ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Лазарь | |||||||||||
Лазаревы-Станищевы | |||||||||||
Лазаревы | |||||||||||
Лазаревский Николай Иванович | |||||||||||
Лазаревский Борис Александрович | |||||||||||
Лазарь (Баранович) - политический и литературный деятель Южной России (1620 - 1693). Приняв монашество, был преподавателем, позже - ректором киевской коллегии, с 1657 г. - черниговским архиепископом. Современники очень уважали его; святой Димитрий Ростовский называет его "великим столпом церкви". Он снискал благорасположение Москвы и в то же время посильно отстаивал автономию малорусского духовенства - против московской патриархии, административную свободу Малороссии - против московских воевод; заботился о подъеме образования и об улучшении быта низшего духовенства, об увеличении числа школ и типографий, о восстановлении разрушенных монастырей и церквей. В Новгороде-Северске Лазарь устроил типографию, которая при его жизни выпустила в свет около 50 книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 г. новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Любитель церковного пения, Лазарь имел прекрасный хор и снабжал певчими Москву. Он приглашал в проповедники лиц с высшим образованием и сам часто говорил проповеди, очень сухие и малодоступные для понимания. Из проповедей, написанных им в Киеве и Чернигове, составились два сборника: "Меч духовный" (1666) и "Трубы словес проповедных" (1679); они посвящены царю Алексею Михайловичу. Мораль Лазаря обычная, шаблонная: жалобы на грехи, советы бежать от мира и т. п. Язык книжный, довольно правильный, без латинских, польских и народных малорусских слов, часто попадающихся в других сочинениях того времени. Что Лазарю не было чуждо поэтическое чувство, это видно из его сборника стихов на польском языке: "Lutnia Apollinowa" (1671). До 500 виршей посвящено прославлению Бога, ангелов и святых; здесь иногда прорывается теплое религиозное чувство. Лучшие стихотворения - о весне, о жатве, о погоде, о туче и о зиме. Недурны стихотворения о войне с татарами и турками, проникнутые любовью к родному краю. К полякам Лазарь относится довольно сочувственно и желает, чтобы великорусы, малороссы и поляки общими силами боролись с турками. Местами попадаются бойкие выражения и пословицы. В 1676 г. Лазарь издал религиозно-полемическое сочинение: "Nowa Miara starey wiary", направленное против "Stara wiara" Боймы. Он говорит против главенства папы, против filioque и других особенностей католичества; местами вставлены стихотворения, не лишенные патриотического одушевления. Тон полемики мягкий. С 1676 по 1683 г. Лазарь издал несколько мелких сочинений ("Вечерний плач", "Заутренняя радость", "Wienec Bozej Matki" и др.); они ныне составляют большую библиографическую редкость, а некоторые известны лишь по заглавиям. - Ср. специальное исследование о Л. Барановиче, Н. Сумцова (Харьков, 1885; указана литература предмета); профессор Шляпкин "Св. Димитрий Ростовский"; Эйхгорн "Сношения малорусского духовенства с московским правительством" (в "Чтениях Московского Общества и Истории и Древностей Российских", 1892 - 1893); "Киевская Старина" (1891, I, 202 - 206, о "Ksiega smierci", Барановича, 1676 - очень редкой книге).
См. также статьи:
Баранович Лазарь ;
Полоцкий Симеон Емельянович (Ситнианович-Петровский);
Феодосий Углицкий .
3W.SU ©® 2015