком, эффектным колористом, вообще не лишенным вкуса и непритворного чувства. К этому периоду, кроме семейного портрета и "Поцелуя", относятся портрет Гоголя (1841, в музее Александра III), картины "Русалка" (в академическом музее) и "Невеста, задумавшаяся над обручальным кольцом". Во втором периоде Моллер впал в холодность и рефлективность композиции, вялость и условность красок, сухость и жесткость исполнения. Этими недостатками страдают "Татьяна, отправляющая письмо к Онегину", "Моисей, спускаемый в корзине на воду своей матерью" (1862), "Видение Александра Невского перед сражением на Неве" (для московского храма Спасителя), "Посольство папы к Александру Невскому" (тоже), "Битва Александра Невского со шведами" (в Московском кремлевском дворце, 1864 - 65), "Несение креста" (1869, в музее Александра III; написана по картону Брюллова), "Юдифь" (1870), "Распятие" (1871, в лютеранской церкви в с. Вендау в Лифляндской губернии). - Ср. W. Neumann "Lexikon baltischer Kunstler" Рига, 1908, стр. 109 сл.).
См. также статьи:
Брюллов Карл Павлович;
Россия, разд. Архитектура, живопись и гравирование .
3W.SU ©® 2015