ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ [начало] | [конец] ПОСЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ | ||||||||||
Козыревский Иван Петрович | |||||||||||
Козубский Евгений Иванович | |||||||||||
Козодавлевы | |||||||||||
Козодавлев Осип Петрович | |||||||||||
Козмин Николай Кирович | |||||||||||
Козьма Пресвитер - южнославянский церковный писатель. Хронологическими данными для определения эпохи деятельности Козьмы обыкновенно служат упоминание у него о начале богомильского движения "в лета правоверного царя Петра болгарского" (927 - 968) и указание духовенству, как на образец для подражания, на "Иоанна пресвитера нового, которого и из вас самих многие знают". Иоанн пресвитер-экзарх был современником болгарского царя Симеона (893 - 927); его едва ли могли помнить даже старые люди позднее конца X и начала XI веков. Но упоминание о "земле болгарской", как о чуждой автору и его слушателям территории, о времени же царя Петра, о попе Богомиле и Иоанне Экзархе, как о далеких по времени деятелях, которым противопоставляются "сии лета", в связи с отсутствием обращений к болгарской пастве, заставляет смотреть на подражание Иоанну Экзарху, как на простую традицию, а не на живой образец. В произведении Козьмы пресвитера нет следов новизны впечатлений от "новоявившейся ереси"; в то же время чувствуется начало реакции, почему эпоху его деятельности приходится значительно отодвинуть от второй четверти X века. Лучший список называет произведение Козьмы пресвитера "Беседой", а эпитет автора, "недостойный", говорит о большей близости данного текста к оригиналу, чем остальных, называющих Козьму "святым". Козьма обличает не только богомилов, но и православное духовенство, которое своими пороками и нерадением вызвало антицерковное и антигосударственное течение. Полная высоких литературных достоинств, обширная "Беседа" является единственным славянским источником по истории богомильства, близким по времени к развитию движения и сравнительно беспристрастным. Забытое на славянском юге в своем целом виде (отрывки, анонимные, помещались в русских сборниках), произведение Козьмы пресвитера стало популярно на Руси в конце XV века, в разгар борьбы с ересью жидовствующих и до сих пор переписывается старообрядцами, ценящими обличительный его характер. - См. В. Златарский , "Сколько бесед написал Козьма пресвитер" ("Сборник статей, посвященных профессору Дринову". Харьков, 1908); М. Попруженко, "Святой Козьма пресвитер "Слово на еретики" (СПб., 1907); его же, "Козьма пресвитер" ("Известия Русского Археологического института в Константинополе", XV, 1911, где указана литература).
3W.SU ©® 2015