3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Меньшиков Михаил Осипович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Меньков Петр Кононович

Меньшикова Александра Григорьевна

Меншуткин Николай Александрович

Мергасовы

Меншуткин Борис Николаевич

Мережковская Зинаида Николаевна

Меншиковы

Мережковский Дмитрий Сергеевич

Меншикова Екатерина Алексеевна

Мережковский Константин Сергеевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Меньшиков Михаил Осипович - известный публицист. Родился в 1859 г.; кончил курс в морском техническом училище. Поместил в "Голосе", "Санкт-Петербургских Ведомостях" и "Кронштадтском Вестнике" ряд очерков заграничного плавания по Атлантическому океану и Средиземному морю на фрегате "Князь Пожарский" (вышли отдельной книгой "По портам Европы", 1879). В начале 80-х годов много писал в "Кронштадтском Вестнике", вел фельетон в "Морской Газете" и помещал статьи в "Техническом Сборнике"; ему принадлежат два оригинальных труда по гидрографии: "Руководство к чтению морских карт" (Санкт-Петербург, 1891), часть которого, "Отдел русских карт", переведена на французский язык для употребления во французском флоте (П., 1892), и "Лоция Абоских и восточной части Аландских шхер" (Санкт-Петербург, 1892). С середины 80-х годов Меньшиков начинает писать в "Неделе", где в 90-х годах становится главным сотрудником. Как сотрудник "Недели", Меньшиков выдвинулся рядом талантливых литературно-публицистических статей, между которыми особенно обратили на себя внимание "Думы о счастье". Статьи Меньшикова из "Недели" собраны в книгах: "Думы о счастье" (Санкт-Петербург, 1898), "О писательстве" (Санкт-Петербург, 1899), "О любви" (Санкт-Петербург, 1899), "Критические очерки" (Санкт-Петербург, 1900), "Народные заступники" (Санкт-Петербург, 1900). В период сотрудничества в "Неделе" его занимали по преимуществу вопросы нравственности. Под заметным влиянием идей Толстого, вопросам юридического и экономического благоустройства он отводил второстепенное значение. Счастье достижимо только тогда, когда человек, ведя простой образ жизни, по возможности у земли, и стремясь к самоусовершенствованию, познает главную задачу человеческого существования - великий завет любить ближнего. Любовь - единственное животворящее и зиждущее начало даже в неорганической природе, в которой организующую роль играют не катаклизмы и перевороты, а взаимное притяжение атомов. Из вопросов государственной жизни Меньшиков живо интересовался только веротерпимостью и народным образованием. В общем, деятельность Меньшикова могла быть охарактеризована в 1896 г. в "Энциклопедическом Словаре" Брокгауза - Ефрона, как искреннее "стремление познать истину и выработать миросозерцание, достойное нравственно-чуткого человека". С тех пор литературная физиономия Меньшикова столь резко изменилась, что перед нами совершенно другой писатель. Перемена произошла после того, как "Неделя" прекратилась, и Меньшиков вступил в "Новое Время", где блеск изложения и чрезвычайная плодовитость быстро отвели ему видное место в ряду сотрудников газеты. Первое время Меньшиков был верен прежнему симпатичному облику своему, который его противникам, однако, казался чересчур "елейным". Во всяком случае, эта "елейность" была мало уместной именно на столбцах "Нового Времени". Завязалась ожесточенная полемика Меньшикова с "Миром Божьим", "Русским Богатством" и другими органами левой печати, в пылу которой бесследно исчезло все то, что еще недавно было характерно для проповедника безграничной любви. Постепенно Меньшиков превратился в проповедника самой крутой реакционной политики, самых крутых расправ, самых нетерпимых мероприятий. Даже отношение к христианству, как к религии кротости, Меньшиков считает теперь либерально-сентиментальной фальсификацией, ибо Христос возвестил, что он принес "не мир, но меч". В новом периоде своей деятельности Меньшиков всего менее, однако, человек цельного и определенного миросозерцания. Являясь точным барометром различных фазисов борьбы общества с властью, Меньшиков в моменты, когда обозначалось падение авторитета власти, начинал говорить языком, весьма мало подходящим к облику "Нового Времени". Так, в 1904 - 1905 годы стала крылатой формула Меньшикова, что нам не реформы нужны, а "реформа" - псевдоним, под которым легко угадывалось не произносившееся еще тогда слово, конституция. А в первом номере "Нового Времени", вышедшем после 17 октября, когда и самым осторожным людям показалось, что победа революции прочна, Меньшиков воспел настоящий дифирамб "героям, чье чистое сердце, и душа, и жизнь были принесены в жертву отечеству, и чье заточение, мученичество и смерть умилостивили, наконец, жестокую судьбу и послали нам освобождение". Когда миновали эти короткие дни, основные черты писаний Меньшикова в "Новом Времени" выступили на вид с еще большей яркостью. С. В.

См. также статьи:
Горький Максим;
Надсон Семен Яковлевич;
Накрохин Прокофий Егорович ;
Россия, разд. Русская литература (1880-е и 1890-е годы) ;
Толстой Лев Николаевич;
Чехов Антон Павлович.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru