3W.SU
Русский биографический словарь

Русский биографический словарь

ОБЩЕЕ ОГЛАВЛЕНИЕ ПО АЛФАВИТУ:

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Константин Константинович (великий князь)

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало]

[конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ

Константин Иванович

Константин Константинович (князь Острожский)

Константин Добрынич

Константин Михайлович

Константин Димитриевич

Константин Николаевич

Константин Всеволодович (святой князь и чудотворец ярославский)

Константин Павлович

Константин Всеволодович

Константин Романович

(-10) (-50) (-100) (-500) (-1000)

(+10) (+50) (+100) (+500) (+1000)


Константин Константинович, великий князь, второй сын великого князя Константина Николаевича. Родился 10 августа 1858 года. Начал службу во флоте; был 2 года в дальнем плавании. Во время войны с Турцией (1877 - 1878) состоял в экипаже фрегата "Светлана"; провел понтоны, под неприятельскими выстрелами, из устья реки Ольты к мосту у Зимницы. Затем служил в Измайловском полку. В 1891 году назначен командиром лейб-гвардии Преображенского полка, в 1900 году - главным начальником военно-учебных заведений, в 1910 году - генерал-инспектором военно-учебных заведений. С 1889 года президент Академии Наук; с 1900 года почетный академик по разряду изящной словесности. От брака с принцессой Сексен-Альтенбургской, Елисаветой Маврикиевной , родились сыновья, князья императорской крови, Иоанн, Гавриил, Константин, Олег (умерший 29 сентября 1914 года от раны, полученной во время разведки на русско-германском театре войны), Игорь и Георгий, дочери, княжны императорской крови, Татьяна (в замужестве княгиня Багратион-Мухранская) и Вера. Великий князь Константин Константинович наследовал от отца артистические вкусы и способности: он пианист и выступал как актер в ролях: Гамлета, дона-Цезаря в "Мессинской невесте" Шиллера и Иосифа Аримафейского в своей трагедии "Царь Иудейский". Как поэт, он известен под инициалами К. Р.; дебютировал в "Вестнике Европы" (1882, № 8) стихотворением "Псалмопевец Давид". Сборник его стихотворений издан в 1886 году, но в продажу поступило лишь 2-е издание (Санкт-Петербург, 1889; 78 стихотворений, относящихся к 1879 - 1885 годам), одновременно с "Новыми стихотворениями К. Р., 1886 - 1888" (Санкт-Петербург, 1889; 54 произведения). Здесь помещены, между прочим, лирические стихотворения, гекзаметры, стихотворения религиозного характера ("Ты победил, Галилеянин", "Царь Саул", "Севастьян мученик", переложения из Апокалипсиса), послания, стихотворения из полковой жизни. 4-е издание вышло в 1902 году. В 1911 году вышли стихотворения 1900 - 1910 годов. В 1913 году вышел I том полного собрания всех стихотворений К. Р. 1879 - 1912 годов. В 1914 году двумя изданиями, обыкновенным и роскошным, вышла драма "Царь Иудейский". Главные переводы К. Р.: "Мессинская невеста" Шиллера, "Ифигения в Тавриде" Гете, "Гамлет" Шекспира (Санкт-Петербург, 1899; 2 тома, с обширным историко-литературным комментарием). Ряд отзывов К. Р. о представленных на соискание пушкинских премий стихотворных сборниках напечатан в "Отчетах о присуждении пушкинских наград" и "Трудах разряда изящных слов. Императорская Академия Наук". Оттиском из "Журнала Министерства Народного Просвещения" вышла брошюра "Памяти графа А.А. Голенищева-Кутузова" (1914). По направлению своему, муза К. Р. всецело примыкает к "поэзии чистого искусства". Оставшись совершенно в стороне от поэзии страстей и бурных переживаний, К. Р. вырос под обаянием поэзии Майкова, Полонского , Фета, которым посвятил несколько восторженных посланий. Основные воззрения и стремления поэта всего ярче выражены в двух стихотворениях. В первом из них ("Я баловень судьбы") поэт высказывает желание:
Но пусть не тем, что знатного я рода,
Что царская во мне струится кровь,
Родного православного народа
Я заслужу доверье и любовь.
Для этой высокой цели он избирает иной путь:
Пускай прольются звуки,
Моих стихов в сердца толпы людской,
Пусть скорбного они врачуют муки,
И радуют счастливого душой!
Источники своего вдохновенья К. Р. указывает в обращении к "Поэту":
Лишь тем, что свято, безупречно,
Что полно чистой красоты,
Лишь тем, что светит правдой вечной,
Певец, пленяться должен ты.
Любовь - твое да будет знанье:
Проникнись ей - и песнь твоя
В себе включит и все страданья.
И все блаженство бытия.
Одним из симпатичнейших отделов сборников К. Р. являются "Очерки полковой жизни". Они отличаются большой простотой, согреты искренней привязанностью к товарищам по службе и искрятся добродушной веселостью, которая подчас переходит в грусть, когда поэт рисует участь простого солдата (стихотворение "Умер"). В лирических стихотворениях своих К. Р. - поэт "живых и светлых упований" по преимуществу; он воспевает очарования весны, распустившейся черемухи, расцветшей сирени, белоснежного ландыша, пленительно-тихой летней ночи, улыбки утра. В этой светлой радости - главный источник его вдохновения: "опять томит очарованьем благоуханная весна, опять черемухи дыханьем ее краса напоена. Нежно зеленой, сквозистой оделись дымкой леса. Струей повеяло душистой, лаская, греют небеса. Мне запах милый и знакомый былое в сердце воскресил: объятый тайной истомой, прилив учуя свежих сил, дышу черемухи дыханьем, внимаю жадно соловью, весь отдаюсь весны лобзаньям и - очарованный - пою". Ясные по настроению и певучие, лирические стихотворения К. Р. привлекают к себе особое внимание композиторов романсов; более 50 из них положено на музыку. Из драматических произведений К. Р. особое внимание возбудила трагедия на евангельский сюжет: "Царь Иудейский". Несмотря на высокое положение автора, трагедия эта могла быть только несколько раз поставлена при совершенно исключительных условиях, в придворном Эрмитажном театре, для высокопоставленной публики. Между тем в "Царе Иудейском" нет и намека на что-либо отступающее от канонического понимания и в какой бы то ни было степени напоминающее евангельскую историю в понимании ее Ренаном или в изображениях Мункачи и Ге. Для автора тут события не просто истории, а именно истории священной; "Царь Иудейский" - божественное явление. Это придает трагедии характер иконописный, но, вместе с тем, и стильный. Глубочайшее благочестие настолько органически проникает произведение, что дает возможность, не утомляя читателя и зрителя, все время держать его на высоте настроения и обходиться без обычных аксессуаров драмы. - Творчеству К. Р. посвящены книги и брошюры: Д. Михайлов, "Лирика К. Р." (Санкт-Петербург, 1901); Г. Нелюбин, "К. Р." (ib., 1902); Дм. Языков , "Августейший поэт" (Москва, 1903); Н.Я. Стечкин, "К. Р." (Санкт-Петербург, 1904); К. Кузьминский, "К. Р., поэт любви и красоты". С. В.

См. также статьи:
Александра (имя русских великих княгинь) ;
Апухтин Алексей Николаевич;
Елизавета Маврикиевна ;
Куинджи Архип Иванович;
Обер Артемий Лаврентьевич (Артур) ;
Олег Константинович ;
Орловский Владимир Донатович ;
Пушкин Александр Сергеевич;
Семирадский Генрих Ипполитович;
Сергий Александрович ;
Степанов Клавдий Петрович .


НазадВперед

перейти к началу страницы


3W.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru