3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Марков Евгений Львович

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Марков Владислав Львович

Марков Михаил Александрович

Марков Владимир Андреевич

Марков Николай Евгеньевич

Марков Василий Васильевич

Марков Николай Петрович

Марков Андрей Андреевич

Марков Николай Федорович

Марков Алексей Тарасович

Маркович Афанасий Васильевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Марков, Евгений Львович - известный писатель (1835 - 1903). Родился в старинной помещичьей семье Щигровского уезда, Курской губернии. По даровитой матери, дочери суворовского генерала Гана, Марков - близкий родственник писательниц Ган , Блаватской , Желиховской, публициста генерала Ростислава Фадеева и С.Ю. Витте. Окончил курс в Харьковском университете кандидатом естественных наук. Был учителем гимназии в Туле, где в то время около директора гимназии, Гаярина, группировался кружок молодых педагогов, одушевленных стремлением поставить педагогическое дело на новых началах. Марков вскоре стал инспектором гимназии. Статья о яснополянской школе, графа Льва Толстого (1862) обратила на Маркова внимание министерства народного просвещения; ему предложили место в ученом комитете и вскоре назначили директором симферопольской гимназии и народных училищ в Крыму. Новое направление учебного дела при графе Д.А. Толстом было ему несимпатично; к тому же здоровье его расстроилось, и он в 1870 г. оставил службу, уехал на год в Южную Европу, затем поселился в деревне; был председателем щигровской уездной земской управы, потом непременным членом крестьянского присутствия. В 1881 г. граф Игнатьев вызывал Маркова в Петербург, в качестве "сведущего человека" по питейному и переселенческому делу, и он был одним из 6 лиц, избранных для защиты выработанных "сведущими людьми" проектов в заседании государственного совета. С конца 1880-х годов Марков состоял управляющим воронежского отделения дворянского и крестьянского земельных банков. Совершил ряд поездок в Италию, Турцию, Грецию, Египет, Палестину, Среднюю Азию и на Кавказ. Литературную деятельность свою Марков начал в 1858 г. рассказом "Ушан" ("Русский Вестник"). В 60-х годах напечатал ряд педагогических и критических статей в "Русском Вестнике", "Отечественных Записках", "Журнале Министерства Народного Просвещения" и других, а также путевых очерков, посвященных заграничным поездкам и прогулкам по Крыму. Последние имели особенный успех и, вышедшие в 1872 г. отдельной книгой ("Очерки Крыма"), в 1884 г. достигли 2-го издания. Расцвет литературной деятельности Маркова относится к 70-м годам. Необычайно шумный успех, выпавший на долю его статьи (1875) в "Голосе" об адвокатах ("Софисты XIX в."), побудил его отдаться литературе с особенным рвением. Он становится одним из плодовитейших публицистов и критиков и пробует также свои силы на поприще романа и повести. В отдельном издании, кроме "Очерков Крыма", появились: "Барчуки. Картины прошлого" (Санкт-Петербург, 1875; автобиографические воспоминания о детстве автора), "Собрание сочинений" (Санкт-Петербург, 1877, том I. Публицистика и критика, том II. Путешествия и педагогия), "Черноземные поля", роман (Санкт-Петербург, 1877), "Берег моря", роман из крымской жизни (Санкт-Петербург, 1880), "Очерки Кавказа" (Санкт-Петербург, 1887), "Путешествие на Восток. Царь-град и Архипелаг. В стране фараонов" (Санкт-Петербург, 1890), "Путешествие по Святой Земле" (Санкт-Петербург, 1891). Из не вошедших в эти издания в свое время обратили на себя внимание ряд критических статей в "Голосе" и "Русской Речи" о Тургеневе, Некрасове, Добролюбове, Островском и других. Менее всего ценны беллетристические произведения Маркова. В "Барчуках" и их продолжении: "Учебные годы барчука" ("Новь", 80-х годов) автобиографический элемент почти заслоняет элемент типичности, а в других произведениях риторически-расплывчатая манера, свойственная всем вообще писаниям Маркова, значительно вредит художественному впечатлению. Несмотря на то, что как критик он ожесточенный враг тенденциозности, Марков в собственных романах - писатель ярко-тенденциозный. Главный роман его - "Черноземные поля" - представляет собой почти сплошную проповедь того, что всего вернее можно назвать благонамеренным либерализмом мещанского счастья и какого-то совсем особенного народничества, ничего общего не имеющего с демократизмом. Герой романа Суровцев - лицо в значительной степени автобиографическое - искренне желает работать на пользу народу, но источник этого желания не в сознании долга пред народом, а в чисто идиллическом воззрении на деревенскую жизнь, как на общение с природой и удаление от шума извращенной жизни городов. Стремление создать из Суровцева и его невесты "героев" в прямом смысле слова не мало вредит роману, который, в общем, производит впечатление слащавой идиллии. Гораздо выше беллетристики Маркова его многочисленные путевые очерки, отчасти написанные в беллетристической форме. Марков - прекрасный стилист, у него есть живое чувство природы; в "Очерках Крыма" много страниц истинно-поэтических. Но и здесь его не покидает свойственная ему приподнятость тона; он часто впадает в риторику. Как критик, Марков стоит по преимуществу на эстетической точке зрения и исходя из нее, не мог правильно понять Некрасова. Он видел только слабые стороны его сатирической и гражданской поэзии и недостаточно оценил поэтическое золото таких произведений как "Мороз красный нос", "Рыцарь на час" и другие. Но ему можно вменить в серьезную заслугу статьи о "Казаках" Толстого. Это великое произведение в свое время (1865) прошло почти незамеченным, один только Марков по достоинству оценил всю его глубину. Как педагог, он оказался одним из самых резких противников Льва Толстого в походе последнего против приемов европейской педагогии. В написанной в 60-х годах статье Маркова: "Признаки старой болезни в нашей педагогии", автор с большой резкостью восстает против вмешательства духовенства в жизнь народной, средней и высшей школы. В публицистических статьях Маркова погоня за эффектными формулами часто ведет к крайним преувеличениям. Марков очень гордится тем, что как в своих публицистических, так и других статьях он совершенно свободен от предвзятости и не отступает от требований жизни в угоду какой бы то ни было "школе". Тем не менее, общий ход его литературной деятельности представляет постепенное уклонение в одну сторону. Являясь в 60-х годах сотрудником "Отечественных Записок" редакции Некрасова и Салтыкова, он в начале 70-х годов больше всего работал в "Вестнике Европы", в середине 70-х годов - в буржуазно-либеральном "Голосе", в конце 70-х годов - в полуконсервативной "Русской Речи", а в 80-х и 90-х годах элемент оппозиции и призыва жизненных сил общества совершенно исчезает из его статей, да к тому же он почти уже и не выступал в роли публициста и критика и отдается исключительно нейтральной области путевых впечатлений. Чаще всего имя Маркова появлялось из журналов в "Русском Вестнике" и "Русском Обозрении", из газет - в "Новом Времени". С. Венгеров.

См. также статьи:
Блаватская Елена Петровна ;
Добролюбов Николай Александрович;
Марков Владислав Львович ;
Марков Николай Евгеньевич;
Россия, разд. Русская литература (1870-е годы) ;
Толстой Лев Николаевич.


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru