ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Кушниковы | |||||||||||
Кушенов-Дмитревский Дмитрий Федорович | |||||||||||
Кушелевы (и Кушелевы-Безбородко) | |||||||||||
Кучко Степан Иванович | |||||||||||
Кучины | |||||||||||
Кущевский, Иван Александрович - беллетрист (1847 - 1876). Родился в Барнауле (по другим сведениям, - в Красноярске). Окончил курс в томской гимназии, которая в первой половине 60-х годов "жила литературной традицией и способствовала воспитанию не одного писателя". В 1864 г. приехал с караваном золота в Петербург, где проделал всю школу безвыходной голодовки. Одно время он занимался исключительно тяжелым физическим трудом, вплоть до таскания кулей на Калашниковской пристани; мечты об университете пришлось оставить. Его мелкие очерки, изображавшие то нравы и типы окружавшей его голытьбы, то житье-бытье родичей-сибиряков, печатались в "Деятельности", "Народном Голосе", "Петербургском Листке". В нем стал созревать план большого идейного романа, осуществлению которого препятствовали материальные условия. О них Кущевский рассказывает в прошении Литературному Фонду, где он ходатайствует о пособии в 10 рублей: "Увлекшись этой работой (то есть романом) при отчаянной борьбе и крайности, и бросил всякую другую и остался без куска хлеба; на свое счастие, я попал в больницу. Здесь я продаю больничные порции, чтобы покупать свечи; часто сижу голодным и работаю. Но дело подвигается вперед слишком медленно, вечера темные, денег не хватает на свечи". При этих обстоятельствах был закончен "Николай Негорев, или Благополучный россиянин", напечатанный в "Отечественных Записках" (1871, № 1 - 4; отдельное издание 1872), главное произведение Кущевского, дающее ему и в наши дни не только право на признание, но и читателей. На фоне общей картины движения 60-х годов, воплощенного в ряде отчетливых и интересных фигур, Кущевский изобразил в надлежащем свете "благополучного россиянина", дельца-карьериста, характерного для той эпохи, когда этот тип, по свидетельству современников, "являлся в некотором ореоле даже в глазах иных публицистов, смачно толковавших о нашем "промышленном прогрессе", "экономическом развитии" и о том, что "наше время - не время широких задач". Прекрасное изображение детской психологии и школьной жизни, увлекательный юмор, живое движение рассказа, образы "новых людей", особенно женские, забавная и обаятельная фигура Оверина, русского Дон-Кихота, самоотверженного чудака и подвижника, искателя правды, теоретической и моральной, - таковы некоторые из причин широкого успеха, заслуженного произведением Кущевского. Оно выделялось простым, здравым взглядом, чуждым всякого доктринерства, и являлось отголоском общественных настроений, воплощенных в новых, еще никем не подмеченных образах. Полное идейного содержания, оно отвечало и требованиям эстетической критики. По свидетельству одного из критиков, несмотря на горькую правду, высказанную в нем, оно было "встречено молодым поколением с несравненно большим сочувствием, нежели всевозможные эпопеи о разных доморощенных Лео". Надежды, возбужденные романом Кущевского, не оправдались в дальнейшем. Едва начав, он уже устал; недостаток общего развития лишил его новых широких творческих задач; он работал энергично, но из всего написанного им за это время ничто и в малой степени не напоминает его романа. Он помещал рассказы в "Деле" и "Отечественных Записках" ("Не столь отдаленные места" - "Отечественные Записки", 1875, № 7, под псевдонимом Хайдаков), писал в "Будильнике", давал один фельетон в неделю "Сыну Отечества" и два "Новостям". Рассказы его собраны в двух сборниках: "Маленькие рассказы" (СПб., 1875) и "Неизданные рассказы" (СПб., 1888), интересных теперь разве по тому автобиографическому материалу, который в них заключается. Кущевский умер, одинокий, в больнице, от водянки. - Ср. П. Никитин (Ткачев) "Беллетристы-эмпирики" ("Дело", 1875, № 3) и "Недоделанные люди" ("Дело", 1872, № 2); М. Цебрикова "Беллетристы-фотографы" ("Отечественные Записки", 1873, № 11 и 12); В. Горленко "Писатель-пролетарий" ("Московское Обозрение", 1877, № 41 и 42; биография); А. Горифельд "Забытый писатель" ("Русское Бог.", 1895, № 12, и в книге "О русских писателях", СПб., 1912). Важные биографические данные в газете "Сибирь", 1876, № 40. Портрет в "Пчеле", 1877, № 15. А. Горнфельд.
См. также статьи:
Россия, разд. Русская литература (1870-е годы) ;
Ткачев Петр Никитич .
3W.SU ©® 2015