3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Киприан (святой митрополит киевский)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Киприан (преподобный)

Киприанович Григорий Яковлевич

Киприан (иерарх)

Киприянов Валерьян Александрович

Кипренский Орест Адамович

Киприянов Василий

Кипиани Дмитрий Иванович

Киреев Александр Алексеевич

Кипиани

Киреев Иван Васильевич

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)

Киприан - святой митрополит киевский, родом серб, а по мнению архимандрита Амфилохия ("Труды III-го археологического съезда", том II, Киев, 1878) - болгарин из Трнова, посвящен в Константинополе в 1376 г. патриархом Филофеем еще до смерти святого Алексея. По прибытии в Россию, он, однако, не получил митрополичьей кафедры всея России, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича; поселясь в Киеве, управлял литовским духовенством. В 1380 г., по смерти выбранного великим князем кандидата Митяя, Киприан был признан митрополитом московским, но ненадолго. В 1382 г., заподозрив его в союзе с Ольгердом, Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 г. Управляя иерархией в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Умер в 1406 г., 16 сентября; в этот день чтится его память. Его мощи открыты в 1472 г. В истории русской церкви митрополит Киприан занимает важное место как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В русской церкви первоначально принят был студийский церковный устав, обработанный святым Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI века, когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV веке окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит Киприан много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими Киприану или списанными с книг, ему принадлежавших служебнике и требнике Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность Киприану псалтыри (рукопись Московской духовной академии). В общем деятельность Киприана была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Святому Киприану приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные, но лишь немногие из них могут считаться трудами Киприана. Последний разряд литературных трудов митрополита Киприана образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений святого Киприана имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном ; они проливают свет на богослужебные порядки XIV - XV веков и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне. Надгробное слово Киприану, Григория Цамблака, напечатано в "Чтениях общей истории и древностей российских" (1872, книга 1). См. И. Мансветов, "Митрополит Киприан в его литургической деятельности" (Москва, 1882); "Словарь" Бантыша-Каменского (том III) и "Православный Собеседник" (1862, № 1): "Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской".

См. также статьи:
Василий I Дмитриевич;
Горский Александр Васильевич;
Дионисий ;
Исаакий (епископ черниговский) ;
Россия, разд. История русской литературы (библиография) ;
Россия, разд. История русской литературы (до XVII века) ;
Россия, разд. Классическая филология ;
Тохтамыш .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru