3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Мусоргский Модест Петрович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Мусоргские

Мусселиус Владимир Васильевич

Мусины-Пушкины

Мустафины

Мусин-Пушкин Алексей Иванович

Муханов Павел Александрович

Мусин-Пушкин Александр Алексеевич

Муханова Мария Сергеевна

Мусатов Виктор Эльпидифорович

Мухановы

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


"Картинки с выставки": "Прогулка"
М
усоргский, Модест Петрович - знаменитый русский композитор. Родился 16 марта 1839 года в имении родителей, Торопецкого уезда, Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. Обучать его игре на фортепиано стала мать; затем, учась в Петропавловском немецком училище в Петербурге, он занимался фортепьянной игрой у А. Герке и достиг выдающихся результатов. Появившаяся в 1852 году в печати полька "Porte enseigne" была первым опубликованным его произведением. В 1857 году он сочинил фортепьянную пьесу "Souvenir d'enfance" и тогда же задумывал оперу "Han d'Islande" (сюжет В. Гюго), оставшуюся в проекте. Окончив (1856) школу гвардейских подпрапорщиков, М. поступил в лейб-гвардейский Преображенский полк. Громадное значение для его музыкального развития имело знакомство с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым и музыкальным кружком последнего. Немалую роль в его творчестве сыграла и его дружба с В.В. Стасовым, написавшим биографию М. ("Соч. В.В. Стасова", Санкт-Петербург, 1894, т. III; см. также письма М. к В. Стасову и к Балакиреву, изд. "Русская Музыкальная Газета"). Балакирев играл с М. в четыре руки, объясняя ему музыкальные формы и приемы оркестровки. М. выступал в кружке не только как пианист, но и как превосходно фразирующий певец-баритон. В 1858 году М. написал два скерцо; одно из них, B-dur, было первым его сочинением, исполненным публично (в концерте Императорского Русского Музыкального Общества, 1860). В 1859 году М. оставил военную службу, но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить последовательно в Главном Инженерном Управлении, Лесном Департаменте и Государственном контроле; в последнем его устроил Т.И. Филиппов , большой его почитатель и наследник, по завещанию, его авторских прав. К раннему периоду творчества М. (до 1865 года) относится музыка к "Эдипу" Софокла, из которой сохранился хор народа у храма Эвменид, впоследствии использованный М. в коллективной (см. Бородин) опере "Млада", в которой М. написал один акт (1873), а затем, когда она не состоялась - в опере "Сорочинская Ярмарка". В 1861 году М. написал характерное "Intermezzo Symphonique in modo classico", в 1863 году - романс "Сауль". Наиболее крупным его опытом в этот период была опера "Саламбо" (1864 - 65), на собственное либретто по роману Флобера. Для нее написаны им три картины, музыка которых в переработанном виде вошла почти вся в оперу его "Борис Годунов". Второй период творчества М., с явным преобладанием вокальной музыки, начинается в 1865 году, когда был сочинен "Калистрат" ("первая попытка комизма", по словам М.). Индивидуальность композитора утверждается все более и более. Реалистические, большей частью народно-русские, сюжеты и своеобразная, яркая их трактовка - отличительные черты сочинений этого периода. Кроме целого рода вокальных пьес, характерных и сильных хоров "Иисус Навин" (переработанный "хор Ливийцев" из "Саламбо", основанный на еврейских темах, 1866 год) и "Поражение Сеннахериба" (1867), сюда относятся драматические произведения: "Женитьба" (1868 год, изд. в 1908 году под редакцией и с предисловием Н. Римского-Корсакова) - чрезвычайно интересный "опыт драматической музыки в прозе" (слова М.) на неизмененный текст комедии Гоголя (написан только один акт); опера "Борис Годунов" (написана 1868 - 72, поставлена 1874 на Мариинском театре в Санкт-Петербурге). "Хованщина" (1873 - 80 годы, изд. 1882 году под редакцией Н. Римского-Корсакова и им же оркестрована) - грандиозная народная драма, рисующая борьбу старой Московской Руси с новой, Петровской Россией (поставлена 1885, на частной сцене в Санкт-Петербурге), "Сорочинская Ярмарка" (1875 - 80), неоконченная комическая опера по Гоголю (см. статью о ней Каратыгина в "Аполлоне", 1911), законченная недавно (1914) Ц. Кюи и теперь (1915) печатающаяся. Для оркестра написана в то же время "Ночь на Лысой горе" - симфоническая картина (в первоначальном виде - "Праздник Чернобога" для "Млады", затем - сон паробка для "Сорочинской Ярмарки"; издана по плану, в редакции и оркестровке Н. Римского-Корсакова), для фортепиано - "Картинка с выставки Гартмана" (1874, изд. в 1886 году), сюита пьес юмористического, лирического и описательного характера. Материальная необеспеченность и неудачи на композиторском поприще преследовали М. Его опера "Борис Годунов" надолго была снята с репертуара; другие его сочинения долго игнорировались артистами и публикой. В последние полтора года жизни, оставшись без службы, М. добывал средства к жизни ремеслом аккомпаниатора, совершив в 1879 году подбодрившую его концертную поездку в провинцию с певицей Д.М. Леоновой. Усилившаяся страсть к вину ускорила смерть М. Он скончался 16 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале и похоронен в Александро-Невской Лавре в Петрограде. - М. один из самобытнейших русских композиторов. Верный заветам Глинки и Даргомыжского, он пошел дальше их. Он горячо отрицал формулу: искусство для искусства. "Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель", говорит он в автобиографии. "Художественное изображение одной красоты в материальном ее значении - грубое ребячество, детский возраст искусства. Тончайшие черты природы человека и человеческих масс, назойливое "ковырянье" в этих малоизвестных странах и завоевание их - вот настоящее призвание художника. К новым берегам! Бесстрашно, сквозь бурю, мели и подводные камни, к новым берегам!" (письмо к В. Стасову 18 октября 1872 года). М. был музыкант-реалист, музыкант-народник, родственный Гоголю и Льву Толстому. Новизна задач и приемов сказывается в "Борисе Годунове" и "Хованщине" и во множестве вокальных пьес, чрезвычайно разнообразных по замыслу. Никто в музыке не захватывал так глубоко и так широко русскую жизнь, как М. В своих исторических операх он дает целый ряд типов: и "преступного царя Бориса", и благочестивого старца-раскольника Досифея, и хитрого вельможи Шуйского, и старовера князя Хованского, и западника князя Голицына, и беглых монахов, и иезуита, и гордой Марины Мнишек, и Марфы-раскольницы, и замечательный, чисто русский тип юродивого. Для всех этих разнообразных типов он находил одинаково яркие краски и меткие штрихи. В его хорах народ живет полной жизнью: то он принижено, из-под палки пристава, молит Годунова принять царство, то, разгулявшись на свободе, глумится над царевым боярином, то умирает в религиозном экстазе (потрясающая сцена самосожжения раскольников в "Хованщине"). В операх М. ключом бьет народная жизнь, ярко изображается народный быт, раскрывается народная душа. Эти оперы, в сущности - трагедии, и притом трагедии не только отдельных личностей, но и народа, переживающего Смутное время начала XVII века или ломку старинных устоев при воцарении Петра. Он воплотил ее в музыкально-поэтических символах, не выходящих в то же время из рамок реального. Не менее живо и ярко М. воплощал в музыке и комический элемент. Замечательна в "Борисе" по своему неподражаемому комизму сцена в корчме с подвыпившими беглыми монахами. - М. очень часто был автором и самих текстов своих вокальных сочинений. Отсюда необыкновенная художественная цельность "Хованщины" и мелких вокальных сочинений М. В последних также проявляется разнообразие задач и типов, до М. никем не затронутых. "Озорник" (1868), насмехающийся над старухой; барышня, испугавшаяся козла, но не боящаяся пойти за старика ("Козел", 1867); семинарист (1866), зубрящий латынь и мечтающий о девке у попа Семена; юродивый, изъясняющийся в любви ("Савишна", 1866); "Сиротка" (1868), умоляющая о помощи; "Забытый" (1874) солдат на боевом поле - все это глубоко оригинальные, правдивые картинки жизни. М. создал особый род музыкальной сатиры, в которой осмеял некоторых своих современников: в "Классике" (1867) - консервативного композитора и критика Фаминцына; в "Райке" (1869) - музыкальных деятелей враждебного М. лагеря (Заремба, Ростислав, Серов). Лирических пьес у М. мало, но он силен и в этом жанре. Прекрасны "Ночь" (1864), "Еврейская песнь" (1867), запечатленная восточным колоритом; прелестны песни в народном духе: "По грибы" (1867) и "По над Доном сад". Захватывающее впечатление производят оригинально задуманные "Песни и пляски смерти", на тексты графа Голенищева-Кутузова. "Детская" (1868 - 69) - очаровательные сценки из детской жизни (на собственный текст); здесь М. является простым, наивным и чистым как ребенок. Музыкальные приемы М. новы и своеобразны. Он усвоил себе все особенности русской народной песни и хотя редко пользовался подлинными народными мотивами, но весь склад его мелодики, очень гибкой и характерной, носит чисто русский, народный отпечаток, сказывающийся в гармонических оборотах (частые педали), в оригинальных, внезапных модуляциях, в ритмическом богатстве (встречаются несимметрические ритмы), и в самой форме, уклоняющейся от западных образцов. Главную силу вокального стиля М. составляет простая, правдивая, живая, выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста. В этом М. - прямой наследник Даргомыжского. Талант М. был многосторонний: он проявил его и в фортепьянных произведениях, и в оркестровых, не овладев, однако, техническими тайнами инструментовки. М. не прошел систематического курса композиции и упорно отказывался от консерваторской, гибельной, по его мнению, рутины. Поэтому технические недочеты у него часты, хотя их и не всегда можно отделить от его новаторских приемов, имеющих художественную ценность. Исправлять М. поэтому не легко, хотя от исправлений он может выиграть. Но не в технической фактуре сила произведений М., а в их содержании. Лучший редактор М. - его друг Н. Римский-Корсаков, знавший его авторские намерения и высоко ценивший его творчество. Благодаря его бескорыстным трудам сохранились многие произведения М. Рукописи М. хранятся в Императорской Публичной Библиотеке. Сочинения М. изданы фирмами В. Бессель и Ко (большая часть), П. Юргенсон и М.П. Беляев. - См. C. Cui "La musique en Russie" (П., 1880), Баскин "М." (1887); Трифонов "М." ("Вестник Европы", 1893, декабрь); P. d'Alheim "M." (1896, "Mercure de France"); C. Bellaigue "Etudes musicales", II; A. Saubies "La musique en Russie"; Marie Olenine d'Alheim "Le Legs de M." (П., 1908); M. D. Calvocoressi "M." (П., 1908). Григорий Тимофеев.

См. также статьи:
Арцыбушев Николай Васильевич ;
Балакирев Милий Алексеевич;
Баскин Владимир Сергеевич ;
Бессель Василий Васильевич ;
Бородин Александр Порфирьевич;
Головин Александр Яковлевич;
Гольдштейн Эдуард Юльевич ;
Даргомыжский Александр Сергеевич;
Дягилев Сергей Павлович;
Ипполитов-Иванов Михаил Михайлович;
Коммиссаржевский Федор Петрович ;
Компанейский Николай Иванович ;
Кюи Цезарь Антонович;
Леонова Дарья Михайловна;
Молас Александра Николаевна ;
Мусоргские ;
Направник Эдуард Францевич;
Россия, разд. Светская музыка (XIX век) ;
Стасов Владимир Васильевич;
Страхов Николай Николаевич (писатель I);
Трифонов Порфирий Алексеевич .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru